Введение 4
1. Теоретические аспекты формирования системы маркетинга организации..6
1.1 Сущность, понятие и задачи маркетинга организации 6
1.2 Организация маркетинга на предприятии 13
1.3 Планирование маркетинга на предприятии 18
2. Анализ системы маркетинга на ИП Васильев Роман Михайлович 23
2.1 Общая характеристика предприятия 23
2.2 Организации маркетинговой деятельности в ИП Васильев Роман
Михайлович 33
2.3 Планирование маркетинга на предприятии ИП Васильев Роман
Михайлович 41
3. Пути совершенствования формирования системы маркетинга в ИП
Васильев Роман Михайлович 63
3.1 Совершенствование управления маркетингом на предприятии ИП
Васильев Роман Михайлович 63
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 69
Заключение
Список использованной литературы 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Переход на новую систему хозяйствования затронул предприятия всех форм собственности. Ранее руководители предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора. По оценкам специалистов, 85-90 % субъектов рынка могут повысить эффективность работы как минимум на 20-30 %, если необходимым звеном системы управления предприятий является маркетинговая деятельность. Именно она обеспечивает предприятию необходимый сбыт производимой продукции, что наполовину является залогом успешного его функционирования. От эффективности маркетинговой деятельности напрямую зависит эффективность работы всего предприятия.
Задачами маркетинга являются:
- выбор товара, производимого для рынка, определение его потребительских свойств;
- установление качественных параметров производства;
- контроль за соблюдением действующих экологических и медицинских требований;
- обоснование объемов и сроков производства продукции;
- расчет необходимости привлечения дополнительных финансовых средств с указанием источников их получения (регламентация времени транспортировки, расчет процента естественной убыли);
- требования к упаковке продукции;
- разработка бизнес-плана, условий проведения коммерческих операций, а также многое другое.
Эффективное управление производством в условиях неустойчивой конъюнктуры рынка предполагает организацию специализированной маркетинговой службы на предприятиях.
Каждой организации необходимо проводить анализ своей маркетинговой деятельности с целью выявления своих слабых мест, а также для прогнозирования результатов своей деятельности в ближайшие годы. Анализ маркетинговой деятельности представляет собой один из наиболее важных элементов управления.
Современные успешные организации нуждаются в постоянном маркетинговом анализе, так как рынок гибок и очень динамичен, а высокая конкуренция может привести организацию без эффективного маркетинга к банкротству. Если организация управления, в том числе управления маркетингом, эффективна, то в процессе деятельности организации улучшаются такие показатели, как прибыль, объем продаж и доля рынка.
Итак, в развитой рыночной экономике существует множество типов предприятий, но ни на одном из них нельзя обойтись без маркетинговой службы. Хотя экономисты выделяют различные пути повышения эффективности фирмы, концентрируется внимание именно на службе маркетинга, на том, как специалисты этого отдела помогают предпринимателю повысить эффективность, а, следовательно, и прибыльность фирмы.
Актуальность данной темы работы обуславливается необходимостью повышения эффективности работы организации и её дальнейшего развития в условиях ускорения и усложнения процессов, происходящих на рынке.
Объектом изучения является ИП Васильев Роман Михайлович.
Предметом исследования является система управления маркетингом на предприятии ИП Васильев Роман Михайлович.
Цель данной работы является анализ системы маркетинга на предприятии, и разработать мероприятия по совершенствованию системы маркетинга в ИП Васильев Роман Михайлович.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, понятие и задачи маркетинга организации;
- охарактеризовать организацию маркетинга на предприятии;
- изучить особенности планирования маркетинга на предприятии;
- провести анализ маркетинговой системы на предприятии ИП Васильев Роман Михайлович;
- предложить пути совершенствования маркетинговой системы ИП Васильев Роман Михайлович.
В качестве методов исследования избраны анализ литературных источников, а также практический материал (анализ хозяйственной деятельности).
Структура работы состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Маркетинг в настоящее время становится движущей силой в деятельности предприятий. Даже имея хорошее качество товаром и услуг, предприятие имеет риск обанкротиться при неправильно сформулированной маркетинговой системе.
