ФИНАНСОВАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
|
Введение 3
Глава 1. Понятие несостоятельности (банкротства) физического лица 7
§ 1. Процедуры рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) физических лиц 7
§ 2. Юридические последствия признания гражданина банкротом 29
§ 3. Институт потребительского банкротства за рубежом 34
Глава 2. Проблемы теории и практики признания физического лица банкротом 46
§ 1. Финансовая составляющая процедуры банкротства физического лица .. 46
§ 2. Оспаривание сделок 60
§ 3. Преднамеренное и фиктивное банкротство. Ответственность 68
Заключение 80
Список использованных источников
Глава 1. Понятие несостоятельности (банкротства) физического лица 7
§ 1. Процедуры рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) физических лиц 7
§ 2. Юридические последствия признания гражданина банкротом 29
§ 3. Институт потребительского банкротства за рубежом 34
Глава 2. Проблемы теории и практики признания физического лица банкротом 46
§ 1. Финансовая составляющая процедуры банкротства физического лица .. 46
§ 2. Оспаривание сделок 60
§ 3. Преднамеренное и фиктивное банкротство. Ответственность 68
Заключение 80
Список использованных источников
Институт финансовой несостоятельности (банкротства) физического лица обуславливается социальной значимостью механизмов освобождения граждан от обязательств как способа обеспечения конституционных прав на достойную жизнь, охрану достоинства личности (ч. 1 ст. 7 и ст. 21 Конституции РФ).
В течение последних десятилетий в мире наблюдается значительное увеличение объемов потребительского кредитования (в т.ч. распространение кредитных карт). Однако это явление влечет за собой и социальные последствия в виде роста задолженности физических лиц и, соответственно, увеличение уровня риска неплатежеспособности должников из-за потери работы, болезни, развода и т.п., особенно в период финансовых кризисов. Вследствие этого в мире в последнее время уделяется большое внимание вопросам банкротства физических лиц или потребительского банкротства.
Общеизвестно, что в экономически развитых странах люди не боятся жить «взаймы», « в долг» в силу того, что там развиты и успешно работают институты потребительского кредитования и банкротства. Данные цивилизованные процедуры понятны как бизнесу, так и гражданам и не вызывают у людей чувства ужаса и страха. В связи с этим одним из главных предназначений всей системы механизма банкротства граждан является оказание помощи гражданину-должнику: так называемая концепция нового старта для граждан, попавших в тяжелую финансовую ситуацию.
Актуальность выбранной темы «Финансовая несостоятельность (банкротство) физических лиц» обусловлена, в первую очередь, тем, что институт банкротства предусмотрен законодательством всех развивающихся государств, а в Российской Федерации процедура банкротства физического лица введена лишь с 1 октября 2015 года. Закон сравнительно новый, но уже за период его существования в нашей стране было подано большое количество заявлений о банкротстве физических лиц.
Начиная с четвертого квартала 2016 года суды ежемесячно принимают вдвое больше решений о банкротстве граждан, чем о банкротстве компаний. В период с 2015 по конец третьего квартала 2017 года банкротами стали 43 тыс. граждан и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. 41 тыс. - через процедуру потребительского банкротства, введенную 1 октября 2015 года. Для сравнения, в этот же период несостоятельными были признаны 35 тыс. компаний .
После объяснимого всплеска интереса к процедуре в первый год, темпы роста числа граждан, официально признанных несостоятельными, стабилизировались. Суды признали банкротами 21 тыс. человек в январе- сентябре 2017 года, что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года , но при этом средний ежеквартальный прирост таких решений в 2017 году составил всего 3%.
Основные причины стабилизации числа банкротств - фактическая дороговизна, сложность, неопределенность судебной практики по вопросу освобождения от долгов. Эти факторы закрывают дорогу в банкротство для основной группы должников - людей с небольшим уровнем дохода - обычных потребителей банковских услуг. Однако за время работы закона уже выработалась определенная судебная практика, которая показала недостатки закона. В связи с этим законодателем были приняты поправки по некоторым вопросам, а также на стадии разработки находятся некоторые законопроекты, которые и будут рассмотрены в нашей работе.
