Введение 3
1. Теоретические основы организационного развития предприятия 7
1.1. Понятие и особенности организационного развития 7
1.2. Сравнительная характеристика подходов к организационному
развитию
12
1.3. Оценка эффективности организационных изменений 19
2. Анализ организационного развития ООО «КЧНФ» 32
2.1. Стратегический анализ чулочно-носочной отрасли 32
2.2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия 37
2.3. Анализ организационного развития ООО «КЧНФ» 44
3. Разработка предложений по организационному развитию ООО
«КЧНФ»
53
3.1. Применение модели Адизеса в разработке стратегии
организационного развития
53
3.2. Разработка стратегии организационного развития ООО «КЧНФ» 57
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложения 7
В условиях переходной экономики, когда происходит ускоряющийся
процесс формирования институтов рынка и рыночных отношений,
руководители большинства отечественных фирм осознали необходимость
концентрации внимания на выработке долгосрочной стратегии деятельности на
основе эффективного организационного развития. Поэтому значение
организационного развития, позволяющего фирме выживать в конкурентной
борьбе в долгосрочной перспективе, в нашей стране резко возросло в последние
десятилетия.
Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся
ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем
состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного
выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями,
происходящими в их окружении.
В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая
внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы,
связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей
деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального
использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным
становится осуществление такого управления, которое перспективно
обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.
Если раньше считалось, что большая фирма имеет лучшие шансы
победить в конкуренции по сравнению с маленьким предприятием, то теперь
все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе
получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде,
появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание
конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых,
зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса,
развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное4
распространение и получение информации, широкая доступность современных
технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других
факторов привели к резкому возрастанию значения цели организационного
развития.
Организационное развитие - это мероприятия в области управления,
направленные на осуществление изменений в организациях [4, c. 25].
Практика бизнеса показала, что не существует траектории развития,
единой для всех компаний, как не существует и единого универсального
инструмента управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс
выработки стратегии организационного развития для каждой фирмы уникален,
так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее
потенциала, поведения конкурентов, характеристик производственных
факторов и др.
Исследования проблем развития в проектировании и управлении
организационными структурами и организационным развитием, находят свое
отражение в работах авторов А.П. Агаркова, И. Адизеса, К.Боумена, О.В.
Русецкой, К. А. Кравченко и т.д.
В практическом отношении применение формирования организационного
развития, является достаточно сложным и трудоѐмким процессом, где от
выбора стратегии ее работы, звеньев ее составляющих, от конкретного способа
сопряжения и взаимодействия, зависит если не успех предприятия целиком, то
достаточно значимая его часть.
Актуальность данной работы выражена тем, что грамотно
сформированное направление организационного развития является
эффективным инструментом управления, позволяющим организациям и
фирмам выработать и реализовать долгосрочную стратегию усиления своих
позиций на динамично развивающихся рынках.
Цель бакалаврской работы заключается в изучении теоретических и
практических основ организационного развития и поиска новых путей его
оптимизации в ООО «КЧНФ».5
Достижение поставленной цели обеспечивается с помощью решения
следующих основных задач:
изучение теоретических аспектов формирования и развития
организации;
исследование стратегий организационного развития и определяющих
его факторов;
проведение анализа экономической деятельности ООО «КЧНФ»;
анализ организационного развития ООО «КЧНФ»;
разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на
совершенствование организационного развития ООО «КЧНФ»;
социально-экономическое обоснование предложенных мероприятий.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы -
организационное развитие промышленного предприятия и процессы,
обеспечивающие его функционирование.
В качестве объекта исследования определено организационное развитие
предприятия ООО «Казанская чулочно-носочная фабрика».
При написании выпускной квалификационной работы (ВКР) были
использованы статистический, аналитический, описательный, сравнительный,
экономико-сопоставительный методы исследования.
Структура ВКР определена ее целью и поставленными задачами. В
первой главе исследуются теоретические основы организационного развития,
его факторы, определяются подходы к пониманию и оценке организационного
развития. На основе теоретических положений и обобщений раскрывается
значение организационного развития.
Во второй главе выполняется анализ организационного развития ООО
«КЧНФ», проводится анализ производственно-экономической деятельности
предприятия, анализ окружения предприятия, факторов влияющих на
формирование организационного развития.
Третья глава содержит предложения и рекомендации по развитию
организации, совершенствованию методов организационного развития ООО6
«КЧНФ». С практической точки зрения заслуживают внимания предложения по
внедрению системного подхода как инструмента повышения эффективности
организационного развития, методологические подходы к проектированию
улучшения организационного развития предприятия, а также оценка
социальной и экономической эффективности проекта.
