Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика выносливости как физиологического качества…..7
1.1.1 Понятие выносливости и ее виды………………………………………..7
1.1.1 Общая выносливость……………………………………………………..16
1.1.2 Специальная выносливость…………………………………………….18
1.2. Показатели и задачи развития выносливости…………………………21
1.2.1 Показатели и задачи развития общей выносливости…………………...23
1.2.2 Показатели и задачи развития специальной выносливости…………24
Заключение
Глава 2 . Методы развития общей выносливости.
2.1 Методы развития общей выносливости.
Введение
Выносливость – это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени.
В теории и методике физической культуры выносливость определяют как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Поэтому, выносливость проявляется в двух основных формах:
1. В продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.
2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Основной фактор, который ограничивает и в то же время влияет на выступление, — это усталость. Спортсмен считается достаточно выносливым, если не так быстро устает или может продолжать выступать в состоянии утомления. Изо всех компонентов физической формы выносливость нужно развивать в самую первую очередь. Без необходимой выносливости трудно заниматься повторением других видов тренировки в достаточном для развития других компонентов объеме.
Выносливость является важнейшим физическим качеством, отражающим общий уровень работоспособности человека и проявляющимся как в спортивной, так и в повседневной жизни. Выносливость нужно развивать для того, чтобы иметь способность к длительному перенесению каких-либо физических нагрузок, в общем, чтобы как можно дольше не утомиться. Выносливость, это как привычка - привычка тела к определённому количеству нагрузок. Зависимость выносливости естественно зависит от возраста человека, то есть с возрастом она изменяется; есть момент, когда выносливость увеличивается, а потом идёт на спад. Существуют методы и программы развития выносливости. Это различные тренировки, имеющие свои особенности. Естественно, что слабо подготовленному человеку большие нагрузки тренировок не выдержать, поэтому методы применяют разные, иногда индивидуальные.
Школьные годы - один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития.
Средний школьный возраст является благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности).
Характерной чертой современного подхода к развитию выносливости является стремление к совершенствованию аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения. Однако динамика развития не определяется каким-то одним признаком и связана с совокупностью действующих факторов.
Актуальность исследования состоит в том, что в современных условиях ребята среднего школьного возраста получают очень большие нагрузки в области развития познавательной сферы, их ведущий вид деятельности связан с развитием профессиональной направленности. Одним из приоритетных направлений реформирования и развития общеобразовательной школы является сохранение и укрепление здоровья учащегося. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о его значительном ухудшении.
Одним из показателей здоровья учащихся, является общая выносливость. Она необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений выносливость непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других – позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в-третьих – помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.).
Кроме того, она создаёт уверенность в себе, позволяет справиться с работой, требующей значительных физических напряжений, которые есть и всегда будут в нашей жизни.
Известно, что стать выносливым можно при любой наследственности. Всё дело в систематических тренировках. Следовательно, одна из основных задач учителя по физической культуре и педагога – научить ребёнка на занятиях трудиться.
Проблема развития выносливости, несмотря на многочисленные исследования, до настоящего времени является одной из актуальных. В научной литературе есть на этот счет различные мнения о выносливости и ее развитии, но единой согласованности по этому вопросу нет.
Следует ознакомиться с доступными литературными источниками, и понять насколько далеко продвинулась наука в развитии данного вопроса, т.к. выносливость является базовым качеством для развития всех двигательных способностей. Разногласия в теории отрицательно сказывается на методике, и тем самым, ограничивается возможность совершенствования этого качества, наиболее важного и главного для учащихся.
Главная проблема развития выносливости у детей среднего школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.
Цель - определить наиболее эффективные методы формирования выносливости на уроках физической культуры у учащихся средних классов.
Задачи:
1) Проанализировать литературно-документальные источники по проблеме исследования.
- раскрыть понятие выносливости ее виды и показатели.
-выявить морфофункциональные особенности развития детей среднего школьного возраста и факторы, влияющие на выносливость.
2) Определить основные методы воспитания выносливости на уроках физической культуры в средних классах.
Объект исследования: уроки физической культуры школьников средних классов.
Предмет исследования: процесс развития выносливости у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры
Гипотеза исследования:
Учитель физической культуры общеобразовательной школы, в процессе своей трудовой деятельности осуществляя систематический педагогический контроль за двигательной подготовленностью школьников, проводя анализ результатов контроля и зная динамику развития основных двигательных качеств, может реально управлять физическим воспитанием учащихся.
Методы исследования: