Введение 3
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ 6
§1. Понятие, цели и задачи экологической экспертизы 6
§2. Правовая основа регулирования отношений по проведению экологической экспертизы 10
§3. Принципы экологической экспертизы 19
§4. Соотношение экологической экспертизы с деятельностью по оценке воздействия на окружающую среду 33
Глава II. ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 38
§1. Государственная экологическая экспертиза: виды, субъекты, объекты 38
§2. Общественная экологическая экспертиза: субъекты и объекты 53
§3. Соотношение экологической экспертизы с другими видами экспертной деятельности в сфере обеспечения охраны окружающей природной среды 58
Заключение 64
Список использованной литературы
Как известно, в настоящее время, из-за того, что человек стремится поставить в приоритет удовлетворение материальных потребностей, наблюдается усиление негативного воздействие его хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, что провоцирует экологический кризис. Об этом, как правило, свидетельствует нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой.
Составляющие данного кризиса довольно многочисленны. Это, в первую очередь, состояние земель: происходит усиление процессов эрозии почвы, загрязнение её тяжелыми металлами и радионуклидами, увеличение площадей с сильно закисленными почвами и т. п. Неблагоприятны и условия существования лесов: так, есть данные об их чрезмерной вырубке, об ущербе от лесных пожаров и о повреждении лесов вредителями и кислотными дождями. Вызывает беспокойство и состояние водных источников, а именно загрязнение пресных вод, отсутствие или малоэффективность систем очистки, что приводит к уменьшению запасов и улова ценных видов рыб.
Поэтому экологическая экспертиза является немаловажным средством предотвращения экологического кризиса в современном мире. Она представляет собой систему организационных, научно-практических и культурных мероприятий, которые направлены на определение экологической и социально-экономической эффективности предполагаемых хозяйственных проектов, оценка возможных последствий от их реализации, воздействий на состояние окружающей среды за все время их функционирования . Иными словами, экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям, действующим в области охраны окружающей среды.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена тем, что именно экологическая экспертиза, как правовой инструмент, способствует предотвращению тенденции ухудшения состояния окружающей среды.
Объектом квалификационной дипломной работы выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования правоотношений, связанных с проведением экологической экспертизы.
Предметом дипломной работы являются нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с экологической экспертизой, а также судебная практика, учебная и специальная литература, относящиеся к теме дипломной работы.
Целью дипломной работы является формирование целостного представления о понятии и видах экологической экспертизы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: исследовать общие положения законодательства об экологической экспертизы, для этого исследовать понятие экологической экспертизы, определить ее цели и задачи, рассмотреть правовое регулирование отношений по проведению экологической экспертизы, проанализировать принципы и виды экологической экспертизы, такие как государственная и общественная экологическая экспертиза, выявить соотношение экологической экспертизы с деятельностью по оценке воздействия на окружающую среду, а также с другими видами экспертной деятельности в сфере обеспечения охраны окружающей природной среды.
Нормативную основу дипломной работы составляют законы и подзаконные акты Российской Федерации и Республики Татарстан в сфере регулирования отношений по проведению экологической экспертизы.
Теоретическую базу данной работы представляют труды таких видных цивилистов, как М.М. Бринчук, А.А. Демичев, Б.В. Ерофеев и других известных ученых-правоведов, специальная литература, материалы, опубликованные на страницах юридических изданий и периодической печати.
Дипломная работа имеет структуру, соответствующую цели и задачам, поставленным в работе. Она состоит из введения, основной части, которая состоит из двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматривается понятие экологической экспертизы, исследованы ее цели и задачи, проанализировано правовое регулирование отношений по проведению экологической экспертизы, раскрыты принципы экологической экспертизы, определено соотношение экологической экспертизы с деятельностью по оценке воздействия на окружающую среду.
Во второй главе рассматриваются виды, субъекты и объекты государственной и общественной экологической экспертиз, а также выявлено соотношение экологической экспертизы с другими видами экспертной деятельности в сфере обеспечения охраны окружающей природной среды.
В заключении подведены итоги дипломной работы, сформулированы основные выводы.
По результатам исследования мы приходим к выводу, что экологическая экспертиза представляет собой осуществляемую согласно регламентируемой процедуре деятельность уполномоченных органов государственной власти, общественных организаций и экспертов, которая нацелена на установление соответствия документов или документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и экологическим законодательством, в целях предотвращения отрицательного влияния такого рода деятельности на окружающую среду.
