Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Работа №30289

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
534
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 9
1.1. Психолого-педагогические основания личностно-ориентированного
обучения в условиях вуза 9
1.2. Проблемы эстетического развития студентов в образовательном
процессе 18
Выводы по I главе 31
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ 33
2.1. Проектирование условий эстетического развития студентов 33
2.2. Критерии и методика оценки уровня сформированное эстетического
развития студентов в личностно-ориентированном обучении 49
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию эстетического развития студентов в личностно-ориентированном обучении 57
Выводы по II главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 84



Актуальность темы исследования. Современная высшая школа, являясь социальным институтом, направлена на формирование гармонично развитой личности, которая имеет не только глубокие знания и способность решать задачи в избранной сфере деятельности, но и управлять прогрессом самого социума. Видна направленность перехода к гуманистическому подходу в образовании, основной сутью которого является сохранение, накопление и передача личностных ценностей. Сущностью нынешнего обучения должно быть систематизированное осуществление гуманистического принципа - взаимопонимание, взаимоуважение, обучение, направленное на развитие личности, формирование гуманных, нравственных отношений, бережное отношение к интересам и потребностям студентов. Опираясь на гуманистический принцип, основой которого является уважение к уникальности, несхожести и неповторимости студента, приобретается демократический стиль общения студента и преподавателя, избавляя ВУЗ от авторитарности и формализма. Все это говорит о создании личностноориентированного образовательного процесса, где во главе стоит личность студента. Сущностью личностно-ориентированного образовательного процесса является обучение, направленное на саморазвитие и самосовершенствование личности, согласно его природным способностям. Такой процесс будет являться достаточно качественным. Личность в контексте личностно-ориентированного образовательного процесса является системообразующим фактором, при этом она формирует и развивает свою эстетическую культуру в процессе эстетического развития, при помощи личностного отношения к окружающим ее процессам.
Также эстетическое воспитание является одним из главных компонентов эстетической культуры и состоит из внешних факторов развития, влияющих через социальное окружение на личность. Таким
з
образом, показатели эстетического воспитания и эстетической культуры являются показателем эстетического развития личности.
Степень разработанности проблемы исследования: В современной педагогической литературе проблема эстетического развития студентов в личностно-ориентированном образовательном процессе и их роль в развитии личности основательно разработаны в трудах Ю.К. Бабанского, Б.М. Неменовского, Л.П. Печко, З.П. Морозовой.
Проблема определения содержания, форм и методов эстетического развития студентов в личностно ориентированном образовательном процессе отражена в исследованиях Г.М. Коджаспировой, Т.С. Комаровой, Б.Т. Лихачева.
Теоретические основы эстетического развития студентов в личностноориентированном образовательном процессе освещаются в работах О.С. Богдановой, А.В. Зосимовского, А.П. Донченко, Г.Г. Квасова, ЕА. Квятковского. Проблема выявления педагогических условий эстетического развития студентов в личностно-ориентированном образовательном процессе представлена в работах Е.А. Ануфриева, О.А. Зоровой, Н.А. Кормима, Е.Л. Кудриной. Изучение научной литературы по проблеме исследования современного состояния образовательной практики позволило выявить следующее противоречие: между социальной необходимостью эстетически развитой личности и низким уровнем эстетического развития студентов.
Проблема исследования: каковы педагогические условия,
способствующие эффективности эстетического развития студентов ВУЗа в личностно-ориентированном образовательном процессе.
Анализ научной литературы дает возможность заключить, что в большей степени исследована тема эстетического развития учащихся школ, колледжей, лицеев, а проблематика, посвященная эстетическому развитию студентов в ВУЗе, является малоизученной.
На сегодняшний день современный социум потребовал резюмированного взгляда на процесс модернизации педагогических условий эстетического развития студентов в личностно-ориентированном образовательном процессе.
Недостаток теоретической разработанности и практическая потребность определили выбор темы нашей магистерской диссертации.
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить
педагогические условия эстетического развития студентов ВУЗа в личностно-ориентированном образовательном процессе.
Объект исследования: эстетическое развитие студентов ВУЗа.
Предмет исследования: педагогические условия эффективности
эстетического развития студентов ВУЗа в личностно-ориентированном образовательном процессе.
