ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
|
Введение 3-7
Глава I. Общая характеристика защиты деловой репутации юридического лица 8-36
§1. Развитие законодательства о защите деловой репутации юридического лица 8-16
§ 2. Место деловой репутации юридического лица в системе неимущественных прав. Понятие и сущность деловой репутации юридического лица 16-30
§3. Российское и зарубежное законодательство о защите деловой репутации юридического лица: сравнительно-правовой анализ 31-36
Глава II. Особенности судебной защиты деловой репутации юридического лица 37-48
§1. Особенности правового положения сторон и распределения бремени доказывания при рассмотрении дел о защите деловой репутации юридического лица. 37-42
§2. Особенности оценки деловой репутации юридического лица 42-48
Глава III. Гражданско-правовые способы защиты деловой репутации юридического лица: вопросы теории и судебной практики. 49
§1. Общая характеристика способов защиты деловой репутации юридического лица 49-55
§2. Возмещение убытков, причиненных распространением сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица 55-68
Заключение 69-74
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы: 74-80
Глава I. Общая характеристика защиты деловой репутации юридического лица 8-36
§1. Развитие законодательства о защите деловой репутации юридического лица 8-16
§ 2. Место деловой репутации юридического лица в системе неимущественных прав. Понятие и сущность деловой репутации юридического лица 16-30
§3. Российское и зарубежное законодательство о защите деловой репутации юридического лица: сравнительно-правовой анализ 31-36
Глава II. Особенности судебной защиты деловой репутации юридического лица 37-48
§1. Особенности правового положения сторон и распределения бремени доказывания при рассмотрении дел о защите деловой репутации юридического лица. 37-42
§2. Особенности оценки деловой репутации юридического лица 42-48
Глава III. Гражданско-правовые способы защиты деловой репутации юридического лица: вопросы теории и судебной практики. 49
§1. Общая характеристика способов защиты деловой репутации юридического лица 49-55
§2. Возмещение убытков, причиненных распространением сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица 55-68
Заключение 69-74
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы: 74-80
Эволюция рыночных отношений, развитие предпринимательской деятельности порождают необходимость развития правового регулирования и совершенствования законодательства. Одной из современных правовых проблем является защита деловой репутации юридических лиц и признание российским законодательством возможности защиты их деловой репутации является одним из шагов развития правового механизма защиты нематериальных благ.
Деловая репутация является сложным понятием, поскольку с одной стороны она имеет экономическое содержание, с другой- юридическое. Являясь одним из нематериальных благ, деловая репутация имеет ряд своих особенностей, что доказывает необходимость тщательного изучения данного понятия. Со времени принятия сегодняшнего законодательства уже предпринимались попытки усовершенствовать главу, посвященную нематериальным благам, где, в том числе, имеются положения о деловой репутации. Тем не менее, как считают многие современные исследователи и юристы, такая категория требует более детального закрепления в законодательстве, поскольку недостаточное изучение вопроса и отсутствие детализирующих положений порождают большое количество споров не только научных, но и судебных.
Тема защиты деловой репутации юридического лица, несомненно, актуальна и интересна для исследования на сегодняшний день, так как в первую очередь отметим, что несмотря на длительное развитие российского права, оно все еще находится на стадии развития, в том числе и по вопросам защиты нематериальных благ. При этом проблемам защиты нематериальных благ посвящается большое количество научных трудов, но в большей степени они касаются защиты нематериальных благ и неимущественных
прав личности. Проблемам защиты деловой репутации юридических лиц уделяется значительно меньше внимания.
Таким образом, и на сегодняшний день проблема защиты деловой репутации юридического лица недостаточно исследована и существует множество споров относительно многих положений о деловой репутации. Также нет четкого законодательного закрепления особенностей защиты деловой репутации и ее понятия. Одной из сложностей развития данного механизма является недостаточная разработанность защиты деловой репутации юридического лица и за рубежом, что замедляет и развитие российского законодательства.
При этом понятия честь, достоинство, деловая репутация и в целом нематериальные блага приобретают все большее значение в современной жизни и являются важным объектом гражданского права. Появляется все больше судебных споров относительно защиты деловой репутации юридических лиц, так как организации понимают значимость положительной деловой репутации для успешной и эффективной деятельности компании.
Анализ судебной практики по защите деловой репутации юридического лица также показывает, что в условия развития рынка еще не удалось создать условия для формирования устойчивых предпринимательских отношений, а также создать правовой механизм регулирования отношений между ними.
