Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И ЦЕННОСТЯХ

Работа №30442

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
568
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И ЦЕННОСТЯХ 7
1.1. Проблема жизненных перспектив в психологии 7
1.2. Психологические исследования проблемы жизненных ценностей 13
1.3. Жизненные перспективы и ценности в представлении
старшеклассников 20
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И
ЦЕННОСТЯХ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты изучения представлений старшеклассников о жизненных
перспективах и ценностях 32
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 54


Современная социальная ситуация, характерная для нашей страны, определяется глобальными переменами, происходящими во всех сферах существования общества. Одновременно происходящие изменения способствуют возникновению совершенно новых социально¬психологических проблем в различных сферах жизни человека. Особое влияние происходящие в социуме изменения оказывают на молодое поколение, в процессе жизненного самоопределения представителей которого появляются качественно новые элементы, происходит переосмысление социальной значимости тех или иных жизненных целей и ценностей.
Современность требует от выпускника школы выбора правильной жизненной линии, способствующей сохранению целостности внутреннего мира и самореализации личности человека в будущем. В связи с этим в современных психологических исследованиях на первый план выходит так называемая «жизненная» проблематика, центральное место в которой занимает анализ развития личности во времени жизни - «психология жизненного пути» и ключевой для нее феномен «жизненной перспективы личности».
Актуальность исследования определяется тем, что в современной ситуации резкого изменения социальной действительности, реализация жизненных планов учащихся старших классов в соответствии со сформировавшимся у них жизненными перспективами сталкивается с реальными противоречиями между необходимостью долговременного планирования ими своей жизни и отсутствием способности юношей и девушек к такому планированию.
В связи с этим в настоящее время исследование представлений старшеклассников о жизненных перспективах и связанных с ними ценностях приобретает особую значимость при теоретической разработке данной проблематики в связи с тем, что проблема жизненных перспектив в отношении юношеского возраста остается практически неизученной в современной отечественной психологии.
Таким образом, можно говорить о существовании противоречия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний. Данное противоречие определило проблему исследования, состоящую в необходимости изучения представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Целью исследования является изучение особенностей представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Задачи исследования:
- провести анализ проблемы жизненных перспектив в психологии;
- проанализировать психологические исследования проблемы жизненных ценностей;
- выявить особенности жизненных перспектив и ценностей в представлении старшеклассников;
- провести экспериментальное изучение представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Объект исследования - процесс жизненного самоопределения старшеклассников, предмет исследования - представления старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Исследование проводилось с использованием следующих методов: изучение научной литературы по исследуемой проблематике; анализ и обобщение теоретического материала; формирование выводов; диагностические методики; описание, методы математической обработки данных эмпирического исследования, методы математической статистики.
Методологической основой проведенного исследования стали методология системного подхода, теория жизненного пути и психологического времени личности.
Теоретическое основание исследования составили работы современных отечественных авторов посвященные проблеме сущности феномена жизненной перспективы личности (Е.И. Головаха [10; 11], А.С. Калугина [19], И.А. Мизинова [28], А.С. Огнев [32], И.А. Ральникова [36], Н.А. Русанова [39]), понятию ценностей в психологии (О.И. Близнецова [6], С.С. Бубнова [8], С.Н. Григорьева [12], М.М. Далгатов [13], Э.Э. Лаяков [22]), особенностям представлений старшеклассников о жизненных перспективах (П.И. Арапова [2], Ю.И. Деева [14], И.А. Демина [16], Ю.А. Лец [23], Ф.Г. Ловпаче [24], Н.П. Нарбут [31], В.С. Собкин [42]) и ценностях (Н.А. Бельская [3], Д.А. Бухаленкова [9], О.Б. Мальцева [25], К.Е. Мурзина [30]).
