ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ЕЕ ВИДЫ
|
Введение 3
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ 6
§1. Понятие, цели и задачи экологической экспертизы 6
§2. Правовая основа регулирования отношений по проведению экологической экспертизы 10
§3. Принципы экологической экспертизы 19
§4. Соотношение экологической экспертизы с деятельностью по оценке воздействия на окружающую среду 33
Глава II. ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 38
§1. Государственная экологическая экспертиза: виды, субъекты, объекты 38
§2. Общественная экологическая экспертиза: субъекты и объекты 53
§3. Соотношение экологической экспертизы с другими видами экспертной деятельности в сфере обеспечения охраны окружающей природной среды 58
Заключение 64
Список использованной литературы
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ 6
§1. Понятие, цели и задачи экологической экспертизы 6
§2. Правовая основа регулирования отношений по проведению экологической экспертизы 10
§3. Принципы экологической экспертизы 19
§4. Соотношение экологической экспертизы с деятельностью по оценке воздействия на окружающую среду 33
Глава II. ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 38
§1. Государственная экологическая экспертиза: виды, субъекты, объекты 38
§2. Общественная экологическая экспертиза: субъекты и объекты 53
§3. Соотношение экологической экспертизы с другими видами экспертной деятельности в сфере обеспечения охраны окружающей природной среды 58
Заключение 64
Список использованной литературы
Как известно, в настоящее время, из-за того, что человек стремится поставить в приоритет удовлетворение материальных потребностей, наблюдается усиление негативного воздействие его хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, что провоцирует экологический кризис. Об этом, как правило, свидетельствует нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой.
Составляющие данного кризиса довольно многочисленны. Это, в первую очередь, состояние земель: происходит усиление процессов эрозии почвы, загрязнение её тяжелыми металлами и радионуклидами, увеличение площадей с сильно закисленными почвами и т. п. Неблагоприятны и условия существования лесов: так, есть данные об их чрезмерной вырубке, об ущербе от лесных пожаров и о повреждении лесов вредителями и кислотными дождями. Вызывает беспокойство и состояние водных источников, а именно загрязнение пресных вод, отсутствие или малоэффективность систем очистки, что приводит к уменьшению запасов и улова ценных видов рыб.
Поэтому экологическая экспертиза является немаловажным средством предотвращения экологического кризиса в современном мире. Она представляет собой систему организационных, научно-практических и культурных мероприятий, которые направлены на определение экологической и социально-экономической эффективности предполагаемых хозяйственных проектов, оценка возможных последствий от их реализации, воздействий на состояние окружающей среды за все время их функционирования . Иными словами, экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям, действующим в области охраны окружающей среды.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена тем, что именно экологическая экспертиза, как правовой инструмент, способствует предотвращению тенденции ухудшения состояния окружающей среды.
Объектом квалификационной дипломной работы выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования правоотношений, связанных с проведением экологической экспертизы.
Предметом дипломной работы являются нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с экологической экспертизой, а также судебная практика, учебная и специальная литература, относящиеся к теме дипломной работы.
Целью дипломной работы является формирование целостного представления о понятии и видах экологической экспертизы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: исследовать общие положения законодательства об экологической экспертизы, для этого исследовать понятие экологической экспертизы, определить ее цели и задачи, рассмотреть правовое регулирование отношений по проведению экологической экспертизы, проанализировать принципы и виды экологической экспертизы, такие как государственная и общественная экологическая экспертиза, выявить соотношение экологической экспертизы с деятельностью по оценке воздействия на окружающую среду, а также с другими видами экспертной деятельности в сфере обеспечения охраны окружающей природной среды.
Нормативную основу дипломной работы составляют законы и подзаконные акты Российской Федерации и Республики Татарстан в сфере регулирования отношений по проведению экологической экспертизы.
Теоретическую базу данной работы представляют труды таких видных цивилистов, как М.М. Бринчук, А.А. Демичев, Б.В. Ерофеев и других известных ученых-правоведов, специальная литература, материалы, опубликованные на страницах юридических изданий и периодической печати.
