ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОГНОЗИРОBAНИЯ
|
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к изучению особенностей эмоционально - поведенческих проблем дошкольников с речевыми
нарушениями с разным уровнем прогнозирования 7
1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольников с речевыми
нарушениями с разным уровнем прогнозирования 7
1.2. Нарушение в эмоциональной сфере и поведении у детей с речевыми
нарушениями 15
Выводы по Главе I 27
Глава II. Результаты исследования эмоционально - поведенческих
проблем дошкольников с речевыми нарушениями с разным уровнем прогнозирования 28
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 28
2.2. Выявление особенностей нарушения в эмоциональной сфере и
поведении у детей с речевыми нарушениями 31
2.3. Практические рекомендации по оптимизации эмоционально - поведенческих проблем дошкольников с речевыми нарушениями с разным уровнем прогнозирования 47
Выводы по Главе II 53
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения 64
Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к изучению особенностей эмоционально - поведенческих проблем дошкольников с речевыми
нарушениями с разным уровнем прогнозирования 7
1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольников с речевыми
нарушениями с разным уровнем прогнозирования 7
1.2. Нарушение в эмоциональной сфере и поведении у детей с речевыми
нарушениями 15
Выводы по Главе I 27
Глава II. Результаты исследования эмоционально - поведенческих
проблем дошкольников с речевыми нарушениями с разным уровнем прогнозирования 28
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 28
2.2. Выявление особенностей нарушения в эмоциональной сфере и
поведении у детей с речевыми нарушениями 31
2.3. Практические рекомендации по оптимизации эмоционально - поведенческих проблем дошкольников с речевыми нарушениями с разным уровнем прогнозирования 47
Выводы по Главе II 53
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения 64
Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека, только первые семь лет. Но он имеет непреходящее значение для дальнейшей жизни ребенка. Маленький ребенок не может контролировать эмоции. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подверженными мышлению. Но когда у ребенка есть какие-то отклонения в развитии, соответственно, развитие эмоционально-личной сферы становится более сложным.
В настоящее время значительно возросло число детей с недостаточной развитостью речи. Проблема воспитания детей с недостатками речи изучалась в работах А.Н. Гвоздева, Н.Н. Жукова, Р.Е. Левина, Е. Мастюкова, С.А. Миронова, О.В. Правдина, Т.Б. Филичева и др. Нарушение коммуникации и связанное с ней негативное эмоциональное состояние часто приводит к формированию нарушений в поведении, эта особенность была впервые отмечена Е.А. Аркиным и Л. И. Божович.
Нарушения речи влияют на характер взаимоотношений ребенка с другими, на формирование его самосознания и самооценки. Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка, в частности, развития эмоциональной и личной сферы. Задержка в проявлении вербального общения, плохой лексики и других нарушений влияет на формирование самосознания и самооценки ребенка.
Актуальность нашей работы заключается в необходимости изучения эмоционально - поведенческих проблем дошкольников с речевыми нарушениями с разным уровнем прогнозирования с целью эффективного проведения работы.
При рассмотрении вероятностного прогнозирования в речевой деятельности особое значение имеет концепция Р. М. Фрумкиной, согласно которой в процессе речевой практики субъект развивает речевой опыт,
включающий некоторые субъективные представления о вероятностной иерархии речевых элементов, что позволяет индивидуально построить субъективную модель вероятностной структуры предстоящей речевой ситуации, провести субъективный прогноз на основе этой модели и построить свою речевую деятельность в соответствии с этим прогнозом.
Р. М. Фрумкина отметила, что у детей с нарушением речи уровень прогнозирования достаточно высок, что напрямую связано с нарушениями в речевой деятельности. Эти дети постоянно находятся в моменте ожидания чего-либо, что вероятно в той или иной ситуации и следующих за этим моментом действий со стороны других детей, не имеющих речевые нарушения. Что несомненно накладывает особый отпечаток на нарушение в эмоциональной и поведенческой сфере детей с нарушением речи.
