ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО КЛИМАТА В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
|
Введение ...................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования благоприятного
климата в учебной группе старшеклассников
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий
исследования: «психологический климат», «благоприятный климат» ……8
1.2. Особенности создания благоприятного климата в группе
старшеклассников …………………………………………………………….17
1.3. Формы и методы формирования благоприятного климата в
учебной группе старшеклассников ………………………………………….25
Выводы по I главе …………………………………………………….36
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности
форм и методов формирования благоприятного климата в учебной
группе старшеклассников
2.1. Организация и методики исследования ………………………. 39
2.2. Исследование психологического климата в учебной группе
старшеклассников (констатирующий этап эксперимента) ……………… 43
2.3. Реализация программы формирования благоприятного климата в
учебной группе старшеклассников (формирующий этап эксперимента) . 51
2.4. Результаты проверки эффективности экспериментальной
работы ……….........…………………………………………………………. 63
Вывод по II главе ..............................................................................….76
Заключение ............................................................................................78
Список литературы ..............................................................................80
Приложение …………………………………………………………...85
Глава 1. Теоретические аспекты исследования благоприятного
климата в учебной группе старшеклассников
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий
исследования: «психологический климат», «благоприятный климат» ……8
1.2. Особенности создания благоприятного климата в группе
старшеклассников …………………………………………………………….17
1.3. Формы и методы формирования благоприятного климата в
учебной группе старшеклассников ………………………………………….25
Выводы по I главе …………………………………………………….36
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности
форм и методов формирования благоприятного климата в учебной
группе старшеклассников
2.1. Организация и методики исследования ………………………. 39
2.2. Исследование психологического климата в учебной группе
старшеклассников (констатирующий этап эксперимента) ……………… 43
2.3. Реализация программы формирования благоприятного климата в
учебной группе старшеклассников (формирующий этап эксперимента) . 51
2.4. Результаты проверки эффективности экспериментальной
работы ……….........…………………………………………………………. 63
Вывод по II главе ..............................................................................….76
Заключение ............................................................................................78
Список литературы ..............................................................................80
Приложение …………………………………………………………...85
Актуальность исследования заключается в том, что интенсивное
развитие личности и формирование базисных качеств приходится на
школьные годы, и эти процессы во многом зависят от той социальной
атмосферы коллектива, в которой находится человек.
Наличие благоприятного психологического климата в учебном
классе и в школе является существенным условием успешного развития
личности школьников.
Учащийся не может развиваться вне учебной группы, социума, в
котором находится. Учебный класс оказывает на ученика многостороннее
влияние. Так, в качестве функций, которые по отношению к учащемуся
выполняет группа, можно назвать: объединяющую, социализирующую,
поддерживающую, стимулирующую. Отношение старшеклассников к
работе, учебе, уровень его мотивации во многом определяются
психологическим климатом в учебной группе. Выявлено, что в нездоровой
психологической атмосфере учащиеся гораздо хуже учатся и развиваются,
чем в благоприятном климате.
В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в
общении, увеличение времени на общение и расширение его круга.
Параллельно с расширением сферы общения происходит и углубление,
индивидуализация общения. У молодых людей развивается способность
устанавливать дружеские отношения, более избирательные, тесные и
глубокие. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте, но
юношеская дружба интимнее и стабильнее. Однако юношеская дружба
имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и
критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, повышенная
эгоцентричность порождают болезненные трудности и напряженность во
взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками. При
формировании максимально благоприятных условий обучения, воспитания4
и социализации для успешного развития личности учеников важно
ориентироваться на социально-психологические особенности возраста.
Вышеназванные сложные особенности юношеского периода стали
решающим фактором при выборе темы настоящей работы в силу своей
актуальности.
Проблема формирования благоприятного климата в учебном
коллективе выступает темой многочисленных исследований. Среди этих
исследований необходимо отметить, прежде всего, труды, Г.М. Андреева
[1], А. Н. Лутошкина [25], Б.С. Волкова [8].
