Введение 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОММЕРЧЕСКИХ
УНИТАРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 7
1.1. Понятие, признаки и особенности некоммерческих унитарных
организаций 7
1.2. Виды некоммерческих унитарных организаций 11
1.3. Общая характеристика правового регулирования отношений по
созданию некоммерческих унитарных организаций 20
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО СОЗДАНИЮ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ И ПРЕКРАЩЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ УНИТАРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 26
2.1. Особенности создания, функционирования и прекращения
деятельности фондов 26
2.2. Особенности создания, функционирования и прекращения
деятельности автономных некоммерческих организаций 34
2.3. Особенности создания, функционирования и прекращения
деятельности религиозных организаций 38
2.4. Особенности создания, функционирования и прекращения
деятельности учреждений 45
ГЛАВА 3. ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ УНИТАРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 51
3.1. Понятие, основные признаки и право некоммерческих унитарных
организаций на занятие приносящей доход деятельностью 51
3.2. Особенности занятия приносящей доход деятельностью отдельных
видов некоммерческих унитарных организаций 56
Заключение 61
Список использованных источников и литературы
В ст. 50 действующего Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) проводится разграничение всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие и данную классификацию можно назвать основополагающей для данных субъектов . Законодатель проводит различие между коммерческими и некоммерческими лицами по таким признакам как основная цель деятельности (для некоммерческих организаций (далее - НКО) она не должна заключаться в извлечении прибыли), а также по тому, распределяется ли полученная прибыль между участниками (в НКО не распределяется). Другие обстоятельства, такие как форма собственности, организационно-правовая форма не имеют для данной классификации значения.
В свою очередь, с 2014 года на законодательном уровне некоммерческие, как, впрочем, и коммерческие организации имеют деление на корпоративные организации, которые предполагают членство их участников и коллегиальное решение вопросов управления деятельностью организации, а также на унитарные, учредители которых не становятся их участниками не приобретают прав членства. Данное деление призвано урегулировать общие элементы гражданско-правового статуса данных видов юридических лиц, в частности, общие требования к структуре, управлению и статусу (компетенции) органов корпораций, способствовать унификации ряда внутриорганизационных отношений, вызывающих практические споры .
Таким образом, если ранее законодательство признавало унитарными только организации, в которых не допускается соучредительство (прямо именовались унитарными в кодексе только государственные и муниципальные унитарные предприятия, относящиеся к коммерческим лицам, но по критерию наличия запрета на соучредительство к унитарным теоретически можно было причислить также учреждения) , то теперь согласно ГК РФ к унитарным НКО помимо учреждений относятся и организации, которые могут учреждаться группой лиц: фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании, а также, в соответствии со ст. 7.2 Федерального Закона (далее - ФЗ) «О некоммерческих организациях» государственные компании.
Согласно сведениям из Вестника государственной регистрации по состоянию на май 2018 года в Российской Федерации существует суммарно 4 260 835 юридических лиц. Из них 634 895 ведущих деятельность некоммерческих организаций и 3 625 940 коммерческих . Число унитарных НКО достигает 329 559 (без учета публично-правовых и государственных компаний) из них 240 754 государственных и муниципальных учреждений, 14 664 частных учреждений, 25 268 автономных некоммерческих
организаций (далее - АНО), 18 279 фондов, 30 588 религиозных организаций, а также 6 государственных корпораций. Суммарно доля унитарных некоммерческих организаций достигает 51,9 % от общего числа некоммерческих организаций и 7,73 % от общего числа всех
зарегистрированных в Российской Федерации юридических лиц.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью унитарных некоммерческих организаций в реализации социальных потребностей, формировании гражданского общества, необходимостью анализа эффективности изменений в законодательстве, касающихся появления деления на унитарные и корпоративные некоммерческие организации.
Цель работы - исследовать гражданско-правовое положение унитарных некоммерческих организаций.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие, признаки и особенности унитарных НКО;
2. Выявить виды унитарных НКО;
3. Проанализировать действующее российское законодательство на предмет проблем правового регулирования отношений по созданию, функционированию и прекращению деятельности унитарных НКО;
4. Выявить особенности правового регулирования отношений по созданию, функционированию и прекращению деятельности отдельных видов НКО, а именно АНО, фондов, учреждений и религиозных организаций, так как, согласно представленным выше статистическим данным, именно на данные организационно-правовые формы приходится большинство созданных унитарных НКО;
5. Проанализировать российское законодательство по проблемам правового регулирования приносящей доход деятельности унитарных НКО.
Объектом данного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе создания, функционирования и прекращения деятельности унитарных НКО.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты российского гражданского права, регулирующие деятельность некоммерческих организаций, в том числе унитарных НКО.
Методологической основой курсовой работы являются общенаучные методы исследования: диалектический, сравнительно-сопоставительный, а также метод анализа и синтеза. В процессе работы также были использованы метод изучения документов, статистический метод
Рассмотренные в исследовании особенности гражданско-правового положения некоммерческих унитарных организаций по законодательству Российской Федерации позволили сформулировать ряд общих выводов.
