Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛЖИВОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ И СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №30435

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
581
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЖИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогические аспекты лживого поведения в
дошкольном возрасте 6
1.2 Специфические особенности детской лжи 12
1.3 Причины и формы проявления лживого поведения в дошкольном
возрасте 20
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЖИВОГО
ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1 Организация исследования лживого поведения у детей
дошкольного возраста 32
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 35
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ

Известный факт, ложь является неотъемлемой составляющей жизни человека. Едва ли можно найти человека, который хотя бы раз в своей жизни не солгал. Появившаяся в детском возрасте потребность во лжи имеет большое воздействие на дальнейшее формирование личности ребёнка. Для детей ложь выступает одним из важнейших компонентов их взросления и познания мира. Для гармоничного развития личности ребёнка важно как можно скорее определить причины, по которым ребёнок начинает обманывать, а его фантазию направить в правильное русло, постараться научить его честности.
Актуальность исследования. Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, именно поэтому ставится задача - способствовать созданию соответствующей социокультурной среды. Дети дошкольного возраста начинают осваивать социальные нормы и правила, одним из которых является социально одобряемое поведение. Оно преподносится детям как верное, честное поведение. В противоположность ему ставится социально неодобряемое поведение, которое трактуется как лживое. В то время как такие понятия как «лживое» и «честное» поведение абстрактны и находятся в зависимости от социокультурных норм. Дошкольное детство является начальным этапом усвоения норм социального поведения, и задача овладения нравственными нормами имеет огромное значение, главным образом в условиях современного мира. Осознанное принятие ребёнком дошкольного возраста морально-нравственных норм и ценностей, включает и отношение ко лжи, которое играет значимую роль в формировании личности ребёнка, выработке регулирования его поведения и отношений с окружающими людьми.
Цель исследования: осуществить сравнительный анализ лживого поведения младших и старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты лживого поведения детей дошкольного возраста в научной литературе.
2. Определить специфические особенности детской лжи при анализе научной литературы.
3. Проанализировать причины и формы проявления лживого поведения в дошкольном возрасте.
4. Организовать исследование лживого поведения у детей дошкольного возраста.
5. Дать анализ и интерпретацию полученных результатов, и их сравнительную характеристику.
Объект исследования: дети младшего и старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: лживое поведение младших и старших дошкольников.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной и методической литературы по теме лживого поведения младших и старших дошкольников.
2. Эмпирические: выбор и проведение психодиагностики лживого поведения с применением методики О.В. Коньковой «Пуговица Карлсона».
Гипотеза состоит в предположении, что лживое поведение чаще проявляется у детей старшего дошкольного возраста.
Проблемой изучения феномена детской лжи занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги, такие как П. Экман, П.Ф. Каптерев, Ст. Холл, В.В. Зеньковский, А. Фрейд, Ж. Пиаже, В.С. Мухина. В исследованиях акцентируется внимание на том, что часто сами взрослые становятся причиной возникновения лжи у детей дошкольного возраста. Рассматриваются классификация, формы, причины детской лжи, обращается внимание на то, что культура, в которой живут люди, содержит в себе ложь как обязательный феномен. Акцентируется внимание на том, что детская ложь появляется тогда, когда ребёнок начинает противостоять действительности, в которой его желания не соответствуют нормам, которые приняты в обществе. Исследования показывают, что ложь появляется как возмещение неполноты произвольного поведения.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении научного материала по феномену детской лжи у младших и старших дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в эмпирических результатах, которые будут необходимы воспитателям ДОУ, родителям, студентам, обучающимся по направлению дошкольное образование.
Апробация основных результатов исследования была отражена в двух статьях: Митрошина Я.И. Специфические особенности детской лжи // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. - 2018. - №1.- С. 217-218.
Митрошина Я.И. Причины лживого поведения детей дошкольного возраста // Современные тенденции в науке, технике, образовании. - 2018.- №1. - С. 165-166.
