Введение 3
1. Теоретические аспекты процесса разработки стратегии развития
предприятия общественного питания 7
1.1. Понятие и виды стратегий развития предприятия общественного
питания 7
1.2. Этапы процесса разработки стратегии предприятия общественного
питания 16
1.3. Инструменты разработки стратегии предприятия общественного
питания 21
2. Оценка стратегического развития ООО "Deep cafe Мангал" 28
2.1. Анализ финансово - экономической деятельности ООО "Deep cafe
Мангал" 28
2.2 Анализ стратегии и тактики развития ООО "Deep cafe Мангал" 43
3. Разработка предложений по совершенствованию стратегии развития
ООО "Deep cafe Мангал" 62
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии развития
ООО "Deep cafe Мангал" 62
3.2. Экономическая обоснованность рекомендаций по стратегическому
развитию ООО "Deep cafe Мангал" 69
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложения 81
Стратегия развития является основополагающим звеном в
совершенствовании деятельности любого предприятия.
В быстроизменяющихся условиях современной экономики главная цель
предпринимателей, которые стремятся максимизировать свою прибыль и не
потерять свои лидирующие позиции в отрасли, выработать долгосрочную
стратегию продаж своего предприятия, а также оценить внутреннюю и
внешнюю среду с задачей выявления и своевременного предотвращения
рисковых ситуаций.
Не существует общего шаблона выработки стратегии развития для всех
организаций, также, как не существует общего управления стратегиями и
изменениями в сфере экономики. Все субъекты экономических отношений
индивидуальны, будь то юридические лица, либо же индивидуальные
предприниматели. Однако, есть фундаментальные стороны, которые позволяют
говорить о некоторых единых методиках разработки стратегии развития.
Разработка стратегии развития предприятия общественного питания
проводится специально - обученной командой специалистов, так как процесс
направлен на развитие структуры организации, а также построение жизненного
цикла. [5, с. 3]
В современных условиях развития экономики процесс разработки
стратегии развития предприятия приобретает все более ярко - выраженную
форму механизмов повышения конкурентоспособности предприятия на рынке
и определяется как система инструментов, помогающих стабилизировать
функционирование предприятия общественного питания, а также определить
сильные и слабые стороны.
Практическая значимость исследования процесса разработки стратегии
развития предприятия выражается в том, что она позволяет преодолеть
отставание по сравнению с его конкурентами, выработать эффективную
политику его развития, а также разработать базу мероприятий по улучшению4
финансово - экономических показателей на примере предприятия
общественного питания ООО "Deep cafe Мангал" , что и станет основной
задачей данной выпускной квалификационной работы.
Началу работ по разработке стратегии развития предприятия
общественного питания предшествует диагностика текущего состояния
организации, которая выражается в определении его сильных и слабых сторон,
анализа финансового состояния, уровня продаж, темпов роста и развития, а
также других показателей. [9, с. 224]
Степень разработанности проблемы определения стратегии развития в
предприятиях общественного питания с целью повышения
конкурентоспособности и эффективности продаж выражается в трудах и
трактатах ученых - экономистов, научных деятелей, а также в принятых
правовых нормах, регулирующих процесс разработки стратегии развития
организации.
Впервые о разработке стратегии развития на предприятиях заговорили в
начале XX столетия с закреплением капиталистического уклада в европейских
странах. Упоминания о принципах эффективной реализации продукции на
предприятии были описаны в работах американского экономиста Ф. Котлера.
Майкл Портер также уделял особое внимание экономическим вопросам,
связанным с маркетингом и продажами. В своей работе "Конкурентная
стратегия, методика анализа и оценки" он предлагает разрабатывать стратегию
для увеличения количества активных продаж и максимизации прибыли. [16, с.
308]
Однако, несмотря на значительное количество мнений по поводу
разработки стратегии розничных продаж организаций, существует большая
доля нераскрытых вопросов. На современном этапе развития экономики и
менеджмента не существует единой методики проведения разработки стратегии
развития предприятия общественного питания.5
Научные публикации ученых содержат теоретические рекомендации по
составлению программы разработки стратегии развития предприятия, а также
рассказывают об успешных стратегиях конкретных организаций.
Таким образом, необходимо дальнейшее совершенствование теории и
практических методов разработки стратегии развития.
Актуальность выбранной темы обуславливается неспособностью
российских организаций конкурировать с зарубежными учреждениями по
причине неразработанной стратегии развития и выявления ряда проблем, для
решения которых необходимо проведение реструктуризации в сфере торговых
отношений.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке
стратегии развития ООО «Deep cafe Мангал» и экономическом обосновании
предложенных стратегических направлений развития.
В ходе реализации цели были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть понятие и виды стратегий развития предприятия
общественного питания;
б) описать этапы процесса разработки стратегии;
в) определить инструменты разработки стратегии предприятия;
г) проанализировать эффективность использования стратегии развития
ООО "Deep cafe Мангал";
д) разработать рекомендации по совершенствованию стратегии развития
ООО "Deep cafe Мангал";
е) дать экономическое обоснование рекомендациям по
совершенствованию стратегии развития ООО "Deep cafe Мангал";
Объект исследования - ООО "Deep cafe Мангал".
