ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Проблема развития ответственности дошкольников в психолого¬
педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития ответственности в период дошкольного
детства 14
Выводы по первой главе 24
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 26
2.1. Организация исследования. Методики исследования. Выявление исходного уровня развития ответственности детей дошкольного
возраста 26
2.2. Описание психолого-педагогической программы развития
ответственности дошкольников 34
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 39
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Социальные и экономические изменения, происходящие сегодня в нашей стране, предъявляют особые требования к субъектным свойствам личности, благодаря которым человек способен не только приспосабливаться к изменчивой и неопределенной среде, но и обеспечивать прогресс общества. Такими свойствами являются активность, инициативность и, конечно же, ответственность, которая является высшим личностным образованием, сложным феноменом, характеризующим высший уровень развития человека, его индивидуальную и социальную зрелость.
Соответственно этому, социальный заказ государства в современном образовании направлен на воспитание человека нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации ответственного выбора. Дошкольное образование, которое считается первой важной ступенью всей образовательной системы, определяет основы, на которых затем осуществляется развитие ответственной личности, поскольку именно в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития. Одной из важнейших целей воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях поэтому является формирование у них умений самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность, то есть развитие ответственности у детей дошкольного возраста.
В связи с этим исследование происхождения и развития такого сложного феномена как ответственность, определение средств и методов, обусловливающих данный процесс в дошкольном возрасте, приобретает сегодня особую значимость и актуальность. Изучение данных вопросов необходимо для правильного определения вектора деятельности дошкольного образовательного учреждения и его педагогов в процессе развития ответственности у дошкольников. Кроме того, изучение данной проблематики позволит оптимизировать процесс развития ответственности у дошкольников в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов, позволяя добиться максимальных результатов.
Целью исследования является комплексное изучение процесса развития ответственности в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
- провести анализ проблемы развития ответственности дошкольников в психолого-педагогической литературе;
- выявить особенности развития ответственности в период дошкольного детства;
- провести эмпирическое исследование проблемы развития ответственности в дошкольном возрасте.
Объект исследования - развитие личности ребенка дошкольного возраста, предмет исследования - развитие ответственности в дошкольном возрасте.
Исследование проводилось с использованием следующих методов: изучение научной литературы по исследуемой проблематике; анализ и обобщение теоретического материала; формирование выводов; диагностические методики; наблюдение; методы математической обработки данных эмпирического исследования, методы математической статистики.
Методологической основой проведенного исследования стали такие общенаучные принципы как принцип единства сознания и деятельности, принцип развития. При построении схемы исследования использовались типологический и комплексный подходы.
Теоретическое основание исследования составили работы следующих авторов: К.А. Альбухановой-Славской [2]; [3], Л.Р. Гребенникова [12], Л.И. Дементий [17]; [18], К.А. Климовой [22], А.Б. Мотылевой [32] (изучающих сущность ответственности как особого качества личности и специфику ее формирования в период дошкольного детства), А.Н. Авдеевой [1], Д.А. Гаевой [10], Е.Н. Даньковой [15]; [16], С.А. Козловой [24], М.И. Лисиной [28], Т.В. Перепляковой [39] (рассматривающих процесс развития ответственности дошкольников в различных видах деятельности), М.В. Борцовой [4], Т.В. Вензы [7], О.Ю. Гроголевой [13]; [18], М.В. Наумовой [36] (исследующих условия и факторы становления ответственности личности) и других отечественных исследователей.
Гипотеза эмпирического исследования состоит в предположении о том, что реализация комплексной психолого-педагогической программы позволяет добиться статистически значимых изменений в уровне развития ответственности у детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что ее материалы могут быть полезны в научной деятельности широкому кругу исследователей: педагогам, психологам, социологам, философам и антропологам, а также другим специалистам, которые занимаются проблемами становления и развития человеческой личности в период дошкольного детства.
Научная новизна исследования заключается в том, что в его ходе разработана и экспериментально апробирована психолого-педагогическая технология развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве базы для построения коррекционной программы по оптимизации процесса развития личности воспитанника дошкольного образовательного учреждения.
С точки зрения структуры, данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической части и эмпирического исследования, заключения, списка использованной литературы, а также приложений. Принцип структурирования работы определяется необходимостью решения обозначенных выше задач исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе XLIV Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования» (г. Новосибирск,
2018 год). По проблеме исследования опубликована статья на тему «Развитие ответственности в дошкольном возрасте».
