ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления затратами 7
1.1 Особенности управления затратами в транспортной компании 7
1.2 Способы снижения себестоимости грузоперевозок на автотранспортных
предприятиях 11
1.3 Анализ ситуации на рынке грузоперевозок 17
2 Анализ системы управления затратами в транспортной компании 23
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «ПРЕМИУМ сервис» 23
2.2 Анализ себестоимости грузовых перевозок 35
2.3 Анализ финансовой структуры баланса 40
2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия 46
2.5 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 51
2.6 Анализ эффективности использования капитала. Оценка деловой
активности предприятия 57
2.7 Анализ показателей рентабельности предприятия 61
3 Разработка и обоснование мероприятий по управлению затратами на ООО
«ПРЕМИУМ сервис» 63
3.1 Обучение профессиональному вождению водительского персонала ООО
«ПРЕМИУМ сервис» 63
3.2 Оснащение части автопарка ООО «ПРЕМИУМ сервис» газобаллонным
оборудованием 66
3.3 Расчет экономической эффективности от установки газобаллонного
оборудования 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ А- Организационная структура ООО «ПРЕМИУМ сервис»84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Бухгалтерский баланс за 2014-2016 гг 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Отчет о прибылях и убытках за 2014-2016 гг 87
Затраты являются основополагающим фактором получения прибыли любого коммерческого предприятия. Вот почему управление затратами имеет такое немаловажное значение
Транспорт, является самостоятельной отраслью материального производства, прежде всего отрасль инфраструктуры и имеет ряд особенностей:
- продукция транспорта не имеет вещественной формы, а выступает в виде услуг и неотделима от процесса ее производства и потребления, ее нельзя накопить или хранить;
- эффект от его функционирования и развития возникает за пределами самой отрасли, у пользователей.
В связи с этим снижение транспортных издержек - это один из важных резервов повышения эффективности всего общественного производства.
Снижение затрат, связанных с работой автомобильного транспорта, является важной задачей, тем более, что при этом не только повышается прибыльность автотранспортных предприятий, но и снижается себестоимость продукции (работ, услуг) у предприятий-потребителей транспортных услуг.
Повышение эффективности производства определяется не только ростом доходов, но и уровнем затрат. И если рост доходов от перевозок можно считать для автотранспортного предприятия относительно неуправляемым фактором, так как он зависит от результатов работы в других отраслях производства и платежеспособности потребителей, то в направлении снижения затрат имеются резервы. Однако многие автотранспортные предприятия основные свои надежды связывают с внешней средой и ее стабильностью и не стремятся к поиску внутренних резервов как более надежных.
Учитывая опыт западной экономической науки и практики, активно использующей именно внутренние резервы, в настоящее время снижение затрат является той сферой деятельности, на которую грузовые автотранспортные предприятия должны прежде всего обратить внимание и направить усилия.
В настоящее время решающее экономическое развитие страны сопровождается увеличением спроса на транспортные услуги. При этом автомобильному транспорту здесь принадлежит решающая роль, этому способствует известные преимущества автомобильных перевозок перед другими видами транспорта: доставка от двери до двери, возможность организации работы «с колес», скорость перевозки, мобильность, прочее
Именно эти основные качества позволяют рассматривать автотранспорт как наиболее рыночно ориентированный среди других альтернативных видов перевозок. Ему нет замены при доставке дорогостоящих грузов на большие и средние расстояния и оперативном транспортном обслуживании практически всех отраслей экономики. Каждый день автомобильным транспортом перевозится более 17 млн. грузов. На долю перевозчиков приходится около 70% общего объема грузов, перевезенных всеми видами транспорта страны.
В то же время грузовой автотранспорт России используется крайне неэффективно. Его средняя производительность, по экспертным оценкам, в 4 раза ниже по сравнению с аналогами в развитых зарубежных странах.
Недостаточно развиты логистические системы, слабо осуществляется координация работ при осуществлении перевозок.
Предприятия, на балансе которых находится большое количество подвижного состава несут большие затраты по его содержанию. В условиях острой конкуренции предприятия должны искать пути оптимизации расходов по содержанию своего автопарка. Именно поэтому вопрос снижения затрат на топливо в сфере грузовых перевозок как никогда актуален, это вопрос размера полученной прибыли для предприятия, ведь треть его затрат приходится на покупку топлива.
Компания ООО «ПРЕМИУМ сервис» занимается грузовыми перевозками, в первую очередь автотранспортными. Отсюда, большое количество подвижного состава на балансе предприятия, вследствие чего предприятие имеет большие затраты на его содержание.
