Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Работа №30310

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
737
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты проблемы прогностической
компетентности лиц с ограниченными возможностями здоровья 6
1. Концептуальные подходы к пониманию прогностической компетентности 6
1.2. Обзор состояния проблемы прогностической компетентности у лиц с
ограниченными возможностями здоровья в отечественной и зарубежной психологии 10
1.3. Исследования познавательной сферы и прогностической
компетентности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 25
Выводы по Главе 1 38
Глава И. Эмпирическое исследование когнитивной функции
прогностической компетентности
2.1. Методы и характеристика выборки исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования у нормотипичных детей 44
2.3. Анализ результатов исследования у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 51
2.4. Сравнительное изучение когнитивной функции прогностической компетентности у детей с нормативным развитием и детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата 62
Выводы по Главе II 69
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Приложение

Актуальность исследования. Прогностическая компетентность отражает идеальные представления о когнитивных, поведенческих и аффективных компонентах личности. Предвосхищение ситуации позиционируется как проявление когнитивных функций психики человека, когда в рамках анализа уже сложившейся ситуации с учетом имеющегося опыта человек способен спрогнозировать возможные события.
Когнитивная функция антиципации связана с участием процессов прогнозирования в протекании различных познавательных процессов. Так, восприятие включает в себя элементы антиципации в форме перцептивной гипотезы или предвосхищающей схемы.
Когнитивная (познавательная) форма прогностической компетентности основывается на процессе научения, получения нового опыта. В данном случае особенно задействованы мышление и память. Именно прогностическая компетентность помогает запоминать новый материал, благоприятно влияя на обучение. Эта функция предвосхищения позволяет человеку строить прогнозы и планы, «заменять» устаревший опыт прошлого на новый и условно фильтровать поток информации, выбирая из него значимые, важные и нужные данные. Особенно заметной антиципация может быть во время обучения ребенка чтению. Постепенно формируется способность читать слова не по буквам или слогам, а целиком. Это умение основывается на том, что ребенок неосознанно по первой букве может предвидеть дальнейшее слово.
В современной науке проводились исследования когнитивной функции прогностической компетентности в основном у детей с нормальным онтогенезом и у тех, что страдают депрессией, неврозами, фобиями и такими заболеваниями, как эпилепсия, шизофрения. Остаются недостаточно изученными сущность и структура прогностической компетентности, а также механизмы и условия ее формирования у школьников с нарушениями
опорно-двигательного аппарата. Это и обуславливает актуальное! ь нашей работы.
Объект - прогностическая компетентность в младшем школьном возрасте.
Предмет - когнитивная функция прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования заключается в изучении когнитивной функции прогностической компетентности младших школьнихов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. на основе теоретического анализа научных источников выявить теоретико-методологические основания исследования прогностической компетентности;
2. обобщить имеющиеся в психологии исследования, посвященные изучению прогностической компетентности у лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3. исследовать когнитивную функцию прогностической компетентности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и у детей с нормативным развитием;
4. сравнить уровень развития когнитивной функции прогностической компетентности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата и у детей с нормативным развитием.
Гипотеза исследования. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата отстают от сверстников с нормативным развитием по уровню развития когнитивной функции прогностической компетентности, они не всегда способны с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них.
Методологической основой исследования послужили научные труды П.К. Анохина (1975), В.Д. Менделевича (1990), Б. Ф. Ломова (1980), Е.Н.
Суркова (1980), И.М. Фейгенберга (1977), Акопова А. Ю. (1981), Н.П.
4
Ничипоренко (2006).
При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:
• теоретический анализ;
• сбор анамнестических данных;
• эмпирический метод;
• методика изучения прогностической компетентности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья;
• качественный и количественный анализ.
База исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе двух общеобразовательных учреждений: ГБОУ «Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №85 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани.
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе исследования когнитивной функции прогностической компетентности, могут быть использованы в коррекционно-развивающей работе, способствующей более эффективному развитию ребенка с дефицитарным дизонтогенезом, его обучению, раскрытию и реализации способностей в различных сферах, социализации, социально-психологической адаптации и совладанию с психотравмирующими ситуациями.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 70 источников. Основное содержание изложено на 72 страницах, включая 6 рисунков и 12 таблиц. Текст выпускной квалификационной работы дополнен приложениями. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель нашей исследовательской работы заключались ь изучении когнитивной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Мы смогли выявить теоретико-методологические основания исследования прогностической компетентности, обобщить имеющиеся в психологии исследования, посвященные изучению прогностической компетентности у лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также не только исследовать когнитивную функцию прогностической компетентности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и сравнить их результаты с нормотипичными сверсшиками.
Анализ литературных источников позволяет говорить о том, что прогностическая компетентность является высокоадаптивным механизмом психологической защиты, позволяющим представить возможный результат своей деятельности и предвосхитить ее последствия.
У лиц с ограниченными возможностями здоровья наблюдается трудность и даже невозможность прогнозировать и предвидеть вероятную цепь последующих этапов деятельности. Предшествующий опыт не остаётся в памяти в вероятностно организованном виде. Лицам с ограниченными возможностями здоровья свойственна стратегия вероятностного безразличия, у них нарушена способность к постановке цели, планированию, контролю.
Результаты нашего эмпирического исследования подтверждают взаимосвязь антипацлонных процессов и двигательных нарушений.
Гипотеза, обозначенная ранее, нашла свое подтверждение: действительно, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата отстают от сверстников с нормативным развитием по уровню развития когнитивной функции прогностической компетентности.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата склонны давать обобщенный прогноз, что объясняется их речевой неполноценностью.
Причиной поливарнантного прогнозирования является повышенный вербалиэм у испытуемых с детским церебральным параличом. Узость социального контекста прогнозирования обусловлена тем, что контакты детей с ограниченными возможностями сводятся лишь к агентам первичной социализации, в то время как общение с агентами вторичной социализации редуцировано.
Дети с дефицнтарным дизонтогенезом хуже всего осуществляют прогноз в сфере отношений в семье и в учении. Если учитывать, что антиципационная состоятельность человека чрезвычайно важна для его эффективного совладания с психотравмирующими ситуациями, то получается для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата чрезвычайно важно поддерживать комфортный психологический климат в семье и в учебном учреждении. Именно эти два института играют основную роль в воспитании ребенка и его формировании как полноценной личности.
Прогностическая компетентность предотвращает, снижает частоту, неожиданность и остроту действия стрессогенных факторов и формирует прогноз развития трудной жизненной ситуации. Проведенное исследование показало необходимость проведения работы по формированию прогностической компетентности, которая обеспечивает психическую адаптацию, психологическую защиту и стрессоустойчивость личности.