Из дефиниции экологической экспертизы вытекает цель ее проведения, а именно, предотвращение вероятных негативных воздействий планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду путем определения соответствия планируемой деятельности экологическим требованиям. Данными требованиями являются совокупность ограничений по природопользованию и условий по сохранению окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Основной задачей экологической экспертизы выступает оценка уровня влияния намечаемой хозяйственной или иной деятельности с учетом предлагаемых мероприятий по предотвращению или максимальному уменьшению неблагоприятных последствий.
Что касается правовой основы регулирования отношений по проведению экологической экспертизы, то следует отметить, что законодательство об экологической экспертизе не является строго систематизированным. К основным нормативно-правовым актам относятся, во-первых, Конституция РФ, содержащая общие положения, которые необходимо учитывать при организации и проведении экологической экспертизы, во-вторых, ФЗ «Об охране окружающей среды», Закон об экологической экспертизе, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования, в-третьих, подзаконные нормативные документы, анализ которых проведен в данном параграфе.
Необходимо упомянуть и нормативные правовые акты регионального уровня, например, изученные в работе акты РТ, которые принимаются с учетом особенности экологических, социальных и экономических условий соответствующего субъекта Российской Федерации, а также специальные нормы об экологической экспертизе в отраслевых законодательных актах об охране и использовании отдельных видов природных ресурсов.
Наряду с нормативными правовыми актами немаловажную роль в регулировании отношений по проведению экологической экспертизы играет и судебная практика, поскольку деятельность судебных органов способствует совершенствованию практики применения экологического законодательства.
Под принципами экологической экспертизы понимаются руководящие положения, которые являются основой регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования. Иными словами, это фундамент, обеспечивающий правильную деятельность по охране окружающей среды.
Закон об экологической экспертизе в статье 3 содержит перечень девяти отраслевых принципов, на которых и основывается экологическая экспертиза. Данные руководящие положения должны соблюдаться всеми субъектами, участвующими в процессе экологической экспертизы, даже включая заказчика планируемой деятельности, проектные организации, эколого-экспертные органы и организации.
Представляя собой деятельность, направленную на выявление, анализ и учет прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления, ОВОС является одним из этапов подготовки документации, которая необходима для проведения государственной экологической экспертизы.
Соотнося ОВОС и экологическую экспертизу, можно выявить как сходства, так и различия. Сходство заключается в том, что оба механизма обеспечения безопасной окружающей среды направлены на то, чтобы обеспечить реализацию права каждого на благоприятную окружающую среду, которое закреплено в ст. 42 Конституции РФ. Иными словами, их цель - не допустить реализации хозяйственной деятельности, которая бы причиняла вред окружающей среде и здоровью человека.
Различие же проявляется по таким основаниям, как нормативно¬правовое регулирование и состав субъектов данных правоотношений. ОВОС регулируется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ в 2000 году, а экологическая экспертиза - Законом об экологической экспертизе. Что касается субъектного состава, то субъектами ОВОС являются заказчик и исполнитель, которые, к слову, могут выступать в одном лице. Экологическая экспертиза же проводится группой экспертов, формирующаяся в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти.
В российском законодательстве существует два вида экологической экспертизы: государственная и общественная. Государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, которые гарантируют защиту и сохранение окружающей среды. Она представляет собой также способ реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, является источником экологически значимой информации и служит средством доказывания при разрешении споров в сфере охраны окружающей среды.
Субъектами государственной экологической экспертизы, т.е. лицами, имеющими право организовывать и проводить данную процедуру, являются заказчик документации, которая подлежит государственной экологической экспертизе; специально уполномоченные органы в области экологической экспертизы, каковыми являются Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, а на региональном уровне - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан; экспертная комиссия государственной экологической экспертизы; эксперт экспертной комиссии государственной экологической экспертизы; руководитель экспертной комиссии, который назначается федеральным органом исполнительной власти или органом государственной власти субъектов РФ в области экологической экспертизы.
К объектам экологической экспертизы федерального уровня относятся проекты правовых актов, программ, генеральных планов развития территорий, создания свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности, проекты стратегического планирования и развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности; обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду; документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства; проекты международных договоров и др.
К региональным объектам государственной экологической экспертизы относятся в основном, те же объекты, что и перечислены выше, за исключением того, что они утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, а также зависят от статуса территории, на которой государственная экологическая экспертиза будет проводиться.
