Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования средств массовой информации 7
1.1. Средства массовой информации: понятие, виды, особенности и функции 7
1.2. Законодательное регулирование права на информацию,
взаимоотношений власти и СМИ 15
1.3. Организационно-финансовые и этические механизмы регулирования СМИ 22
Глава 2. Анализ особенностей развития массово -информационной сферы и основные тенденции ее государственного регулирования 30
2.1. Анализ основных тенденций медиа-ландшафта в России 30
2.2. Состояние государственного управления массово -информационной
сферы в Республике Татарстан, Республике Башкортостан и Чувашской Республике 36
2.3. Исследование уровня доверия населения СМИ как показатель эффективности медиа-воздействия на примере Республики Татарстан,Республики Башкортостан и Чувашской Республики 47
Глава 3. Основные направления совершенствования государственного регулирования СМИ 56
3.1. Актуальные проблемы развития медиа-отрасли на примере Республики
Татарстан, Республики Башкортостан и Чувашской Республики 56
3.2. Рекомендации по устранению проблем развития медиа-отрасли на
уровне регионального правительства и медийного сообщества 57
Заключение 62
Библиографический список 65
Приложения
Взрывные изменения прошлого века, произошедшие на глобальном уровне, как экономического, так и информационного характера, создали надлежащую область для развития средств массовой информации, появления Интернета и массовых изменений на уровне общества или личности. Ключевая особенность современной медиасистемы в России связана с изменениями структуры медиарынка и новой корреляцией между национальными и региональными или местными рынками. Вертикальная иерархическая структура рынка газет и журналов, которая раньше преобладала в СССР, уступила место горизонтальным конфигурациям на региональных локальных рынках.
На сегодняшний день СМИ по праву можно считать одним из важнейших институтов российского общества. Через СМИ и с их помощью происходит информирование, просвещение, рекламирование и развлечение населения, а главное, посредством СМИ население воспринимает и интерпретирует, адаптирует для себя все важнейшие мировые и внутригосударственные события. Следовательно, актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью анализа и изучения информационно-коммуникативных процессов в рамках взаимодействия СМИ и их аудиторию для государственных и муниципальных служащих с целью определения закономерностей вырабатывания общественного мнения и идеологии.
Несмотря на наличие в Российской Федерации комплексной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность средств массовой информации, нельзя сказать о существовании четко очерченных границ правового регулирования деятельности СМИ. Данное положение показывает необходимость создания условий для определения действенного механизма государственного регулирования деятельности СМИ.
Следовательно, цель выпускной квалификационной работы - изучить современные тенденции функционирования института СМИ в регионах России (Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Чувашская Республика) в рамках их государственного регулирования.
Объектом научного исследования выступают средства массовой информации в регионах Российской Федерации. Предметом научного исследования является процесс государственного регулирования средств массовой информации на федеральном и региональном уровнях.
В соответствии с основной целью исследования в работе были поставлены следующие задачи, определившие структуру ВКР:
1) раскрыть содержание понятия «средства массовой информации» и выделить основные виды и функции;
2) проанализировать основные аспекты законодательного
регулирования права на информацию, взаимоотношений власти и СМИ;
3) проанализировать организационно-финансовые и этические механизмы регулирования СМИ;
4) определить и проанализировать состояние государственного
управления массово-информационной сферы в Республике Татарстан, Республике Башкортостан и Чувашской Республике;
5) провести исследование уровня доверия населения СМИ в
Республике Татарстан, Республике Башкортостан и Чувашской Республике;
6) определить на основании анкетирования и анализа состояния государственного управления массово-информационной сферы в регионах актуальные проблемы развития медиа-отрасли;
7) разработать рекомендации по устранению проблем развития медиа-отрасли на уровне регионального правительства и медийного сообщества.
Среди учёных, занимающихся изучением государственного регулирования СМИ в России, можно выделить Белоусова Е.И., Шкондина М.В., Корконосенко С.Г., Мирошниченко А.А., Гуськову С.В., Федотова М.А.
В частности, Белоусов Е.И. в статье «Средства массовой информации в России: историко-правовая ретроспектива развития формирует периодизацию становления средств массовой информации и коммуникации в России. Шкондин М.В. в исследовании «Типология периодической печати» , Корконосенко С.Г. в работе «Основы журналистики» , Мирошниченко А.А. в книге «Бизнес-коммуникации: мастерство делового общения: практическое руководство» и Гуськова С.В. в статье «Типология современных региональных средств массовой информации (на примере Тамбовских масс - медиа)» предлагают типологизировать российские СМИ по различным критериям. Федотов М.А. в работе «Правовые основы журналистики» рассматривает теоретические аспекты государственного регулирования медиа-сферы, а также проводит комплексный анализ нормативно-правовых основ деятельности СМИ Немного под другим углом на деятельность СМИ и регулирование их деятельности смотрят зарубежные ученые, в частности R. Wimmer & J. Dominick , O. Floresku , J. Vivian и R. Campbell рассматривают СМИ в контексте средства коммуникации, что предполагает двунаправленность взаимодействия коммуникатора и рецепиента информации.