Научная новизна исследования состоит в том, что было разграничено понятие нематериальных благ и личных неимущественных прав, выявлено особое место деловой репутации среди нематериальных благ, разграничены понятия чести, достоинства и деловой репутации, определена необходимость законодательного закрепления понятия деловой репутации и способов защиты деловой репутации юридического лица.
Степень разработанности темы. Категория деловой репутации юридического лица является относительно новым понятием, в связи с чем разработки по данной теме стали появляться сравнительно недавно. В советский период понятие деловой репутации самостоятельной разработке не подвергалось, но рассматривались проблемы неимущественных прав в трудах М. М. Агаркова, А. М. Беляковой, Н. С. Малеина, В. А. Рясенцева, Е. А. Флейшиц, М. Я. Шиминовой, К. Б. Ярошенко и др.
На сегодняшний день данная тема является актуальной и интересной для исследователей, тем не менее, не все вопросы считаются изученными в полной мере. Среди авторов, занимающихся данными проблемами, можно назвать А. А. Власова, JT. О. Красавчикову, М. Н. Малеину, А. М. Эрделевского, а также исследователей, посвятивших указанным проблемам диссертации: A. JL Анисимова, З.Ю. Сахапова, Ю. Г. Иваненко, Ю. В. Молочкова, и т.д.
Целью работы является формирование комплексного представления о защите деловой репутации юридического лица.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: -изучить историческое развитие законодательства о защите деловой репутации;
-определить место деловой репутации в системе нематериальных благ; -выявить сущность деловой репутации юридического лица;
-сравнить российское и зарубежное законодательство о защите деловой репутации юридического лица;
- определить особенности правового положения сторон в спорах о защите деловой репутации;
-дать общую характеристику способов защиты деловой репутации юридического лица;
-изучить особенности оценки деловой репутации юридического лица; -рассмотреть применение гражданско-правовых способов защиты деловой репутации юридического лица.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих правоведов: М. М. Агаркова, С. С. Алексеева, A. JL Анисимова, З.Ю. Сахапова, С. Н. Братуся, А. А. Власова, В. П. Грибанова, О. С. Иоффе, А. И. Каминки, JL О. Красавчиковой, М. И. Кулагина, В. А. Лапача, Н. С. Малеина, М. Н. Малеиной, Е. В. Пассека, И. А. В. А. Рясенцева, В. Т. Смирнова, О.И.Чистякова, М. Я. Шиминовой, А. М. Эрделевского, и др.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, гражданское, процессуальное законодательство России, а также положения по бухгалтерскому учету и международные стандарты финансовой отчетности. Было использовано и законодательство ряда зарубежных стран, в частности, Закон Великобритании о диффамации, а также иные нормативные правовые акты в части регламентации отношений, связанных с защитой деловой репутации.
Эмпирической основой проведенного исследования выступают судебная практика Конституционного Суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а также данные обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации за 2016 год.
Сформулированные цели и задачи позволили сформировать структуру настоящей работы:
Введение определяет актуальность, новизну, цели и задачи работы.
Глава первая посвящена историческому развитию законодательства о защите деловой репутации, определению места деловой репутации в системе нематериальных благ, изучению общей характеристики деловой репутации юридического лица и ее признаков, сравнению российского и зарубежного законодательства относительно способов защиты деловой репутации.
Вторая глава определяет правовое положение сторон и бремя доказывания в судебных спорах, экономический и юридический характер деловой репутации юридического лица, а также о методах оценки деловой репутации в соответствии с российскими стандартами и международными стандартами финансовой отчетности.
Третья глава раскрывает гражданско-правовую организацию защиты деловой репутации, определяет основные способы защиты деловой репутации юридического лица и условия их применения, также 6
рассматривается возмещение убытков как один из способов защиты деловой репутации и изучается возможность применения защиты репутационного вреда для юридического лица.
Заключение содержит краткие выводы по работе.
Деловая репутация является сложным понятием, поскольку с одной стороны она имеет экономическое содержание, с другой- юридическое. Являясь одним из нематериальных благ, деловая репутация имеет ряд своих особенностей, что доказывает необходимость тщательного изучения данного понятия. Со времени принятия сегодняшнего законодательства уже предпринимались попытки усовершенствовать главу, посвященную нематериальным благам, где, в том числе, имеются положения о деловой репутации. Тем не менее, как считают многие современные исследователи и юристы, такая категория требует более детального закрепления в законодательстве, поскольку недостаточное изучение вопроса и отсутствие детализирующих положений порождают большое количество споров не только научных, но и судебных.