Одним из важных моментов в маркетинге для предприятия является планирование маркетинговой системы. Планирование подразделяется на стратегическое, тактическое и оперативное. Стратегическое является основополагающим, именно оно определяет будущее развитие организации, постановку задач для достижения конкретных целей предприятия.
Оно, прежде всего, должно нацеливать организацию на перспективные возможности рынка, учитывающее имеющиеся ресурсы, которые обеспечивают потенциал для развития.
Тактическое планирование заключает в себе способы того, как достигнуть поставленных стратегических целей, оперативное планирование состоит из действий, которые соответствуют стратегии организации, а также ориентирующиеся на успешную деятельность.
От того, как грамотно реализуется планирование, зависит эффективность деятельности предприятия. Поэтому важно уделять планированию внимание, постоянное вести статистические данные, анализировать проведенные мероприятия, рассчитывать их эффективность.
В условиях постоянно изменяющегося рынка для успешной работы предприятия также крайне важно проводить исследование рынка, его анализ, чтобы иметь представление о вариантах изменения целей, формы и вида предприятия для того, чтобы удерживать состояние на прежнем уровне.
Целью данной работы было изучение формирования маркетинговой системы на предприятии.
В работе рассмотрены теоретические аспекты организации маркетинговой службы, системы управления маркетингом, а также планирование маркетинговой деятельности.
В зависимости от поставленных целей и средств их достижения можно выделить несколько видов рыночных стратегий, применяемых в деятельности производственных отделений: стратегия завоевания или расширение доли рынка; стратегия инновации; стратегия дифференциации продукции; стратегия снижения издержек производства; стратегия выжидания; стратегия индивидуализации потребностей.
Осуществление маркетинговой деятельности на торговом предприятии требует создания такой организационной структуры которая позволила бы реализовать весь комплекс маркетинга, обеспечивающего проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к качеству услуг, тенденций этих требований под влиянием изменяющихся условий жизни.
Были изучены различные классификации видов маркетинга в зависимости от структуры концепции маркетинга, территории охвата, состояния спроса, вида продукции, типа объекта, типа потребителя; исследована роль маркетинговой деятельности в торговых организациях. Спрос населения на товары становится все более квалифицированным. Успех имеют организации, максимально ориентированные на потребителя.
Анализ маркетинговой деятельности ИП Васильев Роман Михайлович показал, что у нее имеются определенные конкурентные преимущества, которые обеспечивают ее функционирование и развитие. К этому относятся достаточно продолжительный опыт работы в сфере досуга, что обеспечивает организации выгодное положение среди своих конкурентов, а также выгонное географическое положение и широкий ассортимент предлагаемых услуг, привлекающий потенциальных клиентов.
Однако проведенный анализ показал, что в организации имеет место быть недостаткам, касающимся маркетинговой системы.
Первой выявленной проблемой предприятия является отсутствие инструментов стимулирования потребителей - скидки, специальные предложения, дополнительные услуги и средства стимулирования посредников (скидки в зависимости от условий оплаты и объемов покупки). Это приводит к уменьшению объемов выручки, а также организация теряет возможность создания долгосрочных отношений с клиентами и партнерами, что негативно сказывается на ее репутации.
Вторая проблема заключается в отсутствии в организации специалиста маркетинга, а маркетингом занимается директор предприятия. Отдельные функции маркетинга распределены между различными сотрудниками компании, которые не имеют должного уровня компетенции в этой области.
На основании полученной оценки степени готовности предприятия можно сделать следующий вывод: компания в целом готова к принятию специалиста по маркетингу, на которого будут возложены обязанности по подготовке структуры компании и персонала к реализации маркетинговой стратегии.
Третья проблема - недостаточная узнаваемость Мастерской братьев Васильевых. Данный вывод был сделан исходя результатов проведения маркетингового исследования в формате опроса. По результатам анкетирования было выявлено, что более 85% пользователей не посещали Творческий центр. Причины данной проблемы могут быть основаны на недостаточной информированности потенциальных потребителей, а также информации, не подкрепленной выгодами, отзывами, что приводит к отказу от услуги.
