ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ 6
1.1 Общая характеристика автомобилей 6
1.2 Основное устройство автомобиля 12
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2 ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ
УСТРОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ 17
2.1 Задачи, общие характеристики и принципы организации внеклассных занятий
по технологии 17
2.2 Методические рекомендации по обучению школьников устройству
автомобиля на кружковых занятиях 26
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Новые задачи социально-экономического развития нашего общества заставляют по-новому подойти к определению места и роли традиционных форм и методов внеурочной технологичной самодеятельности школьников, проявляющих повышенный интерес к технологии. Поскольку именно в детстве развиваются интерес и способности детей, необходимо больше внимание уделять любознательным и стремящимся к творческому труду детям, помогать им в их самостоятельных исканиях, создавать для них на базе школьных мастерских и местных внешкольных учреждений необходимые условия.
Ведущая роль в выявлении и формировании устойчивых интересов учащихся к естествознанию, технике, техническому творчеству, сельскохозяйственному опытничеству принадлежит школе - учителям основ наук, учителям технологии.
Известно, что очень часто интерес, к какому - либо явлению, событию возникает на хорошо проведенном уроке, учебном занятии. Одним из признаков такого урока в школе бывает количество вопросов, которые задают учителю заинтересованные им ученики. Известно также, что на уроках в классе, школьных мастерских трудно полностью удовлетворить возникший у детей интерес к конкретному предмету, явлению, событию. Для углубления и развития возникшего на уроке интереса опытные, творчески работающие учителя организуют внеурочную работу с учащимися в разнообразных формах: кружки, клубы, общества, другие добровольные объединения по интересам.
Внеклассная работа охватывает совокупность целенаправленных занятий и мероприятий, проводимых в школе во внеурочные время. Внеклассная работа является органической составной частью сего учебно¬воспитательного процесса. Цель внеклассной работы по технологии - развитие самодеятельности, творчества, способностей и одаренности школьников в области науки и техники, технологий.
Внеклассная работа по технологии является важным воспитательным и учебным средством. Привлечение учащихся к разным видам внеклассных занятий по изучению техники, участие их в общественно полезном труде углубляют и расширяют знания учащихся, содействуют улучшению их политической, технологической подготовке.
Одной из важнейших отраслей промышленности является транспорт. Автомобильный транспорт занимает важное место в единой транспортной системе страны. Он перевозит более 80 % народнохозяйственных грузов, что обусловлено его высокой маневренностью, возможностью доставки грузов без дополнительных перегрузок в пути. Большая протяженность автомобильных дорог обеспечивает возможность их повсеместной эксплуатации. Высокая мобильность, способность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставит автомобильный транспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров. На его долю приходится почти половина пассажирооборота.
За последние годы в нашей стране, как и во всем мире, значительно возрос интерес к автомобильному транспорту, автомобилестроению, автосервису и, как показывает анализ многочисленных исследований, этот интерес возрос и у школьников.
Цель исследования: изучить возможности внеклассной работы по технологии для изучения устройства автомобиля.
Объект исследования: внеклассная работа по технологии.
Предмет исследования: методика обучения школьников устройству автомобиля на кружковых занятиях.
Задачи исследования:
1. Изучить основные сведения об устройстве автомобиля.
2. Провести анализ внеклассных занятий по технологии.
3. Разработать рекомендации по организации учебного процесса при изучении устройства автомобиля на кружковых занятиях.
4. Изготовить макет системы охлаждения двигателя легкового автомобиля.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; беседа с учителями технологии, конструирование.
Практическая ценность исследования состоит в разработке рекомендаций по изучению устройства автомобиля школьниками на внеклассных занятиях и изготовление модели системы охлаждения легкового автомобиля.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Изучение устройства автомобиля на кружковых занятиях играет большую роль в подготовке учащихся 9-11 классов к жизни, к труду, к сознательному выбору профессии. При выполнении практических работ на кружковых занятиях учащиеся овладевают практическими умениями, характерными для многих профессий. Так, например, выполняя частичную разборку и сборку агрегатов и механизмов автомобиля, учащиеся овладевают умениями, необходимыми слесарю-ремонтнику, слесарю механосборочных работ и ряду других смежных профессий.
В ходе нашего исследования мы выяснили что, внеклассная работа по технологии призвана развивать самодеятельность, творчество, способности, интересы и склонности учащихся в области народных ремесел и декоративно-прикладного творчества, кулинарии и быта, науки и техники.
Наиболее распространённой внеклассной формой являются кружки, которые характеризуются следующими особенностями: постоянством состава учащихся, определенностью профиля работы, длительностью и регулярностью занятий.
Во время проведения кружковых занятий по автомобилю используются следующие организационные формы: занятия в кабинете, в мастерских, экскурсии на машинные парки, в ремонтные мастерские и на другие производственные объекты.
Наиболее приемлемая структура урока по изучению устройства автомобиля - комбинированное занятие, которое имеет следующие основные элементы: организационная часть, повторение пройденного материала, первичное или сопутствующее закрепление нового материала, вводный инструктаж, чтение учащимися инструкционной карты и учебного пособия, выполнение учащимися практической работы, текущий инструктаж, заключительный инструктаж.
Большое внимание при изучении автомобиля должно уделяться практическим методам, так как большую часть времени кружковых занятий рекомендуется использовать на организацию самостоятельной деятельности учащихся.
В процессе практических работ учащиеся знакомятся с устройством и действием основных частей автомобиля, выполняют измерения, вычисления, разборку, сборку, регулировку и смазку агрегатов, механизмов и приборов трактора. В результате школьники закрепляют, углубляют и расширяют свои знания, учатся, применять их на практике, приобретают трудовые умения и навыки.
1. Аверичев, Ю. П. Применение дидактических принципов в труде и профессиональном обучении / К.П. Аверичев, В. А. Поляков // Школа и производство, 1994-№ З. - С. 7-13.
2. Беспалько, В.П. Методика обучения автоделу в средней школе / В.П. Беспалько. - М.: Просвещение, 1982. - 176 с.
3. Богачкин, А.И. Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей / А.И. Богачкин. — М. : Изд-во ДОСААФ, 1971. - 160 с.
4. Волков, В.С. Электрооборудование транспортных и транспортно-технологических машин / В.С. Волков. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.
5. Вишневецкий, Ю.Т. Электрооборудование автомобилей / Ю.Т. Вишневецкий. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков», 2007. - 352 с.
6. Котиков, В.М. Тракторы и автомобили / В.М. Котиков, А.В. Ерхов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 416 с.
7. Карпов, Г.В. Технические средства обучения / Г.В. Карпов, В.А. Романин. - М.: Просвещение, 1979. - 271 с., ил.
8. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие по спец. курсу / М.В. Кларин. - М.: Академия, 1994.- 222 с.
9. Коджаспирова, Г.М. Технические средств обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 352 с.
10. Кругликов Г.И. Основы технического творчества / Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко, М.Д. Цырлин. - М.:1996. -302 с.
11. Кругликов, Г.И. Теоретические основы методики преподавания технологии / Г.И. Кругликов. - Курск: 1998. - 214 с.
12. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высш.уч.заведений / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
13. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.И. Кругликов. -3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 480 с.
14. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
15. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учебное пособие. - М.: Академия, 2008. - 288с.
16. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.
17. Лында, А.С. Методика трудового обучения: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Общетехнические дисциплины и труд» / А.С. Лында. - М.: Просвещение, 1977. - 232 с.
18. Муравьев, Е.М. Практикум в учебных мастерских / Е.М. Муравьев, М.П. Молодцов. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
19. Муравьев Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. - Брянск: Издательство Брянского Государственного педагогического университета им. акад. И.Г.Петровского, НМЦ «Технология», 2000. - 235 с.
20. Муравьев, Е.М. Практикум в учебных мастерских / Е.М. Муравьев, М.П. Молодцов. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
21. Методика трудового обучения с практикумом: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Общетехнические дисциплины и труд» / Д.А Тхоржевский [и др.]. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.
22.Основы методики трудового и профессиональною обучении / Г.Л. Кальней [и др.]. - М.: Просвещение, 1987. - 191 с.
23. Перов, В.А. Лабораторно- практические работы по техническому труду / В.А. Перов. - М.: Просвещение, 1983. - 236 с.
24. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество Росси, 1998. - 640 с.
25. Пузанков, А.Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств: учебник для студ. учр. сред. проф. образования / А.Г. Пузанков. - 5-е изд., перераб. - М.: Академия, 2008. - 560 с.
26. Технология 6 - 7 классов / Под редакцией В.Д. Симоненко. - М.: Издательский центр « Вантана-граф», 1997. — 306 с.
27. Рожнев, Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских / Я.А. Рожнев. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
28. Рубина, Г. В. Применение ЭВМ в графической подготовке студентов: Учеб. пособие для студентоз пед. институтов / Г. В. Рубина, В.Д. Симоненко Брянск, 1992. — 86 с.
29. Резник, А.М. Электрооборудование автомобилей / А.М. Резник, В.П. Орлов. - М.: Транспорт, 1981. - 256 с.
30. Сабодахо, С.В. Методика производственного обучения водителя автомобиля / С.В. Сабодахо. - М.: Высшая школа, 1972. - 240 с.
31. Семенихин, В.П. Изготовление инструментов в школьных мастерских / В.П. Семенихин. - М.: Просвещение, 1997. - 307 с.
32. Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры / В.Д. Симоненко. - Брянск: БГПУ, 1998. - 268 с.
33. Симоненко, В.Д. Методика обучения технологии / В.Д. Симоненко. - Изд-во Ишимского гос-го пед-ого инст-та. НМЦ «Технология» Брянск-Ишим, 1998. - 296 с.
34. Симоненко, В.Д. Технологическое образование школьников / В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш. - Брянск: Издательство БГПУ, 1999. - 230 с.
35. Сова, А.Я. Межшкольные учебно-производственные мастерские / А.Я. Сова, Г.В. Гусева. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
36. Скакун, В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах) / В.А. Скакун. - 2-е изд., стер. - М.:Издательский центр «Академия», 2006. - 128 с.
37. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов
высш.учеб.заведений /В.А. Сластенин. - М.: «Академия», 2007. - 576 с.
38. Туревский, И.С. Электрооборудование автомобилей / И.С. Туревский, В.Б. Соколов, Ю.Н. Калинин. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.
39. Яковлев, В.Ф. Самоучитель водителя транспортного средства категории «А» и «В» / В.Ф. Яковлев. - М.: Третий Рим, 2008. - 320 с.