Проблемы психологического климата на сегодняшний день
достаточно широко раскрыты в социальной психологии. Большое
внимание на влияние состояния психологической атмосферы в коллективе
на личность оказано в работах А. Л. Свенцицкого [42], А.Г. Ковалева [17],
К. К. Платонова [38], JI. Г. Почебут [39], Б. Д. Парыгина [35] и др.
Сущность благоприятного климата в детских коллективах и особенности
условий для его формирования находятся в поле научного взгляда С. Н.
Арсентиевой [3], Ю. Р. Вахитовой [6], К.А. Воробьевой [9], А.Шульц [50],
И. Ю. Шустовой [51] и других.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и
практике позволил выявить противоречия между объективной
потребностью общества в формировании благоприятного климата в
старших классах и недостаточной разработанностью содержания, форм и
методов формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников, с другой стороны.
Выявленное противоречие обуславливает проблему исследования:
каковы содержание, формы и методы формирования благоприятного
климата в учебной группе старшеклассников?5
Проблема настоящего исследования обусловила выбор темы работы:
«Формирование благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить содержание и комплекс форм и методов формирования
благоприятного климата в учебной группе старшеклассников.
Объект исследования: процесс формирования благоприятного
климата в учебной группе старшеклассников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования
благоприятного климата в учебной группе старшеклассников может
повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики благоприятного климата
в учебной группе;
- учитывать особенности создания благоприятного климата в группе
старшеклассников;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс формирующую
программу «Вместе это МЫ», включающую разнообразные формы и
методы педагогического взаимодействия: групповые дискуссии, игры,
классные часы, тренинги и др.
Исходя из выдвинутой гипотезы, в соответствии с поставленной
целью, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
раскрыть сущность и содержание понятий «психологический климат»,
«благоприятный климат».
2. Определить особенности формирования благоприятного
психологического климата в группе старшеклассников.6
3. Раскрыть формы и методы формирования благоприятного
климата в учебной группе старшеклассников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность
составленной программы формирования благоприятного климата в
учебной группе.
Методологическую и теоретическую основу настоящего
исследования составили: психолого-педагогические концепции
педагогики и психологии, как отечественной, так и зарубежной, которые
раскрывают общенаучные категории «климат» и «психологический
климат» (Н.С. Мансуров [34], Г. М. Андреева [1], К. К. Платонов [38], В.М.
Шепель [41], В.Д. Парыгин [35], П. И. Пидкасистый [37]), исследования
различных аспектов данной проблемы (А. Л. Свенцицкий [42], Б.С. Волков
[7, 8], С.Н. Арсентиева [3], К.А. Воробьева [9]), включающие вопросы по
формированию климата в учебной группе старшеклассников (А. Н.
Лутошкин [25], Л. Г. Почебут [39], В.А. Чикер [39], А.Г. Ковалев [17],
Ю.Р. Вахитова [6], Л.В. Сгурская [12] и др.).
Для достижения выдвинутой цели использовались следующие
методы исследования:
-теоретические методы: изучение и анализ педагогической,
психологической литературы по проблеме исследования, классификация,
систематизация, обобщение;
-эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент,
тестирование, беседы с классным руководителем и учащимися;
-методы обработки данных исследования: качественный и
количественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Аксубаевская
СОШ №2» Республики Татарстан. Выборку составили 50 школьников –
учащиеся 10 классов.
Исследование проводилось в три этапа в естественных условиях.7
Этапы исследования:
На первом этапе (поисково-теоретическом) был осуществлен анализ
проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников, определялись база исследования и научный аппарат,
были подобраны методики для проведения опытно-экспериментального
исследования.
Содержанием второго этапа (опытно-экспериментального) была
проверка гипотезы исследования, также апробировалась программа
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников.
