Интерпретация женского образа в духовной и светской культуре Арабского халифата (VII - XI вв.)
|
Введение 3
Глава 1. Образ женщины в социальной и культурной практике в эпоху
джахилийи 9
Глава 2. «Арабская женщина» в духовной литературе классического
периода Арабского халифата 16
Глава 3. Образ женщины в арабской светской культуре классического
периода 38
Заключение 55
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Образ женщины в социальной и культурной практике в эпоху
джахилийи 9
Глава 2. «Арабская женщина» в духовной литературе классического
периода Арабского халифата 16
Глава 3. Образ женщины в арабской светской культуре классического
периода 38
Заключение 55
Список использованных источников и литературы
Среди противоречивых тенденций развития современного общества можно выделить тенденцию столкновения западных и восточных традиции, противостояние модернизации, европеизации культур, с одной стороны, и традиционализма, желание сохранить сложившую веками ценности, устои и общественные институты, с другой. Подобное имеет место и в такой социально важной сфере, как гендерные отношения, разделяющие общественные и семейные роли мужчины и женщины относительно того положения, которое занимает женщина в социуме.
Начало новой волны общественного интереса к женским и гендерным вопросам в Европе и США относится к середине 60-х годов XX века. Одновременно появляются работы о положении женщин, сформировавшиеся к настоящему времени в широкое междисциплинарное научное направление гендерных исследований. Тем не менее проводились и проводятся подобного рода научные исследования, главным образом, на основе европейской и североамериканской культур.
Проблемы отношений и положения женщины в обществе приобрели особую актуальность в современном восточном мире. Причиной тому является те изменения, которые происходят в жизни женщины в странах Арабского Востока, переосмысливание устоявшихся взглядов на ее природу и предназначение. Несмотря на многообразие исследований, тема о положениях женщины в арабской культуре, прежде всего - в динамике ее исторического развития, представлена недостаточно полно и глубоко. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Обзор источников и литературы. Источниковая база данной дипломной работы делится на две основные группы: работы периода до и после принятия ислама. Комплексом сохранившихся письменных источников периода джахилийи является поэзия. После принятия ислама к продолжавшейся практике поэтического искусства, прибавляется комплекс духовной литературы.
Источниковой базой исследования доисламского периода являются поэтические произведения Амра ибн Кульсума, Аль Мухальхиля, аль-Харис ибн Хиллиза, Тарафа ибн аль-Абда, Абид ибн аль-Абра, Зухайр инб Аби Сульма, Антара ибн Шаддада, Урва инб аль-Варида, аль-Хутайа, ан-Хансы, Алькама ибн Абада, Аби ибн Зайда, Кайс ибн аль-Муалавиха, Лабид ибн Рабиа, ан-Нибига аз-Зубьяни и Джамиль ибн Абдаллаха.
В качестве источников использовались также крупные поэтические антологии, такие как «Книга песен» Абу-л-Фараджа ал-Исфахани (X в.),«Книга о поэзии и поэтах» Ибн Кутайбы (XI в.) , сохранившиеся как сборник литературных произведении и жизнеописании средневековых поэтов.
К источникам с религиозной составляющей исламского периода относится Коран и сборник хадисов: «Сахих» Мухаммада аль-Бухари , «Сахих» Муслима ибн аль-Хаджжаджа (суннитская правовая школа) и «Аль-Кафи» аль-Кулайни (следовательно, шиитская). В категорию источников светского характера классического периода входят поэзия Кайса ибн аль-Муалавваха (Маджнун), Умара ибн Аби Рабайа, Абу Нуваса, Абу-ль Атахия, ибн аль Муатазза, аль-Матаннабби, Абу Фирасая, адабы (рассказы, исторические анекдоты, басни) Абдаллаха Ибн аль-Мукаффа, (известными рассказом которого являются «Калила и Димна»), Джалала ад-дина асу Суйути, сиры (жизнеописания) Абу Али аль-Мухассанина ат-Танухи.
Научная литература, использованная в работе, была разделена на несколько групп. К первой группе относятся труды, посвященные непосредственно истории Арабского халифата в период средневековья. В частности, нельзя не выделить труды начала XX века российского и советского востоковеда и члена Императорского Православного Палестинского Общества Василия Владимировича Бартольда. В VI томе «Сочинений» собраны его наиболее значительные работы по истории ислама и Арабского халифата. Кроме него также большой вклад в отечественную арабистику внес Игнатий Юлианович Крачковский. В «Избранных сочинениях»9 он подробно описывает жизнь и вклад арабских авторов в мусульманскую средневековую литературу и ее развитие. В своей работе он уделяет одинаковое внимание как научной, так и художественной литературе арабов, что очень важно для данной темы дипломной работы, т.к. дает больше информации о нужных источниках.
