Введение 3
1. Теоретические и методические основы ценовой политики предприятия 6
1.1 Содержание основных понятий ценообразования 6
1.2 Методические подходы к формированию ценовой политики
предприятия 11
1.3 Особенности формирования ценовой политики предприятия на
современном этапе развития экономики 15
2. Анализ эффективности ценовой политики организации АО «ПО «Завод
имени Серго» 23
2.1 Анализ развития деятельности в сфере машиностроительного комплекса
и общая характеристика АО «ПО «Завод имени Серго» 2 3
2.2 Анализ системы управления АО «ПО «Завод имени Серго» 40
2.3 Исследование проблем ценообразования АО «ПО «Завод имени Серго» 53
3. Пути повышения эффективности ценовой политики организации 6 0
3.1 Анализ цен конкурентов и разработка предложений для АО «ПО «Завод
имени Серго» 60
3.2 Расчет оптимальных цен на товары АО «ПО «Завод имени Серго» 64
3.3 Разработка мероприятий по совершенствованию ценовой политики в АО
«ПО «Завод имени Серго» 69
Заключение 78
Список использованных источников 82
Приложения
Ценовая политика компании является не только одной из главных составляющих системы управления предприятием, но и важнейшим механизмом укрепления его финансового состояния.
Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему.
Цена, как денежное выражение стоимости, ценности товара для потребителя, выступает обобщающим качественным показателем деятельности предприятия и находится в тесной зависимости со всеми составляющими экономической деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.
Как экономическая категория товарного производства цена на уровне предприятия выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции.
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Но в последнее время на покупательском выборе энергичнее стали отражаться неценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товаров и услуг для разной клиентуры. Каждая фирма подходит к проблемам ценообразования по-своему.
На решения руководства фирмы в области ценообразования оказывают влияние многие внутренние и внешние факторы. Решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Поэтому одной из главных задач современного этапа экономического развития предприятия является овладение руководством фирмы не только теоретическими основами ценообразования, но и умением осуществлять всесторонний контроль над правильностью формирования цен на всех этапах, что позволит повысить финансовую устойчивость предприятия, конкурентоспособность, обеспечить долгое перспективное развитие.
Этим объясняется актуальность темы выпускной квалификационной работы, так как организации, уделяющие основное внимание вопросам формирования эффективной ценовой политики, оказываются более конкурентоспособными в долгосрочном периоде. Проблема повышения эффективности ценовой политики актуальна как для крупных, так и для малых организаций.
Степень разработанности темы - высокий интерес к данной проблеме со стороны руководителей иностранных и отечественных предприятий привел к увеличению в последние годы числа теоретических исследований, посвященных вопросам повышения эффективности ценовой политики организации.
Целью данной работы является: разработка рекомендаций по повышению эффективности ценовой политики АО «ПО «Завод имени Серго». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы ценовой политики предприятия;
- проанализировать эффективность ценовой политики организации АО «ПО «Завод имени Серго»
- разработать рекомендации по повышению эффективности ценовой политики АО «ПО «Завод имени Серго».
Объектом исследования является организация АО «ПО «Завод имени Серго».
Предмет исследования - специфика совершенствования ценовой политики в организации.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам; методическая, научная и учебная литература, нормативные документы, законодательные акты, статьи периодической печати, а также данные учета и отчетности АО «ПО «Завод имени Серго».
Методической основой написания дипломной работы являются методы обработки и анализа информационных массивов, графической интерпретации, а также логического, сравнительного и структурного анализа.
Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке рекомендаций по повышению эффективности ценовой политики АО «ПО «Завод имени Серго», которые могут быть использованы руководством предприятия в целях усовершенствования ценовой политики организации.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Материал в данной дипломной работе изложен по трем направлениям:
В первой главе рассмотрено изложение теоретических и методических основ ценовой политики предприятия.
Во второй главе проведен анализ и оценка финансового состояния предприятия, деловой активности и рентабельности предприятия, а также ценовой политики АО «ПО «Завод имени Серго».
В третьей главе дано описание предложенных мероприятий по повышению эффективности проведения ценовой политики АО «ПО «Завод имени Серго». Осуществлён расчёт эффективности предложенных мероприятий.