Выпускная квалификационная работа: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию лживого поведения младших и старших дошкольников. В первой главе мы рассмотрели психолого-педагогические аспекты лживого поведения детей дошкольного возраста в научной литературе, определили специфические особенности детской лжи, проанализировали причины и формы проявления лживого поведения в дошкольном возрасте.
В ходе теоретического анализа выявлено, что ложь - это умышленная попытка ввести в заблуждение того, к кому направлена информация, без всякого предупреждения о своём намерении совершить это. Мир, в котором живут дети и взрослые содержит в себе ложь как неизбежное явление жизни. Часто ребёнок использует ложь как своего рода защитный механизм от жизненных неприятностей. Чтобы понять, когда ребёнок сознательно использует ложь как искажение действительности, нужно понять может ли ребёнок отличать реальность от фантазии. Возникновение лжи обуславливается тем, что ребёнок начинает противостоять реальному миру, в котором поведение людей часто не соответствует желаниям ребёнка. Детская ложь появляется и в том случае, когда ребёнку предъявляются новые для его восприятия требования. Именно поэтому возникает противоречивая ситуация, в которой желания ребёнка и нравственные нормы противостоят друг другу. Дети предстают перед выбором исполнить свою прихоть и получить порицание со стороны взрослого, либо отступиться от своего желания и получить одобрение. Дети в возрасте до 4-х лет не лгут, чтобы извлечь выгоду для себя, они просто могут использовать различные розыгрыши при этом, доказывая окружающим, что они уже выросли и стали умными. Впрочем, каждый ребёнок с возрастом осознаёт, что ему намного выгоднее солгать, потому что в этом случае он сможет избежать тех ситуаций, которые ему неприятны. Немаловажной составляющей детской лжи являются отношения с родителями. Предумышленное использование лжи появляется, когда ребёнок начинает ощущать страх перед возможным наказанием за поступки, а также, что взрослые только на словах говорят, что ложь это отрицательное качество, тогда как их поступки показывают обратное. Только после 4-х лет ребёнок начинает сопоставлять причину, по которой его наказали с тем как можно избежать этого наказания. Именно тогда ребёнок начинает использовать ложь как средство получения желаемого результата. Самой трудной для ребёнка является ложь о себе и своих чувствах, так как дети дошкольного возраста еще непосредственны и искренни в своих чувствах. Если вовремя не отучить ребёнка лгать, то в дальнейшем это может стать чертой его личности, но в то же время использование элементов лживого поведения говорит о том, что мышление ребёнка развивается и наступает новый возрастной этап развития.
Дети дошкольного возраста порицают все виды лжи. Однако дети 5-6 лет начинают понимать что такое «белая ложь» и считают её более приемлемой, чем ложь, чтобы избежать наказания. Часто дети находятся в ситуации, когда они в силу своего возраста, недостоверно передали информацию и последствия таковы, что родители начинают обвинять их во лжи, и для детей становится настоящим испытанием доказать, что у них не было намерений солгать.
Фантазии неотъемлемая часть взросления ребёнка, но нередко дети начинают фантазировать из-за желания уберечь себя от реально существующих проблем. В этой ситуации важно помочь ребёнку справиться с непростой для него ситуацией, а также поспособствовать тому, чтобы ребёнок не уходил в мир своих фантазий. В возрасте от 4 лет ребёнку необходимо уметь отличать фантазии от реальности. Фантазии ребёнка выступают своеобразным сигналом родителям в сторону того, чего не хватает их ребёнку. Самым важным отличием фантазии ото лжи является искренность эмоций ребёнка, а также то, что когда ребёнок фантазирует, он не имеет для себя никакой выгоды.
Существуют невербальные признаки, по которым можно опознать обман ребёнка, и чем младше ребёнок, тем легче определить, что он говорит неправду.
