ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
|
Введение 3
1. Теоретические и методические основы изучения проблемы
внутрирегионального экономического неравенства 6
1.1 Экономическая сущность внутрирегионального экономического
неравенства 6
1.2 Методика анализа внутрирегионального экономического неравенства 16
1.3 Экономическое неравенство: межрегиональные контрасты и
территориальная дифференциация 29
2. Характеристика и анализ внутрирегионального экономического
неравенства субъектов пфо 39
2.1 Сравнительный анализ ВРП и факторов, влияющих на него по субъектам
ПФО 39
2.2 Система показателей анализа состояния
внутрирегиональногоэкономического неравенства 46
2.3 Оценка внутрирегионального экономического неравенства 48
3. Рекомендации по совершенствованию функционирования региональной
экономики субъектов пфо 61
3.1 Общие выводы по состоянию внутрирегионального экономического
неравенства 61
3.2 Рекомендации и мероприятия по выравниванию территориальной
дифференциации регионов 68
Заключение 75
Список использованных источников 80
Приложения
1. Теоретические и методические основы изучения проблемы
внутрирегионального экономического неравенства 6
1.1 Экономическая сущность внутрирегионального экономического
неравенства 6
1.2 Методика анализа внутрирегионального экономического неравенства 16
1.3 Экономическое неравенство: межрегиональные контрасты и
территориальная дифференциация 29
2. Характеристика и анализ внутрирегионального экономического
неравенства субъектов пфо 39
2.1 Сравнительный анализ ВРП и факторов, влияющих на него по субъектам
ПФО 39
2.2 Система показателей анализа состояния
внутрирегиональногоэкономического неравенства 46
2.3 Оценка внутрирегионального экономического неравенства 48
3. Рекомендации по совершенствованию функционирования региональной
экономики субъектов пфо 61
3.1 Общие выводы по состоянию внутрирегионального экономического
неравенства 61
3.2 Рекомендации и мероприятия по выравниванию территориальной
дифференциации регионов 68
Заключение 75
Список использованных источников 80
Приложения
Вектор социально-экономического развития регионов направлен на повышение уровня жизни населения и сохранение стабильности экономики, в настоящее время формируются условия, разрушающие накопленный человеческий капитал, негативно влияющие на его динамику. Неустойчивые формы занятости, финансовая дискриминация в начислении заработной платы, оказывающая влияние на качество жизни населения, являются факторами внутрирегионального экономического неравенства.
Не может быть эффективной инновационная экономика, если более 60% населения России (главным образом в периферийных регионах) - это -бедняки!. Низкая экономическая активность населения, социальноэкономическая неразвитость -человеческого капитала! негативно сказывается на развитии российских регионов. Одним из критериев развития регионов является функционирование промышленно-образовательных кластеров, способствующих формированию механизма взаимодействия учебных заведений, бизнес-структур и органов власти. Региональная политика, направленная на повышение экономической результативности деятельности входивших в кластер субъектов, способствует эффективному социально-экономическому развитию данных регионов.
На основе -Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года и -Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года! в рамках инновационного подхода региональные органы власти стремятся определять социально-экономическую динамику регионов, используя при планировании проблемно-целевой подход, который предусматривает взаимообратные связи на всех стадиях управления в процессе реализации федеральных, региональных и муниципальных программ. Основная проблема заключается в противоречии между теоретическими и правовыми основами стратегии инновационного развития и реальной ситуацией в экономической и социальной сферах конкретного региона. Поэтому следует взять курс на оптимизацию стратегического планирования инновационного развития и регионального управления. При этом реализация инновационного развития должна основываться в первую очередь на принципах социального партнерства, чтобы максимально учитывать интересы различных слоев российского общества, способствовать развитию инновационных практик в российских регионах, формировать социальную ответственность у субъектовтрех секторов - гражданского общества, власти и бизнеса, устранять все причины и последствия внутрирегионального экономического неравенства.
Все вышесказанное говорит об актуальности исследования вопросов неравенства в доступе к ресурсам и возможностей адаптации в региональном аспекте, механизмов преодоления социально-экономического неравенства и кризисов, разработки путей смягчения, снижения внутрирегионального экономического неравенства.
Цель исследования: изучить причины, факторы и последствия внутрирегионального экономического неравенства субъектов ПФО, и на этой основе выработать предложения по решению данной проблемы.
