Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПРОБЛЕМА ТРАВМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА В РОМАНАХ Й. МАКЬЮЭНА О ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ («НЕВИННЫЙ», «ЧЕРНЫЕ ПСЫ», «ИСКУПЛЕНИЕ»)

Работа №30401

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
647
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ С.3
ГЛАВА 1. (Исторический и национальный контекст в романе Й.Макьюэна
«Невинный, или особые отношения») С.9
1.1. (Исторический контекст в изображении ситуации насилия) С.9
1.2. (Национальный контекст в изображении ситуации насилия) С.16
ГЛАВА 2. (Дискурс насилия в романе Макьюэна «Черные псы») С.26
ГЛАВА 3. (Проблема травмы и памяти в романе «Искупление») С.37
ГЛАВА 4. (Методическое обоснование конспекта урока на военную тему посредством изучения романов Й. Макьюэна) С.47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С.49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ С. 52
Приложение 1

Проблема травмы становится одной из самых актуальных проблем, поднимаемых в современной науке. Особенно повышается интерес к этой теме в тесной соотнесенности с темой Второй мировой войны. Тема Второй мировой войны в западной литературе остается значимой в течение всей второй половины ХХ века и, как показывают первые десятилетия нового века, не теряет своей актуальности до сих пор. Обращение исследователей к проблеме травмы истории (в которой наиболее травматическим опытом во второй половине ХХ века стала Вторая мировая война) привлекает внимание современности и к другим проблемам травмы в литературе (культурная, бытовая, личностная, психологическая).
Проблема насилия и травмы имеет междисциплинарный характер: она становится одной из центральных научных проблем не только в филологическом (литературоведческом) аспекте ее изучения, но и в социальном, психологическом, философском и художественном сознании. Еще большую степень актуальности исследование травмы и насилия приобрело после выделения аналитика травмы, или trauma studies как отдельного научного направление, которое представляет традицию изучения культуры XX века в категориях «философии безумия» [Хабибуллина, 2015, с.72-74].
Теория «травмы» начинает развиваться в 1990-е годы. В это же время формируется представление о междисциплинарном характере этой проблемы, на что указывает один из ее теоретиков Доминик ЛаКапра: «Есть одна кросс-дисциплинарная проблема, которая в последнее время стала заметна особенно в связи с различными экстремальными событиями (такими как изнасилование, жестокое обращение и геноцид).
На сегодняшний день в эпоху, следующую за постмодернистским периодом (которую на данный момент, по мнению некоторых исследователей-культурологов, следует называть «метамодернизмом» [Вермойлен, ван ден Аккер; 2010]) активно развивается социогуманитарная научная отрасль, где большую роль играет «способность актуализации мучительного прошлого». Аналитика травмы, или trauma studies [Trauma studies: История, репрезентация, свидетель, 2014] как научное направление представляет традицию изучения культуры XX века в категориях «философии безумия». По мнению исследователей Е.Сувериной и О.Мороз, которые опирались также и на психологические, исторические и культурологические исследования в изучении травматического опыта, «жизнь в любом закрытом и несвободном сообществе представляет собой неизменное травматическое положение вещей, а субъекты такого сообщества находятся в состоянии постоянного посттравматического невроза».
Литература на тему травмы в настоящее время широко изучается. В частности, в монографии «Trauma in Contemporary Literature. Narrative and Representation» [7], травма рассматривается как ключ к современному опыту, а некоторые исследователи (ЛаКапра) говорят о том, что все современное человечество травмировано и все являются жертвами.
Проблема травмы начинала разрабатываться с научной точки зрения еще в психологии (Зигмунд Фрейд и Йозеф Брейер). Уже в культурологическом аспекте тема активно развивается в трудах таких исследователей как Ш. Фелман и Д. Лауб, Е.А. Каплан, Дж. Александера, Э. Сантнера, Д. Ла Капры, К. Мерридейл, С. Ушакина, О. Бартова, Дж. Митчелл, К. Карут. В отечественных исследованиях trauma studies была подробно изучена в трудах П.Штомпки, М. Липовецкого, был создан сборник статей «Травма:пункты» [С.Ушакин, Е.Трубина; 2009], куда вошли статьи, где травма анализируется не только «как единовременное событие, резко изменившее жизнь человека, но и как процесс, который продолжает влиять на отношение людей к их прошлому, настоящему и будущему». Обобщающая статья по аналитике травмы в 2014 году была написана О. Мороз и Е.Сувериной. Позже, в 2017 году появляется научная монография Ф.М.Николаи «Полемика о травме и памяти в американских исследованиях культуры», где объединены все исследования предшественников и выведены закономерности научных изысканий по травме, представлена репрезентация травмы в различных сферах.