Гипотеза исследования: эстетическое развитие студентов ВУЗа в личностно-ориентированном образовательном процессе будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- рассмотрение процесса эстетического развития студентов ВУЗа в личностно-ориентированном образовательном процессе как части целостного образовательного процесса;
- разработке методики эстетического развития студентов ВУЗа в личностно-ориентированном образовательном процессе;
выявление критериев оценки уровня сформированное™ эстетического развития студентов в личностно-ориентированном обучении.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать в педагогической теории и образовательной практике состояние проблемы эстетического развития студентов ВУЗа в личностно-ориентированном образовательном процессе.
2. Выявить и научно обосновать педагогические условия эстетического развития студентов ВУЗа в личностно-ориентированном образовательном процессе.
3. Экспериментально апробировать педагогические условия, обеспечивающие успешное эстетическое развитие студентов ВУЗа в личностно-ориентированном образовательном процессе.
Теоретическую основу исследования составили:
основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, М.С. Каган, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин и др.);
- подходы:
- личностно-ориентированный (А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.);
- концепции:
- концепция личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков),
культурологическая концепция личностно-ориентированного
образования (Е. В. Бондаревская);
- теории:
-гуманистическая теория личности (А. Маслоу, К. Роджерс).
В магистерской диссертации применялись следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по
проблеме исследования, тестирование, педагогическое наблюдение, анкетирование, изучение и анализ деятельности испытуемых
(анализировалось эстетическое сознание, физическая подготовленность, эстетическое развитие студентов на учебных занятиях по физической культуре), изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогическое исследование (диагностический этап, формирующий этап, оценочно-результативный этап), метод математической обработки
результатов педагогического исследования (t-критерий Стьюдента).
Опытно-экспериментальная база исследования: Институт физики Казанского (Приволжского) федерального университета.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- раскрыто содержание термина «эстетическое развитие студентов ВУЗа в личностно-ориентированном образовательном процессе»;
- выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающих эффективность эстетического развития студентов ВУЗа в личностноориентированном образовательном процессе;
-определены критерии оценки уровня сформированности эстетического развития студентов в личностно-ориентированном обучении.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- выявлены особенности эстетического развития студентов ВУЗа в личностно-ориентированном образовательном процессе, учет которых позволил развить особенности эстетического развития студентов ВУЗа в личностно-ориентированном образовательном процессе;
- раскрыта структура эстетического развития студентов ВУЗа в личностно-ориентированном образовательном процессе;
определены педагогические условия эстетического развития студентов ВУЗа в личностно-ориентированном образовательном процессе.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики эстетического развития студентов ВУЗа в личностноориентированном образовательном процессе.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года;
- IV Международный форум по педагогическому образованию «Профессионализм учителя как условие качества образования»;
V Международная научно-образовательная конференция «Инновационные технологии в образовании».
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 40 литературных источников, в том числе 5 на иностранном языке. Общий объем работы составляет 80 страниц, в которой содержание исследования изложено на 21 странице и иллюстрировано 12 таблиц, 5 рисунков. В работе представлено 2 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении аргументируется выбор темы педагогического
исследования, обосновывается ее актуальность согласно социально- экономическим условиям, формируется научный аппарат педагогического исследования, характеризуется научная новизна и практическая значимость, данные об апробации результатов исследования обсуждались на заседание кафедры и отражались в публикациях.
В первой главе "Эстетическое развитие студентов в личностноориентированном обучении как педагогическая проблема" трактуются теоретические основы, посвященные данной проблематике, аспекты и компоненты эстетического развития, исследуется эстетическая деятельность как система в целом; осуществляется полный ретроспективный анализ подходов к решению проблематики связанной с эстетическим развитием обучающихся, выявляются особенности эстетического развития студентов в личностно-ориентированном образовательном процессе вуза.
В ходе анализа психо лого-педагогической литературы мы дали определение понятию личностно ориентированного обучения, определили принципы личностно ориентированного обучения. Установили особенности педагогического проектирования личностно ориентированного обучения.
Также отмечена необходимость выполнения требований для успешной реализации личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе. Установлены показатели эффективности занятий с применением личностно-ориентированной технологией обучения.
Анализ литературных источников позволяет нам рассматривать личность в контексте личностно-ориентированного образовательного процесса, она является перед нами как субъект образовательного процесса, при этом личность сама формирует и развивает свою эстетическую культуру в процессе эстетического развития в ходе личного отношения к окружающим ее процессам. На основании методологических принципов эстетического развития, сформулированы принципы системы эстетического развития в высшей школе. Основываясь на принципах процесса и системы эстетического развития, определены формы и методы эстетического развития студентов.