Объектом исследования данной дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в связи и по поводу обращения заинтересованных лиц к процедуре несостоятельности (банкротства) физического лица.
Предметом исследования является правовые нормы современного российского законодательства, регулирующие вопросы банкротства физических лиц, которые содержатся, прежде всего, в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», а также в Гражданском, Семейном, Гражданском процессуальном кодексах РФ и формулируют порядок проведения процедуры банкротства физического лица, а также устанавливают порядок реализации прав и обязанностей граждан, которые в силу сложившейся сложной экономической ситуации не способны удовлетворять требования кредиторов.
Целью данной дипломной работы является комплексный анализ института несостоятельности (банкротства) физического лица в Российском законодательстве.
На основании данной цели следует выделить следующие задачи:
- изучить современное российское законодательство, регулирующее вопросы, связанные с банкротством физических лиц;
- изучить и провести анализ судебной практики по конкретным делам, а также изучить обобщения судебной практики Верховного Суда РФ;
- изучить зарубежную практику применения норм о банкротстве физических лиц;
- представить ключевые характеристики банкротства физических лиц в РФ;
- выявить специфические особенности процедуры банкротства физического лица, а также последствия данной процедуры.
Степень научной разработанности. Анализ правового регулирования института банкротства физических лиц, выявление его достоинств и недостатков (пробелов правового регулирования) стал предметом обсуждения широкого круга исследователей, но серьезных научных трудов по данному вопросу пока нет. Однако отдельные правовые проблемы применения процедуры банкротства физических лиц и пути их решения нашли отражение в научных работах Попондуполо В.Ф., Слепченко Е.В., Голубцова В.Г., Терещенко Т.А., Карелиной С.А., Фролова И.В. и ряда других правоведов. При этом научные исследования особенностей правового регулирования банкротства физических лиц продолжаются, так как не все проблемные вопросы в данной сфере решены.
Нормативно-правовой основой являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты. Что касается судебной практики, то она представлена в виде разъяснений и обзоров Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Методологическую основу дипломной работы составляет диалектический метод познания, позволяющий отразить взаимосвязь теории и практики. В работе применяются общенаучные методы исследования: анализ, обобщение, систематизация, сравнительный и логический методы. Также используются специально-юридические методы познания правовой действительности: историко-правовой, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и анализ правовых актов.
Научная и практическая значимость исследования. Отдельные положения и выводы, сформулированные и обоснованные в данной дипломной работе, могут найти применение в дальнейших научных разработках в вопросах банкротства физических лиц.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, разделенные на три параграфа каждая, заключение и списка использованных источников.
В течение последних десятилетий в мире наблюдается значительное увеличение объемов потребительского кредитования (в т.ч. распространение кредитных карт). Однако это явление влечет за собой и социальные последствия в виде роста задолженности физических лиц и, соответственно, увеличение уровня риска неплатежеспособности должников из-за потери работы, болезни, развода и т.п., особенно в период финансовых кризисов. Вследствие этого в мире в последнее время уделяется большое внимание вопросам банкротства физических лиц или потребительского банкротства.
Общеизвестно, что в экономически развитых странах люди не боятся жить «взаймы», « в долг» в силу того, что там развиты и успешно работают институты потребительского кредитования и банкротства. Данные цивилизованные процедуры понятны как бизнесу, так и гражданам и не вызывают у людей чувства ужаса и страха. В связи с этим одним из главных предназначений всей системы механизма банкротства граждан является оказание помощи гражданину-должнику: так называемая концепция нового старта для граждан, попавших в тяжелую финансовую ситуацию.
Актуальность выбранной темы «Финансовая несостоятельность (банкротство) физических лиц» обусловлена, в первую очередь, тем, что институт банкротства предусмотрен законодательством всех развивающихся государств, а в Российской Федерации процедура банкротства физического лица введена лишь с 1 октября 2015 года. Закон сравнительно новый, но уже за период его существования в нашей стране было подано большое количество заявлений о банкротстве физических лиц.