Таким образом, возникает проблема исследования: каковы эмоционально-поведенческие проблемы детей с нарушением речи с разным уровнем прогнозирования?
Объект исследования - эмоционально-поведенческая сфера детей с нарушением речи.
Предмет исследования - эмоционально-поведенческие проблемы детей с нарушением речи в зависимости от уровня прогнозирования.
Цель исследования - выявить особенности эмоционально-поведенческих проблем детей с нарушением речи в зависимости от уровня прогнозирования.
Гипотеза исследования:
От уровня прогнозирования будет зависеть специфика эмоционально-поведенческих нарушений, а именно, мы предполагаем, что чем выше уровень прогнозирования у детей с речевыми нарушениями, тем меньше будет наблюдаться у них эмоционально-поведенческие проблемы.
В соответствии с целью, предметом и гипотезами в исследовании были поставлены следующие задачи:
1) изучить научно-теоретические подходы к особенностям
эмоционально-поведенческих проблем дошкольников с нарушением речи,
2) организовать и провести исследование эмоционально-поведенческих проблем дошкольников с нарушением речи, с разным уровнем прогнозирования,
3) провести интерпретацию полученных результатов,
4) предложить практические рекомендации по оптимизации эмоционально-поведенческих проблем дошкольников с нарушением речи.
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: обзорно-аналитическое исследование психолого-педагогической литературы; эмпирические методы - анкетирование, психологическое тестирование; математическая обработка и качественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы: в практической логопсихологии; в качестве практических рекомендаций при организации коррекционной работы в специальных дошкольных учреждениях; при подготовке специальных психологов на базе педагогических вузов.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ д/с № 316 комбинированного вида Советского района г. Казани. Экспериментальные данные по проверке гипотез и эффективности предложенных практических рекомендаций по организации психологической помощи были получены при изучении дошкольников с нарушением речи в возрасте 6-7 лет.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Апробация работы. Приняла участие в IV Международной научно-образовательной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии», и «в которой выступила со статьей на тему Дидактические игры в активизации словаря дошкольников с нарушением развития».
В настоящее время значительно возросло число детей с недостаточной развитостью речи. Проблема воспитания детей с недостатками речи изучалась в работах А.Н. Гвоздева, Н.Н. Жукова, Р.Е. Левина, Е. Мастюкова, С.А. Миронова, О.В. Правдина, Т.Б. Филичева и др. Нарушение коммуникации и связанное с ней негативное эмоциональное состояние часто приводит к формированию нарушений в поведении, эта особенность была впервые отмечена Е.А. Аркиным и Л. И. Божович.
Нарушения речи влияют на характер взаимоотношений ребенка с другими, на формирование его самосознания и самооценки. Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка, в частности, развития эмоциональной и личной сферы. Задержка в проявлении вербального общения, плохой лексики и других нарушений влияет на формирование самосознания и самооценки ребенка.
Актуальность нашей работы заключается в необходимости изучения эмоционально - поведенческих проблем дошкольников с речевыми нарушениями с разным уровнем прогнозирования с целью эффективного проведения работы.
При рассмотрении вероятностного прогнозирования в речевой деятельности особое значение имеет концепция Р. М. Фрумкиной, согласно которой в процессе речевой практики субъект развивает речевой опыт,
включающий некоторые субъективные представления о вероятностной иерархии речевых элементов, что позволяет индивидуально построить субъективную модель вероятностной структуры предстоящей речевой ситуации, провести субъективный прогноз на основе этой модели и построить свою речевую деятельность в соответствии с этим прогнозом.
Р. М. Фрумкина отметила, что у детей с нарушением речи уровень прогнозирования достаточно высок, что напрямую связано с нарушениями в речевой деятельности. Эти дети постоянно находятся в моменте ожидания чего-либо, что вероятно в той или иной ситуации и следующих за этим моментом действий со стороны других детей, не имеющих речевые нарушения. Что несомненно накладывает особый отпечаток на нарушение в эмоциональной и поведенческой сфере детей с нарушением речи.
