Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты изучения рече — коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха №
1.1. Сущностные характеристики понятия «Прогностическая
компетентность» 10
1.2. Особенности рече — коммуникативной функции у младших
школьников с нарушением зрения и слуха 18
Выводы по первой главе 30
Глава II. Эмпирическое исследование рече — коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха 33
2.1. Организация и содержание исследования рече - коммуникативной
функции прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и слуха 33
2.2. Страте1ия развития рече - коммуникативной функции
прогностической компетентности у младших школьников с нарушением зрения и слуха 58
Выводы по второй главе 66
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность исследования. Одной из ведущих мировых тенденций, особенно стремительно набирающей силу в современном российском образовании, является инклюзивное образование, которое предполагает совместное воспитание и обучение детей с особенностями в развитии и их сверстников, таких особенностей не имеющих. А также создание оптимальных условий для социализации всех детей с ограниченными возможностями здоровья, включения их в социум, развития «жизненных навыков», то есть умения жить среди других людей, достижения ими личностных образовательных результатов. Для современного инклюзивного образования наиболее актуальными являются проблемы человека и его социализации, в частности проблема совместного образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и социально - личностного становления детей и подростков в период до трудовой социализации.
В связи с изменениями политики в России и внедрением в структуру образовательного процесса такого направления как инклюзия, одной из приоритетных задач оказывается успешная социализация детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и с нарушением слуха. Известно, что успешная социализация младших школьников с сенсорными нарушениями невозможна без сформированной прогностической компетентности и развитой коммуникативной функции, поскольку успешная интеграция идет непосредственно через общение, в основе которого лежат сформированные рече - коммуникативные умения и навыки.
Одной из наиболее существенных высших психических функций является именно рече - коммуникативная функция, которая выступает в приоритетной роли психического развития младших школьников с сенсорными нарушениями. Собственно формирование и постижение навыков
коммуникации образовывает фундамент для значимых специфических контактов младших школьников с нарушением зрения и слуха.
Проблема исследования антиципации и верояз постного прогнозирования в последнее время активно обсуждается представителями разных наук. Современные концепции антиципации и вероятностного прогнозирования, обусловленные сложностью данных феноменов, многообразием их проявлений, отображают разнообразие теоретических и экспериментальных подходов. Несмотря на то, что определенные подходы к дальнейшему развитию понятия антиципации и вероятностного прогнозирования уже сложились, до настоящего времени недостаточно изученной оказалась область, затрагивающая функционирование прогностической компетентности в речевой деятельности.
Поэтому актуальной представляется проблема систематизации и классификации тенденций, особенностей и закономерностей, связанных с понятиями «вероятностный прогноз», «антиципация», «прогностическая компетентность» и «речевая деятельность» или «рече - коммуникативная функция».
Изучением прогностической компетентности занимались такие ученые, как В. Вундт, В.Д. Менделевии, И.П. Павлов, П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, Н.А. Бернштейн, Е.А, Сергиенко, А.В. Брушлинский, И.М. Фегенберг, Л.А. Регуш, Т.В. Скиданенко и др.
Изучением структуры прогностической компетентности занимались такие исследователи как Н.В. Давкуш, К.В. Корниловова, О.В. Макарова и др.
Изучением рече - коммуникативной функции занимались Г. Л. Выгодская, Ю.В. Бессмертная, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина,
А. Р. Лурия, Г. В. Чиркина, А. Г. Рузская и др.
Изучением рече - коммуникативной функции младших школьников с сенсорными нарушениями занимался И.М. Фейгенберга и его сотрудники.
ученики и последователи АЛО. Акопова, В,А. Иванникова, Л И. Переслеии,
ФЛ1. Случевского. ДА. 1Лиряева и др.
Цель исследовании: разработать стратегию развития рече —
коммуникативной функции прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и слуха с учетом выявленных специфических особенностей.
Объект исследования: прогностическая компетентность младших школьников с нарушениями зрения и слуха.
Предмет исследования: рече - коммуникативная функция
прогностической компетентности младших школьников с сенсорными нарушениями.