Среди проблем, связанных с формированием личности ребенка дошкольного возраста, одно из важных мест занимает проблема воспитания у него ответственности.
Значение данной проблемы определяется тем, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития ответственности, так это личностное качество возникает не только в связи с удовлетворением личностных потребностей ребенка, но и в связи с интересами коллектива, занятого важным и полезным делом. В период дошкольного детства складываются взаимоотношения, обусловливающие необходимость ответственного поведения со стороны ребенка. Чем ответственнее ребенок выполняет порученное ему дело в труде, тем охотнее другие дети вступают с ним в межличностные отношения. Таким образом, чем ответственнее ребенок в своих взаимоотношениях с другими людьми, тем более активным и нужным членом складывающегося коллектива он становится.
Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В психолого-педагогической литературе ответственность понимается как особая форма проявления социального опыта, накопленного в процессе роста и развития ребенка; как интегральное свойство личности, проявляющееся в инициативном, осознанном, самостоятельном поведении. Содержание ответственности дошкольника раскрывается исходя из ее трехкомпонентной структуры, включающей поведенческий, когнитивный, а также эмоциональный компоненты. Сам же дошкольный возраст рассматривается как благоприятный для становления ответственности личности.
2. Основными социальными детерминантами развития ответственности ребенка дошкольного возраста в семье являются степень эмоциональной близости родителей к детям; уровень тревожности родителей за ребенка;
51 наличие сотрудничества родителей в отношениях с детьми; постоянство и последовательность в предъявлении требований ребенку; степень строгости родителей в воспитании детей; принятие родителями личности ребенка и стиль педагогической деятельности воспитателя ДОУ. Индивидуально¬психологическими детерминантами данного процесса являются уверенность ребенка в себе, мотивация к выполнению различных видов деятельности и реактивность.
3. С целью эмпирического подтверждения теоретических положений нами было проведено эмпирическое исследование проблемы развития ответственности в дошкольном возрасте. Эмпирическое исследование показало, что на констатирующем этапе для дошкольников характерен низкий уровень развития когнитивного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов ответственности. Дети не осознают значения данного понятия, не понимают значимости и необходимости данного качества, отрицательно относятся к ситуациям необходимости проявления ответственности, не проявляют данного качества в своем поведении и деятельности.
4. На формирующем этапе в экспериментальной группе дошкольников был разработан и реализован план психолого-педагогической программы развития ответственности у детей дошкольного возраста, которая предполагала осуществление трех этапов: формирование представлений дошкольников об ответственности и развитие у них мотивации выполняемой деятельности; становление практических навыков проявления ответственного поведения в различных видах деятельности; осознанное самостоятельное использование накопленного опыта ответственного поведения в процессе собственной деятельности. Данные направления охватили три выделенных нами компонента ответственности - когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий, позволив повысить уровень их сформированности в экспериментальной группе дошкольников.
5. На контрольном этапе результаты контрольной группы не изменились, а в экспериментальной группе произошли существенные позитивные изменения, являющиеся статистически значимыми. То есть, реализованная нами психолого-педагогическая программа действительно поспособствовала развитию ответственности у детей дошкольного возраста.
Таким образом, нами был сделан вывод о том, что развитию у дошкольников ответственности способствует формирование их представлений о данном качестве; становление практических навыков проявления ответственного поведения; осознанное использование накопленного опыта ответственного поведения в процессе собственной деятельности.
Задачи исследования были решены, цель - достигнута, гипотеза - подтверждена.
1. Авдеева А.Н. Формирование ответственности как качества личности младших школьников в условиях игровой деятельности // Известия ВолГПУ. - 2015. - № 6. - С. 76 - 80.
2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. - 224 с.
3. Альбуханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - С. 19 - 44.
4. Борцова М.В. Факторы становления начальных форм ответственности личности: дис. ... канд. псих. наук. - Краснодар, 2007. - 198 с.
5. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего возраста // Вестник АГУ. -
2013. - №3. - С. 28 - 38.
6. Буршит И.Е., Зайцева А.А. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста // Символ науки. - 2016. - № 1. - С. 139 - 141.
7. Венза Т.В. Развитие личности ребенка в контексте детско- родительских отношений // Вестник ЧГПУ. - 2015. - № 7. - С. 39 - 46.
8. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо. - М.: Сфера, 2014 - 446с.
9. Воронова Е.Н. Современные технологии и методы обучения // Перспективы науки и образования. - 2014. - №7. - С. 189 - 194.