Предметом исследования выступает явление дифференциации среди регионов ПФО Российской Федерации. Объектом исследования являются показатели социально-экономического развития субъектов страны, являющиеся индикаторами и детерминантами экономического роста.
В связи с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
- обосновать экономическую сущность внутрирегионального экономического неравенства;
- изучить методические подходы анализа внутрирегионального экономического неравенства;
- обосновать социально-экономическую характеристику регионов ПФО;
- выполнить анализ факторов, влияющих на основные экономические показатели развития регионов ПФО;
- провести оценку внутрирегионального экономического неравенства;
- разработать рекомендации по устранению внутрирегионального экономического неравенства.
Структура выпускной квалификационной работы представлена следующим образом. В первой главе выполнен обзор литературы, посвященной данной теме, а также описаны методы исследования дифференциации регионов, которые применяются в данной работе. Во второй главе проведен анализ социально-экономического развития регионов ПФО, обоснована проблема внутрирегионального экономического неравенства. В третьей главе разработаны пути снижения дифференциации регионального развития. В Заключении сформулированы выводы по работе.
Не может быть эффективной инновационная экономика, если более 60% населения России (главным образом в периферийных регионах) - это -бедняки!. Низкая экономическая активность населения, социальноэкономическая неразвитость -человеческого капитала! негативно сказывается на развитии российских регионов. Одним из критериев развития регионов является функционирование промышленно-образовательных кластеров, способствующих формированию механизма взаимодействия учебных заведений, бизнес-структур и органов власти. Региональная политика, направленная на повышение экономической результативности деятельности входивших в кластер субъектов, способствует эффективному социально-экономическому развитию данных регионов.
На основе -Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года и -Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года! в рамках инновационного подхода региональные органы власти стремятся определять социально-экономическую динамику регионов, используя при планировании проблемно-целевой подход, который предусматривает взаимообратные связи на всех стадиях управления в процессе реализации федеральных, региональных и муниципальных программ. Основная проблема заключается в противоречии между теоретическими и правовыми основами стратегии инновационного развития и реальной ситуацией в экономической и социальной сферах конкретного региона. Поэтому следует взять курс на оптимизацию стратегического планирования инновационного развития и регионального управления. При этом реализация инновационного развития должна основываться в первую очередь на принципах социального партнерства, чтобы максимально учитывать интересы различных слоев российского общества, способствовать развитию инновационных практик в российских регионах, формировать социальную ответственность у субъектовтрех секторов - гражданского общества, власти и бизнеса, устранять все причины и последствия внутрирегионального экономического неравенства.
Все вышесказанное говорит об актуальности исследования вопросов неравенства в доступе к ресурсам и возможностей адаптации в региональном аспекте, механизмов преодоления социально-экономического неравенства и кризисов, разработки путей смягчения, снижения внутрирегионального экономического неравенства.
Цель исследования: изучить причины, факторы и последствия внутрирегионального экономического неравенства субъектов ПФО, и на этой основе выработать предложения по решению данной проблемы.
Предметом исследования выступает явление дифференциации среди регионов ПФО Российской Федерации. Объектом исследования являются показатели социально-экономического развития субъектов страны, являющиеся индикаторами и детерминантами экономического роста.
В связи с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
- обосновать экономическую сущность внутрирегионального экономического неравенства;
- изучить методические подходы анализа внутрирегионального экономического неравенства;
- обосновать социально-экономическую характеристику регионов ПФО;
- выполнить анализ факторов, влияющих на основные экономические показатели развития регионов ПФО;
- провести оценку внутрирегионального экономического неравенства;
- разработать рекомендации по устранению внутрирегионального экономического неравенства.
Структура выпускной квалификационной работы представлена следующим образом. В первой главе выполнен обзор литературы, посвященной данной теме, а также описаны методы исследования дифференциации регионов, которые применяются в данной работе. Во второй главе проведен анализ социально-экономического развития регионов ПФО, обоснована проблема внутрирегионального экономического неравенства. В третьей главе разработаны пути снижения дифференциации регионального развития. В Заключении сформулированы выводы по работе.