Гипотезой экспериментального исследования стал ряд предположений относительно представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях:
- жизненная перспектива старшеклассников характеризуется обобщенностью, отсутствием в представлении старшеклассников о будущем ожидания конкретных событий;
- большинство старшеклассников характеризуется оптимистичностью в представлениях о своей будущей жизни;
- внешние ценности являются более значимыми для старшеклассников по сравнению с внутренними;
- представления о степени реализации ценностей соответствуют их значимости для старшеклассников.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты отражают важные аспекты современной ситуации возрастного развития в старшем школьном возраста в плане восприятия времени собственной жизни и жизненных событий, протекания процессов планирования будущего на основания характерных для старшеклассников систем ценностей.
Научная новизна исследования заключается в том, что в его ходе производится экспериментальная проверка предположений об особенностях представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в консультативной работе психологов со старшеклассниками, а также в работе по психолого-педагогическому просвещению учителей и родителей относительно жизненного самоопределения в юношеском возрасте.
С точки зрения структуры, данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической части и описания экспериментального исследования, заключения, списка использованной литературы, а также приложений. Принцип структурирования работы определяется необходимостью решения обозначенных выше задач исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе XLIV Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования » (г. Новосибирск, 2018 год). По проблеме исследования опубликована статья на тему « Представление старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях »

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях, проведенное в рамках данной работы, приобретает сегодня особую значимость при обращении к ситуации восприятия выпускниками современных школ будущего, предвидения предстоящих событий, выдвижения целей и выбора путей их достижения, детерминирующее влияние жизненных планов на организацию деятельности и поведение старшеклассников в настоящем.
Проделанная работа позволила сделать ряд выводов относительно представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях. В частности:
1. Жизненная перспектива понимается как целостная картина будущего, совокупность ожидаемых событий, имеющих ценностно¬смысловое значение для личности. Базовыми основаниями осмысления данного феномена в психологии являются следующие положения жизненная перспектива локализована в сознании; содержание жизненных перспектив составляет совокупность планируемых и ожидаемых человеком событий будущего; мотивационно-ценностный и смысловой контексты выстраивания жизненных планов; структура жизненной перспективы определяется совокупностью устойчивых причинно-следственных связей между событиями будущего, настоящего и прошлого; жизненную перспективу можно оценить по ряду качественных характеристик; жизненная перспектива обладает регулирующей и организующей функциями; она выступает в качестве результирующей индивидуальных особенностей конкретной жизненной ситуации; имеет динамический характер.
2. Ценность в психологии понимается как значимость и идеал, сформированный общественным сознанием; как материальная форма воплощения таких идеалов; как компонент психологической структуры личности, источник мотивации человека. Ценности меняются по мере взросления и психического развития и находятся во взаимосвязи с выстраиванием жизненной перспективы, определяя движение человека от одного значимого события к другому. Выработка старшеклассниками ценностей является компонентом построения ими жизненной перспективы.
3. Экспериментальное исследование представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях показало, что большинство из них не имеют конкретного представления о будущей жизни. Большинство из старшеклассников ожидают прожить около 80 - 85 лет, наиболее насыщенными периодами их жизни должен стать возраст от двадцати до сорока пяти лет. При этом учащиеся не строят значительных планов на длинные периоды времени, что объясняется неопределенностью старшеклассников относительно своей будущей жизни.
4. Различия в степени значимости для старшеклассников внешних и внутренних ценностей не являются статистически значимыми, так как, несмотря на влияние культуры потребления на формирование систем ценностей старшеклассников, традиционные ценности для них все же имеют существенное значение. Кроме того, для большинства старшеклассников характерен средний уровень реализации внутренних и внешних ценностей, а представления о степени реализации ценностей соответствуют их значимости для старшеклассников, то есть в системе их ценностей отсутствует конфликт между данными двумя показателями.
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза исследования подтвердилась частично.



1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/raboti- k-a-abulh/strategiya.html(23.03.2018).
2. Арапова П.И. Выбор жизненного пути старшеклассниками как социально-педагогический феномен // Вестник МГПУ. - 2013. - № 3. - С. 77 - 85.