Тема защиты деловой репутации юридического лица, несомненно, актуальна и интересна для исследования на сегодняшний день, так как в первую очередь отметим, что несмотря на длительное развитие российского права, оно все еще находится на стадии развития, в том числе и по вопросам защиты нематериальных благ. При этом проблемам защиты нематериальных благ посвящается большое количество научных трудов, но в большей степени они касаются защиты нематериальных благ и неимущественных
прав личности. Проблемам защиты деловой репутации юридических лиц уделяется значительно меньше внимания.
Таким образом, и на сегодняшний день проблема защиты деловой репутации юридического лица недостаточно исследована и существует множество споров относительно многих положений о деловой репутации. Также нет четкого законодательного закрепления особенностей защиты деловой репутации и ее понятия. Одной из сложностей развития данного механизма является недостаточная разработанность защиты деловой репутации юридического лица и за рубежом, что замедляет и развитие российского законодательства.
При этом понятия честь, достоинство, деловая репутация и в целом нематериальные блага приобретают все большее значение в современной жизни и являются важным объектом гражданского права. Появляется все больше судебных споров относительно защиты деловой репутации юридических лиц, так как организации понимают значимость положительной деловой репутации для успешной и эффективной деятельности компании.
Анализ судебной практики по защите деловой репутации юридического лица также показывает, что в условия развития рынка еще не удалось создать условия для формирования устойчивых предпринимательских отношений, а также создать правовой механизм регулирования отношений между ними.
Научная новизна исследования состоит в том, что было разграничено понятие нематериальных благ и личных неимущественных прав, выявлено особое место деловой репутации среди нематериальных благ, разграничены понятия чести, достоинства и деловой репутации, определена необходимость законодательного закрепления понятия деловой репутации и способов защиты деловой репутации юридического лица.
Степень разработанности темы. Категория деловой репутации юридического лица является относительно новым понятием, в связи с чем разработки по данной теме стали появляться сравнительно недавно. В советский период понятие деловой репутации самостоятельной разработке не подвергалось, но рассматривались проблемы неимущественных прав в трудах М. М. Агаркова, А. М. Беляковой, Н. С. Малеина, В. А. Рясенцева, Е. А. Флейшиц, М. Я. Шиминовой, К. Б. Ярошенко и др.
На сегодняшний день данная тема является актуальной и интересной для исследователей, тем не менее, не все вопросы считаются изученными в полной мере. Среди авторов, занимающихся данными проблемами, можно назвать А. А. Власова, JT. О. Красавчикову, М. Н. Малеину, А. М. Эрделевского, а также исследователей, посвятивших указанным проблемам диссертации: A. JL Анисимова, З.Ю. Сахапова, Ю. Г. Иваненко, Ю. В. Молочкова, и т.д.
Целью работы является формирование комплексного представления о защите деловой репутации юридического лица.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: -изучить историческое развитие законодательства о защите деловой репутации;
-определить место деловой репутации в системе нематериальных благ; -выявить сущность деловой репутации юридического лица;
-сравнить российское и зарубежное законодательство о защите деловой репутации юридического лица;
- определить особенности правового положения сторон в спорах о защите деловой репутации;
-дать общую характеристику способов защиты деловой репутации юридического лица;
-изучить особенности оценки деловой репутации юридического лица; -рассмотреть применение гражданско-правовых способов защиты деловой репутации юридического лица.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих правоведов: М. М. Агаркова, С. С. Алексеева, A. JL Анисимова, З.Ю. Сахапова, С. Н. Братуся, А. А. Власова, В. П. Грибанова, О. С. Иоффе, А. И. Каминки, JL О. Красавчиковой, М. И. Кулагина, В. А. Лапача, Н. С. Малеина, М. Н. Малеиной, Е. В. Пассека, И. А. В. А. Рясенцева, В. Т. Смирнова, О.И.Чистякова, М. Я. Шиминовой, А. М. Эрделевского, и др.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, гражданское, процессуальное законодательство России, а также положения по бухгалтерскому учету и международные стандарты финансовой отчетности. Было использовано и законодательство ряда зарубежных стран, в частности, Закон Великобритании о диффамации, а также иные нормативные правовые акты в части регламентации отношений, связанных с защитой деловой репутации.
