ДИСТРИБЬЮТОРСКИЙ ДОГОВОР
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения о дистрибьюторской деятельности 8
§ 1. Понятие и виды дистрибьюторского договора 8
§ 2. Правовая природа дистрибьюторского договора 17
§ 3. Соотношение дистрибьюторского договора с договорами поименованными
Глава 2. Содержание дистрибьюторского договора 37
§ 1. Предмет и существенные условия дистрибьюторского договора. 37
§ 2. Права и обязанности сторон в дистрибьюторском договоре 51
§ 3. Ответственность сторон дистрибьюторского договора 58
Заключение 67
Список использованных нормативных правовых актов, судебной практики и специальной литературы
Глава 1. Общие положения о дистрибьюторской деятельности 8
§ 1. Понятие и виды дистрибьюторского договора 8
§ 2. Правовая природа дистрибьюторского договора 17
§ 3. Соотношение дистрибьюторского договора с договорами поименованными
Глава 2. Содержание дистрибьюторского договора 37
§ 1. Предмет и существенные условия дистрибьюторского договора. 37
§ 2. Права и обязанности сторон в дистрибьюторском договоре 51
§ 3. Ответственность сторон дистрибьюторского договора 58
Заключение 67
Список использованных нормативных правовых актов, судебной практики и специальной литературы
Происходящие в мире процессы экономической глобализации, а также активное развитие торговли как на международном, так и на национальном уровне приводит к необходимости использования правовых инструментов, которые способствуют значительному упрощению ведения торгового оборота. При этом нередко участники рынка прибегают к новым непредусмотренным действующим законодательством договорным конструкциям. Это порождает определенные сложности, поскольку, «будучи продуктом предпринимательского изобретательства»1, подобные договоры медленно получают закрепление в законодательстве и в основном регулируются документами торговых обычаев и судебной практикой.
Так, с 90-х годов XX века в российской торговой практике предприниматели активно используют договор особого вида, направленный на организацию сбыта товара на определенной территории. За рубежом данное соглашение именуется distribution (distributorship) agreement, contrat de distribution, а в русском языке используются термины «дистрибьюторский договор», «дистрибьюторское соглашение».
В настоящее время данная форма осуществления сбыта и продвижения товаров является достаточно востребованной, что вызвано удобством дистрибьюторского договора, который учитывает потребности рыночной экономики и позволяет сторонам построить свои взаимоотношения необходимым для них образом. И хотя отсутствует специальное нормативное регулирование в России, судебная практика свидетельствует о широком использовании участниками предпринимательской деятельности дистрибьюторских соглашений. Однако проблемой является отсутствие сколько-нибудь унифицированного подхода к квалификации дистрибьюторского договора не только у судей и иных правоприменителей, но и у исследователей. Соответственно, по-разному определяются и применимые нормы, что является препятствием для развития дистрибьюторской деятельности и создает трудности во взаимоотношениях сторон дистрибьюторского соглашения, и, как следствие, ограничивает использование данной конструкции при сотрудничестве и с российскими, и с зарубежными партнерами. В связи с этим изучение правовой природы дистрибьюторского соглашения, практики его применения в деятельности предпринимателей представляется особенно актуальным.
Об актуальности данной темы свидетельствует также разработка негосударственных актов и рекомендаций, касающихся дистрибьюторского договора. Так, в 1988 году Международной торговой палатой было принято Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений (далее — Руководство МТП), а в 1993 году - Типовой дистрибьюторский контракт. Монопольный импортер-дистрибьютор (далее — Типовой дистрибьюторский контракт МТП), которые являются в настоящее время частью системы правовых норм lex mercatoria (торговых обычаев). Также рабочей группой по созданию Общеевропейского кодекса частного права был подготовлен документ, унифицирующий правила регулирования агентирования, франшизы и дистрибуции - Принципы европейского права: коммерческое агентирование, франшиза и дистрибуция (далее — ПАФД), которые в последующем планируется включить в проект вышеуказанного кодекса. Кроме того, к числу недавних разработок относятся Модельные правила европейского частного права (далее - Модельные правила ЕЧП), в которых дистрибьюторскому договору посвящена отдельная глава.
Степень разработанности темы в научной литературе. В советское время дистрибьюторское соглашения рассматривались такими учеными как: В.А. Ойгензихт, В.С. Поздняков, М.Г. Розенберг.
