Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ В 5-6 КЛАССАХ

Работа №29761

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы128
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1085
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Нормативно-правовые основы начального курса географии в 5-6 классах
1.1 Требования ФГОС к результатам освоения учебной дисциплины
«География: Физическая география» (5-6 класс) 6
1.2 Анализ современных УМК по начальному курсу физической географии (5-6
класс) 17
1.3 Психолого-педагогические особенности обучающихся подростков 35
2. Методические особенности формирования знаний и умений при изучении
начального курса «География: Физическая география» в 5-6 классах
2.1 Курс «Окружающий мир» (1-4 класс) как начальный этап
естественнонаучной подготовки школьников 43
2.2 Формирование географических знаний в 5-6 классах 51
2.3 Освоение школьниками универсальных учебных действий на уроках
географии через практическую деятельность 61
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию компонентов географического образования в 5-6 классах с использованием современных технологий 71
Заключение 84
Список использованных источников 87
Приложения

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты, а вместе с ними и цели образования. Основная цель современной школы - это формирование универсальных учебных действий, которые обеспечат овладение ключевыми компетенциями, необходимыми для саморазвития: познавательными, регулятивными и коммуникативными.
В последнее десятилетие идет процесс трансформации всей системы образования. Изменяются методические подходы, расширяется информационное поле, следовательно, учителю необходимо формировать у обучающихся креативное, критическое мышление. Предъявляются и высокие требования к современному учителю, его профессионализму. Учитель должен обладать способностью к творческой деятельности, располагать наивысшим уровнем мобильности в познавательной сфере, в сфере обучения и воспитания, иметь способность к выявлению и созданию условий для творческой самореализации учащейся молодежи [8, 10].
Сегодня от учителя требуется профессиональная компетентность, широкий кругозор и владение современной методикой обучения преподаваемой учебной дисциплины [8].
Основная цель школьной географии - сформировать у школьников умение применять географические знания и умения на практике, в повседневной жизни, в том числе уметь давать оценку и делать прогноз природных и социально-экономических процессов, явлений; обеспечить экологически грамотное поведение в природе [19].
Актуальность исследования заключается в том, что в 5-6 классах закладываются основы школьной географии. Здесь формируются знания (понятия, общие географические закономерности, причинно-следственные связи) о геосферах Земли, компонентах природного комплекса, представления о населении. Закладываются картографические и топографические знания и умения. Фундамент закладывается на основе опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру. Все содержание курса направлено на формирование диалектико-материалистического мировоззрения. Кроме того, учитель должен обеспечить переход от курса природоведения 4 класса, при изучении которого у школьников закладываются чаще не осознанные знания, эмоционально воспринимаемые к осознанным в 5-6 классе, в которых начинают изучать основы естественнонаучных дисциплин. Поэтому очень важно рассматривать особенности методики обучения столь важного курса для изучения предмета географии в последующих классах в свете современных требований [10].
Начальный курс физической географии, на изучение которого выделено 35 часов (1 час в неделю), начинается с 5 класса. Данный курс направлен на изучение и усвоение знаний о том, как устроен мир, облике Земли и её изображении, истории открытия и освоения Земли, а также представления об оболочках нашей планеты. Также на начальном курсе физической географии формируется умение ориентироваться на местности, наблюдать, объяснять и оценивать процессы и явления, происходящие в природе.
В процессе изучения географии в 6 классе учащиеся осваивают первоначальные представления, понятия, причинно-следственные связи. География в 6 классе направлена на развитие географических знаний,умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, которые необходимы для усвоения географии в средней школе и осознание закономерностей и противоречий развития географической оболочки [10, 19].
Цель исследования: изучить особенности методики обучения начального курса географии в 5-6 классах, а также показать возможные пути формирования и развития у школьников универсальных учебных действий на уроках географии через практическую деятельность в соответствии с требованиями ФГОС.
Объектом исследования является учебный процесс.
Предмет исследования - особенности методики изучения начального курса физической географии в 5-6 классах.
В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:
- проанализировать содержание ФГОС ООО по географии и его требования к результатам освоения учебной дисциплины;
- проанализировать современные программы, УМК по курсу начальной физической географии в 5-6 классах;
- выделить особенности методики обучения начального курса физической географии в 5-6 классах;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию знаний и умений с применением современных педагогических технологий.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования по формированию компонентов географического образования учителями географии общеобразовательных школ при изучении начального курса физической географии в 5-6 классах.
