Введение 3
1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью организации 5
1.1 Понятие , сущность и роль конкурентоспособности организации 5
1.2 Инструменты и методы повышения конкурентоспособности современного
предприятия 11
1.3 Зарубежный опыт управления конкурентоспособностью организации 19
2. Современное состояние управления конкурентоспособностью ООО
«Транстехсервис» 25
2.1 Анализ организационно-хозяйственной деятельности организации 25
2.2 Анализ системы управления организации 32
2.3 Оценка эффективности управления конкурентоспособностью ООО
«Транстехсервис» 44
3. Пути совершенствования процесса управления конкурентоспособностью
ООО «Транстехсервис» 62
3.1 Разработка программы создания конкурентных преимуществ организации 60
3.2 Рекомендации по совершенствованию ценовой политики организации 72
3.3 Применение системы менеджмента качества в управлении организации 77
Заключение 85
Список использованных источников 87
Приложения
В контексте тенденций развития мировой экономики проблема формировании устойчивой конкурентоспособности на различных уровнях экономики, а особенно для предприятий приобрела особую актуальность в силу динамичных изменений в технологиях, экономике, увеличения изменений внешней и внутренней среды, недостаточно разработанной методической основы формирования конкурентных достоинств предприятий на рынке.
Актуальность управления конкурентоспособностью предприятия продиктована в силу неполного владения руководством предприятий современными методами оценки конкурентоспособности и механизмами разработки конкурентоустойчивых стратегий. Проведение анализа конкурентных преимуществ предприятия позволяет определить положение на рынке, разработать мероприятия по улучшению производственных программ.
Различные аспекты проблемы конкурентоспособности предприятий рассматривались в трудах многих отечественных и зарубежных учёных. Виды конкуренции подробно рассмотрены в трудах С.Л. Брю, В.М. Власовой, И. Ворст, В.М. Гальперина, Э. Дж. Долан, Д.Е. Линдей, Ю.А. Львова, К.Р. Макконелл, В.Ф. Максимовой, Ц.В. Минаевой, Р. Пиндайк и др.
Среди работ, в которых анализируются факторы конкурентоспособности предприятия можно выделить труды М.В. Шеремета, Д.Б. Станько и французских экономистов А. Олливье, А. Дайан и Р. Урсе.
Цель дипломной работы - проведение анализа конкурентоспособности продукции ООО «Транстехсервис» и разработка мероприятий. направленных на её повышение.
Для достижения поставленной цели были определены следующие основные задачи:
1) рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности продукции и предприятия, факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг, а также показатели и методы повышения конкурентоспособности предприятия в современный период;
2) провести анализ производственной деятельности ООО «Транстехсервис», дать краткую характеристику компании, проанализировать финансово-хозяйственную деятельность компании по всем основным экономическим показателям, ;
3) провести анализ конкурентоспособности продукции компании;
4) провести анализ управления трудовыми ресурсами организации;
5) предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции;
6) оценить эффективность предложенных мероприятий.
В состав настоящей работы входит введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы дипломной работы, цепь и задачи исследования, его предмет и объект, краткую характеристику, теоретическую и практическую значимость работы.
Первая глава дипломной работы посвящена основным теоретическим аспектам конкуренции.
Во второй главе рассматриваются аспекты деятельности ООО «Транстехсервис», современное состояние конкурентоспособности организации и его товаров.
Третья глава содержит в себе разработанные мероприятия по повышению конкурентоспособности организации, а также их экономическое обоснование.
В заключении представлены основные результат выпускной работы бакалавра.
Методическая база исследования - социальное исследование, экономический анализ, горизонтальный анализ, вертикальный анализ, детерминированный факторный анализ, сопоставление коэффициентов, прогнозирование, сравнение, анализ информационных источников и др.
Конкурентоспособность - это обратная связь или некий результат взаимодействия внутренней среды предприятия с его внешней средой. Под конкурентоспособностью следует понимать возможность предприятия в определенной степени активизировать процессы и ресурсы предприятия для удовлетворения актуальных потребностей рынка.