Начиная с четвертого квартала 2016 года суды ежемесячно принимают вдвое больше решений о банкротстве граждан, чем о банкротстве компаний. В период с 2015 по конец третьего квартала 2017 года банкротами стали 43 тыс. граждан и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. 41 тыс. - через процедуру потребительского банкротства, введенную 1 октября 2015 года. Для сравнения, в этот же период несостоятельными были признаны 35 тыс. компаний .
После объяснимого всплеска интереса к процедуре в первый год, темпы роста числа граждан, официально признанных несостоятельными, стабилизировались. Суды признали банкротами 21 тыс. человек в январе- сентябре 2017 года, что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года , но при этом средний ежеквартальный прирост таких решений в 2017 году составил всего 3%.
Основные причины стабилизации числа банкротств - фактическая дороговизна, сложность, неопределенность судебной практики по вопросу освобождения от долгов. Эти факторы закрывают дорогу в банкротство для основной группы должников - людей с небольшим уровнем дохода - обычных потребителей банковских услуг. Однако за время работы закона уже выработалась определенная судебная практика, которая показала недостатки закона. В связи с этим законодателем были приняты поправки по некоторым вопросам, а также на стадии разработки находятся некоторые законопроекты, которые и будут рассмотрены в нашей работе.
Объектом исследования данной дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в связи и по поводу обращения заинтересованных лиц к процедуре несостоятельности (банкротства) физического лица.
Предметом исследования является правовые нормы современного российского законодательства, регулирующие вопросы банкротства физических лиц, которые содержатся, прежде всего, в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», а также в Гражданском, Семейном, Гражданском процессуальном кодексах РФ и формулируют порядок проведения процедуры банкротства физического лица, а также устанавливают порядок реализации прав и обязанностей граждан, которые в силу сложившейся сложной экономической ситуации не способны удовлетворять требования кредиторов.
Целью данной дипломной работы является комплексный анализ института несостоятельности (банкротства) физического лица в Российском законодательстве.
На основании данной цели следует выделить следующие задачи:
- изучить современное российское законодательство, регулирующее вопросы, связанные с банкротством физических лиц;
- изучить и провести анализ судебной практики по конкретным делам, а также изучить обобщения судебной практики Верховного Суда РФ;
- изучить зарубежную практику применения норм о банкротстве физических лиц;
- представить ключевые характеристики банкротства физических лиц в РФ;
- выявить специфические особенности процедуры банкротства физического лица, а также последствия данной процедуры.
Степень научной разработанности. Анализ правового регулирования института банкротства физических лиц, выявление его достоинств и недостатков (пробелов правового регулирования) стал предметом обсуждения широкого круга исследователей, но серьезных научных трудов по данному вопросу пока нет. Однако отдельные правовые проблемы применения процедуры банкротства физических лиц и пути их решения нашли отражение в научных работах Попондуполо В.Ф., Слепченко Е.В., Голубцова В.Г., Терещенко Т.А., Карелиной С.А., Фролова И.В. и ряда других правоведов. При этом научные исследования особенностей правового регулирования банкротства физических лиц продолжаются, так как не все проблемные вопросы в данной сфере решены.
Нормативно-правовой основой являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты. Что касается судебной практики, то она представлена в виде разъяснений и обзоров Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Методологическую основу дипломной работы составляет диалектический метод познания, позволяющий отразить взаимосвязь теории и практики. В работе применяются общенаучные методы исследования: анализ, обобщение, систематизация, сравнительный и логический методы. Также используются специально-юридические методы познания правовой действительности: историко-правовой, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и анализ правовых актов.
Научная и практическая значимость исследования. Отдельные положения и выводы, сформулированные и обоснованные в данной дипломной работе, могут найти применение в дальнейших научных разработках в вопросах банкротства физических лиц.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, разделенные на три параграфа каждая, заключение и списка использованных источников.