Предмет исследования- процесс разработки стратегии развития
предприятия общественного питания.
Информационную базу исследования составили труды российских и
зарубежных авторов по теоретическим аспектам развития стратегии развития.
В современных условиях развития экономики процесс разработки
стратегии развития предприятия приобретает все более ярко - выраженную
форму механизмов повышения конкурентоспособности на рынке и
определяется как система инструментов, помогающих стабилизировать
функционирование организации, а также определить ее сильные и слабые
стороны. [35, с. 39]
Проведенное исследование в выпускной квалификационной работе
позволило сделать ряд выводов:
а) предприятию необходимо выбрать правильную стратегию роста. Для
этого нужно четко обозначить цели организации, ее функциональные и
потенциальные возможности, а также проработать маркетинговые
мероприятия. Чтобы добиться поставленных целей, предприятие должно иметь
здоровый хозяйственный портфель и придерживаться намеченного курса;
б) нужно наладить стратегическое управление, которое можно разделить
на типы: корпоративный, деловой, функциональный.
Под корпоративной стратегией понимают стратегию управления
предприятием высшим звеном. Она содержит ряд направлений, которыми
нужно заниматься для достижения наиболее привлекательных позиций в
бизнесе. Обычно эта стратегия подразумевает под собой вложение капитала,
интеграцию или диверсификацию бизнеса. То есть цель этой стратегии
добиться максимального влияния на рынке за счет совершенствования бизнеса.
Деловая стратегия в большинстве своем направлена на реализацию и
продвижение конкретного вида продукта, и она формируется руководителями.
Цель этой стратегии добиться наиболее длительного конкурентоспособного
состояния организации.
Функциональная стратегия формулируется начальниками
функциональных отделов предприятия, исходя из специфических подходов и
действий, осуществляемых функциональными управляющими для поддержки75
общей деловой стратегии данного предприятия, а также выполнения
собственного плана по поддержанию функциональных целей, стоящих перед
данным структурным подразделением.
Для данного предприятия более целесообразно постараться использовать
несколько стратегий одновременно, то есть комбинировать их, чтобы взять из
каждой из них лучшие стороны. Благодаря этому можно значительно повысить
конкурентоспособность организации, привлечь новых инвесторов и повысить
уровень заведения. Так же, использование комбинированного варианта
позволит нивелировать недостатки и обратить их в свою пользу, отдельно
взятой стратегии.
На основании данных SWOT и PEST для ООО "Deep cafe Мангал"
наиболее приемлемыми будут стратегии рыночной ниши (конкурентная
стратегия) и удержания (маркетинговая стратегия). Заведению необходимо
использовать комбинацию этих стратегий с использованием возможности -
широкая известность в регионе, и устраняя угрозу - усиление давления со
стороны конкурентов.
Согласно проведенному анализу 5 сил М. Портера в ООО "Deep cafe
Мангал" находится на средней конкурентной позиции в отрасли. Рынок
общественного питания г. Казани анализируемому заведению уже знаком,
существуют определенные барьеры входа в отрасль, а также стабильная
клиентская база (в виде постоянных клиентов) и проверенные поставщики.
В ходе проведенного анализа были выявлены определенные негативные
тенденции (угроза потери текущих клиентов, высокий уровень угрозы входа
новых игроков на рынок общественного питания и другие).
Выводы и рекомендации по проведенному анализу М. Портера:
а) рекомендуется придерживаться стратегии рыночной ниши и
концентрироваться на таком целевом рынке, для которого важны уникальные
характеристики. (придерживаться стратегии лидерства в рыночной нише
общественного питания);76
б) для сохранения конкурентоспособности необходимо постоянно
проводить мониторинг предложений конкурентов и появления новых игроков;
в) активность сконцентрировать на построении длительных отношений с
покупателем (разработка специализированных предложений для клиентов).
Таким образом, заведению ООО "Deep cafe Мангал" целесообразно
сохранить текущую конкурентную стратегию рыночной ниши. (По Ф.
Котлеру). Она позволяет заведению получать доходы, превышающие
среднеотраслевые, даже в условиях высокой конкуренции. Получая более
высокую норму прибыли, компания может реинвестировать ее в поддержку и
развитие осведомленности о продукции, либо устанавливать самую низкую
цену на товар.
По проведенному анализу БКГ можно сделать следующие выводы:
а) ООО "Биляр", ООО "Помидорро", ООО "Deep cafe Мангал" находятся
на одинаковом конкурентном уровне "звезды". Это лидеры на быстро растущем
рынке. Они дают высокую прибыль, но для поддержания лидирующих позиций
им необходимы инвестиции. При стабилизации рынка они могут перейти в
категорию "Дойные коровы";
б) в категорию "Трудные дети" попало заведение общественного питания
ООО "Гурман", которое занимает небольшую долю рынка, но на быстро
развивающемся сегменте. У предприятия имеется перспектива потенциального
развития, но в то же время оно требуют для своего развития постоянных
денежных вложений.