Развитие конкурентных преимуществ в современных условиях жёсткой конкуренции является необходимым условием усиления позиций компании на рынке и улучшения результатов её хозяйственной деятельности. Управление конкурентоспособностью предприятия - деятельность, направленная на формирование управленческих решений, которые, в свою очередь, должны быть направлены на противостояние всевозможным внешним воздействиям и достижение лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.
В данной выпускной бакалаврской работе были рассмотрены методы оценки и повышения конкурентоспособности, проведен анализ хозяйственной деятельности организации, проведен расчет показателей оценки конкурентоспособности, на основе которого выли выдвинуты предложения по повышению конкурентоспособности предприятия.
В ходе работе, были описаны и рассмотрены наиболее популярные методы применяемые для оценки конкурентоспособности предприятия, некоторые из которых были применены на практике к рассматриваемой в выпускной бакалаврской работе организации.
Объектом исследования данной работы выступала группа компаний ООО «Транстехсервис» это отечественный автохолдинг, который занимается розничной торговлей российских и иностранных автомобилей, имеет обширную географию собственных официальных представительств.
Сегодня ООО «Транстехсервис» является лидером автомобильного рынка Поволжья и может удовлетворить потребности любого клиента. Но организации необходимо проводить больше маркетинговых мероприятий и постоянно повышать квалификацию работников, для того чтобы сохранить свой статус.
В процессе работы были разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности группы компаний ООО «Транстехсервис», обозначены приоритетные направления развития.
Достижение поставленной цели стало возможным, посредством задач, которые были решены в данной работе:
1. Выявлены ключевые факторы конкурентоспособности предприятия;
2. Проведен анализ факторов конкурентоспособности организации ООО «Транстехсервис»;
3. Проведено сравнение факторов конкурентоспособности с автоцентрами-конкурентами;
4. Разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Транстехсервис».
Для оценки конкурентоспособности были использованы такие инструменты, как: многоугольник конкурентоспособности по простым баллам и с поправкой на коэффициент, SWOT-анализ, матрица БКГ Данные инструменты позволяют более наглядно оценить сильные и слабые стороны автоцентров, посмотреть на позицию относительно друг друга.
1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями от 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 июня, 8 ноября 2008 г.) // Информационно-правовое обеспечение «Гарант»
Стандарты
2. ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 (ISO/TS 16949:2009) Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части. - М.: Стандартинформ, 2009. - 44 с
Книги, монографии
3. Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина ; под ред. Т. Г. Старостиной. - Ульяновск : УлГТУ, 2010. - 91 с.
4. Управление организацией : учеб. для вузов / Г. Л. Азоев [и др.] ; под ред. А. Г. Поршнева [и др.]; Гос. ун-т упр.- 4-е изд. - М. : ИНФрА-М, 2013.735с
5. Барышникова, Н.А. Экономика предприятия: учеб. пособие / Н.А. Барышникова, Т.А. Матеуш, М.Г. Миронов. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 191 с.
6. Белых, Л.П. Реструктуризация предприятия : учеб. пособие / Л.П. Белых .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 .— 514 с.
7. Броган Х., Смит Дж. Агенты влияния в интернете. Как использовать социальные медиа для продвижения бизнеса. - СПб.: Питер, 2012. 48 с.
8. Васин, С.Г. Управление качеством. Всеобщий подход: учебник /
С.Г. Васин. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 404 с.
9. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник / Э.М. Коротков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2016. - 640 с
10. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент: пер. с англ. - СПб.: Питер, 2011. - 816 с.
11. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. Учебное пособие / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт, 2014. - 438 с.
12. Мазилкина, Е.И, Управление конкурентоспособностью: учеб.
пособие/ Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. - М.: Омега-Л, 2009. - 328 с
13. Миронов, М. Г. Ваша конкурентоспособность / М. Г. Миронов. - Москва: АльфаПресс, 2013 - 160 с.
14. Моргунова Е.А., Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону «О средствах массовой информации». М.: Вектор, 2014.579 с.
15. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург : Изд-во Урал унта, 2014. - 194с.
16. Портер М., Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М. Портер; перев. на рус. И.В. Квасюкова [и др.]. - М.: ООО «Интеллектуальная литература», 2016. - 740 с.