На третьем этапе (обобщающем) были систематизированы и
обработаны результаты исследования, сформированы выводы
эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены,
обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников, которые в совокупности нашли отражение в
разработанной программе «Вместе это МЫ».
Разработанная программа «Вместе это МЫ» может использоваться в
практике образовательных учреждений в старших классах с целью
формирования благоприятного климата в учебной группе, что позволяет
судить о практической значимости опытно-экспериментального
исследования.
Структура исследования: введение, две главы, включающие семь
параграфов, заключение, список литературы и приложения.
развитие личности и формирование базисных качеств приходится на
школьные годы, и эти процессы во многом зависят от той социальной
атмосферы коллектива, в которой находится человек.
Наличие благоприятного психологического климата в учебном
классе и в школе является существенным условием успешного развития
личности школьников.
Учащийся не может развиваться вне учебной группы, социума, в
котором находится. Учебный класс оказывает на ученика многостороннее
влияние. Так, в качестве функций, которые по отношению к учащемуся
выполняет группа, можно назвать: объединяющую, социализирующую,
поддерживающую, стимулирующую. Отношение старшеклассников к
работе, учебе, уровень его мотивации во многом определяются
психологическим климатом в учебной группе. Выявлено, что в нездоровой
психологической атмосфере учащиеся гораздо хуже учатся и развиваются,
чем в благоприятном климате.
В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в
общении, увеличение времени на общение и расширение его круга.
Параллельно с расширением сферы общения происходит и углубление,
индивидуализация общения. У молодых людей развивается способность
устанавливать дружеские отношения, более избирательные, тесные и
глубокие. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте, но
юношеская дружба интимнее и стабильнее. Однако юношеская дружба
имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и
критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, повышенная
эгоцентричность порождают болезненные трудности и напряженность во
взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками. При
формировании максимально благоприятных условий обучения, воспитания4
и социализации для успешного развития личности учеников важно
ориентироваться на социально-психологические особенности возраста.
Вышеназванные сложные особенности юношеского периода стали
решающим фактором при выборе темы настоящей работы в силу своей
актуальности.
Проблема формирования благоприятного климата в учебном
коллективе выступает темой многочисленных исследований. Среди этих
исследований необходимо отметить, прежде всего, труды, Г.М. Андреева
[1], А. Н. Лутошкина [25], Б.С. Волкова [8].
Проблемы психологического климата на сегодняшний день
достаточно широко раскрыты в социальной психологии. Большое
внимание на влияние состояния психологической атмосферы в коллективе
на личность оказано в работах А. Л. Свенцицкого [42], А.Г. Ковалева [17],
К. К. Платонова [38], JI. Г. Почебут [39], Б. Д. Парыгина [35] и др.
Сущность благоприятного климата в детских коллективах и особенности
условий для его формирования находятся в поле научного взгляда С. Н.
Арсентиевой [3], Ю. Р. Вахитовой [6], К.А. Воробьевой [9], А.Шульц [50],
И. Ю. Шустовой [51] и других.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и
практике позволил выявить противоречия между объективной
потребностью общества в формировании благоприятного климата в
старших классах и недостаточной разработанностью содержания, форм и
методов формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников, с другой стороны.
Выявленное противоречие обуславливает проблему исследования:
каковы содержание, формы и методы формирования благоприятного
климата в учебной группе старшеклассников?5
Проблема настоящего исследования обусловила выбор темы работы:
«Формирование благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить содержание и комплекс форм и методов формирования
благоприятного климата в учебной группе старшеклассников.
Объект исследования: процесс формирования благоприятного
климата в учебной группе старшеклассников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования
благоприятного климата в учебной группе старшеклассников может
повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики благоприятного климата
в учебной группе;
- учитывать особенности создания благоприятного климата в группе
старшеклассников;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс формирующую
программу «Вместе это МЫ», включающую разнообразные формы и
методы педагогического взаимодействия: групповые дискуссии, игры,
классные часы, тренинги и др.
