Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического управления человеческими ресурсами 5
1.1. Сущность стратегии управления человеческими ресурсами 5
1.2. Реализация стратегий управления человеческими ресурсами в Российской
Федерации на региональном уровне 17
1.3. Зарубежный опыт стратегического управления человеческими ресурсами 27
Глава 2. Формирование стратегического управления человеческими ресурсами 37
2.1. Анализ человеческих ресурсов на рынке труда в Республике Татарстан... 37
2.2. SWOT анализ рынка труда в Республике Татарстан 45
2.3. Проблемы формирования и развития человеческих ресурсов в Республике
Татарстан 47
Глава 3. Совершенствование стратегического управления человеческими
ресурсами в Республике Татарстан 51
3.1. Направления совершенствования стратегического управлением
человеческими ресурсами в Республике Татарстан 51
3.2. Задачи совершенствования стратегического развития человеческих
ресурсов в Республике Татарстан 54
Заключение 60
Список использованных источников 64
Приложения
Глобальный экономический кризис, множество внутренних проблем национальной экономики, угрозы и негативное воздействие внешней среды являются основными причинами нестабильности экономики на национальном уровне, и, как следствие, нестабильности на уровне регионов. В связи с этим основным условием развития регионов выступает такая государственная политика, которая обеспечит устойчивое социально-экономическое развитием регионов на основе учета их потенциала и возможных угроз со стороны внешней среды.
Актуальность темы выпускной квалификационной работ заключается в следующем:
Во-первых, ролью человеческих ресурсов как главного фактора экономического роста, его повышением в условиях перехода экономики России на инновационный путь развития.
Во-вторых, неэффективностью управления человеческими ресурсами слабо реагирующего на изменения условий и усложнение задач его развития, не в полной мере учитывающего региональные особенности, позитивный опыт отдельных субъектов РФ, достижения зарубежной практики.
Объектом исследования являются человеческие ресурсы региона.
Предметом исследования являются механизмы управления человеческими ресурсами региона.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование механизмов управления человеческими ресурсами на региональном уровне и выработка направлений их совершенствования. Исходя из цели были поставлены задачи:
1. Исследование теоретических аспектов управления стратегическими ресурсами.
2. Анализ формирования стратегического управления человеческими ресурсами на региональном уровне.
3. Выявление проблем формирования человеческих ресурсов в Республике Татарстан.
4. Формирование направлений совершенствования стратегического управления развития человеческих ресурсов.
Теоретическую основу исследования сформировали отечественные и зарубежные научные труды, посвященные проблемам управления человеческими ресурсами на региональном уровне, статистические данные федеральной службы государственной статистики, данные периодических источников и сети интернет.
В процессе исследования использованы методы системного, компаративного, структурно-функционального, экономико-статистического анализа.
Подводя итоги, можно сказать, что управление человеческими ресурсами - ни что иное как долгосрочно направленный комплексный всесторонний план, необходимый для создания эффективно работающего, высокопрофессионального, ответственного, сплоченного коллектива, а также для достижения корпоративных и индивидуальных целей организации и работников.
Стратегия управления человеческими ресурсами является одной из функциональных стратегий предприятия, которая разрабатывается и реализуется каждым функциональным подразделением предприятия и должна коррелировать с общей стратегией организации. Стратегия разрабатывается на всех уровнях: национальном, организации, подразделения организации и отдельного работника.
При стратегическом управлении человеческими ресурсами можно выделить три элемента управления: стратегическое планирование, реализация стратегии, стратегический контроль, при этом самым важном этапом считается реализация. В разработке стратегического управления участвуют органы местного самоуправления, населения и даже частного бизнеса, потому что этого требует современное состояние экономического развития регионов.
Валовый региональный продукт в Республике Татарстан самый большой и составляет в 2016 году ад 499,8 тысяч на душу населения, что говорит нам о хорошем экономическом уровне развития республики и хорошего качества условий для жизни людей.
В Российской Федерации разработано много государственных программ, среди которых: демографическая политика, политика здравоохранения, политика в сфере физической культуры и спорта, политика системы образования. Республика Татарстан разрабатывает свои стратегии и одна из них: «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», основная мысль которой заключается в стимулировании спроса на инновации, и как следствие на человеческий капитал.
Развитие зарубежного менеджмента проходило в 3 фазы: административная, признания, интеграции. Главной мыслью административной системы управления считалась, функция человека - труд через затраты рабочего времени. По сути человек был «живым придатком машины». Работники были средством достижения целей компании подобно машинам и оборудованию. Фаза признания принесла с собой немалые изменения, а именно: внедрение новой техники и технологии, усложнение процесса труда обусловили необходимость разработки системы повышения квалификации и профессионального обучения, механизма мотивации, программ вовлечения работников в управление и развитие социального партнерства. Фаза интеграции отразила развитие социальных и гуманитарных аспектов менеджмента, превратив сотрудников в основной невосполнимый ресурс и социальную ценность организации.