Результативность процесса эстетического развития студентов в личностно-ориентированном образовательном процессе обеспечивается применением средств физической культуры. Также определено, что одним из средств эстетического развития студентов в личностно ориентированном образовательном процессе является спортивная гимнастика. Определены цели, задачи данной спортивной дисциплины, а также ее воздействие на эстетическое развитие студентов.
Во второй главе "Условия по формированию эстетического развития студентов в личностно-ориентированном обучении в вузе" рассматриваются условия эстетического развития студентов, определяются критерии и методика оценки уровня сформированное™ эстетического развития студентов в личностно-ориентированном обучении, проводится анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию эстетического развития студентов в личностно-ориентированном об учении. Глубокий анализ педагогической литературы дал нам спроектировать условия эстетического развития студентов. Определено, что эстетическое развитие студентов в вузе определяется следующими условиями:
- гуманизация и гуманитаризация образования;
- демократизация студенческой жизни;
- совершенствование системы внеучебной работы со студентами;
- развитие системы студенческого самоуправления.
Кроме того, автором были установлены и описаны принципы формирования эстетического развития, установлены и описаны критерии оценки уровня сформированности эстетического развития студентов в личностно-ориентированном обучении. Также автором была разработана методика эстетического развития студентов в личностно-ориентированном обучении. Сущностью данной методики является то, чтобы дать студентам представление о красоте физических упражнений, включающая в свое содержание:
- подробное объяснение элементов, определяющих красоту физических упражнений;
- эталонный показ двигательных действий;
- метод сравнения эстетичного, выразительного показа с неэстетичным одного и того же упражнения;
- глубокий анализ ошибок и причин неправильного выполнения тех или иных элементов.
Разработанная методика предполагала использование критериев оценки уровня сформированности эстетического развития по некоторым показателям, определяющим эстетику, выполняемых двигательных действий, а именно:
- показатель уровня сформированности статической и динамической осанки при выполнении упражнений: кувырка вперед, стойки на лопатках, мостика из положения, лежа на спине;
- показатель выразительности, яркости и четкости поз, мимики, жестов движений при выполнении двигательных действий;
- показатель соотношения формы и содержания физического упражнения;
- комплекса педагогических условий, определяющих успешный результат на учебных занятиях по физической культуре, направленный на эстетическое развитие студентов.
Также нами было проведено педагогическое исследование, состоящее из трех этапов. На первом этапе (диагностический) было проведено анкетирование и тестирование с целью определения и выявления исходного уровня эстетического сознания, исходного уровня физической подготовленности и исходного уровня эстетического развития студентов. На втором этапе (формирующий) была введена разработанная нами методика, для вовлечения студентов к занятиям физической культурой и спортом, а именно спортивной гимнастикой, которая является одним из средств эстетического развития. На третьем этапе (оценочно-результативный) нами был проведен анализ полученных данных при помощи комплекса методов, и последующая их обработка при помощи математической статистики.
Установлено, что система педагогических условий оказала положительное влияние на эстетическое развитие студентов в личностноориентированном образовательном процессе. Разработанная нами методика полностью реализовала себя. Была доказана эффективность и успешность применения данной методики. Полученные результаты педагогического исследования позволяют утверждать, что основные положения гипотезы по эстетическому развитию студентов в личностно-ориентированном образовательном процессе полностью подтвердились. Применение данной методики вызвало у студентов интерес и желание к занятиям спортивной гимнастикой. Многие обучающиеся проявили интерес и желание испытать свои силы в спорте. Накопленный теоретический и практический материал является фундаментом для дальнейшего изучения и разработки подходов к решению проблемы эстетического развития студентов в личностно-ориентированном образовательном процессе в стремительно меняющихся социально-экономических условиях современного общества.



1. Бабанский Ю.К. Педагогика. // Под ред. Ю. К. Бабанского,- 2-е изд., доп. и перераб,- М., Просвещение, 1988. - 479 с.
2. Бабочкин П. И. Основы работы со студенчеством: Учебное пособие /П.И. Бабочкин; Под ред. Т.Э. Петровой, В.С. Сенашенко. - М.: Альфа- М:НИЦ Инфра -М, 2013. - 288 с.
3. Баршай В.М. Гимнастика: учебник / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б.Павлов. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. -314 с.