Подводя итог теоретическим и практическим исследованиям,
изложенным в бакалаврской работе, следует отметить, что организационное
развитие предприятия – это мероприятия в области управления, направленные
на осуществление крупных изменений в организациях. Организационное
развитие, также, совокупность скоординированных единой целью усилий, с
помощью которых человеческие ресурсы предприятия изучаются,
идентифицируются, вовлекаются в производство и развиваются, причем такими
путями и способами, которые повышают не только общий уровень
организованности экономических субъектов, но также их способность
самостоятельно планировать свою деятельность и разрешать возникающие в
ходе нее проблемы.
В практике развития предприятия существует достаточно много
различных подходов к проведению организационного развития.
Управление организационным развитием на основе модели жизненных
циклов дает возможность вырабатывать направление необходимых
преобразований и последовательно и целенаправленно проводить изменения. В
настоящее время в экономической науке описание жизненных циклов носит
преимущественно качественный характер.
Оценку организационной эффективности можно провести с помощью
нескольких подходов.
ООО «КЧНФ» с 2014 года занимается производством и оптовыми
продажами носочно-чулочных изделий на территории России. Анализ
производственно-хозяйственной деятельности показал рост большинства
экономических показателей, включая объемы производства. Снижение
показателей рентабельности вызвано тем, что темпы роста затрат опережают
темпы роста выручки из-за инфляционного роста затрат.
ООО «КЧНФ» по модели Адизеса находится на стадии детства, которая
наступает в период после конечной организации всех структур производства и68
его выхода из стадии младенчества. В ООО «КЧНФ» организационная
эффективность находится на среднем уровне.
Разработка стратегии организационного развития ООО «КЧНФ»
предполагает стратегический переход на следующий уровень жизненного
цикла организации, в юность. Стратегия организационного развития ООО
«КЧНФ» предлагает для перехода следующие мероприятия:
четкая постановка целей и задач развития фабрики;
повышение корпоративной культуры организации;
переход к регулярному менеджменту, найм заместителя директора.
После организационной трансформацию ООО «КЧНФ» увеличит
эффективность работы персонала, повысит производительность труда,
следовательно, увеличит прибыль.
Как показал анализ организационного развития ООО «КЧНФ», фабрика
испытывает трудности интеграции, обусловленной отсутствием хорошо
изложенных локальных нормативных актов, что снижает уровень
корпоративной культуры в организации. Фабрика работает в направлении
поддержания системы социальных отношений через распределение
информации и укрепление стабильности и порядка. Если адаптивность
организации к внешним факторам развита, то внутренние противоречия
выступают угрозой. Для решения данной проблемы были предложено
проведение мероприятий по улучшению корпоративной культуры,
подразумевающие проведение обратных связей всех процессов, организацию
дизайна сферы коммуникаций сотрудников, разработку единой корпоративной
политики.
Разработанные в бакалаврской работе рекомендации по улучшению
корпоративной культуры могут повысить эффективность компании. В
результате внедрения предложенных мероприятий ООО «КЧНФ» может:
сократить расходы на внешний PR (внешними проводниками
философии компании становятся ее работники);69
повысить авторитет ООО «КЧНФ» на рынке труда и привлечь
внимание потенциальных сотрудников и партнеров;
повысить уровень мотивации и инициативности персонала;
улучшить производительность труда и получить преимущество перед
конкурентами;
сплотить коллектив и сделать его более устойчивым к воздействию
неблагоприятных факторов;
тратить меньше времени и ресурсов на адаптацию новых работников.
План мероприятий по организационному развитию ООО «КЧНФ»:
переход к следующему жизненному циклу по модели Адезиса, улучшение
корпоративной культуры, по прогнозным данным, увеличивает ключевые
показатели развития организации выручку, прибыль, производительность
труда.
Таким образом, анализ подтвердил целесообразность внедрения
разработанных предложений.
Трудовой кодекс РФ [электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
Книги, монографии
2. Адизес, И. Управление жизненным циклом корпорации. - М.:
ЮНИТИ, 2010. – 287 с.
3. Адизес, И. Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых
людей и компании в целом.- М.: ЮНИТИ, 2015. – 341с.
4. Агарков, А.П. Теория организации. Организация производства:
Интегрированное: Учебное пособие для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов.
- М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.
5. Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации. - Петрозаводск:
ПетрГУ. – 2016.
6. Боумен, К. Основы стратегического менеджмента. - М.: ЮНИТИ,
2007. - 175 с.
7. Винокуров, В. А. Организация стратегического управления на
предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. - 160 с.
8. Грейнер, Л. Эволюция и революция в процессе роста организаций
//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия. – 2016. – Т. 8. – С. 76-92.
9. Грошев, И.В. Организационная культура: Учебник / И.В. Грошев,
А.А. Краснослободцев. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 535 c.
10. Коленсо, М. Стратегия кайзен для успешных организационных
перемен/ пер. с англ. - М. : ИНФРА, 2015. - 175 с.
11. Котлер, Ф. Маркетинг, гостеприимство, туризм: учебник - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 1071 с.
