ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И АРТПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.1 Сущность и содержание коррекционной работы 7
1.2 Теоретические основы артпедагогики 14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 27
2.1 Технология выполнения нетрадиционных техник рисования 28
2.2 Методические рекомендации для преподавателей по коррекционно-развивающему обучению детей с особыми образовательными потребностями нетрадиционным техникам рисования 34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 39
ГЛАВА 3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СТЕНДА 40
1.1 Разработка художественной концепции объекта 40
1.2 Технологическая последовательность изготовления объекта проектирования 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Во все времена искусство было важнейшим средством приобщения детей к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, эмоциональное переживание и личное участие в творческом процессе. Поэтому на сегодняшний день не случаен бурный интерес к такому направлению в системе развития и воспитания школьников через искусство и художественно-творческую деятельность (изобразительную, музыкальную, театрально-игровую) как артпедагогика. Актуальность изучения и исследования артпедагогики определяется тем, что она тесно связана с активно развивающейся в нашей стране психотерапией. В последнее время активно осваиваются её новые методы, формы, технологии и модели.
Артпедагогика - это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность.
Артпедагогика - это самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. Артпедагогика имеет с общей педагогикой единые конечные цели - помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир, то есть помочь развивающейся личности в ее социализации и самореализации. Особенностью артпедагогики является то, что она оперирует средствами искусства и творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом. Она не подменяет собой художественное образование и воспитание, а дополняет их и придаёт процессу развития, обучения и воспитания новую специфическую направленность.
Задачи и функции артпедагогики значительно отличаются от существующих программ художественного воспитания тем, что целью является не обучение ребёнка рисованию, а развитие способности к самовыражению, самопознанию, к приобретению коммуникативных навыков.
Артпедагогика помогает развивать у детей воображение, внимание, творческое мышление, умение свободно выражать свои чувства и настроения, работать в коллективе.
В артпедагогике цели воспитания и развития преобладают над дидактическими целями. Взаимодействие педагога и учащегося в процессе творческой деятельности значительно усиливает эффективность эмоционально-личностного развития школьника, способствует процессу самопознания, самосовершенствования, самораскрытия, саморазвития и самореализации.
В процессе выполнения артпедагогических упражнений важным моментом является то, что учитель постоянно сопровождает движения детей позитивными образами, направленными на формирование у детей определённого настроя на восприятие темы урока, на выполнение творческого задания и т.д. Эти положительные образы могут возникать либо как импровизации в ходе выполнения упражнений, либо быть заранее подготовленными преподавателем, но они должны носить характер рамок, в которых детям предоставляется возможность свободно фантазировать и наполнять их содержанием. Целью и результатом может являться художественный образ, сформированный ребёнком к моменту выполнения творческого задания, который он перенесёт на творческую работу.
Цель исследования: Разработка методики использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающем обучении и развитии детей и подростков с особыми образовательными потребностями.
Объект исследования: коррекционно-развивающее обучение и развитие детей и подростков с особыми образовательными потребностями
Предмет исследования: артпедагогические технологии
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по исследуемой теме.
2. Изучить методику разработки занятий с использованием арт- педагогических технологий.
3. Проанализировать специфику занятий с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями.
4. Разработать информационный стенд для детского и молодежного объединения «Планета добра».
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме, метод наблюдения, беседа, метод сравнения.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке методических рекомендаций для преподавателей по коррекционно-развивающему обучению детей с особыми образовательными потребностями нетрадиционным техникам рисования, а также в изготовлении информационного стенда для интерьера образовательного учреждения для детей и подростков с особыми образовательными потребностями.
Результаты исследования будут опубликованы в электронном научном журнале «Академическая публицистика» тема материала «Использование нетрадиционных техник рисования в процессе коррекционно-развивающего обучения детей»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе «Теоретические аспекты коррекционно-развивающего обучения и артпедагогических технологий» мы изучили понятия и виды коррекционного обучения, и артпедагогических технологий. Выяснили, что цель коррекционной работы - психолого-педагогическая коррекция отклонений в психофизическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, психическом, волевом, поведенческом, двигательном) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка. Следствием коррекционных занятий становится повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития, индивидуальная работа над формированием умений и навыков, коррекция отклонений в речи и познавательной сфере, подготовка к восприятию нового учебного материала. также изучили понятие артпедагогика и её виды. В пространстве нормального детства способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Ключевым компонентом коррекционно-развивающей воспитательной системы является учитель - человек, который часто проводит с детьми больше времени, чем родители. Каждый учитель и особенно тот, кто работает с детьми риска, должен обладать целостным психолого¬педагогическим мышлением.
Таким образом, коррекционная деятельность - составная часть единого педагогического процесса. Она обладает определенной сферой своего воздействия, имеет определенную структуру и направления воздействия.
А также мы изучили понятие артпедагогики, его сущность и виды, познакомились с понятием арттерапии. Из всего разнообразия артпедагогических техник мы рассмотрели несколько. Это изотерапия, нетрадиционные техники рисования, бумагопластика, коллаж и пластилинография. Для дальнейшего исследования было решено остановиться на нетрадиционных техниках рисования, потому что данный раздел имеет за собой несколько очень интересных и действенных техник в коррекционном обучении.