Один из важнейших способов репрезентации этой темы травматического опыта героя в литературоведении - сюжет насилия. По большей части тема травмы в разных аспектах активно поднимается американскими писателями (Джонатан Сафран Фоер, Филип Рот, Стивен Чбоски, Чак Паланик), но Иэн Макьюэн является одним из немногочисленных английских писателей, кто также многократно затрагивает тему травмы (и тему насилия, в частности) в своих романах.
В соответствии с настоящей темой в определенную группу выделяется целый ряд романов английского писателя. В контексте ситуации травмы и насилия большинство исследователей обращаются к проблеме травмы истории, и наиболее травматическим опытом для истории второй половины ХХ века стала Вторая мировая война, тем более, что тексты Макьюэна традиционно объединены этой темой. «Невинный, или особые отношения» (The Innocent, 1990), «Искупление» (Atonement, 2001) и «Черные псы» (Black dogs, 1992), составляют отдельный пласт в творчестве писателя, так как ситуация травмы и насилия здесь тесно переплетается с темой Второй мировой войны. В контексте травмы с точки зрения насильственного опыта можно рассматривать и роман Макьюэна «Суббота» (Saturday, 2005).
«В английской литературе второй половины ХХ века наметились особенности изображения Второй мировой войны: это постановка психологических проблем в связи с темой войны, отказ от непосредственного изображения военных действий в большинстве случаев, осознание внутренней близости с военным и политическим противником эпохи войны и даже в некоторых случаях стремление разделить вину за развязывание войны. В английских романах рубежа веков тема войны становится поводом для постановки вопроса о природе человеческой реакции на ситуацию глубокой психологической травмы. Именно Вторая мировая война для литературы рубежа веков является своего рода «образцовым» примером травмы, которая раскрывает глубинные особенности человеческой памяти, заставляет героя узнать о себе неприятную правду» [Хабибуллина, 2015].
Специфика нашего исследования состоит в особенностях раскрытия проблемы травматического опыта в романах Й. Макьюэна о Второй мировой войне («Невинный», «Черные псы», «Искупление»). На данный момент в отечественной филологии представлены следующие работы, где упоминаются изучаемые романы: «Иэн Макьюэн - Фауст и фантаст» А.Борисенко, «Новые формы психологизма в британском романе» М.С. Рогачевская, «Повествовательные стратегии и проблема авторской позиции у Й. Макьюэна» Т. Л. Селитрина, «Хронотоп детства в творчестве Йена Макьюэна» А.В.Кочергина, «Стилистика разрушения в «военных» романах И.Макьюэна и Г.Грасса» Е.Г.Доценко, «Вторая мировая война в современной литературе» Л.Ф.Хабибуллина, «Особенности функционирования национальных стереотипов в английской литературе конца XX века» Н.И. Назмеева и др. Также в литературоведении по теме «травма» представлены научные работы следующих авторов: Сунгатов Н., Дубин Б., Кепник Л., Томилова Н., Мороз О., Суверина Е. и др.
Актуальность и научная значимость данной работы обуславливается следующими аспектами:
- малой изученностью в отечественной науке творчества Й. Макьюэна как британского писателя XX века;
- о проблеме данной работы можно говорить как о проблеме, включенной в связь современных гуманитарных междисциплинарных научных исследований, изучающих литературу в контексте философии, психологии, истории и науки в междисциплинарной интеграции;
- необходимостью актуализации знаний и представлений о путях развития современной британской литературы ХХ века;
- повышением интереса к проблеме времени в разных отраслях знания, современной интерпретацией проблемы травмы и насилия как имеющей глобальный характер проблемы ХХ века.
Новизна настоящей работы обусловлена тем, что среди вышеперечисленных работ нет полноценного исследования, объединяющего тему травматического опыта Второй мировой войны и сопряженной с ней тему бытового и психологического насилия и травмы на примере данных романов Макьюэна, хотя именно эта тема выражена в указанных романах на нескольких уровнях. В качестве исключения нужно отметить статью О. Джумайло «Против сентиментальности: Иэн Макьюэн», где поднимается данная тема, но в единственном абзаце и в контексте тематики «игра- реальность». Следовательно, тема не рассматривается нигде отдельно и подробно, а, значит, в настоящей работе можно говорить о новизне поднятой темы.
Цель настоящей работы - исследование особенностей организации и функционирования сюжета насилия и ситуации травмы как целостной системы, включающей проблемно-идеологическую составляющую творчества Макьюэна.
