Введение 3
Глава 1. Юридическая природа транснациональных корпораций 7
§ 1.1. Понятие, признаки и национальность транснациональных корпораций.. .7
§ 1.2. Структура транснациональной корпорации 11
§ 1.3. Государство происхождения 14
§ 1.4. Принимающее государство 27
§ 1.5. Правосубъектность транснациональных корпораций 31
Глава 2. Международно-правовые обязанности государств в области регулирования деятельности ТНК 33
§ 2.1. Объем международных обязательств 33
§ 2.2. Пределы действия международно-правовых обязанностей 35
§ 2.3. Ответственность транснациональных корпораций за международно-правовые преступления 38
Глава 3. Прямые обязательства транснациональных корпораций на основании заключенного государствами международного договора 41
§ 3.1. Непосредственное применение 41
§ 3.2. Действие в отношении третьих (частных) лиц 44
§ 3.3. Международные нормы, касающиеся обязанностей транснациональных
корпораций и других предприятий в области прав человека 48
§ 3.4. Возможности установления обязательств посредством международного
договора с самой транснациональной корпорацией 49
Глава 4. Прямые обязанности на основании решений международных органов 56
§4.1. Обязательные решения 56
§4.2. «Мягкое право» (soft law) 56
Заключение 60
Список использованных источников и литературы
Транснациональные корпорации (ТНК) - это главные акторы современной мировой торговли и экономики. Достигаемая некоторыми из корпораций прибыль с оборота нередко превышает объем внутреннего валового продукта отдельных государств. Благодаря своим экономическим возможностям, эти корпорации могут оказывать большое влияние на глобальную организацию социальных, экономических и политических реалий, а также условий жизни населения в целом. При этом они имеют огромный потенциал для позитивного воздействия, например, путем создания рабочих мест, проведения медицинских исследований и производства продукции, призванной удовлетворять важные потребности людей. Тем не менее, имеется, к сожалению, также много примеров, в которых деятельность ТНК, особенно в развивающихся странах, приводят к негативным последствиям. Среди них можно назвать такие, как использование транснациональными корпорациями принудительного и детского труда, нарушение ими права собственности (включая право интеллектуальной собственности), нанесение серьезного ущерба окружающей среде, поддержка жестких методов военных режимов, а также нарушение ими прав коренного населения, когда эти права вступают в конфликт с интересами корпораций.
Транснационально действующие корпорации извлекают значительные выгоды от новых экономических возможностей, привносимых глобализацией. Перемещение производственных мощностей из индустриальных стран в развивающиеся государства нередко позволяет им избежать необходимости соблюдения более строгих правовых предписаний, действующих в индустриальных странах. В этой связи возникает вопрос о том, в состоянии ли современное международное право обязать транснациональные корпорации соблюдать права человека, нормы в области трудового права и права окружающей среды и о том, как это может быть достигнуто на практике.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать существующие структуры международного права с точки зрения их пригодности для регламентации деятельности транснациональных корпораций. Также следует выяснить, какие побочные эффекты на положение корпораций может иметь их возрастающее подчинение действующим международно¬правовым нормам, обязательствам и стандартам.
В рамках «классического» международного права, ориентированного преимущественно на суверенные государства, транснациональным корпорациям не уделялось специального внимания. Международное право как право inter pares было правом, которое устанавливалось суверенными государствами и действовало в отношениях между ними. Кроме отдельных исключений, вплоть до начала 20-ого века в международном праве превалировала позиция, что международной правосубъектностью могут обладать исключительно государства. В настоящее время международная правосубъектность признается уже не только за межгосударственными (межправительственными) международными организациями. Так, в рамках международного права всё большими правами и обязанностями наделяется индивидуумы; тем самым они выводятся из положения своего полного опосредования государством. Такие изменения в международном праве ставят вопрос о международно-правовом статусе транснациональных корпораций.
Характерным признаком транснациональных корпораций является, в дополнение к трансграничной деятельности, жесткий контроль дочерних обществ или предприятий основной компанией. Интеграция основной компании и дочерних компаний (предприятий) в каждом конкретном случае может принимать различные правовые формы и возникать исторически различными способами (например, в форме экспансии основной компании или же путем создания «совместного предприятия»). До сих пор, однако, не сформулирована единая терминология, которая была бы признана в качестве универсальной. Напротив, с одной стороны, различные термины (транснациональные корпорации, транснациональные компании и т.д.) используются как синонимы, а с другой стороны одно и то же понятие определяется по-разному. Для вопроса о возможностях подчинения деятельности ТНК нормам международного права решающее значение имеют, однако, не столько тонкости юридического определения, сколько, главным образом, исследование принципиальных возможностей воздействия.
