Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания школьников

Работа №30319

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
545
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1 Основы построения взаимодействия семьи и школы в процессе
воспитания 7
1.2 Формы и методы взаимодействия семьи и школы в процессе
воспитания школьников 19
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА II ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПРАКТИКЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ
ВОСПИТАНИЯ 34
2.1 Системный подход к решению проблемы педагогического
сопровождения семьи в вопросах воспитания детей 34
2.2 Диагностика воспитательного потенциала современной семьи 37
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 53


Актуальность исследования. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Успешное решение поставленных задач воспитания возможно только при условии совместного взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество школы и семьи становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации растущего поколения. Какую бы сторону развития мы не выбрали, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья. Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к ребенку в семье. Взаимодействие семьи и школы - важная и сложная проблема в работе каждого педагога, так как семьи очень разные, у каждой свои трудности и проблемы. Самое главное в этом вопросе, чтобы взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Конечно, это возможно, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересовано и совместно будут решать проблемы воспитания. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в его природосообразности, научить наблюдать за его развитием, понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания. Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на гуманистическом стиле общения и взаимодействия; уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу; систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей); умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Вопросами взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания школьников занимались В.С. Богословская, И.В. Гребенников, Н.В. Клюева, А.С. Макаренко, Н.Е. Щуркова, Л.М. Фирдман и др. Эти исследования являются научной основой и источником для решения рассматриваемой проблемы. Однако они не позволяют говорить о том, что все аспекты взаимодействия семьи и школы в воспитании детей рассмотрены детально. Таким образом, очевидно наличие противоречия между необходимостью изучения состояния и тенденцией взаимодействия семьи и школы в воспитании детей и отсутствием его детального рассмотрения по отношению к конкретной школе. Данное противоречие определило выбор проблемы исследования: каковы особенности эффективного взаимодействия семьи и школы в воспитании детей?
Исходя из актуальности темы, нами определена цель исследования: рассмотреть особенности взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания и обосновать педагогическую целесообразность системного подхода к его организации.
Объект исследования: воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формы и методы взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе.
Гипотеза: взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка будет успешным, если:
- в работе будут учитываться основные тенденции семейного воспитания;
- работа будет строиться на принципах сотрудничества школы и семьи;
- будут использоваться эффективные формы и методы взаимодействия школы и семьи с учетом индивидуальных особенностей каждой семьи.
Задачи:
1. Выявить современные тенденции и проблемы семейного воспитания.
2. Изучить особенности организации сотрудничества семьи и школы.
3. Рассмотреть формы и методы взаимодействия семьи и школы.
4. Проанализировать опыт школ по взаимодействию семьи и школы.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение передового педагогического опыта, сравнение, моделирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Школа работает по направлениям:
- создание комфортных условий успешного обучения и воспитания каждого ученика;
- формирование системы диагностики интересов творческих возможностей и развитие личности школьника и учителя;
- сохранение здоровья учащихся;
Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с государственными нормативными документами об образовании и требованиями образовательных стандартов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы учителями и классными руководителями при организации процесса взаимодействия с родителями обучающихся в воспитательных целях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Семья формирует личность ребенка в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на ребенка в определенных аспектах через семью. Именно поэтому необходимо скорректировать деятельность учителей в воспитании подрастающего поколения. Семья и школьные учреждения выступают важными институтами социализации в период становления личности ребенка. Они в равной степени могут повлиять на развитие у ребенка тех или иных аспектов социального здоровья, поэтому важно, чтобы процесс формирования этих аспектов был совместным, целенаправленным и давал положительные результаты. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья. Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в его природосообразности. Научить наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания. Настоящая программа взаимодействия семьи и школы - комплексная целевая программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей.
