РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Проблема развития ответственности дошкольников в психолого¬
педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития ответственности в период дошкольного
детства 14
Выводы по первой главе 24
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 26
2.1. Организация исследования. Методики исследования. Выявление исходного уровня развития ответственности детей дошкольного
возраста 26
2.2. Описание психолого-педагогической программы развития
ответственности дошкольников 34
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 39
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Проблема развития ответственности дошкольников в психолого¬
педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития ответственности в период дошкольного
детства 14
Выводы по первой главе 24
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 26
2.1. Организация исследования. Методики исследования. Выявление исходного уровня развития ответственности детей дошкольного
возраста 26
2.2. Описание психолого-педагогической программы развития
ответственности дошкольников 34
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 39
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Социальные и экономические изменения, происходящие сегодня в нашей стране, предъявляют особые требования к субъектным свойствам личности, благодаря которым человек способен не только приспосабливаться к изменчивой и неопределенной среде, но и обеспечивать прогресс общества. Такими свойствами являются активность, инициативность и, конечно же, ответственность, которая является высшим личностным образованием, сложным феноменом, характеризующим высший уровень развития человека, его индивидуальную и социальную зрелость.
Соответственно этому, социальный заказ государства в современном образовании направлен на воспитание человека нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации ответственного выбора. Дошкольное образование, которое считается первой важной ступенью всей образовательной системы, определяет основы, на которых затем осуществляется развитие ответственной личности, поскольку именно в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития. Одной из важнейших целей воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях поэтому является формирование у них умений самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность, то есть развитие ответственности у детей дошкольного возраста.
В связи с этим исследование происхождения и развития такого сложного феномена как ответственность, определение средств и методов, обусловливающих данный процесс в дошкольном возрасте, приобретает сегодня особую значимость и актуальность. Изучение данных вопросов необходимо для правильного определения вектора деятельности дошкольного образовательного учреждения и его педагогов в процессе развития ответственности у дошкольников. Кроме того, изучение данной проблематики позволит оптимизировать процесс развития ответственности у дошкольников в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов, позволяя добиться максимальных результатов.
Целью исследования является комплексное изучение процесса развития ответственности в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
- провести анализ проблемы развития ответственности дошкольников в психолого-педагогической литературе;
- выявить особенности развития ответственности в период дошкольного детства;
- провести эмпирическое исследование проблемы развития ответственности в дошкольном возрасте.
Объект исследования - развитие личности ребенка дошкольного возраста, предмет исследования - развитие ответственности в дошкольном возрасте.
Исследование проводилось с использованием следующих методов: изучение научной литературы по исследуемой проблематике; анализ и обобщение теоретического материала; формирование выводов; диагностические методики; наблюдение; методы математической обработки данных эмпирического исследования, методы математической статистики.
Методологической основой проведенного исследования стали такие общенаучные принципы как принцип единства сознания и деятельности, принцип развития. При построении схемы исследования использовались типологический и комплексный подходы.
Теоретическое основание исследования составили работы следующих авторов: К.А. Альбухановой-Славской [2]; [3], Л.Р. Гребенникова [12], Л.И. Дементий [17]; [18], К.А. Климовой [22], А.Б. Мотылевой [32] (изучающих сущность ответственности как особого качества личности и специфику ее формирования в период дошкольного детства), А.Н. Авдеевой [1], Д.А. Гаевой [10], Е.Н. Даньковой [15]; [16], С.А. Козловой [24], М.И. Лисиной [28], Т.В. Перепляковой [39] (рассматривающих процесс развития ответственности дошкольников в различных видах деятельности), М.В. Борцовой [4], Т.В. Вензы [7], О.Ю. Гроголевой [13]; [18], М.В. Наумовой [36] (исследующих условия и факторы становления ответственности личности) и других отечественных исследователей.
Гипотеза эмпирического исследования состоит в предположении о том, что реализация комплексной психолого-педагогической программы позволяет добиться статистически значимых изменений в уровне развития ответственности у детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что ее материалы могут быть полезны в научной деятельности широкому кругу исследователей: педагогам, психологам, социологам, философам и антропологам, а также другим специалистам, которые занимаются проблемами становления и развития человеческой личности в период дошкольного детства.
Научная новизна исследования заключается в том, что в его ходе разработана и экспериментально апробирована психолого-педагогическая технология развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве базы для построения коррекционной программы по оптимизации процесса развития личности воспитанника дошкольного образовательного учреждения.
С точки зрения структуры, данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической части и эмпирического исследования, заключения, списка использованной литературы, а также приложений. Принцип структурирования работы определяется необходимостью решения обозначенных выше задач исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе XLIV Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования» (г. Новосибирск,
2018 год). По проблеме исследования опубликована статья на тему «Развитие ответственности в дошкольном возрасте».
Соответственно этому, социальный заказ государства в современном образовании направлен на воспитание человека нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации ответственного выбора. Дошкольное образование, которое считается первой важной ступенью всей образовательной системы, определяет основы, на которых затем осуществляется развитие ответственной личности, поскольку именно в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития. Одной из важнейших целей воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях поэтому является формирование у них умений самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность, то есть развитие ответственности у детей дошкольного возраста.
