Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОГНОЗИРОBAНИЯ

Работа №30339

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
747
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к изучению особенностей эмоционально - поведенческих проблем дошкольников с речевыми
нарушениями с разным уровнем прогнозирования 7
1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольников с речевыми
нарушениями с разным уровнем прогнозирования 7
1.2. Нарушение в эмоциональной сфере и поведении у детей с речевыми
нарушениями 15
Выводы по Главе I 27
Глава II. Результаты исследования эмоционально - поведенческих
проблем дошкольников с речевыми нарушениями с разным уровнем прогнозирования 28
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 28
2.2. Выявление особенностей нарушения в эмоциональной сфере и
поведении у детей с речевыми нарушениями 31
2.3. Практические рекомендации по оптимизации эмоционально - поведенческих проблем дошкольников с речевыми нарушениями с разным уровнем прогнозирования 47
Выводы по Главе II 53
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения 64

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека, только первые семь лет. Но он имеет непреходящее значение для дальнейшей жизни ребенка. Маленький ребенок не может контролировать эмоции. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подверженными мышлению. Но когда у ребенка есть какие-то отклонения в развитии, соответственно, развитие эмоционально-личной сферы становится более сложным.
В настоящее время значительно возросло число детей с недостаточной развитостью речи. Проблема воспитания детей с недостатками речи изучалась в работах А.Н. Гвоздева, Н.Н. Жукова, Р.Е. Левина, Е. Мастюкова, С.А. Миронова, О.В. Правдина, Т.Б. Филичева и др. Нарушение коммуникации и связанное с ней негативное эмоциональное состояние часто приводит к формированию нарушений в поведении, эта особенность была впервые отмечена Е.А. Аркиным и Л. И. Божович.
Нарушения речи влияют на характер взаимоотношений ребенка с другими, на формирование его самосознания и самооценки. Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка, в частности, развития эмоциональной и личной сферы. Задержка в проявлении вербального общения, плохой лексики и других нарушений влияет на формирование самосознания и самооценки ребенка.
Актуальность нашей работы заключается в необходимости изучения эмоционально - поведенческих проблем дошкольников с речевыми нарушениями с разным уровнем прогнозирования с целью эффективного проведения работы.
При рассмотрении вероятностного прогнозирования в речевой деятельности особое значение имеет концепция Р. М. Фрумкиной, согласно которой в процессе речевой практики субъект развивает речевой опыт,
включающий некоторые субъективные представления о вероятностной иерархии речевых элементов, что позволяет индивидуально построить субъективную модель вероятностной структуры предстоящей речевой ситуации, провести субъективный прогноз на основе этой модели и построить свою речевую деятельность в соответствии с этим прогнозом.
Р. М. Фрумкина отметила, что у детей с нарушением речи уровень прогнозирования достаточно высок, что напрямую связано с нарушениями в речевой деятельности. Эти дети постоянно находятся в моменте ожидания чего-либо, что вероятно в той или иной ситуации и следующих за этим моментом действий со стороны других детей, не имеющих речевые нарушения. Что несомненно накладывает особый отпечаток на нарушение в эмоциональной и поведенческой сфере детей с нарушением речи.
Таким образом, возникает проблема исследования: каковы эмоционально-поведенческие проблемы детей с нарушением речи с разным уровнем прогнозирования?
Объект исследования - эмоционально-поведенческая сфера детей с нарушением речи.
Предмет исследования - эмоционально-поведенческие проблемы детей с нарушением речи в зависимости от уровня прогнозирования.
Цель исследования - выявить особенности эмоционально-поведенческих проблем детей с нарушением речи в зависимости от уровня прогнозирования.
Гипотеза исследования:
От уровня прогнозирования будет зависеть специфика эмоционально-поведенческих нарушений, а именно, мы предполагаем, что чем выше уровень прогнозирования у детей с речевыми нарушениями, тем меньше будет наблюдаться у них эмоционально-поведенческие проблемы.