Не стоит забывать о таком крупном советском и российском арабисте, как Олег Георгиевич Большаков 10, который является автором ряда книг по Арабскому халифату и ислама с половины XX в. по 2010 г. Для данном исследовании взята его «История халифата» в трех томах, в которой представленные общие социальные и экономического положения нужной исторической эпохи.
Также, использовались исследования Филыптинского И.М., фон Грюнобаума Г. Э., Мюллера А., Дж. Уинтла, дающие представления об общей картине общественного, культурного положения в Арабском халифате с VII по XI века.
Вторую группу составили исследования, посвященные анализу исламского вероучения и арабской культуры: труды Вагабова М.В., Грязневича П. А., Пиотровского М. Б., Резвана Е.А., Розена В.Р., а также западные исследования арабо-исламской цивилизации Ж. Ф. Бретона и М. Форварда.Исследования Крымского А. Е. дают разбор положения арабского языка и литературы, выделяя тенденции развития арабской культурной традиции в классический период Халифата.
В третью группу литературы вошли исследования об особенностях образа женщины в арабской культуре и истории эволюции данных представлении. Так, опыт анализа женского образа в арабской художественной литературе представлен в работах Халима Баракта, Басимы Ид, Лейлы Еандур, Соколовой И.Н., Блондина В.Н.
Хронологические рамки, с VII по XI век, обуславливаются рассмотрением женщины в рамках развития классического периода Арабского Халифата, поскольку именно в данный период сформировались основы мусульманского мироощущения. Также начало VII века характеризуется продолжением джахилийской (доисламской) эпохи, которая заложила базу ценностей, норм образовавшегося в дальнейшем исламского вероучения.
Объектом исследования является образ женщины в культурной истории народов Аравии.
Предметом данной дипломной работы предстает представление о женщине в духовной и светской литературе с VII по XI века в Арабском халифате.
Проблемой данного исследования являются представление и трансформация женского образа в ближневосточной культуре эпохи средневековья.
Таким образом, цель данной работы - охарактеризовать трансформацию образа женщины и ее социальных ролей, исходя из литературы Арабского халифата.
Основными задачами, исходя из указанной цели исследования, являются:
1. Определить особенности положения женщины в арабской культуре эпохи джахилийи.
2. Раскрыть своеобразие трансформированных социальных ролей женщины в исламской культуре.
3. Выявить взаимосвязь шариата и культуры, обуславливающую место женщины в социальной иерархии арабского общества.
4. Выделить социокультурные преставления о женщине на материале арабской светской литературы.
Главы были выделены в соответствии с поставленными задачами. Первая глава посвящена рассмотрению общественного положения женщины в доисламский период. Во второй рассматривалась трансформация ее ролей, статуса, прав и обязанностей после принятия ислама через призму религиозных источников периода развития классического ислама. В третьей главе на материале арабской поэзии реконструируются типы социокультурного стереотипа арабской женщины.
В основу исследования положен комплексный культурологический подход к явлениям культуры, опирающийся на методы и результаты исследований целого ряда гуманитарных научных дисциплин: культурологии, историографии, социологии, права. Основными в работе являются социокультурный и историко-генетический методы, позволяющие проследить изменения положения женщины в арабской культуре в ходе ее исторического развития.
Начало новой волны общественного интереса к женским и гендерным вопросам в Европе и США относится к середине 60-х годов XX века. Одновременно появляются работы о положении женщин, сформировавшиеся к настоящему времени в широкое междисциплинарное научное направление гендерных исследований. Тем не менее проводились и проводятся подобного рода научные исследования, главным образом, на основе европейской и североамериканской культур.
Проблемы отношений и положения женщины в обществе приобрели особую актуальность в современном восточном мире. Причиной тому является те изменения, которые происходят в жизни женщины в странах Арабского Востока, переосмысливание устоявшихся взглядов на ее природу и предназначение. Несмотря на многообразие исследований, тема о положениях женщины в арабской культуре, прежде всего - в динамике ее исторического развития, представлена недостаточно полно и глубоко. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Обзор источников и литературы. Источниковая база данной дипломной работы делится на две основные группы: работы периода до и после принятия ислама. Комплексом сохранившихся письменных источников периода джахилийи является поэзия. После принятия ислама к продолжавшейся практике поэтического искусства, прибавляется комплекс духовной литературы.
