Введение ...................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования благоприятного
климата в учебной группе старшеклассников
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий
исследования: «психологический климат», «благоприятный климат» ……8
1.2. Особенности создания благоприятного климата в группе
старшеклассников …………………………………………………………….17
1.3. Формы и методы формирования благоприятного климата в
учебной группе старшеклассников ………………………………………….25
Выводы по I главе …………………………………………………….36
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности
форм и методов формирования благоприятного климата в учебной
группе старшеклассников
2.1. Организация и методики исследования ………………………. 39
2.2. Исследование психологического климата в учебной группе
старшеклассников (констатирующий этап эксперимента) ……………… 43
2.3. Реализация программы формирования благоприятного климата в
учебной группе старшеклассников (формирующий этап эксперимента) . 51
2.4. Результаты проверки эффективности экспериментальной
работы ……….........…………………………………………………………. 63
Вывод по II главе ..............................................................................….76
Заключение ............................................................................................78
Список литературы ..............................................................................80
Приложение …………………………………………………………...85
Актуальность исследования заключается в том, что интенсивное
развитие личности и формирование базисных качеств приходится на
школьные годы, и эти процессы во многом зависят от той социальной
атмосферы коллектива, в которой находится человек.
Наличие благоприятного психологического климата в учебном
классе и в школе является существенным условием успешного развития
личности школьников.
Учащийся не может развиваться вне учебной группы, социума, в
котором находится. Учебный класс оказывает на ученика многостороннее
влияние. Так, в качестве функций, которые по отношению к учащемуся
выполняет группа, можно назвать: объединяющую, социализирующую,
поддерживающую, стимулирующую. Отношение старшеклассников к
работе, учебе, уровень его мотивации во многом определяются
психологическим климатом в учебной группе. Выявлено, что в нездоровой
психологической атмосфере учащиеся гораздо хуже учатся и развиваются,
чем в благоприятном климате.
В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в
общении, увеличение времени на общение и расширение его круга.
Параллельно с расширением сферы общения происходит и углубление,
индивидуализация общения. У молодых людей развивается способность
устанавливать дружеские отношения, более избирательные, тесные и
глубокие. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте, но
юношеская дружба интимнее и стабильнее. Однако юношеская дружба
имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и
критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, повышенная
эгоцентричность порождают болезненные трудности и напряженность во
взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками. При
формировании максимально благоприятных условий обучения, воспитания4
и социализации для успешного развития личности учеников важно
ориентироваться на социально-психологические особенности возраста.
Вышеназванные сложные особенности юношеского периода стали
решающим фактором при выборе темы настоящей работы в силу своей
актуальности.
Проблема формирования благоприятного климата в учебном
коллективе выступает темой многочисленных исследований. Среди этих
исследований необходимо отметить, прежде всего, труды, Г.М. Андреева
[1], А. Н. Лутошкина [25], Б.С. Волкова [8].
Проблемы психологического климата на сегодняшний день
достаточно широко раскрыты в социальной психологии. Большое
внимание на влияние состояния психологической атмосферы в коллективе
на личность оказано в работах А. Л. Свенцицкого [42], А.Г. Ковалева [17],
К. К. Платонова [38], JI. Г. Почебут [39], Б. Д. Парыгина [35] и др.
Сущность благоприятного климата в детских коллективах и особенности
условий для его формирования находятся в поле научного взгляда С. Н.
Арсентиевой [3], Ю. Р. Вахитовой [6], К.А. Воробьевой [9], А.Шульц [50],
И. Ю. Шустовой [51] и других.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и
практике позволил выявить противоречия между объективной
потребностью общества в формировании благоприятного климата в
старших классах и недостаточной разработанностью содержания, форм и
методов формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников, с другой стороны.
Выявленное противоречие обуславливает проблему исследования:
каковы содержание, формы и методы формирования благоприятного
климата в учебной группе старшеклассников?5
Проблема настоящего исследования обусловила выбор темы работы:
«Формирование благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить содержание и комплекс форм и методов формирования
благоприятного климата в учебной группе старшеклассников.