Проведенное исследование процедуры признания физического лица несостоятельным (банкротом) позволяет сформулировать некоторые выводы. В целом можно констатировать, что вступление в силу норм, регламентирующих банкротство физических лиц, является положительной мерой, как для граждан, так и для кредиторов. Однако по мнению некоторых экспертов закон еще не начал работу в полную силу, так как процедура, предусмотренная законом, для многих граждан является слишком дорогой и непонятной. Без юридической помощи гражданам не обойтись, судебная практика подтверждает, что должники зачастую не способны осуществить сложные действия самостоятельно. Для урегулирования данного вопроса необходимо, чтобы государство в лице своих органов оказывало всяческую поддержку и стимулирование института банкротства физических лиц для того, чтобы данная процедура стала доступной всем без исключения гражданам, которые не могут самостоятельно справиться со своей сложной финансовой ситуацией.
В связи с этим обсуждается принятие соответствующих поправок в части введения упрощенной процедуры банкротства. Помимо этого, с целью того, чтобы Закон о банкротстве физических лиц стал доступным и понятным широким слоям населения, планируется организовать для граждан подачу документов на банкротство через многофункциональные центры (МФЦ), где специалисты смогут бесплатно проконсультировать людей по интересующим их вопросам: как составить заявление, какие документы приложить, какие последствия прохождения процедуры банкротства могут наступить.
Говоря о совершенствовании процедуры банкротства физических лиц, не стоит забывать и про интересы кредиторов. Ведь порядка 70-80% граждан, признанных банкротами, выплачивают кредиторам ноль по итогам банкротства, что приводит к экономической смерти кредитора. Поэтому должники должны прибегать к этому институту в исключительных случаях, когда произошли обстоятельства, не зависевшие от их воли и приведшие к невозможности исполнения обязательств перед кредиторами.
С целью установления наиболее благоприятного баланса интересов кредиторов и должника необходимо внести соответствующие изменения в Гражданский процессуальный кодекс, а именно: установить порядок реализации единственного жилого помещения, которое явно превышает уровень, достаточный для удовлетворения разумной потребности гражданина-должника и членов его семьи в жилище, а также предусмотреть для таких лиц гарантии сохранения жилищных условий, необходимых для нормального существования. С этой же целью необходимо установить и на законодательном уровне закрепить нормы площади жилья на 1 человека.
Также необходимо устранить пробелы в законодательстве, которые способствуют выведению активов должника, а именно: важно в ближайшие сроки урегулировать вопросы, связанные с цифровыми финансовыми активами. В судебной практике уже имеются дела, где должник, имея виртуальный кошелек с накоплениями, избегал включения данных средств в конкурсную массу (Определение АС города Москвы от 05.03.2018 г. по делу №А40-124668/17-71-160Ф: об отказе во включении содержимого криптокошелька в конкурсную массу гражданина-должника Царькова И.И.).
Закон о банкротстве физических лиц в первую очередь направлен на граждан, которые попали в тяжелую экономическую ситуацию, у которых низкий доход, а не на состоятельных лиц, которые решили освободиться от долгов через процедуру банкротства физических лиц. В связи с этим необходимо с целью пресечения злоупотреблений со стороны недобросовестных граждан урегулировать ответственность таких лиц. На мой взгляд, необходимо провести дифференциацию в плане ответственности между физическими лицами и юридическими лицами за одно и тоже правонарушение (преступление), то есть снизить размер причиненного ущерба для физических лиц, с которого бы наступала ответственность. А также важно на основе анализа судебной практики выявить такие недобросовестные действия должников-физических лиц, которые могут повлечь причинение ущерба кредиторам, и установить ответственность за подобные действия с целью предупреждения правонарушений в данной сфере.
Институт банкротства физических лиц нужен не только обычным гражданам, но и государству. Банкротство граждан необходимо для того, чтобы вернуть людей, попавших в тяжелую финансовую ситуацию, в экономическую жизнь страны в качестве потребителей, а это означает: дать им возможность снова трудиться и получать «белую» зарплату без опаски, что ее в любой момент могут прийти и забрать за долги, а это в свою очередь способствует уплате налогов; а также дать возможность брать новые кредиты, запускать эти деньги в оборот, тем самым поддерживая и повышая ВВП страны.