Целью данной выпускной квалификационной работы является управление затратами транспортной организации, выявление резервов снижения себестоимости услуг и разработка мероприятий по повышению эффективности предприятия.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
— изучить теоретические основы управления затратами транспортных компаний;
— раскрыть способы снижения себестоимости услуг на автотранспортных предприятиях;
— выявить общую ситуацию на предприятии, подвергнуть анализу финансовые результаты его деятельности;
— рассмотреть применение газобаллонного оборудования на подвижной состав организации;
— оценить эффективность от внедрения данного мероприятия. Объектом исследования ВКР является ООО «ПРЕМИУМ сервис».
Предметом исследования - управление затратами транспортного предприятия и мероприятия направленные на снижение себестоимости услуг.
Материалами для исследования явились документы первичного бухгалтерского учета и периодической отчетности ООО «ПРЕМИУМ сервис», Устав, должностные инструкции и результаты наблюдений за организацией деятельности на предприятии, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Татарстан, научная и учебная литература, открытая информация в системе Internet, прочая информация.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы на тему «Резервы снижения себестоимости услуг на ООО «ПРЕМИУМ сервис» была рассмотрена возможность повышения эффективности деятельности предприятия путем сокращения затрат на топливо.
В первой главе была проанализирована ситуация на рынке грузоперевозок в РФ, РТ и городе Набережные Челны. Также было дано определение понятия себестоимости услуг, рассмотрены теоретические основы по их сокращению, и приведены способы снижения себестоимости услуг по грузовым перевозкам на транспортных предприятиях.
Целью второй главы ВКР является описание объекта исследования, его миссии, краткосрочные и долгосрочные цели, стратегия достижения конкурентных преимуществ, основные виды деятельности, организационная структура, технико-экономические показатели, а также законодательные и нормативные акты, регулирующие его деятельность. Был выполнен мониторинг хозяйственной деятельности ООО «ПРЕМИУМ сервис» и ее финансовых результатов за последние 3 года. Основой данной работы стала бухгалтерская отчетность предприятия за 2014-2016 года. Проведенный анализ деятельности предприятия показал, что ООО «ПРЕМИУМ сервис» является успешно функционирующей компанией, однако существует ряд проблем, в частности:
— баланс предприятия не является абсолютно ликвидным;
— средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, а это значит, что его финансовое положение является неустойчивым;
— расходы на топливо в структуре себестоимости услуг составляют более 1/3 всей структуры затрат.
На основании выявленных недостатков были предложены практические рекомендации, направленные на снижение расходов и повышение финансовых результатов деятельности ООО «ПРЕМИУМ сервис», которым посвящена третья глава выпускной квалификационной работы.
Результатом для любого предприятия, т.е. его целевым показателем является прибыль, полученная в ходе коммерческо-хозяйственной деятельности. Существование предприятия, не генерирующего прибыль - бессмысленно. Стало быть, генерирование большего объема прибыли на меньших ресурсах означает генерирование прибыли эффективно. Таким образом, в третьей части была рассмотрена возможность увеличения экономической эффективности работы предприятия за счет обучения водительского персонала профессиональному вождению и установки газобаллонного оборудования на подвижной состав ООО «ПРЕМИУМ сервис». Реализация вышеописанных мероприятий позволит почти в 2 раза сократить расходы на топливо, а вложенные инвестиции окупятся уже через 1,16 месяца. В результате высвобождается определённая сумма, которая составит прибыль предприятия.
Следовательно, капиталовложения являются эффективными и внедрение данных мероприятий экономически оправдано.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 2009;
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 04.11.2014г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 2002;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015г.) // Собр. законодательства Российской Федерации.1994; статьи 632-649,784-806,1079-1083;
4. О транспортно- экспедиционной деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ;
5. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. N 14-ФЗ (ред. от 05 мая 2014г.);
6. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов: заключена в Женеве от 19 мая 1956 г., вступила в силу для СССР 01 декабря 1983 г ;
7. Устав автомобильного транспорта РСФСР: утвержденный постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. N 12 (в новой редакции ФЗ-259 от 08 ноября 2007 г.);
8. Общие правила перевозок грузов автомобильным
транспортом: утвержденные Минавтотрансом РСФСР от 30 июля 1971 г.;
9. Правила перевозки опасных грузов автомобильным
транспортом: зарегистрированные в Минюсте РФ 18 декабря 1995 г. N997;
10. Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации: зарегистрированная в Минюсте РФ 8 августа 1996 г. N 1146;
11. Государственная программа Республики Татарстан "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013 - 2023 годы": утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 апреля 2013 N 283;
12. Туревский И.С. Экономика отрасли. Автомобильный транспорт. Учебник. - Издательство «Инфра-М», 2014. - 288 с.;
13. Когденко, В. Г. Экономический анализ: учебник / В. Г. Когденко.