Цена, как денежное выражение стоимости, ценности товара для потребителя, выступает обобщающим качественным показателем деятельности предприятия и находится в тесной зависимости со всеми составляющими экономической деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.
При формировании цен на продукцию АО «ПО «Завод имени Серго» применяет следующие методы ценообразования: рыночный метод (метод текущей цены), затратный метод (затраты + прибыль), и тендерный метод в зависимости от категории товара.
Под формированием ценовой политики предприятия понимается обоснование системы дифференцированных цен на реализуемую продукцию и разработка мероприятий по обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации на товарном рынке и условий осуществления хозяйственной деятельности.
Главным фактором, влияющим на ценовую политику предприятия и величину предложения товаров на рынке, являются издержки производства. Предприятие производит товары с целью получения прибыли и пытается максимизировать соотношение между прибылью и затратами. Однако возможности конкретного продавца в установлении цены на рынке ограничены и, как известно, уровень цен складывается под воздействием ряда факторов. Поэтому для любого производителя основным источником увеличения прибыли становится снижение затрат. Отсюда следует, что главная цель рыночного анализа затрат: выявить оптимальное соотношение между издержками и доходами, что является важнейшим условием выживания и благополучия фирмы.
Таким образом, ценовая политика компании является не только одной из главных составляющих системы управления предприятием, но и важнейшим механизмом укрепления его финансового состояния.
Как правило, ценовая политика используется для достижения следующих целей:
- максимизация рентабельности продаж;
- максимизация рентабельности чистого собственного капитала предприятия;
- максимизация рентабельности всех активов предприятия;
- стабилизации цен, прибыльности и укрепления рыночной позиции.
Активная ценовая политика может быть признана успешной в том случае, если она позволяет:
- восстановить или улучшить позицию предприятия на конкурентном рынке определенного вида продукции;
- увеличить чистую прибыль предприятия.
Проведя исследование проблем ценообразования АО «ПО «Завод имени Серго» в главе 2 данной работы, был выявлен ряд проблем, напрямую влияющих на увеличение цены на холодильную технику.
На предприятии контроль над ценами осуществляется управлением ценообразования ежедневно, однако ввиду недостаточного объёма оборотных средств, при закупке материалов комплектующих с условием отсрочки платежа, предприятие, как правило, получает завышение по ценам на закупаемые сырье и материалы и комплектующие. А это в свою очередь, приводит к увеличению себестоимости и росту цен конечного продукта, и как следствие, снижение доходности.
Для решения данной проблемы рекомендуем снижение размера кредиторской задолженности поставщикам материалов и комплектующих, заключение договоров на условиях 100% предоплаты, позволит снизить цены на закупаемые материальные ресурсы на 10-15%.
Для товаров народного потребления, таких как бытовая холодильная техника, цена конечного продукта напрямую зависит от конъюнктуры рынка. Рынок холодильной техники является рынком однородных товаров, и предприятие имеет ограниченные возможности влияния на цены (на уровне и чуть ниже цен конкурентов). Цены на аналоги конкурентов значительно ниже цены АО «ПОЗиС». Учитывая, что продукт не отличается по своим характеристикам от аналогов, высокая цена может явиться препятствием для роста объема продаж.
Для продукции, по которой предполагаются тендерные закупки цена, сформированная затратным методом, является первоначальной. При определении тендера исходят, прежде всего, из цен, которые назначают конкуренты. Цена определяется на более низком по сравнению с ними уровне с учетом минимального размера прибыли.
В случае тендерной закупки цена, сформированная затратным методом, может быть снижена на усмотрение производителя, таким образом, предприятие может полностью терять свою прибыль при условии выигрыша данного тендера.
В связи с этим в данной выпускной квалификационной работе предлагается повышение эффективности ценовой политики организации АО ПО «Завод имени Серго» за счет:
- снижения размера кредиторской задолженности поставщикам материалов и комплектующих, заключение договоров с поставщиками на условиях 100% предоплаты, позволит снизить цены на закупаемые материальные ресурсы на 10-15%.
- установления оптимальной цены на модели холодильной техники с наибольшим спросом.
Для этого необходимо:
- проведение анализа эффективности установленных цен и объемов отгружаемой продукции по каждому дилеру (АВС анализ).
- проведение анализа себестоимости выпускаемой продукции (маржинальный анализ).
