Введение 3
1. Теоретические основы управления маркетингом в организации 5
1.1 Содержание основных понятий 5
1.2 Методы управления маркетингом в организации 10
1.3 Современные тенденции управления маркетингом в организации 21
2. Анализ действующей системы управления маркетингом в ООО
«МедСервис» 27
2.1 Общая характеристика организации ООО «МедСервис» 27
2.2 Исследование системы управления организации ООО «МедСервис» 31
2.3 Оценка системы управления маркетингом в организации ООО
«МедСервис» 34
3. Направление совершенствования системы управления маркетингом в
организации ООО «МедСервис» 40
3.1 Концепция совершенствования системы управления маркетингом в
организации ООО «МедСервис» 40
3.2 Улучшение качества рекламы в организации ООО «МедСервис» 43
3.3 Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых
мероприятий в ООО «МедСервис» 47
Заключение 50
Список использованных источников 54
Приложения
Актуальность темы исследования заключается в том, что переход от индустриального общества к постиндустриальному характеризуется изменением характера деловой активности и обусловливает огромное многообразие услуг, предлагаемых современному потребителю. Насыщенность рынка услуг выдвигает на первый план проблему повышения их конкурентоспособности в борьбе за завоевание предпочтений потребителей.
Современным механизмом обеспечения конкурентоспособности услуг является маркетинг, рассматриваемый, как правило, в трёх аспектах: как экономический процесс, хозяйственная функция предприятия или управленческая концепция.
Маркетинг используют не только организации бизнеса, но также и некоммерческие организации. Даже для бизнеса использование маркетинга не всегда направлено на получение прибыли, особенно на достаточно коротком интервале времени, например, при выводе на рынок нового продукта, ослаблении позиций конкурентов. Что касается некоммерческих организаций, организаций, использующих социально-этический маркетинг, то для них прибыль никогда не является целью маркетинга.
Отечественные и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теории конкуренции и конкурентоспособности. Теория конкуренции, впервые обобщенная А. Смитом, была впоследствии развита Д. Риккардо, Ф. Эджоуртом, Э. Чемберлином, Г.Л. Азоевым, А.Ю. Юдановым и другими. М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотерман, А. Стрикленд, В.Д. Андрианов, П.С. Завьялов, Р.А. Фатхутдинов исследовали не только природу конкуренции и конкурентоспособности, но и проблемы обеспечения конкурентоспособности.
Цель работы - изучить теоретические основы управление маркетингом и разработать на этой основе направления совершенствования системы управления маркетингом в организации ООО «МедСервис».
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить содержание основных понятий;
- рассмотреть методы управления маркетингом в организации;
- определить современные тенденции управления маркетингом в организации;
- дать общую характеристику организации ООО «МедСервис»;
- провести исследование системы управления организации ООО «МедСервис»;
- оценить систему управления маркетингом в организации ООО «МедСервис»;
- рассмотреть концепцию совершенствования системы управления маркетингом в организации ООО «МедСервис»;
- разработать пути совершенствования качества рекламы в организации ООО «МедСервис»;
- провести оценку социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий в ООО «МедСервис».
Объект исследования - ООО «МедСервис» г. Салават.
Предмет исследования - теоретические и практические вопросы управления маркетингом в организации.
Методология исследования. Общими методологическими подходами, использованными для аналитической части работы, являются: рационалистический, поведенческий, системный, ситуационный, процессный, кибернетический, синергетический.
Также использовались такие методы, как: дедуктивный и индуктивный методы, качественный и количественный анализы.
Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной работы служили зарубежные и российские издания, посвященные маркетингу и управлению маркетинговой деятельностью на предприятии.
Организация маркетинга в медицинском учреждении занимает одно из важнейших мест, так как без применения на практике маркетинговых структур не может эффективно функционировать не одно социально- экономическое хозяйство. Главной задачей использования принципов маркетинга являются изучение потребностей населения в медицинских услугах и планирование на этой основе как текущей, так и перспективной деятельности медицинского учреждения для достижения максимального лечебного и экономического эффектов. Применение маркетинговых принципов обеспечивает повышение эффективности деятельности и дает возможность улучшить обслуживание потребителей медицинских услуг.
Маркетинг важен и как философия руководства, пронизывающая все сферы медицинского учреждения, ориентирующая определенны! образом его работу и развитие. Наиболее эффективное использование маркетинга может быть только при комплексном подходе, включающем изучение и прогнозирование рынка, разработку методов воздействия на рынок, определение эффективной ценовой политики, систему информационного обеспечения, разработку плана маркетинга. Качество медицинских услуг, прежде всего, зависит от квалифицированного лечения, а также во многом зависит от того, кто и в каких условиях оказывает эти медицинские услуги. Если говорить о бесплатных медицинских услугах, то в повышение качества большую роль играет стандартизация обслуживания. Основными объектами стандартизации должны являться: квалификация персонала; техническое обеспечение выполнения медицинских услуг; качество материалов; учетно-отчетная документация.