I. Абитов, И.Р. Антиципационная состоятельность в
структуре совладеющего поведения (в норме и при психосоматических и невротических расстройствах) [Текст]: автореф. дис... канд. психол. наук /
И.Р. Абитов. - Казань: 2007. - 24 с.
2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб, пособие/ Л.И. Акатов. - М.: Туманит, изд. центр Владос, 2003 - 368 с.
3. Акопов, А. Ю. Прогностическая деятельность человека в однозначно- детерминированных средах в норме и патологии [Текст]/ А Ю. Акопов // Вопросы психологии.— 1981.- № 3.- С. 119— 123.
4. Акопов, А.Ю. Сравнительное изучение прогнозирующей деятельности дошкольников, взрослых и больных шизофренией [Текст]/ А.Ю. Акопов // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. - С. 97 -101.
5. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст]/ П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 447 с.
6. Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности [Текст]/П.К. Анохин. - М.: Наука, 1979. - 454 с.
7. Асмолов, А. Г. Психология индивидуальности [Текст]/ А.Г. Асмолов. - М.: 1986.-303 с.
8. Ахметзянова, А.И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская// Интеграция образования. -
2017. - № 3. —С. 489 —504.
9. Бадалян, Л. О. Детский церебральный паралич [Текст]/ Л.О. Бадалян, Л. Т. Журба, О.В. Тимонина. - Киев: Здоровье, 1988. - 327 с.
10. Бажин, Е.Ф. Об особенностях вероятностного прогнозировании при некоторых психопатологических и нейропсихологических синдромах 
(Текст]/ Е.Ф. Важин, Я.Л. Меерсон, И.М. Тонконогий Н Шизофрения и вероятностное прогнозирование. — М., 1977. - С. 34 - 73.
11. Базылсвнч, Т.Ф. К проблемам задатков прогностических способностей [Текст]/Т.Ф. Базылсвнч // Психологический журнал.- 1994. - № 6. - С. 90-99.
12. Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование [Текст]: курс
лекций/ И. В. Бестужез-Лада. - М.: Педагогическое общество России, 2002.- 392 с.
13. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации [Текст]/Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977.-412с.
14. Брушлинскнй, А.В. Мышление и прогнозирование: Логикопсихологический анализ [Текст] / А.В. Брушлинскнй. - М.: Мысль, 1989. - 230 с.
15. Булыгина, Т.Б. Прогнозирование в учебной деятельности и
нравственном поведении младших школьников [Текст]: автореф. дис... канд. психол, наук / Т.Б. Булыгина. - СПб: 1996. -16 с.
16. Гончарова, О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями [Текст]: автореф. дис... канд. психол, наук /
О.Л. Гончарова. - Казань: 2003. -23 с.
17. Гульдан, В.В. Особенности функционированя и использования прошлого опыта у психопатических личностей [Текст] /
В.В. Гульдан, В.А. Иванников // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1974. - № 12.-С. 1830-1833.
18. Демакина, О.В. Особенности формирования клинических проявлений остеохондроза поясничного отдела позвоночника в зависимости от параметров антиципационной деятельности пациента [Текст]: автореф. дис... канд. психол, наук / О.В. Демакина. - Казань: 2004. - 23 с.
19. Добрович, А.Б. О нарушениях вероятностной организации речевого поведения при шизофрении [Текст]/ А.Б. Добрович, Р.М.Фрумкина// Шизофрения и вероятностное прогнозирование. - М.: 1973. - С.91-101. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