В связи с этим обсуждается принятие соответствующих поправок в части введения упрощенной процедуры банкротства. Помимо этого, с целью того, чтобы Закон о банкротстве физических лиц стал доступным и понятным широким слоям населения, планируется организовать для граждан подачу документов на банкротство через многофункциональные центры (МФЦ), где специалисты смогут бесплатно проконсультировать людей по интересующим их вопросам: как составить заявление, какие документы приложить, какие последствия прохождения процедуры банкротства могут наступить.
Говоря о совершенствовании процедуры банкротства физических лиц, не стоит забывать и про интересы кредиторов. Ведь порядка 70-80% граждан, признанных банкротами, выплачивают кредиторам ноль по итогам банкротства, что приводит к экономической смерти кредитора. Поэтому должники должны прибегать к этому институту в исключительных случаях, когда произошли обстоятельства, не зависевшие от их воли и приведшие к невозможности исполнения обязательств перед кредиторами.
С целью установления наиболее благоприятного баланса интересов кредиторов и должника необходимо внести соответствующие изменения в Гражданский процессуальный кодекс, а именно: установить порядок реализации единственного жилого помещения, которое явно превышает уровень, достаточный для удовлетворения разумной потребности гражданина-должника и членов его семьи в жилище, а также предусмотреть для таких лиц гарантии сохранения жилищных условий, необходимых для нормального существования. С этой же целью необходимо установить и на законодательном уровне закрепить нормы площади жилья на 1 человека.
Также необходимо устранить пробелы в законодательстве, которые способствуют выведению активов должника, а именно: важно в ближайшие сроки урегулировать вопросы, связанные с цифровыми финансовыми активами. В судебной практике уже имеются дела, где должник, имея виртуальный кошелек с накоплениями, избегал включения данных средств в конкурсную массу (Определение АС города Москвы от 05.03.2018 г. по делу №А40-124668/17-71-160Ф: об отказе во включении содержимого криптокошелька в конкурсную массу гражданина-должника Царькова И.И.).
Закон о банкротстве физических лиц в первую очередь направлен на граждан, которые попали в тяжелую экономическую ситуацию, у которых низкий доход, а не на состоятельных лиц, которые решили освободиться от долгов через процедуру банкротства физических лиц. В связи с этим необходимо с целью пресечения злоупотреблений со стороны недобросовестных граждан урегулировать ответственность таких лиц. На мой взгляд, необходимо провести дифференциацию в плане ответственности между физическими лицами и юридическими лицами за одно и тоже правонарушение (преступление), то есть снизить размер причиненного ущерба для физических лиц, с которого бы наступала ответственность. А также важно на основе анализа судебной практики выявить такие недобросовестные действия должников-физических лиц, которые могут повлечь причинение ущерба кредиторам, и установить ответственность за подобные действия с целью предупреждения правонарушений в данной сфере.
Институт банкротства физических лиц нужен не только обычным гражданам, но и государству. Банкротство граждан необходимо для того, чтобы вернуть людей, попавших в тяжелую финансовую ситуацию, в экономическую жизнь страны в качестве потребителей, а это означает: дать им возможность снова трудиться и получать «белую» зарплату без опаски, что ее в любой момент могут прийти и забрать за долги, а это в свою очередь способствует уплате налогов; а также дать возможность брать новые кредиты, запускать эти деньги в оборот, тем самым поддерживая и повышая ВВП страны.
Подобные работы
- Проблемы механизма судебной несостоятельности (банкротства) физических лиц в РФ (Мурманский арктический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Правовое регулирование (несостоятельности) банкротства
физических лиц
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Вопросы правоприменительной практики института банкротства физических лиц в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Некоторые особенности правового регулирования института несостоятельности (банкротства) физических лиц
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2023 - Банкротство физических лиц: проблемы судебно-арбитражной практики (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Банкротство физических лиц
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Правовые проблемы несостоятельности (банкротства) физических лиц
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Основные проблемы применения главы Х закона о несостоятельности (банкротстве)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Субординация требований кредиторов в делах о банкротстве физических лиц
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023