В соответствии с целью, предметом и гипотезами в исследовании были поставлены следующие задачи:
1) изучить научно-теоретические подходы к особенностям
эмоционально-поведенческих проблем дошкольников с нарушением речи,
2) организовать и провести исследование эмоционально-поведенческих проблем дошкольников с нарушением речи, с разным уровнем прогнозирования,
3) провести интерпретацию полученных результатов,
4) предложить практические рекомендации по оптимизации эмоционально-поведенческих проблем дошкольников с нарушением речи.
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: обзорно-аналитическое исследование психолого-педагогической литературы; эмпирические методы - анкетирование, психологическое тестирование; математическая обработка и качественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы: в практической логопсихологии; в качестве практических рекомендаций при организации коррекционной работы в специальных дошкольных учреждениях; при подготовке специальных психологов на базе педагогических вузов.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ д/с № 316 комбинированного вида Советского района г. Казани. Экспериментальные данные по проверке гипотез и эффективности предложенных практических рекомендаций по организации психологической помощи были получены при изучении дошкольников с нарушением речи в возрасте 6-7 лет.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Апробация работы. Приняла участие в IV Международной научно-образовательной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии», и «в которой выступила со статьей на тему Дидактические игры в активизации словаря дошкольников с нарушением развития».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное экспериментальное исследование эмоционально-поведенческих особенностей детей с нарушением речи позволяет сделать следующие выводы:
1. Определены концептуальные подходы к изучению эмоционально-поведенческой сферы детей с нарушением речи.
В условиях нарушений речи эмоционально-поведенческая сфера характеризуется выраженными отклонениями в развитии. Наблюдаются изменения в мотивационно-потребностной сфере, неадекватное самовосприятие, снижение коммуникативных возможностей, различные психоэмоциональные расстройства, способствующие появлению стойких вариантов психологической дезадаптации. При этом дезадаптационные явления наиболее выраженно проявляются в коммуникативной сфере старших дошкольников с нарушениями речи, что отражено и экспериментально подтверждено в гипотезе исследования.
Для эмоционально-волевой и поведенческой сферы старших дошкольников с нарушениями речи характерно: отрицательное отношение к словесному общению, иногда аффективные реакции на недостаток понимания устных инструкций или невозможность выразить свои желания; выраженная негативность (противодействие запросам и указаниям всех других или конкретных лиц); агрессивность, конфликт; повышенная впечатлительность; чувство депрессии, дискомфорта; повышенная чувствительность, уязвимость.
2. Нами было организовано и проведено исследование среди двух групп дошкольников в общем количестве 40 человек. В качестве методологической базы исследования, на основании выдвинутой гипотезы, выступили следующие эмпирические методики: проективная методика: «Дом - дерево - человек», методика Рене Жиля для исследования сферы
межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений, тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен «Выбери нужное лицо», методика изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей и своего эмоционального состояния (Минаева В.М.), Методика исследования особенностей прогностической деятельности», разработанная Л.И. Переслени, В.Л. Подобед.
3. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Для подтверждения гипотезы исследования в соответствии с методикой исследования особенностей прогностической деятельности, разработанная Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, детей разделили на 2 группы. 1 группа - дети, имеющие установленную прогностическую компетентность. 2 группа - дети, не имеющие установленной прогностической компетентности.
В ходе проведения исследования, мы выяснили, что по проективным методикам, у дошкольников 2 группы проявлялась явная агрессия, а также скованность, дети показывали человека сильным и могущественным, что характеризовало их как властными и склонными к доминированию.
Что же касается исследования эмоциональных состояний, то можно сказать, что эмоциональные состояния - негативные.
Представленные материалы дают основание утверждать, что эмоциональное состояние детей с нарушением речи очень подвижно, и склоняется в сторону негативного. Необходима специально организованная работа, включающая в себя организационный, содержательный и коррекционно-развивающий аспекты.
4. Были предложены практические рекомендации по оптимизации эмоционально-поведенческих проблем дошкольников с речевыми нарушениями с разным уровнем прогнозирования.