Таким образом, возникает проблема исследования: каковы эмоционально-поведенческие проблемы детей с нарушением речи с разным уровнем прогнозирования?
Объект исследования - эмоционально-поведенческая сфера детей с нарушением речи.
Предмет исследования - эмоционально-поведенческие проблемы детей с нарушением речи в зависимости от уровня прогнозирования.
Цель исследования - выявить особенности эмоционально-поведенческих проблем детей с нарушением речи в зависимости от уровня прогнозирования.
Гипотеза исследования:
От уровня прогнозирования будет зависеть специфика эмоционально-поведенческих нарушений, а именно, мы предполагаем, что чем выше уровень прогнозирования у детей с речевыми нарушениями, тем меньше будет наблюдаться у них эмоционально-поведенческие проблемы.
В соответствии с целью, предметом и гипотезами в исследовании были поставлены следующие задачи:
1) изучить научно-теоретические подходы к особенностям
эмоционально-поведенческих проблем дошкольников с нарушением речи,
2) организовать и провести исследование эмоционально-поведенческих проблем дошкольников с нарушением речи, с разным уровнем прогнозирования,
3) провести интерпретацию полученных результатов,
4) предложить практические рекомендации по оптимизации эмоционально-поведенческих проблем дошкольников с нарушением речи.
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: обзорно-аналитическое исследование психолого-педагогической литературы; эмпирические методы - анкетирование, психологическое тестирование; математическая обработка и качественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы: в практической логопсихологии; в качестве практических рекомендаций при организации коррекционной работы в специальных дошкольных учреждениях; при подготовке специальных психологов на базе педагогических вузов.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ д/с № 316 комбинированного вида Советского района г. Казани. Экспериментальные данные по проверке гипотез и эффективности предложенных практических рекомендаций по организации психологической помощи были получены при изучении дошкольников с нарушением речи в возрасте 6-7 лет.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Апробация работы. Приняла участие в IV Международной научно-образовательной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии», и «в которой выступила со статьей на тему Дидактические игры в активизации словаря дошкольников с нарушением развития».
Проведенное экспериментальное исследование эмоционально-поведенческих особенностей детей с нарушением речи позволяет сделать следующие выводы:
1. Определены концептуальные подходы к изучению эмоционально-поведенческой сферы детей с нарушением речи.
В условиях нарушений речи эмоционально-поведенческая сфера характеризуется выраженными отклонениями в развитии. Наблюдаются изменения в мотивационно-потребностной сфере, неадекватное самовосприятие, снижение коммуникативных возможностей, различные психоэмоциональные расстройства, способствующие появлению стойких вариантов психологической дезадаптации. При этом дезадаптационные явления наиболее выраженно проявляются в коммуникативной сфере старших дошкольников с нарушениями речи, что отражено и экспериментально подтверждено в гипотезе исследования.
Для эмоционально-волевой и поведенческой сферы старших дошкольников с нарушениями речи характерно: отрицательное отношение к словесному общению, иногда аффективные реакции на недостаток понимания устных инструкций или невозможность выразить свои желания; выраженная негативность (противодействие запросам и указаниям всех других или конкретных лиц); агрессивность, конфликт; повышенная впечатлительность; чувство депрессии, дискомфорта; повышенная чувствительность, уязвимость.
2. Нами было организовано и проведено исследование среди двух групп дошкольников в общем количестве 40 человек. В качестве методологической базы исследования, на основании выдвинутой гипотезы, выступили следующие эмпирические методики: проективная методика: «Дом - дерево - человек», методика Рене Жиля для исследования сферы
межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений, тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен «Выбери нужное лицо», методика изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей и своего эмоционального состояния (Минаева В.М.), Методика исследования особенностей прогностической деятельности», разработанная Л.И. Переслени, В.Л. Подобед.
3. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Для подтверждения гипотезы исследования в соответствии с методикой исследования особенностей прогностической деятельности, разработанная Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, детей разделили на 2 группы. 1 группа - дети, имеющие установленную прогностическую компетентность. 2 группа - дети, не имеющие установленной прогностической компетентности.