Общественная экологическая экспертиза же представляет собой одну из форм общественного участия в процессе принятия решений в Российской Федерации.
Субъектов данного вида экологической экспертизы условно можно разделить на два вида: во-первых, на субъектов, инициирующих процедуру проведения общественной экологической экспертизы, к которым относятся граждане, общественные организации (объединения), органы местного самоуправления; во-вторых, субъектов, проводящих общественную экологическую экспертизу, к таковым относятся исключительно общественные организации (объединения).
Что касается объектов общественной экологической экспертизы, то, в целом, они совпадают с объектами государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, связанных с секретностью сведений об объектах экологической экспертизы.
Однако, наряду с государственной и общественной экологическими экспертизами существуют и другие виды экспертной деятельности в области обеспечения охраны окружающей природной среды. В частности, к таковым процедурам можно отнести ведомственную экспертизу, проводимую по приказу соответствующего министерства, ведомства, и результаты которой сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры; комплексные экологические обследования, подразумевающие собой сбор, изучение и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах и объектах в местах предполагаемой организации особо охраняемой природной территории; исследования, например, токсико- гигиенические и эколого-токсикологические исследования опасных химических и биологических веществ; расследования, а именно санитарно-эпидемиологическое расследование - деятельность органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993: [в ред. от 21.07.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: [в ред. от 23.04.2018 с изм. и доп., вступающими в силу с 14.05.2018] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: [в ред. от 29.12.2017] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.
4. Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 13 июля 2015 г. №221-ФЗ: [в ред. от 29.12.2017] // Собрание законодательства РФ. - 2015. - №29 (часть I). - Ст. 4347.
5. О карантине растений: федер. закон от 21 июля 2014 г. №206-ФЗ [в ред. от 28.12.2017] // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №30 (Часть I). - Ст. 4207.
6. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ: [в ред. от 31.12.2017] // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 1 (часть I). - Ст. 26.
7. О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 07 июня 2013 г. №108-ФЗ: [в ред. от 23.04.2018] // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 23. - Ст. 2866.
8. Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ: [в ред. от 29.12.2017] // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4594.
9. Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско- Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 08 мая 2009 г. № 93-ФЗ: [в ред. от 29.12.2017] // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №19. - Ст. 2283.
10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: федер. закон от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ: [в ред. от 22.10.2014] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №1. - Ст.10.
11. О коммерческой тайне: федер. закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ: [в ред. от 18.04.2018] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №32. - Ст. 3283.
12. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: федер. закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ: [в ред. от 29.07.2017] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №52 (часть 1). - Ст. 5276.
13. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ: [в ред. от 31.12.2017] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №2. - Ст.33.
14. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. №155-ФЗ: [в ред. от 05.02.2018] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. -Ст. 3833.
15. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: федер. закон от 17 декабря 1998 г. №191-ФЗ: [в ред. от 05.04.2016] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №51. - Ст. 6273.
16. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: федер. закон от 23 февраля 1995 г. №26-ФЗ [в ред. от 28.12.2013] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №9. - Ст.713.
17. Об особо охраняемых природных территориях: федер. закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №12. - Ст. 1024.
18. О животном мире: федер. закон от 24 апреля 1995 г. №52-ФЗ: [в ред. от 03.07.2016] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №17. - Ст. 1462.
19. Об экологической экспертизе: федер. закон от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ: [в ред. от 28.12.2017] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №48. - Ст.1.
20. О континентальном шельфе Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 1995 г. №187-ФЗ: [в ред. от 02.05.2015] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №49. - Ст. 4694.
21. О соглашениях о разделе продукции: федер. закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ [в ред. от 05.04.2016] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №1. - Ст.18.
22. О государственной тайне: закон РФ от 21 июля 1993 г. №5485-1: [в ред. от 26.07.2017] // Рос. газета. - 1993. - 21 сентября.
23. О недрах: закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 [в ред. от 30.09.2017] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №10. - Ст. 823.
24. Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера: Указ Президента РФ от 06 марта 1997 г. №188: [в ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №10. - Ст. 1127.
25. О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №401 // Рос. газета. - 2004. - 11 августа.
26. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 // Рос. газета. - 2004. - 11 августа.
27. Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327 // Рос. газета . - 2004. - 15 июля.
28. Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы: Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698 // Рос. газета. - 1996. - 27 июня.
