Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Работа №30045

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
553
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника 7
1.1. Проблема взаимодействия учителя с семьей младшего школьника
в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Принципы взаимодействия учителя с семьями учащихся начальной школы 14
1.3. Направления и формы взаимодействия учителя с семьями учащихся 20
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника 30
2.1. Организация исследования. Методики исследования 30
2.2. Описание программы взаимодействия учителя с семьей младшего
школьника 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования 42
Выводы по второй главе 50
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложение


Проблема взаимодействия учителя с семьей младшего школьника имеет сегодня особую актуальность. В последние годы педагоги общеобразовательных учреждений стали уделять много внимания по работе с родителями детей. Возросший в настоящее время интерес к проблеме взаимодействия семьи и школы характеризуется рядом позитивных явлений: гуманизацией семейного и школьного воспитания, реализацией нового отношения к ученику как самоценной личности ориентацией на равноправное межсубъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
При этом, в постоянно меняющихся условиях современности учителю постоянно приходится искать новые пути в процессе организации взаимодействия с родителями учащихся. В действующем законе «Об образовании в Российской Федерации» определены общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования, в результате чего в системе образования остро встал вопрос о совершенствовании взаимодействия школы и семей учащихся. Ведь именно от качества такого взаимодействия во многом зависит дальнейшая судьба ребенка и уровень его подготовки во всех областях. Перед учителями стоит сегодня задача повышения уровня педагогической культуры родителей, объяснения роли семейного воспитании для развития личности ребенка, разработки и выбора новых методов совместной деятельности с родителями, привлечения внимания родителей к ребенку.
Особенно остро проблема взаимодействия учителя с семьями стоит в младшем школьном возрасте, ведь именно семья и школа являются основными институтами воспитания младшего школьника. Однако ни семья, ни школа в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребенка. Поэтому процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон, которое возможно только при организации взаимодействия семья и школы в воспитании детей младшего школьного возраста.
Несмотря на то, что взаимодействие школы и семей изучалось многими учеными, в данной сфере продолжают сохраняться нерешенные противоречия:
- между необходимостью взаимодействия педагогов и родителей в интересах развития ребенка и несогласованностью их представлений о целях, ценностях школы и семьи;
- между наличием у родителей большого количества информации об обучении и воспитании детей и отсутствием систематизации при выборе нужных сведений;
между различными способами, формами организации взаимодействия семьи и школы и практическим выстраиванием пространства взаимодействия семьи и школы.
Наличие данных противоречий и необходимость поиска путей их разрешения в педагогической практике определяют актуальность темы данного исследования, а также необходимость и значимость рассматриваемой проблематики. Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы взаимодействия учителя с семьями младших школьников послужили основанием для определения темы исследования.
Объект исследования: процесс взаимодействия учителя школы с семьей младшего школьника.
Предмет исследования: содержание, формы и методы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника.
Цель исследования: выявить и раскрыть содержание, формы и методы взаимодействия учителя школы с семьей младшего школьника.
Задачи исследования:
- провести анализ проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника в психолого-педагогической литературе;
- определить принципы взаимодействия учителя с семьями учащихся начальной школы;
- выявить направления и формы взаимодействия учителя с семьями учащихся;
провести экспериментальное исследование проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что реализация психолого-педагогической программы взаимодействия учителя и семей учащихся младшего школьного возраста способствует повышению эффективности такого взаимодействия.
В данной работе учтены и использованы научные данные, полученные в результате исследований современных отечественных психологов и педагогов, посвященных проблемам взаимодействия школы и семьи. В частности, анализ научно-теоретической литературы показал, что различные аспекты данной проблематики изучали такие авторы, как М.В. Арсентьева [1], Л.В. Баринова [3], С.Г. Галстян [5], Е.В. Головнева [6], Е.В. Демидова [7], Т.Н. Доронова [8], И.В. Елисеева [9], Т.В. Коваленко [19], В.А. Коновалова [20], Т.О. Копыльцива [21], Т.В. Свадьбина [34], И.И. Степанова [38], И.А. Хоменко [40], И.В. Щекотихина [42], О.В. Эрлих [43] и другие.
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования);
- экспериментальные методы: диагностические методики,
констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;
- методы математики и статистики, предполагающие качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Экспериментальное исследование проводилось на базе СОШ № 35 г. Набережные Челны. В исследовании принимали участие 60 человек, которые были разделены на две группы по 30 человек - экспериментальную, в которой на формирующем этапе проводилась работа по реализации психолого-педагогической программы повышения эффективности взаимодействия между учителем и семьями младших школьников, и контрольную, в которой такой работы не производилось.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем производится систематизация отдельных взглядов на поставленную проблему, а также осуществляется разработка и экспериментальная апробация программы повышения эффективности взаимодействия между учителем и семьями младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности педагога при организации и реализации взаимодействия с семьями учащихся.