Понятие «социально-экономическое неравенство» отождествляется исследователями неоднозначно. Если неравенство - это форма дифференциации общества и территории, то социально-экономическое неравенство рассматривается как неравенство уровня развития общества между регионами в силу различных социально-экономических, природных или политических причин, когда регионы развиваются разнонаправлено и полицентрично. Территориальное неравенство возникает как следствие конкурентного производства и специализированного разделения труда между регионами.
Проблемы территориального социально-экономического неравенства были характерны для нашей страны всегда, в силу того, что в территориальном разрезе Россия отличается высокой степенью неравномерности экономического развития: ее пространственных и исторических особенностей. Это во многом определяется обеспеченностью природными ресурсами, природно-климатическими условиями, исторически сложившейся инфраструктурой, менталитетом населения и другими факторами объективного характера. Наряду с ними, существенное влияние на развитие субъектов Российской Федерации оказывают региональная экономическая и социальная политика и условия ведения бизнеса. Исходя из приведенных выше причин, полное сходство в региональном развитии невозможно - одни являются финансовыми центрами, другие добывающими, третьи аграрно-промышленными, четвертые - промышленными. Социальная дифференциация общества, основанная на поляризации по доходам, в территориальном аспекте приобрела острый характер в последние десятилетия, в связи с переходом на новые более автономные условия хозяйствования. До начала социально-экономических реформ регионы различались базовым природно-ресурсным, производственным и инфраструктурным потенциалом. С началом реформ обострились территориальные диспропорции, возникла проблема социально экономического неравенства, бедность населения. К важным факторам, определяющим объективность территориального неравенства, изначально относят степень обеспеченности природными ресурсами, плюсы или минусы географического положения в макрорегионе, недостаточная зрелость стратегического планирования субъекта и формирование географической картины расселения. Не менее важными факторами территориального развития выступают институциональный и инвестиционный климат, развитие верхних секторов экономики, выделение центро-периферийной структуры территории и мобильная активность населения. Факторы имеют разный уровень значимости и комплексно определяют территориальное социально-экономическое неравенство.
Оценка социально-демографического неравенства (ИСДН) учитывает воспроизводство населения (естественный и миграционный прирост, младенческую смертность) и продолжительность жизни. Институциональная и ценностная модернизация образа жизни населения в мире оценивается также показателями младенческой смертности и продолжительности жизни. Лучше всего ситуация обстоит в Татарстане, где выше естественный (2,8 %о) и миграционный (15,2) прирост населения, самая высокая в округе продолжительность жизни (73,64). В Мордовии, Нижегородской и Пензенской областях велика естественная убыль (-4 %о), а миграционный отток выше в Оренбургской области (-25,0), что поставило ее в худшее социально-демографическое положение в округе. Младенческая смертность высокая по всему округу (критический уровень в Ульяновской области (6,8%о), лишь в Чувашии и республике Мордовия около 4. В итоге демографическая обстановка наиболее благоприятная в Татарстане.
Наиболее развернутой, многофакторной и комплексной является оценка социально-стратификационного неравенства (ИССН) населения региона. В процессе разработки методологии его оценки были выделены индикаторы доходов населения (среднедушевые, размер зарплаты, ресурсы домохозяйств), стратификация населения (коэффициент Джини, фондов, уровень бедности, соотношение ПМ и среднедушевых доходов), оценка домохозяйствами своего финансового положения, наличие денежных сбережений и обеспеченность материальными благами, величина необходимых расходов, задолженность населения и профессиональный уровень населения.
Показатели доходов населения самые высокие в Татарстане (10%), Нижегородской (9%) и Самарской областях (8%), Пермском крае (9%) и Башкирии (9%). Ниже доходы и соответственно выше уровень бедности в Мордовии (5 %), Марийской республике (6 %), Чувашии (5 %) и Саратовской области (6 %), Пензенской области (6 %). Выявляется также устойчивая тенденция повышенного уровня стратификации общества в более экономически развитом регионе, т.е. чем выше уровень социальноэкономического развития региона, тем выше уровень расслоения общества по доходам. Например, коэффициент фондов, соотносящий доходы самых богатых и самых бедных, меняется от 19 в Самарской области до 11 в республиках Марий Эл и Чувашии. Опросы домохозяйств показывают, что наиболее малообеспеченными считают себя жители Пензенской области (3,9% опрошенных), а самыми обеспеченными - жители Нижегородской области (5,9 %). Уровень территориальных стратификационных различий интересно проследить на примере обеспеченности домохозяйств некоторыми видами имущества (автомобилем, посудомоечной машиной и кондиционером). Выше всего уровень обеспеченности у населения Самарской области (соотношение в % 60-8-22 соответственно), в Татарстане (69-5-8). Вдвое ниже в Мордовии (38-0-2) и Чувашии (39-0-1). Несмотря на сильное расслоение наиболее благоприятная обстановка социально- стратификационого развития в Татарстане и Нижегородской области. На другом полюсе находятся малообеспеченные, бедные, хоть и менее стратифицированные Чувашия и Марий Эл. Социальное неравенство препятствует активному росту человеческого потенциала в регионе, снижает уровень модернизации институтов, поэтому его рост негативно сказывается на социально-экономическом развитии территории.