Задачи, поставленные нами в настоящей работе, состоят в следующем - рассмотреть проблему травматического опыта в романах Й. Макьюэна о Второй мировой войне (« Невинный», «Черные псы», «Искупление») с нескольких сторон:
1) в историческом контексте
2) в национальном контексте
3) в контексте психологии личности.
Для более подробного анализа и раскрытия поставленных перед нами целей и задач была выбрана следующая структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка научной и художественной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, определяются цель и задачи исследования, раскрывается история исследования аналитики травмы в отечественной литературе, в связи с чем исследуется научная новизна настоящей работы, теоретическая значимость.
Выпускная квалификационная посвящена краткому обзору истории написания романов и роли в общем анализе творчества писателя, анализируется отношение отечественной критики, направленной на творчество английского прозаика. Уже в первой главе приводится выдвигаемое в рамках данного исследования понимание исторической проблемы травмы в контексте мировой войны. Проводится анализ проблем романа относительно национального контекста. Здесь подробно раскрывается отношение к насилию через национальную самоидентификацию и «выключенность» некоторых наций из ситуации насилия, также раскрывается противопоставление русских и немцев относительно уже упомянутой категории травмы.
Также исследование раскрывает сюжет насилия и травматического опыта в психологическом аспекте. Ситуация травмы рассматривается в следующих аспектах:
1) насилие как действие сексуального характера
2) насилие как совершение убийства
3) ситуация бытового насилия
4) травматический исторический опыт
5) проблема травмы в контексте проблемы памяти и замалчивания
6) национальная травма
Здесь же поднимается тема личной самоидентификации героя и изменения его представления о себе. В отдельном ключе раскрывается тема «случайность- предопределенность» и связанная с этим тема «последствие-предательство». Включена и педагогическая составляющая на примере плана урока на тему Второй мировой войны и ее травматического опыта.
В заключении в обобщенном виде изложены результаты исследования и намечены его перспективы относительно раскрытия темы в других произведениях Макьюэна, раскрыта ситуация насилия в романе и обоснование построения сюжета в раскрытии роли травмы в произведениях английского прозаика.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе был рассмотрен пример реализации проблемы травматического опыта на примере романов английского прозаика Й.Макьюэна о Второй мировой войне, были исследованы особенности организации и функционирования сюжета насилия и ситуации травмы, включающей проблемно-идеологическую составляющую творчества Макьюэна, в конкретных сюжетных линиях и на различных уровнях повествования.
Проблема травматического опыта в романах Й. Макьюэна о Второй мировой войне («Невинный», «Черные псы», «Искупление») рассмотрена с нескольких сторон. В историческом контексте на примере романов «Искупление», «Черные псы» и «Невинный», где фоновое изображение военных действий подчеркивается сюжетными изображениями насилия на фронте, ситуациями насилия в плену, в концлагерях, насилия ГЕСТАПО, травматического переживания военных действий прошлых лет, переход насилия из прозрачного явления в скрытное-историческое, в упоминание о военном прошлом, понимание и переживание прошлого в истории как собственной настоящей истории (что влечет за собой травму в психологии личности).
Ситуация травмы здесь проявлялась на нескольких уровнях:
1) ситуация насилия, представленная как фон повествования
2) насилие, выраженное через конкретные сюжетные ситуации.
Данные сюжетные ситуации были раскрыты через кульминацию сюжета и через деятельное внимание к психологии героев, а также через прием нагромождения совпадений, соединенный из случайных и закономерных ситуаций сюжета. Иэн Макьюэн в своих романах предлагает читателю проследить процесс самоанализа героя, переносящего послевоенную ситуацию из плана исторического в план индивидуальный, психологический, внутренний, а также и национальный.
Дискурс насилия и травмы - актуальнейшая и важнейшая составляющая художественного мира Макьюэна. Дискурс насилия пронизывает все уровни текста романов (сюжетно-фабульный, идеологический, нарраториальный), являясь определяющим аспектом в проблематике и повествовательной структуре романа «Черные псы». Оригинальный авторский подход проявляется во включении мотива изолированности героя как человека, в прошлом столкнувшегося с опытом насилия (напрямую, психологически или визуально). Проблема травматического в романах функционирует как целостная система: травматический опыт присутствует не только на проблемном уровне, но и на символико-мифологическом, нарративном, концептном, что позволяет говорить о наличии дискурса насилия и травмы в романе. Дискурс насилия включен в представление авторской картины мира и в художественно-эстетические установки писателя.
