ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И ЦЕННОСТЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И ЦЕННОСТЯХ 7
1.1. Проблема жизненных перспектив в психологии 7
1.2. Психологические исследования проблемы жизненных ценностей 13
1.3. Жизненные перспективы и ценности в представлении
старшеклассников 20
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И
ЦЕННОСТЯХ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты изучения представлений старшеклассников о жизненных
перспективах и ценностях 32
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И ЦЕННОСТЯХ 7
1.1. Проблема жизненных перспектив в психологии 7
1.2. Психологические исследования проблемы жизненных ценностей 13
1.3. Жизненные перспективы и ценности в представлении
старшеклассников 20
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И
ЦЕННОСТЯХ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты изучения представлений старшеклассников о жизненных
перспективах и ценностях 32
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Современная социальная ситуация, характерная для нашей страны, определяется глобальными переменами, происходящими во всех сферах существования общества. Одновременно происходящие изменения способствуют возникновению совершенно новых социально¬психологических проблем в различных сферах жизни человека. Особое влияние происходящие в социуме изменения оказывают на молодое поколение, в процессе жизненного самоопределения представителей которого появляются качественно новые элементы, происходит переосмысление социальной значимости тех или иных жизненных целей и ценностей.
Современность требует от выпускника школы выбора правильной жизненной линии, способствующей сохранению целостности внутреннего мира и самореализации личности человека в будущем. В связи с этим в современных психологических исследованиях на первый план выходит так называемая «жизненная» проблематика, центральное место в которой занимает анализ развития личности во времени жизни - «психология жизненного пути» и ключевой для нее феномен «жизненной перспективы личности».
Актуальность исследования определяется тем, что в современной ситуации резкого изменения социальной действительности, реализация жизненных планов учащихся старших классов в соответствии со сформировавшимся у них жизненными перспективами сталкивается с реальными противоречиями между необходимостью долговременного планирования ими своей жизни и отсутствием способности юношей и девушек к такому планированию.
В связи с этим в настоящее время исследование представлений старшеклассников о жизненных перспективах и связанных с ними ценностях приобретает особую значимость при теоретической разработке данной проблематики в связи с тем, что проблема жизненных перспектив в отношении юношеского возраста остается практически неизученной в современной отечественной психологии.
Таким образом, можно говорить о существовании противоречия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний. Данное противоречие определило проблему исследования, состоящую в необходимости изучения представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Целью исследования является изучение особенностей представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Задачи исследования:
- провести анализ проблемы жизненных перспектив в психологии;
- проанализировать психологические исследования проблемы жизненных ценностей;
- выявить особенности жизненных перспектив и ценностей в представлении старшеклассников;
- провести экспериментальное изучение представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Объект исследования - процесс жизненного самоопределения старшеклассников, предмет исследования - представления старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Исследование проводилось с использованием следующих методов: изучение научной литературы по исследуемой проблематике; анализ и обобщение теоретического материала; формирование выводов; диагностические методики; описание, методы математической обработки данных эмпирического исследования, методы математической статистики.
Методологической основой проведенного исследования стали методология системного подхода, теория жизненного пути и психологического времени личности.
Теоретическое основание исследования составили работы современных отечественных авторов посвященные проблеме сущности феномена жизненной перспективы личности (Е.И. Головаха [10; 11], А.С. Калугина [19], И.А. Мизинова [28], А.С. Огнев [32], И.А. Ральникова [36], Н.А. Русанова [39]), понятию ценностей в психологии (О.И. Близнецова [6], С.С. Бубнова [8], С.Н. Григорьева [12], М.М. Далгатов [13], Э.Э. Лаяков [22]), особенностям представлений старшеклассников о жизненных перспективах (П.И. Арапова [2], Ю.И. Деева [14], И.А. Демина [16], Ю.А. Лец [23], Ф.Г. Ловпаче [24], Н.П. Нарбут [31], В.С. Собкин [42]) и ценностях (Н.А. Бельская [3], Д.А. Бухаленкова [9], О.Б. Мальцева [25], К.Е. Мурзина [30]).
Гипотезой экспериментального исследования стал ряд предположений относительно представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях:
- жизненная перспектива старшеклассников характеризуется обобщенностью, отсутствием в представлении старшеклассников о будущем ожидания конкретных событий;
- большинство старшеклассников характеризуется оптимистичностью в представлениях о своей будущей жизни;
- внешние ценности являются более значимыми для старшеклассников по сравнению с внутренними;
- представления о степени реализации ценностей соответствуют их значимости для старшеклассников.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты отражают важные аспекты современной ситуации возрастного развития в старшем школьном возраста в плане восприятия времени собственной жизни и жизненных событий, протекания процессов планирования будущего на основания характерных для старшеклассников систем ценностей.
Научная новизна исследования заключается в том, что в его ходе производится экспериментальная проверка предположений об особенностях представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в консультативной работе психологов со старшеклассниками, а также в работе по психолого-педагогическому просвещению учителей и родителей относительно жизненного самоопределения в юношеском возрасте.
