Введение 5
1. Теоретические и методические подходы к оценки уровня
конкурентоспособности хозяйствующих субъектов 10
1.1. Эволюция подходов к исследованию конкуренции и
конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в России и за рубежом 10
1.2. Анализ основных факторов повышения конкурентоспособности
хозяйствующих субъектов 17
1.3. Обзор основных методов и инструментов оценки конкурентоспособности
хозяйствующих субъектов 22
2. Разработка методического инструментария рейтинговой оценки
конкурентоспособности хозяйствующих субъектов 32
2.1. Анализ и оценка положения предприятий машиностроительного
промышленного комплекса в современных условиях развития экономики 32
2.2. Разработка критериев рейтинговой оценки конкурентоспособности
хозяйствующих субъектов 45
2.3. Разработка модели рейтинговой оценки конкурентоспособности
хозяйствующих субъектов 54
3. Направления повышения конкурентоспособности хозяйствующих
субъектов 63
3.1. Анализ факторов конкурентоспособности АО «ПОЗиС» на основе
рейтингового подхода 63
3.2. Рейтинговая оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта 80
3.3. Пути оптимизации деятельности АО «ПОЗиС» в целях повышения
конкурентоспособности 84
Заключение 95
Список использованной литературы 102
Приложения
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что повышение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики становится приоритетной задачей Российской Федерации в условиях все возрастающей неопределенности, обусловленной политическими и экономическими факторами. Изменения в политических предпочтениях, негативная динамика на рынках экономических ресурсов приводят к снижению темпов роста практически по всем промышленным отраслям, и напротив, формирование предпосылок для устойчивого развития промышленности страны является объективным фактором безопасного развития всех субъектов экономики.Обеспечение экономической защищенности производственных предприятий - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной деятельности промышленности, достижения успеха в социальной и других сферах деятельности.
Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов. Недаром многие ведущие компании сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все ее работники.
Уже сегодня становится ясным, что параллельное проведение полной автоматизации и информатизации, т.е. реализация на практике концепции так называемого «завода будущего», требует огромных объемов инвестиций, но далеко не всегда дает ожидаемый результат, если осуществляется изолированно, без соответствующей перестройки всего комплекса организационно-управленческих факторов, влияющих на производственно-сбытовую деятельность. Кроме того, сравнительный анализ опыта крупных американских и японских компаний, выпускающих сложную в техническом отношении продукцию, показал, что инвестиции в повышение квалификации и совершенствование организационно-управленческой составляющей дают во много раз более высокий экономический эффект, чем просто инвестиции в автоматизацию основного производства.
Новые тенденции в развитии мировой экономики усиливают конкуренцию на мировом рынке, изменяют структуру конкурентообразующих факторов, характер и методы соперничества и сотрудничества на мировых рынках. В связи с этим актуальным становится анализ проблем, связанных с обеспечением высокой международной конкурентоспособности лидирующих государств, отраслей и компаний. В настоящее время процессы глобализация и инновация стали ведущими факторами развития мировой экономики.
Меняющаяся внешняя предпринимательская среда требует от российских компаний модернизации технологии ведения хозяйственной деятельности в условиях обостряющегося соперничества на мировом и российском рынках. Конкуренция побуждает производителей прикладывать максимум усилий по снижению издержек, выпуску более совершенной в техническом и дизайнерском решении продукции и ее быстрому обновлению.
Трудности обеспечения международной конкурентоспособности наглядно проявились в кризисе 2008 -2011 гг., активизировавшего поиски путей выхода. Последнее повышает актуальность избранной темы исследования в связи с тем, что российские компании находятся в сложном положении.
Объектом исследования является производственное предприятие ОАО «ПОЗИС».
Предметом исследования выступают процессы формирования и реализации механизма рейтинговой оценки конкурентоспособности продукции предприятия.
Цель данной работы - разработка методического инструментария рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия, а также определение приоритетных направлений повышения конкурентоспособности.