По проблеме исследования опубликована статья:
Садыкова Э.Т. Взаимодействие учителя с семьей младшего школьника // Студенческая наука. - 2018. - № 2(4). - С. 39 - 41.
Структура работы определяется необходимостью решения обозначенных выше задач и представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, целью проведенного нами исследования стало выявление и раскрытие содержания, форм и методов взаимодействия учителя школы с семьей младшего школьника. Необходимость достижения данной цели продиктовала выбор задач исследования, которые были последовательно решены на различных его этапах.
Первой задачей исследования стало проведение анализа проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника в психологопедагогической литературе. Ознакомление с научно-теоретическими источниками показало, что современные психологи и педагоги исследуют самые разнообразные аспекты данного процесса: подходы к созданию педагогических условий успешного взаимодействия семьи и школы; важность объединения их усилий в воспитании и обучении; причины сложности работы педагогов с семьей и другие.
Вторая задача работы состояла в определении принципов взаимодействия учителя с семьями учащихся, среди которых мы выделили следующие положения: между учителями и родителями происходит диалог, направленный на совместное приобретение опыта; нельзя допускать анализа личности учителя, и наоборот; доверительные отношения между школой и родителями приводят к тому, что образование и воспитание детей осуществляется в новых, рефлексивных отношениях; организация такого взаимодействия повышает ответственность родителей, развивает их педагогическую активность; от профессионализма педагога зависит его умение организовать совместную работу с родителями.
Еще одна задача исследования состояла в выявлении направлений и форм взаимодействия учителя с семьями учащихся, среди которых мы обнаружили гуманизацию образовательно-воспитательной среды; выработку общей стратегии деятельности школы и семьи; определение программ такой деятельности; совершенствование педагогического мастерства родителей и педагогов; развитие новых форм общественной жизни в школе. Формы взаимодействия школы с родителями могут быть реализованы как индивидуальные (беседы; посещение семей; анкетирование; консультации) и коллективные (родительские собрания; родительский лекторий; конференции; дни открытых дверей и другие).
Наконец, последней задачей исследования стала необходимость провести экспериментальное исследование проблемы взаимодействия учителя с семьей младшего школьника. В ходе исследования была реализована психолого-педагогическая программа, разработанная в связи с необходимостью взаимодействия школы с семьями учащихся для поиска новых форм и методов сотрудничества, которые позволят учесть актуальные потребности семьи и способствовать формированию активной родительской позиции. Программа была реализована в четырех направлениях: организационная деятельность по взаимодействию с родителями, семьей; развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между учителями и родителями; организация работы коллектива родителей; психолого-педагогическое просвещение родителей.
По итогам реализации программы мы обнаружили, что произошли статистически значимые позитивные изменения, произошедшие в уровне заинтересованности родителей экспериментальной группы учебой ребенка, в уровне их ожиданий от работы классного руководителя, в уровне удовлетворенности взаимодействием со школой. Родители стали лучше ориентироваться в вопросах содержания, организации, условий и результатов обучения и воспитания ребенка в школе; познакомились с особенностями школьной жизни, с учителями; стали более активными во взаимодействии с педагогом; обнаружили возможности, которые школа предоставляет для обучения и воспитания детей.
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи данного исследования были нами решены, а цель - достигнута. Гипотеза экспериментального исследования подтвердилась.
В то же время, проведенное исследование не исчерпывает всей сути обозначенной проблемы. Дальнейшие направления исследовательской деятельности могут быть связаны с изучением факторов, оказывающих влияние на процесс взаимодействия учителя с семьями младших школьников. Кроме того, в дальнейшем возможна реализация программы, направленной на повышение эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая самих учащихся и администрацию школы.



1. Арсентьева М.В. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 3-2. - С. 169- 173.
2. Арсеньев Л.И. Развитие ребенка во взаимодействии семьи и школы // Вестник АТУ. - 2015. - № 3. - С. 98 - 102.
3. Баринова Л.В., Плетенева И.Ф. Сотрудничество семьи и образовательного учреждения как средство развития обучаемых // Вестник КемГУ. - 2015. - № 2. - С. 50 - 52.
4. Бичурина С.У. Семья в трудовом воспитании младших школьников // Образование и саморазвитие. -2014. -№ 4. - С. 181-187.
5. Галстян С.Г. Инновационные формы работы с родителями // Челябинский гуманитарий. - 2015. - № 1. - С. 53 - 61.
6. Головнева Е.В., Головнева Н.А. Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей. - Стерлитамак: БашГУ, 2013. - 218 с.
7. Демидова Е.В. Работа классного руководителя с родителями учащихся // Инновационные проекты и программы в образовании. -2012. -№ 2.-С. 54-60.
8. Доронова Т.Н. Соловьева Е.В. Учебное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016. - 250 с.
9. Елисеева И.В., Головнева Е.В. Особенности взаимодействия семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста //Студенческий научный форум. -2014,-№6.-С. 101-107.
10. Воронина А.Я. Взаимодействие учителя-ученика-семьи как условие нравственного воспитания младших школьников // Человек и образование. - 2009. - № 3. - С. 101 - 106.