В результате реализации практических рекомендаций будут наблюдаться положительные изменения у детей.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблем отклонения в эмоциональной и поведенческой сфере детей дошкольного возраста с нарушением речи. На современном этапе заслуживают специального изучения вопросы, позволяющие наиболее эффективно выстроить коррекционный процесс для данной категории детей.



1. Алехин, А.Н. Элементы психопатологии для педагогов и психологов: учебное пособие / А.Н. Алехин. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. - С. 17-22, 75-112.
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ : Астрель, 2017. - 224 с.
3. Атаджыкова, Ю.А. Проблемы концепта психопатии в современной отечественной и зарубежной психологии / Ю.А. Атаджыкова, С.Н. Ениколопов // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т.8. - №1. - С. 114-127.
4. Ахметзянова А.И. Основы логопедии: учебное пособие / А.И. Ахметзянова, Н.И. Болтакова, И.А. Нигматуллина и др. - Казань: Казан. ун- т,2015. - 175с.
5. Ахметзянова А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: автореф.дис. ... канд.псих.наук / А.И. Ахметзянова. - Казань,2004. - 20 с.
6. Бритаева, З.М. Дети с особыми образовательными потребностями / З.М. Бритаева // Современные технологии в образовании. - 2013. - № XIII. - С. 16-20.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика / Выготский Л.С. - М.: АСТ / Астрель, 2014. - 654 с.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. - М.: ГЕОДАР, 2014. - 213с.
9. Глозман, Ж.М. Проблема синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и подходы к его коррекции / Ж.М. Глозман, И.А. Шевченко // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. - № 3(т.1). - С. 129-137.
10. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2014. - 168 с.
11. Гриншпун, Б.М. Классификация нарушений речи / Б.М. Гришун// Логопедия. / Под ред. Волковой Л.С. - М.: ВЛАДОС, 2015. - С 44-55.
12. Денисова, О.А. Детская логопсихология: учебник для студентов вузов, проходящим профессиональную подготовку по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование: учебники / О.А. Денисова, О.Л. Леха- нова, Т.В. Захарова, В.Н. Поникарова. - М.: Владос, 2015. - С. 48-108.
13. Жаренкова, Г. И. Выявление недостатков речи у детей / Г. И. Жаренкова // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - М.: Просвещение, 2015. - С.150-165.
14. Жукова Н.М., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2015. - 320 с.
15. Зайцева, Л.А., Азорина, А.Г. Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими врожденные расщелины губы и нёба / Л.А. Зайцева, А.Г. Азорина. // Дэфекталопя. - 2015. - № 1.
16. Зверева, Н.В. Детская клиническая психология: история и современное состояние / Н.В. Зверева, Т.Г. Горячева // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. - №2(31)
17. Зверева, Н.В. Клиническая психология детей и подростков / Н.В. Зверева, Т.Г. Горячева. - М.: Академия, 2013. - С. 79-82.
18. Зверева, Н.В. Клиническая психология детей и подростков / Н.В. Зверева, Т.Г. Горячева. - М.: Академия, 2013. - С. 11-114.
19. Ипполитова, А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 2013. - 95 с.
20. Каверова, Э. А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр / Э. А.Каверова // Специальное образование. - 2015. - №11. - том 2. - С. 145-149.
21. Каше, Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи / Г. А. Каше. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 106с.
22. Лебеденко, И.Ю. Психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения: учебно-методическое пособие / И.Ю. Лебеденко. - Армавир: РИО АГПУ, 2016. - С. 95-129.
23. Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. - М.: Академический проект, Трикста, 2013. -С. 7-14.
24. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды / Р. Е. Левина. - М.: АРКТИ, 2005. - 224 с.
25. Липунова, О.В. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие. О.В. Липунова. - М.: ФЛИНТА, 2016. -С. 30-122.
26. Логопатопсихология / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2011. - С. 158-407.