Многопрофильный медицинский центр «Медсервис» - один из лидеров медицины Башкирии. На сегодняшний день «Медсервис» включает в себя поликлинику, стационар (дневной и круглосуточный), центр восстановительной медицины и реабилитации, аптеки.
Коллектив ООО «МедСервис» - это свыше 800 человек, в том числе 157 врачей, 395 медсестер и 249 человека младшего медперсонала. Все медики - сертифицированные специалисты высокого класса, получившие образование в лучших учебных заведениях и обладающие достаточным опытом и высокой квалификацией в деле сохранения вашего здоровья. Среди врачей - кандидаты медицинских наук, соискатели на ученую степень и аспиранты. Таким образом, МЦ «Медсервис» является одним из лидеров медицины Башкирии на сегодняшний день.
Анализ финансовых результатов деятельности ООО «МедСервис» показал, что Общество на протяжении последних трех лет абсолютно финансово устойчивое.
Далее был проведен анализ маркетинговой деятельности. В результате проведенного анализа выяснилось, что ООО «МедСервис» продвигает свои товары с помощью двух видов рекламы - печатной и телевизионной. Но не уделяет должного внимания эффективному и мало затратному каналу коммуникации, как Интернет, что недопустимо для современной организации ООО «МедСервис».
Озабоченность вызвали - недостаточные действия по продвижению медицинского центра, а именно:
1. Плохая коммуникационная политика внутри организации;
2. Недостаточное информирование общественности о деятельности центра;
3. Недоработка программ лояльности для пациентов и сотрудников;
4. Отсутствие эффективной рекламной кампании;
5. Ограниченность работы веб - сайта.
Проблема крылась в отсутствии эффективной маркетинговой деятельности, и, следовательно, в неудовлетворение пациентов и сотрудников центра. Для эффективного продвижения необходимо работать как с внутренней средой компании, так и с внешней. Понимание того, что общественность в основном не выбирает место лечения по рекламе, так как ее стало слишком много на рынке, а сотрудники будут заинтересованы в работе и процветании центра лишь за счет должного отношения к ним со стороны руководства, то это должно подводить к применению средств по связям с общественностью. Поэтому в проблему вовлечены пациенты медицинского центра, его сотрудники, и руководство.
В целом ситуацию можно было характеризовать как стабильно негативную с имеющейся положительной динамикой развития. Большинство пациентов не отмечают больших шагов центра по продвижению. Отсутствие мероприятий, минимизация информации, недостаточная работа с персоналом - негативно влияют на продвижение и развития медицинского учреждения.
В рамках сложившейся ситуации была разработана программа продвижения и применены PR-инструменты. У ООО «МедСервис» есть много преимуществ, которые необходимо использовать для позиционирования центра и его продвижения. Во-первых, это большое количество отличительных наборов услуг, во-вторых, территориально конкурентов не так много, хотя рынок уже насыщен медицинскими услугами.
В связи с разработкой программы продвижения медицинского центра были проведены следующие мероприятия:
1. Разработана эффективная рекламная кампания;
2. Разработана программа лояльности для пациентов и сотрудников;
3. Подготовлен материм и спроектирован раздаточный материал (визитки, брошюры, листовки);
Акцент рекламы ООО «МедСервис» будет сделан на частотность и непрерывность, широкий охват целевой аудитории будущих клиентов и слушателей, импульсную подачу.
Общую координацию работы над проектом будет осуществлять начальник отдела маркетинга, ему подчиняются менеджер по продажам, менеджер по рекламе, в полном объеме выполняющие возложенные на них функции.
Общие затраты на реализацию рекламного проекта составят 511 720 руб.
Предложенные мероприятия являются экономически выгодными: прибыль увеличится на 21301,05 тыс. руб., рентабельность составит 41,63%. Определение социальной эффективности от реализации предложенных мероприятий составляет 25%.
Таким образом, можно говорить о социально-экономической эффективности предложенных мероприятий. Цель дипломной работы достигнута.
1. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учеб. для вузов / Г. Ассель. М.: ИНФРА-М, 2013. 804 с.
2. Арман Д. Изучение рынка / Д. Арман. М.: Издательство «Экзамен», 2016. 196 с.
3. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник / Г.Л. Багиев. М.: Экономика, 2012. 256 с.
4. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR / Б.Л. Борисов. М.: Форм- Пресс, 2016. 624 с.
5. Бун Л. Современный маркетинг / Л. Бун, Д. Куртц. 11-е изд. М.: ЮНИТИ-Дана, 2015. 357 с.
6. Виноградова С.Н. Коммерчески деятельность: учеб. пособие / С.Н. Виноградова. Минск: Высш. шк., 2013. 176 с.
7. Власов П.К. Психология в рекламе / П.К. Власов. М.: Гуманитарный центр, 2013. 389 с.
8. Власова М.В. Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг / М.В. Власова. М.: Финансы и статистика, 2013. 233 с.
9. Гунаре М. Принципы и технологии рекламы / М. Гунаре. R.: SIA «HOnDA», 2013. 95 с.
