ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника 7
1.1. Проблема взаимодействия учителя с семьей младшего школьника
в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Принципы взаимодействия учителя с семьями учащихся начальной школы 14
1.3. Направления и формы взаимодействия учителя с семьями учащихся 20
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника 30
2.1. Организация исследования. Методики исследования 30
2.2. Описание программы взаимодействия учителя с семьей младшего
школьника 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования 42
Выводы по второй главе 50
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника 7
1.1. Проблема взаимодействия учителя с семьей младшего школьника
в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Принципы взаимодействия учителя с семьями учащихся начальной школы 14
1.3. Направления и формы взаимодействия учителя с семьями учащихся 20
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника 30
2.1. Организация исследования. Методики исследования 30
2.2. Описание программы взаимодействия учителя с семьей младшего
школьника 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования 42
Выводы по второй главе 50
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложение
Проблема взаимодействия учителя с семьей младшего школьника имеет сегодня особую актуальность. В последние годы педагоги общеобразовательных учреждений стали уделять много внимания по работе с родителями детей. Возросший в настоящее время интерес к проблеме взаимодействия семьи и школы характеризуется рядом позитивных явлений: гуманизацией семейного и школьного воспитания, реализацией нового отношения к ученику как самоценной личности ориентацией на равноправное межсубъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
При этом, в постоянно меняющихся условиях современности учителю постоянно приходится искать новые пути в процессе организации взаимодействия с родителями учащихся. В действующем законе «Об образовании в Российской Федерации» определены общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования, в результате чего в системе образования остро встал вопрос о совершенствовании взаимодействия школы и семей учащихся. Ведь именно от качества такого взаимодействия во многом зависит дальнейшая судьба ребенка и уровень его подготовки во всех областях. Перед учителями стоит сегодня задача повышения уровня педагогической культуры родителей, объяснения роли семейного воспитании для развития личности ребенка, разработки и выбора новых методов совместной деятельности с родителями, привлечения внимания родителей к ребенку.
Особенно остро проблема взаимодействия учителя с семьями стоит в младшем школьном возрасте, ведь именно семья и школа являются основными институтами воспитания младшего школьника. Однако ни семья, ни школа в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребенка. Поэтому процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон, которое возможно только при организации взаимодействия семья и школы в воспитании детей младшего школьного возраста.
Несмотря на то, что взаимодействие школы и семей изучалось многими учеными, в данной сфере продолжают сохраняться нерешенные противоречия:
- между необходимостью взаимодействия педагогов и родителей в интересах развития ребенка и несогласованностью их представлений о целях, ценностях школы и семьи;
- между наличием у родителей большого количества информации об обучении и воспитании детей и отсутствием систематизации при выборе нужных сведений;
между различными способами, формами организации взаимодействия семьи и школы и практическим выстраиванием пространства взаимодействия семьи и школы.
Наличие данных противоречий и необходимость поиска путей их разрешения в педагогической практике определяют актуальность темы данного исследования, а также необходимость и значимость рассматриваемой проблематики. Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы взаимодействия учителя с семьями младших школьников послужили основанием для определения темы исследования.
Объект исследования: процесс взаимодействия учителя школы с семьей младшего школьника.
Предмет исследования: содержание, формы и методы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника.
Цель исследования: выявить и раскрыть содержание, формы и методы взаимодействия учителя школы с семьей младшего школьника.
Задачи исследования:
- провести анализ проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника в психолого-педагогической литературе;
- определить принципы взаимодействия учителя с семьями учащихся начальной школы;
- выявить направления и формы взаимодействия учителя с семьями учащихся;
провести экспериментальное исследование проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что реализация психолого-педагогической программы взаимодействия учителя и семей учащихся младшего школьного возраста способствует повышению эффективности такого взаимодействия.