Эмпирической основой проведенного исследования выступают судебная практика Конституционного Суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а также данные обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации за 2016 год.
Сформулированные цели и задачи позволили сформировать структуру настоящей работы:
Введение определяет актуальность, новизну, цели и задачи работы.
Глава первая посвящена историческому развитию законодательства о защите деловой репутации, определению места деловой репутации в системе нематериальных благ, изучению общей характеристики деловой репутации юридического лица и ее признаков, сравнению российского и зарубежного законодательства относительно способов защиты деловой репутации.
Вторая глава определяет правовое положение сторон и бремя доказывания в судебных спорах, экономический и юридический характер деловой репутации юридического лица, а также о методах оценки деловой репутации в соответствии с российскими стандартами и международными стандартами финансовой отчетности.
Третья глава раскрывает гражданско-правовую организацию защиты деловой репутации, определяет основные способы защиты деловой репутации юридического лица и условия их применения, также 6
рассматривается возмещение убытков как один из способов защиты деловой репутации и изучается возможность применения защиты репутационного вреда для юридического лица.
Заключение содержит краткие выводы по работе.
Деловая репутация приобретает все большее значение для юридических лиц, поскольку оказывает большое влияние на эффективную работу деятельности организации и ее положения на рынке в целом. О развитии института деловой репутации юридических лиц говорит и большое количество судебных дел о защите деловой репутации.
При выявлении места деловой репутации в системе нематериальных благ было определено, что целесообразно рассматривать деловую репутацию как особое нематериальное благо, которое связано с удовлетворением как имущественных, так и неимущественных интересов. Деловая репутация, обладая признаками нематериальных благ имеет свои особенности. В работе были определены следующие признаки деловой репутации:
- индивидуализация, которая относится к организации, а не конкретной личности;
- специфика возникновения;
- имущественный характер;
- динамическое развитие;
- положительный или отрицательный характер деловой репутации;
- временный характер;
- не только юридическая, но и экономическая сущность понятия.
На основании сравнения понятий личных неимущественных прав и нематериального блага, было выявлено, что нематериальные блага- это один из видов объектов гражданских прав, а личные неимущественные права- это субъективные личные права лица, объектом которых выступают нематериальные блага.
Так, было определено, что деловая репутация- это нематериальное благо, а защита деловой репутации- это личное неимущественное право, которое возникает относительно данного объекта.
Путем сравнения понятий чести, достоинства и деловой репутации, было выявлено, что понятия чести и достоинства соотносятся как оценка и самооценка качеств личности, а деловая репутация - оценка деловых качеств. При этом для юридического лица считается применимой только категория деловой репутации, что подтверждается п. 11 ст. 152 ГК РФ.
Таким образом, на основании изучения деловой репутации в системе нематериальных благ и изучения характеристики деловой репутации, деловая репутация была определена как особое нематериальное благо, которое связано с удовлетворением как имущественных, так и неимущественных интересов. обладающее правовой и экономической природой, под которым следует понимать общественную оценку совокупности деловых качеств, степени эффективности ведения деятельности юридического лица, которая способна оказывать влияние на статус юридического лица и результаты осуществляемой данным лицом деятельности.
При изучении способов зашиты нематериальных благ было выявлено, что при этом используются способы защиты гражданских прав, которые определены ст. 12 ГК РФ. Также способы защиты деловой репутации в составе нематериальных благ предусмотрены ст. 152 ГК РФ, в котором п. 11 говорит о возможности применения всех указанных способов защиты за исключением компенсации морального вреда. Среди них, таким образом, для юридического лица выделяются:
- опровержение сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица;
- удаление сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица;
- пресечение и запрещение дальнейшего распространения указанных сведений;
- обращение в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности;
- возмещение убытков.
Защита деловой репутации юридического лица осуществляется, как правило, в юрисдикционной форме при помощи двух юридических процедур- в судебном порядке при помощи подачи искового заявления в арбитражный суд и в административном порядке при помощи обращения в антимонопольный орган.
Изучение оценки деловой репутации приводит к выводу о том, что значение деловой репутации зависит от выбранного метода оценки и факторов, которые оказывают влияние на эту оценку. На сегодняшний день, как было выявлено, существует несколько методов оценки деловой репутации, наиболее часто используемыми из которых являются методы оценки избыточной прибыли и балансовый метод. Оценка деловой репутации юридических лиц предусматривается ПБУ 14/2007, а также международными стандартами финансовой отчетности.