12. Крейнер, С. Ключевые идеи менеджмента / пер. с англ. - М.:
ИНФРА, 2011. - 347 с.71
13. Кундина, Л.Ю. Технологии продвижения и продаж в гостиничном
бизнесе: Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский
госуниверситет, 2014. - 21 с.
14. Куцевол, Н.Г. Организационное развитие и управление
изменениями: Учебное пособие. - Казань: 2011. - 103 с.
15. Мильнер, Б. З. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2003.
16. Русецкая, О.В. Теория организации: Учебник для академического
бакалавриата / О.В. Русецкая, Л.А. Трофимова, Е.В. Песоцкая. - Люберцы:
Юрайт, 2016. - 391 c.
Печатная периодика
17. Глухова, Е.В. Концепция жизненных циклов: необходимо ли ее
понимание и применение финансистами на российском рынке?
//Корпоративные финансы. – 2017. – №. 4. – С. 111-117
18. Грейнер, Л. Эволюция и революция в процессе роста организаций
//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия. – 2016. – Т. 8. – С. 76-92.
19. Ивашковская, И.В., Янгель, Д.О. Жизненный цикл организации и
агрегированный показатель роста //Корпоративные финансы. – 2017. – №. 4. -
С.97-110.
20. Ивашковская, И. В., Константинов, Г. Н., Филонович, С. Р.
Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации
//Российский журнал менеджмента. – 2015. – Т. 2. - №. 4.- С.19-34.
21. Клѐпова, С.А., Максудова, Ш.И., Гарднер, Д. Жизненный цикл
организации как инструмент стратегического антикризисного управления
//Успехи современного естествознания. -2016.- №. 4.
22. Коршунова, Е. Д. Концептуальные основы адаптивного
организационного развития промышленного предприятия // Изв. учеб.
заведений. Машиностроение. – 2015. – N 1. – С. 63–73.
23. Широкова, Г.В. Жизненный цикл организации: эмпирические
исследования и теоретические подходы //Российский журнал менеджмента. –
2017. – Т.5. – №. 3. – С. 85-90.72
24. Филонович, С. Р., Кушелевич, Е.И. Теория жизненных циклов
организации И.Адизеса и российская действительность //Социологические
исследования. - 2016.- №. 10. - С. 63-71.
25. Щербина В. В. Организационное развитие: популяционно–
селекционная модель // Личность. Культура. Общество. – 2017. – Т. 10.– С. 205–
219.
Электронные ресурсы
26. Клягин, С. В. Организационное развитие – новая профессия на
рынке труда в России. URL:
http://bigc.ru/publications/other/org_culture/org_razv_new_pr_russia.php
27. Макарова, А. В. Классификация методов организационного
развития и их картирование. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=665236.
28. Мироненко, Ю.Д., Тереханов, А. К. Организационное развитие
компании // www.cfin.ru/management/strategy/change/for_org_dev.shtml
29. Мироненко, Ю.Д., Тереханов, А.К. Роль стратегии изменений
организации в еѐ развитии //www.management.com.ua
30. Официальный сайт ООО «Казанская чулочно-носочная фабрика»
https://sbis.ru/contragents/1655287483/165501001
31. Опыт производства чулочно-носочных
изделий//https://zhazhda.biz/cases/kazanskaya-chulochno-nosochnaya-fabrika
32. Организационное развитие и обучение персонала// http://hrportal.ru/article/organizacionnoe-razvitie-i-obuchenie-personala
33. Организационное развитие//
http://www.konspekt.biz/index.php?text=8014
34. Рынок чулочно-носочных изделий//
http://www.indexbox.ru/news/dolgozhdannyj-rost-vypusk-chulochno-nosochnyhizdelij-v-pervom-polugodii-2016-g-uvelichilsya/
35. Рынок чулочно-носочных изделий: Спрос со стороны
потребителей-миллениалов ставит новые вызовы перед американскими73
производителями//www.indexbox.ru/news/spros-millenialov-stavit%20novyyevyzovy-pered-proizvoditelyami-na-rynke-noskov-ssha/
36. Сравнение российских и зарубежных подходов к концепции
организационного развития// https://nsu.ru/rs/mw/link/Media:/22791/11.pdf
37. Суть организационного развития//
http://www.businessstudio.ru/articles/article/sut_organizatsionnogo_razvitiya/
38. Сааков, В. Организационное развитие// http://bigc.ru/
39. Улучшение корпоративной культуры//https://www.hrdirector.ru/article/65807-qqq-15-m12-uluchshenie-korporativnoy-kultury
40. Модели развития организации – модель Л.
Грейнера//URL:http://www.classs.ru/stati/predprinimatelstvo/modeli_razvitija.html
41. Adizes, I. Corporate Lifecycles: how and why corporations grow and die
and what to do about it.Englewood Cliffs. N.J: Prentice Hall. 1988.
42. D’Aunno T, Zuckerman H. 1987. Alife cycle model of organizational
federations: The case of hospitals. Academy of Management Review 12 (3):259–
261