11. Заболотских О.П., Шишкина О.В. Взаимодействие психологопедагогической и медицинской служб в помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2-1. - С. 183 - 187.
12. Иванова Е.П. Организация образовательного взаимодействия между педагогом и учащимися // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№1,-С. 140- 146.
13. Иванова О.А. Принципы взаимодействия семьи и школы // Образование и воспитание младших школьников. - 2017. - № 4. - С. 98- 102.
14. Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПб: Питер, 2014. - 638 с.
15. Карандасова Е.Д. Основные ценностные ориентиры современного педагога в эпоху инноваций // IN SITU. - 2015. - № 3. - с. 105- 107.
16. Ким Т.К. Формы просвещения родительской общественности // Ученые записки университета им. П.А. Лесгафта. - 2013. - № 12. - С. 77-81.
17. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике. - М.: Дом педагогики, 2015.-578с.
18. Классному руководителю / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Владос,2013. -280 с.
19. Коваленко Т.В. Родительская компетенция как фактор современного содержания образования // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 4. - С. 102 - 112.
20. Коновалова В.А. Влияние взаимодействия семьи и школы на развитие личности младшего школьника // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития. - 2016. - №1. - С. 88 - 90.
21. Копыльцива Т.О. Взаимодействие семьи и школы как необходимое условие воспитания личности младшего школьника // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. - 2017. - Т. 1. - С. 102 - 106.
22. Косова А.В. Генезис понятия «профессионально-педагогическая культура родителей» // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. - 2013. - № 3. - С. 176 - 184.
23. Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы. - М.: Народное образование, 2014. - 186 с.
24. Макарова Л.И. Взаимодействие семьи и школы в воспитании гражданской позиции младшего школьника // Мир науки. - 2016. - №4. -С. 21.
25. Малунова Г.С. Трудовое воспитание детей в семье, детском саду, школе. - М.: Академия, 2010. - 207 с.
26. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник ЧГУ. - 2014. - № 13. - С. 173 - 178.
27. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М.: Владос-Пресс, 2014. - 328 с.
28. Померанцева С.А. Опыт взаимодействия семьи и школы // Концепт. -2014. -№ 6. -С. 93-96.
29. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М.: Владос, 2011. - 496 с.
30. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. - М.: ЭКСМО, 2010-30 с.
31. Ротфорт Д.В. Педагогические условия формирования культуры здоровья младших школьников при взаимодействии семьи и школы // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2014. - № 3. - С. 176- 178.
32. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. -М.: Просвещение, 2011. - 128 с.
33. Саранская А.С. Новые подходы к взаимодействию семьи и школы // Молодой ученый. - 2016. - № 3. - С. 38 - 42.
34. Свадьбина Т.В. Практика социального партнерства семьи и школы в воспитательном процессе // Семья: феноменология повседневности. - Нижний Новгород: НГСА, 2016. - С. 325 - 328.
35. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Академия, 2014. - 365 с.
36. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире /ред. В.А. Кольцова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2013. - 960 с.
37. Степанова И.В. Кризис традиционных форм взаимодействия семьи и школы // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 2. - С. 53 -60.
38. Степанова И.И. Семья и школа: пути эффективного взаимодействия
// Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. - 2016. - № 9. - С. 280 - 283.
39. Табакова Н.В. Взаимодействие семьи и школы // Социосфера. -
2014. -№ 12.-С. 89-92.
40. Хоменко И.А. Семья как образовательная система и партнер школы // Народное образование. - 2009. - № 8. - С. 37-41.
41. Хуриева М.Ю. Основные направления взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся //Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. - № 1. - С. 292 -297.
42. Щекотихина И.В. Работа учителя с семьей младшего школьника // Герценовские чтения. Начальное образование. -2014. - Т. 5. -№1,- С. 133 - 139.
43. Эрлих О.В. Взаимодействие семьи и школы в новых социальнопедагогических условиях // Человек и образование. - 2017. - № 4. - С. 34-37.
44. Юдина Н.А. Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте: основные проблемы // Концепт. - 2013. - № 12. - С. 114 — 118.
45. Яковлева Н.А. Взаимодействие семьи и школы в современных условиях // Вестник ТГПУ. - 2016. - № 4. - С. 67 - 72.
46. Диагностика взаимодействия семьи и школы. - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/025/36922.php
(03.03.2018).
47. Зиятова М.З., Ларина В.К. Диагностика взаимодействия семьи и школы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: yurgaschkola 15 .ucoz ,ш/teacher/diagno stikavzaimodej stvij asemiishk oly.docx (03.03.2018).
48. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: 11йр://минобрнауки.рф/документы/922/файл/227/роор_поо_геевйбос (09.10.2017).
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn—80abucjiibhv9a.xn—р 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 % 83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%Dl%82%Dl%8B/922 (06.03.2018).
50. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года (в ред. от 29.07.2017). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (23.02.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