В данной работе учтены и использованы научные данные, полученные в результате исследований современных отечественных психологов и педагогов, посвященных проблемам взаимодействия школы и семьи. В частности, анализ научно-теоретической литературы показал, что различные аспекты данной проблематики изучали такие авторы, как М.В. Арсентьева [1], Л.В. Баринова [3], С.Г. Галстян [5], Е.В. Головнева [6], Е.В. Демидова [7], Т.Н. Доронова [8], И.В. Елисеева [9], Т.В. Коваленко [19], В.А. Коновалова [20], Т.О. Копыльцива [21], Т.В. Свадьбина [34], И.И. Степанова [38], И.А. Хоменко [40], И.В. Щекотихина [42], О.В. Эрлих [43] и другие.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования);
- экспериментальные методы: диагностические методики,
констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;
- методы математики и статистики, предполагающие качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Экспериментальное исследование проводилось на базе СОШ № 35 г. Набережные Челны. В исследовании принимали участие 60 человек, которые были разделены на две группы по 30 человек - экспериментальную, в которой на формирующем этапе проводилась работа по реализации психолого-педагогической программы повышения эффективности взаимодействия между учителем и семьями младших школьников, и контрольную, в которой такой работы не производилось.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем производится систематизация отдельных взглядов на поставленную проблему, а также осуществляется разработка и экспериментальная апробация программы повышения эффективности взаимодействия между учителем и семьями младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности педагога при организации и реализации взаимодействия с семьями учащихся.
По проблеме исследования опубликована статья:
Садыкова Э.Т. Взаимодействие учителя с семьей младшего школьника // Студенческая наука. - 2018. - № 2(4). - С. 39 - 41.
Структура работы определяется необходимостью решения обозначенных выше задач и представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
При этом, в постоянно меняющихся условиях современности учителю постоянно приходится искать новые пути в процессе организации взаимодействия с родителями учащихся. В действующем законе «Об образовании в Российской Федерации» определены общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования, в результате чего в системе образования остро встал вопрос о совершенствовании взаимодействия школы и семей учащихся. Ведь именно от качества такого взаимодействия во многом зависит дальнейшая судьба ребенка и уровень его подготовки во всех областях. Перед учителями стоит сегодня задача повышения уровня педагогической культуры родителей, объяснения роли семейного воспитании для развития личности ребенка, разработки и выбора новых методов совместной деятельности с родителями, привлечения внимания родителей к ребенку.
Особенно остро проблема взаимодействия учителя с семьями стоит в младшем школьном возрасте, ведь именно семья и школа являются основными институтами воспитания младшего школьника. Однако ни семья, ни школа в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребенка. Поэтому процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон, которое возможно только при организации взаимодействия семья и школы в воспитании детей младшего школьного возраста.
Несмотря на то, что взаимодействие школы и семей изучалось многими учеными, в данной сфере продолжают сохраняться нерешенные противоречия:
- между необходимостью взаимодействия педагогов и родителей в интересах развития ребенка и несогласованностью их представлений о целях, ценностях школы и семьи;
- между наличием у родителей большого количества информации об обучении и воспитании детей и отсутствием систематизации при выборе нужных сведений;
между различными способами, формами организации взаимодействия семьи и школы и практическим выстраиванием пространства взаимодействия семьи и школы.
Наличие данных противоречий и необходимость поиска путей их разрешения в педагогической практике определяют актуальность темы данного исследования, а также необходимость и значимость рассматриваемой проблематики. Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы взаимодействия учителя с семьями младших школьников послужили основанием для определения темы исследования.
Объект исследования: процесс взаимодействия учителя школы с семьей младшего школьника.
Предмет исследования: содержание, формы и методы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника.
Цель исследования: выявить и раскрыть содержание, формы и методы взаимодействия учителя школы с семьей младшего школьника.
Задачи исследования:
- провести анализ проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника в психолого-педагогической литературе;
- определить принципы взаимодействия учителя с семьями учащихся начальной школы;
- выявить направления и формы взаимодействия учителя с семьями учащихся;
провести экспериментальное исследование проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что реализация психолого-педагогической программы взаимодействия учителя и семей учащихся младшего школьного возраста способствует повышению эффективности такого взаимодействия.
