Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4 ГОДА ЖИЗНИ В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ

Работа №30363

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
939
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТНО -
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Исследовательские умения структура исследовательского поведения ..8
1.2 Особенности освоения детьми исследовательских умений в
дошкольном детстве 13
1.3 Опытно-экспериментальная деятельность, как средство формирования
исследовательских умений 15
1.4 Экспериментальная деятельность младших дошкольников 29
Выводы по первой главе 35
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 37
2.1 Изучение уровня сформированности исследовательских умений у
детей четвертого года жизни 37
2.2 Планирование и реализация процесса формирования
исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в организованной опытно-экспериментальной деятельности 46
2.3 Изучение эффективности процесса формирования
исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности 54
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ

Современная социально-экономическая, культурная ситуация требует социально-развитой личности, обладающей значительными интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом.
В настоящее время интеллектуальные способности рассматриваются уже не как узкоспециальные личностные качества, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности человека в любой сфере культуры. От современного образования требуется целенаправленное и систематические формирование у обучающихся исследовательской культуры и опыта, умений исследовательской деятельности, что предполагает широкое использование в образовательном процессе разнообразных активных средств и методов обучения, способствующих развитию интеллектуальных и творчески способностей личности, формированию позиции субъекта познания мира и культуротворчества.
Наращивание и реализация интеллектуального потенциала личности происходит на протяжении всей его жизни. Особое значение в этом процессе имеет период дошкольного детства. Этот период является наиболее благоприятным для овладения человеком основ социальной и познавательной деятельности, выступающих в дальнейшем в качестве условия успешности образования и самореализации личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013) основанный на личностно-развивающем, культурологическом деятельностно-субъектном подходах и ориентированный на стратегию личностно-ориентированного образования требует создания таких условий в образовательном процессе ДОУ, при которых ребенок рассматривается как субъект познания, переживания и преобразования мира, как субъект деятельности и общения. Ориентация образовательного процесса на содействие развитию детской индивидуальности, способностей и активности, познавательной мотивации
существенно расширяет возможности использования в образовательной работе с детьми исследовательско-познавательной деятельности.
Актуальным на сегодняшний день является недостаточность научных знаний и методических разработок в данном направлении одной из причин того, что в образовательной практике дети крайне редко осуществляют опыты и эксперименты самостоятельно, по своей инициативе, творчески. Таким образом очевидно противоречие между:
-возможностью и необходимостью формирования у детей опыта самостоятельной исследовательской деятельности как средства познания и преобразования окружающего мира и самого себя и недостаточностью внимания педагогов к обучению основной единице такой деятельности- исследовательским умениям;
-возможностями детского экспериментирования и опыты как средств формирования у детей исследовательских умений и ограниченностью практической реализации этих возможностей в образовательной практике.
Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каков образовательный потенциал опытно-экспериментальной деятельности в решении задач формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста? Каким образом должна быть спроектирована и реализована работа по организации детских опытов и экспериментов, для того чтобы дети могли усвоить основные исследовательские умения?
В соответствии с обозначенной проблемой была определена тема выпускной квалификационной работы: «Развитие исследовательских умений у детей 4 года жизни в процессе экспериментирования»
Цель исследования: изучение развития исследовательских умений, детей четвертого года жизни в процессе экспериментальной деятельности.
Объект исследования: Процесс развития исследовательских умений у детей четвертого года жизни.
Предмет исследования: Детская деятельность в экспериментировании.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую методическую литературу по данной теме.
2. Выявить особенности развития исследовательских навыков у детей четвертого года жизни в экспериментальной деятельности.
3. Осуществить эмпирическое исследование с помощью экспериментальной деятельности.
4. Оформить результаты исследования, сформулировать выводы.
Гипотеза исследования: экспериментирование влияет на процесс развития исследовательских умений у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические (анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, систематизация);
Эмпирические (педагогический эксперимент, диагностические наблюдения, беседы с детьми, педагогическое проектирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных).
Теоретико - методологическая основа:
-положение отечественной психологии о роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- идеи концепции развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве: о связи мыслительной и практической деятельностью детей в дошкольном детстве, об обретении познавательными процессами произвольного характера в течении дошкольного возраста (О.В. Афанасьева, О.В. Дыбина, А.В. Запорожец, В.Г. Каменская, И.Э. Куликовская, Л.М. Маневцова, А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков);