На основании изучения судебной практики подтверждается актуальность данного исследования, поскольку согласно Обзору практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации от 16 марта 2016 года данные судебной статистики свидетельствуют о том, что количество дел, рассматриваемых ежегодно как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах, разрешающих споры о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является стабильным. И в среднем в год рассматривается 5000 дел в судах общей юрисдикции и 800 дел в арбитражных судах.
При сравнении российского и зарубежного понимания деловой репутации, было выявлено, что и за рубежом вопрос о нематериальном вреде юридических лиц является спорным вопросом. В РФ в теории считается возможным компенсировать отсутствие понятия морального вреда для юридического лица понятием возмещения репутационного вреда. Репутационный вред- это неблагоприятные изменения в деловой репутации юридического лица в отличие от нравственных и физических страданий, которые подразумеваются под моральным вредом. Данный способ, в нашем понимании, становится своеобразной заменой для юридических лиц такого способа защиты как возмещение морального вреда физическим лицам. Хотя данное понятие фигурирует в судебной практике, отсутствует законодательное закрепление данной правовой категории.
Анализ судебной практики по делам о защите деловой репутации юридического лица показывает, что несмотря на увеличение дел по данной категории, именно вопросы, касающиеся юридических лиц, вызывают большие сложности, по сравнению с защитой чести, достоинства и репутации граждан. В первую очередь, это связано с тем, что отдельных положений в законодательстве о защите деловой репутации юридического лица практически нет. Также существует определенная сложность с оценкой убытков и упущенной выгоды юридического лица от умаления его деловой репутации.
Так, по нашему мнению, для российского законодательства необходимо определение понятий нематериальные блага и неимущественные права; разграничение понятий чести, достоинства и деловой репутации; законодательное закрепление понятий профессиональная репутация гражданина и деловая репутация юридического лица; введение понятия компенсации репутационного вреда юридического лица, унифицированных способов оценки деловой репутации и возможности оценки репутационного вреда.
На наш взгляд, деловая репутация имеет огромное значение для юридического лица как с правовой, так и с экономической точки зрения. Отметим, что деловая репутация юридического лица меняется на протяжении осуществления деятельности организации. В зависимости от оценки клиентов, покупателей, граждан и даже конкурентов может складываться как положительная, так и отрицательная деловая репутация. При этом любое лицо может нанести вред деловой репутации и отправить по вектору от положительной к отрицательной.
Положительная деловая репутация является одной из составляющих эффективной работы юридического лица, а право на защиту деловой репутации позволяет не потерять сложившееся за время деятельности мнение об организации и поддерживать репутацию на должном уровне, а также снизить уровень недобросовестной конкуренции.
При выявлении места деловой репутации в системе нематериальных благ было определено, что целесообразно рассматривать деловую репутацию как особое нематериальное благо, которое связано с удовлетворением как имущественных, так и неимущественных интересов. Деловая репутация, обладая признаками нематериальных благ имеет свои особенности. В работе были определены следующие признаки деловой репутации:
- индивидуализация, которая относится к организации, а не конкретной личности;
- специфика возникновения;
- имущественный характер;
- динамическое развитие;
- положительный или отрицательный характер деловой репутации;
- временный характер;
- не только юридическая, но и экономическая сущность понятия.
На основании сравнения понятий личных неимущественных прав и нематериального блага, было выявлено, что нематериальные блага- это один из видов объектов гражданских прав, а личные неимущественные права- это субъективные личные права лица, объектом которых выступают нематериальные блага.
Так, было определено, что деловая репутация- это нематериальное благо, а защита деловой репутации- это личное неимущественное право, которое возникает относительно данного объекта.
Путем сравнения понятий чести, достоинства и деловой репутации, было выявлено, что понятия чести и достоинства соотносятся как оценка и самооценка качеств личности, а деловая репутация - оценка деловых качеств. При этом для юридического лица считается применимой только категория деловой репутации, что подтверждается п. 11 ст. 152 ГК РФ.
Таким образом, на основании изучения деловой репутации в системе нематериальных благ и изучения характеристики деловой репутации, деловая репутация была определена как особое нематериальное благо, которое связано с удовлетворением как имущественных, так и неимущественных интересов. обладающее правовой и экономической природой, под которым следует понимать общественную оценку совокупности деловых качеств, степени эффективности ведения деятельности юридического лица, которая способна оказывать влияние на статус юридического лица и результаты осуществляемой данным лицом деятельности.