29. О Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1992 г. № 268. - Электрон. дан.- Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
30. О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ (вместе с «Положением о государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ»): Постановление Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. № 869 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1992. - №20. - Ст.1669.
31. Об утверждении Административного регламента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению
государственной услуги по государственной регистрации пестицидов и (или) агрохимикатов: Приказ Минсельхоза России от 09 июля 2015 г. № 294 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://
www.pravo.gov.ru(дата обращения 24.05.2018).
32. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня: Приказ Минприроды России от 06 мая 2014 г. №204 // Рос. газета. - 2015. - 30 января.
33. Об утверждении Административного регламента Федеральной
службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий: Приказ Минприроды России от 29 июня 2012 г. №190 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. - 2013. - №14.
34. О государственной экспертизе градостроительной, предпроектной и проектной документации и ее утверждении в системе МЧС России: Приказ МЧС России от 31 июля 2011 г. №340. - Электрон. дан.- Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
35. Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной функции по надзору за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений: Приказ Минприроды РФ от 30 октября 2008 г. № 273: [в ред. от 22.02.2011] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - №7.
36. Об утверждении Порядка государственной регистрации
пестицидов и агрохимикатов: Приказ Минсельхоза России от 10 июля 2007 г. № 357 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. - 2007. - 10 сентября.
37. Об утверждении Требований к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков территории Российской Федерации к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия: Приказ Минприроды России от 28 марта 1996 г. №113. - Электрон. дан.- Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
38. Об утверждении Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности [Электронный ресурс]: Приказ Минприроды РФ от 29 декабря 1995 г. № 539. - Электрон. дан.- Доступ из справ. - правовой системы «Гарант».
39. О разъяснении законодательства [Электронный ресурс]: Письмо Минприроды России от 14 декабря 2017 г. № 12-47/34910. - Электрон. дан.- Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
40. Об утверждении положений о структурных подразделениях центрального аппарата Росприроднадзора: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 1 февраля 2016 г. № 48. - Электрон. дан.- Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
41. Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов
обоснования лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии [Электронный ресурс]: Приказ Ростехнадзора от 10 октября 2007 г. №688. - Электрон. дан.- Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
42. О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации (вместе с «Порядком проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок», «Положением о реестре санитарно¬эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации»): Приказ Роспотребнадзора от 21 ноября 2005 г. № 776. - Электрон. дан.- Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
43. Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации: Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. №372 // Рос. газета. - 2000. - 1 сентября.
44. О направлении проектной документации объектов на государственную экологическую экспертизу: Письмо Госстроя от 22 марта 2013 г. № 1976-БМ/11/ГС. - Нормирование в строительстве и ЖКХ. - 2013. - №5.
45. Об утверждении Инструкции «По применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных»: приказ Председателя Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр от 14 апреля 1994 г. №583// Российские вести. - 1994. - 8 июня.
46. О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами: Постановление ВС РФ от 15 июля
1992 г. № 3314-1 [в ред. от 05.04.2016] // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 3. - Ст. 1917.
Нормативно-правовые акты субъектов РФ и Республики
Татарстан
1. Конституция Республики Татарстан от 06 ноября 1992 г.: [в ред. от 22.06.2012 г.] // Советская Татария. - 1992. - 12 декабря.
2. О внесении изменений в Закон города Москвы от 25 июня 2008 года № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» и статью 8 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года № 17 «О защите зеленых насаждений»: закон г. Москвы от 11 апреля 2012 г. № 12 // Ведомости Московской городской Думы. - 2012. - №4. - Ст. 47.
3. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Московской области от 23 июля 2003 г. № 96/2003-ОЗ: [в ред. от 08.05.2018] // Вестник Московской областной Думы. - 2003. - №12.
4. Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня [Электронный ресурс]: Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 19 октября 2016 г. № 1123-п. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://pravo.tatarstan.ru/(дата обращения: 20.05.2018).
5. Об утверждении рекомендаций по подготовке материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения, для представления на государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня: Приказ Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 14 июня 2016 г. № 266-осн // Собрание законодательства Республики Татарстан. - 2017. - №27. - Ст. 0843.
6. Об утверждении Реестра внештатных экспертов для привлечения при проведении государственной экологической экспертизы регионального уровня: Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 18 апреля 2014 г. № 277-п. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/430574433(дата обращения: 20.05.2018).
Нормативные акты, утратившие силу
1. Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России: Постановление Правительства РФ от 03 декабря 2001 г. №841 // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №50.