Источниковой базой исследования доисламского периода являются поэтические произведения Амра ибн Кульсума, Аль Мухальхиля, аль-Харис ибн Хиллиза, Тарафа ибн аль-Абда, Абид ибн аль-Абра, Зухайр инб Аби Сульма, Антара ибн Шаддада, Урва инб аль-Варида, аль-Хутайа, ан-Хансы, Алькама ибн Абада, Аби ибн Зайда, Кайс ибн аль-Муалавиха, Лабид ибн Рабиа, ан-Нибига аз-Зубьяни и Джамиль ибн Абдаллаха.
В качестве источников использовались также крупные поэтические антологии, такие как «Книга песен» Абу-л-Фараджа ал-Исфахани (X в.),«Книга о поэзии и поэтах» Ибн Кутайбы (XI в.) , сохранившиеся как сборник литературных произведении и жизнеописании средневековых поэтов.
К источникам с религиозной составляющей исламского периода относится Коран и сборник хадисов: «Сахих» Мухаммада аль-Бухари , «Сахих» Муслима ибн аль-Хаджжаджа (суннитская правовая школа) и «Аль-Кафи» аль-Кулайни (следовательно, шиитская). В категорию источников светского характера классического периода входят поэзия Кайса ибн аль-Муалавваха (Маджнун), Умара ибн Аби Рабайа, Абу Нуваса, Абу-ль Атахия, ибн аль Муатазза, аль-Матаннабби, Абу Фирасая, адабы (рассказы, исторические анекдоты, басни) Абдаллаха Ибн аль-Мукаффа, (известными рассказом которого являются «Калила и Димна»), Джалала ад-дина асу Суйути, сиры (жизнеописания) Абу Али аль-Мухассанина ат-Танухи.
Научная литература, использованная в работе, была разделена на несколько групп. К первой группе относятся труды, посвященные непосредственно истории Арабского халифата в период средневековья. В частности, нельзя не выделить труды начала XX века российского и советского востоковеда и члена Императорского Православного Палестинского Общества Василия Владимировича Бартольда. В VI томе «Сочинений» собраны его наиболее значительные работы по истории ислама и Арабского халифата. Кроме него также большой вклад в отечественную арабистику внес Игнатий Юлианович Крачковский. В «Избранных сочинениях»9 он подробно описывает жизнь и вклад арабских авторов в мусульманскую средневековую литературу и ее развитие. В своей работе он уделяет одинаковое внимание как научной, так и художественной литературе арабов, что очень важно для данной темы дипломной работы, т.к. дает больше информации о нужных источниках.
Не стоит забывать о таком крупном советском и российском арабисте, как Олег Георгиевич Большаков 10, который является автором ряда книг по Арабскому халифату и ислама с половины XX в. по 2010 г. Для данном исследовании взята его «История халифата» в трех томах, в которой представленные общие социальные и экономического положения нужной исторической эпохи.
Также, использовались исследования Филыптинского И.М., фон Грюнобаума Г. Э., Мюллера А., Дж. Уинтла, дающие представления об общей картине общественного, культурного положения в Арабском халифате с VII по XI века.
Вторую группу составили исследования, посвященные анализу исламского вероучения и арабской культуры: труды Вагабова М.В., Грязневича П. А., Пиотровского М. Б., Резвана Е.А., Розена В.Р., а также западные исследования арабо-исламской цивилизации Ж. Ф. Бретона и М. Форварда.Исследования Крымского А. Е. дают разбор положения арабского языка и литературы, выделяя тенденции развития арабской культурной традиции в классический период Халифата.
В третью группу литературы вошли исследования об особенностях образа женщины в арабской культуре и истории эволюции данных представлении. Так, опыт анализа женского образа в арабской художественной литературе представлен в работах Халима Баракта, Басимы Ид, Лейлы Еандур, Соколовой И.Н., Блондина В.Н.
Хронологические рамки, с VII по XI век, обуславливаются рассмотрением женщины в рамках развития классического периода Арабского Халифата, поскольку именно в данный период сформировались основы мусульманского мироощущения. Также начало VII века характеризуется продолжением джахилийской (доисламской) эпохи, которая заложила базу ценностей, норм образовавшегося в дальнейшем исламского вероучения.
Объектом исследования является образ женщины в культурной истории народов Аравии.