3. Бельская Н.А. Ценностные ориентации старшеклассников с признаками интеллектуально-академической и творческой одаренности // Одаренный ребенок. - 2016. - № 2. - С. 105 - 118.
4. Бенедик И.В. Жизненные перспективы студентов-психологов // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 50¬2. - С. 182 - 189.
5. Березина С.А. Смысложизненные ценности старшеклассников //
Образование и наука будущего. - 2016. - Т. 1. - С. 43 - 48
6. Близнецова О.И., Шапенкова И.П. Изучение ценностно-смысловой сферы личности как психического новообразования юношеского возраста. // Вестник Нижневартовского государственного университета. - № 2. - 2014. - С. 34 - 39.
7. Братусь Б.С. Аномалии личности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyberia.ru/book/bratus.pdf/ (25.03.2018).
8. Бубнова С.С. Ценностные ориентации как нелинейная система и диагностика внутриличностной неопределенности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipras.ru/conf/bubn.htm/(28.03.2018).
9. Бухаленкова Д.А. Представления современных подростков об успехе // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 4. - С. 31 - 35.
10. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2001. - С. 256 - 269.
11. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.twirpx.com/file/377883/(23.03.2018).
12. Григорьева С.Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике // Молодой ученый. - 2016. - № 6-2. - С. 37 - 41.
13. Далгатов М.М., Джамалудинова А.Г. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентаций в психологических исследованиях // Известия ДГПУ. - 2013. - № 3. - С. 18 - 23.
14. Деева Ю.И. Особенности психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников // Научное знание современности. - 2017. - № 1. - С. 48 - 53.
15. Деева Е.В. Социальная успешность как фактор профессионального становления молодежи // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 6. - С. 205 - 209.
16. Демина И.А. Изучение жизненных перспектив старшеклассников в контексте субъективной картины жизненного пути: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. - 20 с.
17. Ежевская Т.И. Ценности как важный психологический ресурс личности // Гуманитарный вектор: Серия Педагогика, психология. - №2. - 2015. - С. 55 - 59.
18. Иванова М.А. Социально-психологическая адаптация подростков с различными сценариями жизни // Наука и современность. - 2013. - № 23. - С. 83 - 87.
19. Калугина А.С. Жизненные перспективы личности, оказавшейся в кризисной ситуации безработицы: постановка проблемы // Вестник Пермского университета. - 2013. - № 1. - С. 117 - 123.
20. Кимберг А.Н. «Личные проекты» в профессиональной социализации молодых ученых // Проблемы социальной психологии личности. - 2007. - С. 118 - 121.
21. Краснослабодская А.Х. Особенности представлений об успехе у старшеклассников с разным самоотношением // Инновационная наука.- 2015. - № 12-3. - С. 211 - 212.
22. Лаяков Э.Э. К вопросу о жизненных ценностях современной молодежи // Экономика и социум. - 2016. - № 12-2. - С. 24 - 26.
23. Лец Ю.А. Особенности восприятия будущего в старшем школьном возрасте // Педагогика развития: социальная ситуация развития и образовательные среды. - Красноярск: КГУ, 2015. - 112 с.
24. Ловпаче Ф.Г. Жизненные перспективы как основной показатель личностного развития в юношеском возрасте // Вестник АГУ. - 2011. - № 3. - С. 106 - 110.
25. Мальцева О.Б. Ценностные ориентации старшеклассников в современной реформируемой школе // Потенциальные ресурсы современного образовательного пространства для становления личности в условиях непрерывного образования. - 2014. - Т. 1. - С. 62- 68.
26. Методика «Оценивание насыщенности пятилетних интервалов» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/test300m/pvl(11.04.2018).
27. Методика «Ценностные ориентации» (О.И. Моткова, Т.А. Огнева). -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://sites.google.com/site/test300m/pvl(11.04.2018).