27. Логопедия. Методическое наследие: В 5 книгах. - М.: Владос, 2016 - 480 с.
28. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов // Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 680 с.
29. Лубовский, В.И. О перспективах специальной психологии / В.И. Лубовский, Т.А. Басилова // Культурно-историческая психология. - 2014. - №3. - С. 51-54.
30. Мандель, Б.Р. Специальная (коррекционная) психология: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. - М.: ФЛИНТА, 2015. -С. 182-207.
31. Нарушения поведения и развития у детей: книга для хороших родителей и специалистов / под ред. Л.С. Чутко. - СПб.: КАРО, 2011. - С. 43¬58
32. Нарциссова, С.Ю. Специальная психология: учебное пособие / С.Ю. Нарциссова - М.: Издательство МНЭПУ. - 2015. - С. 6-10.
33. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2013. - 240с.
34. Правдина О.В. Логопедия : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М. : Просвещение, 2013. - 272 с.
35. Правдина, О.В. Логопедия : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М. : Просвещение, 2013. - 272 с.
36. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников / под ред. О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай. - М.: ФЛИНТА, 2014. - С. 7-13, 30-35.
37. Семаго, М.М., Типологическая модель психического дизонтогенеза как основа практической деятельности специалиста образования / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. - 2013. - №2 (24). - С. 101-110.
38. Соботович Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская. - М.: Просвещение, 2011. - 98 с.
39. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). - М.: Классикс стиль, 2013 - 160 с.
40. Сорокин, В.М. К вопросу о предметном содержании современной специальной психологии / В.М. Сорокин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №1-4. - С. 151-154.
41. Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. Коллективная монография / под ред. Т.Г.
Богдановой, Н.М. Назаровой. - М.: ЛОГОМАГ, 2013. - С. 9-42.
42. Специальная психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Лубовского. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - С. 393-412, 416-427.
43. Староверова, М.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей / М.С. Староверова, О.И. Кузнецова. - М.: Владос, 2014. - С. 6-18.
44. Степаненко, Д.Г. О классификациях нарушений речи в детском возрасте / Д.Г. Степаненко, Э.Ш. Сагутдинова // Системная интеграция в здравоохранении. - 2010. - №2. - С. 32-43.
45. Твардовская А.А., Мубаракзянова Т.Р. Дидактические игры в активизации словаря дошкольников с нарушением развития / Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождения лиц с отклонениями в развитии: материалы IV Международной научно¬практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань,26 апреля 2017 г.) / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та,2017. - 240
46. Ткаченко, Т.А. Логопедические упражнения / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2015 - 224 с
47. Ушакова Т.Н. Проблема внутренней речи в психологии и психофизиологии //Психологический журнал. - 1980. - Т. 1. - № 4. - С. 145¬154.
48. Ушакова Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.- 524 с
49. Филиппова, Н.В., Эпидемиологические аспекты нарушений психического развития в детском возрасте / Н.В. Филиппова, А.С. Кормилицина // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. - Т.6. - №6. - С. 1274-1276.
50. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение: учебно- метод. пособие. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
51. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. - М.: Владос, 2010. - С. 17-121.
52. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность: учеб. пособие. - М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. - 424 с.
53. Шаповал, И.А. Психология дисгармонического дизонтогенеза. Расстройства личности и акцентуации характера / И.А. Шаповал. - М.: ФЛИНТА, 2016. - С. 222-250, 279-286.
54. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова . — М.: Лабиринт, 2014. - 330 с.
55. Шевченко, Ю.С. Систематизация психических расстройств (отечественный взгляд на международную классификацию) / Ю.С. Шевченко // Практическая медицина. - 2013. - № 6 (38). - С. 5-12.
56. Яковлева, Н.Ф. Разработка индивидуально-ориентированных воспитательных и коррекционно-развивающих программ для социально дезадаптированных детей и подростков / Н.Ф. Яковлева. - М. : ФЛИНТА, 2014. - С. 13-60.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