Во второй главе «Разработка методики использования нетрадиционных техник рисования в процессе коррекционно-развивающего обучения детей» мы подробней рассмотрели технологии нетрадиционного рисования, а именно монотипию, рисование мыльными пузырями, рисование нитками, граттаж, коллаж, кляксографию. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. Таким образом, рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям создать выразительные образы в рисунках, ощутить незабываемые положительные эмоции, выразить свои чувства на бумаге, учиться преодолевать страх перед рисованием.
В третьей главе «Проектирование информационного стенда» мы разработали художественную концепцию стенда. Арт-объект состоит из тридцати трех деталей составляющих пейзажную композицию.
1. Арт-терапия в учреждениях образования. Монотипия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mognovse.ru/pdj-art-terapiya-v-uchrejdeniyah- obrazovaniya.html
2. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. - 248 с.
3. Артпедагогика как инновационное направление, ее отличие от арт- терапии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/artpedagogika-ee-otlichie-ot-art-terapii-828935.html
4. Афанасьев, В.В. Социально-педагогические технологии: Учебное пособие / В.В. Афанасьев. - Рязань: Литера М, 2010. - 196 с.
5. Влияние фантастики на детскую психику [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://deto4ka.com/1008-vliyanie-fantastiki-na-detskuyu-
psixiku.html
6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2010. - 239 с.
7. Горшунова, Н.К. Медицинская и трудовая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Н.К. Горшунова. - Курск: Изд-во Курского гос. мед. ун-та 2006. - 100 с.
8. Граттаж — это просто и интересно! [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://pustunchik.ua/treasure/draw/grattazh-maliunky-svoimy-rukamy
9. Давыдова, Г.Н. Пластилинография для малышей / Г.Н. Давыдова. - М.: Скрипторий, 2008. - 48 с.
10. Дьяченко, О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М. Дьяченко. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. -197 с.
11. Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества / М.В. Ермолаева. - М.: Флинта, 2005. - 304 с.
12. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М. Сокольникова. - 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 368 с.
13. Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами / А. Ильина // Дошкольное воспитание, 2004. - № 2.
14. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. Неретиной Т.Г. 2-е изд., стереотипное. М.: Флинта, 2011. - 186 с.
15. Использование кляксотерапии в работе педагога-психолога. «Живые кляксы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-kljaksoterari-v-rabote-pedagoga- psihologa-zhivye-kljaksy.html
16. Казакова, Т. Г. Сказочный образ в изобразительном искусстве, или «Оживи сказку» / Т.Г. Казакова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2.
17. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.В. Квач. - М.: Владос, 2001. - 160 с.
18. Киселёва, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселёва. - СПб.: 2007. - 334 с.
19. Киселёва, Т.Ю. Арт-терапия как психолого-педагогическая технология [Электронный ресурс] / Т.Ю. Киселёва, Беловодова С.П. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/art-terapiya-kak-psihologo-pedagogicheskaya-tehnologiya.
20. Комишко, С.В. Мир под рукой: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников / С.В. Комишко //Логопед. - 2007. -№ 1.
21. Концепция Д. Б. Эльконина. Период детства. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.ronl.ru/diplomnyye-raboty/psihologiya-
pedagogika/194243/.
22. Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-teme-ispolzovanie-netradicionyh-tehnik-risovanija-v-korekciono-razvivayuschei-rabote-s-detmi.html.
23. Лебедева, Л.Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. - 2000. - № 10. - С. 21.
24. Лебедева, Л.Д. Арт-терапевтические занятия в начальной школе // Школьные технологии. - 2000. - № 6. - С. 200-205.
25. Мазанова, Т.В. Музыкотерапия как инновационная технология социальной работы с детьми-инвалидами [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/14877.pdf.
26. Мастер-класс «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения с использованием арт-терапии» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-korekcionaja-rabota-s-detmi-s- narusheniem-zrenija-s-ispolzovaniem-art-terapi.html
27. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Сокольникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с.
28. Муромцева, О.В. Использование артпедагогики в учебном процессе школы // Научный электронный архив. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/6408.
29. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
30. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс / Т.Г. Неретина. - 2 изд. - М.: ФЛИНТА; МПСИ, 2010. - 376 с.
31. Пластилинография как средство коррекции познавательных процессов
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.maam.ru/detskijsad/plastilinografija-kak-sredstvo-korekci- poznavatelnyh-procesov.html.
32. Рисование мыльными пузырями [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://womanadvice.ru/risovanie-mylnymi-puzyryami.
33. Рыжова, Н.В. Развитие изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Рыжова //Логопед. - 2006. - №6.
34. Самойлова, В.Г. Арт-терапия как одна из инновационных педагогических технологий коррекции эмоциональной сферы младших школьников / В.Г. Самойлова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2004. - 155 с.
35. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
36. Тимофеева, Т.А. Интегрированные занятия в ДОУ компенсирующего вида / Т.А. Тимофеева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. -2005. - №3.
37. Усенко, Н.В. Консультация "Использование артпедагогических технологий в коррекционно-развивающем обучении и воспитании" [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://infourok.ru/konsultaciya-ispolzovanie-artpedagogicheskih-tehnologiy-v-korrekcionnorazvivayuschem-obuchenii-i-vospitanii-1447019.html.
38. Шмакова, Н.Н. Комплексные занятия по развитию речи и изобразительной деятельности для дошкольников с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи / Н.Н. Шмакова, О.А. Краснова // Логопед. - 2006. - №5.
39. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
40. Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г. Якобсон. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
41. Ярская-Смирнова, Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. СПб.: Изд-во «Питер», 2004. - 316 с.