Введение 3
1. Сущность и характеристика языкового портфолио при изучении
иностранного языка 7
1.1. Типы и виды портфолио в учебной деятельности 7
1.2. Проблемы и перспективы использования языкового портфолио при
изучении иностранного языка 25
Выводы по главе 1 34
2. Использование языкового портфолио как эффективного средства
рефлексии при изучении иностранного языка 45
2.1. Содержание языкового портфолио при изучении иностранного языка... 45
2.2. Электронный языковой портфолио при изучении иностранного языка .. 49
2.3. Использование языкового портфолио на старших этапах обучения 49
Вывод по главе 2 69
Заключение 71
Библиографический список 75
Актуальность исследования. В связи с весомой ролью английского языка как языка посредника в международной коммуникации, необходимость его изучения стала очевидной для всех участников образовательного процесса. Английский язык изучается по всему миру, в том числе и в России.
В настоящее время высокий уровень владения иностранным языком является одним из критериев, по которым оценивается стоящий специалист. При данных условиях экономической и мировой политики Россия принимает активное участие в жизни мирового сообщества и расширяет круг своих международных связей. Эти факторы определяют повышение спроса на обучение иностранным языкам.
За последнее время были достигнуты весомые итоги в сфере обучения иностранным языкам, в том числе английскому, самого разнообразного контингента учащихся. Они нашли отражение в трудах таких авторов, как Е.А. Волкова [3], Н.Д.Гальскова [5], Н.Н. Кондаурова [9], Н.А. Краля [12], Е.В. Меттус [16], Н.Ю. Пахомова [22]. Возрастная планка приобщения к иностранным языкам и иноязычной культуре, с одной стороны, уменьшилась с 8 лет (2-й класс специализированной школы с углубленным изучением иностранных языков) до 3-4 лет (группы изучения иностранных языков, в основном, английского, в детском саду).
Изучение иностранного языка - достаточно сложный и трудоёмкий процесс, требующий максимальной концентрации усилий учащихся. К сожалению, по многим причинам учащимся трудно поддерживать достаточно интенсивный ритм работы, связанный с постоянным запоминанием информации, говорением, письмом, чтением, аудированием. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью разработки эффективных методов и приёмов изучения иностранного языка.
Современные стандарты образования диктуют новые правила в преподавании и изучении иностранных языков. Ни для кого не секрет, что современные образовательные технологии ориентированы сегодня в первую очередь на самостоятельную учебную деятельность учащегося. А самостоятельная деятельность включает в себя не только сам процесс изучения чего-то нового, но и осознанное целеполагание, мотивацию, а также рефлексию или оценку собственной учебной деятельности.
Настроить учащихся на самоконтроль - задача не из лёгких. Этим необходимо заниматься с первого дня, когда ребёнок начинает изучать иностранный язык. Постепенно ученик при помощи учителя активно включается в процесс анализа, а значит, начинается его самостоятельная деятельность. Рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Организация осознания учащимися собственной деятельности имеет два основных вида: текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса и итоговая рефлексия, завершающая логически и тематически замкнутый период деятельности. Одним из возможных путей осуществления систематизированного самоконтроля и интеграции его в процесс обучения иностранному языку является применение «языкового портфеля ученика». Среди современных технологий обучения он выделяется тем, что характеризуется методистами как альтернативная форма контроля, позволяющая получить динамическую картину учебного и языкового развития учащихся.
Однако на сегодняшний день мы сталкиваемся с противоречием. С одной стороны, многие теоретики и учителя-практики убеждены, что еще рано делать вывод о том, что рефлексивные виды деятельности активно применяются учителем и учащимися на уроке. Вместо этого применяется традиционное закрепление или обобщение полученных знаний. С другой стороны, важным является необходимость осознанного и эффективного использования языкового портфолио в обучении.
Всё вышесказанное обусловило выбор в качестве объекта исследования процесс обучения иностранного языка в школе, предмета - использование языкового портфолио как эффективного средства рефлексии в процессе обучения иностранному языку на старших этапах.
Гипотеза исследования - если использовать языковой портфель при обучении иностранному языку, то это будет способствовать повышению мотивации, познавательной активности и повышению качества образования учащихся.
Целью данной работы является изучение возможности применения языкового портфолио как эффективного средства рефлексии в процессе обучения иностранному языку на старших этапах.