Для достижения цели, поставленной в работе необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические и методические подходы к оценки уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов
- исследовать эволюцию подходов к исследованию конкуренции и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в России и за рубежом;
- провести анализ основных факторов повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;
- рассмотреть основные методы и инструменты оценки
конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;
- разработать методический инструментарий рейтинговой оценки
конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;
- провести анализ и оценку положения машиностроительного комплекса в современных условиях развития экономики;
- разработать критерии рейтинговой оценки конкурентоспособности
хозяйствующих субъектов;
- разработать модель рейтинговой оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;
- провести оценку конкурентоспособности АО «ПОЗИС» на основе рейтингового подхода;
- разработать механизма повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта;
- обосновать пути оптимизации деятельности АО «ПОЗИС» в целях повышения конкурентоспособности.
Теоретическую и методологическую базу составляют фундаментальные экономические труды и специальные исследования крупных российских и зарубежных ученых по вопросам международной конкуренции и конкурентоспособности компаний.
Следует отметить вклад таких отечественных ученых, как Азоев Г.Л., Герчикова И.Н., Дынкин А.А., Емельянов С.В., Завьялов П.С., Захаров А.Н., Зокин А.А., Клейнер Г., Конина Н.Ю., Крылова Г.Д., Куренков Ю.В., Литвиненко А.Н., Мантусов В.Б., Ноздрева Р.Б., Сабельников Л.В., Соколова И.Ю., Татьянченко М.А., Швандар К.В., Шкардун В.Д. и др.
В работах зарубежных авторов по данной теме в основном разрабатываются теоретические основы конкуренции и международной конкурентоспособности. В этом плане представляют интерес труды Гарелли С., Лоуренса Р., Митчелла Д., Портера М., Прахалада К.К., Райса Э., Траута Д., Чемберлина Э. Отдельные аспекты развития автомобильной промышленности США представлены в работах Маккулоха Р., Митчела Д., Файна С.Х., Хирша Е.Р.
Информационной базой для решения поставленных задач стали научные издания, учебные материалы для ВУЗов, открытые информационные источники Интернета, специализированные периодические издания, статистические данные Госкомстата, аналитические материалы компаний.
Научная новизна исследования состоит в развитии существующей методического подхода к рейтинговой оценке конкурентоспособности хозяйствующих субъектов за счет формирования методики определения интегрального коэффициента конкурентоспособности предприятия на основе системы показателей эффективности деятельности.
Основные результаты диссертации, определяющие научную новизну, заключаются в следующем:
1. Выявлены и проранжированы по степени влияния факторы конкурентоспособности предприятий российского машиностроения , определяющие направления повышения их конкурентоспособности в современных условиях хозяйствования.
2. Систематизированы инструменты повышения конкурентоспособности предприятия, определяющие тренды развития машиностроения в современной экономике, являющиеся основой механизма повышения конкурентоспособности, применение которых эффективно в сложившихся условиях состояния и развития отечественной промышленности.
3. Предложена методика оценки конкурентоспособности предприятия, основанная на рейтинговом подходе, обеспечивающая руководству предприятий принятие оптимальных управленческих решений по направлениям повышения конкурентоспособности в текущем и стратегическом периодах.
4. Предложена схема механизма повышения конкурентоспособности предприятия машиностроительной отрасли, определяющая сущность, последовательность, согласованность и результативность действий по повышению конкурентоспособности, с целью снижения разрыва между достигнутым и целевым уровнями конкурентоспособности предприятия.
5. Разработана технология внедрения механизма повышения конкурентоспособности на предприятиях, определяющая этапы и порядок осуществления процесса внедрения и адаптации разработок.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертационном исследовании положения и рекомендации вносят вклад в развитие методов рейтинговой оценки конкурентоспособности промышленных предприятий с учетом особенностей влияния факторов внешней и внутренней среды. Ряд практических положений исследования может использоваться в реальной деятельности промышленных предприятий.