Для продукции единичного производства, цена на которую формируется тендерным методом, для увеличения доли прибыли рекомендуется достигать уровня снижения себестоимости на изделие на 5-10% за счет:
- снижения материалоемкости;
- замены комплектующих деталей более дешевыми аналогами;
- повышения технологичности изготовления деталей (трудоемкости производства);
- передачи изготовления части деталей конструкции на аутсорсинг.
Практическая значимость предложенных рекомендаций заключается в том, что их использование позволит АО «ПО «Завод имени Серго» получить ожидаемый экономический эффект в размере 361 684,29 тыс. рублей
В ходе исследования в выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретические аспекты формирования ценовой политики, предприятия, дано определение понятию «цена» и описаны основные факторы влияющие ее уровень. Рассмотрена финансово - хозяйственная деятельность предприятия АО «ПО «Завод имени Серго» и сделан вывод о финансовой устойчивости предприятия. Проведен анализ эффективности установленных цен и объемов отгружаемой продукции по каждому дилеру (АВС анализ), после чего выдвинуты предложения по реструктуризации модельного ряда холодиной техники и расчет оптимальных цен на примере двух холодильников, пользующихся наибольшим спросом.
Таким образом, в выпускной квалификационной работе проведен анализ существующей ценовой политики предприятия, который позволил определить направления совершенствования деятельности компании. Выдвинутые в данной работе предложения и рекомендации, при использовании их на практике, будут способствовать более эффективному осуществлению ценовой политики АО «ПО «Завод имени Серго».
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) ст. 6. Акционерное общество
2. Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»
3. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об акционерных обществах» 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ
Книги, монографии
4. Андреева Т.В. Цепочка создания стоимости продукта. Формирование и оценка эффективности / Т.В. Андреева. - М.: Инфра-М, РИОР,2016. - 170 с.
5. Баздникин А.С. Цены и ценообразование / А.С. Баздникин. - М.: Юрайт, 2010. - 332 с.
6. Батраева Э.А. Ценообразование: учебное пособие. - Красноярск - Универс, 2007. - 320с.
7. Беседина В., Волков Е. Ценообразование. М.: Экономистъ, 2006. -
402 с.
8. Богалдин-Малых В.В. Ценовая и инновационная политика в практике современного бизнеса / В.В. Богалдин-Малых. - М.: МПСИ, МОДЭК,2016. - 296 с.
9. Вальтух К.К. Общий уровень цен. Теория. Статистические исследования / К.К. Вальтух. - М.: Янус-К, 2016. - 220 с.
10. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы)/ 3-е изд., перераб. и доп., М.: ИНФРА-М, 2007. - 601 с.
11. Герасименко В.В. Ценообразование / В.В. Герасименко. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 422 с..
12. Джон, Л. Дейли Эффективное ценообразование - основа конкурентного преимущества / Джон Л. Дейли. - М.: Вильямс, 2016. - 304 с.
13. Ефимова О.В. Финансовый анализ.- М.: Бухгалтерский учёт, 2005 -256 с.
14. Желтяков Н.А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Ценообразование. М.: Эксмо, 2009. - 480 с.
15. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. - 256 с.
16. Колчина Н. В Финансы предприятий: учебник для вузов / - М.: Юнити-Дана, 2012. - 384 с.
17. Лабзунов П.П. Управление ценами и затратами в современной экономике / П.П. Лабзунов. - М.: Книжный мир, 2016. - 288 с.
18. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование / И.В. Липсиц. - М.: БЕК, 2015. - 368 с.
19. Лозовский Л. / Л. Лозовский, Б. Райзберг. Цена и ценообразование. М.: Ось, 2007. - 194с.
20. Лупей Н.А., Горина Г.А. Финансы и налогообложение торговых организаций: учебное пособие / - М.: Дашков и К, 2008. - с. 232
21. Михайлова-Станюта И.А. Оценка финансового состояния предприятия - Минск: Наука и техника, 2006. - 254 с.
22. Окладников Д. Е. Практическое ценообразование / Д.Е. Окладников. - М.: Ленанд, 2014. - 160 с.
23. Радаев В. В. Кому принадлежит власть на потребительких рынках. Отношения розничных сетей и поставщиков в современной России: моногр. / В.В. Радаев. - М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет),
2016. - 384 с.