В современный период вопросы дистрибьюторского договора освещали в своих работах А.Б. Борисова, М.Л. Варданян, Ю.А. Метелева, В.А. Канашевский, М.С. Дашян, М.А. Егорова, В.А. Маслова, С.А. Андреева, А.И. Бычков, М.В. Мозгов, С.В. Николюкин, А.М. Партин, А.В.Руденко, М.Н. Илюшина, Б.И. Пугинский, В.Ю. Доронькина и другие.
В числе исследователей дистрибьюторского договора следует особо выделить профессора Н.Г. Вилкову, которая является не только исследователем основных вопросов, связанных с дистрибьюторским соглашением, но и автором российского перевода результатов обобщения международной практики использования дистрибьюторских соглашений на уровне Международной торговой палаты: Руководства по составлению международных дистрибьюторских соглашений и Типового дистрибьюторского контракта.
Также следует отметить работы таких зарубежных авторов как Дж. Богэрта, А.С. Клэрса, К. Шмиттгоффа, А. Яусаса.
Объектом настоящего исследования являются правоотношения, которые складывающиеся между сторонами дистрибьюторского договора.
Предметом исследования выступают нормы российского и зарубежного законодательства, акты международных организаций, носящие рекомендательный характер, которые посвященные регулированию дистрибьюторского договора, материалы правоприменительной практики, дистрибьюторские договоры, заключаемые коммерческими организациями в целях реализации товаров, а также существующие научные подходы к понятию дистрибьюторского договора и определению его места в системе гражданско- правовых договоров Российской Федерации.
Целью работы является формирование комплексного представления о сущности дистрибьюторского договора, о его правовом регулирование, а также о месте дистрибьюторского соглашения в системе гражданско-правовых договоров в российском законодательстве и его соотношении с поименованными договорами.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и виды дистрибьюторских договоров.
2. Изучить правовую природу дистрибьюторского соглашения.
4. Проанализировать соотношение дистрибьюторского договора с договорами, поименованными в действующем законодательстве РФ.
5. Обозначить предмет и существенные условия дистрибьюторского договора.
6. Выявить права и обязанности сторон дистрибьюторского соглашения.
7. Определить особенности ответственности сторон дистрибьюторского договора.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов, правоприменительной практики и специальной литературы.
Теоретическая основа исследования. При анализе дистрибьюторского договора использовались работы в сфере гражданского, предпринимательского, коммерческого и международного частного права. В частности, труды М.И. Брагинского, Н.Г. Вилковой, В.В. Витрянского, О.А. Городова, М.А. Егоровой, М.Ю. Челышева, О.С. Иоффе, А.Г. Карапетова, Б.И. Пугинского, В.В. Ровного, Ю.В.Романца, М.Н. Илюшиной, А.Я. Ахмедова, А.О. Долгачева, Т.В. Кашириной и других авторов.
Также были проанализированы диссертационные исследования В.Ю. Доронькиной, В.А. Масловой, К.Э. Улуговой и М.А. Партина.
Нормативная база исследования включает Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»), Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции (далее - ФЗ «О защите конкуренции), а также международные акты рекомендательного характера.
Так, с 90-х годов XX века в российской торговой практике предприниматели активно используют договор особого вида, направленный на организацию сбыта товара на определенной территории. За рубежом данное соглашение именуется distribution (distributorship) agreement, contrat de distribution, а в русском языке используются термины «дистрибьюторский договор», «дистрибьюторское соглашение».
В настоящее время данная форма осуществления сбыта и продвижения товаров является достаточно востребованной, что вызвано удобством дистрибьюторского договора, который учитывает потребности рыночной экономики и позволяет сторонам построить свои взаимоотношения необходимым для них образом. И хотя отсутствует специальное нормативное регулирование в России, судебная практика свидетельствует о широком использовании участниками предпринимательской деятельности дистрибьюторских соглашений. Однако проблемой является отсутствие сколько-нибудь унифицированного подхода к квалификации дистрибьюторского договора не только у судей и иных правоприменителей, но и у исследователей. Соответственно, по-разному определяются и применимые нормы, что является препятствием для развития дистрибьюторской деятельности и создает трудности во взаимоотношениях сторон дистрибьюторского соглашения, и, как следствие, ограничивает использование данной конструкции при сотрудничестве и с российскими, и с зарубежными партнерами. В связи с этим изучение правовой природы дистрибьюторского соглашения, практики его применения в деятельности предпринимателей представляется особенно актуальным.