Работа состоит из введения, трех глав и параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
В результате внешнеторговых санкций и резкого изменения валютного курса произошли значительные изменения в объемах поставок оборудования в Россию, что особенно очевидно стало в 2016-2017 годах. По данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, импорт металлообрабатывающего оборудования во втором квартале 2016 года сократился на 40-45%.
Учитывая сложившуюся ситуацию, отечественная станкостроительная промышленность имеет хорошие перспективы для наращивания производства и поставок продукции для российского машиностроения.
Правительство Российской Федерации принимает необходимые меры по поддержке отечественного станкостроения в рамках различных целевых программ и резолюций. Это, в частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 1225, согласно которому при закупке товаров для нужд оборонного комплекса и техническом перевооружении предприятий, осуществляемом за счет бюджетных средств, запрещается закупать импортную технику при наличии отечественных аналогов.
Мы считаем, что программы, разработанные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации должны обеспечить замену импортного оборудования на российские аналоги, где это экономически и технологически осуществимым. В” перечне приоритетных и важнейших видов продукции, услуг и программного обеспечения с точки зрения импортозамещения и национальной безопасности, разработанном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации " определены приоритетные направления импортозамещения, в том числе для продукции машиностроительной отрасли, с конкретными предприятиями и видами продукции.
Для развития импортозамещения машиностроительной продукции очень важно, что в этом перечне указаны направления импортозамещения и важнейшие компоненты машиностроения-системы ЧПУ, электроприводы, датчики перемещения, электродвигатели, подшипники.
Понимая необходимость поддержки отечественных технических и весь оборонно-промышленного комплекса, в первую очередь, с целью импортозамещения преобладающая часть иностранных товаров на российский рынок, такие программы, как “развитие отечественного машиностроения и инструментальной промышленности” программы на 2012 - 2016 годы, “государственная программа вооружения России на период 2012-2020 годов” также принят Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года. 656 " О введении запрета на допуск отдельных видов машиностроительной продукции, происходящей из зарубежных стран, с целью закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд”, что существенно перераспределяет спрос на станки, создаваемый российским государством в рамках проектов технического перевооружения машиностроительных предприятий, на российских машиностроителей. Постановление № 656 вводит запрет на приобретение российскими
стратегическими машиностроительными предприятиями импортных станков за счет средств федерального бюджета, если аналогичные станки производятся в России.
В свою очередь важно отметить, что, несмотря на общую тенденцию к снижению машиностроительных предприятий, которая наблюдается на протяжении последних двадцати лет, отечественные машиностроительные предприятия остаются и даже возрождаются на отечественном машиностроительном рынке, как правило, за счет привлечения инвестиций, госзаказа, кооперации и создания производственных кластеров, в том числе с иностранными предприятиями.
В работе проанализированы основные проблемы, с позиции российского инжиниринга на мировом рынке машиностроительной продукции
Первая проблема-это потеря рынков. Динамично развивающийся мировой рынок машиностроения, ежегодный прирост которого за последние 20 лет составил в среднем 3%, претерпевает серьезные преобразования в результате длительной борьбы основных игроков на рынке машиностроительной продукции.
Вторая проблема-снижение конкурентоспособности российской машиностроительной продукции. Отсутствие инвестиций в развитие отечественных машиностроительных предприятий в течение последних 25 лет привело к серьезному отставанию в уровне конкурентоспособности продукции.
Третья проблема-несовместимость требований современных технологий по переработке материалов и изделий машиностроения, выпускаемых российскими предприятиями. При модернизации оборудования российские производители используют западные технологии и Западную компонентную базу.
Четвертая проблема-износ и структура машинного парка предприятий, производящих машиностроительную продукцию. Конкурентоспособность машиностроения во многом зависит от состояния основных производственных фондов и обеспеченности оборотными средствами на предприятиях.
