Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕОМАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Работа №29856

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

картография

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
598
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Геомаркетинг как инструментарий изучения и пространственной
организации объектов социальной инфраструктуры 6
1.1. Понятийный аппарат геомаркетинга 6
1.2. Роль геоинформационных технологий в проведении геомаркетингового
исследования 15
1.3. Опыт геомаркетингового исследования в России и за рубежом 23
2. ГИС-технологии в городском картографировании 31
2.1. Мировой опыт создания ГИС-карт городов 31
2.2. Область применения ГИС-карт городов 35
2.3. Роль ГИС-технологий в картографическом анализе городских поселений 43
3. Определение локации предприятия сферы обслуживания методами
геомаркетинга на примере города Набережные Челны 50
3.1. Разработка алгоритма проведения геомаркетингового исследования 50
3.1.1. Общая характеристика территории города 50
3.1.2. Выбор территории для проведения исследования 53
3.1.3. Разработка алгоритма с помощью инструмента геообработки
ModelBuilder 56
3.2. Проведение геомаркетингового исследования на территории города
Набережные Челны 61
3.3. Анализ результатов решения задачи 65
Заключение 71
Список литературы 73

Одними из основных сдерживающих факторов конкурентоспособности обслуживающих предприятий являются неоживлённость зоны обслуживания, труднодоступность и соседство с функционально аналогичными заведениями на выбранной территории. Все это является следствием неверного размещения объекта в черте или за пределами города, и именно по причине не учёта специфики торговой территории того или иного объекта, а также типа населения, возникают подобные проблемы. Однако, данный ряд проблем возможно решить с помощью геомаркетинговых исследований, которые помогают выбрать выгодное место для размещения предприятия.
Одним из важных составляющих городских и сельских территорий являются объекты социальной инфраструктуры или по-другому объекты сферы обслуживания. Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всестороннее развитие человека путём удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей. К ним относят: жилье, объекты социально-культурного назначения, образования, розничная торговля, общественное питание и другие. Комфортная городская среда предполагает, что жители могут обзавестись всеми необходимыми услугами в шаговой доступности от своего жилища. Поэтому целью выпускной квалификационной работы является разработка алгоритма для решения геомаркетинговых задач размещения предприятий сферы обслуживания, основанного на использовании ГИС-технологий. В практическом плане разработанный алгоритм будет опробован на примере определения наиболее подходящей локации для размещения предприятия сферы общественного питания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить имеющийся российский и зарубежный опыт постановки и решения задач в сфере обоснования выбора месторасположения объектов на территории;
Выполнить постановку задачи геомаркетингового исследования для предприятий сферы обслуживания;
• Проанализировать существующий инструментарий решений задач геомаркетинга;
• Сформировать структуру базы данных для решения поставленных задач;
• Собрать необходимые исходные данные для проведения исследования;
• В рамках выполненной постановки задачи произвести анализ торговых зон влияния конкурентов;
• Рассчитать вероятности посещения объектов сферы общественного питания потенциальными клиентами с помощью гравитационной модели Хаффа;
• Определить наиболее подходящие варианты и выделить среди них наилучший для размещения нового объекта сферы общественного питания и рассчитать количество потенциальных посетителей;
• Разработать автоматизированный алгоритм проведения пространственного анализа с помощью инструмента геообработки ModelBuilder ArcGIS.
Объектом исследования данной работы являются объекты общественного питания города Набережные Челны.
Предмет исследования: разработка автоматизированного алгоритма для проведения пространственного анализа.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой были использованы следующие методы исследования: теоретический и сравнительный анализ, изучения материалов научных и периодических изданий по теме, в том числе картографическое и геоинформационное моделирование.
Базой для формирования информационных карт являлась программа ArcGIS компании ESRI Inc. В качестве информационной базы были использованы работы отечественных авторов по теме геомаркетинга и геоинформационных системах В.Я. Цветкова, К.Н. Бредюка и др. Практической базой работы послужили данные OpenStreetMap и Реформа ЖКХ.