Обращаясь к методологической основе данной исследовательской работы, следует сначала описать систему общенаучных и частнонаучных методов познания. Совокупность общенаучных методов делится на две группы: теоретические (индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация, формализация, моделирование, идеализация, разработка гипотез и др.) и эмпирические (наблюдение, измерение, эксперимент, первичное обобщение и классификация). Что касается частнонаучных методов познания, то в них, как правило, содержатся общенаучные методы в различных сочетаниях. Такие методы используются только в рамках конкретной науки. Частнонаучные методы могут содержать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения.
Методологической основной данной работы являются следующие методы научного познания: анализ, синтез, обобщение.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды, в том числе, следующих отечественных специалистов: Л.П. Ануфриева, М.М. Богуславский, Г. М Вельяминов, И.В. Гетьман-Павловой, Г.К. Дмитриевой, Н.Ю. Ерпылевой, Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов, И.И. Лукашук, Л.А. Лунц.
Кроме того, при написании настоящего исследования использовались работы, в том числе, следующих зарубежных авторов: D. Bodansky, J. Brunnee, F. Carolin, E. Clapham, E. Hey, S. Hobe, I. A. Hortreiter, K. Ipsen, O. Kimminich, M. Nowak, K. Nowrot, A. Ramasastry, K. Schmalenbach, A. Seibert-Fohr, R. Wolfrum, R. Thompson, В. Villiger.
Транснациональные корпорации способны, благодаря своей комплексной корпоративной структуре и широким возможностям выбора места размещения своих компаний (предприятий), ориентированного на сугубо экономические интересы, обходить права человека, социально- правовые и экологические стандарты, как они существуют во многих промышленно развитых государствах. Такой «выбор права» посредством выбора места производства, достижение договоренности с принимающим государством о предоставлении определенных привилегий, а также использование собственного доминирующего положения и нестабильной политической обстановки в принимающем государстве означают определенную степень суверенитета по отношению к национальному законодателю как государства происхождения, так и принимающего государства, и может, соответственно, восприниматься как своего рода «правовой вакуум».
Само собой разумеется, транснациональные компании не действуют при этом полностью в отрыве от национальных правовых систем. Однако, они могут за счет выбранного из производственных соображений более благоприятного места размещения своих компаний (предприятий) добиться таких экономических преимуществ, которые оказывают давление на другие компании-производители в промышленно развитых странах. Ввиду юридических и фактических трудностей для государства происхождения (базирования) контролировать производственный процесс на иностранных дочерних предприятиях, встает вопрос, в какой мере международное право может восполнить этот пробел, этот «правовой вакуум». Однако в настоящее время, по крайней мере, на уровне универсального международного права, окончательно еще не сложились в принципе независимые от государств юридически правообязывающие нормы, связывающие транснациональные компании. Наоборот, скорее именно государства призваны контролировать компании в выполнении их обязательств по международному праву.
Такой контроль со стороны государства может осуществляться также и за пределами его национальных границ, когда создаются возможности для подачи жалоб непосредственно против дочерней компании (предприятия) или против национальной материнской компании, если последняя должна нести совместную ответственность за ущерб, причиненный дочерним предприятием. Такая децентрализованная реализация международного права, как она практикуется, например, на основе Закона об иностранных деликтных исках (ATCA) в США, несет с собой опасность неединообразной интерпретации предусмотренных в международном праве прав, а также расширения рамок юрисдикции отдельного государства. Тем не менее, аналогичные тенденции должны, в принципе, усиливаться также и в других странах, ввиду их позитивного потенциала в будущем.
Поскольку до сих пор национальные государства в большинстве случаев не используют свои контрольные возможности достаточно эффективно, нередко выдвигаются требования более последовательного подчинения деятельности транснациональных корпораций принципам и нормам международного права, как это, например, находит свое выражение в нормах ООН, касающихся обязанностей транснациональных корпораций и других предприятий в области прав человека. В то же время, на этом примере становится ясно, что данные устремления пока еще не нашли поддержки большинства. В свою очередь, обязывающие нормы, не подкрепленные международно-правовыми механизмами их непосредственной реализации по отношению к транснациональным корпорациям, мало что изменили бы в существующей до сих пор ситуации.