II. Материалы юридической практики
1. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кулаковой Натальи Анатольевны и Лисицыной Наталии Александровны на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе»: Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2010 г. №1421-О-О // Вестник Конституционного суда РФ. - 2011. - №2.
2. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Транссервис» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 8 статьи 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе»: Определение Конституционного Суда РФ от 21 октября 2008 г. по делу №626-О-О [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2008. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
3. Постановление Президиума ВАС РФ от 25 сентября 2007 г. № 4707/07 по делу № А51-10595/2003-6-388 // Вестник ВАС РФ. - 2007. - №12.
4. Решение Верховного Суда РФ от 15 октября 2015 г. №АКПИ15- 863 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
5. Решение Верховного Суда РФ от 21 января 2000 г. № ГКПИ99- 1107 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
6. Постановление Верховного Суда РФ от 05 июля 2016 г. № 303- АД16-2490 по делу № А59-6248/2014 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2008. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
7. Определение Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. № 87- АПГ15-5[Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
8. Определение Верховного Суда РФ от 05 февраля 2014 г. №16- АПГ13-10 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
9. Определение Верховного Суда РФ от 03 апреля 2013 г. по делу №5-АПГ13-7 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2013. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
10. Определение Верховного Суда РФ от 29 июня 2005 г. № 31-Г05-5 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2005. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
11. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20 декабря 2017 г. №41-АПГ17-12 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
12. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12 декабря 2017 г. № АПЛ17-443 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
13. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2016 г. №83-АПГ16-15 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
14. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 11 мая 2016 г. № 56-АПГ16-5 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
15. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21 декабря 2010 г. № Ф03-8608/2010 [Электронный ресурс]: по делу № А51-21083/2009. - Электрон. дан. - М., 2010. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
16. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 апреля 2009 г. № Ф03-988/2009 [Электронный ресурс]: по делу № А51-6099/2007. - Электрон. дан. - М., 2009. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
17. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июня 2008 г. по делу № А29-425/2008. [Электронный ресурс] // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
18. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27 апреля 2004 г. № Ф03-А51/04-1/919 [Электронный ресурс] // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
19. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 февраля 2018 г. № Ф09-5195/16 [Электронный ресурс]: по делу № А76- 26164/2015. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
20. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 июля 2016 г. № Ф09-5195/16 [Электронный ресурс]: по делу № А76-26164/2015. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
21. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 сентября 2016 г. №Ф05-11321/2016 [Электронный ресурс]: по делу № А40-
154403/2015. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
22. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 декабря 2016 г. № Ф06-15112/2016 [Электронный ресурс] // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
23. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2009 г. по делу № А46-16319/2008 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
24. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 21 октября 2014 г. по делу №33-6352/2014 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
25. Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 24 июля 2014 № 33-10242/2014 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
26. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 14 января 2014 г. по делу № 33-254/2014 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
27. Апелляционное определение Пермского краевого суда от 30 июля 2012 г. по делу № 33-6192 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
28. Кассационное определение Костромского областного суда от 28 апреля 2008 по делу № 33-424 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2008. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
1. Абрарова З.Ф. Государственная экологическая экспертиза как инструмент охраны окружающей среды / З.Ф. Абрарова // Бюллетень науки и практики. - Изд.: Овечкин Федор Юрьевич (Уфа). - 2016. - №6 (7). - С. 40¬45.
2. Агаханянц П.Ф. Общественная экологическая экспертиза
комплекса по переработке и размещению отходов Санкт-Петербурга / П.Ф. Агаханянц // Ученые записки российского государственного гидрометеорологического университета. - Изд.: Российский
государственный гидрометеорологический университет (Санкт-Петербург). - 2013. - №28. - С. 7-12.
3. Алексеева А.П. Актуальные проблемы противодействия экологической преступности в России / А.П. Алексеева, А.П.Анисимов, А.И. Мелихов // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - Иркутск: Изд-во БГУЭП. - 2013. - № 3 (25). - С. 80-89.
4. Анохин С. А. Особенности проведения экологической экспертизы в России / С.А. Анохин // Вестник международного юридического института. - Изд.: Международный юридический институт (Москва). - 2014. - №3 (50). - С. 29-35.
5. Анохин С.А. Административно-правовой механизм в области проведения экологической экспертизы / С.А. Анохин // Административное и муниципальное право. - М.: Nota Bene. - 2009. - №7. - C. 77-83.