С точки зрения структуры, данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической части и описания экспериментального исследования, заключения, списка использованной литературы, а также приложений. Принцип структурирования работы определяется необходимостью решения обозначенных выше задач исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе XLIV Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования » (г. Новосибирск, 2018 год). По проблеме исследования опубликована статья на тему « Представление старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях »
Современность требует от выпускника школы выбора правильной жизненной линии, способствующей сохранению целостности внутреннего мира и самореализации личности человека в будущем. В связи с этим в современных психологических исследованиях на первый план выходит так называемая «жизненная» проблематика, центральное место в которой занимает анализ развития личности во времени жизни - «психология жизненного пути» и ключевой для нее феномен «жизненной перспективы личности».
Актуальность исследования определяется тем, что в современной ситуации резкого изменения социальной действительности, реализация жизненных планов учащихся старших классов в соответствии со сформировавшимся у них жизненными перспективами сталкивается с реальными противоречиями между необходимостью долговременного планирования ими своей жизни и отсутствием способности юношей и девушек к такому планированию.
В связи с этим в настоящее время исследование представлений старшеклассников о жизненных перспективах и связанных с ними ценностях приобретает особую значимость при теоретической разработке данной проблематики в связи с тем, что проблема жизненных перспектив в отношении юношеского возраста остается практически неизученной в современной отечественной психологии.
Таким образом, можно говорить о существовании противоречия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний. Данное противоречие определило проблему исследования, состоящую в необходимости изучения представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Целью исследования является изучение особенностей представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Задачи исследования:
- провести анализ проблемы жизненных перспектив в психологии;
- проанализировать психологические исследования проблемы жизненных ценностей;
- выявить особенности жизненных перспектив и ценностей в представлении старшеклассников;
- провести экспериментальное изучение представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Объект исследования - процесс жизненного самоопределения старшеклассников, предмет исследования - представления старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Исследование проводилось с использованием следующих методов: изучение научной литературы по исследуемой проблематике; анализ и обобщение теоретического материала; формирование выводов; диагностические методики; описание, методы математической обработки данных эмпирического исследования, методы математической статистики.
Методологической основой проведенного исследования стали методология системного подхода, теория жизненного пути и психологического времени личности.
Теоретическое основание исследования составили работы современных отечественных авторов посвященные проблеме сущности феномена жизненной перспективы личности (Е.И. Головаха [10; 11], А.С. Калугина [19], И.А. Мизинова [28], А.С. Огнев [32], И.А. Ральникова [36], Н.А. Русанова [39]), понятию ценностей в психологии (О.И. Близнецова [6], С.С. Бубнова [8], С.Н. Григорьева [12], М.М. Далгатов [13], Э.Э. Лаяков [22]), особенностям представлений старшеклассников о жизненных перспективах (П.И. Арапова [2], Ю.И. Деева [14], И.А. Демина [16], Ю.А. Лец [23], Ф.Г. Ловпаче [24], Н.П. Нарбут [31], В.С. Собкин [42]) и ценностях (Н.А. Бельская [3], Д.А. Бухаленкова [9], О.Б. Мальцева [25], К.Е. Мурзина [30]).
Гипотезой экспериментального исследования стал ряд предположений относительно представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях:
- жизненная перспектива старшеклассников характеризуется обобщенностью, отсутствием в представлении старшеклассников о будущем ожидания конкретных событий;
- большинство старшеклассников характеризуется оптимистичностью в представлениях о своей будущей жизни;
- внешние ценности являются более значимыми для старшеклассников по сравнению с внутренними;
- представления о степени реализации ценностей соответствуют их значимости для старшеклассников.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты отражают важные аспекты современной ситуации возрастного развития в старшем школьном возраста в плане восприятия времени собственной жизни и жизненных событий, протекания процессов планирования будущего на основания характерных для старшеклассников систем ценностей.
Научная новизна исследования заключается в том, что в его ходе производится экспериментальная проверка предположений об особенностях представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в консультативной работе психологов со старшеклассниками, а также в работе по психолого-педагогическому просвещению учителей и родителей относительно жизненного самоопределения в юношеском возрасте.
С точки зрения структуры, данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической части и описания экспериментального исследования, заключения, списка использованной литературы, а также приложений. Принцип структурирования работы определяется необходимостью решения обозначенных выше задач исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе XLIV Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования » (г. Новосибирск, 2018 год). По проблеме исследования опубликована статья на тему « Представление старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях »
Исследование представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях, проведенное в рамках данной работы, приобретает сегодня особую значимость при обращении к ситуации восприятия выпускниками современных школ будущего, предвидения предстоящих событий, выдвижения целей и выбора путей их достижения, детерминирующее влияние жизненных планов на организацию деятельности и поведение старшеклассников в настоящем.
