МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО¬КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО¬
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1 Психолого-педагогический аспект развития дизайнерского мышления
учащихся в технологическом образовании 6
1.2 Педагогические условия развития дизайнерского мышления в художественно-конструкторской деятельности на уроках технологии 13
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО¬
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 19
2.1 Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
технологии 19
2.2 Содержание и методика формирования элементов дизайнерского мышления у школьников в художественно-конструкторской деятельности на уроках технологии 25
Выводы по второй главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО¬
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1 Психолого-педагогический аспект развития дизайнерского мышления
учащихся в технологическом образовании 6
1.2 Педагогические условия развития дизайнерского мышления в художественно-конструкторской деятельности на уроках технологии 13
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО¬
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 19
2.1 Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
технологии 19
2.2 Содержание и методика формирования элементов дизайнерского мышления у школьников в художественно-конструкторской деятельности на уроках технологии 25
Выводы по второй главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В условиях современного этапа развития общества человеку приходится справляться со множеством сложных проблем, умея реагировать при этом на постоянную динамику развития ситуации. Успешная профессиональная деятельность сегодня определяется обладанием творческого и нестандартного, критического и конструктивного мышления. Создание условий для развития такого мышления - одна из основных задач любого педагогического процесса.
Рассматривая человека и окружающую среду в диалектическом единстве, следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и с «миром вещей», который он сам для себя создал. Таким образом, в современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармонической предметной среды в области технической эстетики (дизайна).
В условиях перехода от культуры констатации фактов к культуре конструктивных решений, невозможности сохранения информационно-репродуктивного характера обучения, обоснования дизайна в качестве феномена культуры и общеобразовательной дисциплины, все более актуальным становится поиск эффективных средств развития дизайнерского мышления.
В свете современных требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно. Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. Ручной труд должен являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил - т.е. общего развития ребенка. Поэтому, формирование элементов дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования.
Проблема дизайн-образования и развития дизайнерского мышления в психолого-педагогической науке не нова. Аспекты развития дизайнерского мышления отражены в трудах В.Н. Ветрова, Т.В. Костенко, Л.Б. Переверзева и др. Философское осмысление проблемы приводится в исследованиях М.С. Кагана, К.М. Кантора и др. Специфика дизайнерского мышления нашла свое отражение в работах Е.В. Жердева, В.Ф. Сидоренко и др. Изучение психологического аспекта дизайнерского творчества отражено в работах Л.С. Выготского, А.М. Матюшкина и др.
Исходя из анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы дизайн-образования, можно утверждать, что перед системой образования стоит задача по формированию элементов дизайнерского мышления учащихся общеобразовательных учреждений.
В решении данной проблемы значительную роль играет образовательная область «Технология», так как она является фактически единственным школьным учебным курсом, отражающим в своём содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение обучающимися навыками конкретной предметно- преобразующей деятельности, создание новых ценностей, что соответствует потребностям развития общества.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования - «Методика организации художественно-конструкторской деятельности по развитию элементов дизайнерского мышления на уроках технологии»
Цель исследования - разработка методики организации художественно-конструкторской деятельности по развитию элементов дизайнерского мышления учащихся на уроках технологии.
Объект исследования - художественно-конструкторская деятельность школьников на уроках технологии.
Предмет исследования - процесс формирования элементов дизайнерского мышления в процессе художественно-конструкторской деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить психолого-педагогические условия развития дизайнерского мышления учащихся в художественно-конструкторской деятельности на уроках технологии.
3. Определить содержание и методику формирования элементов дизайнерского мышления у школьников в художественно-конструкторской деятельности на уроках технологии.
4. Разработать методическое обеспечение проведения уроков технологии ориентированных на развитие элементов дизайнерского мышления в ходе художественно-конструкторской деятельности.
Решение поставленных задач достигалось за счет использования следующих методов исследования:
- теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, а также анализ учебных программ, пособий и других материалов по технологии в соответствии с проблемой исследования;
- эмпирические - изучение и анализ педагогической практики, педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Методологической основой исследования явились положения о социально-психологическом и нравственно-эстетическом воздействии окружающей предметной среды на человека; положения теории эстетического воспитания, определяющие ведущую роль деятельности в становлении личности.
Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации по развитию элементов дизайнерского мышления учащихся в процессе художественно-конструкторской деятельности на уроках технологии.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, выводов по первой и второй главам, заключения и списка использованных источников.
Рассматривая человека и окружающую среду в диалектическом единстве, следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и с «миром вещей», который он сам для себя создал. Таким образом, в современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармонической предметной среды в области технической эстетики (дизайна).
В условиях перехода от культуры констатации фактов к культуре конструктивных решений, невозможности сохранения информационно-репродуктивного характера обучения, обоснования дизайна в качестве феномена культуры и общеобразовательной дисциплины, все более актуальным становится поиск эффективных средств развития дизайнерского мышления.
В свете современных требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно. Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. Ручной труд должен являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил - т.е. общего развития ребенка. Поэтому, формирование элементов дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования.
Проблема дизайн-образования и развития дизайнерского мышления в психолого-педагогической науке не нова. Аспекты развития дизайнерского мышления отражены в трудах В.Н. Ветрова, Т.В. Костенко, Л.Б. Переверзева и др. Философское осмысление проблемы приводится в исследованиях М.С. Кагана, К.М. Кантора и др. Специфика дизайнерского мышления нашла свое отражение в работах Е.В. Жердева, В.Ф. Сидоренко и др. Изучение психологического аспекта дизайнерского творчества отражено в работах Л.С. Выготского, А.М. Матюшкина и др.