Гипотеза исследования: выявленные специфические особенности рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения и слуха к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы в сферах жизненных отношений в учебной и внеучебной деятельности позволят разработать стратегию ее формирования в процессе логопедической работы.
Задачи исследования:
I. Провести теоретический анализ исследований прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения и слуха;
2. Изучить специфику рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения и слуха;
3. Провести эмпирическое исследование рече коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения и слуха;
4. Разработать стратегию развития рече — коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха.
Методологнчсскам база исследования:
— исследования обшей и детской сурдо- и тифлопсихологии, теории - генезиса общения у детей младшего школьного возраста М.И.Лисиной и восприятия и познания человека человеком в процессе коммуникативной деятельности А.А.Бодалева, показывающие стадиальный характер становления общения, зависимость его от биосоциальных условий развития ребенка и коррекционно-воспитательной работы;
— базовые положения культурно-исторической концепции психического онтогенеза Л.С. Выготского, получившие свое дальнейшее прикладное развитие в трудах отечественных дефектологов и логопедов И.Т. Власенко, Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, А.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской, А.В. Ястребовой и др.;
— положения системно-функционального подхода об антиципации как о феномене, пронизывающем все уровни психического отражения действительности и имеющем многоуровневое строение, сформулированные в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова;
— работы по изучению вероятностного прогнозирования в норме и патологии И.М. Фейгенберга и его сотрудников, учеников и последователей: А.Ю. Акопова, В.А. Иванникова, Л.И.
Переслени, Ф.И. Случевского, Д.А. Ширяева.
Методы исследовимня:
I. Теоретические методы: абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2. Эмпирические методы: беседы, тестирование, самооценка,
изучение, эксперимент, методы обработки данных (количественный и качественный анализ полученных данных средствами математической статистики).
База исследования: исследование проводилось на базе
государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ОВЗ «Казанская специальная (коррекционная) школа №172 Ш. IV видов» Московского района города Казани, ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №85 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района города Казани.
Сроки проведения исследования -20.10.2017 г. - 23.11.2017 г.
Практическая значимость исследования: представленные в работе результаты, проведенной научно - исследовательской работы, могут быть интересны и полезны специалистам, осуществляющим работу в специальных коррекционно - образовательных учреждениях, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Осуществив подробный анализ проведенного исследования, необходимо особо обратить внимание на выявленные специфические рече - коммуникативные особенности прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения и слуха, для того чтобы целесообразно включить применённые в разработанной стратегии развития методы и приёмы, а именно прогностические задачи, в учебную и внеучебную деятельность.
Апробация результатов исследовании: основные результаты
диссертационного исследования были представлены на итоговой научно - ооразовэтелыюй конференции студентов Казанского (11риволжского) федерального университета.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, включающего 81 источник и приложений.
Актуальность разработки стратегии развития рече-коммуникатнвной функции прогностической компетентности заключается в том, что успешная социализация и интеграция младших школьников с сенсорными нарушениями невозможна без развитой рече - коммуникативной функции, поскольку именно через общение младшие школьники с нарушением зрения и слуха социализируются в обществе, так как именно общение формирует прогноз.
Таким образом, в процессе написания магистерской диссертации, нами была достигнута поставленная цель - разработать стратегию развития рече - коммуникативной функции прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и слуха и определить характерные черты на основе выявленных специфических особенностей.
I. Артамонова, С. В. Преодоление коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами коррекционно-развивающей среды [Текст]: автореф. дис... канд.пед.наук /
С.В. Артамонова. - Москва: Московский государственный университет нм. М.А. Шолохова. 2009. — 25 с.
2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2010 -159 с.
3. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: дис ... канд. психол. наук: 19.00.13, 19.00.04: защищена 2.03.04/ Ахметзянова Анна Ивановна. - Казань, 2004.- 158 с.
4. Ахметзянова, А.И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения [Текст] /
А.И. Ахметзянова // Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - №3. - С. 233-249.