Дипломная работа имеет структуру, соответствующую цели и задачам, поставленным в работе. Она состоит из введения, основной части, которая состоит из двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматривается понятие экологической экспертизы, исследованы ее цели и задачи, проанализировано правовое регулирование отношений по проведению экологической экспертизы, раскрыты принципы экологической экспертизы, определено соотношение экологической экспертизы с деятельностью по оценке воздействия на окружающую среду.
Во второй главе рассматриваются виды, субъекты и объекты государственной и общественной экологической экспертиз, а также выявлено соотношение экологической экспертизы с другими видами экспертной деятельности в сфере обеспечения охраны окружающей природной среды.
В заключении подведены итоги дипломной работы, сформулированы основные выводы.
Составляющие данного кризиса довольно многочисленны. Это, в первую очередь, состояние земель: происходит усиление процессов эрозии почвы, загрязнение её тяжелыми металлами и радионуклидами, увеличение площадей с сильно закисленными почвами и т. п. Неблагоприятны и условия существования лесов: так, есть данные об их чрезмерной вырубке, об ущербе от лесных пожаров и о повреждении лесов вредителями и кислотными дождями. Вызывает беспокойство и состояние водных источников, а именно загрязнение пресных вод, отсутствие или малоэффективность систем очистки, что приводит к уменьшению запасов и улова ценных видов рыб.
Поэтому экологическая экспертиза является немаловажным средством предотвращения экологического кризиса в современном мире. Она представляет собой систему организационных, научно-практических и культурных мероприятий, которые направлены на определение экологической и социально-экономической эффективности предполагаемых хозяйственных проектов, оценка возможных последствий от их реализации, воздействий на состояние окружающей среды за все время их функционирования . Иными словами, экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям, действующим в области охраны окружающей среды.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена тем, что именно экологическая экспертиза, как правовой инструмент, способствует предотвращению тенденции ухудшения состояния окружающей среды.
Объектом квалификационной дипломной работы выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования правоотношений, связанных с проведением экологической экспертизы.
Предметом дипломной работы являются нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с экологической экспертизой, а также судебная практика, учебная и специальная литература, относящиеся к теме дипломной работы.
Целью дипломной работы является формирование целостного представления о понятии и видах экологической экспертизы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: исследовать общие положения законодательства об экологической экспертизы, для этого исследовать понятие экологической экспертизы, определить ее цели и задачи, рассмотреть правовое регулирование отношений по проведению экологической экспертизы, проанализировать принципы и виды экологической экспертизы, такие как государственная и общественная экологическая экспертиза, выявить соотношение экологической экспертизы с деятельностью по оценке воздействия на окружающую среду, а также с другими видами экспертной деятельности в сфере обеспечения охраны окружающей природной среды.
Нормативную основу дипломной работы составляют законы и подзаконные акты Российской Федерации и Республики Татарстан в сфере регулирования отношений по проведению экологической экспертизы.
Теоретическую базу данной работы представляют труды таких видных цивилистов, как М.М. Бринчук, А.А. Демичев, Б.В. Ерофеев и других известных ученых-правоведов, специальная литература, материалы, опубликованные на страницах юридических изданий и периодической печати.
Дипломная работа имеет структуру, соответствующую цели и задачам, поставленным в работе. Она состоит из введения, основной части, которая состоит из двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматривается понятие экологической экспертизы, исследованы ее цели и задачи, проанализировано правовое регулирование отношений по проведению экологической экспертизы, раскрыты принципы экологической экспертизы, определено соотношение экологической экспертизы с деятельностью по оценке воздействия на окружающую среду.
Во второй главе рассматриваются виды, субъекты и объекты государственной и общественной экологической экспертиз, а также выявлено соотношение экологической экспертизы с другими видами экспертной деятельности в сфере обеспечения охраны окружающей природной среды.
В заключении подведены итоги дипломной работы, сформулированы основные выводы.
По результатам исследования мы приходим к выводу, что экологическая экспертиза представляет собой осуществляемую согласно регламентируемой процедуре деятельность уполномоченных органов государственной власти, общественных организаций и экспертов, которая нацелена на установление соответствия документов или документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и экологическим законодательством, в целях предотвращения отрицательного влияния такого рода деятельности на окружающую среду.