Исходя из анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы дизайн-образования, можно утверждать, что перед системой образования стоит задача по формированию элементов дизайнерского мышления учащихся общеобразовательных учреждений.
В решении данной проблемы значительную роль играет образовательная область «Технология», так как она является фактически единственным школьным учебным курсом, отражающим в своём содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение обучающимися навыками конкретной предметно- преобразующей деятельности, создание новых ценностей, что соответствует потребностям развития общества.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования - «Методика организации художественно-конструкторской деятельности по развитию элементов дизайнерского мышления на уроках технологии»
Цель исследования - разработка методики организации художественно-конструкторской деятельности по развитию элементов дизайнерского мышления учащихся на уроках технологии.
Объект исследования - художественно-конструкторская деятельность школьников на уроках технологии.
Предмет исследования - процесс формирования элементов дизайнерского мышления в процессе художественно-конструкторской деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить психолого-педагогические условия развития дизайнерского мышления учащихся в художественно-конструкторской деятельности на уроках технологии.
3. Определить содержание и методику формирования элементов дизайнерского мышления у школьников в художественно-конструкторской деятельности на уроках технологии.
4. Разработать методическое обеспечение проведения уроков технологии ориентированных на развитие элементов дизайнерского мышления в ходе художественно-конструкторской деятельности.
Решение поставленных задач достигалось за счет использования следующих методов исследования:
- теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, а также анализ учебных программ, пособий и других материалов по технологии в соответствии с проблемой исследования;
- эмпирические - изучение и анализ педагогической практики, педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Методологической основой исследования явились положения о социально-психологическом и нравственно-эстетическом воздействии окружающей предметной среды на человека; положения теории эстетического воспитания, определяющие ведущую роль деятельности в становлении личности.
Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации по развитию элементов дизайнерского мышления учащихся в процессе художественно-конструкторской деятельности на уроках технологии.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, выводов по первой и второй главам, заключения и списка использованных источников.
Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития элементов дизайнерского мышления в процессе художественно-конструкторской деятельности позволяет констатировать тот факт, что данная задача является достаточно актуальной и продиктована запросами современного общества к уровню подготовки подрастающего поколения.
Дизайнерское мышление следует рассматривать как высшую степень проявления продуктивного мышления, отличающуюся объективной новизной, оригинальностью своего продукта. Отличительной особенностью его является лишь то, что формируется оно через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации. Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:
- конструктивность;
- целесообразность;
- вариативность, гибкость;
- чувство стиля, стилевой гармонии.
Развитие дизайнерского мышления предполагает формирование у учащихся рациональных приемов умственной деятельности, облегчающих процесс усвоения новых знаний, расширяющих возможность их применения на практике.
Формированию способностей к дизайнерской деятельности может активно содействовать информационная личностно-ориентированная технология обучения, включающая специально разработанный комплекс педагогических условий и средств обучения.
Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития дизайнерского мышления позволяет выделить следующие условия его развития:
- творческая художественно-конструкторская исследовательская деятельность;
- использование в учебно-воспитательном процессе способов и приемов побуждения к творческой активной деятельности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащегося;
- поощрение индивидуальности ученика, формирование уверенности в своих силах.
Как отмечалось в содержании исследования, образовательная область «Технология» обладает значительным потенциалом в плане развития дизайнерского мышления посредством организации художественно-конструкторской деятельности на основе учета психолого-педагогических и методических аспектов его развития.
Задача учителя состоит в том, чтобы найти способ для органического соединения процесса обучения предмету с процессом развития дизайнерского мышления. Решение данной задачи может быть реализовано через использование в учебном процессе проблемного метода обучения - постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе специальных знаний, и проектной деятельности - активизация творческого потенциала личности и переход от алгоритмических к эвристическим способам решения конструкторско- технологических задач, т.е. необходима разработка содержания учебного предмета таким образом, чтобы новые умозаключения ученика были результатом творческого решения проблемы.
Дизайнерское мышление следует рассматривать как высшую степень проявления продуктивного мышления, отличающуюся объективной новизной, оригинальностью своего продукта. Отличительной особенностью его является лишь то, что формируется оно через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации. Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:
- конструктивность;
- целесообразность;
- вариативность, гибкость;
- чувство стиля, стилевой гармонии.
Развитие дизайнерского мышления предполагает формирование у учащихся рациональных приемов умственной деятельности, облегчающих процесс усвоения новых знаний, расширяющих возможность их применения на практике.
Формированию способностей к дизайнерской деятельности может активно содействовать информационная личностно-ориентированная технология обучения, включающая специально разработанный комплекс педагогических условий и средств обучения.
Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития дизайнерского мышления позволяет выделить следующие условия его развития:
- творческая художественно-конструкторская исследовательская деятельность;
- использование в учебно-воспитательном процессе способов и приемов побуждения к творческой активной деятельности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащегося;
- поощрение индивидуальности ученика, формирование уверенности в своих силах.
Как отмечалось в содержании исследования, образовательная область «Технология» обладает значительным потенциалом в плане развития дизайнерского мышления посредством организации художественно-конструкторской деятельности на основе учета психолого-педагогических и методических аспектов его развития.
Задача учителя состоит в том, чтобы найти способ для органического соединения процесса обучения предмету с процессом развития дизайнерского мышления. Решение данной задачи может быть реализовано через использование в учебном процессе проблемного метода обучения - постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе специальных знаний, и проектной деятельности - активизация творческого потенциала личности и переход от алгоритмических к эвристическим способам решения конструкторско- технологических задач, т.е. необходима разработка содержания учебного предмета таким образом, чтобы новые умозаключения ученика были результатом творческого решения проблемы.