Предметом данной дипломной работы предстает представление о женщине в духовной и светской литературе с VII по XI века в Арабском халифате.
Проблемой данного исследования являются представление и трансформация женского образа в ближневосточной культуре эпохи средневековья.
Таким образом, цель данной работы - охарактеризовать трансформацию образа женщины и ее социальных ролей, исходя из литературы Арабского халифата.
Основными задачами, исходя из указанной цели исследования, являются:
1. Определить особенности положения женщины в арабской культуре эпохи джахилийи.
2. Раскрыть своеобразие трансформированных социальных ролей женщины в исламской культуре.
3. Выявить взаимосвязь шариата и культуры, обуславливающую место женщины в социальной иерархии арабского общества.
4. Выделить социокультурные преставления о женщине на материале арабской светской литературы.
Главы были выделены в соответствии с поставленными задачами. Первая глава посвящена рассмотрению общественного положения женщины в доисламский период. Во второй рассматривалась трансформация ее ролей, статуса, прав и обязанностей после принятия ислама через призму религиозных источников периода развития классического ислама. В третьей главе на материале арабской поэзии реконструируются типы социокультурного стереотипа арабской женщины.
В основу исследования положен комплексный культурологический подход к явлениям культуры, опирающийся на методы и результаты исследований целого ряда гуманитарных научных дисциплин: культурологии, историографии, социологии, права. Основными в работе являются социокультурный и историко-генетический методы, позволяющие проследить изменения положения женщины в арабской культуре в ходе ее исторического развития.
В ходе исторического развития арабской культуры статус женщины в семье и в социуме, те общественные роли, какие ей отводилось исполнять, образ женщины в древнеарабских легендах, «народных романах», Коране и в хадисах, в поэтических творчествах, трансформировались.
В период джахилийи, анализируя сохранившиеся исторические данные, существовало множество противоположных по гендерным параметрам традиций и практик, что обусловлено противоречивостью мнений и выводов исследователей-арабистов. К примеру, имело место быть наследование родового имени как по отцовской, так и по материнской линии. Источники предоставляют доказательства существования разных форм брака, как моногамных, где доминирующее положение было в руках мужчины («аль- завадж би-ль-имра»» - брак мужчины с наложницей, «аль-завадж аль-садика» брак равных, со взаимными обязанностями супругов, и др.), так и полигамные («аль-завадж аль-мущрака» - многомужество, в котором женщина обладала правом выбора отцовства»). За женщиной устанавливалось право наследовать в равной доле с наследниками- мужчинами, заниматься как «женскими» ремеслами (вязание, шитье), так и торговлей, снабжением караванов, ратным делом. Трудно определить, были ли реальные исторические личности как прототипы литературных образов- воительниц, хотя вполне возможно, что в древнеарабском и раннеисламском обществе женщины умели обращаться с оружием. Древнеарабская женщина имела возможность конкурировать с мужчиной в красноречии, поэзии, в разнообразных творчествах.
Показателем гендерной характеристики древнеарабской культуры является существование среди верховных племенных богов женских героинь Манат, аль-Лат, ал-Узза.
Подобного рода гендерному равноправию противостоят сведения об обычаях, ставящих женщин в зависимое положение от власти и воли мужчин. Одни исследователи приводят доказательства существования патриархальной модели, другие показывают факты женского доминирования, а также различные типы переходных отношений. В пользу преобладания патриархальных отношений говорит ограничение экономической и социальной свободы женщины, а в некоторых случаях даже насилие со стороны мужского пола. Женщина могла быть насильно выдана замуж, продана в рабство, лишена законного наследства, заставлена выполнять физически или нравственно несоответствующую работу. Древнеарабская история заполнена примерами неограниченного многоженства, убийства новорожденных девочек с целью регулирования популяции, передача матери-жены сыновьям в случаи смерти мужа.
Таким образом, противоречивые суждения исследователей о гендерных отношениях и положении женщины обусловлены разнообразием этих отношений и гендерной практики, что не позволяет с уверенностью определить какой тип гендерных отношений был доминирующим.