10. Гаева Д.А. Средства формирования ответственного отношения дошкольников к окружающему миру // Вестник АГУ. - 2016. - № 4. - С. 141 - 148.
11. Горбунова О.В. Социальная зрелость и черты характера личности // Самарский научный вестник. - 2013. - № 4. - С. 54 - 57.
12. Гребенников Л.Р. Свобода и дисциплина // Монтессори в России. Новый взгляд / Под ред. К.Е. Сумнительного. - М.: Московский Центр Монтессори, 2014. - С. 161 - 164.
13. Гроголева О.Ю. Типологические особенности и детерминанты ответственности в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. псих. наук. - Омск, 2005. - 202 с.
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.:
Академический Проект, 2014. - 184 с.
15. Данькова Е.Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста: дис. . канд. пед. наук. - Челябинск, 2008. - 167 с.
16. Данькова Е.Н. Формирование ответственности у старших дошкольников // Начальная школа Плюс До и После. - 2008. - № 5. - С. 75 - 78.
17. Дементий Л.И. Типология ответственности личности // Гуманистические проблемы психологической теории. - М., 1995. - С. 204 - 213.
18. Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - С. 562 - 564.
19. Забелина А.В. Проблема самоактуализации личности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2013. - № 3. - С. 26 - 32.
20. Иванова М.Б. Развитие ответственности дошкольника // Концепт. - 2016. - № 3. - С. 101 - 103.
21. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в образовательном учреждении. - Череповец: ЧГУ, 2015. - 150 с.
22. Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //molum.ru/t/formirovanie-otvetstvennosti-u-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html(25.12.2017).
23. Когнитивная наука. Основы психологии познания. / Б.М. Величковский. - М.: Академия, 2016. - 230 с.
24. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. - М.: Академия, 2012. - 280 с.
25. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - М.: Детство-пресс,
2013. - 160 с.
26. Куниченко О.В. Особенности воспитания нравственного поведения детей 5-7 лет в условиях экранной культуры // Известия Саратовского университета. - 2015. - № 4. - С. 375 - 381.
27. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2013. - 511 с
28. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
29. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник ЧГУ. - 2014. - № 13. - С. 173 - 178.
30. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - М.: Олма-Пресс, 2014. - 672 с.
31. Мирошникова О.А. Самостоятельность младшего школьника как интегративное качество личности // Материалы II Международного форума работников образования: Сборник научных трудов. - М.: Перо,
2014. - С. 54 - 56.
32. Мотылева А.Б. Ответственность детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 4. - С. 98 - 101.
33. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М.: Академия 2014. - 200с.
34. Муравьева Г.Е. Стратегии проектирования образовательного процесса // Школьные технологии. - 2002. - №6. - С. 124 - 131.
35. Натырова З.Т., Емикова М.В. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру // Актуальные вопросы современной науки. - М.: Перо, 2014. - С. 48 - 51.
36. Наумова М.В. Факторы развития ответственности дошкольника // Инновационное образование. - 2017. - № 3. - С. 44 - 47.
37. Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Степина. - М.: Ин-т философии РАН; Мысль, 2012. - 360 с.
38. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 304 с.
39. Переплякова Т.В., Зотова Ю.Н. Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к доступной трудовой деятельности // Педагогическое мастерство. - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 45 - 47.
40. Петрова А.В. Развитие ответственности дошкольника // Вестник АГУ.
- 2014. - № 6. - С. 125 - 131.
41. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 2014. - 175 с.
42. Портнова А.Г. Личностная зрелость: подходы к определению // Сибирский психологический журнал. - 2010. - № 27. - С. 37 - 41.
43. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова.
- М.: Большая Российская Энциклопедия, 2012. - 576 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПБ.: Питер, 2014. - 720 с.
45. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ve d=0ahUKEwjmsqGf6rbYAhUBJJoKHUvrB8YQFggoMAA&url=http%3A %2F%2F 10sch.ru%2Fwp-
content%2Fuploads%2F2013%2F09%2F selevko_g_k_sovremennye_obrazo
57 vatelnye_tehnologii.doc&usg=AOvVaw1hBsD84nZ8xRW6_OkIUzCkl (25.12.2017).
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения: 21.11.2017).
47. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 2009. - 520 с.
48. Шатрова С.А., Слизова С.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальным миром // Концепт. - 2014. - №12. - С. 41 - 46.
49. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
50. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 31 - 42.