Некоммерческие унитарные организации - это юридические лица, которые не имеют извлечения прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками, а их учредители не становятся их участниками и не приобретают прав членства.
Можно выделить два основных признака, при наличии которых НКО можно признать некоммерческой унитарной организацией:
1) Отсутствие в организации отношений членства, возникающих между лицом и его учредителями.
2) Высший коллегиальный орган унитарной НКО не является общим собранием и всегда включает в себя иных лиц помимо учредителей или их представителей.
К некоммерческим унитарным организациям закон относит:
- фонды;
- учреждения;
- автономные некоммерческие организации;
-религиозные организации;
-государственные корпорации;
-публично-правовые компании;
-государственные компании (в соответствии со ст. 7.2 Федерального ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Таким образом, несмотря на общие объединяющие признаки каждая из выделенных в ГК РФ организационно-правовых форм некоммерческих унитарных организаций имеет свою специфику, которую определяют разные факторы от целей создания, что мы можем увидеть на примере фондов и религиозных организаций, до субъекта, который является учредителем НКО и, в случае, если это субъект публичного права, то в таком случае правовое регулирование таких отношений также приобретает свои особенности.
Согласно законодательству РФ, НКО имеет право заниматься приносящей доход деятельностью. В отношении автономной некоммерческой организации, государственных компаний, а также государственных корпораций, созданных в соответствии со специальными федеральными законами, употребляется термин «предпринимательская деятельность». Однако, в литературе отмечается, что сущностно понятия предпринимательской и приносящей доход деятельности не отличаются, а в правоприменительных актах можно найти положения, которые распространяют правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность на приносящую доход деятельность НКО.
Однако, несмотря на то, что законодателем предпринимаются попытки для регулирования вопросов, связанных с нахождением в коммерческом обороте таких субъектов предпринимательской деятельности как унитарные НКО, на сегодняшний день возникает множество проблем, для решения которых следует продолжить последовательное реформирование законодательства об НКО, расширяя действие уже действующих в отношении некоторых организационно-правовых форм унитарных НКО норм на все виды некоммерческих организаций.
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31. - Ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145- ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3823.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188- ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14.
5. Федеральный закон «О банке развития» от 17 мая 2007 г. № 82- ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 28.05.2007, № 22, ст. 2562.
6. Федеральный закон «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 05.05.2014 № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 19. Ст. 2304.
7. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Собрание Законодательства РФ. 10.05.2010. № 19. Ст. 2291.
8. Федеральный закон «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 17.07.2009 № 145-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ, 20.07.2009, № 29, ст. 3582.
9. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3431.
10. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 08.03.2018) // Собрание законодательства РФ, № 19, 11.05.1998, ст. 2071.
11. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, №3, ст.145.
12. Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 № 275-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 38.
13. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.01.2015, № 1 (часть I), ст. 41.
14. Федеральный закон «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ, 04.07.2016, №27 (Часть I), ст. 4169.
15. Федеральный закон «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.11.2013 № 291-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 04.11.2013, № 44, ст. 5630.
16. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ, 29.12.2003, № 52 (часть I), ст. 5029.
17. Федеральный закон «О Фонде перспективных исследований» от 16.10.2012 № 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 22.10.2012, № 43, ст. 5787.
18. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Собрание законодательства РФ. - 06.11.2006 - №45. - Ст. 4626.
19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
20. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018 г.) // Собрание Законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
21. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
22. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
23. Закон Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 14.07.1999 № 2279 (в ред. Закона РТ от 17.11.2016 г. №85- ЗРТ) // Ведомости Государственного Совета Татарстана, август 1999 г, № 8.
24. Приказ ФНС России «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 29 октября 2012 г. № 44
25. Решение Казанской городской Думы от 17.02.2006 № 12-6 (ред. от 21.04.2010) «О порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений» // Казанские Ведомости, 03.03.2006, №45.
Материалы судебной практики:
1. Постановление Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» от 18 ноября 2004 г. № 23 (ред. от 07.07.2015) // «Российская газета» от 7 декабря 2004 г. № 271.
3. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № АПЛ16-52 [Электронный ресурс] // СПС «Консультан-Плюс».
4. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 марта 2018 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс»
5. Определение ВАС РФ от 7 февраля 2012 г. № ВАС-560/12 по делу № А58-2347/2011 [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
6. Определение Верховного Суда РФ от 22 июня 2001 г. № 51-Г01- 11 [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
7. Определение Верховного Суда РФ от 5 декабря 2012 г. № 22- АПГ12-6 [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
8. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2014 г. № 33-4280/2014 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс».
Специальная литература:
1. Аюрова А.А., Беляева О.А., Вильданова М.М. и др. Юридические лица в российском гражданском праве: монография/ отв. ред. А.В. Габов // В 3 т. Т. 2. - М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. 352 с.
2. Ананьев А.Г., Андреев В.К., Белицкая А.В. и др Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом» (25 апреля 2017 года, г. Москва) / под ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой. -М.: Юстицинформ, - 2017. - 484 с.
