Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ ПО ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №29759

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы135
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
716
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы методического сопровождения педагогов в работе по патриотическому воспитанию детей ...8
1.1. Понятие методического сопровождения педагогов в дошкольной
образовательной организации 8
1.2. Современные формы и методы методического сопровождения педагогов
в дошкольной образовательной организации 17
1.3. Содержание, формы и методы воспитания основ патриотизма у детей в
дошкольной образовательной организации 30
Выводы по I главе 37
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование системы методического сопровождения педагогов в патриотическом воспитании детей в дошкольной образовательной организации 40
2.1. Организация и методика изучения исходного уровня компетентности
педагогов в области воспитания основ патриотизма у детей в дошкольной образовательной организации 40
2.2. Реализация системы методического сопровождения педагогов в работе
по воспитанию основ патриотизма у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 54
2.3. Результаты контрольного исследования уровня компетентности педагогов в области воспитания основ патриотизма у детей в дошкольной
образовательной организации 65
Вывод по 2 главе 69
Заключение 72
Список литературы 75
Приложение 83



Актуальность темы исследования. В современном обществе, где тесно
переплетены самые разные культурные традиции, одним из важнейших
условий формирования подрастающего поколения является патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста. Это, прежде всего, продиктовано
социальным заказом государства на формирование общей культуры
личности ребенка, в том числе нравственных ценностей, к которым
относится чувство патриотизма, что отражено в Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Любая образовательная организация, в которой осуществляется
социальное воспитание подрастающего поколения, представляет собой поле
пересечения множественных культур и субкультур, наличие и своеобразие
которых подчас не учитывается педагогами и не используется в
воспитательных целях.
Успешность реализации обозначенных идей зависит от готовности
педагога к качественному выбору из существующего многообразия
содержания и способов организации дошкольного образования, методов
взаимодействия с субъектами педагогического процесса и моделей
построения развивающей среды в дошкольной образовательной организации.
В современной образовательной ситуации достаточно четко
обозначается противоречие между требованием к обеспечению нового
качества педагогического процесса дошкольной образовательной
организации как сопровождения ребенка и неготовностью педагогов к его
организации, нереализованностью принципов педагогического
сопровождения по отношению к воспитателю в методической деятельности
образовательной организации.
В педагогической науке накоплены знания о сущности и особенностях
организации методической деятельности в системе образования4
(Ю.В.Васильев, В.И.Зверева, Ю.А.Конаржевский, Г.С.Лазарев,
М.М.Поташник, Г.Н.Сериков, B.А.Сластенин, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и
др.).
В исследованиях Л.А.Бахтуриной, А.И.Васильевой, В.Я.Волобуевой,
И.И.Кобитиной, C.С.Лебедевой, Л.М.Маневцовой, Л.В.Поздняк,
В.Г.Фокиной рассматривается специфика методической работы в
дошкольной образовательной организации и характеризуется
профессиональная деятельность старшего воспитателя. Однако в данных
работах не исследовалась возможность организации методической
деятельности с позиции теории и практики сопровождения педагогов. Вместе
с тем, по мнению Бояринцевой Н.Н., Митиной С.Н., Третьяковой П.И.
именно сопровождение педагогов может являться наиболее эффективным
способом обогащения профессиональной компетентности педагога в
ситуации реальной профессиональной деятельности.
Вместе с тем, анализ деятельности педагогов современных
дошкольных образовательных организаций свидетельствует, что они не
всегда готовы к проектированию и организации педагогического процесса по
патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Это обусловлено
отсутствием у многих воспитателей опыта нелинейного построения
педагогического процесса и личностно-ориентированного взаимодействия с
его субъектами в данном направлении. Накопить такой опыт, как правило, не
позволяет существующая практика методической деятельности в
дошкольной организации, для которой характерна ориентация на общие
образовательные задачи детского сада, но не на помощь, поддержку и
обогащение профессиональной компетентности каждого педагога, в том
числе и в области воспитания основ патриотизма у дошкольников.
В последние годы стали появляться образовательные программы,
методические пособия, посвященные патриотическому воспитанию детей
дошкольного возраста, однако в них в основном раскрываются вопросы
патриотического воспитания в целом, лишь незначительное место отводится5
методической работе с педагогами. Наблюдения за работой педагогов в этой
области показывают, что педагогический процесс чаще всего строится по
типу традиционных занятий, недостаточно эффективно осуществляется
деятельностный подход, у педагогов отсутствует мотивация к работе в
данном направлении, сказывается также недостаточное владение
профессиональными компетенциями в соответствии с ФГОС дошкольного
образования и Профессиональным стандартом педагога. Эти недостатки
выявлялись из года в год, вследствие чего возникла необходимость в
разработке системы методического сопровождения педагогов в работе по
воспитанию основ патриотизма у детей дошкольной образовательной
организации, с учетом задач годового плана работы, а также программы
развития.