Об актуальности данной темы свидетельствует также разработка негосударственных актов и рекомендаций, касающихся дистрибьюторского договора. Так, в 1988 году Международной торговой палатой было принято Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений (далее — Руководство МТП), а в 1993 году - Типовой дистрибьюторский контракт. Монопольный импортер-дистрибьютор (далее — Типовой дистрибьюторский контракт МТП), которые являются в настоящее время частью системы правовых норм lex mercatoria (торговых обычаев). Также рабочей группой по созданию Общеевропейского кодекса частного права был подготовлен документ, унифицирующий правила регулирования агентирования, франшизы и дистрибуции - Принципы европейского права: коммерческое агентирование, франшиза и дистрибуция (далее — ПАФД), которые в последующем планируется включить в проект вышеуказанного кодекса. Кроме того, к числу недавних разработок относятся Модельные правила европейского частного права (далее - Модельные правила ЕЧП), в которых дистрибьюторскому договору посвящена отдельная глава.
Степень разработанности темы в научной литературе. В советское время дистрибьюторское соглашения рассматривались такими учеными как: В.А. Ойгензихт, В.С. Поздняков, М.Г. Розенберг.
В современный период вопросы дистрибьюторского договора освещали в своих работах А.Б. Борисова, М.Л. Варданян, Ю.А. Метелева, В.А. Канашевский, М.С. Дашян, М.А. Егорова, В.А. Маслова, С.А. Андреева, А.И. Бычков, М.В. Мозгов, С.В. Николюкин, А.М. Партин, А.В.Руденко, М.Н. Илюшина, Б.И. Пугинский, В.Ю. Доронькина и другие.
В числе исследователей дистрибьюторского договора следует особо выделить профессора Н.Г. Вилкову, которая является не только исследователем основных вопросов, связанных с дистрибьюторским соглашением, но и автором российского перевода результатов обобщения международной практики использования дистрибьюторских соглашений на уровне Международной торговой палаты: Руководства по составлению международных дистрибьюторских соглашений и Типового дистрибьюторского контракта.
Также следует отметить работы таких зарубежных авторов как Дж. Богэрта, А.С. Клэрса, К. Шмиттгоффа, А. Яусаса.
Объектом настоящего исследования являются правоотношения, которые складывающиеся между сторонами дистрибьюторского договора.
Предметом исследования выступают нормы российского и зарубежного законодательства, акты международных организаций, носящие рекомендательный характер, которые посвященные регулированию дистрибьюторского договора, материалы правоприменительной практики, дистрибьюторские договоры, заключаемые коммерческими организациями в целях реализации товаров, а также существующие научные подходы к понятию дистрибьюторского договора и определению его места в системе гражданско- правовых договоров Российской Федерации.
Целью работы является формирование комплексного представления о сущности дистрибьюторского договора, о его правовом регулирование, а также о месте дистрибьюторского соглашения в системе гражданско-правовых договоров в российском законодательстве и его соотношении с поименованными договорами.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и виды дистрибьюторских договоров.
2. Изучить правовую природу дистрибьюторского соглашения.
4. Проанализировать соотношение дистрибьюторского договора с договорами, поименованными в действующем законодательстве РФ.
5. Обозначить предмет и существенные условия дистрибьюторского договора.
6. Выявить права и обязанности сторон дистрибьюторского соглашения.
7. Определить особенности ответственности сторон дистрибьюторского договора.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов, правоприменительной практики и специальной литературы.
Теоретическая основа исследования. При анализе дистрибьюторского договора использовались работы в сфере гражданского, предпринимательского, коммерческого и международного частного права. В частности, труды М.И. Брагинского, Н.Г. Вилковой, В.В. Витрянского, О.А. Городова, М.А. Егоровой, М.Ю. Челышева, О.С. Иоффе, А.Г. Карапетова, Б.И. Пугинского, В.В. Ровного, Ю.В.Романца, М.Н. Илюшиной, А.Я. Ахмедова, А.О. Долгачева, Т.В. Кашириной и других авторов.