Следующие параметры являются одним из наиболее значимых для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий:
- состояние основных фондов предприятий (износ основных фондов различных видов, доля полностью изношенного оборудования, средний возраст оборудования и т. д.);
- степень использования существующих производственных мощностей;
- доля собственных средств в оборотном капитале предприятий;
- доля иностранного оборудования в основных фондах машиностроительного предприятия;
- низкая рентабельность продаж продукции ;
- критическое отставание по сравнению с зарубежными странами в производительности труда в машиностроении;
- диспропорции в структуре персонала;
- низкая инновационная активность.
Анализ показал, что конкурентоспособность отечественного машиностроения на мировом рынке невысока, что связано, в первую очередь, с положением машиностроительной отрасли в стране. В связи с тем, что машиностроение является технологической основой любого государства, претендующего на техническую и технологическую независимость, вопрос отрасли должен обсуждаться, прежде всего, на государственном уровне.
Для достижения цели повышения конкурентоспособности отечественного машиностроения необходим комплексный подход, основанный на решении задач на уровне предприятия и государства. К числу последних, в первую очередь, относятся:
- развитие внутреннего рынка потребления путем направления заказов госкомпаний и компаний с государственным участием в пользу российских предприятий;
- изменение налоговых ставок для предприятий реального сектора экономики;
- упрощение налоговой, бухгалтерской отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды;
- разработка и неукоснительное соблюдение в ценовой и тарифной политике требований естественных монополий;
- изменения в нормативно-правовой базе по реструктуризации отрасли;
- совершенствование системы кредитования предприятий реального сектора экономики.
В результате исследования отметим, что микроэкономическая сущность конкурентоспособности хозяйствующего субъекта заключается в том, что конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики является обобщающей характеристикой деятельности хозяйствующего субъекта, отражающей уровень эффективности использования предприятием экономических ресурсов в сравнении с эффективностью использования экономических ресурсов конкурентами.
Предложена методика оценки конкурентоспособности предприятия, базирующаяся на рейтинговом методе оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и отличающаяся алгоритмом формирования перечня показателей конкурентоспособности основанных на эффективности производственной, маркетинговой, сбытовой, финансовой деятельности.
Выполнена оценка конкурентного рейтинга машиностроительного предприятий ОАО «ПОЗиС», а так же разработаны мероприятия по улучшению деятельности исследуемого предприятия.
POZIS-ведущее машиностроительное предприятие России, единственный производитель крупной бытовой техники и высокотехнологичного медицинского холодильного оборудования в группе компаний Ростех и Республике Татарстан. На российском рынке медицинской обеззараживающей техники основными конкурентами ОАО «ПОЗиС» являются: ЗАО «Кронт-М» (г. Химки, Московская область); ООО «Элид» (г. Азов); ООО «Системы поддержания стерильности» СПДС (г. Ярославль); ООО «Армед» (г. Москва) и другие.
За последнее десятилетие POZIS показал быстрый рост. Приоритетное направление-холодильное. Темпы развития холодильного оборудования POZIS и его конкурентоспособность не только в России, но и на рынках стран СНГ обеспечили ему лидерство среди отечественных производителей. Разработанная и реализуемая POZIS стратегия развития, ориентированная на производство высокотехнологичной высокотехнологичной продукции, на рост ее продаж, вносит значительный вклад в развитие промышленного потенциала Татарстана и России в целом.
Важную роль в росте продаж на экспорт сыграла маркетинговая политика ОАО ПОЗиС. Продвижение холодильного оборудования POZIS на зарубежные рынки осуществлялось в рамках целевых рекламных кампаний совместно с партнерами. Рост производства в предыдущие годы и в 2017 году был достигнут за счет выпуска продукции специального назначения, которая является основной продукцией компании.
Анализ показателей деятельности ОАО «ПОЗиС» показал, что предприятие в целом успешно, имеет положительные финансовые результаты от основной деятельности, финансово стабильно, баланс абсолютно ликвидный. Однако, в ходе анализа было выявлено, что основная деятельность предприятия приносит низкую прибыль, к концу 2017 года прибыль от продаж снизилась на 40% по сравнению с 2015 годом, а чистая прибыль была равна нулю. В структуре источников финансирования существенно сократились краткосрочные обязательства.