При изучении способов зашиты нематериальных благ было выявлено, что при этом используются способы защиты гражданских прав, которые определены ст. 12 ГК РФ. Также способы защиты деловой репутации в составе нематериальных благ предусмотрены ст. 152 ГК РФ, в котором п. 11 говорит о возможности применения всех указанных способов защиты за исключением компенсации морального вреда. Среди них, таким образом, для юридического лица выделяются:
- опровержение сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица;
- удаление сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица;
- пресечение и запрещение дальнейшего распространения указанных сведений;
- обращение в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности;
- возмещение убытков.
Защита деловой репутации юридического лица осуществляется, как правило, в юрисдикционной форме при помощи двух юридических процедур- в судебном порядке при помощи подачи искового заявления в арбитражный суд и в административном порядке при помощи обращения в антимонопольный орган.
Изучение оценки деловой репутации приводит к выводу о том, что значение деловой репутации зависит от выбранного метода оценки и факторов, которые оказывают влияние на эту оценку. На сегодняшний день, как было выявлено, существует несколько методов оценки деловой репутации, наиболее часто используемыми из которых являются методы оценки избыточной прибыли и балансовый метод. Оценка деловой репутации юридических лиц предусматривается ПБУ 14/2007, а также международными стандартами финансовой отчетности.
На основании изучения судебной практики подтверждается актуальность данного исследования, поскольку согласно Обзору практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации от 16 марта 2016 года данные судебной статистики свидетельствуют о том, что количество дел, рассматриваемых ежегодно как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах, разрешающих споры о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является стабильным. И в среднем в год рассматривается 5000 дел в судах общей юрисдикции и 800 дел в арбитражных судах.
При сравнении российского и зарубежного понимания деловой репутации, было выявлено, что и за рубежом вопрос о нематериальном вреде юридических лиц является спорным вопросом. В РФ в теории считается возможным компенсировать отсутствие понятия морального вреда для юридического лица понятием возмещения репутационного вреда. Репутационный вред- это неблагоприятные изменения в деловой репутации юридического лица в отличие от нравственных и физических страданий, которые подразумеваются под моральным вредом. Данный способ, в нашем понимании, становится своеобразной заменой для юридических лиц такого способа защиты как возмещение морального вреда физическим лицам. Хотя данное понятие фигурирует в судебной практике, отсутствует законодательное закрепление данной правовой категории.
Анализ судебной практики по делам о защите деловой репутации юридического лица показывает, что несмотря на увеличение дел по данной категории, именно вопросы, касающиеся юридических лиц, вызывают большие сложности, по сравнению с защитой чести, достоинства и репутации граждан. В первую очередь, это связано с тем, что отдельных положений в законодательстве о защите деловой репутации юридического лица практически нет. Также существует определенная сложность с оценкой убытков и упущенной выгоды юридического лица от умаления его деловой репутации.
Так, по нашему мнению, для российского законодательства необходимо определение понятий нематериальные блага и неимущественные права; разграничение понятий чести, достоинства и деловой репутации; законодательное закрепление понятий профессиональная репутация гражданина и деловая репутация юридического лица; введение понятия компенсации репутационного вреда юридического лица, унифицированных способов оценки деловой репутации и возможности оценки репутационного вреда.
На наш взгляд, деловая репутация имеет огромное значение для юридического лица как с правовой, так и с экономической точки зрения. Отметим, что деловая репутация юридического лица меняется на протяжении осуществления деятельности организации. В зависимости от оценки клиентов, покупателей, граждан и даже конкурентов может складываться как положительная, так и отрицательная деловая репутация. При этом любое лицо может нанести вред деловой репутации и отправить по вектору от положительной к отрицательной.
Положительная деловая репутация является одной из составляющих эффективной работы юридического лица, а право на защиту деловой репутации позволяет не потерять сложившееся за время деятельности мнение об организации и поддерживать репутацию на должном уровне, а также снизить уровень недобросовестной конкуренции.
Подобные работы
- Защита деловой репутации юридических лиц
Дипломные работы, ВКР, грузоперевозки. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Защита деловой репутации юридических лиц
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Деловая репутация юридических лиц и ее правовая защита
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Деловая репутация юридических лиц и ее правовая защита
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ЗАЩИТА ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Защита деловой репутации корпорации (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
ЗАЩИТЫ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - Деловая репутация субъектов предпринимательства и её правовая защита по нормам российского гражданского права
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2021