Также были проанализированы диссертационные исследования В.Ю. Доронькиной, В.А. Масловой, К.Э. Улуговой и М.А. Партина.
Нормативная база исследования включает Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»), Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции (далее - ФЗ «О защите конкуренции), а также международные акты рекомендательного характера.
Исследование сущности и особенностей дистрибьюторского договора было проведено в соответствии с поставленными в работе целью и задачами, которые можно считать достигнутыми.
Было определено, что дистрибьюторское соглашение является самостоятельным договором, по которому одна сторона (поставщик) обязуется предоставлять закупаемые или производимые ею товары в собственность другой стороне (дистрибьютору), которая обязуется за свой счет и от своего имени осуществлять реализацию этих товаров на определенной территории через организованную системы сбыта с целью укрепления позиций поставщика на соответствующем рынке.
Суть договора состоит в том, что дистрибьютор приобретает товар поставщика со специальной скидкой и обязуется его реализовать по установленной поставщиком либо самим дистрибьютором цене на определенной территории через организованную систему сбыта. Стороны также согласуют гарантированный минимум продаж, который должен выполнить дистрибьютор, при существенном превышении которого договором может быть предусмотрена выплата премии дистрибьютору.
Как в доктрине, так и в судебной практике отсутствует единство в квалификации дистрибьюторского договора. Его определяют как смешанный договор, как непоименованный договор, как договор поставки, как агентский договор, как договор возмездного оказания услуг и др.
В результате анализа сущности дистрибьюторского соглашения был сделан вывод о том, что он представляет собой самостоятельный непоименованный договор, который включает в себя некоторые элементы поименованных в законодательстве договоров (например, договора поставки). Но в то же время обладает присущими только для него специфическими особенностями: предметом, существенными условиями, а также особой направленностью на сохранение деловой репутации поставщика, укрепление его позиций на соответствующем товарном рынке.
Предмет дистрибьюторского договора заключается в отношениях по передаче товаров дистрибьютору, с одной стороны, и организации дистрибьютором стабильной системы продвижения товара поставщика на рынок и поддержание и/или увеличение сбыта продукции, в другой стороны.
Также существенными условиями дистрибьюторского договора являются: территория, на которой дистрибьютор организует систему сбыта товара поставщика; гарантированный минимум количества товара, который дистрибьютор обязуется реализовать за определенный период времени; и вознаграждение дистрибьютора, выражающее в получении специальной скидки на приобретение товара по сравнению с другими партнерами поставщика, взаимодействующими вне рамок дистрибьюторского договора.
При этом при согласовании условий договора сторонам необходимо учитывать ограничения антимонопольного законодательства.
К основным обязанностям поставщика относятся обязанность: поставить дистрибьютору продукцию и сообщить необходимую информацию о ней, предоставить скидку по сравнению с другими партнерами, и, если речь идет об эксклюзивном дистрибьюторском договоре, не заключать аналогичных договоров с другими лицами на территории дистрибьютора.
Дистрибьютор в свою очередь обязуется принять товар поставщика, оплатить его, и осуществлять продажу по установленной самостоятельно или поставщиком цене с соблюдение гарантированного минимумам продаж.
Стороны могут согласовать и иные моменты в договоре, например, на ком лежит обязанность по гарантированному обслуживанию, осуществлению рекламной кампании и др.
Ответственность сторон дистрибьюторского соглашения при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств может выражаться в возмещении убытков, взыскании неустойки и процентов за незаконное пользование чужими денежными средства.
Специфика дистрибьюторского договора также обуславливает существование таких негативных последствий нарушения обязательств как меры оперативного воздействия, к которым относятся лишение статуса дистрибьютора, снижение предоставляемых бонусов, лишение премий.
В ходе исследования было выявлено большое количество пробелов в правовом регулировании дистрибьюторского договора, которые вызваны отсутствием законодательного закрепления данного соглашения. Поэтому принятие нормативного правового акта, регулирующего деятельность в сфере дистрибуции, позволило бы не только создать более благоприятные условия для дальнейшего развития дистрибьюторского соглашения, но значительно упростило бы взаимоотношения участников гражданского оборота.