Оценка достигнутой конкурентоспособности исследуемых машиностроительных предприятий на рынках сбыта проведена на базе анализа деятельности предприятий на рынке
Оценка конкурентоспособности для каждого исследуемого предприятия проводилась на основе расчетов системы важнейших показателей, отражающих уровень конкурентоспособности машиностроительного предприятия. Каждый показатель конкурентоспособности рассчитывался на основе фактических данных значения показателя, с последующим их преобразованием в относительные значения с использованием метода отношения показателя к максимальному значению в анализируемой группе предприятий.
Оценка конкурентоспособности исследуемых предприятий начинается с расчета средневзвешенной конкурентоспособности выпускаемой продукции в рамках каждого предприятия. Баллы, являющиеся оценочными значениями по каждому показателю конкурентоспособности, преобразуются методом математического расчета средневзвешенного значения в средневзвешенное значение конкурентоспособности.
С учетом базового уровня указанных показателей основными направлениями мероприятий по повышению конкурентоспособности на АО «ПОЗиС» являются - повышение конкурентоспособности продукции и снижение затрат.
Приоритетными направлениями в развитии АО «ПОЗиС» на 2019 год является увеличение объемов производства, для чего планируется:
- принять участие на выставках в регионах России;
- осуществить разработку и изготовление образцов оборудования, не имеющих аналогов в России;
- расширить экспортные поставки в страны, традиционно пользующиеся продукцией российских производителей;
- организовать выход на новые рынки сбыта.
Предложенная методика оценки конкурентоспособности предприятий машиностроения, основанная на совокупном влиянии показателей, определяющих конкурентные позиции российского машиностроения, обеспечивает менеджменту принятие оптимальных управленческих решений по направлениям повышения конкурентоспособности.
В заключение следует отметить, что российская машиностроительная отрасль имеет потенциал для развития и, как следствие, повышения своей конкурентоспособности, обеспечения перевооружения многих отраслей.
Считаем необходимым проведение мероприятий по повышению конкурентоспособности на станкостроительных предприятиях по следующим направлениям:
- повышение технического уровня производства;
- повышение конкурентоспособности продукции;
- снижение затрат;
- повышение эффективности управления;
- разнообразие;
- инновация.
Использование на практике предлагаемого инструмента для повышения конкурентоспособности предприятий должно осуществляться через формирование и внедрение механизма повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий.
1. О техническом регулировании : федеральный закон Рос. Федерации от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ : по состоянию на 23 июня 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - №52. - Ст. 5140.
2. ГОСТ Р 15.201-2000. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство. - Введ. 00 - 10 - 17. - М.: Госстандарт России. - 13 с.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
4. Постановление Правительства РФ от 1.07.2011 № 531 «Развитие
отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011-2016 годы Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы. Режим доступа:
[http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116628/].
Книги и монографии
5. Абелян А.С., Иванова Н.Е., Рудик Е.В. Механизмы импортозамещения
в политике модернизации российской экономики: практический
инструментарий реализации // Транспортное дело в России. - 2014. - № 4. - с. 114-116.
6. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник - 2-е изд. / под общей редакцией д.э.н., проф. А.В. Сидоровича - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, издательство "Дело и Сервис”, 2010. - с. 216.
7. Айрапетов О.Р. Анализ существующих методов управления производственной и сбытовой деятельностью промышленного предприятия //
Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3
8. Акимова Е.П. Механизм влияния различных стимулов на эффективность деятельности компании - Вестник Российской академии естественных наук. - №16(1), 2015 год - с. 40-43.
9. Актуальные проблемы деятельности международных организаций (под редакцией С.М.Трегубова), М., 2012 г. - с. 46.
10. Алещенко В.В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономических систем // Маркетинг в России и за рубежом.- 2016.- №1.- с.106 - 112.
11. Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности //Маркетинг.-2014.-№4.- с.3-8.
12. Бартельсон Й. Три концепции глобализации // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. - 2002. - № 4. - с. 7.
13. Баумгартен Л.Г. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом.-2016.-№4.- с.72-85.
14. Белокрылова О.С. Институциональная модернизация стратегии экономического развития в условиях принуждения к импортозамещению // Вопросы регулирования экономики. Том 5. №3. 2014. с. 8.
15. Бережливый офис / Дон Тэппинг, Энн Данн; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 322с. - (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
16. Васильев В.Н. Организация производства в условиях рынка. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Машиностроение, 2016. - 166 с.
17. Визит качества. Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт». Выпуск 14, 1999 г. - М.: НТК «Трек». - 2014. - 23 с., ил
18. Владимирцев А.В., Шеханов Ю.Ф. Принцип постоянного улучшения в проектах МС ИСО семейства 9000:2000 // Методы менеджмента качества. - 2014. - № 10.
19. Волков, О.И. Экономика предприятия (компании): учебник / О.И.
Волков, О.В. Девяткина. - 4-е изд. - М.: Инфра-М, 2016. - 600 с.
20. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин; под ред. О.П. Глудкина. - М.: Радио и связь, 2014. - 600 с.
21. Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 473 с.
22. Выварец А.Д. Экономика предприятия: учебник / А.Д. Выварец. - М.: ЮНИТИ- Дана, 2015. - 543 с.
23. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: “ЮНИТИ”, 2014 . - 371 с.
24. Демьянова, О.В. Подходы к оценке конкурентоспособности на основе методов анализа эффективности / О.В. Демьянова, А.Р. Сафиуллин, Б.З. Хазиахметов. - Казань: Из-во ЦПЭИ, 2014. - 25 с.
25. Джордж Л. М. Бережливое производство + шесть сигм: Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства/ Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 360 с.
26. Дубровина Н.А., Татарских Б.Я. О системных направлениях организационно-технологического развития машиностроения России: модернизационный аспект / Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2016.- № 8 (127).- с.33-39
27. Дюков И.И. Управление конкурентоспособностью компании: учебное пособие.- СПб.: СПбГУ ИТМО, 2016.- 100с.
28. Ефремов, В. С. Организации, бизнес - системы и стратегическое планирование / / В.С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. 2015.- №2.
29. Иванов, А. Конкурентная стратегия компаний на рынках сбыта / А. Иванов, П. Лукашевич // Для акционеров / 2017.- №1.
30. Имаи М. Гембакайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества / Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 346 с.
31. Карпенко Е. Оценка величины потенциала предприятия,
порождаемого человеческими ресурсами // ЭКОВЕСТ. - 2003. - №3.- с.314 -326.
32. Касьянова Н.В. Управление потенциалом предприятия: курс лекций / Н.В. Касьянова, И.В. Рябовол, М.В. Савченко -Донецк: ДИЭХП, 2013. - 145с.
33. Клейнер, Г.Б. Стратегия предприятия / Г.Б. Клейнер. - М.: Дело, 2014. - 568с.
34. Колодина Н.Ф. Потенциал развития агропродовольственного рынка Российской Федерации / Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 4 (2).- с. 56-61.
35. Котлер, Ф., Армстронг, Г. Основы маркетинга / Филип Котлер, Гари Армстронг ; пер. с англ. О. Пелявского, А. Назаренко. - [12-е изд.].- М. : Вильямс, 2016.- 1072 с.
36. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен. ; пер. с англ. - СПб. : Питер, 2014. - 796 с.
37. Леманн, Д. Р., Винер, Р. С. Управление продуктом : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Маркетинг», «Коммерция», «Менеджмент» / Дональд Р. Леманн, Рассел С. Винер ; пер. с англ. - [4-е изд.]. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 719 с.
38. Мансурова Н. А. Вопросы оценки производственного потенциала
компании: Сб. научных трудов «Предпринимательство в переходной
экономике». - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014.- 70 с.