- положения концепции развития исследовательской деятельности детей о организации исследовательской деятельности по принципу проектирования (Н.Г.Алексеев, А.В.Леонтович, А.С.Обухов);
-психологическое обоснование развития исследовательской активности в детском возрасте (А.В.Леонтович, А.Н.Поддьяков, А.И.Савенков).
- положения о роли обучения в формировании исследовательского поведения и исследовательских умений (А.Н.Веракса, Н.Е.Веракса, Н.А.Рыжова, А.И.Савенков);
- положения о методике организации опытно-экспериментальной деятельности детей (Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, Д.В. Сергеева, А.В. Третьяк). Методы исследования:
В своей работе мы использовали методики и диагностические задания, разработанные (А.М Щетининой).
Практическая значимость: Исследования состоит в том, что эксперименты могут быть использованы в практической деятельности педагогов, педагогов-психологов при организации и реализации образовательно-воспитательного процесса в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Этапы исследования: На первом этапе проводился теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
На втором этапе разработан и осуществлен констатирующий эксперимент, обобщен его результат.
На третьем этапе проведен формирующего эксперимента, нами были подобраны материалы на развитие исследовательских умений детей четвертого года жизни.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Алексеевский детский сад №6 «Пчелка» Алексеевского муниципального района, п.г.т Алексеевское. Исследование проводилось с ноября 2017 по март 2018 года.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование способствует решению одной из актуальных проблем современности - формирование у детей первоначального опыта исследовательской деятельности, необходимой для осуществления исследовательских умений. Благодаря развитию исследовательской позиции человек получит возможность самостоятельно решать проблемные ситуации, выстраивать свой путь в этом мире.
Анализ исследований по изучаемой проблеме позволил установить, что исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. В старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева), становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности.
Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития исследовательских умений младших дошкольников в экспериментировании, показывающая динамику их становления в образовательном процессе современной дошкольной организации. Данный факт ощутимо затрудняет реализацию развивающего и образовательного потенциала исследовательской деятельности дошкольника. Это подтверждается анализом практики, который показывает, что далеко не всегда в детском экспериментировании наблюдается нарастание исследовательской активности и стремления ребенка переходить к решению более сложных, интересных задач. Выбор тематики, содержания опытов и экспериментов для детей, планирование и проведение образовательной работы с детьми осуществлялось на основе положений отечественной дидактики о роли обучения, активных методов в формировании исследовательского поведения и исследовательских умений (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Н.А. Рыжова, А.И. Савенков) и данных и рекомендаций исследований о методике организации опытно¬экспериментальной деятельности детей (Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, А.В. Третьяк, Д.В. Сергеева)
Формирующий эксперимент включал в себя решение задач по отбору опытов и экспериментов и их модификации в соответствии с задачами исследования и выявленным уровнем сформированности исследовательских умений, разработки плана их использования в воспитательном процессе. Структура плана включала в себя: этапы и их название, задачи каждого этапа и эксперименты, которые были направлены на решение поставленных задач. Таким образом, нами сделаны следующие выводы по работе:
1. Гипотетически выдвинуто и эмпирически проверено следующее утверждение: опытно-экспериментальная деятельность может выполнять функцию средства формирования исследовательских умений у детей четвертого года жизни при условии их содержательного наполнения условиями и требованиями, актуализирующими исследовательские потребности детей и применение ими разнообразных исследовательских умений для решения задач основных видов опытно-экспериментальной деятельности.
2. В целом уровень развития исследовательских умений у детей четвертого года жизни находится преимущественно на среднем уровне. Это позволяет вести речь о том, что детям данного возраста доступно освоение ряда умений, необходимых для самостоятельного осуществления исследовательской деятельности, в то же время проводимой в этом направлении образовательной работы в детском саду недостаточно.
3. Реализация плана работы по формированию исследовательских умений у детей младшего дошкольного возраста, включающий в себя комплекс опытов и экспериментов, соотнесенных с наличествующем уровнем сформированности у детей исследовательских умений, позволяет оптимизировать процесс их формирования.
4. Положения гипотезы получили подтверждение, опытно экспериментальная деятельность, как средство по формированию исследовательских умений у детей четвертого года жизни, может повлиять не только на развитие представлений о способах познания окружающего мира, но и на применении этих представлений в различных жизненных ситуациях детей.
На этом основании поставленную цель исследовательской работы можно считать достигнутой, задачи - полностью выполненными.