Из дефиниции экологической экспертизы вытекает цель ее проведения, а именно, предотвращение вероятных негативных воздействий планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду путем определения соответствия планируемой деятельности экологическим требованиям. Данными требованиями являются совокупность ограничений по природопользованию и условий по сохранению окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Основной задачей экологической экспертизы выступает оценка уровня влияния намечаемой хозяйственной или иной деятельности с учетом предлагаемых мероприятий по предотвращению или максимальному уменьшению неблагоприятных последствий.
Что касается правовой основы регулирования отношений по проведению экологической экспертизы, то следует отметить, что законодательство об экологической экспертизе не является строго систематизированным. К основным нормативно-правовым актам относятся, во-первых, Конституция РФ, содержащая общие положения, которые необходимо учитывать при организации и проведении экологической экспертизы, во-вторых, ФЗ «Об охране окружающей среды», Закон об экологической экспертизе, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования, в-третьих, подзаконные нормативные документы, анализ которых проведен в данном параграфе.
Необходимо упомянуть и нормативные правовые акты регионального уровня, например, изученные в работе акты РТ, которые принимаются с учетом особенности экологических, социальных и экономических условий соответствующего субъекта Российской Федерации, а также специальные нормы об экологической экспертизе в отраслевых законодательных актах об охране и использовании отдельных видов природных ресурсов.
Наряду с нормативными правовыми актами немаловажную роль в регулировании отношений по проведению экологической экспертизы играет и судебная практика, поскольку деятельность судебных органов способствует совершенствованию практики применения экологического законодательства.
Под принципами экологической экспертизы понимаются руководящие положения, которые являются основой регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования. Иными словами, это фундамент, обеспечивающий правильную деятельность по охране окружающей среды.
Закон об экологической экспертизе в статье 3 содержит перечень девяти отраслевых принципов, на которых и основывается экологическая экспертиза. Данные руководящие положения должны соблюдаться всеми субъектами, участвующими в процессе экологической экспертизы, даже включая заказчика планируемой деятельности, проектные организации, эколого-экспертные органы и организации.
Представляя собой деятельность, направленную на выявление, анализ и учет прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления, ОВОС является одним из этапов подготовки документации, которая необходима для проведения государственной экологической экспертизы.
Соотнося ОВОС и экологическую экспертизу, можно выявить как сходства, так и различия. Сходство заключается в том, что оба механизма обеспечения безопасной окружающей среды направлены на то, чтобы обеспечить реализацию права каждого на благоприятную окружающую среду, которое закреплено в ст. 42 Конституции РФ. Иными словами, их цель - не допустить реализации хозяйственной деятельности, которая бы причиняла вред окружающей среде и здоровью человека.
Различие же проявляется по таким основаниям, как нормативно¬правовое регулирование и состав субъектов данных правоотношений. ОВОС регулируется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ в 2000 году, а экологическая экспертиза - Законом об экологической экспертизе. Что касается субъектного состава, то субъектами ОВОС являются заказчик и исполнитель, которые, к слову, могут выступать в одном лице. Экологическая экспертиза же проводится группой экспертов, формирующаяся в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти.
В российском законодательстве существует два вида экологической экспертизы: государственная и общественная. Государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, которые гарантируют защиту и сохранение окружающей среды. Она представляет собой также способ реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, является источником экологически значимой информации и служит средством доказывания при разрешении споров в сфере охраны окружающей среды.
Субъектами государственной экологической экспертизы, т.е. лицами, имеющими право организовывать и проводить данную процедуру, являются заказчик документации, которая подлежит государственной экологической экспертизе; специально уполномоченные органы в области экологической экспертизы, каковыми являются Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, а на региональном уровне - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан; экспертная комиссия государственной экологической экспертизы; эксперт экспертной комиссии государственной экологической экспертизы; руководитель экспертной комиссии, который назначается федеральным органом исполнительной власти или органом государственной власти субъектов РФ в области экологической экспертизы.