5. Барабанов, Р. Е. Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха [Текст] / Р.Е. Барабанов // Молодой ученый. — 2015. — №5. —С. 559-560.
6. Барабанов, Р. Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей [Текст] / Р. Е. Барабанов // Молодой ученый.— 201]. —№5.—С. 174-176.
7. Баянова, Л. Ф. Особенности правил в нормативной ситуации младших школьников [Текст] / Л.Ф. Баянова, Е.А. Цивильская /. Образование и саморазвитие. - 2014. - № 3. - С. 73-78.
8. Виленская, А. М. Некоторые особенности личности учащихся старших классов школ для слепых детей [Текст] ( Л. М. Виленская // X научная сессия по дефектологии. - М. : АПН РСФСР. 1990. - Ч. .~ СМ-
13.
9. Вимарская. Е.Н. Некоторые системные механизмы артикуляторного прогнозирования в процессе русской речи. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека [Текст] / Е.Н. Винарская.-М.: Наука, 1977. - 323 с.
10. Волкова, Л. С. Коррекция нарушения устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения [Текст]: автореф. дис ... д-ра пед. наук I Л.
С. Волкова. - М., 1983. - 32 с.
11. Вундт, В. Введение в психологию [Текст]: учеб, для оузоо ! В. Вундт. - М.: КомКнига. 2007. - 168 с.
12. Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования [Текст]: учеб-метод, пособие для вузов; под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.- М.: Национальный книжный центр, 2016. - 144 с.
13. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]; учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г.
Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова. — М: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
14. Головей, Л.А. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей [Текст]: практикум по общей, экспериментальной и
прикладной психологии / Л.А. Головей, А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб., 2003.-560 с.
15. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л.А. Головчиц. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —304 с.
16. Грмгорьсна. 1 . В. Особенности неречевого дошкольников с нарушениями зрения [Текст): дне... канд. психолш. наук:
19.00 Ю / Григорьева Галина Викторовна. - Мм 2000,- 189 с.
17. Денисова, О. А. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте [Текст]: О.А. Денисова, О.Л. Леханова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 98-102.
18. Денисова, О.А. Проблемные пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Н.В. Голицина // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2012.- №4. — Т.З. — С.97 —
101.
19. Земцова, М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения [Тексту, учеб, пособие для вузов / М. И. Земцова. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
20. Игнатьева, А.В. Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения [Текст] / А.В. Игнатьева // Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Международной научно-практической конференции. - Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012. С. 202- 204.
21. Исаев, А.В. Теоретические подходы антиципации в психологии и физиологии человека [Текст] / А. В. Исаев, А. В. Ивличева, С. А. Исайчев // Мир науки, культуры, образования.- 2014. - №6.- С.247 - 249.
22. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.].-3-еизд.-М.: Просвещение, 2011. - 151 с.
23. Киселева, H.IO. Специальные тексты для учащихся с речевыми
нарушениями [Текст] / Н.Ю. Киселева // Программно-методическое
обеспечение образования детей с тяжелыми нарушениями речи: материалы
научно-практической конференции. - М., 2012. - С. 78-83.
; 75
24. Клейберг. Ю. А. Девиантное поведение как реакция на личностную неопределенность [Текст] / Ю.А. Клейберг // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2015. - Ks 3. -С. 52-61.
25. Клейберг, Ю. А. Девнантогенная ментальность развивающейся личности [Текст] / Ю.А. Клейберг // Психология обучения. - 2016. - № 3. - С. 41-46.
26. Колтуненко, И. В. Развитие речи глухих школьников [Текст]: пособие для учителя / И.В. Колтуненко. — М.: Просвещение. 2000. - 64 с.
27. Корзинкина, Н. А. Особенности поведения подростка в типичных ситуациях социального взаимодействия за данной нормой [Текст]; днес... канд. психол. наук: 19.00.13 / Корзинкина Наталья
Анатольевна. - М., 2005. - 187 с.
28. Лебеденко, О.А. Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Лебеденко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №29. -
С.27-32.