В контексте насилия подробно раскрыты и национальные образы. Макьюэн не отходит от традиционной концепции в изображении национальных образов, подкрепляя это видение сюжетными ситуациями и подробными диалогами. Национальный контекст особенно проявляется в романе «Невинный, или особые отношения» на уровне контрастного сопоставления наций, раскрывается отношение к насилию через национальную самоидентификацию, подчеркивается «выключенность» некоторых наций из ситуации насилия на подсознательном уровне, также раскрывается противопоставление наций - участников военных действий. Также к национальном контексту данной проблемы можно отнести вопрос национальной стереотипизации и порождающие травматические последствия, переходящие в контекст травмы психологии личности - «комплекс завоевателя» на уровне отдельной личности или целой нации.
Говоря о названиях романов, стоит отметить, что каждое из них несет основную идею, также непосредственно связанную с травматическим опытом. Это и искупление ошибки прошлого, которая травмирующе повлияла на несколько жизней, и «невинность» героев и исключенность их из общей ситуации мировой травмы, и мифологические образы зла, так или иначе связанные с образом мирового зла (фашизма).
Отдельно в контексте психологии личности травматический опыт представлен проблемой памяти (роман «Искупление») и замалчивания, травмированной детской психики (эпизодически в романе «Черные псы» и «Искупление»), которая влияет на процесс становления личности и на жизнь персонажа, без ее проработки. Также Макьюэн в данном аспекте раскрывает насилие как действие сексуального характера, насилие как совершение убийства и распространённую ситуацию бытового насилия.
Ситуация насилия в романах писателя порождает глубинную травму в сознании героев Макьюэна и служит поводом для глубокого психологического анализа, позволяющего рассмотреть такие уровни человеческой психики, которые не затрагивались предшественниками писателя, Макьюэн рассматривает человеческую личность на многих уровнях, что и позволяет ему считаться одним из крупнейших писателей современности.



1. Макьюэн, И. Невинный, или Особые отношения / Иэн Макьюэн. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2008. - 352 с.
2. Макьюэн, Й. Искупление: роман / Йэн Макьюэн. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2012. - 544 с.
3. Макьюэн, И. Черные псы / Иэн Макьюэн. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2010. - 288 с.
Научно-критическая литература
4. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. - М. : КАНОН - пресс - Ц : Кучково поле, 2001. - 288 с.
5. Бахтин, М. М. Архитектоника поступка / М. М. Бахтин / Социологические исследования. - 1986. - № 2. - C. 5 - 10.
6. Белова, Е. Н. Проблема судьбы и ответственности в творчестве К. Исигуро и И. Макьюэна: Понимание и искупление / Е. Н. Белова. / Вест. Пермского ун-та. - 2011. - Серия : Российская и зарубежная филология. - №2с(14). - С.179.
7. Борисенко, А. Л. Иэн Макьюэн: Фауст и фантаст / А. Л. Борисенко. / Иностранная литература. - М., 2003. - 10. - С. 1 - 12.
8. Васильева Т.Е. Стереотипы в общественном сознании [Электронный ресурс] / Т.Е. Васильева / Пси-Фактор. - Электрон. тестовые дан. - М., 1988. - Режим доступа:http://psyfactor.org/lib/stereotype5.htm,свободный.
9. Веденкова, Е. С. Темпоральный дискурс в романе И. Макьюэна "Дитя во времени": диссертация кандидата филологических наук: 10.01.03: защищена 11.05.2012 / Веденкова Екатерина Сергеевна. - Воронеж, 2012. - 226 с.
10. Григорьева К. А. Английская критика о романе Иэна Макьюэна «Искупление» [Электронный ресурс] / К. А. Григорьева / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Электрон. текстовые дан. - М., 2009. - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/angliyskaya-kritika-o-romane-iena-makyuena-iskuplenie#ixzz4994xSuqY,свободный.
11. Данилкин Л. Высокие отношения / Лев Данилкин [Электронный ресурс] / -
М., 2000. - Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2000/08/10/vysokie-otnosheniya,свободный.
12. Джумайло, О. А. Английский исповедально-философский роман 1980-2000: монография / О. А. Джумайло. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2011. - 318 с.
13. Джумайло О. А. Против сентиментальности: Йен Макьюэн [Электронный
ресурс] / О. Джумайло / Журнальный зал. Электрон. текстовые дан. - М., 2000. - Режим доступа:http://magazines.russ.ru/voplit/2010/6/d12.html,
свободный.