Исходя из выдвинутой гипотезы, в соответствии с поставленной
целью, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
раскрыть сущность и содержание понятий «психологический климат»,
«благоприятный климат».
2. Определить особенности формирования благоприятного
психологического климата в группе старшеклассников.6
3. Раскрыть формы и методы формирования благоприятного
климата в учебной группе старшеклассников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность
составленной программы формирования благоприятного климата в
учебной группе.
Методологическую и теоретическую основу настоящего
исследования составили: психолого-педагогические концепции
педагогики и психологии, как отечественной, так и зарубежной, которые
раскрывают общенаучные категории «климат» и «психологический
климат» (Н.С. Мансуров [34], Г. М. Андреева [1], К. К. Платонов [38], В.М.
Шепель [41], В.Д. Парыгин [35], П. И. Пидкасистый [37]), исследования
различных аспектов данной проблемы (А. Л. Свенцицкий [42], Б.С. Волков
[7, 8], С.Н. Арсентиева [3], К.А. Воробьева [9]), включающие вопросы по
формированию климата в учебной группе старшеклассников (А. Н.
Лутошкин [25], Л. Г. Почебут [39], В.А. Чикер [39], А.Г. Ковалев [17],
Ю.Р. Вахитова [6], Л.В. Сгурская [12] и др.).
Для достижения выдвинутой цели использовались следующие
методы исследования:
-теоретические методы: изучение и анализ педагогической,
психологической литературы по проблеме исследования, классификация,
систематизация, обобщение;
-эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент,
тестирование, беседы с классным руководителем и учащимися;
-методы обработки данных исследования: качественный и
количественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Аксубаевская
СОШ №2» Республики Татарстан. Выборку составили 50 школьников –
учащиеся 10 классов.
Исследование проводилось в три этапа в естественных условиях.7
Этапы исследования:
На первом этапе (поисково-теоретическом) был осуществлен анализ
проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников, определялись база исследования и научный аппарат,
были подобраны методики для проведения опытно-экспериментального
исследования.
Содержанием второго этапа (опытно-экспериментального) была
проверка гипотезы исследования, также апробировалась программа
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников.
На третьем этапе (обобщающем) были систематизированы и
обработаны результаты исследования, сформированы выводы
эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены,
обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников, которые в совокупности нашли отражение в
разработанной программе «Вместе это МЫ».
Разработанная программа «Вместе это МЫ» может использоваться в
практике образовательных учреждений в старших классах с целью
формирования благоприятного климата в учебной группе, что позволяет
судить о практической значимости опытно-экспериментального
исследования.
Структура исследования: введение, две главы, включающие семь
параграфов, заключение, список литературы и приложения.
В результате проведенной выпускной квалификационной работы
была достигнута поставленная цель работы: теоретически обоснованы и
экспериментально проверены содержание и комплекс форм и методов
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников. Данная цель достигнута в результате выполнения
следующих задач: на основе анализа психолого-педагогической
литературы раскрыта сущность и содержание понятий: «психологический
климат», «благоприятный климат»; определены особенности
формирования благоприятного психологического климата в учебной
группе старшеклассников; раскрыты формы и методы формирования
благоприятного климата в учебной группе старшеклассников; в опытноэкспериментальной работе проверена эффективность составленной
программы формирования благоприятного климата в учебной группе.
Экспериментальная работа по формированию благоприятного
психологического климата в учебной группе проводилась в три этапа:
констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании
принимали участие две учебные группы (контрольная и
экспериментальная).
В ходе диагностики на констатирующем этапе эксперимента в обеих
учебных группах выявлен неблагоприятный психологический климат. В
связи с чем на формирующем этапе эксперимента была составлена и
апробирована коррекционная программа по формированию
благоприятного психологического климата в учебной группе.