Работа структурирована в соответствии с решаемыми задачами и включает введение, три главы, заключение и список литературы. Текст работы изложен на 72 машинописных страница без списка литературы и приложения, содержит 18 рисунков. Приложения включают 6 карт. В ходе работы над теоретической частью было использовано 47 литературных источников различного рода: учебная литература, периодическая печать, информация с сайтов, а также общедоступные Интернет ресурсы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках рыночной экономики в центре внимания представлен потребитель с его предпочтениями. Неправильная территориальная организация объектов социальной инфраструктуры создаёт крайне неблагоприятные условия и снижает качество жизни населения. Геомаркетинг помогает улучшить локальное позиционирование с помощью инструментов ГИС технологий, которые в свою очередь помогают в решении рентабельного размещения социально значимых объектов, ведь любая предпринимательская деятельность зависит от успешного местоположения.
В ходе написании работы автором были рассмотрены и проанализированы множество материалов и статей по теме геомаркетингового исследования, картографирования геоинформационных карт городских территорий, описаны теоретические аспекты и раскрыты ключевые понятия исследования, а также рассмотрены опыты геомаркетингового исследования в России и за рубежом. В данном направлении отсутствует единая сформированная школа, а существующие в отдельных компаниях наработки не находятся в свободном доступе в связи с высокой конкуренцией, поэтому актуальность в сформировании единой методики в геомаркетинговых исследованиях остаётся по сей день.
В результате исследования были собраны данные о населении до точности дома, был проведён анализ по оценке торговых зон конкурентных столовых и было выявлено наиболее благоприятное место для размещения нового заведения. Была рассчитана вероятность посещения столовых клиентами методом Хаффа. Также для удобного представления всех полученных данных была использована полнофункциональная облачная географическая информационная система ArcGIS Online.
В ходе проведённого нами исследования, сделаны следующие выводы:
1) При анализе теоретического материала по теме исследования было выявлено, что в основном научные работы ссылаются на одну единственную монографию В.Я. Цветкова «Геомаркетинг: прикладные задачи и методы» 2002 года и на сегодняшний день отсутствует единая методика геомаркетингового исследования по расчёту оптимального расположения торговых точек;
2) Предложена постановка задачи геомаркетингового исследования для предприятий сферы обслуживания;
3) Разработан автоматизированный алгоритм проведения геомаркетингового анализа с помощью инструмента геообработки ModelBuilder ГИС ArcGIS;
4) Проведена апробация алгоритма на примере определения наилучшего местоположения для микрорайона «Новый Город» г. Набережные Челны.
5) Полученные картографические данные с интернет ресурсов, дали информацию о посещаемости людьми разных точек города, а также подтвердили интенсивность потоков движения пешеходов в выбранной территории для размещения заведения.
Разработанный алгоритм и собранные данные в ходе исследования о населении особенно актуальный при размещении объектов в шаговой доступности продуктовых магазинов, аптек, магазинов бытовой химии и т.д. Имея данные о населения можно решать разные практические задачи, они могут быть полезны проектировщикам, предпринимателям и другим специалистам, принимающим решения, связанные с размещением городских объектов.



1. ГОСТ Р 50762-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания. - М.: Стандартинформ, 2008. - 15 с.
2. Численность населения муниципальных образований Республики Татарстан: Статистический бюллетень / Ред. колл.: Н. В. Гатауллина - Кзн.: Татарстанстат, 2018. - 27 с.
3. Информационные технологии в бизнесе. Энциклопедия / Под ред. М. Желены. - СПб: Питер, 2002
4. Аренко И.А. Бенчмаркинг и маркетинговые решения / И.А. Аренко, Е.Г. Багиев. - М.: Академия, 2010. — 112 с.
5. Липец Ю.Г. География мирового хозяйства / Ю.Г. Липец В.А. Пуляркин.
- M.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 400 с.