- М.: Юнити-Дана, 2013. - 399 с.;
14. Чуев, И. Н., Чуев, Л. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / И. Н. Чуев, Л. Н. Чуев. - М.: Дашков и К, 2013. - 384 с.;
15. Тюленева, Н. А. Современная методика анализа ликвидности бухгалтерского баланса / Н. А. Тюленева // Проблемы учета и финансов. - 2013. - 61-65 с. ;
16. Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 292 с.;
17. ДЗОГА С.В. Пути снижения себестоимости продукции в современных условиях деятельности организации // Инновационная наука №3 2015.- с 22-23;
18. Доли различных видов транспорта в грузообороте в 2017 году [Электронный ресурс]. URL:https://f-husainov.livejoumal.com/546363.html(дата обращения: 02.05.2018);
19. Обзор рынка грузоперевозок-2015: статистика и тенденции.
[Электронный ресурс]. URL: http://proved-
np.org/services/novosti/novosti_ved/obzor_rynka_gruzoperevozok_-_2015_statistika_i_tendencii/ (дата обращения: 02.05.2018);
20. Грузооборот российского транспорта. Официальный сайт
информационно-ананлитического агентства Sea News/ URL:
http://seanews.ru/2018 D1%82%D0%B0-6/.(дата обращения 02.05.2018 г.);
21. «Платон»: итоги работы за 2017 год. URL:
http://perevozka24.ru/pages/platon-itogi-raboty-za-2017-god.(дата обращения 02.05.2018 г.);
22. Транспорт и связь. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан URL:
http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/statistics/enterprises/transport/.(дата обращения 02.05.2018 г.)
23. Себестоимость. [Электронный ресурс]. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C(дата обращения 28.04.2018);
24. Способы уменьшения издержек автотранспортных предприятий. [Электронный ресурс]. URL: http://www.map.asmap.ru/6(106)_12/mo1.htm(дата обращения 25.04.2018);
25. Ресурсосбережение на автотранспортных предприятиях. [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru/5_84261_organizatsiya-skladskogo-hozyaystva.html (дата обращения 25.04.2016);
26. Пути снижения себестоимости автомобильных перевозок.
[Электронный ресурс]. URL: http://science.kuzstu.ru/wp-
content/Events/Conference/RM/2015/RM15/pages/Articles/IITMA/7/2.pdf (дата обращения 05.05.2018);
27. Повышение квалификации водителей. [Электронный ресурс].
URL: http://xn--e1aitg.xn--p1ai/article/ekonomika/povyshenie_kvalifikacii_
voditelej? page=2 (дата обращения 06.05.2018);
28. Установка газодизельного оборудования на грузовые автомобили. [Электронный ресурс]. URL: http://bluepower74.ru/ustanovka-gazodizelnogo-oborudovaniya-na-gruzovye-avtomobili.html (дата обращения 06.05.2018);
29. Грузовики и автобусы на метане. [Электронный ресурс]. URL: http://elitegas.ru/cng-trucks-buses/(дата обращения 06.05.2018);
30. Тягачи IVECO Stralis Natural Power с газовыми двигателями стандарта Евро-6 - чемпионы по экономичности и экологичности в Европе. [Электронный ресурс]. URL: http://avtoinetolko.ru/2014/05/tyagachi-iveco- stralis-natural-power-s-gazovymi-dvigatelyami-standarta-evro-6-chempiony-po- ekonomichnoi-i-ekologichnosti-v-evrope/(дата обращения 06.05.2018);
31. Преимущества и особенности установки газового оборудования. [Электронный ресурс]. URL: http://gfi.center/2015/09/08/preimushhestva-i-osobennosti-ustanovki-gazovogo-oborudovaniya/ (дата обращения 06.05.2018);
32. Методические указания по
квалификационной работы (бакалаврской
обучающихся по направлению подготовки
Составители Жарина Н.А., Пуряев А.С., Садриев Р.Д. - Набережные Челны:
НЧИ КФУ, 2015. 92 с.