6. Безносов Г.А. Государственная экологическая экспертиза / Г.А. Безносов, Ю.Е. Шалгина // Молодежь и наука. - Изд.: Уральский государственный аграрный университет (Екатеринбург). - 2013. - №2. - С. 3.
7. Большаков В.Н Экология: учебник / В.Н. Большаков [и др.] - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2010. - 504 с.
8. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник [Электронный ресурс] / М.М. Бринчук. - Электрон. дан. - М.: Статут, 2009. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
9. Бринчук М.М. Комментарий к Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (постатейный) [Электронный ресурс] / М.М. Бринчук [и др.]. - Электрон. дан. - М., 2009. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
10. Выпханова Г.В. Правовые проблемы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды / Выпханова Г.В. - М., 2009. - 335 с.
11. Гизатуллин Р.Р. К вопросу о современном состоянии правового регулирования экологической экспертизы / Р.Р. Гизатуллин // Правовое государство: теория и практика. - Изд.: Научно-исследовательский институт проблем правового государства (Уфа). - 2013. - №1 (31). - С. 117-122.
12. Демичев А.А. Экологическое право: Учебник / А.А. Демичев, О.С. Грачева О.С. - М: Прометей, 2017. - 348 с.
13. Добрынская (Спиридонова) В.В. Комментарий к Закону РФ от 21 июля 1993 г. №5485-1 «О государственной тайне» (постатейный) [Электронный ресурс] / В.В. Добрынская (Спиридонова), Э.Ю. Бадальянц, Е.А. Бевзюк. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
14. Дубовик О.Л. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный) [Электронный ресурс] / О.Л. Дубовик. - Электрон. дан. - М.: Статут, 2015. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
15. Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник / О.Л. Дубовик. - М.: Проспект, ТК Велби, 2007. - 688 с.
16. Ерофеев Б.В. Экологическое право: учебник / Б.В. Ерофеев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. - 399 с.
17. Забродина Т.И. Роль государственной экологической экспертизы
в экологическом образовании общества / Т.И. Забродина // Известия ТРТУ. - Изд.: Технологический институт Федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге (Таганрог). - 2002. - №6 (29). - С. 196-198.
18. Захарова В.А. Экологическая экспертиза: теория и практика правоприменения / В.А. Захарова, Е.Н. Холопова // Эксперт-криминалист. - М.: Юрист. - 2010. - № 2. - С.28-32.
19. Кадомцева А.Е. Проблемы проведения общественной экологической экспертизы / А.Е. Кадомцева // Современное право. - Изд.: Издательство «Новый индекс» (Москва). - 2013. - №1. - С. 20-22.
20. Киселев Н.Н. Гуманитарный смысл экологической экспертизы / Н.Н. Киселев // Знание. Понимание. Умение. - Издательство: Московский гуманитарный университет (Москва). - 2006. - №4. - С. 211-212.
21. Кичигин Н.В. Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» (постатейный) / Н.В. Кичигин, М.В. Пономарев,
A. Ю. Семьянова. - 2-е издание, доп. и изм. - М.: «Юстицинформ», 2006.
22. Крассов О.И. Экологическое право: учебник / О.И. Крассов. - М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 768 с.
23. Кудрицкая Ю.В. Экологическая экспертиза: проблемы и перспективы развития / Ю.В. Кудрицкая // Правовые проблемы укрепления Российской государственности. - Издательство: Издательство Томского университета. - 2001. - С. 228-230.
24. Питулько В.М. Основы экологической экспертизы: учебник /
B. М. Питулько, В.К. Донченко, В.В. Растоскуев, и др. — М.: ИНФРА-М, 2017. - 566 с.
25. Рыженков А.Я. Принципы экологической экспертизы: теория и практика / А.Я. Рыженков // Вестник Волгоградской академии МВД России. - Изд. Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (Волгоград). - 2017. - № 4(43). - С. 44-51.
26. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузов [и др.] - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 640 с.
27. Тихомирова Л.А. Экспертиза как особый вид деятельности по оценке соответствия (экологическая экспертиза, экспертиза проектной документации, экспертиза промышленной безопасности) [Электронный ресурс] / Л.А. Тихомирова. - Электрон. дан. - 2016. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
28. Хаустов Д.В. Проблемы правового регулирования экологической экспертизы на современном этапе / Д.В. Хаустов // Нефть, газ и право. - М.: ООО «ПравоТЭК». - 2012. - №5. - С.42-48.