С образованием исламской идеологии внимание сосредотачивается на имущественных и юридических правах женщин. Речь идет об особенностях брачных отношений в исламской культуре, которые оформляются через институт брака. Институт брака обусловливает заключение при определенных условиях, гарантирующие женщине и мужчине определенные права через шариат. Хотя мужчина имеет существенно больший объем прав, женщины в браке также не беправны: имущетвенно она самостоятельна, имеет право на развод, трудовую деятельность. В результате заключения межконфессионального брака между супругами возникают точно такие же права и обязанности, как и при заключении брака между мусульманами. Вмете с тем, под влиянием ислама сложились некоторые обычаи, ограничивающие свободу и поведение женщины. Ограничение свободы замужней женщины через институт затворничества и возведение хиджаба в культурный императив исламской эпохи, усиление власти мужчины как главы семьи в период укрепления патриархальных социальных отношений, узаконение временного брака (у шиитов) и многоженства в следствии расширения мужских свобод вне семьи привели к тому, что женщины были менее защищены, чем мужчины.
Коран наделил женщину собственными имущественными правами (право на наследство, на трудовую деятельность). Относительная самостоятельность положения женщин после смерти Мухаммада постепенно утрачивалась. В период раннего ислама женщины были относительно равноправны в богослужениях, однако позднее их участие стало меньшим, их влияние на общину ограничилось.
Результатом дальнейшего развития ислама стало совершенствование механизма отчуждения женщин и мужчин, заключающегося в культивировании разрыва между общественной деятельностью, понимаемой как сфера исключительно мужской компетенции, и частной жизнью, где мужчины и женщины тесно могут взаимодействовать с друг другом.
Рассматривается женский образ через призму художественной литературы классического периода халифата выделяются две основные собирательные образы: жены/матери и незамужней женщины. Первому соответствует женский социально-психологический стереотип, включающий такие качества как доброта, мягкость, готовность к помощи. Предназначение женщины - в трудные моменты оказывать помощь соседкам, своим поведением не наносить ущерб чести мужа, быть хранительницей очага, хорошей матерью своим детям, сыновьям.
Второй стереотип запечатлен в арабской поэзии как образ молодой женщины, принимающей участие в битвах, как «боевая подруга». Кроме того, женские персонажи ведут себя достаточно самостоятельно, когда помогают возлюбленным, даже с риском навлечь на себя месть родственников и общественное порицании. Данный стереотип был популярен в бедуинской среде.
В поэзии воплощен единый образ женской красоты, отмеченный гармонией и пропорциональности фигуры, изяществом движении, привлекательностью отдельных черт лица и фигуры. При этом внимание к особенностям внешности проявляется и в тех случаях, когда речь идет о замужней женщине. В описании характера женщины - используется прилагательные - своенравная, капризная, легкомысленная, с одной стороны, добрая, мягкая, преданная, с другой. В большинстве случаев, в поэтическом творчестве женский образ является собирательным, условным определением единого понятия красоты, привлекательности, любви и чувственной материи. В лирических произведениях внешность и черты героини не индивидуализируются, а обобщены под эталон привлекательности существовавшей в арабской среде.
Таким образом, проведенное исследование арабской литературы и научных публикаций по проблеме образа арабской женщины позволяет сделать вывод, что в культурном императиве женщина поставлена в определенную зависимость от мужчины: возлюбленного, супруга. Хотя имеются попытки воплотить женщину в аморфный образ «прародительницы», наградив ее тяготением к равенству и стремлением защитить свою семью и служить своему племени.
В период джахилийи, анализируя сохранившиеся исторические данные, существовало множество противоположных по гендерным параметрам традиций и практик, что обусловлено противоречивостью мнений и выводов исследователей-арабистов. К примеру, имело место быть наследование родового имени как по отцовской, так и по материнской линии. Источники предоставляют доказательства существования разных форм брака, как моногамных, где доминирующее положение было в руках мужчины («аль- завадж би-ль-имра»» - брак мужчины с наложницей, «аль-завадж аль-садика» брак равных, со взаимными обязанностями супругов, и др.), так и полигамные («аль-завадж аль-мущрака» - многомужество, в котором женщина обладала правом выбора отцовства»). За женщиной устанавливалось право наследовать в равной доле с наследниками- мужчинами, заниматься как «женскими» ремеслами (вязание, шитье), так и торговлей, снабжением караванов, ратным делом. Трудно определить, были ли реальные исторические личности как прототипы литературных образов- воительниц, хотя вполне возможно, что в древнеарабском и раннеисламском обществе женщины умели обращаться с оружием. Древнеарабская женщина имела возможность конкурировать с мужчиной в красноречии, поэзии, в разнообразных творчествах.
Показателем гендерной характеристики древнеарабской культуры является существование среди верховных племенных богов женских героинь Манат, аль-Лат, ал-Узза.