39. Мустафаев А.А. Производственный потенциал - базовый элемент хозяйственной системы АПК северного региона / А.А. Мустафаев // История экономических реформ - 2014 - №1 (13) - с.105-117.
40. Нгуен Т.Т. Ханг. Производственный потенциал полиграфических предприятий и эффективность его использования в условиях рынка: Дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2013.- 181 с.
41. Нейлбафф, Б. Дж., Бранденбургер, А. Co-opetition. Конкурентное сотрудничество в бизнесе: пер. с англ. / Б. Нейлбафф, А. Бранденбургер. - М. : Омега-Л, 2015. - 352 с.
42. Овешникова Л.В. Инфраструктурное обеспечение бизнеса: организационная оценка // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 6.- с.53-58.
43. Платонова, М.А. Портфельный анализ и выбор эффективных решений / М.А. Платонова, Ф.Ф. Юрлов // Вестник КрасГАУ - Красноярск, ФГБОУВПО КГАУ, 2014. - № 10. - с.60-63.
44. Попов М.С., Лутовинов П.П. Использование категорий потенциала в системе принятия решений по управлению производственно-инновационной деятельностью предприятия / М.С. Попов, П.П. Лутовинов // Вестник ЮУрГУ. -
2016. - №20. - с.60-61.
45. Портер М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ. - М.: Изд-кий дом «Вильямс», 2014. - 608 с.
46. Портер, М. Конкурентная стратегия : Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. / Майкл Портер. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2014. - 454 с.
47. Портер, М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость : пер. с англ. / Майкл Портер. - М. : Альпина Паблишер, 2014. - 720 с.
48. Протасов В.Ф., Протасова А.В. Анализ деятельности предприятия (компании), производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг, оценка трудового потенциала / В.Ф. Протасов, А.В. Протасова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2014.- 522 с.
49. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат. сб. / Росстат. М.,
2016.
50. Рыбников А.А. Производственная мощность как системный элемент планирования программы выпуска / А.А. Рыбников // Ползуновский вестник №4 (Ч.3). - 2014. - с. 177-181.
51. Рязанов, В. Т. Возможности и условия преодоления стагнации отечественного хозяйства / В. Т. Рязанов // Экономист. - 2015. - № 6. - с. 3-19.
52. Рязанов, В. Т.Импортозамещение и новая индустриализация России,
Или как преодолеть стагнацию / В. Т. Рязанов // Экономист. - 2014. - № 11. - с. 9-12.
53. Рязанов, В. Т. Новая индустриализация России: стратегические цели и текущие приоритеты / В. Т. Рязанов // Экономическое возрождение России. - 2014. - №2. - с. 17-25.
54. Сибирская Е.В. Концепция эффективности управления в рамках конкурентоспособности территориальных экономических систем // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2015. - №4.- с.73-77.
55. Сироткина Н.В. Использование инструментария индикативного управления в системе менеджмента промышленных предприятий // Российское предпринимательство. - 2014. - Т. 6. - № 2.- с.105.
56. Усик, Н. И. Формирование конкурентной среды и конкурентная политика / Н. И. Усик // Теоретическая экономика. - 2015.- № 4. - с.33-42.
57. Цыганов И. Г. Производственный потенциал промышленного предприятия. Оренбург, 2000. -181 с.
58. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: учебное
пособие.- Тамбов: ТГТУ, 2014. - 192 с.
Электронные источники
59. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Российский статистический ежегодник 2017 г. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc_1135087342078 (дата обращения: 29.09.2018).
60. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Национальные счета России 1997-2017 гг. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/e57f2 2804a4baec681d9c9a8ffbe44e3 (дата обращения: 15.03.2018).
61. Информационное агентство AK&M: Аналитика. [Электронный
бюллетень]. Режим доступа:
[http: //www. akm. ru/rus/analyt/analyt/mashin. htm] (дата обращения 11.04.2018).