6. Макаров, В.З. Эколого-географическое картографирование городов / В.З. Макаров, Б.А. Новаковский, А.Н. Чумаченко. — М.: Научный мир, 2002.- 176 с.
7. Цветков В. Я. Г еоинформационные системы и технологии / В. Я. Цветков.
- М.: Финансы и статистика, 1997. — 290 с.
8. Цветков В.Я. Геомаркетинг: прикладные задачи и методы / В.Я. Цветков.
- М.: Финансы и статистика, 2002. - 239 с.
9. Картунова С. О. Развитие и области применения географических информационных систем / С. О. Картунова // Социально-экономические и экологические проблемы горной промышленности, строительства и энергетики: сборник научных трудов IX Международной конференции по проблемам горной промышленности, строительства и энергетики 2931.10.2013г. - Минск, 2013. - N 2. - С. 391 - 396.
10. Кирьянко А.В. Теоретические подходы к понятию маркетинга территории / А.В. Кирьянко // Вестник Челябинского государственного университета.
- 2009. - N 26 (164). Экономика. Вып.22. С. 98-103
11. Курышев Е. География данных / Е. Курышев // IT Weekly. - 2016. - N 30. - С. 8 -15.
12. Томилин В.В. Использование ГИС в муниципальном управлении / В.В. Томилин, Г.М. Нориевская // Практика муниципального управления. -2014. - N 7. - С. 5 -10
13. Фурсов В.А. Геомаркетинговый инструментарий управления региональным рынком транспортных услуг/ В.А. Фурсов // Вестник университета. - 2010. - N 15. - С. 200 - 203.
14. Журкин И.Г., Шайтура С.В. Геоинформационные системы: учеб. пособие для вузов / И.Г. Журкин, С.В. Шайтура. — М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2009. — 272 с.
15. Карманов А.Г. Геоинформационные системы территориального управления: Учебное пособие / А.Г. Карманов, А.И. Кнышев, В.В. Елисеева - СПб: Университет ИТМО, 2015. - 121 с.
16. Котлер Филип Основы маркетинга. Краткий курс: Пер. с англ. / Филип Котлер — М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. — 656 с.
17. Лурье И.К. Геоинформационное картографирование. Методы геоинформатики и цифровой обработки космических снимков: учебник / И.К. Лурье. — М.: КДУ, 2008. — 424 с.
18. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта: Учебное пособие / В.Н. Наумов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. - 51 с.
19. Панкрухин А. П. «Маркетинг»: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг» / Гильдия маркетологов / А. П. Панкрухин — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. - 656 с.
20. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания: учебник / Л.А. Радченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 352 с.
21. Красовская О. ГИС в системе территориального планирования и
управления территорией [Электронный ресурс] / О. Красовская, С.
Скатерщиков, С. Тясто, Д. Хмелефа // ArcReview. - 2013. - N 3. - Режим доступа: https://www.esri-
cis.ru/news/arcreview/detail.php?ID=1564&SECTION_ID=43
22. Николаева О. Н. Экологическое картографирование состояния
окружающей среды промышленных центров [Электронный ресурс] / О. Н. Николаева, Л. А. Ромашова, Ю. В. Г аврилов и др.// Интерэкспо Г ео-Сибирь scholar. - 2008. - N 2. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-kartografirovanie-sostoyaniya- okruzhayuschey-sredy-promyshlennyh-tsentrov
23. Бредюк К.Н. Геомаркетинг: география в маркетинге [Электронный ресурс] / К.Н. Бредюк // ArcReview. - 2009. - N 4 (51). - Режим доступа: https://www.esri-
cis.ru/news/arcreview/detail.php?ID=1014&SECTION_ID=30
24. Глебова Н. ГИС для управления городами и территориями [Электронный ресурс] / Н. Глебова // ArcReview. - 2011. - N 3 (38). - Режим доступа: https://www.esri-
cis.ru/news/arcreview/detail.php?ID=1544&SECTION_ID=43