Подобного рода гендерному равноправию противостоят сведения об обычаях, ставящих женщин в зависимое положение от власти и воли мужчин. Одни исследователи приводят доказательства существования патриархальной модели, другие показывают факты женского доминирования, а также различные типы переходных отношений. В пользу преобладания патриархальных отношений говорит ограничение экономической и социальной свободы женщины, а в некоторых случаях даже насилие со стороны мужского пола. Женщина могла быть насильно выдана замуж, продана в рабство, лишена законного наследства, заставлена выполнять физически или нравственно несоответствующую работу. Древнеарабская история заполнена примерами неограниченного многоженства, убийства новорожденных девочек с целью регулирования популяции, передача матери-жены сыновьям в случаи смерти мужа.
Таким образом, противоречивые суждения исследователей о гендерных отношениях и положении женщины обусловлены разнообразием этих отношений и гендерной практики, что не позволяет с уверенностью определить какой тип гендерных отношений был доминирующим.
С образованием исламской идеологии внимание сосредотачивается на имущественных и юридических правах женщин. Речь идет об особенностях брачных отношений в исламской культуре, которые оформляются через институт брака. Институт брака обусловливает заключение при определенных условиях, гарантирующие женщине и мужчине определенные права через шариат. Хотя мужчина имеет существенно больший объем прав, женщины в браке также не беправны: имущетвенно она самостоятельна, имеет право на развод, трудовую деятельность. В результате заключения межконфессионального брака между супругами возникают точно такие же права и обязанности, как и при заключении брака между мусульманами. Вмете с тем, под влиянием ислама сложились некоторые обычаи, ограничивающие свободу и поведение женщины. Ограничение свободы замужней женщины через институт затворничества и возведение хиджаба в культурный императив исламской эпохи, усиление власти мужчины как главы семьи в период укрепления патриархальных социальных отношений, узаконение временного брака (у шиитов) и многоженства в следствии расширения мужских свобод вне семьи привели к тому, что женщины были менее защищены, чем мужчины.
Коран наделил женщину собственными имущественными правами (право на наследство, на трудовую деятельность). Относительная самостоятельность положения женщин после смерти Мухаммада постепенно утрачивалась. В период раннего ислама женщины были относительно равноправны в богослужениях, однако позднее их участие стало меньшим, их влияние на общину ограничилось.
Результатом дальнейшего развития ислама стало совершенствование механизма отчуждения женщин и мужчин, заключающегося в культивировании разрыва между общественной деятельностью, понимаемой как сфера исключительно мужской компетенции, и частной жизнью, где мужчины и женщины тесно могут взаимодействовать с друг другом.
Рассматривается женский образ через призму художественной литературы классического периода халифата выделяются две основные собирательные образы: жены/матери и незамужней женщины. Первому соответствует женский социально-психологический стереотип, включающий такие качества как доброта, мягкость, готовность к помощи. Предназначение женщины - в трудные моменты оказывать помощь соседкам, своим поведением не наносить ущерб чести мужа, быть хранительницей очага, хорошей матерью своим детям, сыновьям.
Второй стереотип запечатлен в арабской поэзии как образ молодой женщины, принимающей участие в битвах, как «боевая подруга». Кроме того, женские персонажи ведут себя достаточно самостоятельно, когда помогают возлюбленным, даже с риском навлечь на себя месть родственников и общественное порицании. Данный стереотип был популярен в бедуинской среде.
В поэзии воплощен единый образ женской красоты, отмеченный гармонией и пропорциональности фигуры, изяществом движении, привлекательностью отдельных черт лица и фигуры. При этом внимание к особенностям внешности проявляется и в тех случаях, когда речь идет о замужней женщине. В описании характера женщины - используется прилагательные - своенравная, капризная, легкомысленная, с одной стороны, добрая, мягкая, преданная, с другой. В большинстве случаев, в поэтическом творчестве женский образ является собирательным, условным определением единого понятия красоты, привлекательности, любви и чувственной материи. В лирических произведениях внешность и черты героини не индивидуализируются, а обобщены под эталон привлекательности существовавшей в арабской среде.
Таким образом, проведенное исследование арабской литературы и научных публикаций по проблеме образа арабской женщины позволяет сделать вывод, что в культурном императиве женщина поставлена в определенную зависимость от мужчины: возлюбленного, супруга. Хотя имеются попытки воплотить женщину в аморфный образ «прародительницы», наградив ее тяготением к равенству и стремлением защитить свою семью и служить своему племени.