Проделанная работа позволила сделать ряд выводов относительно представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях. В частности:
1. Жизненная перспектива понимается как целостная картина будущего, совокупность ожидаемых событий, имеющих ценностно¬смысловое значение для личности. Базовыми основаниями осмысления данного феномена в психологии являются следующие положения жизненная перспектива локализована в сознании; содержание жизненных перспектив составляет совокупность планируемых и ожидаемых человеком событий будущего; мотивационно-ценностный и смысловой контексты выстраивания жизненных планов; структура жизненной перспективы определяется совокупностью устойчивых причинно-следственных связей между событиями будущего, настоящего и прошлого; жизненную перспективу можно оценить по ряду качественных характеристик; жизненная перспектива обладает регулирующей и организующей функциями; она выступает в качестве результирующей индивидуальных особенностей конкретной жизненной ситуации; имеет динамический характер.
2. Ценность в психологии понимается как значимость и идеал, сформированный общественным сознанием; как материальная форма воплощения таких идеалов; как компонент психологической структуры личности, источник мотивации человека. Ценности меняются по мере взросления и психического развития и находятся во взаимосвязи с выстраиванием жизненной перспективы, определяя движение человека от одного значимого события к другому. Выработка старшеклассниками ценностей является компонентом построения ими жизненной перспективы.
3. Экспериментальное исследование представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях показало, что большинство из них не имеют конкретного представления о будущей жизни. Большинство из старшеклассников ожидают прожить около 80 - 85 лет, наиболее насыщенными периодами их жизни должен стать возраст от двадцати до сорока пяти лет. При этом учащиеся не строят значительных планов на длинные периоды времени, что объясняется неопределенностью старшеклассников относительно своей будущей жизни.
4. Различия в степени значимости для старшеклассников внешних и внутренних ценностей не являются статистически значимыми, так как, несмотря на влияние культуры потребления на формирование систем ценностей старшеклассников, традиционные ценности для них все же имеют существенное значение. Кроме того, для большинства старшеклассников характерен средний уровень реализации внутренних и внешних ценностей, а представления о степени реализации ценностей соответствуют их значимости для старшеклассников, то есть в системе их ценностей отсутствует конфликт между данными двумя показателями.
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза исследования подтвердилась частично.
Проделанная работа позволила сделать ряд выводов относительно представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях. В частности:
1. Жизненная перспектива понимается как целостная картина будущего, совокупность ожидаемых событий, имеющих ценностно¬смысловое значение для личности. Базовыми основаниями осмысления данного феномена в психологии являются следующие положения жизненная перспектива локализована в сознании; содержание жизненных перспектив составляет совокупность планируемых и ожидаемых человеком событий будущего; мотивационно-ценностный и смысловой контексты выстраивания жизненных планов; структура жизненной перспективы определяется совокупностью устойчивых причинно-следственных связей между событиями будущего, настоящего и прошлого; жизненную перспективу можно оценить по ряду качественных характеристик; жизненная перспектива обладает регулирующей и организующей функциями; она выступает в качестве результирующей индивидуальных особенностей конкретной жизненной ситуации; имеет динамический характер.
2. Ценность в психологии понимается как значимость и идеал, сформированный общественным сознанием; как материальная форма воплощения таких идеалов; как компонент психологической структуры личности, источник мотивации человека. Ценности меняются по мере взросления и психического развития и находятся во взаимосвязи с выстраиванием жизненной перспективы, определяя движение человека от одного значимого события к другому. Выработка старшеклассниками ценностей является компонентом построения ими жизненной перспективы.
3. Экспериментальное исследование представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях показало, что большинство из них не имеют конкретного представления о будущей жизни. Большинство из старшеклассников ожидают прожить около 80 - 85 лет, наиболее насыщенными периодами их жизни должен стать возраст от двадцати до сорока пяти лет. При этом учащиеся не строят значительных планов на длинные периоды времени, что объясняется неопределенностью старшеклассников относительно своей будущей жизни.
4. Различия в степени значимости для старшеклассников внешних и внутренних ценностей не являются статистически значимыми, так как, несмотря на влияние культуры потребления на формирование систем ценностей старшеклассников, традиционные ценности для них все же имеют существенное значение. Кроме того, для большинства старшеклассников характерен средний уровень реализации внутренних и внешних ценностей, а представления о степени реализации ценностей соответствуют их значимости для старшеклассников, то есть в системе их ценностей отсутствует конфликт между данными двумя показателями.
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза исследования подтвердилась частично.
Подобные работы
- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И ЦЕННОСТЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И ЦЕННОСТЯХ (НА ПРИМЕРЕ УСПЕШНЫХ И НЕУСПЕШНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Социальные представления молодежи о жизненных перспективах и ценностях
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности субъективных представлений о жизненных перспективах участников локальных войн
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Жизненные перспективы подростков склонных к виктимному
поведению
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Влияние социального статуса семьи на жизненную перспективу старшеклассников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018