В связи с этим исследование происхождения и развития такого сложного феномена как ответственность, определение средств и методов, обусловливающих данный процесс в дошкольном возрасте, приобретает сегодня особую значимость и актуальность. Изучение данных вопросов необходимо для правильного определения вектора деятельности дошкольного образовательного учреждения и его педагогов в процессе развития ответственности у дошкольников. Кроме того, изучение данной проблематики позволит оптимизировать процесс развития ответственности у дошкольников в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов, позволяя добиться максимальных результатов.
Целью исследования является комплексное изучение процесса развития ответственности в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
- провести анализ проблемы развития ответственности дошкольников в психолого-педагогической литературе;
- выявить особенности развития ответственности в период дошкольного детства;
- провести эмпирическое исследование проблемы развития ответственности в дошкольном возрасте.
Объект исследования - развитие личности ребенка дошкольного возраста, предмет исследования - развитие ответственности в дошкольном возрасте.
Исследование проводилось с использованием следующих методов: изучение научной литературы по исследуемой проблематике; анализ и обобщение теоретического материала; формирование выводов; диагностические методики; наблюдение; методы математической обработки данных эмпирического исследования, методы математической статистики.
Методологической основой проведенного исследования стали такие общенаучные принципы как принцип единства сознания и деятельности, принцип развития. При построении схемы исследования использовались типологический и комплексный подходы.
Теоретическое основание исследования составили работы следующих авторов: К.А. Альбухановой-Славской [2]; [3], Л.Р. Гребенникова [12], Л.И. Дементий [17]; [18], К.А. Климовой [22], А.Б. Мотылевой [32] (изучающих сущность ответственности как особого качества личности и специфику ее формирования в период дошкольного детства), А.Н. Авдеевой [1], Д.А. Гаевой [10], Е.Н. Даньковой [15]; [16], С.А. Козловой [24], М.И. Лисиной [28], Т.В. Перепляковой [39] (рассматривающих процесс развития ответственности дошкольников в различных видах деятельности), М.В. Борцовой [4], Т.В. Вензы [7], О.Ю. Гроголевой [13]; [18], М.В. Наумовой [36] (исследующих условия и факторы становления ответственности личности) и других отечественных исследователей.
Гипотеза эмпирического исследования состоит в предположении о том, что реализация комплексной психолого-педагогической программы позволяет добиться статистически значимых изменений в уровне развития ответственности у детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что ее материалы могут быть полезны в научной деятельности широкому кругу исследователей: педагогам, психологам, социологам, философам и антропологам, а также другим специалистам, которые занимаются проблемами становления и развития человеческой личности в период дошкольного детства.
Научная новизна исследования заключается в том, что в его ходе разработана и экспериментально апробирована психолого-педагогическая технология развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве базы для построения коррекционной программы по оптимизации процесса развития личности воспитанника дошкольного образовательного учреждения.
С точки зрения структуры, данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической части и эмпирического исследования, заключения, списка использованной литературы, а также приложений. Принцип структурирования работы определяется необходимостью решения обозначенных выше задач исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе XLIV Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования» (г. Новосибирск,
2018 год). По проблеме исследования опубликована статья на тему «Развитие ответственности в дошкольном возрасте».
Среди проблем, связанных с формированием личности ребенка дошкольного возраста, одно из важных мест занимает проблема воспитания у него ответственности.
Значение данной проблемы определяется тем, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития ответственности, так это личностное качество возникает не только в связи с удовлетворением личностных потребностей ребенка, но и в связи с интересами коллектива, занятого важным и полезным делом. В период дошкольного детства складываются взаимоотношения, обусловливающие необходимость ответственного поведения со стороны ребенка. Чем ответственнее ребенок выполняет порученное ему дело в труде, тем охотнее другие дети вступают с ним в межличностные отношения. Таким образом, чем ответственнее ребенок в своих взаимоотношениях с другими людьми, тем более активным и нужным членом складывающегося коллектива он становится.
Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В психолого-педагогической литературе ответственность понимается как особая форма проявления социального опыта, накопленного в процессе роста и развития ребенка; как интегральное свойство личности, проявляющееся в инициативном, осознанном, самостоятельном поведении. Содержание ответственности дошкольника раскрывается исходя из ее трехкомпонентной структуры, включающей поведенческий, когнитивный, а также эмоциональный компоненты. Сам же дошкольный возраст рассматривается как благоприятный для становления ответственности личности.
2. Основными социальными детерминантами развития ответственности ребенка дошкольного возраста в семье являются степень эмоциональной близости родителей к детям; уровень тревожности родителей за ребенка;
51 наличие сотрудничества родителей в отношениях с детьми; постоянство и последовательность в предъявлении требований ребенку; степень строгости родителей в воспитании детей; принятие родителями личности ребенка и стиль педагогической деятельности воспитателя ДОУ. Индивидуально¬психологическими детерминантами данного процесса являются уверенность ребенка в себе, мотивация к выполнению различных видов деятельности и реактивность.