25. Гохман В. Корпоративные муниципальные ГИС [Электронный ресурс] / В. Гохман // ArcReview. - 2006. - N 3 (38). - Режим доступа: https://www.esri-
cis.ru/news/arcreview/detail.php?ID=1548&SECTION_ID=43
26. Геомаркетинг — инструмент современного ритейлера [Электронный
ресурс] // Деловая Москва. Интернет-газета для малого и среднего бизнеса - Режим доступа:
http://www.delmoscow.ru/discuss_problem/?cid=bb5ba973&nid=0bcecfbe
27. Еремченко Е. Новый подход к созданию ГИС для небольших муниципальных образований [Электронный ресурс] / Е. Еремченко // ArcReview. - 2010. - N 2 (32). - Режим доступа: https://www.esri- cis.ru/news/arcreview/detail.php?ID=1812&SECTION_ID=48
28. Жилая среда: Шаговая доступность - что должно быть под рукой? [Электронный ресурс] Разумная недвижимость. - 2016. - Режим доступа: http://razned.ru
29. Решение Городского Совета от 07.04.2016 № 7/6 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2021 года и на период до 2030 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //mbchelny.m/upload/Шes/user/Стратегия_2030.pdf
30. Самардак А. С. Геоинформационные системы [Электронный ресурс] / А.
С. Самардак // электронный учебник. - Влд.: 2005. - Режим доступа: http: //window.edu.ru/catalog/pdf2txt/012/41012/18317?p_page= 1
31. Стенин А. Рейтинг округов Москвы по обеспеченности объектами общепита [Электронный ресурс] / А. Стенин // РИА Новости. - 2011. - Режим доступа: https://ria.ru/research/20111129/501108764.html
32. Официальный сайт города Набережные Челны [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nabchelny.ru (дата обращения: 22.04.2017)
33. Официальный сайт Магазин магазинов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.magazinmagazinov.ru/ (дата обращения: 23.03.18)
34. Официальный сайт Реформа ЖКХ [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.reformagkh.ru (дата обращения: 23.03.18)
35. Официальный сайт Центр пространственных исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://geointellect.ru (дата обращения: 23.03.18)
36. Официальный сайт RRG [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rrg.ru/ (дата обращения: 23.03.18)
37. Справочник ArcMap [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://desktop.arcgis.com (дата обращения: 23.03.18)
38. Сервис Galton. - Режим доступа: https://galton.urbica.co (дата обращения: 20.04.18)
39. Сервис Strava. - Режим доступа: https://www.strava.com (дата обращения: 22.04.2018)
40. Сервис Sightsmap. - Режим доступа: http://www.sightsmap.com (дата обращения: 22.04.2018)
41. Cервис 4sqstat. - Режим доступа: http://www.4sqstat.ru (дата обращения: 22.04.2018)
42. Cliquet G. Geomarketing : methods and strategies in special marketing / G. Cliquet - London: ISTE Ltd, 2006. - 328 p.
43. OpenStreetMap. OSGeo-Live [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https: //live .osgeo. org/ru/overview/osm_dataset_overview. html (дата обращения: 20.12.17)
44. Groenfeldt T. Bank of America's Data Mapping Adds $1 Per Share [Электронный ресурс] / T. Groenfeldt // Forbes. - 2014. - Режим доступа: https://www.forbes.com
45. Poon L. Mapping the Stark Rich-Poor Divide in Major U.S. Cities [Электронный ресурс] / L. Poon // CITYLAB. - 2016. - Режим доступа: http: //www.citylab .com
46. Interactive World History Atlas since 3000 BC - Режим доступа: http://geacron.com/home-en/ (дата обращения: 23.03.18)
47. City of McAllen GIS - Режим доступа: http://www.arcgis.com/apps/PublicGallery/index.html?appid=d4947a9fd3a549 398292303d05f9b6dc&group=5bd9a04e683c4029a915a5e6731d1c9a (дата обращения: 23.03.18)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