В ходе проведения программы решались следующие задачи:
повысить положительный эмоциональный уровень учебной группы;
развивать атмосферу доверия в коллективе; развивать коммуникативные
способности учащихся; формировать основы эмоциональной80
саморегуляции у старшеклассников; развивать способности осознавать и
выражать свои чувства; развивать способности к самоанализу и рефлексии;
развивать творческую активность учащихся.
Повторная диагностика учебных групп, после апробации
корректирующей программы в экспериментальной группе, показала:
- психологический климат в экспериментальной учебной группе
улучшился (психологическая атмосфера группы соответствует
средневысокому уровню, 70 % учащихся группы оценивают
психологический климат класса как благоприятный; уровень благополучия
взаимоотношений в учебной группе вырос с низкого до среднего).
- психологический климат в контрольной учебной группе, с
учащимися которой коррекционная программа не проводилась, остался на
прежнем уровне.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют говорить
нам о том, что гипотеза исследования: эффективность процесса
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников повысится, если опираться на сущностные
характеристики благоприятного климата, учитывать возрастные
особенности старших школьников, внедрить в воспитательный процесс
формирующую программу «Вместе это МЫ», включающую
разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия:
групповые дискуссии, классные часы, игры, тренинги и др.
была достигнута поставленная цель работы: теоретически обоснованы и
экспериментально проверены содержание и комплекс форм и методов
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников. Данная цель достигнута в результате выполнения
следующих задач: на основе анализа психолого-педагогической
литературы раскрыта сущность и содержание понятий: «психологический
климат», «благоприятный климат»; определены особенности
формирования благоприятного психологического климата в учебной
группе старшеклассников; раскрыты формы и методы формирования
благоприятного климата в учебной группе старшеклассников; в опытноэкспериментальной работе проверена эффективность составленной
программы формирования благоприятного климата в учебной группе.
Экспериментальная работа по формированию благоприятного
психологического климата в учебной группе проводилась в три этапа:
констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании
принимали участие две учебные группы (контрольная и
экспериментальная).
В ходе диагностики на констатирующем этапе эксперимента в обеих
учебных группах выявлен неблагоприятный психологический климат. В
связи с чем на формирующем этапе эксперимента была составлена и
апробирована коррекционная программа по формированию
благоприятного психологического климата в учебной группе.
В ходе проведения программы решались следующие задачи:
повысить положительный эмоциональный уровень учебной группы;
развивать атмосферу доверия в коллективе; развивать коммуникативные
способности учащихся; формировать основы эмоциональной80
саморегуляции у старшеклассников; развивать способности осознавать и
выражать свои чувства; развивать способности к самоанализу и рефлексии;
развивать творческую активность учащихся.
Повторная диагностика учебных групп, после апробации
корректирующей программы в экспериментальной группе, показала:
- психологический климат в экспериментальной учебной группе
улучшился (психологическая атмосфера группы соответствует
средневысокому уровню, 70 % учащихся группы оценивают
психологический климат класса как благоприятный; уровень благополучия
взаимоотношений в учебной группе вырос с низкого до среднего).
- психологический климат в контрольной учебной группе, с
учащимися которой коррекционная программа не проводилась, остался на
прежнем уровне.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют говорить
нам о том, что гипотеза исследования: эффективность процесса
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников повысится, если опираться на сущностные
характеристики благоприятного климата, учитывать возрастные
особенности старших школьников, внедрить в воспитательный процесс
формирующую программу «Вместе это МЫ», включающую
разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия:
групповые дискуссии, классные часы, игры, тренинги и др.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Влияние коллектива на формирование личности школьника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности отношений межличностной значимости в системах "студент - студент" и "преподаватель - студент" в современном
российском вузе
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2006 - ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА И КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Особенности семейно-брачных установок юношей - выпускников детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ
УСПЕВАЕМОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ПРЕОДОЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ (13.00.01)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - Преодоление межличностных конфликтов в спортивной команде
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000