3. С целью эмпирического подтверждения теоретических положений нами было проведено эмпирическое исследование проблемы развития ответственности в дошкольном возрасте. Эмпирическое исследование показало, что на констатирующем этапе для дошкольников характерен низкий уровень развития когнитивного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов ответственности. Дети не осознают значения данного понятия, не понимают значимости и необходимости данного качества, отрицательно относятся к ситуациям необходимости проявления ответственности, не проявляют данного качества в своем поведении и деятельности.
4. На формирующем этапе в экспериментальной группе дошкольников был разработан и реализован план психолого-педагогической программы развития ответственности у детей дошкольного возраста, которая предполагала осуществление трех этапов: формирование представлений дошкольников об ответственности и развитие у них мотивации выполняемой деятельности; становление практических навыков проявления ответственного поведения в различных видах деятельности; осознанное самостоятельное использование накопленного опыта ответственного поведения в процессе собственной деятельности. Данные направления охватили три выделенных нами компонента ответственности - когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий, позволив повысить уровень их сформированности в экспериментальной группе дошкольников.
5. На контрольном этапе результаты контрольной группы не изменились, а в экспериментальной группе произошли существенные позитивные изменения, являющиеся статистически значимыми. То есть, реализованная нами психолого-педагогическая программа действительно поспособствовала развитию ответственности у детей дошкольного возраста.
Таким образом, нами был сделан вывод о том, что развитию у дошкольников ответственности способствует формирование их представлений о данном качестве; становление практических навыков проявления ответственного поведения; осознанное использование накопленного опыта ответственного поведения в процессе собственной деятельности.
Задачи исследования были решены, цель - достигнута, гипотеза - подтверждена.
Значение данной проблемы определяется тем, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития ответственности, так это личностное качество возникает не только в связи с удовлетворением личностных потребностей ребенка, но и в связи с интересами коллектива, занятого важным и полезным делом. В период дошкольного детства складываются взаимоотношения, обусловливающие необходимость ответственного поведения со стороны ребенка. Чем ответственнее ребенок выполняет порученное ему дело в труде, тем охотнее другие дети вступают с ним в межличностные отношения. Таким образом, чем ответственнее ребенок в своих взаимоотношениях с другими людьми, тем более активным и нужным членом складывающегося коллектива он становится.
Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В психолого-педагогической литературе ответственность понимается как особая форма проявления социального опыта, накопленного в процессе роста и развития ребенка; как интегральное свойство личности, проявляющееся в инициативном, осознанном, самостоятельном поведении. Содержание ответственности дошкольника раскрывается исходя из ее трехкомпонентной структуры, включающей поведенческий, когнитивный, а также эмоциональный компоненты. Сам же дошкольный возраст рассматривается как благоприятный для становления ответственности личности.
2. Основными социальными детерминантами развития ответственности ребенка дошкольного возраста в семье являются степень эмоциональной близости родителей к детям; уровень тревожности родителей за ребенка;
51 наличие сотрудничества родителей в отношениях с детьми; постоянство и последовательность в предъявлении требований ребенку; степень строгости родителей в воспитании детей; принятие родителями личности ребенка и стиль педагогической деятельности воспитателя ДОУ. Индивидуально¬психологическими детерминантами данного процесса являются уверенность ребенка в себе, мотивация к выполнению различных видов деятельности и реактивность.
3. С целью эмпирического подтверждения теоретических положений нами было проведено эмпирическое исследование проблемы развития ответственности в дошкольном возрасте. Эмпирическое исследование показало, что на констатирующем этапе для дошкольников характерен низкий уровень развития когнитивного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов ответственности. Дети не осознают значения данного понятия, не понимают значимости и необходимости данного качества, отрицательно относятся к ситуациям необходимости проявления ответственности, не проявляют данного качества в своем поведении и деятельности.
4. На формирующем этапе в экспериментальной группе дошкольников был разработан и реализован план психолого-педагогической программы развития ответственности у детей дошкольного возраста, которая предполагала осуществление трех этапов: формирование представлений дошкольников об ответственности и развитие у них мотивации выполняемой деятельности; становление практических навыков проявления ответственного поведения в различных видах деятельности; осознанное самостоятельное использование накопленного опыта ответственного поведения в процессе собственной деятельности. Данные направления охватили три выделенных нами компонента ответственности - когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий, позволив повысить уровень их сформированности в экспериментальной группе дошкольников.
5. На контрольном этапе результаты контрольной группы не изменились, а в экспериментальной группе произошли существенные позитивные изменения, являющиеся статистически значимыми. То есть, реализованная нами психолого-педагогическая программа действительно поспособствовала развитию ответственности у детей дошкольного возраста.
Таким образом, нами был сделан вывод о том, что развитию у дошкольников ответственности способствует формирование их представлений о данном качестве; становление практических навыков проявления ответственного поведения; осознанное использование накопленного опыта ответственного поведения в процессе собственной деятельности.
Задачи исследования были решены, цель - достигнута, гипотеза - подтверждена.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (на примере детей 6-7 лет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых
форм фольклора
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в
изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование богатства речи детей среднего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022