К объектам экологической экспертизы федерального уровня относятся проекты правовых актов, программ, генеральных планов развития территорий, создания свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности, проекты стратегического планирования и развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности; обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду; документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства; проекты международных договоров и др.
К региональным объектам государственной экологической экспертизы относятся в основном, те же объекты, что и перечислены выше, за исключением того, что они утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, а также зависят от статуса территории, на которой государственная экологическая экспертиза будет проводиться.
Общественная экологическая экспертиза же представляет собой одну из форм общественного участия в процессе принятия решений в Российской Федерации.
Субъектов данного вида экологической экспертизы условно можно разделить на два вида: во-первых, на субъектов, инициирующих процедуру проведения общественной экологической экспертизы, к которым относятся граждане, общественные организации (объединения), органы местного самоуправления; во-вторых, субъектов, проводящих общественную экологическую экспертизу, к таковым относятся исключительно общественные организации (объединения).
Что касается объектов общественной экологической экспертизы, то, в целом, они совпадают с объектами государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, связанных с секретностью сведений об объектах экологической экспертизы.
Однако, наряду с государственной и общественной экологическими экспертизами существуют и другие виды экспертной деятельности в области обеспечения охраны окружающей природной среды. В частности, к таковым процедурам можно отнести ведомственную экспертизу, проводимую по приказу соответствующего министерства, ведомства, и результаты которой сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры; комплексные экологические обследования, подразумевающие собой сбор, изучение и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах и объектах в местах предполагаемой организации особо охраняемой природной территории; исследования, например, токсико- гигиенические и эколого-токсикологические исследования опасных химических и биологических веществ; расследования, а именно санитарно-эпидемиологическое расследование - деятельность органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний.
Из дефиниции экологической экспертизы вытекает цель ее проведения, а именно, предотвращение вероятных негативных воздействий планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду путем определения соответствия планируемой деятельности экологическим требованиям. Данными требованиями являются совокупность ограничений по природопользованию и условий по сохранению окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Основной задачей экологической экспертизы выступает оценка уровня влияния намечаемой хозяйственной или иной деятельности с учетом предлагаемых мероприятий по предотвращению или максимальному уменьшению неблагоприятных последствий.
Что касается правовой основы регулирования отношений по проведению экологической экспертизы, то следует отметить, что законодательство об экологической экспертизе не является строго систематизированным. К основным нормативно-правовым актам относятся, во-первых, Конституция РФ, содержащая общие положения, которые необходимо учитывать при организации и проведении экологической экспертизы, во-вторых, ФЗ «Об охране окружающей среды», Закон об экологической экспертизе, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования, в-третьих, подзаконные нормативные документы, анализ которых проведен в данном параграфе.
Необходимо упомянуть и нормативные правовые акты регионального уровня, например, изученные в работе акты РТ, которые принимаются с учетом особенности экологических, социальных и экономических условий соответствующего субъекта Российской Федерации, а также специальные нормы об экологической экспертизе в отраслевых законодательных актах об охране и использовании отдельных видов природных ресурсов.
Наряду с нормативными правовыми актами немаловажную роль в регулировании отношений по проведению экологической экспертизы играет и судебная практика, поскольку деятельность судебных органов способствует совершенствованию практики применения экологического законодательства.
Под принципами экологической экспертизы понимаются руководящие положения, которые являются основой регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования. Иными словами, это фундамент, обеспечивающий правильную деятельность по охране окружающей среды.
Закон об экологической экспертизе в статье 3 содержит перечень девяти отраслевых принципов, на которых и основывается экологическая экспертиза. Данные руководящие положения должны соблюдаться всеми субъектами, участвующими в процессе экологической экспертизы, даже включая заказчика планируемой деятельности, проектные организации, эколого-экспертные органы и организации.
Представляя собой деятельность, направленную на выявление, анализ и учет прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления, ОВОС является одним из этапов подготовки документации, которая необходима для проведения государственной экологической экспертизы.