На данный же момент, представляется, что отсутствие единого подхода к пониманию сущности дистрибьюторского договора станет причиной развития данного института в будущем.
Было определено, что дистрибьюторское соглашение является самостоятельным договором, по которому одна сторона (поставщик) обязуется предоставлять закупаемые или производимые ею товары в собственность другой стороне (дистрибьютору), которая обязуется за свой счет и от своего имени осуществлять реализацию этих товаров на определенной территории через организованную системы сбыта с целью укрепления позиций поставщика на соответствующем рынке.
Суть договора состоит в том, что дистрибьютор приобретает товар поставщика со специальной скидкой и обязуется его реализовать по установленной поставщиком либо самим дистрибьютором цене на определенной территории через организованную систему сбыта. Стороны также согласуют гарантированный минимум продаж, который должен выполнить дистрибьютор, при существенном превышении которого договором может быть предусмотрена выплата премии дистрибьютору.
Как в доктрине, так и в судебной практике отсутствует единство в квалификации дистрибьюторского договора. Его определяют как смешанный договор, как непоименованный договор, как договор поставки, как агентский договор, как договор возмездного оказания услуг и др.
В результате анализа сущности дистрибьюторского соглашения был сделан вывод о том, что он представляет собой самостоятельный непоименованный договор, который включает в себя некоторые элементы поименованных в законодательстве договоров (например, договора поставки). Но в то же время обладает присущими только для него специфическими особенностями: предметом, существенными условиями, а также особой направленностью на сохранение деловой репутации поставщика, укрепление его позиций на соответствующем товарном рынке.
Предмет дистрибьюторского договора заключается в отношениях по передаче товаров дистрибьютору, с одной стороны, и организации дистрибьютором стабильной системы продвижения товара поставщика на рынок и поддержание и/или увеличение сбыта продукции, в другой стороны.
Также существенными условиями дистрибьюторского договора являются: территория, на которой дистрибьютор организует систему сбыта товара поставщика; гарантированный минимум количества товара, который дистрибьютор обязуется реализовать за определенный период времени; и вознаграждение дистрибьютора, выражающее в получении специальной скидки на приобретение товара по сравнению с другими партнерами поставщика, взаимодействующими вне рамок дистрибьюторского договора.
При этом при согласовании условий договора сторонам необходимо учитывать ограничения антимонопольного законодательства.
К основным обязанностям поставщика относятся обязанность: поставить дистрибьютору продукцию и сообщить необходимую информацию о ней, предоставить скидку по сравнению с другими партнерами, и, если речь идет об эксклюзивном дистрибьюторском договоре, не заключать аналогичных договоров с другими лицами на территории дистрибьютора.
Дистрибьютор в свою очередь обязуется принять товар поставщика, оплатить его, и осуществлять продажу по установленной самостоятельно или поставщиком цене с соблюдение гарантированного минимумам продаж.
Стороны могут согласовать и иные моменты в договоре, например, на ком лежит обязанность по гарантированному обслуживанию, осуществлению рекламной кампании и др.
Ответственность сторон дистрибьюторского соглашения при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств может выражаться в возмещении убытков, взыскании неустойки и процентов за незаконное пользование чужими денежными средства.
Специфика дистрибьюторского договора также обуславливает существование таких негативных последствий нарушения обязательств как меры оперативного воздействия, к которым относятся лишение статуса дистрибьютора, снижение предоставляемых бонусов, лишение премий.
В ходе исследования было выявлено большое количество пробелов в правовом регулировании дистрибьюторского договора, которые вызваны отсутствием законодательного закрепления данного соглашения. Поэтому принятие нормативного правового акта, регулирующего деятельность в сфере дистрибуции, позволило бы не только создать более благоприятные условия для дальнейшего развития дистрибьюторского соглашения, но значительно упростило бы взаимоотношения участников гражданского оборота.
На данный же момент, представляется, что отсутствие единого подхода к пониманию сущности дистрибьюторского договора станет причиной развития данного института в будущем.
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - Принцип свободы договора и правовое обеспечение договорной дисциплины в условиях российского рынка
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Договор купли - продажи, заключенный дистанционным способом
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Теоретические и практические аспекты договора поставки (Московская Юридическая Академия)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2019 - Агентский договор (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА) В ПРАВОВОЙ
СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И США
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2025