24. Райзберг Б.А. Курс экономики. - 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 672 с.
25. Роберт Дж. Долан Эффективное ценообразование / Роберт Дж. Долан, Герман Саймон. - М.: Экзамен, 2016. - 416 с.
26. Рубинштейн Е.И. Современные проблемы экономического развития
и управления: сборник научных трудов экономического факультета /Е.И.Рубинштейн. - Сургут: СурГУ, 2008. - 196с.
27. Савицкая Г.В., Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие /— 7-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2002. — 704 с. Салимжанов И. К. Ценообразование. Учебник / И.К. Салимжанов. - Москва: Высшая школа, 2010. - 304 с.
28. Сафронова Н.А. Экономика предприятия: учебник / под ред. проф. Н.А. Сафронова. М.: Юристъ, 2012. - 608 с.
29. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. - 528 с.
30. Соснаускене О.И. Ценообразование в розничной торговле / О.И. Соснаускене, Д.В. Шармин, Г.С. Шерстнева. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 272 с.
31. Тактарова Г.А. Ценообразование. - М.: Финансы и статистика,2008.- 176с.
32. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия: учебник. 3-е изд. - СПб.: 2013 - 320 с.
33. Шамахов В.А. Внешнеторговое ценообразование / В.А. Шамахов, Е.Л. Богданова, Е.В. Никитина. - М.: Техническая книга, 2012. - 320 с.
34. Ямпольская Д.О. Ценообразование в условиях рынка. Учебное пособие / Д.О. Ямпольская. - М.: Международные отношения, 2015. - 192 с.
Печатная периодика
35. Agic Е., Cinjarevic М., Kurtovic Е., Cicic М. Strategic marketing patterns and performance implications // European Journal of Marketing. 2016. Vol. 50, no. 12. P. 2216-2248.
36. Brucks M., Zeithaml V.A., Naylor G. Price and brand name as indicators of quality dimensions for consumer durables // Academy of Marketing Science. Journal. 2000. Vol. 28, no. 3. P. 359.
37. Антонова Н.С. Ценовая политика как инструмент управления продажами в розничной торговле // Управление продажами. 2013. № 3. С. 67 72.
38. Архипова Д.В. Современные концепции механизма ценообразования // Молодой ученый. 2014. № 12. С. 131-133.
39. Гладких И.В. Политика справедливых цен как элемент маркетинговой стратегии компаний // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2011. № 6. С. 26-32. 12.
40. Зимина С.А. Роль анализа в формировании ценовой политики коммерческого предприятия // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 11-3 (30). С. 27-28.
41. Кардаш М.А. Разработка политики ценообразования // Промышленный и b2b маркетинг. 2014. № 1. С. 45-54.
42. Кеворков В.В. Какова роль подразделения маркетинга в разработке ценовой политики и плана продаж/производства? // Промышленный и b2b маркетинг. 2011. № 4. С. 11-17.
43. Коротков А.В. Установление цен на товары-новинки // 2012. № 3. С. 15-24.
44. Лемешева Ж.С., Совершенствование методических подходов, применяемых в маркетинговом ценообразовани // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 3 - 5 с.
45. Пострелова А.В. Оценка конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. 2013. № 6. С. 398-402.
46. Романова ЕА, Ларин С Н Инструментарий моделирования ассортиментной и ценовой стратегии фирмы // -М ЦЭМИ РАН, 2010. -73 с.
47. Семенова О.В. Особенности цен на современном этапе // Налоговый вестник. - 2008. - № 5. - С. 3-9.
Электронные ресурсы
48. Интерфакс-раскрытие информации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=30636
49. Кодекс корпоративной этики и служебного поведения работников АО «ПОЗиС» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pozis.ru/fs/site documents/155 docf^les/f^les/Кодекс%20корпоративно й%20этики■pdf
50. Миссия АО «ПОЗиС» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.pozis.ru/
51. Обзор: результат 2017 года в машиностроении - лучший за пять
лет. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://riarating.ru/comments/20180322/630086387.html
52. Рынок бытовых холодильников в России. [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://www.indexbox.ru/news/ottepel-na-rvnke-bvtovvkh-
kholodilnikov-spad-proizvodstva-sokratilsya/