Объект исследования: процесс формирования благоприятного
климата в учебной группе старшеклассников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования
благоприятного климата в учебной группе старшеклассников может
повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики благоприятного климата
в учебной группе;
- учитывать особенности создания благоприятного климата в группе
старшеклассников;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс формирующую
программу «Вместе это МЫ», включающую разнообразные формы и
методы педагогического взаимодействия: групповые дискуссии, игры,
классные часы, тренинги и др.
Исходя из выдвинутой гипотезы, в соответствии с поставленной
целью, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
раскрыть сущность и содержание понятий «психологический климат»,
«благоприятный климат».
2. Определить особенности формирования благоприятного
психологического климата в группе старшеклассников.6
3. Раскрыть формы и методы формирования благоприятного
климата в учебной группе старшеклассников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность
составленной программы формирования благоприятного климата в
учебной группе.
Методологическую и теоретическую основу настоящего
исследования составили: психолого-педагогические концепции
педагогики и психологии, как отечественной, так и зарубежной, которые
раскрывают общенаучные категории «климат» и «психологический
климат» (Н.С. Мансуров [34], Г. М. Андреева [1], К. К. Платонов [38], В.М.
Шепель [41], В.Д. Парыгин [35], П. И. Пидкасистый [37]), исследования
различных аспектов данной проблемы (А. Л. Свенцицкий [42], Б.С. Волков
[7, 8], С.Н. Арсентиева [3], К.А. Воробьева [9]), включающие вопросы по
формированию климата в учебной группе старшеклассников (А. Н.
Лутошкин [25], Л. Г. Почебут [39], В.А. Чикер [39], А.Г. Ковалев [17],
Ю.Р. Вахитова [6], Л.В. Сгурская [12] и др.).
Для достижения выдвинутой цели использовались следующие
методы исследования:
-теоретические методы: изучение и анализ педагогической,
психологической литературы по проблеме исследования, классификация,
систематизация, обобщение;
-эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент,
тестирование, беседы с классным руководителем и учащимися;
-методы обработки данных исследования: качественный и
количественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Аксубаевская
СОШ №2» Республики Татарстан. Выборку составили 50 школьников –
учащиеся 10 классов.
Исследование проводилось в три этапа в естественных условиях.7
Этапы исследования:
На первом этапе (поисково-теоретическом) был осуществлен анализ
проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников, определялись база исследования и научный аппарат,
были подобраны методики для проведения опытно-экспериментального
исследования.
Содержанием второго этапа (опытно-экспериментального) была
проверка гипотезы исследования, также апробировалась программа
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников.
На третьем этапе (обобщающем) были систематизированы и
обработаны результаты исследования, сформированы выводы
эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены,
обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников, которые в совокупности нашли отражение в
разработанной программе «Вместе это МЫ».
Разработанная программа «Вместе это МЫ» может использоваться в
практике образовательных учреждений в старших классах с целью
формирования благоприятного климата в учебной группе, что позволяет
судить о практической значимости опытно-экспериментального
исследования.
Структура исследования: введение, две главы, включающие семь
параграфов, заключение, список литературы и приложения.
В результате проведенной выпускной квалификационной работы
была достигнута поставленная цель работы: теоретически обоснованы и
экспериментально проверены содержание и комплекс форм и методов
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников. Данная цель достигнута в результате выполнения
следующих задач: на основе анализа психолого-педагогической
литературы раскрыта сущность и содержание понятий: «психологический
климат», «благоприятный климат»; определены особенности
формирования благоприятного психологического климата в учебной
группе старшеклассников; раскрыты формы и методы формирования
благоприятного климата в учебной группе старшеклассников; в опытноэкспериментальной работе проверена эффективность составленной
программы формирования благоприятного климата в учебной группе.