Пространственная структура социально-экономического неравенства регионов ПФО показывает, что они обладают неравными стартовыми возможностями для построения развитого общества.
Особенности социально-экономического неравенства между регионами основываются на различиях в доходах экономики, населения, развитии человеческого капитала, социальной мобильности населения, что определяет также уровень инвестиционной, технологичной, миграционной, туристской привлекательности, следовательно, необходимо концентрировать свое внимание именно на этих аспектах при планировании стратегии развития регионов.Поэтому наиболее приоритетными задачами уменьшения неоднородности экономического пространства становится преодоление тенденции усиления межрегионального социального неравенства. Особенно важно подтягивание регионов, наиболее отставших по уровню жизни. Необходима интеграция социальной и экономической политики регионов и это все вкупе должно дополняться государственной региональной политикой выравнивания, которая в свою очередь должна быть направлена на:
Для развитых регионов - поддержку центром всех хозяйственных начинаний, укрепляющих их хозяйство и экономику страны в целом, создание системы стимулов и условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемой базы.
Для слаборазвитых регионов - активное участие центра в программах структурной перестройки экономики регионов, формирование условий для привлечения в них инвестиций, осуществление программ создания дополнительных рабочих мест с минимальными затратами, разработку и согласование на уровне Федерации системы финансовой помощи для обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения. На периферийных территориях, у которых мало конкурентных преимуществ, необходимо инвестировать в человеческий капитал, улучшать институты. И именно это в совокупности с развитием инфраструктуры позволит поднять экономику региона
Проблемы территориального социально-экономического неравенства были характерны для нашей страны всегда, в силу того, что в территориальном разрезе Россия отличается высокой степенью неравномерности экономического развития: ее пространственных и исторических особенностей. Это во многом определяется обеспеченностью природными ресурсами, природно-климатическими условиями, исторически сложившейся инфраструктурой, менталитетом населения и другими факторами объективного характера. Наряду с ними, существенное влияние на развитие субъектов Российской Федерации оказывают региональная экономическая и социальная политика и условия ведения бизнеса. Исходя из приведенных выше причин, полное сходство в региональном развитии невозможно - одни являются финансовыми центрами, другие добывающими, третьи аграрно-промышленными, четвертые - промышленными. Социальная дифференциация общества, основанная на поляризации по доходам, в территориальном аспекте приобрела острый характер в последние десятилетия, в связи с переходом на новые более автономные условия хозяйствования. До начала социально-экономических реформ регионы различались базовым природно-ресурсным, производственным и инфраструктурным потенциалом. С началом реформ обострились территориальные диспропорции, возникла проблема социально экономического неравенства, бедность населения. К важным факторам, определяющим объективность территориального неравенства, изначально относят степень обеспеченности природными ресурсами, плюсы или минусы географического положения в макрорегионе, недостаточная зрелость стратегического планирования субъекта и формирование географической картины расселения. Не менее важными факторами территориального развития выступают институциональный и инвестиционный климат, развитие верхних секторов экономики, выделение центро-периферийной структуры территории и мобильная активность населения. Факторы имеют разный уровень значимости и комплексно определяют территориальное социально-экономическое неравенство.