4. Бугаева Т.П. Современная воспитательная система вуза: условия выхода из кризиса: монография / Т.П. Бугаева, Н.В. Гафурова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. - 158с.
5. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. // Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, Эксмо, 2004. - 512 с.
6. Гликман И.З. Основы воспитания: Учебное пособие / И.З. Гликман. -
М.: Форум: НИЦ ИНФРА26 -М, 2015. - 320 с.
7. Дышлюк И. С. Содержание образовательного процесса как фактор межпредметной интеграции. - Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2008. - 96 с.
8. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная
интерпретация:Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. И. Загвязинский. - М.: AcademiA, 2001. - 188 с.
9. Каган М.С. Философия культуры. / М.С. Каган - СПб.: Петрополис, 1996,- 279 с.
10. Коджаспиров, Ю.Г. Новые грани исторического союза спорта и музыки (история и современность) // Спорт, духовные ценности, культура. -
М., 1997. -Вып. 5 - С. 312.
11. Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики: учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 151 с.
12. Козловская С.Н. Теория и практика развития профессионального самоопределения студентов: монография / С. Н. Козловская. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 142 с.
13. Мальковская Т.М. Физическая культура в вузе и ее основные
содержательные аспекты: учебное пособие / Т.М. Мальковская. -
Самара:Изд-во СамИИТ, 1999. - 97 с.
14. Менеджмент качества образовательных процессов: учебное
пособие/ [Э. В. Минько, М. А. Николаева, Л. В. Карташева [и др.]; под ред. Э. В. Минько, М. А. Николаевой. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2013 .-400 с.
15. Неменовский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменовский // М.: Искусство, 1999. - 170 с.
16. Никандров Н. Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. / Н. Д. Никандров - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 229 с.
17. Новая Российская энциклопедия: Т.12: Орлеанская-Пермь/Под ред. Некипелова А.Д., Данилова-Данильян В.И. - М.: Энциклопедия, НИЦ ИНФРА-М, 2014.-480 с.
18. Околелов О.П. Педагогика высшей школы: Уч. / О.П. Околелов - М.:НИЦ ИНФРА-М,2017-176 с.
19. Печко Л.П. Теоретические основы формирования эстетической деятельности школьника, приоритет, проблемы эстетического воспитания школьника/ Л.П. Печко, З.П. Морозова//М., 1993. - 142 с.
20. Рубцов В.В. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании: учебное пособие / ред. В. В. Рубцов, А. М. Столяренко. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
21. Рукавицын М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в вузе / М.М Рукавицын // М.: Просвещение, 2002. - 159 с.
22. Салеев В. А. Основы эстетики: учеб, пособие / В. А. Салеев, Е. В. Кирпиченок. - Минск: Высш. шк. 2012. - 208 с.
23. Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152с.
24. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272с.
25. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В.В. Сериков. - М.: Логос, 2012. - 448 с.
26. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. - Москва: Педагогика, 1980. - 96 с.
27. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968. - 184с.
28. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: В традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского. - М.: Тривола, 1994. - 168
с.
29. Ягненкова Н. В. Эстетическое воспитание. Актуальность и вечность проблемы. М., 2008. - 273 с.
30. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2002. - 96 с.
31. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. - М., 2000 - 31 с.
32. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в
образовании: проблемы интеграции [Электронный ресурс] /
А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009 - 336с.
33. Мандель Б. Р. Самостоятельная работа студентов: долгий путь к научному исследованию? [Электронный ресурс] / Б. Р. Мандель. - М.: Вузовский Учебник, 2015. - 25 с.
34. Осипова С. И. Формирование конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] / Отв. ред. С. И. Осипова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 287 с.
35. Шарипов Ф. В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учеб, пособие / Ф. В. Шарипов. - М.: Логос, 2012. -448
с.
36. Bowen М. Spirituality and student-centered approach // Questions of psychology. 1992. No. 3-4.
37. George R. L., Cristiani T. S. Консультирование: Теория и практика,
3- е изд. Скалы Энглвуда. Н. Дж.: Prentice Hall, 1990. - 228 р.
38. Maslow A. Motivation and personality. SPb.: Eurasia. 1999. - 478 p.
39. Nelson-Jones R. Theory and practice of counseling - 3rd ed., international. - SPb.: Peter, 2016. - 464 p.
40. Rodgers K. perspective on psychotherapy. The development of man. M.: Izd. Group "Progress". 1994. - 480 p.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