Экспериментальная работа по формированию благоприятного
психологического климата в учебной группе проводилась в три этапа:
констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании
принимали участие две учебные группы (контрольная и
экспериментальная).
В ходе диагностики на констатирующем этапе эксперимента в обеих
учебных группах выявлен неблагоприятный психологический климат. В
связи с чем на формирующем этапе эксперимента была составлена и
апробирована коррекционная программа по формированию
благоприятного психологического климата в учебной группе.
В ходе проведения программы решались следующие задачи:
повысить положительный эмоциональный уровень учебной группы;
развивать атмосферу доверия в коллективе; развивать коммуникативные
способности учащихся; формировать основы эмоциональной80
саморегуляции у старшеклассников; развивать способности осознавать и
выражать свои чувства; развивать способности к самоанализу и рефлексии;
развивать творческую активность учащихся.
Повторная диагностика учебных групп, после апробации
корректирующей программы в экспериментальной группе, показала:
- психологический климат в экспериментальной учебной группе
улучшился (психологическая атмосфера группы соответствует
средневысокому уровню, 70 % учащихся группы оценивают
психологический климат класса как благоприятный; уровень благополучия
взаимоотношений в учебной группе вырос с низкого до среднего).
- психологический климат в контрольной учебной группе, с
учащимися которой коррекционная программа не проводилась, остался на
прежнем уровне.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют говорить
нам о том, что гипотеза исследования: эффективность процесса
формирования благоприятного климата в учебной группе
старшеклассников повысится, если опираться на сущностные
характеристики благоприятного климата, учитывать возрастные
особенности старших школьников, внедрить в воспитательный процесс
формирующую программу «Вместе это МЫ», включающую
разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия:
групповые дискуссии, классные часы, игры, тренинги и др.
Андреева Г. М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2006. -
363 с.
2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и
комментариях: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Проспект,
2016. – 336с.
3. Арсентиева С. Н. Детские конфликты в образовательных
учреждениях: сущность, причины и пути урегулирования // Воспитание
школьников. - 2013. - № 8. - С. 57 - 61.
4. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для
студентов вузов. 3-е изд., испр. и доп. /Сост. Е. П. Белинская, О. А.
Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2012. - 475 с.
5. Белкин А.С.Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,
2000. - 192 с.
6. Вахитова Ю.Р. Психолого-педагогическая коррекция
межличностных отношений старших подростков // Культура и
образование: от теории к практике. – 2015. - № 1. – С. 77-81.
7. Волков Б. С. Психология подросткового возраста (для бакалавров):
учебное пособие. – М.: Кнорус, 2016. - 266 с.
8. Волков Б. С. Психология педагогического общения: учебник для
бакалавров / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, Е. А. Орлова; под общ. ред. Б. С.
Волкова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 335 с.
9. Воробьева К. А. Профилактика агрессивного и девиантного
поведения подростков в образовательных учреждениях // Воспитание
школьников. - 2013. - № 4. - С. 45 - 49.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех82
специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество
России, 2009. - 512 с.
11. Гуружапов, В. А. Педагогическая психология : учебник для вузов
/ В. А. Гуружапов ; отв. ред. В. А. Гуружапов. — М. : Издательство Юрайт,
2017. — 493 с.
12. Диагностика межличностных отношений подростков и
старшеклассников: Методические рекомендации / Сост. Л.В. Сгурская,
Г.С. Тамарский. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 44 с.
13. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психологопедагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных
подростков. (Части 4-9). - СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с.
14. Карелин А.А. Большая книга психологических тестов. - М.:
Эксмо, 2009. - 416 с.
15. Кибанов А.Я., Коновалова В.Г., Белова О.Л. Управление
конфликтами и стрессами: учебно-практическое пособие. – М.: Проспект,
2013 г. - 88 с.
16. Кидинов А. В. Психологическое моделирование
внутригрупповых конфликтных отношений // Дискуссия. - 2012. - № 1. - С.
121-124.