В целом, можно констатировать, что не только транснациональность затрудняет более эффективное регулирование национальными государствами деятельности транснациональных корпораций. Этому способствуют также различия в интересах государств происхождения (базирования), с одной стороны, и принимающих государств, с другой. Первые заинтересованы в росте доходов материнских концернов, последние стремятся сохранить свою привлекательность в качестве места размещения компаний (предприятий).
На этом фоне много критикуемый Глобальный Договор представляет собой важную попытку сформулировать корпоративные обязательства для транснациональных корпораций, значение которой нельзя игнорировать. Тем не менее, даже Глобальный Договор, отражает вышеуказанный конфликт интересов: до тех пор, пока он остается в значительной степени «беззубым», его польза будет ограниченной. Как только он обнаружит большую степень обязательности, он приблизится к международно- правовому договору, который должен быть дополнительно обеспечен механизмом его реализации. Это должно сопровождаться правовой переоценкой значения корпораций. Кроме того, свободное от государственного регулирования, юридически обязывающее самообязательство корпораций, может создать неверное впечатление, что корпорации по своему усмотрению вольны решать вопрос об их связанности правовыми обязательствами в области прав человека.
1. Устав ООН (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, —М., — 1956. — с. 14 - 47.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. — № 12. — 1994.
3. Международный пакт об экономических социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. — № 12. — 1994.
4. Конвенция № 87 Международной организации труда «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» (принята в г. Сан- Франциско 09.07.1948 на 31-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XIX, — М., 1960. — с. 278 - 284.
5. Конвенция № 100 Международной организации труда «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (Заключена в г. Женеве 29.06.1951) // Ведомости ВС СССР. —08.05.1956 г. — № 10. — Ст. 202.
6. Конвенция № 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Ведомости ВС СССР. — 01.10. 1961 г. — № 44. — Ст. 448.
7. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Заключена в г. Вашингтоне 18.03.1965) // Советский журнал международного права. —1991. — № 2. — С. 210 - 229.
8. Венская конвенции о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) // Ведомости ВС СССР. —10.09.1986. — №37. — ст. 772. — ст. 26.
9. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Заключена 18.12.1979) // Ведомости ВС СССР. — 23.06.1982 г. —№ 25. — Ст. 464.
10. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.) // Сборник международных договоров СССР. — выпуск XLVI. — 1993.
11. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 05.06.1992
г.) [Электронный ресурс] // URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml
12. Рамочная Конвенция об изменении климата (Рио-де-Жанейро 09.05.
1994г.) [Электронный ресурс] //
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv. sh tml
13. Конвенция № 182 Международной организации труда «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (Заключена в г. Женеве 17.06.1999) // Собрание законодательства РФ. —17 .05. 2004 г. — № 20. — Ст. 1924.
14. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Российская газета. — 2004. — № 4. — Ст.12.
15. Африканская хартия прав человека и народов (Принята в г. Найроби 26.06.1981) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М.: Норма-ИНФРА-М, 1998. — С. 737 - 747.
16. Римский Статут Международного Уголовного Суда (Статут МУС) от
17.07.1998 г. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.un. org/ru/law/ icc/rome_statute(r)
17. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и
политических правах 19.12.1966 г. [Электронный ресурс] // URL:
http://legalacts.ru/doc/fakultativnyi-protokol-k-mezhdunarodnomu-paktu-o- grazhdanskikh-i-politicheskikh
II. Практика судебных учреждений
18. Постановление ЕСПЧ от 12.05.2005 г. № 46221/99 Дело «Оджалан
против Турции» [Электронный ресурс] // URL:
http://docs.pravo.ru/document/view/19381815/
19. Решение ЕСПЧ (60255/00) от 09.05.2006 г. дело Перейра Энрикеш
против Люксембурга [Электронный ресурс] // URL:
http://echr.ketse.com/doc/60255.00-en-20060509/
20. Barcelona Traction, Light and Power Company, Limited, Judgment // I.C.J. Reports. — 1970. — P. 3.
21. Oil Spill By The Amoco Cadiz Off The Coast Of France On March 16,
1978, United States Court of Appeals for the Seventh Circuit, 954 F.2d 1279 (1992) [Электронный ресурс] // URL:
http://users.wfu. edu/palmitar/Law%26Valuation/chapter%201/1-4-1- AmocoCadiz.htm
22. Estate of Rodriguez v. Drummond Co, U.S. District Court for the Northern District of Alabama - 256 F. Supp. 2d 1250 (N.D. Ala. 2003) [Электронный ресурс] //URL:https://law.justia.com/cases/federal/district-courts/FSupp2/256/1250/2390376/
23. Sosa v. Alvarez-Machain 542 U.S. 692 (2004) [Электронный ресурс] // URL: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/542/692/
III. Документы международных организаций, судебных учреждений и
конференций
24. Резолюция № 2004/116 Комиссии ООН по правам человека от 20.04.2004 г. «Ответственность транснациональных корпораций и других предприятий в области прав человека» [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/901925098
25. Замечание общего порядка № 31 Комитета по правам человека «Характер общего юридического обязательства, налагаемого на государства - участники Пакта» от 26.05.2004 г. CCPR/C/21/Rev.1/Add.13 [Электронный ресурс] // URL: http://www.refworld.org.ru/publisher,HRC,,,478b26df2,0.html
26. Замечание общего порядка № 3 Комитета по экономическим,
социальным и культурным правам «Природа обязательств государств- участников» от 1990 г. [Электронный ресурс] //
http://www2.ohchr.org/english/bodies/icm-mc/docs/8th/HRI.GEN.1.Rev9_ru.pdf
27. Замечание общего порядка № 9 Комитета по экономическим,
социальным и культурным правам «Применение Пакта во внутреннем праве», от 03.12.1998 г., E/C.12/1998/24. [Электронный ресурс] // URL:
http://www2.ohchr.org/english/bodies/icm-mc/docs/8th/HRI.GEN.1.Rev9_ru.pdf
28. Замечание общего порядка № 15 Комитета по экономическим,
социальным и культурным правам «Право на воду» от 20.01.2003 г., Е/С.12/2002/11[Электронный ресурс] //
http://www2.ohchr.org/english/bodies/icm-mc/docs/8th/HRI.GEN.1.Rev9_ru.pdf
29. Замечание общего порядка № 18 Комитета по экономическим,
социальным и культурным правам «Право на труд» от 06.02.2006 г. [Электронный ресурс] //URL:
http://www.refworld.org.ru/category,LEGAL,CESCR,,,47ebcb272,0.html
30. Регламент № 864/2007 Европейского Парламента и Совета «О праве, подлежащем применению к внедоговорным обязательствам» («Рим II») [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/2567031/
31. Доклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях Джона Рагги Совету по правам человека «Предпринимательство и права человека»: Отчет международных стандартов ответственности и отчетности корпораций в соответствии с международным правом UN Doc. A/HRC/4/035 от 09.02.2007.
32. Доклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях Джона Рагги Совету по правам человека UN Doc. A/HRC/8/5 от 07.04.2008 г.
33. Доклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях Джона Рагги Совету по правам человека. UN Doc. A/HRC/11/13 от 22.04.2009 г.
34. Промежуточный доклад Специального представителя Генерального секретаря ООН по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях Джона Рагги (Ругги) UN Doc. A/HRC/4/035 от 22.02.2006.
35. Доклад ЮНКТАД о мировых инвестициях 2007 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/investments2007.pdf
IV. Специальная литература
36. Ануфриева Л. П., Моисеев Е. Г., В. В. Устинов Международное публичное право. — М.: Проспект, 1999. — 1008 с.
37. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 604 с.
38. Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс. — М.: WoltersKluwer, 2004. - 496 с.
39. Винслав Ю., Лисов В. Становление холдинговых компаний: правовое и организационное обеспечение // Российский экономический журнал, 2000. — № 5-6. — С. 57-68.
40. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право. — М.: Эксмо, 2011. — 640 с.
41. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право. — М.: Международные отношения, 1996. — 608 с.
42. Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных
организаций. — М.: Наука, 1988. — 170 с.
43. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. — М.: Волтерс Клувер, 1999. — 517 с.
44. Лунц Л.А. Курс международного частного права. Особенная часть. — М.: СПАРК, 2002. — 1007 с.
45. Хайнигер X., Юданов Ю.И. Современные международные монополии.— М.: Наука, 1978. — 375 с.