В ходе проведения исследования, мы выяснили, что по проективным методикам, у дошкольников 2 группы проявлялась явная агрессия, а также скованность, дети показывали человека сильным и могущественным, что характеризовало их как властными и склонными к доминированию.
Что же касается исследования эмоциональных состояний, то можно сказать, что эмоциональные состояния - негативные.
Представленные материалы дают основание утверждать, что эмоциональное состояние детей с нарушением речи очень подвижно, и склоняется в сторону негативного. Необходима специально организованная работа, включающая в себя организационный, содержательный и коррекционно-развивающий аспекты.
4. Были предложены практические рекомендации по оптимизации эмоционально-поведенческих проблем дошкольников с речевыми нарушениями с разным уровнем прогнозирования.
В результате реализации практических рекомендаций будут наблюдаться положительные изменения у детей.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблем отклонения в эмоциональной и поведенческой сфере детей дошкольного возраста с нарушением речи. На современном этапе заслуживают специального изучения вопросы, позволяющие наиболее эффективно выстроить коррекционный процесс для данной категории детей.
1. Определены концептуальные подходы к изучению эмоционально-поведенческой сферы детей с нарушением речи.
В условиях нарушений речи эмоционально-поведенческая сфера характеризуется выраженными отклонениями в развитии. Наблюдаются изменения в мотивационно-потребностной сфере, неадекватное самовосприятие, снижение коммуникативных возможностей, различные психоэмоциональные расстройства, способствующие появлению стойких вариантов психологической дезадаптации. При этом дезадаптационные явления наиболее выраженно проявляются в коммуникативной сфере старших дошкольников с нарушениями речи, что отражено и экспериментально подтверждено в гипотезе исследования.
Для эмоционально-волевой и поведенческой сферы старших дошкольников с нарушениями речи характерно: отрицательное отношение к словесному общению, иногда аффективные реакции на недостаток понимания устных инструкций или невозможность выразить свои желания; выраженная негативность (противодействие запросам и указаниям всех других или конкретных лиц); агрессивность, конфликт; повышенная впечатлительность; чувство депрессии, дискомфорта; повышенная чувствительность, уязвимость.
2. Нами было организовано и проведено исследование среди двух групп дошкольников в общем количестве 40 человек. В качестве методологической базы исследования, на основании выдвинутой гипотезы, выступили следующие эмпирические методики: проективная методика: «Дом - дерево - человек», методика Рене Жиля для исследования сферы
межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений, тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен «Выбери нужное лицо», методика изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей и своего эмоционального состояния (Минаева В.М.), Методика исследования особенностей прогностической деятельности», разработанная Л.И. Переслени, В.Л. Подобед.
3. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Для подтверждения гипотезы исследования в соответствии с методикой исследования особенностей прогностической деятельности, разработанная Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, детей разделили на 2 группы. 1 группа - дети, имеющие установленную прогностическую компетентность. 2 группа - дети, не имеющие установленной прогностической компетентности.
В ходе проведения исследования, мы выяснили, что по проективным методикам, у дошкольников 2 группы проявлялась явная агрессия, а также скованность, дети показывали человека сильным и могущественным, что характеризовало их как властными и склонными к доминированию.
Что же касается исследования эмоциональных состояний, то можно сказать, что эмоциональные состояния - негативные.
Представленные материалы дают основание утверждать, что эмоциональное состояние детей с нарушением речи очень подвижно, и склоняется в сторону негативного. Необходима специально организованная работа, включающая в себя организационный, содержательный и коррекционно-развивающий аспекты.
4. Были предложены практические рекомендации по оптимизации эмоционально-поведенческих проблем дошкольников с речевыми нарушениями с разным уровнем прогнозирования.
В результате реализации практических рекомендаций будут наблюдаться положительные изменения у детей.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблем отклонения в эмоциональной и поведенческой сфере детей дошкольного возраста с нарушением речи. На современном этапе заслуживают специального изучения вопросы, позволяющие наиболее эффективно выстроить коррекционный процесс для данной категории детей.