17. Ковалев Б.П. и др. Психология школьного конфликта: социальноперцептивные и рефлексивные аспекты. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 171 с.
18. Кокаева И.Ю. Основы педагогической психогигиены: учебное
пособие / И.Ю. Кокаева М. - Московский институт государственного
управления и права, 2015. – 191 с.
19. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. -
254 с.
20. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед.
училищ. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
21. Крылов А. А. Психология. - М.: Проспект, 2012. - 744 с.83
22. Крысько В. Г. Социальная психология: учебник для бакалавров /
В. Г. Крысько. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт,
2017. — 553 с.
23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от
рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. - 5-е изд. - М.: Изд-во
УРАО, 1999. - 175 с.
24. Логинова А. В., Отбанов Н. А. Значение и способы создания
благоприятного психологического климата в коллективе // Молодой
ученый. — 2015. — №11. — С. 1748-1750.
25. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. - М.,
1978. - 48 с.
26. Микляева А. В., Румянцева П. В. «Трудный класс»:
диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
27. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология. Учебное
пособие. - М.: Феникс, 2008. - 315 с.
28. Морено Я. Л.Социометрия. Экспериментальный метод и наука об
обществе. - М.: Академический проект, 2004. - 320 с.
29. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 2. Психология
образования. 3-е издание - М.: Владос, 2007. - 608 с.
30. Нестеренок А.С., Леванова Е.А. Благоприятный социальнопсихологический климат в подростковых коллективах // Актуальные
направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. - № 2. –
С. 102-104.
31. Носс И. Н. Качественные и количественные методы
исследований в психологии: учебник для бакалавриата и магистратуры / И.
Н. Носс. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 362 с.
32. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для
академического бакалавриата / Л. Ф. Обухова. — М.: Издательство Юрайт,
2017. — 460 с.84
33. Одинцова М. А. Я - целый мир: Программа развития личности
подростков и юношества. - М.: Издательство Института психотерапии,
2004. - 208 с.
34. Панфилова А. П. Взаимодействие участников образовательного
процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. П.
Панфилова, А. В. Долматов; под ред. А. П. Панфиловой. — М.:
Издательство Юрайт, 2018. — 487 с.
35. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.:
Наука, 1971. - 186 с.
36. Пегушина Ю. В. «Конфликт и пути его разрешения»
(внеклассное мероприятие) // Воспитание школьников. - 2012. - № 9. - С.
59 - 63.
37. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М:
Юрайт, 2012. - 512 с.
38. Платонов Ю.П. Социальная психология: учебник / Ю.П. Платоно
в. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 336 с.
39. Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная
психология. - СПБ: Речь, 2000. - 302 с.
40. Праздникова Г. З. «Люди, общаясь, создают друг друга»
(классный час общения) // Воспитание школьников. - 2012. - № 6. - С. 35. -
37.
41. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч.
Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практ.
пособие / Е. И. Рогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство
Юрайт, 2017. — 412 с.
42. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология: учебник для
бакалавров / А. Л. Свенцицкий. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
Издательство Юрайт, 2017. — 408 с.85
43. Сидоренко А. В., Старкова Е. И., Антошкина Е. А. Групповая
сплоченность как фактор повышения эффективности деятельности
коллектива // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С. 111–115.
44. Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.
45. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в
школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия:
АПКиПРО, 2003. - 82 c.
46. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для
вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 514 с.
47. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. 2-е изд., перераб, и
доп. - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. - 544 с.
48. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.:
Психотерапия, 2009. - 544 с.
49. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная
психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В.
Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт,
2017. — 576 с.
50. Шульц А., Фалей М.В. Роль психологического климата в
коллективе старшеклассников // Евразийский союз ученых. – 2016. - №1-
3 (22) - С. 117-120.
51. Шустова И. Ю. Детско-взрослая общность в классе и ее роль в
развитии субъектности школьника // Воспитание школьников. - 2013. - №3.
- С. 21 - 28