29. Леханова, О.Л. Угрозы нарушения общения со сверстниками у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного инклюзивного образования / О.Л. Леханова, О.С. Нетужилова. - 2013.— (https://cyberleninka.ru/viewer_images/15073560/fyi -png).
30. Лингарт, Й. Процесс и структура человеческого учения [Текст]; учеб, пособие / Й. Лингарт. - М.: Прогресс, 1970. - 685 с.
31. Литвинко, Ф.М. Формирование культуроведческой компетенции
при обучении русскому языку [Текст] / Ф.М. Литвинко II Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы
формирования: сб. науч. ст. - Белорус.гос.ун-т; в авт. ред. - Мн., 2009. -
Выл. 9.-С. J J.
32. Ломов, Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст]: монография / Б. Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.; Наука, 1980.-280 с.
33. Макаренко, С. Л. Индивидуально-типологические особенности вероятностного прогнозирования у подростков [Текст] / С.Л. Макаренко //
Вопросы психологии. - 1983.-№ 1.-С. 134-138.
34. Малышев, В.Г. Особенности психоневрологического статуса ребенка в норме и при патологии [Текст]: монография / В.Г. Малышев,
А.А. Щанкин, Г.И. Щанкииа. - М. - Берлин: Директ - Медиа, 2015. - 245 с.
35. Масалович. Ю. М. Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. [Текст] / Ю.М. Масалович,
Т.А. Фотекова // Два комсомольца. - 2011. - С. 55-58.
36. Менделевич, В. Д. Антиципация человеком собственных переживаний в норме и при психической патологии [Текст] I В.Д. Менделевич, Ф.И. Бахтияров // Неврологический вестник. - 2014. - №2. —
С. 31 -38.
37. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст]: учебное пособие / В.Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
38. Мжельская. Н.В. Развитие общения младших школьников с нарушениями зрения / Н.В. Мжельская // Специальное образование. -
2013. — (https://cyberIeninka.rU/viewer_images/14429444/f/l.png).
39. Мингалиева, Д. Р. Выявление предпосылок сформированности девиантного поведения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Д.Р. Мингалиева, А.С. Иванова /7 Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 342-345.
40. Мищенко, О. П. Факторы девиантного поведения подростков, воспитывающихся в детских домах [Текст] / О.П. Мищенко // Концепт. -
2015. - Спецвыпуск № 04.- С. 21-25.
41. Ничипоренко, Н.П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств [Текст] / Н.П. Ничипоренко //Вопросы психологии. - 2007. -№ 2. -С. 123-130.
42. Ничипоренко, Н.П. Феномен антнципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] / Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006, Т. 27. - Ка 5. - С. 50-59.
43. Овчинникова, Г.В. Особенности развития восприятия у детей
дошкольного возраста с нарушением зрения ! Г.В. Овчинникова, Н И. Корыгченкова, Т.И. Кувшинова // Вестник КемГУ. - 2008.-
(https://cyberleninka.rU/viewer_images/13981529/f/l.png).
44. Лащенко, А. К. Особенности организации нормативного пространства младших школьников [Текст] / А.К. Пащенко // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 1. - С. 48-54.
45. Перегуда, С.Н. Нейропсихологический уровень исследования антиципации в современной психологии / С.Н. Перегуда /У Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон, науч. журн. -2015. -(http://medpsy.ru/climp).
46. Поляков, А. М. Специальная психология [Текст]: учебное пособие / А.М. Поляков, Е.С. Слепович. - Минск: Высшая школа. - 2012. - 511 с.
47. Потапова, В.В. Психология развития: норма и патология [Текст]: учебно - методическое пособие для студентов, изучающих психологию развития, возрастную психологию, специальную психологию, родителей из приемных семей / В.В. Потапова, М.В. Федоренко. - Казань: К(П)ФУ,
2014. - 138с.
48. Присяжная, А. Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых [Текст] / А. Ф. Присяжная // Педагогика. - 2005. -№5.-С. 71-78.
49. Реан, А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст [Текст] / А.А. Реан // Национальный психологический журнал.-
2015. - №4(20).-С. 105- 110.