Также было выявлено, что ИП Васильев Роман Михайлович не ведет базу данных своих клиентов и потенциальных потребителей, что негативно сказывается на дальнейшей работы организации, нет возможности анализировать работу сотрудников, так как отсутствует статистика.
В ходе проведенного анализа рекламной деятельности предприятия ИП Васильев Роман Михайлович было выяснено следующее: организация использует простые методы продвижения - использование возможностей группы организации в социальной сети, таргетированная реклама в соц.сетях, участие в местных мероприятиях в качестве партнера - спонсора.
Для решения вышеперечисленных найденных проблем были сформированы следующие мероприятия.
Основным мероприятием было предложено внедрение специалиста по маркетингу. Специалист маркетинга в современных условиях необходим в каждой организации, которая хочет добиваться высоких результатов в своей деятельности. В его обязанности будет входить создание качественной рекламы в социальных сетях, формирование выгодных привлекательных предложений для клиентов, поиск новых направлений деятельности, а также анализ рынка, включающий анализ конкурентов.
Важной деятельностью специалиста будет активная работа с покупателями через социальные сети. Так как современный человек много времени проводит в Интернет, то именно эту маркетинговую стратегию нужно использовать для повышения эффективности работы предприятия.
Далее, исходя из отмеченных проблем, было сформировано мероприятие по созданию системы лояльности в формате электронных карт, которые располагаются в приложении. Помимо фиксированной скидки, пользователи приложения имеют различные выгоды: специальные акции, такие как «Пригласи друга», которая предоставляет скидку, накопительные бонусы.
Данное предложение позволит расширить аудиторию, благодаря внутреннему интерфейсу приложения, такому как карта, со всеми организациями, которые состоят в бонусной программе. Помимо этого в приложении имеется функция пуш- уведомления, которое позволит информировать ИП Васильев Роман Михайлович своих клиентов об акциях, новостях организации, что будет способствовать более частому посещению центра и увеличению оборота.
Помимо этого, в приложении составляется статистика по каждой акции и клиентам, что позволит анализировать эффективность проведения той или иной акции и формировать их в дальнейшем учитывая предыдущий опыт.
Для увеличения узнаваемости организации ИП Васильев Роман Михайлович было выбрано сотрудничество с блогером Казани, основанное на бартере. За счет лояльной и активной аудитории блогера, ожидается прирост выручки на 10%. Вместе с тем это позволит увеличить аудиторию.
Также для того, чтобы о Мастерской узнали большее количество человек, рекомендуется установить штендер, вмещающий в себя краткую информацию о Мастерской братьев Васильевых.
Он будет расположен у входа в Творческий центр. Таким образом, мимо идущие прохожие смогут узнать об организации и стать клиентами ИП Васильев Роман Михайлович.
Для решения проблемы с отсутствием работы с клиентами рекомендуется введение системы CRM - системы. Она позволит вести постоянную статистику базы данных по клиентам и потенциальным потребителям, даст представление о том, насколько эффективно выполняются различные виды коммуникаций и позволят в будущем формировать маркетинговые предложения, не допуская ошибок прошлой деятельности.
Данные рекомендации позволят увеличить выручку на 82%, что в денежном эквиваленте составляет 3050 тыс. рублей. При затратах, составляющих 1829 тыс. рублей, объем предполагаемой прибыли составит 1512 тыс. рублей.
В целом окупаемость предложений наступит через 1 год, что позволяет признать выдвинутые предложения признать выгодными для внедрения в ИП Васильев Роман Михайлович.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. - М.: ИНФРА - М-Норма, 2017.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть 1 от 31.07.1999г.№146- ФЗ и часть 2 от 5.08.2000 г.№117-ФЗ (с изм. доп..).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2001 г.№197-ФЗ.
4. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: Федеральный Закон РФ № 70-ФЗ
5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г № 129-ФЗ (с изм., доп. )
6. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 2005 г. № 88-43.
II. Специальная литература
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов 3-е изд./ Под общ. Ред. Г.Л.Багиева .- СПб.: Питер, 2006.
2. Виданов Н.В. Маркетинг и маркетинговые исследования // Маркетинг. - 2010. -№ 4 (52)
3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. - М.: Финпресс, - 2013
4. Джон Ф. Литл, Чего же хотят потребители. Рн/Д.: Феникс, - 2014
5. Дойль П., Маркетинг ориентированный на стоимость - СПб.: Питер, 2011.
6. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга. Учебное пособие. М., ИНФРА-М., 2014
7. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. М., ИНФРА-М,, 2014
8. Котлер Ф. Управление маркетингом. Учебное пособие. - М.: - 2011
9. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 3-е изд./
Пер. С англ. Под науч. ред. С.Г.Жильцова.- СПб.: Питер, 2011.
10. Крылова Г.Д. Маркетинг, - М.: Юнити, - 2013
11. Мани И.Б. Система маркетинговых коммуникаций. - М.: Маркетинг, - 2014
12. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебное пособие. М.: Маркетинг». Книготорговый центр, - 2010
13. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Алексунина .- 3-е изд., -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.
14. Маркетинг Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе. Учебное пособие / Под ред. Эриашвили Н. Д. - М.: ЮНИТИ, - 2010
15. Маркетинг. Как побеждать на рынке? / Ноздрева Р.Б, Цыгичко Л.И. М.: - 2013,
16. Маркетинг: Учебник/А.Н.Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А.Красильников и др. / Под ред. А.Н.Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ 2014.
17. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг.- СПб.: Питер, 2016.
18. МхГрейдян С.В. Отраслевой маркетинг. - М.: Эксмо, 2016
19. Николаева М. Маркетинг потребительских товаров, М.: Норма -2011
20. Питер Р. Диксон. Управление маркетингом. М.: БИНОМ, - 2010
21. Портер Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Портер; Пер. с анлг.- 3-е изд.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2007
22. Пустотин В. Организация проведения маркетингового исследования, Библиотека журнала «Маркетинг и реклама». - СПб.: Студцентр, - 2011
23. Савицкая Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. - Минск: ООО «Новое знание», 2014.
24. Салливан М., Эдкок Д. Маркетинг в розничной торговле/Пер. с англ. Под ред. Л.Л. Никитиной. - СПБ.: Издательский дом «Нева», 2013.
25. Симионова Н. Г. Методы анализа рынка. Учебное пособие. М.: Экспертное бюро, -2016
26. Соловьёв Б. Основы теории и практики маркетинга. Москва, - 2014
27. Сайт о наружной рекламе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.outdo or.ru/
28. Саркисян А. Г. Показатели оценки эффективности наружной рекламы //
Молодой ученый. — chive/67/11546/ (дата обращения: 08.06.2018).
29. Управление маркетингом: Учебное пособие/Под ред. Данько Т.П. М.: Инфра-М, - 2013
30. Уткин Э.А. Маркетинг. М.: ИНФРА-М, - 2013
Электронные ресурсы
31. Сайт организации VDCARDS. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vdcards.ru/
32. Сайт оценка эффективности CRM- системы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fbconsult.ru/effekty-ot-vnedreniya-crm
33. Сайт организации ALFACRM. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://alfacrm.pro/tariff
34. Сайт Консультант плюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.consultant .ru/
35. http://www.garant.ru/
36. Сайт организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //kzn.likemk.ru/
37. Сайт http://marketing.web-standart.net/ - «Новый маркетинг» - журнал о современных маркетинговых технологиях
38. Федеральная ЭБС "Единое окно доступа к образовательным ресурсам": http: //window.edu.ru
39. Сайт www.mavriz.ru - Журнал «Маркетинг в России и за рубежом»
40. Электронные каталоги АИБС
МАРКSQL: http: //www.vzfei.ru/rus/library/elect_lib.htm