Воспитательный потенциал семьи определяется тремя компонентами: психологической коммуникабельностью, нравственной направленностью, педагогической культурой родителей. Все эти три составляющие имеют место в изученных нами семьях учащихся 9 б класса МБОУ «СОШ № 5» Елабужского муниципального района Республики Татарстан и проявляются в достаточной мере, что дало возможность судить о среднем уровне воспитательного потенциала семей.
Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:
- гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
- уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;
- систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);
- умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.



1. Акимова, В.А. Историко-педагогический анализ развития
современных моделей взаимодействия школы и семьи / В.А. Акимова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2013. - №4. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-pedagogicheskiy-analiz-razvitiya- sovremennyh-modeley-vzaimodeystviya-shkoly-i-semi(дата обращения: 01.05.2018).
2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства / И.П. Андриади.
- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 200 с.
3. Богословская, В.С. Школа и семья: Конструктивный диалог: Учеб.- метод. пособ. / В.С. Богословская. - Мн.: Университет, 1998. - 123 с.
4. Бордовская, Н. Педагогика : учебное пособие для студентов [и преподавателей] высших учебных заведений / Н. Бордовская, А. Реан. — СПб.: Питер, 2009. — 299 с.
5. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя. Учебное пособие / О.А. Веденеева, Л.И. Савва, Н.Я. Сайгушев. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
6. Голованова, И.И. Практика интерактивного обучения: метод. пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. - Казань: КУ, 2014.- 288 с.
7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков [Электронный ресурс]. - URL:
http://mosmetod.ru/files/metod/nachalnoe/orkse/fgos/konc_dnrv.pdf
8. Дереклеева, Н.И. Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения. Родительские собрания в 1 - 11 классах / Н.И. Дереклеева - М.: Вербум-М, 2001. - 98 с.
9. Ершова, Л.Г. Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка / Л.Г. Ершова // Образование в современной школе. - 2011. - № 10. - С. 42-48.
10. Захаркина, М.Н. Взаимодействие семьи и школы по формированию у младших школьников семейных ценностей / М.Н. Захаркина // Начальная школа. - 2013. - № 9. - С. 80-85.
11. Зуева, Т.В. Социализация подростков: роль интеграции социально-культурной деятельности школы и семьи / Т.В. Зуева // Вестник ЧГАКИ. - 2015. - № 3 (43). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya- podrostkov-rol-integratsii-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti-shkoly-i-semi(дата обращения: 17.04.2018).
12. Ким, Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой / Т.К. Ким. - М.: Прометей, 2013. - 166 с.
13. Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг / Н.В. Клюева. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 275 с.
14. Ковалёв, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалёв. - М.: Педагогика, 1987. - 209 с.
15. Коротких, О.В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики: Монография / О.В. Коротких. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 127 с. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=456163
16. Коротких, О.В.Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики: Монография / О.В. Коротких. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 127 с. URL:http://znanium.com/bookread2.php?book=456163
17. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
18. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
19. Курганский, С.М. Родитель и учитель: конфликт или сотрудничество / С.М. Курганский // Народное образование. - 2015. - № 1. - С. 199-206.
20. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 649 с.
21. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 649 с.
22. Макаренко, А.С. Воспитание в семье и школе. Пед. соч.: В 8 т. / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 400 с.
23. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2014. - 360 c.
24. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2014. - 360 c.
25. Мудрик, А.В. Основы социальной педагогики : Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2006. - 163 с.
26. Мухина, Л.П. Сотрудничество "учитель - ученик - родители" как основа успешной проектной деятельности в условиях ФГОС / Л.П. Мухина // Современные образовательные технологии и методики: новый взгляд на практику применения : Сборник материалов педагогических чтений и научно-практических Интернет-конференций. - Чехов: ЦОиНК, 2015. - С. 168-174.
27. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров. 3-е издание, исправленное и дополненное / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2015. - 511 с.
28. Петронюк, И.С. Взаимодействие систем ценностей семьи и школы / И.С. Петронюк // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-sistem-tsennostey-semi-i- shkoly(дата обращения: 09.04.2018).