В каждом возрасте доминируют определённые мотивы лжи. Главной причиной детской лжи выступает стремление избежать наказания. Наиболее частыми причинами лжи детей являются: стремление к самоутверждению, страх разочаровать взрослых, подражание взрослым, желание привлечь к себе внимание, избегание насмешек, осознание ребёнком выгодных последствий лжи, потеря взрослыми авторитета у детей. Выделяют 2 основные формы лжи, первая из них это умалчивание. При этой форме, обманщик утаивает правдивую информацию, однако, и не сообщает ложной. Искажение является второй формой лжи, при которой обманщик не только скрывает правду, но и предоставляет ложную информацию.
В ходе исследования нами было организовано исследование лживого поведения у детей дошкольного возраста, а также дан анализ и интерпретация полученных результатов, и их сравнительная характеристика. На основании полученных данных правдивого- неправдивого поведения детей младшего и старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что дети старшего дошкольного возраста более склонны к проявлению лживого поведения. В то время как дети младшего дошкольного возраста склонны к правдивому поведению. Результаты объясняются тем, что правдивое-неправдивое поведение находится в прямой зависимости от ведущих психических функций, которые совершенствовались и развивались от младшего к старшему дошкольному возрасту.
Наша работа позволяет сделать вывод о том, что поставленная цель была достигнута. Задачи, обозначенные в начале исследования, решены, гипотеза подтверждена.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд.,стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Алипова Л. В. Воспитание честности и правдивости у детей
дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 38-40. - URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7923/(дата обращения: 26.05.2018).
3. Баркан А. И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. - М.: Дрофа-Плюс, 2004. - 352 с.
4. Боймирзаева Д.Д. Лживость как форма поведения, заключающаяся в намеренном искажении действительности // Актуальные вопросы развития современного общества сборник статей 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. -2014. - С. 41-50.
5. Борозинец А.О. Социально-психологические и психофизиологические особенности адаптации личности к изменяющимся факторам окружающей среды // Сборник трудов участников Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Под редакцией Вишнякова А.И. - 2017.
- С. 31-36.
6. Бучкова А.И. Агрессивность, жадность, лживость и другие подводные камни воспитания // Дошкольное воспитание. - 2017. - №12. - С. 52-53.
7. Герасимова А. С. Понимание детьми обмана как показатель становления модели психического («Theory ofMind») / А. С.
Герасимова, Е. А. Сергиенко // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В.Люсина, Д. В.Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 63-80.
8. Герин Г.С. Особенности детского манипулятивного поведения // Юность и Знания - Гарантия Успеха - 2015. Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции // под ред. А.А. Горохов, 2015. - Т. 2. - С. 274-277.
9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск.: Харвест, 1998. - 620 с.
10. Гусова А.Д. Психоэмоциональное переживание, проявляющееся через тревогу. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2016. -Т. 5. - №3. - С. 252-254.
11. Дорофеева Н.В., Егоров И.В. Психологический анализ склонности ко лжи у дошкольников в контексте морально-нравственного развития // Вестник Православного Свято¬Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2016. - №4. - С. 120-131.
12. Дубровский Д.И. Обман. Философско- психологический анализ. - М.: Изд-во РЭЙ, 1994. - 117 с.
13. Дьяченко Н.С. Ложь ребёнка дошкольника // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - №22. - С.100-102.
14. Жухай Р. Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно- Алтая материалы IV международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов, посвящённая году гостеприимства в Республике Тыва. Тувинский государственный университет. - 2016. - С. 42-44.
15. Зеньковский В. В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. - 346 с.
16. Каптерев П.Ф. О природедетей: Избранное / Составители, всту пительная статья. М.В. Богуславский, К.Е. Сумнительный. -М.: Издательский дом «Карапуз», 2005. - 288 с.
17. Козачек О.В., Бравославская С.В., Черняева А.В. Психологическая манипуляция в семье ребёнка-дошкольника: анализ родительских представлений // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - №S8. - С. 16-20.
18. Козачек О.В., Бравославская С.В., Черняева А.В. Родители о манипуляциях детей-дошкольников // Грани познания. - 2013. - №5.- С. 94-105.