17. Портер М,. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калининой / М. Портер. - М.: Альпина Бизнес Букс. - 4-е изд. - 2012. - 710 с.
18. Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. Управление конкурентоспособностью предприятий / Монография. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2008. - 189 с.
19. Тюрин, Д.В. Маркетинговые исследования: учебник / Д. В. Тюрин. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 342 с.
20. Фатхутдинов Р.А., Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. - М. : Эксмо, 2004. - 544 с.
21. Хотяшева, О.М, Инновационный менеджмент: учебник / О.М. Хотяшева, М.А. Слесарев. - 3-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 326 с
22. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка : учеб. пособие / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. - 2012. - 528 с.
23. Царев, В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология : учеб. пособие / А.А. Кантарович, В.В. Черныш, В.В. Царев .— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 .— 800 с.
24. Цахаев, Р.К. Маркетинг: учебник / Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева.
- 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. - 552 с.
25. Шарков Ф. И. Захарова В.И. Правовые основы коммуникации. В рекламе, связях с общественностью, журналистике. Учебное пособие. М.: Проспект, 2016. 224 с.
Печатная периодика
26. Арбатская, Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е.А. Арбатская // Известия ИГЭА. - 2012. - № 1 (81). - С.118- 121.
27. Бекирова О.Н., Агафонова М.С., Кузнецова К.С. Повышение конкурентоспособности предприятия // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 4-2.
28. Васильева, З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка / З.А. Васильева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 2.
29. Захаров А. Н., Зокин А. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения // Бизнес и банки. — 2013. — № 1-2.
30. Лазаренко, А.А. Методы оценки конкурентоспособности / А.А, Лазаренко // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 374-377
31. Лоскутова М. В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности в свете рыночных реформ // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №3. - С.67-72.
32. Можарова Е. Е. Совершенствование организационноэкономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия. - М., 2013. - 145 с.
33. Поляков В. В., Пироев А. В. Повышение конкурентоспособности малого предпринимательства как объективная основа развития внешнеэкономического потенциала региона / РГЭУ (РИНХ). - Ростов-н/Д, 2014. - 137 с.
34. Смольянова Е.Л. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия / Е.Л. Смольянова, В.Б. Малиц-кая // Вестник ТГУ. 2009. Вып. 2 (70). — С. 336-344.
35. Таран В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблема
современной политики и стратегия в области качества, 2011 г. - с. 15
36. Филинков А. М. О методах управления конкурентоспособностью предприятий // Актуальные проблемы конкурентоспособности предприятий. - Севастополь, 2013. - 539 с.
37. Чупрунова О.О. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / О.О. Чупрунова, Е.В. Ерохина // Научные исследования: теория, методика и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 21 мая 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 223-226.
38. Якубова Т. Н. Брэндинг как фактор повышения конкурентоспособности компании в условиях экономической глобализации // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2017. №3-4.
Электронные ресурсы
39. Борисенко Мария Юрьевна Бенчмаркинг как современный
инструмент управления предприятием [Электронный ресурс] // Kant. 2013. №3 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/benchmarking-kak-sovremennyy-
instrument-upravleniya-predpriyatiem (дата обращения: 10.05.2018).
40. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности
предприятия [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 85-87. — URL
https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8220/ (дата обращения: 10.05.2018).
41. Газизуллин Н. Ф., Нуруллина А. Х. Конкурентоспособность экономики: комплексный подход [Электронный ресурс] // ПСЭ. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-ekonomiki-kompleksnyy- podhod (дата обращения: 14.05.2018).
42. Оковкина Ольга Николаевна, Чупайда Александр Михайлович Пути повышения конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] // Экономический журнал. 2010. №19. URL: bttps://cyberleninka.m/artide/n/puti- povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiya (дата обращения: 10.05.2018).
43. Титов Е. В., Рахимова Г. С. Содержание и условия реализации конкурентоспособности [Электронный ресурс] // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана. 2013. №1. URL: bttps://cyberlenmka.m/artide/n/soderzhanie-i- usloviya-realizatsii-konkurentosposobnosti (дата обращения: 10.05.2018).