Структура работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Работа содержит 92 стр. текста, таблиц 9, рисунков 10, приложений 7.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный мир, в котором мы живем, характеризуется быстрым и стремительным увеличением объема знаний, необходимые для человека. Меняется наше общество, и меняются приоритеты, соответственно изменяются и цели образовательной деятельности. Современным учителям необходимо качественно преподносить школьный материал и научить школьников применять полученные знания на практике и в повседневной жизни [23].
Начальный курс физической географии в 5-6 классах является важной ступенью в познавательной деятельности школьников. Именно данный курс содействует начальному формированию у учащихся географических понятий, причинно-следственных связей и общих закономерностей. [23]Содержание всего курса формирует у учащихся диалектико-материалистическое мировоззрение. Важной особенностью в процессе формирования географических знаний и умений являются современные педагогические технологии, которые делают учащихся активными и заинтересованными в географии, и содействую углублению знаний. Использование учителями современных технологий играет большую роль в улучшении качества образования.
Целью нашей работы заключалась в изучении особенности методики начального курса географии в 5-6 классах, а также в предоставлении возможных путей формирования и развития у учащихся универсальных учебных действий на уроках географии через практическую деятельность согласно с требованиями ФГОС.
По нашей работе были сформулированы следующие выводы:
1) В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт учителям необходимо использовать качественно новые учебники, применять современные средства обучения, обеспечивающие формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образовательной деятельности.
2) По причине роста большого количества материала, которые учащиеся должны изучить в ходе самостоятельной учебной деятельности, в современном образовательном процессе появились учебно-методические комплексы (УМК). Цель каждого УМК состоит в том, чтобы сформировать у школьников установки учиться, развивать учебно-познавательные способности, самообразование и саморазвитие. Современные УМК из учителей делают организаторами образовательной деятельности, а учащиеся приобретают роль активного исследователя.
3) Подростковый период в возрасте 11-12 лет характеризуется формально-операционной стадией. Она включает в себя систематизацию и формализацию мыслительного процесса. На данной стадии дети младшего подросткового возраста активно пользуются логическими рассуждениями и абстрактными понятиями. У детей проявляется интроспективное мышление (мысли о мыслях), абстрактное мышление, которое характеризуется выходом за границы реального к возможному, логическое и гипотетическое мышление.
4) Любой младший школьник интересуется окружающим его миром. Предмет «Окружающий мир» содержит в себе природоведческие, обществоведческие, географические и другие знания, которые обеспечивают целостное и системное видение мира. Значение данного курса заключается в развитии практико-ориентированных знаний, содействующий формированию экологической и культурологической грамотности школьника. В процессе изучения школьного предмета «Окружающий мир» у учащихся развивается личностное восприятие, положительное отношение к миру природы и культуры, воспитывается духовность и активность.
5) В ходе выполнения различных по сложности заданий и упражнений у учащихся формируются универсальные учебные действия. Однако такая современная педагогическая технология как метод проектной деятельности содействует наиболее эффективному развитию у школьников регулятивных, познавательных и коммуникативных умений. Наша практическая часть показала, что с помощью технологии проектной деятельности обучающиеся развивают критическое мышление, пытаются самостоятельно «добывать» новые знания и организовать исследовательскую работу. Метод проектной деятельности направлен на формирование коммуникативных навыков, социальных и когнитивных умений. Используя проектные уроки, учебнообразовательный процесс приобретает творческий и целенаправленный характер, а учащиеся становятся более ответственными и целеустремленными.
6) Проведенная нами опытно-экспериментальная работа в шестых классах на базе МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново- Савиновского района города Казани, показала, что современные педагогические технологии оказывают положительное влияние на формирование географических знаний и умений в процессе учебной деятельности. Благодаря применению учителями современных технологий обучения учащиеся становятся активными и заинтересованными в географии, соответственно заинтересованность приводит к углублению знаний и прогрессу мыслительных процессов.
Таким образом, в современной системе школьного образования должны применяться современные педагогические технологии обучения, которые влияют на взаимоотношение учителей и обучающихся, мотивацию и активизацию учебно-образовательного процесса, формируют универсальные учебные действия у школьников и способствуют формированию и развитию географической культуры, которая помогает подрастающему поколению жить в гармонии с окружающей средой.