Рыночная экономика Российской Федерации обусловила необходимость наличия в её структуре механизма управления рынком труда. Анализ состояния экономики Татарстана показал, что необходимо усилить меры государственного воздействия на этот аспект развития экономики региона, ведь в ближайшее время республика может столкнуться с острым дефицитом кадров, потому что трудоспособное население стареет в 1.5 раза быстрее, чем в среднем по России. Для решения этой проблемы необходимо открывать дополнительные учреждения профессионального образования, ведь главная надежда возлагается на них. В данное время у Республики Татарстан самые лучшие показатели по уровню фактической безработицы (3.6%) и степень занятости населения (70,1%). Так же из Республики Татарстан уезжают талантливые учащиеся, и происходит «утечка мозгов». Так же можно отметить, что среди молодежи присутствует огромная безработица, в связи с отсутствием необходимых навыков и знаний.
В Республике Татарстан имеются проблемы развития человеческих ресурсов: низкий уровень оплаты труда, отсутствует информация о профессиональной миграции, многочисленная численность кадров, занятых на «сером рынке труда» и т.д. В данном регионе недостаточно многих профессий, их вы можете посмотреть в приложении 1 и таблице 8. Можно отметить, что региону требуются не только высококвалифицированные специалисты таких профессий, как робототехника, мастер по обработке цифровой информации, ядерная энергетика, но и простые рабочие по таким профессиям, сварщик, штукатур, бетонщик, арматурщик, ведь такие профессии всегда служили основой для жизни всех людей.
В настоящее время стратегия управления человеческими ресурсами отдельно не выделяется и при отсутствии четких приоритетов в развитии человеческих ресурсов возникает большой риск системного сбоя в реализации важнейших стратегических установок. В основе стратегий управления человеческими ресурсами лежат целевые задачи по развитию персонала. Развитие персонала способствует освоению новых технических систем, которые определяют успех инновационного развития экономики. Хотя развитие персонала требует немалых затрат, оно способно принести большие преимущества, такие как: повышение мотивации, подготовка, осознание соей значимости, увеличение свободного времени у руководителей и развитие персонала. Развитие персонала обеспечивает чувство удовлетворенности работой и уменьшает текучесть кадров.
По нашему мнению, основными задачами стратегического развития человеческими ресурсами можно считать следующие направления: разработка стратегий индивидуального обучения, совершенствование организационного обучения и создание обучающейся организации, управление знаниями, формирование интеллектуального капитала. Далее мы предлагаем методы по поиску и выявлению талантов, ведь чем раньше распознается талант, тем выше шансы развить и приумножить его. Ведь совершенствование людей - ключ к успеху в глобальной конкуренции.
1. "Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
Книги
2. Аксенова, Е.А. Кадровая политика на государственной службе / Е.А. Аксенова // СОЦИС. - 2011. - №4. - С. 17-21.
3. Александров О.В., Добролюбова Е.И. Стратегическое управление кадровыми ресурсами на государственной службе как инструмент оптимизации их численности. Вопросы государственного и муниципального управле-ния. 2015. С.124-138.
4. Аминова О., Каштанова Е. Как разработать эффективную стратегию управления персоналом /О. Аминова, Е. Каштанова // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2012. - №3. - С.2-6.
5. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг - М.: ИНФРА-М, 2002. - 328 с.
6. Архангельская О. Модель оценки качества профессионального обучения государственных служащих // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2011. №4. - С.42-46.
7. Бугаков В.М. Управление персоналом: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 237 с.
8. Бухалков М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учебное пособие / М.И. Бухалков. — М.: НИЦ ИНФРА-М,2013. — 192 с.
9. Валиева О.В. Управление персоналом. Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам / О.В. Валиева. — М.: А-Приор, 2012. — 176 с.
10. Глоссарий XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани. - 2013. - С. 200-207.
11. Горбачев А.И., Турчинов А.И., Нечипоренко B.C. Управление персоналом: Учебник / А.И. Горбачев, М.И. Турчинов, В.С. Нечипоренко
- М.: Изд-во РАГС, 2009. - 488 с.
12. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник / В.Д Граждан - М.: Кнорус, 2009, - 496 с.
13. Грант Р. Современный стратегический анализ: учебник для слушателей, обучающихся по программе MBA / Р. Грант - СПб.: Питер, 2011. — 554 с.
14. Кибанов А.Я. Служба управления персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов - М.: КНОРУС, 2010. - 416 с.