28. Мизинова И.А. Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению // Известия Саратовского университета. - 2013. - № 4-1. - С. 59 - 64.
29. Мудрак В.И., Павлова Т.А. Процессы целеполагания в организации времени студентов высшей школы. - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://irbis.bigpi.biysk.ru/cgi-
bin/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=BIBL&P21DB N=BIBL&S21STN=1&S21REF=5&S21FMT=fullwebr (23.03.2018).
30. Мурзина К.Е. Формирование ценностных ориентаций у старшеклассников // Концепт. - 2015. - № 2. - С. 176 - 180.
31. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Жизненные планы российской студенческой молодежи: гендерные и иные различия в оценках собственных перспектив на рынке труда // Вестник РУДН. - 2014. - № 3. - С. 143 - 168.
32. Огнев А.С. Жизненная навигация личности: научно-педагогические основы реализации в профессиональном образовании // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 1-4. - С. 157 - 162.
33. Панина С.В. Особенности профессионального самоопределения школьников в поликультурной образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 7. - С. 216 - 223.
34. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://books.google.ru/books/about/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82 %D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0 %
D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%B8.html?id=FQuUOQAACA AJ&redir_esc=y (23.03.2018).
35. Прима А.К. Представления о перспективе будущего как характеристика субъектности студентов // Известия ЮФУ. - 2013. - № 10. - С. 221 - 226.
36. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания // Известия АГУ. - 2011. - № 6. - С. 53 - 60.
37. Рубцова Т.Ю. Формирование жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза в центре довузовского образования // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2013. - №4. - С. 233 - 235.
38. Рубцова Т.Ю. Школьный экономический университет как возможность формирования мотивационно значимых жизненных перспектив // Вестник ПГЛУ. - 2014. - № 1. - С. 151 - 155.
39. Русанова Н.А., Вербина Г.Г. Жизненный путь как общественно-исторический способ индивидуального развития личности // Современные тенденции развития науки и технологи. - 2017. - № 2-9. - С. 141 - 145.
40. Русс С.А. Коннотационный и денотационный уровни представлений об успешности подростков разного порядка рождения // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 5-6. - С. 145 - 150.
41. Сайко Я.В., Гуслякова Н.И. Исследование взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и самооценкой личности студентов // Вестник ЧГПУ. - 2013. - №10. - С. 208 - 217.
42. Собкин В.С., Смыслова М.М. Социальное самочувствие подростка: оценка успешности жизненных перспектив (по материалам кросскультурного исследования) // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 8. - С. 19 - 27.
43. Сорокоумова Е.А., Лобанова А.В. Формирование ценностных ориентаций у детей в процессе освоения традиционного прикладного искусства // Международный журнал экспериментального образования - 2014. - № 1-2. - С. 96 - 101.
44. Сорокоумова Е.А., Фадеев Д.С. Изучение ценностных ориентаций посредством метафоры // Известия СНЦ РАН. - 2015. - № 1. - С. 106 - 109.
45. Суменко Л.В. Нравственный выбор как трудная жизненная ситуация старшеклассников // Труды Ростовского государственного ун-та путей сообщения. - 2014. - № 1. - С. 152 - 156.
46. Хурум С.Х. Формирование мотивации достижения у подростков // Вестник АГУ. - 2016. - № 5. - С. 98 - 100.
47. Шибаева Л.В. Педагогическое сообщество школы как коллективный автор стратегий развития обучающихся // Грани познания. - 2017. - № 1. - С. 7 - 11.
48. Чиркова В.В. Ценностные ориентации старшеклассников, определяющие их успешную социализацию в информационном обществе // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2017. - № 2-1. - С. 71 - 75.
49. Яковлева Н.А. Смысложизненные ориентации подростков // Мир науки, культуры и образования. - 2016. - № 6. - С. 132 - 135.
50. Яницкий М.С. Смысложизненные аспекты процесса профессионального самоопределения студентов вуза. // Ползуновский вестник. - 2012. - №№

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