Поставленная цель конкретизируется следующими задачами:
- рассмотреть типы и виды портфолио в учебной деятельности;
- изучить проблемы и перспективы использования языкового портфолио при изучении иностранного языка;
- представить содержание языкового портфолио при изучении иностранного языка;
- рассмотреть электронный языковой портфолио при изучении иностранного языка;
- исследовать использование языкового портфолио на старших этапах обучения.
Методы исследования: для того, чтобы решить поставленные задачи, а также проверить исходные положения, были использованы методы теоретического анализа литературы, анализа продуктов деятельности, тестирование, количественный и качественный анализ.
Научная новизна работы: полученные результаты показывают углубленное содержание личностно-ориентированной модели обучения школьников, позволяют реализовать принципы психологического и педагогического сопровождения учащихся на практике, а также принципов развития их самостоятельности в обучении иностранным языкам.
Практическая значимость работы: полученные результаты могут использоваться для работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста в учреждениях образования.
Структура работы обусловлена поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В настоящее время технологии развиваются достаточно стремительно, поэтому использование современных средств на уроках иностранного языка становится неотъемлемой частью учебного процесса. Современные технологии позволяют сделать урок более наглядным и интересным, это помогает учащимся запомнить и усвоить информацию гораздо быстрее, а самое главное намного качественнее. Внедрение современных технологий повышает результативность обучения.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, которое описывает разные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Наиболее важным современным устройствами ИКТ являются компьютер, который снабжен соответствующим программным обеспечением и средствами телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Задачи модернизации образования не могут решаться без рационального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок для развития содержания и новых форм традиционных типов деятельности обучающихся, что приводит к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим инструментом формирования потребностно-мотивационного плана деятельности учащихся, инструментом поддержания и последующего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа обучающихся с компьютером может способствовать в частности повышению их коммуникативного и познавательного интереса, что в свою очередь будет содействовать расширению и активизации возможностей самостоятельной работы учащихся по овладению иностранным языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
Чтобы процесс овладения английским языком проходил более успешно, преподаватель должен искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению и формируют устойчивую позитивную мотивацию к предмету.
Одним из данных приемов является использование на уроках новых информационных технологий, которые представляют собой процесс передачи и подготовки информации обучающемуся, инструментом осуществления которого является компьютер.
Подводя итог, нужно отметить следующее: несмотря на то, что глобальная сеть предлагает преподавателям много оригинальных и полезных ресурсов, таких, как специальные программы обучения английскому языку, а также аутентичный материал, который можно использовать в готовом виде или адаптировать к конкретным учебным задачам, не следует забывать, что использование ИКТ-ресурсов на уроке не должно быть самоцелью. Для того чтобы правильно определить роль и место Интернета в обучении английскому языку, в первую очередь, следует понимать, с какой целью, для какой аудитории, когда и в каком объеме он должен использоваться.
Следовательно, несмотря на то, что современные информационные технологии в настоящее время доступны не всем обучающимся в силу тех или других обстоятельств, нельзя не отметить очевидные перспективы и значительный потенциал их использования в изучении английского языка и культуры. Они пригодны для обучения произношению на английском языке на любом уровне, на любой стадии учебного цикла и при разных формах организации взаимодействия с компьютером. Информационные технологии при их грамотном использовании становятся мощным инструментом обучения английскому языку и познания мира его носителей.
Использование информационно-коммуникационных технологий - это современный подход к изучению английского языка, который действительно помогает сделать процесс обучения говорению и произношению живым и более интересным.
Языковой портфель - инновационная методика, придающая осознанность, целенаправленность и управляемость процессу обучения. Это технология, фиксирующая причинно-следственные связи между этапами изучения иностранного языка, это способ подведения итогов текущей учебной работы, подготовки и плана на будущее. Принимая непосредственное участие в планировании учебного процесса и оценивании результатов собственной деятельности, дети помогают педагогу лучше распределить процесс освоения иностранного языка. Работа с языковым портфелем требует взаимосвязанных усилий трёх сторон: учащегося, педагога, родителей. Учащиеся должны понимать работу с языковым портфелем в этом возрасте как игру, шаг за шагом и непримечательно для себя приучаясь к рефлексии своих действий и своем языковом положении, что в дальнейшем будет содействовать совершенствованию навыков анализа и определению целей в овладении иностранным языкам и путей достижения этих целей.