10. Коваженков М.А. Маркетинговое управление инновациями в современных экономических условиях / М.А. Коваженков. М.: Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. 45 с.
11. Котлер Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с
английского] / Филипп Котлер. - Москва[и др.]: Вильямс, 2012. - 488с.
12. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф Котлер, А.Гари. - М: Вильямс, 2015. - 4с.
13. Кузьмина Е.Е. Маркетинг медицинских услуг: Учебник и
практикум для академического бакалавриата / Е.Е. Кузьмина. Люберцы: Юрайт, 2016. 330 с.
14. Ламбен Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг. СПб.: Питер, 2014. 718 с.
15. Лукина А.В. Маркетинг товаров и услуг: учебное пособие / А.В. Лукина. М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 240 с.
16. Матанцев А.М. Эффективность рекламы: учебное пособие / А.М. Матанцев. 2 изд., доп. М.: Издательство «Финпресс», 2016. 416 с.
17. Мелентьева Н.И. Маркетинговые коммуникации / Н.И. Мелентьева. СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2013. 72 с.
18. Мищенко А.П. Маркетинг: учебное пособие / А.П. Мищенко, А.И. Банников, М.Х. Биктемирова; под общ. ред. А.П. Мищенко. М.: КноРус, 2013. 288 с.
19. Портер М. Международная конкуренция./ Под ред. В.Д.Щетина.М.: Международные отношения, 1993. 132 с.
20. Романов А.И. Маркетинг: учебник / А.И. Романов. М.: Банки и биржи, 2013. 183 с.
21. Секерин В.Д. Сфера услуг. Экономика, менеджмент, маркетинг. практикум / В.Д. Секерин. М.: КноРус, 2013. 424 с.
22. Синяева И.М. Маркетинг услуг: учебник / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова. М.: Дашков и К, 2015. 252 с.
23. Синяева И.М. Маркетинг услуг: учебник для бакалавров / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова и др. М.: Дашков и К, 2015. 252 с.
24. Скрынникова И.А. Маркетинг в сфере услуг: учебное пособие / И.А. Скрынникова. М.: Моск. ун-та, 2015. 203 с.
25. Смит П. Коммуникации стратегического маркетинга / П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд. М.: Юнити-Дана, 2013. 415 с.
26. Стебнева Г. Как увеличить продажи в розничном магазине / Г. Стебнева // Сайт Г. Стебневой. URL: http://stebneva.ru/7p
27. Тарасова Е.Е. Исследование коммерческой деятельности потребительской кооперации / Е.Е. Тарасова. Белгород: Кооперативное образование, 2014. 295 с.
28. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации: учеб. для вузов / А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. 9 изд. М.: ИНФРА-М, 2013. 412 с.
29. Тультаев Т.А. Маркетинг услуг: учебник / Т.А. Тультаев. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 208 c.
30. Шульц М. Маркетинг профессиональных услуг / М. Шульц, Д. Дерр. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 368 с.
31. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России / О.А. Феофанов. СПб.: Питер, 2016. 384 с.
32. Шаповалов Г.М. Товарный маркетинг / Г.М, Шаповалов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2016. 417 с.
33. Шевчук Д.А. Рекламное дело: учебник для вузов / Д.А. Шевчук. Ростов-на-Д.: Феникс, 2014. 192 с.
34. Щепилов К.В. Медиаисследования и медиапланирование / К.В. Щепилов. М.: РИП-Холдинг, 2016. 248 с.
Печатная переодика
35. Анашин Ю.А. Повышение привлекательности цен предприятия в широко-ассортиментной компании / Ю.А. Анашин, С.В. Степцов // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. №3. С.24-25.
36. Грищева Е.В. Маркетинговые коммуникации при нулевом бюджете / Е.В. Грищева // Журнал «Маркетинговые коммуникации». 2013. № 5. С. 288-292.
37. Жариков В.В. Ассортиментная политика предприятия в условиях нестабильного спроса / В.В. Жариков // Вестн. Тамбовского государственного технического ООО «МедСервис». 2015. №3. С. 849-852.
38. Завьялов П.С. Формула успеха - маркетинг / П.С. Завьялов. М.: Международные отношения, 2016. 208 с.
39. Перси Л. Разработка целостной программы маркетинговых коммуникаций: часть 2 / Л. Перси, Р. Эллиот // Реклама. Теория и практика. 2014. № 5. С. 304-315.
40. Сулейменова Б. М. Система продвижения товаров и услуг как один из инструментов комплекса маркетинга / Б.М. Сулейменова // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. №4. С. 76-84.
41. Сырцова Л.Е., Львова Д.П. Методика выявления, анализа и использования «точек контакта», как инструмента коммуникационного менеджмента и ее применение в сфере общественного здоровья и в деятельности учреждений здравоохранения / Л.Е. Сырцова, Д.П. Львова // Наука и технологии в современном обществе. 2014. С. 121-132.
Электронные ресурсы
42. Официальный сайт ООО «Медсервис» [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://salavatmed.ruabout