14. Джумайло О. А. Специфика интертекстуальных связей: Т. Манн и И. Макьюэн / О. А. Джумайло / Литература в диалоге культур: Материалы международной научной конференции. - Ростов-на-Дону, 2003. С. 80 -86.
15. Жижек С. О насилии / С. О. Жижек / Перевод с англ. А. Смирнова, Е.
Ляминой. - М. : Европа, 2010. - С. 40 - 47.
16. Забабурова, Н. В. Французский психологический роман (эпоха
17. Просвещения и романтизм) / Н. В. Забабурова. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1992. - 223 с.
18. Колобаева, Л. А. От временного к вечному. Феноменологический роман в русской литературе XX века / Л. А. Колобаева / Вопросы литературы. - 1998. - № 3. - С. 132 - 144.
19. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар; Перевод с фр. Н. А. Шматко. - М. : Институт экспериментальной социологи; СПб. : Алетейя, 1998. - 160 с.
20. Мороз О. Trauma Studies: История, репрезентация, свидетель [Электронный ресурс] / О. Мороз / НЛО, № 1 (125). - М., 2014. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2014/125/8m-pr.html,свободный.
21. Михальская Н. П. История английской литературы: Учебник для гуманитарных факультетов вузов / Н.П. Михальская, Аникин Г.В. - М.: «Академия», 1998. - 516 с.
22. Липовецкий М. Н. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. / М. Н. Липовецкий. - М. : Новое литературное обозрение, 2008.
23. Новикова, В. Г. Британский социальный роман в эпоху постмодернизма: автореф. дис. докт. филол. наук : (10.01.03) / Новикова Вера Григорьевна. - Нижний Новгород, 2013. - 48 с.
24. Назмеева Н.И. Особенности функционирования национальных стереотипов в английской литературе конца ХХ века (на примере романа Иэна Макьюэна «Невинный, или особые отношения») / Н. И. Назмеева. / Филология и культура. - М., 2010. - № 20. - C.183 - 187.
25. Николаи Ф.В. Полемика о травме и памяти в американских исследованиях культуры: монография. / Ф.М. Николаи. - М.: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. - 184 с.
26. Павлова, О. А. Категории «история» и «память» в контексте постколониального дискурса (на примере творчества Дж. Кутзее и К. Исигуро) : автореф. дис. канд. филол. Наук (10.01.03) / Павлова Ольга Александровна. - М., 2012. - 19 с.
27. Переходцева, О. В. Память и нарратив в современной английской литературе: М. Эмис и Дж. Барнс : автореф. дис.тканд. фил. наук (10.01.03) / Переходцева Ольга Всеволодовна. - М., 2013. - 23 с.
28. Киреева Н. В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Учебный комплекс для студентов-филологов - М. : Флинта: Наука, 2004. - С. 216.
29. Романова, Д. В. Дискурсивность сознания героя как сюжетный принцип в романе И. Макьюэна «Искупление» [Электронный ресурс] / Д.В. Романова, Б.М. Проскурнин. - Электрон. текстовые дан. - М., 2012. - Режим доступа: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-angliya/romanova-proskurnin-diskursivnost-soznaniya.htm,свободный.
30. Сидорова, О. Г. Британский постколониальный роман последней трети XX века в контексте литературы Великобритании : автореф. дис. докт. филол. наук (10.01.03)- М., 2005. - 36 с.
31. Струков В.В. Столкновение культур в романе И. Макьюэна «Невинный» / Проблема национальной идентичности и принципы межкультурной коммуникации: Материалы школы-семинара. Воронеж: ВГУ, 2001. - С.105 - 109.
32. Ушакин С. А. Травма: пункты / С. А. Ушакин и Е. Г. Трубина. / Сборник статей. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 936 с.
33. Федоров А. А. Модификации психологического романа и современная английская проза (Дж. Барнс, И. Макьюэн) / А. А. Федоров. - Российский гуманитарный журнал. - 2012. - Т. 1. - №1. - С. 14-22.
34. Хабибуллина Л.Ф. Национальный миф в современной английской литературе / Л.Ф.Хабибуллина. - Филология и культура. -2010. - № 20. - C.183 - 187.
35. Хабибуллина Л.Ф. Основные тенденции развития современного
литературного процесса на Западе (1989-2014): учебное пособие / Л.Ф.Хабибуллина. - Казань: Казан. ун-т, 2015. - 148 с.
36. LaCapra D. What is Essential To The Humanities? Do The Humanities Have to Be Useful? / D. LaCapra. - Cornell: Cornell University Press, 2006. - P. 75 -85. Режим доступа : http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/ 1268033286/25lac.pdf, свободный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