Языковой портфель рассматривается в современной концепции обучения, как важнейший инструмент формирования автономности обучаемого. В основу идеи разработки языкового портфеля заложено соотнесение российской системы требований к уровням владения иностранным языком с общеевропейскими системами, что является шагом, ведущим к созданию единого общеевропейского образовательного пространства. Оценка различных уровней владения ИЯ осуществляется через механизм лингводидактического тестирования. Суть этого аспекта новой идеологии в изучении иностранных языков состоит в переориентации учебного процесса с преподавателя на обучаемого, который в полной мере осознаёт ответственность за результаты собственной деятельности. Это постепенно формирует у него навыки самостоятельного, автономного от учителя, овладения приёмами способами труда, с целью непрерывного языкового образования, которое он сможет осуществлять в течение всей своей последующей жизни. Мы имеем в виду здесь совершенствование владения первым иностранным языком на более высоких уровнях и изучение второго, третьего и других иностранных языков. Языковой портфель функционален по многим параметрам, и прежде всего, как фактор, стимулирующий автономное непрерывное изучение языков. Языковой портфель в современных условиях определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт результат учебной деятельности обучаемого по овладению иностранным языком. Такой пакет материалов дает обучаемому и преподавателю возможность по результату продукту учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем учебной работы и спектр достижений в области изучения языка и иноязычной культуры, динамику овладения изучаемым предметом в различных аспектах, а также опыт учебной деятельности в данной области
1. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / О.И. Барменкова // Иностранные языки в школе. - 2012. - №3 - с. 20.
2. Беккер М.А. Портфолио педагогических работников как способ оценки деятельности / М.А. Беккер // Управление современной школой. Завуч. - 2012. - №5. - С. 23-25.
3. Волкова Е.А. Категория «содержание обучения» в системе преподавания профессионально ориентированного иностранного языка и культуры / Е.А. Волкова // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 772-775
4. Гаврилова Е.П. Проектирование цифрового портфолио преподавателя в программеFrontPage / Е. П. Гаврилова, С. Д. Тлегенова // Открытая школа. - 2012. - №10 (121). - С. 24-26.
5. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в области изучения иностранных языков / Н.Д. Гальскова // ИЯШ. - 2006. - №5. - С. 6-11.
6. Згурская Т.В. Теоретические подходы к формированию
познавательных потребностей младших школьников /Т.В. Згурская // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №4 (35). -Часть 3. - С. 5-7.
7. Зиганшина Н. Зачем нужен портфолио / Н. Зиганшина // Открытая школа (Рос.). - 2012. - №2.- С.17-18
8. Иванов А.В. Портфолио в основной школе. Методические рекомендации / А.В. Иванов. - М.: Просвещение, 2014. - 160 с.
9. Кондаурова Н.Н. Электронное портфолио ученика / Н.Н. Кондаурова // Начальная школа. - 2012. - №6. - С. 44-49.
10. Коробова О.В. Обучение произношению английского языка / О.В. Коробова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 83-85.
11. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учеб. пособие для студ. лингв. факультетов высш. учеб. Заведений / Н.Ф. Коряковцева. - М.: Академия, 2017. - 192 с.
12. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2013. - 59 с.
13. Малютина Л.Г. Педагогический совет «Современные педагогические методики определения качества знаний, умений и компетентностей обучающихся» / Л.Г. Малютина // Управление современной школой. Завуч. - 2012. - №5. - С. 64-65.
14. Мамцева Г.Н. Программа формирования портфолио обучающегося / Г.Н. Мамцева Н.М. Аверченк // Классный руководитель. - 2012. - №1. - С. 89-97.
15. Матюнина О.Е. Модернизация системы образования в России: проблемы и перспективы / О.Е. Матюнина // Вестник международного института экономики и права. - 2015. - №2 (19). - С. 106-111
16. Меттус Е.В. Личностное портфолио. Воспитай в себе человека / Е.В. Меттус, А.В. Литвина. - М.: Учитель, 2013. - 520 с.
17. Мещеряков А.С., Дмитриев Д.В. Внедрение в учебный процесс мультимедийных обучающих программ с интегрированным видеопрактикумом / А.С. Мещеряков, Д.В. Дмитриев // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 11. - С. 51-53.