Объект исследования: методическое сопровождение педагогов в
дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: система методического сопровождения
педагогов в работе по воспитанию основ патриотизма у детей в дошкольной
образовательной организации.
Цель исследования: разработка системы методического
сопровождения педагогов в работе по воспитанию основ патриотизма у
детей в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования состоит в том, что разработка и апробация
системы методического сопровождения позволит повысить уровень
компетентности педагогов в работе по воспитанию основ патриотизма у
детей в дошкольной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие
задачи:
1. Изучить научно-теоретическую и методическую литературу по
проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия методического сопровождения
педагогов в дошкольной образовательной организации.6
3. Выявить и охарактеризовать уровень компетентности педагогов в
области воспитания основ патриотизма у детей на основе разработанных
показателей и критериев.
4. Предложить и реализовать систему методического сопровождения
педагогов в работе по воспитанию основ патриотизма у детей в дошкольной
образовательной организации.
5. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов
исследования.
Методы исследования: анализ литературных источников, анализ
интернет - ресурсов, предметно-развивающей среды; наблюдения; беседы;
анкетирование; педагогический эксперимент; статистическая обработка
данных.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ «Детский сад №
107» и «Детский сад № 282» г. Казани.
Теоретическая значимость исследования: проанализированы
понятия: «методика», «методическая работа», «методическая деятельность»,
«сопровождение», «методическое сопровождение», «компетентность» и
«профессиональная компетентность», «профессиональная компетенция».
Практическая значимость исследования: содержание и результаты
данного исследования могут быть использованы в работе старших
воспитателей по методическому сопровождению педагогов в области
патриотического воспитания дошкольников, а также студентами
педагогических вузов и колледжей при подготовке к практическим занятиям.
Научная новизна исследования:
- выделены наиболее важные компетенции, которые необходимо
совершенствовать у педагогов в работе по воспитанию основ патриотизма у
детей в дошкольной образовательной организации;
- составлен пакет диагностических материалов для определения уровня
компетентности в области воспитания основ патриотизма у детей в
дошкольной образовательной организации;7
- определены критерии и показатели уровня компетентности педагогов в
области воспитания основ патриотизма у детей в дошкольной
образовательной организации;
- автором работы предложена система методического сопровождения
педагогов в работе по воспитанию основ патриотизма у детей в дошкольной
образовательной организации.
Апробация результатов исследования: результаты исследования
апробированы на базе МАДОУ « Детский сад № 107» г. Казани; а также на
научно практических конференциях: ЭТНОС и КУЛЬТУРА в
межнациональных коммуникациях XXI // Сборник статей и методических
материалов международной научно- практической конференции. Под.ред
проф. В.Ф. Габдулхаков. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный
университет, Институт психологии и образования, 2016. 170 с.; публикация в
сборнике материалов V Международной научно-образовательной
конференции «Актуальные проблемы дошкольного и начального
образования» / научн. ред В.Г.Закирова.-Казань: Изд-во Казан ун-та, 2016.-
180 с.; на Международной научно-практической конференции «Этнос и
культура в Межнациональных коммуникациях XXI века: теория и практика
дошкольного образования» в 2014 г, научный руководитель – доцент Петрова
В.Ф; на Итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ,
2014 г, научный руководитель – доцент Петрова В.Ф; Итоговая научнообразовательная конференция студентов КФУ 2014 года: сборник статей:
Министерство образования и науки: К(П)ФУ.- Казань: Изд. Казан. ун-т,2014.-
Т 4:-276 с.- научный руководитель – доцент Петрова В.Ф.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из
введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), выводов по
главам, заключения, списка использованных источников, приложение. В
приложении представлены: беседы, анкеты для педагогов, диагностические
карты оценки профессиональной компетентности педагогов дошкольного
образовательного учреждения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня
является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с
детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной
принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его
культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном
возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания
высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых
характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность
к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю
жизнь. Социальная потребность в организации последовательной работы в
данном направлении требует серьезной подготовки педагогического
коллектива дошкольной образовательной организации. Однако анализ
практики в этой области показывает, что педагогический процесс чаще всего
строится по типу традиционных занятий, недостаточно эффективно
осуществляется мотивация к работе в данном направлении, сказывается
также дефицит профессиональной компетенции. Эти недостатки
продиктованы отсутствием системы методического сопровождения
педагогов в области воспитания патриотизма у детей.