15. Кибанов А.Я., Ушакова М. Концепции стратегии кадровой политики организации /А.Я. Кибанов, М. Ушакова // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2011. - № 10. - С.10-15.
16. Корпоративное обучение. Электронный ресурс. - URL: www.gmcconsult.ru/services/.
17. Коттер Дж., Гоулман Д., Бакингем М. Управление персоналом / Дж. Коттер, Д. Гоулман, М. Бакингем - Москва: Альпина Паблишер, 2017.
- 242 с.
18. Крымов А. Управление персоналом на 100%: как стать эффективным HR-директором / А. Крымов - СПб.: Питер, 2010. - 117 с.
19. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами - ИНФРА - М, 2002. - 328 с.
20. Капелюшников Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы: критический анализ. - М.: Наука, 1981. - 287 с.
21. Человеческий капитал Красноярского края: аналитический доклад / под ред. В.С. Ефимова. - Красноярск: Сибирский Федеральный университет, 2010. - 126 с.
22. Человеческий капитал Красноярского края: аналитический доклад / под ред. В.С. Ефимова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. - 126 с.
23. Поршнев А.Г. Менеджмент: теория и практика в России: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. - М., 2003. - 360 с.
24. Свергун.О.А. HR-практика. Управление персоналом: Как это есть на самом деле / (Серия «Практическая психология») - СПб.: Питер, 2005. - 90 с.
25. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 175 с.
26. Шинкаренко. О.Н. Управление персоналом организации при внедрении стандартов IS09004:2000 / О.Н. Шинкаренко. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 200 с.
27. Десслер Г. Управление персоналом: пер. с англ. М.: 2008. -150 с.
28. Кузьмина Н.М. Менеджмент персонала корпорации. Самара: Изд-во Самарской государственной экономической академии, 2003. - 230 с.
29. Лазарев А. В. Бизнес-планирование как форма экономического управления - М, 2005 г. - 110 с.
30. Градов С. И. Риск и выбор стратегии в предпринимательстве. - М.: МСХЛ, 2002. - 327 с.
31. Семенов И., Кубахов П. «Стратегическая инновация и маркетинг: от противоположности к единству» / Маркетинг,2005. - №5. - 168 с.
32. Еремин В.И., Шумаков Ю.Н., Жариков С.В. Управление человеческими ресурсами, - М.: ИНФРА-М, 2018. - 271 с.
33. Максимцев И.А. Управление человеческими ресурсами; Юрайт - Москва, 2013. - 528 с.
34. Консультирование в управлении человеческими ресурсами; Инфра - М, 2010. - 224 с
35. Веснин В. Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика; Проспект - Москва, 2013. - 688 с.
36. Уатт. К. Экология и Управление природными ресурсами; М.: Мир - Москва, 2009. - 463 с.
Электронные ресурсы
37. Мухамбетова, Исабеков, Абжаппарова Теоретико-концептуальные
основы формирования понятия «Человеческий капитал» [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_27345440_44230325.pdf, свободный
38. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный
39. Хусаинов В.Г. Новоселов О.Г. Игтисамов Р.С. Рынок труда Республики Татарстан: состояние, перспективы развития. Казанский (Приволжский) федеральный университет [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://izron.ru, свободный
40. Информационный сайт FB - [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://fb.ru
41. Туменова С.А. Роль индивидуального человеческого капитала в обеспечении конкурентоспособности экономических систем - [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://sovman.ru/article/4709/
42. Библиотека Assesor - [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.assessor.ru/notebook/region/minimum-tatarstan/
43. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]: -
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af 09d7244d8033c66928fa27e527, свободный
44. Постановление кабинета министров Республики Татарстан от
09.08.2013 №553 Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы» [Электронный ресурс]: - http://mtsz.tatarstan.ru/rus/programmi- 2508577.htm, свободный
45. Перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики Республики Татарстан, на 2018 - 2024 годы. Утверждён распоряжением кабинета министров Республики Татарстан от 28.03.2017 №593- р [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ratsz.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_937061.pdf, свободный
46. Закон Республики Татарстан, принятый Государственным Советом Республики Татарстан от 15.06.2015 № 40 - 3РТ. Об утверждении «Стратегии социально - экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm, свободный
Статьи
47. Комплексный информационно - аналитический доклад Министерства Труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Казань 2018. - 82 с.
48. Издательство «Российская газета» № 215(1993) 29.11.2016.
49. Марцинкевич В.И. Инвестиции в человека: экономическая наука и российская экономика // МЭиМО. - 2005. - № 9. - 39 с.
50. У. Петти «Экономические и статистические работы». М.: Соцэкгиз, 1940. - 240 с.