Заведение ООО "Deep cafe Мангал" проводит мероприятия, направленные
на удержание своих клиентов и привлечение новых.
Расчет экономической эффективности мероприятий показал, что после их
внедрения выполняется важное условие повышения эффективности продаж:
быстрый рост прибыли по сравнению с затратами. Можно сделать вывод, что
предложенные мероприятия экономически эффективны.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы выполнены
успешно. Работа считается завершенной.
Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении
Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»
(ПБУ 4/99)» (ред. от 08.11.2010) // Финансовая газета. – 1999. - № 34.
2. Методологические рекомендации по проведению анализа финансовохозяйственной деятельности организаций, утвержденные Госкомстатом России
28.11.2002 // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
Монографии, диссертации
3. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. 7-е изд. / Пер. с англ.
под ред. С.Г. Божук. СПб.: Питер, 2015. - 496 с.;
4. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. М.:
РИА «Стандарты и качество», 2016. — 272 с.;
5. Антипина О.Н. «Новая макроэкономика» информационной
эпохи//Вестник МУ. Серия 6. Экономика. 2017. - №3. - С.3-10;
6. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами:
Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2015. - VIII, 328 с.;
7. Архипова З.В., Пархомов В.А. Информационные стратегические
системы в экономике: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП. - 2014. - 184 с.;
8. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных
организаций. Учебное пособие/ Под ред. проф. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М. -
2014. - 187 с.;
9. Афонин И.В. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. М.:
Гардарики. - 2015. - 224 с.;
10. Басовский А.Л., Переверзев М.П. Управление инвестированием в
новые стратегические технологии. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.
Толстого, 2017. 160 с.;78
11. Басовский Л. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.:
ИНФРА-М. 2017 г. - 260 с.;
12. Бородин В., Бородина О. Стратегия развития предприятия и
инновационные приоритеты/ЛТроблемы теории и практики управления. 2015. -
№6. - С.107-111;
13. Борщев В.Г. Становление и развитие предпринимательской
деятельности в экономике / Дис. канд. экон. наук : 08.00.05 Санкт-Петербург,
2014 151 с. РГБ ОД, 61:04-8/3552;
14. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ., под
ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М.: Банки и биржи, 2014. 669 с.;
15. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2016. 293 с.;
16. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях
рынка: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М: Издательский Дом
«Дашков и К°», 2016. - 308 с.;
17. Влияние информационных технологий на развитие фирм//Проблемы
теории и практики управления. 2015. - №5. — С. 113-119;
18. Внедрение сбалансированной системы показателей/ Norvath &
Partners; Пер. с нем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 478 с.;
19. Воскресенский М. Аутсорсинг бизнес-процессов основа управления
дистанционными продажами//Проблемы теории и практики управления. - 2015.
- №1. - С.63-68;
20. Гейтс Билл. Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е, исправленное. М.:
ИЗд-во ЭКСМО, 2016. - 480 с.;
21. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент:
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2014. 267 с.;
22. Гонтарь А.Г. Методические подходы к оценке эффективности
закупочной деятельности предприятия на торговых площадках. //Известия
высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика, №3, 2017 г.
С.44-47;79
23. Горемыкин В., Богомолов О. Экономическая стратегия предприятия. -
М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант,2014. 506 с.;
24. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование
предпринимательской деятельности предприятия. Методическое пособие. М.:
ИНФРА-М, 2017.-334 с.;
25. Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров. М.:
Финансы и статистика, 2017. - 368 с.;
26. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. — М.: ТЕИС,
2014. —239 с.51;
27. Евтюшкин А. Эффективность информационных систем: где правда, а
где иллюзии? // Логистика и управление. 2016. - №7. — С. 14-19;
28. Сергиенко Я.В. Современные корпоративные стратегии: роль
специализации и трансакционных издержек // Российский журнал
менеджмента. 2015. - №3. - С. 47-62;
29. Соколова ATI., Геращенко Н.И. Ресторанная коммерция: мировой и
российский опыт. М.: Открытые системы, 2014. - 224 с.;
30. Спиридонова Е.Е. Послепродажное обслуживание как форма
хозяйственных отношений: На прим. г. Тольятти / дис. канд. экон. наук:
08.00.05 Москва, 2016. 163 е., 61 98-8/864-8;
31. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник. Айвазян С.А.,
Балкинд О.Я., Баснина Т.Д. и др. / Под ред. Г.Б. Клейнера. М.: КОНСЭ-КО,
2015.-273 с.;
32. Стратегия развития информационного общества в Российской
Федерации от 7 февраля 2017 г. № Пр-212, с. 12;
33. Стрелец И. Новая экономика: гипотеза или реальность?//Мировая
экономика и международные отношения. 2016. - №3. - С. 16-23
34. Таганов Д.Н. Значение виртуальных цепочек ценности в раскрытии
новых рыночных возможностей//Маркетинг в России и за рубежом. -2014. -
№6.-С.121-132;80