Оценка социально-демографического неравенства (ИСДН) учитывает воспроизводство населения (естественный и миграционный прирост, младенческую смертность) и продолжительность жизни. Институциональная и ценностная модернизация образа жизни населения в мире оценивается также показателями младенческой смертности и продолжительности жизни. Лучше всего ситуация обстоит в Татарстане, где выше естественный (2,8 %о) и миграционный (15,2) прирост населения, самая высокая в округе продолжительность жизни (73,64). В Мордовии, Нижегородской и Пензенской областях велика естественная убыль (-4 %о), а миграционный отток выше в Оренбургской области (-25,0), что поставило ее в худшее социально-демографическое положение в округе. Младенческая смертность высокая по всему округу (критический уровень в Ульяновской области (6,8%о), лишь в Чувашии и республике Мордовия около 4. В итоге демографическая обстановка наиболее благоприятная в Татарстане.
Наиболее развернутой, многофакторной и комплексной является оценка социально-стратификационного неравенства (ИССН) населения региона. В процессе разработки методологии его оценки были выделены индикаторы доходов населения (среднедушевые, размер зарплаты, ресурсы домохозяйств), стратификация населения (коэффициент Джини, фондов, уровень бедности, соотношение ПМ и среднедушевых доходов), оценка домохозяйствами своего финансового положения, наличие денежных сбережений и обеспеченность материальными благами, величина необходимых расходов, задолженность населения и профессиональный уровень населения.
Показатели доходов населения самые высокие в Татарстане (10%), Нижегородской (9%) и Самарской областях (8%), Пермском крае (9%) и Башкирии (9%). Ниже доходы и соответственно выше уровень бедности в Мордовии (5 %), Марийской республике (6 %), Чувашии (5 %) и Саратовской области (6 %), Пензенской области (6 %). Выявляется также устойчивая тенденция повышенного уровня стратификации общества в более экономически развитом регионе, т.е. чем выше уровень социальноэкономического развития региона, тем выше уровень расслоения общества по доходам. Например, коэффициент фондов, соотносящий доходы самых богатых и самых бедных, меняется от 19 в Самарской области до 11 в республиках Марий Эл и Чувашии. Опросы домохозяйств показывают, что наиболее малообеспеченными считают себя жители Пензенской области (3,9% опрошенных), а самыми обеспеченными - жители Нижегородской области (5,9 %). Уровень территориальных стратификационных различий интересно проследить на примере обеспеченности домохозяйств некоторыми видами имущества (автомобилем, посудомоечной машиной и кондиционером). Выше всего уровень обеспеченности у населения Самарской области (соотношение в % 60-8-22 соответственно), в Татарстане (69-5-8). Вдвое ниже в Мордовии (38-0-2) и Чувашии (39-0-1). Несмотря на сильное расслоение наиболее благоприятная обстановка социально- стратификационого развития в Татарстане и Нижегородской области. На другом полюсе находятся малообеспеченные, бедные, хоть и менее стратифицированные Чувашия и Марий Эл. Социальное неравенство препятствует активному росту человеческого потенциала в регионе, снижает уровень модернизации институтов, поэтому его рост негативно сказывается на социально-экономическом развитии территории.
Пространственная структура социально-экономического неравенства регионов ПФО показывает, что они обладают неравными стартовыми возможностями для построения развитого общества.
Особенности социально-экономического неравенства между регионами основываются на различиях в доходах экономики, населения, развитии человеческого капитала, социальной мобильности населения, что определяет также уровень инвестиционной, технологичной, миграционной, туристской привлекательности, следовательно, необходимо концентрировать свое внимание именно на этих аспектах при планировании стратегии развития регионов.Поэтому наиболее приоритетными задачами уменьшения неоднородности экономического пространства становится преодоление тенденции усиления межрегионального социального неравенства. Особенно важно подтягивание регионов, наиболее отставших по уровню жизни. Необходима интеграция социальной и экономической политики регионов и это все вкупе должно дополняться государственной региональной политикой выравнивания, которая в свою очередь должна быть направлена на:
Для развитых регионов - поддержку центром всех хозяйственных начинаний, укрепляющих их хозяйство и экономику страны в целом, создание системы стимулов и условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемой базы.
Для слаборазвитых регионов - активное участие центра в программах структурной перестройки экономики регионов, формирование условий для привлечения в них инвестиций, осуществление программ создания дополнительных рабочих мест с минимальными затратами, разработку и согласование на уровне Федерации системы финансовой помощи для обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения. На периферийных территориях, у которых мало конкурентных преимуществ, необходимо инвестировать в человеческий капитал, улучшать институты. И именно это в совокупности с развитием инфраструктуры позволит поднять экономику региона