Информационной базой работы послужили законодательные и другие нормативные акты; официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ и территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, исследовательских групп ФОМ, ВЦИОМ; публикации в специализированной научной и периодической печати; материалы научно-практических конференций.
В выпускной квалификационной работе используются методы сравнительного анализа, классификации, ранжирования, анкетирования.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, трёх глав, в каждой из которых выделены параграфы, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе «Теоретические и нормативно -правовые основы государственного регулирования средств массовой информации» рассмотрена сущность средств массовой информации, определены их виды и функции, законодательные основы деятельности СМИ в стране и организационно-финансовые и этические механизмы регулирования их деятельности.
Во второй главе «Анализ особенностей развития массово - информационной сферы и основные тенденции ее государственного регулирования» проанализировано состояние государственного управления массово-информационной сферы в Республике Татарстан, Республике Башкортостан и Чувашской Республике, а также проведено исследование уровня доверия населения СМИ как показателя эффективности медиавоздействия в данных регионах.
В третьей главе «Основные направления совершенствования государственного регулирования СМИ» выявлены основные проблемы развития медиа-отрасли в исследуемых регионах и разработаны рекомендации, направленные на устранение проблем развития медиа-отрасли на уровне регионального правительства и медийного сообщества.
На сегодняшний день СМИ по праву можно считать одним из важнейших институтов российского общества. Через СМИ и с их помощью происходит информирование, просвещение, рекламирование и развлечение населения, а главное, посредством СМИ население воспринимает и интерпретирует, адаптирует для себя все важнейшие мировые и внутригосударственные события. Итак, согласно Закону РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», а именно, ст. 2, «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)».
В процессе изучения государственного регулирования деятельности средств массовой информации в России при написании выпускной квалификационной работы нами была поставлена цель изучить современные тенденции функционирования института СМИ в регионах России (Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Чувашская Республика) в рамках их государственного регулирования для выработки рекомендаций по устранению имеющихся проблем.
В выпускной квалификационной работе на основе изучения механизмов регулирования деятельности СМИ механизмы были поделены на две группы: правовые и организационно-финансовые механизмы. Правовое регулирование опирается на совокупность нормативно-правовых актов (Конституция РФ, законы и подзаконные акты), организационно-финансовое регулирование опирается на механизмы субсидирования, дотаций, банковских кредитов и участия госслужащих в редакционных советах. Кроме того, был проанализирован этический аспект деятельности СМИ и определены основные принципы этики в рамках деятельности СМИ.
Практический аспект исследования в рамках данной выпускной квалификационной работы включал в себя сравнительный анализ деятельности СМИ в трех выбранных для анализа регионах (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Чувашская Республика) и проведения анкетирования в данных регионах. Сравнительный анализ позволил определить особенности государственного регулирования деятельности СМИ в исследуемых регионах. Подводя итог, отметим, что наиболее благоприятным образом СМИ функционируют в Республике Татарстан.
Проведение анкетного опроса в трех республиках позволило сделать вывод о том, что доверие жителей данных регионов к средствам массовой информации снижается, что обуславливается более высоким уровнем медиаобразования населения на современном этапе.
Сопоставляя результаты сравнительного анализа состояния медиасферы в регионах и уровня их государственного регулирования, а также данные анкетного опроса, нами были выделены три проблемы современного регионального медиа-пространства, среди которых: необъективность и недостоверность журналистских материалов, недоверие аудитории к СМИ, доминирование ГИП в информационном пространстве. Безусловно, существование данных проблем мешает эффективному развитию медийной отрасли. Для устранения имеющихся проблем, а следовательно, для способствования более действенному развитию медиа-сферы в регионах, нами были определены рекомендации: проведение ежегодных
социологических исследований, определяющих предпочтения аудитории к тематике СМИ и степени ее влияния на реакции населения от полученной информации; законодательное введение для СМИ обязательного оглашения некоторой информации; распространение на муниципальные районы и городские округа системы проведения еженедельных брифингов с представителями СМИ; введение обязательного ежегодного повышения квалификации журналистов в целях повышения уровня профессионализма представителей СМИ; создание серии документальных фильмов о тонкостях работы журналистов.
Таким образом, комплексно подходя к изучению и разрешению проблем государственного регулирования деятельности СМИ, эффективно используя позитивные факторы их деятельности и ликвидируя влияние негативных факторов, можно обеспечить их гармоничного развитие.
1) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (Дата обращения:
28.02.2018 г.).
2) Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой
информации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1511/ (Дата
обращения: 20.02.2018 г.).
3) Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» от
02.07.2013 г. №187-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 108808/
(Дата обращения: 28.02.2018 г.).
4) Федеральный закон «О государственном языке Российской
Федерации» от 01.06.2005 г. №53-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 53749/ (Дата обращения:
28.02.2018 г.).
5) Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. №436-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 108808/ (Дата обращения:
28.02.2018 г.).
6) Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. №35-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». -
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 58840/
(Дата обращения: 28.02.2018 г.).
7) Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 г. №126-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 43224/ (Дата обращения:
28.02.2018 г.).
8) Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. №149-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 61798/ (Дата обращения:
28.02.2018 г.).
9) Указ Президента РФ от 17.04.2012 №455 «Об общественном
телевидении в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 128494/ (Дата обращения:
28.02.2018 г.).
10) Приказ Роспечати от 12.02.2014 г. №23 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям в сфере электронных средств массовой информации и Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям в сфере печати» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 161825/ (Дата обращения:
12.03.2018 г.).
11) Государственная программа «Развитие информационных и
коммуникационных технологий в Республике Татарстан «Открытый Татарстан» на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] // Кабинет Министров Республики Татарстан. - Режим доступа:
http://mic.tatarstan.ru/gosudarstvennaya-programma-razvitie-informatsionni.htm (Дата обращения: 16.02.2018 г.).
12) Положение о Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» от 24.10.2012 г. №902 [Электронный ресурс] // Кабинет Министров Республики Татарстан. - Режим доступа: http://tatmedia.tatarstan.ru/rus/dokumenti-reglamentiruyushchie-deyatelnost.htm (Дата обращения: 17.05.2018 г.).
13) Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от
19.08.2013 г. №1033-р «Об утверждении перечня государственных программ Республики Башкортостан» [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/463507023 (Дата обращения:
08.03.2018 г.).
Монографии и научные статьи:
- один автор:
14) Белоусов Е.И. Средства массовой информации в России: историко-правовая ретроспектива развития / Е.И. Белоусов // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 5 (27). - С. 349-352.
15) Гуськова С.В. Типология современных региональных средств массовой информации (на примере Тамбовских масс-медиа) / С.В. Гуськова // Society of Russia: historical space, linguistic structures and philosophical values. - 2017. - № 9-4. - С. 181-197.
16) Мирошниченко А.А. Бизнес-коммуникации: мастерство делового общения: практическое руководство / А.А. Мирошниченко. - Москва: Книжный мир, 2008. - 384 с.
17) Нуриева Д.А. Региональное правовое поле функционирования СМИ Татарстана (на основе анализа законодательных актов РТ с 2000 по 2015 г.) / Д.А. Нуриева // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2016. - Том 157, кН. 4. - С. 107-111.
18) Федотов М.А. Правовые основы журналистики / М.А. Федотов. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 432 с.
19) Campbell, R. (2010). Media and culture: An introduction to mass communication. Bedford/St. Martin’s, 7e, 531 p.
20) Floresku, O. (2014). Positive and Negative Influences of the Mass Media upon Education. Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 149, pp. 349-353.
21) Vivian, J. (2012). Media of Mass Communication, Pearson, 447 p.
- два-три автора:
22) Государственная политика в сфере печатных средств массовой информации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2013. - №9 (493). - 44 с.
23) Шкондин М.В. Периодическая печать: системные основы
типологии / М.В. Шкондин // Типология периодической печати / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова [и др.] ; под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Преснянской. - М. : Аспект Пресс, 2009. - 236 с.
24) Vartanova, Elena L. and Smirnov, Sergey S. (2010). Contemporary Structure of the Russian Media Industry. Rosenholm, Arja; Nordenstreng, Kaarle; and Trubina, Elena, eds. Russian Mass Media and Changing Values. London: Routledge. Pp. 21-40.
25) Wimmer, R. & Dominick, J. (2013). Mass media research. Cengage Learning, 10e, 496 p.
Учебники и учебные пособия:
- один автор:
26) Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах / В.О. Ключевский. - Книга первая. - М., 1993. - 576 с.
27) Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебное пособие / С.Г. Корконосенко. - Москва : КноРус, 2016. - 287 с.
28) Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.В. Лазутина. - М.: «Юрайт», 2017. - 224 с.
- два - три автора:
29) Байчик А.В., Курышева Ю.В., Никонов С.Б. Международные стандарты профессиональной этики журналистов: учеб.-метод. пособие / А.В. Байчик, Ю.В. Курышева, С.Б. Никонов. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций, 2012. - 102 с.
30) Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. - КноРус, 2015. - 477 с.