18. Миронова П.В. Использование Интернет-ресурсов при изучении иностранного языка в техническом вузе / П. В. Миронова, Н. А. Тумакова // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 1145-1147.
19. Молчанова З. М. Личностное портфолио старшеклассника / З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова. - М.: Планета, 2014. - 128 с.
20. Никонорова Л.А. Современные и инновационные воспитательные технологии / Л.А. Никонорова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 5. - С. 156-160.
21. Новикова Т.Г. Учительский портфолио студента - будущего педагога / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков // Профильная школа. - 2012. - №3. - С. 11.
22. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2016. - 112 с.
23. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ», 2012.- С.12
24. Петрова О.Н. Роль факультативного курса по иностранному языку в формировании подъязыка специальности / О. Н. Петрова, Н. П. Староверова // Гуманитарные науки, 2012. - № 3(7). С. 71-75.
25. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // ИЯШ. - 2015. - №2,3. - С. 27-34.
26. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2015. - 192 с.
27. Самигуллина Г.С. Интеграция систем высшего профессионального образования и повышения квалификации учителей географии республики Татарстан / Г.С. Самигуллина // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №4 (12).
28. Сафронова М.В. Особенности мотивации учебной деятельности школьников, обучающихся в условиях различных образовательных подходов / М.В. Сафронова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 8. - С. 222-225.
29. Свиридов А. Портфолио ученика и учителя: структура, система сбора информации и способы ее хранения / А. Свиридов // Директор школы. - 2012. - №1. - С. 43-49.
30. Смолянинова О. Г. Классификация студенческих е-портфолио, используемых в российской высшей школе / О. Г. Смолянинова, Н. В. Бекузарова, Н. Г. Шилина // Alma mater. - 2013. - №1. - С. 66-70.
31. Суходимцева А.П. Портфолио как одна из технологий создания оптимальных условий для развития одаренных детей / А.П. Суходимцева // Образование в современной школе. - 2011. - №7. - С. 4-7.
32. Сырина Т.А. Технология портфолио как инновационное средство оценивания студентов неязыковых вузов в рамках дисциплины «Иностранный язык» [Электронный ресурс] // Интеллект XXI века: проблемы и перспективы развития науки и образования: сборник материалов научно-практических Интернет-конференций и профессиональных педагогических курсов. 2013.
33. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2012. - № 1(17). - С. 120-133.
34. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / С.В. Титова. - М.: Издательство Московского университета, 2013. - 267 с.
35. Усманов Б.Ф. Аксиомы воспитания и социализационные контексты воспитывающей среды / Б.Ф, Усманов // Понимание. Умение. - 2015. - № 2.
36. Феталиева Л.П. Методы обучения младших школьников с особыми образовательными потребностями / Л.П. Феталиева // Инновационная наука. - 2016. - № 1-2 (13).
37. Феталиева Л.П. Модели обучения младших школьников с особыми образовательными потребностями. Известия Дагестанского педагогического университета / Л.П. Феталиева // Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 4 (33). - С. 94-99.
38. Фещенко Г.С. Портфолио в современной учебной деятельности: Портфолио / Г.С. Фещенко // Русский язык в школе. - 2012. - №3. - С. 23.
39. Фонд оценочных средств. Учебная дисциплина «Иностранный язык (английский)». Направление подготовки 54.03.01 «Дизайн», направления подготовки Графический дизайн, Средовой дизайн, Дизайн костюма: метод. изд. - М., 2016. - 52 с.
40. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторский // Народное образование. - 2013. - № 2. - С. 58-64.
41. Цатурова И.А., Петухова А.А. Информационные технологии в обучении иностранным языкам / И.А. Цатурова, А.А. Петухова. - М.: Высшая школа, 2014. - 96 с.
42. Шегаева А.В. Методы и приёмы работы в современной школе. Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.) / А.В. Шегаева. - СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 104-106.
43. Штурба Я.Ю. Преподавание иностранного языка посредством новых информационных технологий / Я.Ю. Штурба // Филологические науки. - 2012. - № 7 (18). - С. 222-225.
44. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М., Просвещение, 2014. - 184 с.
45. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед. общество России, 2015. - 250 с.
46. Ястребцева Е.Н. Особенности образовательного Интернета / Е.Н. Ястребцева // Педагогика. - 2016. - №9. - С. 28-33.