1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Книги и монографии
3. Агафонова М.А. Метод проектов. Вопросы Интернет Образования, 200658 с.;
4. Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 кл.: учебник - 5-е издание, стереотип/ Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. - М.: Дрова, 2015. - 140 с.;
5. Баринова И.И. Методическое пособие к учебникам географии под редакцией В.П. Дронова 5 - 9 класс/ Баринова И.И., Дронов В.П., Душина И.В., Савельева Л.Е. - М.: Дрофа, 2013. - 142 с.;
6. Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии. - Казань: Отечество, 2012. - 242 с.;
7. Бекетова С.И. Лекции по методике географического образования часть 1;
8. Бекетова С.И. Лекции по методике географического образования часть 1;
9. Бекетова С.И., Хайруллина Н.М. Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Методика обучения и воспитания в области географии»: методические указания. - Казань, ГБУ «РЦМКО», 2015. - 64 с.;
10. Бибик А. Е. Теоретические основы методики обучения географии /Под ред. А. Е. Бибик и др. - М.: Просвещение, 2008. - 437с;
11. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. - М., 2008. - 206 с.;
12. Виневская А.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов/ Виневская А.В., Стеценко И.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 253 с.;
13. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебнометодического комплекта «Начальная школа XXI века». - М.: Вентана- Граф, 2005;
14. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: учебнометодическое пособие/ Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. - 68 с.;
15. Виноградова Н.Ф.Окружающий мир. Программа для 1-4 классов// В сб.: «Программа для четырехлетней начальной школы»/ Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. - М.: Вентана-Граф, 2005;
16. Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: 1-4 классы. Методика обучения. - М.: Вентана-Граф, 2005;
17. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник для 3 класса/ Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. - М.: Вентана-Граф, 2005;
18. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник для 4 класса/ Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. - М.: Вентана-Граф, 2005;
19. Галай И.П. Методика обучения географии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей и учителей географии. — М.: Аверсэв, 2006. — 157 с.;
20. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
— 512 с.;
21. Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 кл.: учебник - 5-е издание, стереотип/ Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. - М.: Дрофа, 2016.- 159 с.;
22. Герасимова Т.П. Методическое пособие по физической географии (6 класс)/ Герасимова Т.П., Крылова О.В. - М.: Просвещение, 1981;
23. Громова В.И. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ Громова В.И., Сторожева Т.Ю. - Саратов, 2013. - 120 с.;
24. Дронов В.П. География. Землеведение. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение. 6 кл.» / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. - 2-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 95 с.;
25. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей педагогических институтов и университетов/ И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. - М.: Астрель, АСТ, 2002. - 203 с.;
26. Климанова О.А. География. Землеведение. 5-6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. - М.: Дрофа, 2012. - 272 с.;
27. Летягин А.А. География. Начальный курс: методическое пособие - М.: Вента-Граф, 2016. - 240 с.;
28. Мезенева О.В. Проектирование в процессе обучения (на примере обучения географии): методическое пособие для руководителей школ, учителей-предметников и студентов педвузов/ Мезенева О.В., Учайкина И.Р. - 2001;
29. Менчинская Е.А. Возможности использования современных учебнометодических комплексов для сохранения и укрепления социального здоровья детей. - Начальное образование, 2006, №5;
30. Мухина С.Е. Развитие восприятия младших школьников в процессе учебной деятельности/ Мухина С.Е., Рывкина Л.А. - Начальное образование, 2006, №6. 2007, №1;
31.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. 2-е изд.- М.:Тривола, 1995;
32.Петровский А.В. Общая психология: Учеб.для студентов пед. ин-тов 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.;
89
33. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса/ Школьные технологии. - 2006.-47с.;
34. Психология подростка: учебник под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана — СПб.: шрайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. — 480 с.;
35. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии: (Из опыта работы)/ Под редакцией И.И. Бариновой, Т.П. Герасимовой. - М.: Просвещение, 1983 - 128 с.;
36. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.;
37. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. - М.: Педагогический поиск, 2006. - 160 с.;
38. Рыдзе О.А. Развитие самостоятельности и познавательной деятельности младшего школьника. - Начальное образование. 2003, №2;
39. Савельева Л.Е. География. Землеведение. 6 кл.: методическое
пособие/Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. - М.: Дрофа, 2007. - 93 с.;
40. Саратова Л.М. Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями//Молодой ученый. - 2011. - №11. Т.2. - С. 102-104;
41. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии (610 кл.): пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.;
42. Солатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез/ Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2004;
43. Таможняя Е.А. Методика обучения географии: Учебник и практикум для академического бакалавриата/ Таможняя Е.А., Смирнова М.С., Душина И.В. - М.: Юрайт, 2018. - 322 с.;
44. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Гончарова Н.В., Абрамян Г.С. - М.: Просвещение, 2018. - 61 с.;
45. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов вуза - М.: АСТ,Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 382 с.;
46. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. (Высшее образование) - М.: Юрайт - 2010. - 194 с.;
47. Шатных А.В. Современный урок географии. - М.: Школьная пресса, 2002128с.;
48. Щенев В.А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии - М.: Просвещение, 1979;
49. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.;
Интернет-ресурсы
50. Сайт: 5fan.ru. Статья «Педагогические технологии в образовательном процессе». Электронный ресурс/ http://5fan.ru/wievjob.php?id=7761;
51. Сайт: СооШ^егаксот.Статья «Психологические особенности
самооценки в подростковом возрасте». Электронный ресурс/ http://coolreferat.com/Психологические_особенности_самооценки_в_подр остковом_возрасте_часть=2;
52. Сайт: Nsportal.ru. Статья «Современные педагогические технологии».
Опубликовано Бычковой Ю.С. Электронный
ресvрс/http://nsportal■ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya- tematika/all/2011/11/04/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii;
53. Сайт: Инфоурок. Статья «Современные педагогические
технологии».Автор:Щеблыкина Г. А. Электронный ресурс / https://infourok.ru/sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-referat- 565909.html;
54. Сайт: Orenipk.ru. Статья «Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации». Автор Масловская С.В. Электронный ресурс/ http: //www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm#2;
55. Сайт: Педагогическая мастерская. Издательский дом 1 сентября. URL: http://1 сентября.рф;
56. Сайт: Педагогическая мастерская. Открытый урок 1 сентября. URL: http: //открытыйурок.рф;
57. Сайт: Учительская газета. URL: http://www.ug.ru;
58. Статья «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования. URL:http://минобрнаvки■рф;


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