3. Беспалов А.Ю., Беспалов Ю.Ф., Варюшин М.С. и др. Гражданский кодекс Российской Федерации. Подробный постатейный комментарий с путеводителем по законодательству и судебной практике. Часть I / отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. - М.: Проспект, 2017. - 800 с
4. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. Курс / Авакьян С.А.- М.: Инфра-М, 2017. Т. 1.
5. Бадмаев Б.Г., Батяева А.Р., Бельский К.С. и др. Финансовое право: учебник для бакалавров / под ред. И.А. Цинделиани. - М.: Проспект, 2016. -656 с.
6. Богатков С.А. Отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления // СПС КонсультантПлюс. - 2018
7. Андреев В.К., Андреева Л.В., Арсланов К.М. и др Право и экономическое развитие: проблемы государственного регулирования экономики: монография / отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2017. - 432 с.
8. Блинков В.М., Оробец В.М. Правовое регулирование деятельности некоммерческих негосударственных организаций в зарубежных странах. Аналитический обзор/ В.М. Оробец // М: Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы, 2005
9. Вербицкая Ю.О. О делении организаций на коммерческие и некоммерческие / отв. ред. М.А. Рожкова // Корпорации и учреждения: сборник статей. М.: Статут, 2007.
10. Вестник государственной регистрации. Статистика юридических лиц [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.vestnik- gosreg.ru/info_ul/?tab=commonAll&commercial=3(дата обращения 12.05.2018)
11. Воробьева Ю.Ю. Религиозные организации как институт гражданского общества: особенности правового статуса // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 8. - С. 865 - 871
12. Гражданское право : в 4 т.: Общая часть : учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Суханов // - М. : Волтерс Клувер, 2007. - Т. 1 - 720 с.
13. Гришаев, С. П. Фонды как юридические лица // Гражданин и право. -2016. - № 3. - С. 82 - 91
14. Гришаев, С.П. Эволюция законодательства о юридических лицах // СПС КонсультантПлюс. 2015.
15. Гросул Ю. В. «Приносящая доход деятельность» и «предпринимательская деятельность некоммерческих организаций»: проблемы понятийного аппарата // Юрист. 2015. № 10. С. 13.
16. Денисов С.А. Некоммерческие корпорации в проекте новой редакции ГК РФ // Вестник гражданского права. - 2012, Т. 12 № 4. - С. 66-74
17. Захарьин В.Р. Фонды: правовые аспекты, учет и налоги // Экономико-правовой бюллетень. - 2015. № 6. - 160 с.
18. Золотарева А.Б., Киреева А.В. К вопросу о целесообразности деления организаций на корпоративные и унитарные // Юрист. 2015. № 15. С. 29 - 34.
19. Капустина Е.С. Возможность возмездного оказания услуг фондом // Финансовые и бухгалтерские консультации: электрон. журн. - 2017. № 2. - С. 24 - 32.
20. Корпоративное право: учебный курс: в 2 томах Т. 1/ Е.Г. Афанасьева, В.А. Вайпан, А.В. Габов и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Статут, - 2017. - 976 с.
21. Лескова Ю. Г. Предпринимательская и приносящая доход деятельность некоммерческих организаций // Цивилист. - 2009. - № 2. - С. 30.
22. М.А. Брайченко Коммерческая деятельность некоммерческих организаций на примере развлекательной индустрии города Хабаровска// Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ», 2014, Том 5, № 4, С. 1077 - 1091
23. Макарова О.А. Новый этап в развитии законодательства о государственных юридических лицах // Закон. - 2017. - № 10. - С. 145 - 153.
24. Никитина Е.Е., Оболонкова Е.В. Реформа законодательства о некоммерческих организациях: проблемы и перспективы // Журнал российского права. - 2018. - № 2. - С. 38 - 49.
25. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017 - 992 с.
26. Сойфер Т. В. Экономическая деятельность некоммерческих организаций и ее гражданско-правовое обеспечение // Журнал российского права. - 2016. - № 1. - С. 29.
27. Сойфер Т.В. Некоммерческие организации: проблемы гражданской правосубъектности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 30 - 39.
28. Стрембелев С.В. Управление общим имуществом многоквартирного дома: правовые аспекты: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2010 [Электронный ресурс] //СПС «КонсультантПлюс»
29. Шайдуров И. В. Приносящая доход деятельность в гражданском законодательстве России // Власть закона. -2016. -№ 3. -С. 199-206.
30. Шахов М.О. Внутренние установления религиозных организаций // Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы. Материалы IV межвузовской научной конференции, посвященной 400-летию со дня преставления священномученика Ермогена Патриарха Московского и всея России. - М.: Изд-во РГТЭУ, 2012. - С. 88-97
31. Шашкова А.В., Хомич А.М. Выдача займа некоммерческой организацией - фондом. Риски выхода за пределы специальной правоспособности // Финансовые и бухгалтерские консультации: электрон. журн. 2018. № 5. С. 33 - 37.