V. Специальная литература на иностранных языках
46. Bodansky D., Brunnee J., E. Hey The Oxford Handbook of International Environmental Law, Oxford. — 2007. — pp. 947-973.
47. Carolin F. Hillemanns Transnationale Unternehmen und Menschenrechte: eine Studie zu den ersten beiden Prinzipien des Global Compact. Front Cover // Universitat Zurich, 2004. - 324 р.
48. Clapham A. Human Rights in the Private Sphere // Oxford University Press. —1993. — 398 р.
49. Emmerich-Fritsche A. Zur Verbindlichkeit der Menschenrechte fur transnationale Unternehmen, Archiv des Volkerrechts, 2007. — 706 p.
50. Frowein, Jochen Abr.: Die Verpflichtungen erga omnes im Volkerrecht und ihre Durchsetzung, in: FS Herman Mosler, Berlin, 1983. — рр. 241-262.
51. Griebel J. Internationales Investitionsrecht, Munchen, 2008. — 114 р.
52. Hobe S., Kimminich O. Einfuhrung in das Volkerrecht, 8 Aufl, Tubingen/Basel, 2004 — 240 p.
53. Hortreiter I. Die Vereinten Nationen und Wirtschaftsunternehmen - zwischen Kooperation und Kontrolle, Frankfurt a. M., Peter Lang, 2007. — 408 р.
54. Jagers N. The Legal Status of the Multinational Corporation Under International Law in Addo (ed.) Human Rights and the Responsibility of Transnational Corporations, 1999. — 261 р.
55. Joseph S. Liability of multinational corporations: An integrated approach to economic and social rights. In Social Rights Jurisprudence: Emerging Trends in International and Comparative Law, 2009. - 615 р.
56. Kamminga M.T., Zia-Zarifi S. Liability of Multinational Corporations under International Law, 2000 —119 p.
57. Michael Addo (ed), Human Rights Standards and the Responsibility of Transnational Corporations,1999 — 456 p.
58. Nowak M. U. N. Covenant on Civil and Political Rights: CCPR Commentary, Kehl. — 2005. —XXII. — 224 р.
59. Nowrot K. Beitrage zum Transnationalen Wirtschaftsrecht // Martin Luther University Halle-Wittenberg. — № 21/2003 [Электронный ресурс] // URL: http://telc .jura.uni-halle. de/sites/default/files/altbestand/Heft21.pdf
60. Ramasastry A., Thompson R., Commerce, Crime and Conflict. Legal Remedies for Private Sector Liability for Grave Breaches of International Law // Fafo-Report. — №536. — September 2006. — 536 р.
61. Schmalenbach K. Multinationale Unternehmen und Menschenrechte, Archiv des Volkerrechts, Vol. 39 (2001). — 156 р.
62. Seibert-Fohr A., Wolfrum R. Die einzelstaatliche Durchsetzung volkerrechtlicher Mindeststandards gegenuber transnationalen Unternehmen//Archiv des Volkerrechts. — №43(2). — 2005. — 165 р.
63. Villiger В., Commentary on the 1969 Vienna Convention on the Law of Treaties, Leiden/Boston. — 2009. — 1093 р.
VI. Электронные ресурсы
64. «Стабилизационные оговорки и права человека» — исследовательский проект, осуществляемый Международной финансовой корпорацией совместно со Специальным представителем Генерального секретаря ООН по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях («Stabilization Clauses and Human Rights» - A research project conducted for IFC and the United Nations Special Representative to the Secretary General on Business and Human Rights) [Электронный ресурс] // URL: http://www.reports-and-materials.org/Stabilization- Clauses-and-Human-Rights-11 -Mar-2008.pdf
65. Международная Организация Труда/International Labour Organization [Электронный ресурс] // URL: http://www.ilo.org/moscow/lang--en/index.htm
66. Verbreitung demokratischer Staaten. In absoluten Zahlen und Anteil an allen Staaten in Prozent, (1989-2016) [Электронный ресурс] // URL: http://www.bpb.de/wissen/4D631K,0,Verbreitung_demokratischer_
67. United Nations Global Compact [Электронный ресурс] // URL: http://www.unglobalcompact.org/ParticipantsAndStakeholders/index.html
68. Записки по мерам обеспечения добросовестности [Электронный ресурс] // URL: http://lprc.kz/files/library/267/rus/Integrity_Measures_Note_RU.pdf