ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА
ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА 6
1.1 ПРОЦЕСС МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА:
СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ К ИМИДЖЕОБРАЗОВАНИЮ 6
1.2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ 12
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ
СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ 24
2.1 АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
ОБРАЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ ВО ВРЕМЯ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ В 2018 ГОДУ 24
2.2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЭЛЕКТОРАТА ВО ВРЕМЯ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ В 2018 ГОДУ 52
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ОБРАЗА
ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 71
3.1 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ 71
3.2 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА
С УЧЕТОМ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЭЛЕКТОРАТА 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что с каждым годом, все больше и больше возрастает роль и значение образа для развития личности, организации и всего мира в целом.
Образ являет собой представление людей о каком-либо объекте и его деятельности. Созданию грамотно построенного образа уделяется внимание практически во всех сферах человеческой деятельности.
Для политических лидеров имидж и образ имеет первостепенное значение. В большинстве своем, люди, занимающие государственную должность, имеют скрытую личность, а формирование представления о них создается искусственно.
Чтобы выгодно подать созданный образ трудятся множество наемных специалистов и средств массовой информации. Без их работы лидер не сможет поспевать за современными тенденциями развития, станет неконкурентно способным в глазах общества, что может неблагоприятно повлиять на его будущее.
Но мало того, чтобы просто понимать, что имидж важен. Нужно уметь грамотно сформировать, а самое главное донести правильный посыл созданного образа до общества. Для этого привлекаются розничные специалисты в сфере политических технологий.
Их важность нельзя недооценивать. История показывает множество примеров, когда политический лидер становился таковым лишь при участии политтехнологов и их деятельности.
Политические технологии плотно обвивают множество сфер жизни, даже если мы об этом и не подозреваем.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение современных политических технологий и их роли в формировании образа политического лидера.
Хронологические рамки данной дипломной работы: современные политические технологии, а также детально рассмотрены выборы Президента 2018 года.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Выделить основные процессы моделирования образа политического лидера;
- Рассмотреть политические технологии в медиапространстве;
- Определить, как информационно-медийные технологии влияют на формирования образа политического лидера;
- Проанализировать политические технологии в формировании образа политического лидера в медиапространстве;
- Обозначить политические технологии как инструмент формирования предпочтений электората РФ;
- Выделить рекомендации по повышению эффективности избирательной компании;
- Разработать предложения по формированию результативного образа политического лидера с помощью современных политических технологий.
Объектом данного исследования является современные политические технологии.
Предметом исследования выступает образ политического лидера и воздействие на его формирование современных политических технологий.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей в области рассматриваемого вопроса, монографии, материалы конференций. При выполнении выпускной квалификационной работы были задействованы труды Ф.С. Лисовского «Политическая реклама», К. Боулдинга «Образ», Е.А. Бочковой «Теория Тринитаризма» и других авторов. Кроме того, в качестве теоретической базы работы так же были использованы периодические издания, интернет-ресурсы.
Методологическую основу дипломной работы составили методы сравнения, аналогии, а также статистический и аналитический методы, вторичный анализ социологических данных и контент-анализ ТВ программ.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав (каждая из которых включает в себя 2 пункта), заключения и списка использованной литературы.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы формирования образа политического лидера. Были выявлен основной процесс моделирования образа политического лидера, а также рассмотрены политические технологии в медиапространстве.
Во второй главе было проведено исследование политических технологий в контексте социально-информационного управления, вследствие чего были проанализированы политические технологии в формировании образа политического лидера в медиапространстве во время выборов Президента РФ в 2018 году, а также был проведен опрос среди населения, касательно формирования предпочтений электората.
В третей главе выявлены особенности и выдвинуты предложения по формированию результативного образа политического лидера с помощью современных политических технологий на примере кандидата в Президенты РФ на выборах 2018 года.
В заключение данной работы представлены обобщённые выводы по всему исследованию, кратко характеризующие результаты написанной выпускной квалификационной работы.
В списке использованной литературы представлены нормативнозаконодательные акты, а также труды ряда исследователей относительно рассматриваемой области государственного управления и политических технологий, на основании которых написана данная работа.
В результате проведенного в рамках выпускной квалификационной работы исследования можно сформулировать следующие выводы:
Политическое лидерство является одной из самых острых тем в современном общественном развитии любого государства. Прежде всего, политический лидер является крупной личностью, которая имеет жесткие принципы и убеждения, у него есть собственное видение развития страны. Способен отстаивать свои идеи.
Имиджем политического лидера называется искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к политическому лидеру. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
Чтобы добиться эффективно- действующего имиджа для политического лидера, нужно учитывать множество факторов и особенностей. Лидер должен выбрать вид своей направленности и старятся быть верным ему.