Соотнося ОВОС и экологическую экспертизу, можно выявить как сходства, так и различия. Сходство заключается в том, что оба механизма обеспечения безопасной окружающей среды направлены на то, чтобы обеспечить реализацию права каждого на благоприятную окружающую среду, которое закреплено в ст. 42 Конституции РФ. Иными словами, их цель - не допустить реализации хозяйственной деятельности, которая бы причиняла вред окружающей среде и здоровью человека.
Различие же проявляется по таким основаниям, как нормативно¬правовое регулирование и состав субъектов данных правоотношений. ОВОС регулируется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ в 2000 году, а экологическая экспертиза - Законом об экологической экспертизе. Что касается субъектного состава, то субъектами ОВОС являются заказчик и исполнитель, которые, к слову, могут выступать в одном лице. Экологическая экспертиза же проводится группой экспертов, формирующаяся в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти.
В российском законодательстве существует два вида экологической экспертизы: государственная и общественная. Государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, которые гарантируют защиту и сохранение окружающей среды. Она представляет собой также способ реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, является источником экологически значимой информации и служит средством доказывания при разрешении споров в сфере охраны окружающей среды.
Субъектами государственной экологической экспертизы, т.е. лицами, имеющими право организовывать и проводить данную процедуру, являются заказчик документации, которая подлежит государственной экологической экспертизе; специально уполномоченные органы в области экологической экспертизы, каковыми являются Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, а на региональном уровне - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан; экспертная комиссия государственной экологической экспертизы; эксперт экспертной комиссии государственной экологической экспертизы; руководитель экспертной комиссии, который назначается федеральным органом исполнительной власти или органом государственной власти субъектов РФ в области экологической экспертизы.
К объектам экологической экспертизы федерального уровня относятся проекты правовых актов, программ, генеральных планов развития территорий, создания свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности, проекты стратегического планирования и развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности; обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду; документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства; проекты международных договоров и др.
К региональным объектам государственной экологической экспертизы относятся в основном, те же объекты, что и перечислены выше, за исключением того, что они утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, а также зависят от статуса территории, на которой государственная экологическая экспертиза будет проводиться.
Общественная экологическая экспертиза же представляет собой одну из форм общественного участия в процессе принятия решений в Российской Федерации.
Субъектов данного вида экологической экспертизы условно можно разделить на два вида: во-первых, на субъектов, инициирующих процедуру проведения общественной экологической экспертизы, к которым относятся граждане, общественные организации (объединения), органы местного самоуправления; во-вторых, субъектов, проводящих общественную экологическую экспертизу, к таковым относятся исключительно общественные организации (объединения).
Что касается объектов общественной экологической экспертизы, то, в целом, они совпадают с объектами государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, связанных с секретностью сведений об объектах экологической экспертизы.
Однако, наряду с государственной и общественной экологическими экспертизами существуют и другие виды экспертной деятельности в области обеспечения охраны окружающей природной среды. В частности, к таковым процедурам можно отнести ведомственную экспертизу, проводимую по приказу соответствующего министерства, ведомства, и результаты которой сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры; комплексные экологические обследования, подразумевающие собой сбор, изучение и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах и объектах в местах предполагаемой организации особо охраняемой природной территории; исследования, например, токсико- гигиенические и эколого-токсикологические исследования опасных химических и биологических веществ; расследования, а именно санитарно-эпидемиологическое расследование - деятельность органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний.
Подобные работы
- Экологическая экспертиза (Воронежский Государственный Университет)
Рефераты, экологическое право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2024 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Виды экологической экспертизы (Воронежский Государственный Университет)
Курсовые работы, экологическое право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Правовое обеспечение экологической безопасности населения и территорий
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-экономический механизм управлении затратами на возмещение экологического ущерба от основной деятельности промышленного предприятия
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Разработка мероприятий по повышению эффективности использования земельного участка на основе инвестиционного анализа
Дипломные работы, ВКР, технология строительных процессов. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Оценка инвестиционного проекта по строительству жилого комплекса
Дипломные работы, ВКР, технология строительных процессов. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2016