1. Аксенова Т А. Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Т.А Аксенова- Молодой ученый. 2016-350 с.
2. Воробьева Н.А. Развитие познавательной активности у детей в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности / Н.А Воробьева В.А Зебзеева // Научно-исследовательские публикации. - 2014. - № 8 с12.
3. Захарова А.С. Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы) / Захарова А.С : Молодой ученый. - 2015. - №23. - 954с.
4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения/ А.И Иванова / журнал Управление ДОУ, - М., ТЦ Сфера, 2013. - №4. - 101с.
5. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению : метод. пособие / А.И. Савенков. - М. : Просвещение, 2016. - 512 с.
6. Морозова И.С. Познавательная активность младших дошкольников/ Морозова И.С., Штепина И.С.// Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 12. -163с
7. Сурьянинова Т.А., Ткаченко И.Г. Формирование положительных взаимоотношений детей в игровой деятельности/ Т.А Сурьянинова, И.Г Ткаченко // Молодой ученый. - 2017. - №47.1. - 140с
8. Полякова М.Н. Развитие познавательно-исследовательского поведения у детей дошкольного возраста /М.Н Полякова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2015. - №. 1.-160с
9. Филиппова А. Р. Формирование аргументативных умений у детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности /А.Р
Филипова // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17.- 68с
10. Коротаева Е.В., Развитие инициативности детей дошкольного возраста / Е.В Коротаева, А.В Святцева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - 669с
11. Хмелькова Е.В. К проблеме познавательно-исследовательской деятельности дошкольников /Е.В Хмелькова / Вестник Марийского государственного университета. - 2016. - Т. 10. - № 2(22). - 94с.
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
13. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб: Детство-Пресс, 2015. - 200с.
14. Лосева, Е. В. Развитие познавательно -исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. - СПб: Детство-Пресс, 2015. - 128 с.
15. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. - СПб: Детство-Пресс, 2015 - 128 с
16. Нищяева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ./ Н. В. Нищева/ Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 - СПб: Детство -Пресс, 2015. - 240с.
17. Нищяева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. / Н. В. Нищева/ Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2. - СПб: Детство -Пресс, 2015. - 240с.
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская Газета. - № 6241. - 25.11.2013. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.rg.ru/201 3/1 1 /25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 16.04. 2018)..
19. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой /О.А Зыкова - М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013 - 311с.
20. Веракса Н.Е. Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников /Н.Е Веракса, О.Р Галимов - М.: Мозаика - Синтез, 2013-250с
21. Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО /Т.А Аксенова/ Молодой ученый. — 2016. — №12.6. -94с.
22. Выготский Л.С. Психология развития человека./ Л.С Выгодский - М.: Глобус, 2005. - 380 с.
23. Поддьяков, Н.Н. Проблемы психического развития ребенка. // Н.Н. Поддьяков, Вопросы психологии. 2010 - №9. - 175с.
24. Савенков А.И. Психология детской одаренности [Текст] / А.И.Савенков. - СПб.: Детство-Пресс, 2011 г., -178с.
25. Щетинина, В.В. Использование стимульного материала и программ деятельности для организации /В.В Щетинина Е.В. Бабич / Материалы международной научно-практической конференции. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013 - № 2 - 195с.
26. Дыбина, О.В. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты / О.В. Дыбина, О.П. Болотникова, А.Ю. Козлова, Е.А. Сидякина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014 - № 1 - 223с.
27. Щукина, И.Н. Пути формирования исследовательских умений у детей [Текст]/ И.Н. Щукина // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. - 2012.- № 4 - 447с.
28. Я.В Царева. Особенности формирования исследовательских навыков дошкольников / Царева Я. В// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2009. - №3. - 333с.
29. Рыжкова А.В. Методика детского экспериментирования /А.В Рыжкова Н.М
Гурирова// Анжеро-Суженск, 2013.-345с
30. Терентьева О.В. Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
31. Савенков А.И. Исследовательское обучение в теории и образовательной практике XIX века.
ШЬ: 1Шр://ууу.ге5еагс11ег.ги/1551е(1оуашуа/аг1лу/а 3дг14§.Ыт1


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