19. Козлова С. А., Куликова Т.А. дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. Учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
20. Конькова О.В. Психодиагностика в дошкольном возрасте. - Минск: БГУ, 2012. - 56 с.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. - 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
22. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с.
23. Любимова Е.В. Как отучить ребенка врать. -
СПб.: Вектор, 2015. - 160 с.
24. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 456 с.
25. Нагаева Л. Г. Ребёнок говорит неправду! Фантазия или обман? Советы и рекомендации психолога. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. - 64 с.
26. Николаева Е.И. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. - СПб.: Питер, 2011. - 176 с.
27. Новикова А.М., Наумов В.В. Лингвистика лжи (на материале детской речи) // Неделя науки СПбПУ Материалы научной конференции с международным участием. Лучшие доклады. - 2016. - С. 329-333.
28. Орлова Е. Почему дети лгут? Где ложь, а где фантазия. СПб.: Питер, 2011. - 192 c.
29. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М.: Педагогика- Пресс, 1994. - 526 с.
30. Романова Н.М., Самохина М.А. Изменение параметров невербального поведения при сообщении истинной и ложной информации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - №12-1. - С. 140-145.
31. Самойлова Е.С. Психологические причины лжи ребёнка // Психология XXI века. Актуальные проблемы современнойпсихологии материалы XIII международной научно¬практической конференции. - 2017. - С. 87-90.
32. Сергиенко Е.А. Уровневое развитие модели психического и ее значение для понимания внутреннего мира ребёнка // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2008. - Т. 14. - №4. - С. 11- 21.
33. Синеокая Ю.В. Право на обман (к вопросу о пользе и вреде лжи в воспитательных практиках) // Этическая мысль. - 2015. - Т. 15. - №2. - С. 70-87.
34. Скрыпник О.В. Рудакова О.А. Феномен лжи и особенности его понимания // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №51-1. - С. 430-438.
35. Степанов С.С. Большой мир маленьких детей. Мы и наши дети: грамматика отношений. - М.: Дрофа-Плюс, 2006. - 224 с.
36. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
37. Форд Ч. Как, почему и зачем лгут даже честные люди. - М.: ЭКСМО, 2013. - 400 с.
38. Фрай О. Детекция лжи и обмана. 2-е международное издание. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. - 320 с.
39. Фрай, О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи / Оддерт Фрай. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2006. - 284 с.
40. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа / пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 400 с.
41. Хазова С.А., Мосина О.А., Ус О.А. Изучение мотивов лживого поведения в процессе возрастного развития детей // Современные наукоёмкие технологии. - 2016. - № 3-2. - С. 415-419.
42. Хачатурова А.В. Понимание обмана детьми у условиях семейной депривации // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 330. - С. 168-171.
43. Чекушкина Е.Н. Анализ особенностей интерпретации феномена обмана и лжи в гуманитарном знании // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - №4. - С. 72а-76.
44. Черная Е.В., Арсеньева Ю.Ю. Психолого-педагогические аспекты лживого поведения в дошкольном возрасте // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. L-LI междунар. науч.-практ. конф. - 2015. - № 3-4(50). - С. 152-157.
45. Чуковский К. Самое лучшее. Серебряный герб. От двух до пяти / К. Чуковский. - Москва: АСТ, 2013. - 799 с.
46. Шелуханова А.В. Ложное воспоминание как форма психологической защиты личности // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2017. - №1 (274). - С. 213-216.
47. Шелуханова А.В. Социально-психологические причины лжи в дошкольном возрасте // Психолог и вызовы современного мира материалы VIII Международного семинара молодых учёных и аспирантов. отв. ред. Н.А. Коваль. - 2016. - С. 121-125.
48. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 384 с.
49. Экман П. Лгуны или фантазёры. Правда о детской лжи. СПб.: Питер, 2017. - 272 с.
50. Экман П. Почему дети лгут? - СПб.: Питер, 2017. - 240 с.
51. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