В данной работе учтены и использованы научные данные, полученные в результате исследований современных отечественных психологов и педагогов, посвященных проблемам взаимодействия школы и семьи. В частности, анализ научно-теоретической литературы показал, что различные аспекты данной проблематики изучали такие авторы, как М.В. Арсентьева [1], Л.В. Баринова [3], С.Г. Галстян [5], Е.В. Головнева [6], Е.В. Демидова [7], Т.Н. Доронова [8], И.В. Елисеева [9], Т.В. Коваленко [19], В.А. Коновалова [20], Т.О. Копыльцива [21], Т.В. Свадьбина [34], И.И. Степанова [38], И.А. Хоменко [40], И.В. Щекотихина [42], О.В. Эрлих [43] и другие.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования);
- экспериментальные методы: диагностические методики,
констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;
- методы математики и статистики, предполагающие качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Экспериментальное исследование проводилось на базе СОШ № 35 г. Набережные Челны. В исследовании принимали участие 60 человек, которые были разделены на две группы по 30 человек - экспериментальную, в которой на формирующем этапе проводилась работа по реализации психолого-педагогической программы повышения эффективности взаимодействия между учителем и семьями младших школьников, и контрольную, в которой такой работы не производилось.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем производится систематизация отдельных взглядов на поставленную проблему, а также осуществляется разработка и экспериментальная апробация программы повышения эффективности взаимодействия между учителем и семьями младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности педагога при организации и реализации взаимодействия с семьями учащихся.
По проблеме исследования опубликована статья:
Садыкова Э.Т. Взаимодействие учителя с семьей младшего школьника // Студенческая наука. - 2018. - № 2(4). - С. 39 - 41.
Структура работы определяется необходимостью решения обозначенных выше задач и представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Итак, целью проведенного нами исследования стало выявление и раскрытие содержания, форм и методов взаимодействия учителя школы с семьей младшего школьника. Необходимость достижения данной цели продиктовала выбор задач исследования, которые были последовательно решены на различных его этапах.
Первой задачей исследования стало проведение анализа проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника в психологопедагогической литературе. Ознакомление с научно-теоретическими источниками показало, что современные психологи и педагоги исследуют самые разнообразные аспекты данного процесса: подходы к созданию педагогических условий успешного взаимодействия семьи и школы; важность объединения их усилий в воспитании и обучении; причины сложности работы педагогов с семьей и другие.
Вторая задача работы состояла в определении принципов взаимодействия учителя с семьями учащихся, среди которых мы выделили следующие положения: между учителями и родителями происходит диалог, направленный на совместное приобретение опыта; нельзя допускать анализа личности учителя, и наоборот; доверительные отношения между школой и родителями приводят к тому, что образование и воспитание детей осуществляется в новых, рефлексивных отношениях; организация такого взаимодействия повышает ответственность родителей, развивает их педагогическую активность; от профессионализма педагога зависит его умение организовать совместную работу с родителями.
Еще одна задача исследования состояла в выявлении направлений и форм взаимодействия учителя с семьями учащихся, среди которых мы обнаружили гуманизацию образовательно-воспитательной среды; выработку общей стратегии деятельности школы и семьи; определение программ такой деятельности; совершенствование педагогического мастерства родителей и педагогов; развитие новых форм общественной жизни в школе. Формы взаимодействия школы с родителями могут быть реализованы как индивидуальные (беседы; посещение семей; анкетирование; консультации) и коллективные (родительские собрания; родительский лекторий; конференции; дни открытых дверей и другие).
Наконец, последней задачей исследования стала необходимость провести экспериментальное исследование проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника. В ходе исследования была реализована психолого-педагогическая программа, разработанная в связи с необходимостью взаимодействия школы с семьями учащихся для поиска новых форм и методов сотрудничества, которые позволят учесть актуальные потребности семьи и способствовать формированию активной родительской позиции. Программа была реализована в четырех направлениях: организационная деятельность по взаимодействию с родителями, семьей; развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между учителями и родителями; организация работы коллектива родителей; психолого-педагогическое просвещение родителей.
По итогам реализации программы мы обнаружили, что произошли статистически значимые позитивные изменения, произошедшие в уровне заинтересованности родителей экспериментальной группы учебой ребенка, в уровне их ожиданий от работы классного руководителя, в уровне удовлетворенности взаимодействием со школой. Родители стали лучше ориентироваться в вопросах содержания, организации, условий и результатов обучения и воспитания ребенка в школе; познакомились с особенностями школьной жизни, с учителями; стали более активными во взаимодействии с педагогом; обнаружили возможности, которые школа предоставляет для обучения и воспитания детей.