Главным помощником для имиджеобразования является информационно-медийное пространство. При формировании имиджа политического лидера стоит помнить, что в период своего восхождения, все его действия и принятые политические решения будут напрямую ассоциироваться со всеми подконтрольными организациями, с любыми реализованными им проектами.
Для создания грамотного образа нужно не только уметь грамотно сформировать, но самое главное быть в состоянии донести правильный посыл созданного образа до общества. Для этого привлекаются розничные специалисты в сфере политических технологий.
В них принимало участие 8 кандидатов: Путин В.В., Грудинин П.Н., Жириновский В.В., Собчак К.А., Явлинский Г.А., Титов Б.Ю., Сурайкин М.А. и Бабурин Б.Н. Каждый из кандидатов имел свои характерные черты, присущие лишь ему, грамотно разрабатывал технологию «завоевания» выбранной им целевой аудитории.
Одни кандидаты делали это вполне успешно, а другие не добивались поставленных целей, даже при наличии, казалось бы, отличной репутации. Так же стоит отметить работу политических технологов. Кампания одних кандидатов пластична и быстра в реагировании на различные внешние факторы, иные же терпят в этом неудачу.
Так же был проведен опрос электората в результате которого были предоставлены выводы об отношении избирателей к выборам Президента 2018 года. Было проанализирован уровень целесообразности нововведений со стороны Центральной Избирательной Комиссии перед выборами Президента РФ в 2018 году, а также степень доверия к самой процедуре выбора. Дополнительно был проведен и проанализирован ряд опросов, в котором избирателям было предложено оценить избирательную компанию различных кандидатов.
Для повешения эффективности проведения политических кампаний Григория Явлинского был разработан проект по корректировке и продвижению его положительного образа. В рамках проекта были обоснованы и предложены конкретные инструменты и мероприятия, направленные на формирование положительного образа политического деятеля с целью расширения его целевой аудитории, компенсации антиобраза, разработки стратегии и тактики его политических кампаний.
Таким образом, были проанализированы современные политические технологии, применяемые при создании и продвижении образа политического лидера, и предложены рекомендации по повышению эффективности использования современного медиа-пространства в процессе политического имиджмейкинга.
1. А. Ситников. "Что делать?" Политические технологии: зло или
благо? Эфир 08.04.2003. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=EGQnKfATzpM]
2. Бережков А., «Использование сети Интернет в предвыборной кампании»// Как выбирает планета: технологии, практика, опыт. - 2008 - 14 стр.
3. Биография. В.В. Жириновский [Электронный ресурс]. URL: https://ldpr.ru/leader/
4. Бочкова Е.А., Механизмы PR-технологий в имидже современного политика // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, 25.09.2006.
5. В. Третьяков. "Что делать?" Политические технологии: зло или
благо? Эфир 08.04.2003. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=EGQnKfATzpM];
6. Валиев А., «Избирательная система остается неизменной» // Как выбирает планета: технологии, практика, опыт. - 2008 - 128-129 стр.
7. Веденеев Ю.А, Князев С.Д., «Избирательные отношения» // Г осударство и право, Калуга - 2009 - 28 стр.
8. Вишневский Б., «Избирательная система: нужны изменения РФ» - 2007- 9 стр.
9. Герман Т., Выборы и поведение избирателей. - Тель-Авив, 2008 - 278 стр.
10. Головин В., «Скучные выборы без «черного пиара» // Как выбирает планета: технологии, практика, опыт. - 2008 - 81 стр.
11. Дейян А., «Реклама». - М.: «Прогресс» - 2004. - 176 стр.
12. Демонизация «плохих» политических лидеров как инструмент
информационной войны [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/demonizatsiya-plohih-politicheskih-liderov-kak- instrument-informatsionnoy-voyny
13. Динес В.А., Николаев А.Н. «Выборы: десть лет спустя» // Власть. -2008.-№10 - 23-24 стр.
14. Е. Малкин, Е. Сучков. Политические технологии. М: НП ИД «Русская панорама», 2017. - 656 стр.
15. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В., Политическая реклама. М. : Центр политического консультирования "Никколо М", 1999. - 240 стр.
16. Елсуков А.Н., РОтман Д.Г., Безнюк Д.К., «Политика, выборы и электоральное поведение», - Минск: БГУ - 2010 - 93 стр.