В теоретической части исследования были рассмотрены теоретические
основы понятий «сопровождение», «методическое сопровождение».
Методическое сопровождение это процесс, направленный на разрешение
актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности,
включающий актуализацию и диагностику существующих проблем,
информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации
на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов.
Важнейшими принципами организации методического сопровождения
являются системный и ситуационный подходы к её построению. Так, разовые73
открытые просмотры или консультации, подготовленные старшим
воспитателем без учёта действительных интересов педагогов, не решают
абсолютно никаких серьёзных психолого-педагогических задач. Нами было
проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов.
На констатирующем этапе эксперимента мы провели мониторинг
уровней профессиональной компетентности педагогов в области воспитания
основ патриотизма у педагогов детского сада № 107 и детского сада № 282
Московского района г. Казани. Выявили, что большая часть педагогов имеет
средний и низкий уровень профессиональной компетентности.
На формирующем этапе эксперимента были определены направления,
содержание и формы методического сопровождения, выявлены
педагогические трудности и проблемы в профессиональной деятельности
воспитателей. На основе полученных данных проведены: совместная
разработка индивидуальных маршрутов развития профессиональной
компетентности воспитателей; осуществление различных вариантов
методического сопровождения воспитателя, групп воспитателей со схожими
профессиональными трудностями, всего педагогического коллектива в
условиях дошкольной образовательной организации. В экспериментальном
детском саду была разработана система методического сопровождения
педагогов; составлен план мероприятий, который способствовал повышению
уровня профессиональной компетентности педагогов в области воспитания
основ патриотизма у детей дошкольного возраста, расширению
осведомленности педагогов о культуре и достопримечательностях родного
края. Большое внимание было уделено взаимодействию педагогов и
родителей, детского сада и семьи в целях осуществления полноценного
развития каждого ребенка.
Контрольный этап эксперимента показал, что в результате апробации
системы методического сопровождения, реализации плана мероприятий по
повышению уровня компетентности педагогов, удалось систематизировать
и активизировать их деятельность по нравственно - патриотическому74
воспитанию дошкольников, достичь целенаправленной систематической
работы по патриотическому воспитанию детей. Использование форм и
методов методического сопровождения педагогов в области воспитания
основ патриотизма у детей, позволило увидеть положительную динамику
знаний о культуре родного края у детей экспериментального детского сада,
по сравнению с результатами контрольного детского сада.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены,
цель исследования достигнута, в результате проведенного исследования
подтвердилась гипотеза о том, что разработка и апробация системы
методического сопровождения позволит повысить уровень компетентности
педагогов в работе по воспитанию основ патриотизма у детей в дошкольной
образовательной организации. В тоже время выявились новые задачи и
нерешенные проблемы, например, особенности воспитания основ
патриотизма у детей мигрантов и организация работы с родителями этой
категории детей, взаимосвязь патриотического и этнического воспитания
детей, роль билингвального образования в воспитании основ патриотизма в
детском саду, усиление инновационной направленности деятельности
воспитателя и другие. Намечается дальнейшее совершенствование системы
методического сопровождения педагогов в области воспитания основ
патриотизма у детей дошкольного возраста.75


Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ:
планирование, педагогические проекты, разработки тематических
занятий и сценарии мероприятий - Волгоград: Учитель, 2007.-200с.
2. Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию
в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. - 2005. - №1. – С. 16-24.
3. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском
саду. М.: АРКТИ. 2007.-144 с.
4. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование,
формы и методы. М.: Творческий центр, 2005.-96с.
5. Белая, К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.:
Изд-во ACT, 2000. - 393с.
6. Белая, К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.:
Изд-во АСТ, 2003. - 452с.
7. Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: контрольнодиагностическая функция. М.: Изд-во АСТ, 2004.- 32с.
8. Белая, К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. М.: Издво АСТ, 2000. - 80с.
9. Белая, К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном
учреждении: подготовка и проведение. М.: Изд-во АСТ, 2004.-56с.
10. Белая, К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция.
М.: Изд-во АСТ, 2003.- 75 с.
11.Битянова, М.Р. Практическая психология / М.Р. Битянова. - М.:
Совершенство. 1997.- 296с.
12.Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности
педагога // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 51-55.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