29. Полещук, В.А. Сотрудничество родителей, учителей в становлении личности школьника / В.А. Полещук, А.С. Полещук // Концепт. - 2016. - Т. 43. - С. 65-69.
30. Поршнев, А. Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку / А. Г. Поршнев. - М.: РИЦЛО «Мегаполис-Контракт», 1993. - 265 с.
31. Программа воспитания и социализации школы в условиях ФГОС: теория, методика, практика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Е.А. Белорыбкина, С.А. Исаева. - Киров: Старая Вятка, 2015. - 151 с. - URL:http://znanium.com/bookread2.php?book=526628
32. Работа с родителями / Под ред. М.П. Осиповой, Г.А. Бутрима. - Мн.: Экоперспектива, 2003. - 187 с.
33. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя / М. М. Рыбакова. - М. Просвещение, 1991. - 240 с.
34. Савченко, Т.А. Модель взаимодействия семьи и школы в воспитании
и социализации детей в наследии Я.А. Коменского / Т.А. Савченко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/model-vzaimodeystviya-semi-i-shkoly-v- vospitanii-i-sotsializatsii-detey-v-nasledii-ya-a-komenskogo(дата обращения: 29.03.2018).
35. Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 175 с.
36. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности: Учеб. пособие / И.С. Сергеев. - СПб.: Питер, 2004. - 153 с.
37. Сергеева, В.П. Проектно-организаторская функция воспитательной деятельности учителя (теория и методика): монография / В.П. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 128 с.
38. Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В. В. Сериков. - М.: Логос, 2012. - 448 с.
39. Сластенин, В.А. Педагогика : учебник по дисциплине "Педагогика" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластёнина. — 9-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 566 с.
40. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2000. - 363 с.
41. Сонягина, О.И. Организация эффективной системы взаимодействия школы и семьи / О.И. Сонягина, Т.Г. Пронюшкина // Инновационная наука. - 2017. - № 4-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-effektivnoy- sistemy-vzaimodeystviya-shkoly-i-semi(дата обращения: 02.05.2018).
42. Степанова, И.В. Кризис традиционных форм взаимодействия семьи и школы / И.В. Степанова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 1 (28). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-traditsionnyh-form- vzaimodeystviya-semi-i-shkoly(дата обращения: 11.02.2018).
43. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский. - СПб.: Питер, 2017. - 208 с.
44. Тищенко, С.М. Формирование современного российского общества: основные задачи и особенности взаимодействия семьи и школы / С.М. Тищенко // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sovremennogo-rossiyskogo- obschestva-osnovnye-zadachi-i-osobennosti-vzaimodeystviya-semi-i-shkoly(дата обращения: 18.03.2018).
45. Франк, С.Л. Смысл жизни. Духовные основы общества / С.Л. Франк. - М.: Республика, 1992. — 511 с.
46. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: Учеб. Пособие / В.В. Чечет. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. - 192 с.
47. Чмых, О.В. Семья и школа: единая стратегия в воспитании семейных ценностей / О.В. Чмых, Е.С. Шорстова // Вестник научных конференций. - 2017. - № 10-1 (26). - С. 118-120.
48. Шелестова, Л.В. Основы педагогического мастерства и личностного саморазвития: практикум / Л.В. Шелестова [Электронный ресурс]. -
Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2015. - URL:
http://znanium.com/bookread2.php?book=615369.
49. Щекина О.А. Семья и школа: согласование ценностей воспитания / О.А. Щекина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 1. - С. 80-84.
50. Щуркова, Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед. об-во России, 2000. - 147 с.
51. Эффективные формы и приемы работы с семьей. Родительские собрания / Авт.сост. С. Матушкина. - Волгоград: Учитель, 2018. - 124 с.
52. Юткина, Е.В. Взаимодействие школы и семьи в воспитании / Е.В.
Юткина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - №1. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-shkoly-i-semi-v-vospitanii(дата обращения: 27.04.2018).
53. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: Учебное пособие / С.Д. Якушева. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