Введение
Глава 1. Проблема патриотического воспитания у современной молодежи
1.1. Роль руководителя народно-певческого коллектива в воспитании молодежи
1.2. Жанры русской народной песенной культуры, воспитывающей патриотические качества
Глава 2. Методические основы патриотического воспитания в молодежном певческом коллективе
2.2. Методические рекомендации по воспитанию чувства патриотизма в современном народно-певческом коллективе
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность темы. Проблему патриотического воспитания современной молодежи на сегодняшний день следует считать особо значимой. Построить в России гражданское общество, обеспечить динамичное развитие страны можно только в результате усилий ответственных и дееспособных людей, которые любят свою Родину, способны отстаивать ее интересы, заботятся о ней. Воспитание гражданина-патриота сегодня является залогом гарантированного будущего именно для всего российского общества. В то же время современную ситуацию часто оценивают как нестабильную. Это связано с немаловажным преобразованием жизненных стратегий и ценностных ориентаций большей части сегодняшней молодежи, которая отчуждена от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, у нее отсутствуют четкие перспективы в воспитании личности. Западная культура оказала влияние на переоценку духовных и нравственных ценностей, которые присущи определенной группе людей, молодым гражданам. Большие изменения произошли в мире за последнее время. Это касается, прежде всего, нравственных ценностей и отношения к истории. У современной молодежи искажены представления о таких явлениях, как патриотизм, доброта и великодушие. Сегодня, зачастую, материальные блага и ценности преобладают над духовными. Несмотря на это, все трудности переходного периода не должны быть причиной для приостановления патриотического воспитания молодежи. Знакомство с историей Отечества, его историческим наследием имеет большое значение в воспитании патриотизма. Задача преподавателя содействовать осознанию одной из замечательных традиций музыкальной классики, которая заключается в уважении к иным национальным культурам, стремление содействовать сближению и единству народов.
Объект исследования – воспитание патриотизма у современной молодежи.
Итак, проблема патриотического воспитания молодежи являлась важной во все исторические эпохи российского государства. Особую актуальность она приобретает и в современный период, поскольку сохраняется значимость таких ценностных атрибутов каждого человека, как любовь к Родине, ее защита, долг, верность, преданность, гражданская ответственность, гуманизм.
Важнейшие аспекты совершенствования подготовки руководителей народно-певческих коллективов в рамках патриотического воспитания заключаются в обновлении содержания и методики преподавания учебных дисциплин, введении в программы национально-регионального компонента как составной системной части ФГОС высшего профессионального образования. Новые требования к учебно-воспитательному процессу предполагают ориентацию руководителя на практическую творческую деятельность в современных условиях, преодоление европоцентристских подходов в изучении народной музыкальной культуры, использование богатого этнопедагогического опыта, придание системного характера формам межпредметных взаимосвязей (общегуманитарных, общепрофессиональных и специальных).
Таким образом, предъявляемые современному руководителю народного хора профессиональные требования в условиях полиэтнической культуры могут быть реализованы при условии разработки и внедрения в образовательную практику новых нестандартных подходов к решению вопросов в области научной, музыкально-творческой, художественно-общественной деятельности. Важнейшим аспектом также является усиление демократических основ культуры за счет более полного творческого освоения художественного наследия народов.
Исследовав жанры русской народной песенной культуры, воспитывающей патриотические качества, автор приходит к выводу, что народное искусство во всем многообразии - это великая память народа, «духовный мост», который соединяет день вчерашний и сегодняшний, прошлое и настоящее. Человек, который не помнит прошлого, лишен своих исторических корней, способности осмыслить себя и своего места в жизни.
В рамках методических рекомендаций по воспитанию чувства патриотизма в современном народно-певческом коллективе автор делает вывод о том, что фольклорные экспедиции дают возможность наблюдать народных исполнителей в быту, за работой, в творческом процессе на сценической площадке и в естественной обстановке за «беседой». Общение с народными певцами – ключ к постижению живых интонаций народной речи, напевов, хореографической лексики, инструментальной музыки, методов «припевания».
Основные задачи фольклорной экспедиции это углубление знаний по истории и теории фольклора, приобретение и закрепление навыков вокальнообразовательной, собирательской работы и начальных навыков научной работы, подготовка студента к будущей профессиональной деятельности, а так же расширение его культурного кругозора в области народной педагогики, народного искусства и исполнительства.
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов вузов / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия. 2008. 528 с.
3. Григорьева Н.В., Петунин О.В. Принципы воспитания патриотизма студентов технического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 2.
4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007. – 368 с.
5. Жиров М.С. Русская народная песня: история и современность: монография / М.С. Жиров, О.И. Алексеева; Белгород, институт культуры и искусств. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007.
6. Колпикова О.П, Кузнецова Ю.Н. Вокальная подготовка: учебное пособие. – М.: Изд. ПСТГУ, 2017. – 63 с.
7. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни: учебное пособие для студентов пед. интов. – М.: Высшая школа, 1989.
8. Курганский С.И. Стратегия развития сферы культуры города и региона в свете основных тенденций развития культурного процесса и высшего образования в России // Управление городом: теория и практика. – № 3 (14). – 2014. – С. 32-36.
9. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора: учебное пособие для вузов по специальности «Русский язык и литература». – М., 1989. – 207 с.
10. Медведева М.В. К 40-летию организации народно-певческого образования в России // Народно-певческое образование в России: сборник материалов научнопрактических конференций. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009. – 224 с.