17. Жириновский нецензурно оскорбил Собчак на дебатах у
Соловьева [Электронный ресурс]. URL:
https://www.rbc.ru/politics/28/02/2018/5a96a8cd9a79473e0a79a662
18. Жириновский подтвердил президентские амбиции [Электронный ресурс] URL: https://newdaynews.ru/moskow/583940.html
19. Зиновьев А.В., «Конституционное право» - СПб.: Альфа - 2008. - 80 стр.
20. Золотова З.М., «Избирательная кампания: технологии
проведения» - М.: Российский Центр избирательных технологий - 2012 - 108 стр.
21. Золотова З.М., «Предвыборная агитация» // Г осударство и право - 2017 - 16 стр.
22. И. Минтусов."Что делать?" Политические технологии: зло или
благо? Эфир 08.04.2003. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=EGQnKfATzpM]
23. Как спасти сельское хозяйство России [Электронный ресурс]. URL: https://svpressa.ru/economy/article/144581
24. Камелюк М., «Технологии политических выборов» - СПб.: Питер - 2004 - 239 стр.
25. Князев С.Д., «Предмет современного российского избирательного права» // Г осударство и право - 2010 - 49 стр.
26. Козлова Е., «Как избирают президента» // Человек и закон - 2016 - 55 стр.
27. Левчик Д., «Фальсификация выборов и методы борьбы с ней» // Коммунист - 2005 - 174 стр.
28. Максимов А.М, «Чистые и грязные технологии выборов» // М. «Дело» - 2009 - 448 стр.
29. Народные предприятия — панацея для экономики страны [Электронный ресурс]. URL: https://svpressa.ru/politic/article/145346/
30. О понятии имиджа [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.m/article/n/o-ponyatii-imidzha-imidzh-rukovoditelya- nachalnika-organa-vnutrennih-del
31. ОНФ начал сбор подписей в поддержку Путина на выборах
[Электронный ресурс]. URL:
https://ria.ru/election2018 news/20180111/1512436395.html
32. Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс], URL: https://wciom.ru/
33. Политология: Учебное пособие. - Ставрополь. [Электронный
ресурс]. URL: http://all-politologiia.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-
posobie/ponyatie-politicheskix-texnologii-sushhnost-formy-i-vidy]
34. Полтора миллиона подписей собрал штаб в поддержку кандидата Путина [Электронный ресурс]. URL: https://www.5-tv.ru/news/179098/
35. Почепцов Г.Г. Имиджеология. М.: «Рефл-бук», 2002. - 704 стр.
36. Предвыборная программа партии «ЯБЛОКО» «Уважение к
человеку», 2016 год [Электронный ресурс]. URL:
http://www.yabloko.ru/program]
37. Рыбаков А.Э., «Избирательное право и избирательные системы» // Социально-политический журнал- 2008 - 112 стр.
38. С. В. Голев. Политическая психология. Словарь-справочник. — Херсон: ОМУРЧ "Украина" ХФ. 2004. - 365 стр.
39. Самые дорогие: сколько будет потрачено на выборы главы
государства [Электронный ресурс]. URL:
https://www.rbc.ru/politics/18/12/2017/5a37b01e9a79473c543a8e05
40. Семенов Б.А., «Рекламный менеджмент», - Минск: «Экоперспектива», 2009 - 207 стр.
41. СМИ и выборы (юридические рекомендации) Фонд защиты гласности, - М.: Галерея - 1999 - 86 стр.
42. Сторожев Н.В., «Избирательный закон» // Судный вестник - 2012
- 30 стр .
43. Трушков В., «Выборы: от думских до президентских» // Диалог - 2006 - 14 стр.
44. Ф.С. Лисовский «Политическая реклама». М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. - 279 стр.
45. Хейдвуд Э., «Политология», - М., - 2005 - 525 стр.
46. Хоманс, Дж. Социальное поведение как обмен / Дж. Хоманс // Современная зарубежная социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 95 стр.
47. Чиркин В.Е., «Президентская власть» // Г осударство и право- 2005 - 10.02.- 36 стр.
48. Шиллер Г., «Манипуляторы сознание», - М.: Мысль, 2009 - 326стр.
49. Ю.А. Веденеев. Новое избирательное право // Очерки по истории выборов и избирательного права. Калуга, 1997. - 308-309 стр.]
50. Putin says will run as independent candidate for new Kremlin term [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/article/us-russia-putin- opposition/putin-says-will-run-as-independent-candidate-for-new-kremlin-term- idUSKBN1E812L
51. Yabloko's nominee for president of Russia in 2018 sees Crimea as
Ukraine [Электронный ресурс]. URL: https://www.unian.info/politics/1729527-
yablokos-nominee-for-president-of-russia-in-2018-sees-crimea-as-ukraine.html