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи данного исследования были нами решены, а цель - достигнута. Гипотеза экспериментального исследования подтвердилась.
В то же время, проведенное исследование не исчерпывает всей сути обозначенной проблемы. Дальнейшие направления исследовательской деятельности могут быть связаны с изучением факторов, оказывающих влияние на процесс взаимодействия учителя с семьями младших школьников. Кроме того, в дальнейшем возможна реализация программы, направленной на повышение эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая самих учащихся и администрацию школы.
Первой задачей исследования стало проведение анализа проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника в психологопедагогической литературе. Ознакомление с научно-теоретическими источниками показало, что современные психологи и педагоги исследуют самые разнообразные аспекты данного процесса: подходы к созданию педагогических условий успешного взаимодействия семьи и школы; важность объединения их усилий в воспитании и обучении; причины сложности работы педагогов с семьей и другие.
Вторая задача работы состояла в определении принципов взаимодействия учителя с семьями учащихся, среди которых мы выделили следующие положения: между учителями и родителями происходит диалог, направленный на совместное приобретение опыта; нельзя допускать анализа личности учителя, и наоборот; доверительные отношения между школой и родителями приводят к тому, что образование и воспитание детей осуществляется в новых, рефлексивных отношениях; организация такого взаимодействия повышает ответственность родителей, развивает их педагогическую активность; от профессионализма педагога зависит его умение организовать совместную работу с родителями.
Еще одна задача исследования состояла в выявлении направлений и форм взаимодействия учителя с семьями учащихся, среди которых мы обнаружили гуманизацию образовательно-воспитательной среды; выработку общей стратегии деятельности школы и семьи; определение программ такой деятельности; совершенствование педагогического мастерства родителей и педагогов; развитие новых форм общественной жизни в школе. Формы взаимодействия школы с родителями могут быть реализованы как индивидуальные (беседы; посещение семей; анкетирование; консультации) и коллективные (родительские собрания; родительский лекторий; конференции; дни открытых дверей и другие).
Наконец, последней задачей исследования стала необходимость провести экспериментальное исследование проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника. В ходе исследования была реализована психолого-педагогическая программа, разработанная в связи с необходимостью взаимодействия школы с семьями учащихся для поиска новых форм и методов сотрудничества, которые позволят учесть актуальные потребности семьи и способствовать формированию активной родительской позиции. Программа была реализована в четырех направлениях: организационная деятельность по взаимодействию с родителями, семьей; развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между учителями и родителями; организация работы коллектива родителей; психолого-педагогическое просвещение родителей.
По итогам реализации программы мы обнаружили, что произошли статистически значимые позитивные изменения, произошедшие в уровне заинтересованности родителей экспериментальной группы учебой ребенка, в уровне их ожиданий от работы классного руководителя, в уровне удовлетворенности взаимодействием со школой. Родители стали лучше ориентироваться в вопросах содержания, организации, условий и результатов обучения и воспитания ребенка в школе; познакомились с особенностями школьной жизни, с учителями; стали более активными во взаимодействии с педагогом; обнаружили возможности, которые школа предоставляет для обучения и воспитания детей.
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи данного исследования были нами решены, а цель - достигнута. Гипотеза экспериментального исследования подтвердилась.
В то же время, проведенное исследование не исчерпывает всей сути обозначенной проблемы. Дальнейшие направления исследовательской деятельности могут быть связаны с изучением факторов, оказывающих влияние на процесс взаимодействия учителя с семьями младших школьников. Кроме того, в дальнейшем возможна реализация программы, направленной на повышение эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая самих учащихся и администрацию школы.
Подобные работы
- СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В
ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(И.О.Фамилия)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие классного руководителя с семьей младшего школьника в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие педагога с семьёй по развитию социально-перцептивных способностей младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Работа с семьей по профили клике зависимости младших школьников от социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Взаимодействие педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020