Электронные материалы:
31) Бюджет-2017: Башкирия урезает всё, кроме финансирования власти и спорта [Электронный ресурс] // ЗАО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ». - Режим доступа: http://www.rbc.ru/ufa/28/10/2016/581339a39a7947061e42c336 (Дата обращения: 12.04.2018 г.).
32) Декларация принципов поведения журналиста Международной
Федерации Журналистов от 25.04.1954 г. [Электронный ресурс] // Общественная коллегия по жалобам на прессу. - Режим доступа: http://presscouncil.ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/754-deklaratsiya-printsipov- povedeniya-zhurnalista-mezhdunarodnoi-federatsii-zhurnalistov (Дата
обращения: 15.03.2018 г.).
33) Комитет гражданских инициатив. Фонд «Медиастандарт»:
проекты фонда [Электронный ресурс] // Комитет гражданских инициатив. - Режим доступа: https://komitetgi.ru/proiects/2020#2 (Дата обращения:
24.03.2018 г.).
34) Отчет о результатах деятельности Управления Роскомнадзора по
Чувашской Республике - Чувашии за 4 квартал 2017 года с итогами за год [Электронный ресурс] // Официальный интернет-ресурс Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. - Режим доступа: https://21.rkn.gov.ru/docs/21/Itogi deiate!6nosti 2016.doc (Дата обращения: 14.03.2018 г.).
35) Отчеты об исполнении планов и показателей деятельности
[Электронный ресурс] // Официальный интернет-ресурс Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. - Режим доступа:
https://21.rkn.gov.ru/docs/21/Itogi deiate!6nosti 2016.doc (Дата обращения:
12.04.2018 г.).
36) Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (Дата обращения: 26.03.-02.04.2018 г.).
37) Перечень средств массовой информации, зарегистрированных на территории Чувашской Республики, по состоянию на 09 января 2017 года (данные Управления Роскомнадзора по Чувашии) [Электронный ресурс] // Официальный портал органов власти Чувашской Республики. - Режим доступа:
http://gov.cap.ru/UserFiles/orgs/GrvId 243/spisok smi janvar6 2017.doc (Дата обращения: 24.03.2018 г.).
38) Присутствие СМИ в Башкирии ежемесячно сокращается [Электронный ресурс] // АО «Коммерсантъ». - Режим доступа: https://kommersant.ru/doc/2915866 (Дата обращения: 14.01.2018 г.).
39) Расходы республиканского бюджета Чувашской республики в 2016 году [Электронный ресурс] // Министерство финансов Чувашской Республики. - Режим доступа: http://budget.cap.ru/Menu/Page/433#box 441 (Дата обращения: 15.04.2018 г.).
40) Результаты деятельности Управления за 2016 год [Электронный
ресурс] // Официальный интернет-ресурс Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. - Режим доступа: https://02.rkn.gov.rU/docs/2/Pokazateli deiate!6nosti za 2016 god.docx (Дата обращения: 24.03.2018 г.).
41) Республиканское агентство по печати и массовым
коммуникациям [Электронный ресурс] // АО «ТАТМЕДИА». - Режим доступа: http://tatmedia.ru/aotatmedia/ (Дата обращения: 15.05.2018 г.).
42) Республиканское агентство по печати массовым
коммуникациям «Татмедиа» подводит итоги работы в 2016 году
[Электронный ресурс] // ИА «ТАТАР-ИНФОРМ». - Режим доступа: http://www.tatar-inform.ru/news/2017/02/01/537640/ (Дата обращения: 14.01.2018 г.).
43) Татарстан потратит на поддержку государственных СМИ в 2017 году 1,18 млрд рублей [Электронный ресурс] // АО «Коммерсантъ». - Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/2835873 (Дата обращения: 12.04.2018 г.).
44) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bashstat.gks.ru/ (Дата обращения: 26.03.-02.04.2018 г.).
45) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/ (Дата обращения: 26.03.-02.04.2018 г.).
46) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Чувашия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chuvash.gks.ru/ (Дата обращения: 26.03.-02.04.2018 г.).
47) Уфа: рынок печатных СМИ [Электронный ресурс] // ООО
«Регион-Медиа». - Режим доступа: http://www.region-
media.ru/research ufa.php (Дата обращения: 24.03.2018 г.).
48) Фонд «Медиастандарт». Карта развития медиасферы - 2016 [Электронный ресурс] // Фонд «Медиастандарт» - Фонд медиаисследований и развития стандартов журналистики. - Режим доступа: http://www.msindex.ru/ (Дата обращения: 07.04.2018 г.).
49) Фонд «Медиастандарт». Паспорта регионов [Электронный ресурс] // Фонд «Медиастандарт» - Фонд медиаисследований и развития стандартов журналистики. - Режим доступа: http://www.msindex.ru/regions/ (Дата обращения: 07.04.2018 г.).