Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-экологические и географические особенности формирования городской среды.

Работа №29757

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы128
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
775
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы изучения урбанизационных процессов
1.1 Базовые понятия урбанистики: город, городская среда, городской образ
жизни 5
1.2 Характеристика и основные свойства городской среды 16
1.3 Отечественный и международный опыт формирования и сохранения
городской среды 23
2. Формирование и сохранение качественной городской среды в Республике Татарстан
2.1 Общественные пространства как важнейший элемент городской среды -
характеристика и подходы к улучшению 39
2.2 Опыт создания и реформирования городской среды урбанизированных
территорий в Республике Татарстан в 21 веке 53
2.3 Вклад социальных и экономических факторов в сохранение городской
среды 66
3. Воспитание активных и ответственных горожан методом внеурочных занятий как необходимое условие сохранения комфортной городской среды
3.1 Применение краеведческого принципа в методике преподавания
географии 72
3.2 Использование метода ментальных карт на уроке географии в целях
изучения родного края 74
3.3 Внеклассная проектная работа «Школьный двор» 89
Заключение
96
Список использованных источников


Города, являясь локомотивами социально-экономического развития, концентрируя львиную долю промышленности, производя подавляющее количество услуг, становятся местом жительства большей части населения. Уже в начале 21 века более половины населения планеты - горожане.
Город является не только архитектурным феноменом, произведением строительного искусства, но представляет собой социокультурное образование, заполненное различными формами жизнедеятельности людей. В своих многообразных функциях город становится объектом междисциплинарных исследований многих наук, в том числе урбанистики, социологии города, социальной психологии, экологии, а также наук философского профиля: эстетики, культурологии, философской антропологии.
Перед нами стоит задача - активно существовать в городской среде. Широко употребляемое выражение «городская среда» [11] не имеет пока статуса научного понятия, это скорее метафора, словесная оболочка, содержание которой зависит от индивидуальных склонностей как проектировщика, так и исследователя. Но даже в таком качестве выражение «городская среда» оказало существенное воздействие на сознание специалистов, традиционно занятых городом как объектом постановки и решения профессиональных задач.
Выбранная тема способна вызвать интерес у современной молодежи, привлекая их внимание на возможность участвовать в жизни своего города. Мнение каждого жителя важно при создании того или иного места, потому как пространство может быть грамотно спроектировано и хорошо исполнено, но не иметь эмоционального отклика среди населения.
Поэтому основной проблемой этой работы является сложность применения на практике идеи того, каким образом можно повлиять на создание и изменение общественных пространств, и создание комфортной городской среды. В особенности, это привлечение городского населения, попытка разработки эффективного метода выявления потребностей.
Объектом исследования являются общественные места, формирующие городскую среду г. Казани, а предметом исследования выступает городская среда, как организующая основа городского пространства.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении социальноэкологических и географических особенностей формирования городской среды.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующего круга задач:
- изучить современное представление о социальных, экологических, экономических, географических факторах городской среды;
- изучить пути формирования и сохранение комфортной городской среды;
- рассмотреть перспективы использования на уроках географии краеведческого подхода для образования и воспитания активных горожан.
Методологической базой работы послужили публикации следующих авторов: Гейл Ян, Джекобс Д., Глазычева В., Хуснутдиновой С., Пивоварова Ю., Лаппо Г., Крубера А. и др.
В ходе исследования были применены методы наблюдения, фотофиксации, картографирования, ментальных карт, интервью.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей выпускной квалификационной работе были рассмотрены социально-экологические и географические особенности формирования городской среды. Был проанализирован вклад экономических, социальных, экологических и географических факторов в городскую среду; рассмотрены пути формирования, а также сохранения комфортной городской среды; изучены перспективы использования на уроках географии краеведческого подхода для образования и воспитания активных горожан посредством использования ментальных карт.
В ходе изученного материала, мы пришли к следующим выводам: сложное целое, каким является город, может успешно работать и развиваться только в том случае, если он системно организован. Все функциональные части города объединены общностью ресурсной базы, которой располагает городская территория, общностью места. Все они участвуют в формировании развития городской среды, и изменение одних влечет за собой изменения других.
Урбанизированные территории с трудом поддаются конкретному определению, однако отличаются взаимопроникновением трех сфер - социальной, экологической и экономической, с лидирующими интересами человека. В связи с чем, в настоящее время наиболее актуальным и продуктивным подходом к изучению, анализу, долгосрочному планированию и управлению урбанизированными территориями остается классический экономико-географический подход, рассматривающий город как целостную территориальную социально-эколого-экономическую систему.
Важнейшее значение имеет такой аспект, как качество городской среды.
Оно понимается как совокупность материальных благ, которые по тем или
иным основаниям должны быть предоставлены жителям. С другой стороны, взаимоотношений жителей города, гармоничность существования городского социума, определяющая уровень и возможности человеческого потенциала, формируемого в пределах городского пространства сообщества людей.
Таким образом, оценка качества городской среды представляет собой зону поиска возможностей развития системы расселения, связанных с проблемой устойчивого развития, повышения эффективности использования ресурсов города, формирования долгосрочных стратегий.
При изучении формирования качественной городской среды был рассмотрен зарубежный и отечественный опыт исходя из которого, можно сделать вывод о необходимости включения инвесторов, бизнес-структур в качестве обязательного звена в формировании комфортной городской среды для привлечения внебюджетных средств. Рассмотренные примеры также позволили акцентировать внимание на жителях города как главных потребителях услуг в сфере благоустройства. Вовлечение в процесс проектирования жителей, местных сообществ и городских активистов полезно для понимания проблем и потребностей, а совместное принятие проектных решений помогает разрешать конфликты. В конце концов, решения инвесторов, архитекторов и урбанистов непосредственно влияют на жизнь граждан, так что их участие в выборе своей судьбы логично и даже способно повысить эффективность проекта.
В Республике Татарстан все чаще практикуется метод соучастного проектирования при создании и благоустройстве общественных пространств. Организованы открытые обсуждения, дискуссии и онлайн-площадки для жителей городов республики.
Для эффективного устойчивого развития городских территорий власть должна создать мотивацию для активного включения граждан в процесс оперативного градостроительства. В городах, в которых власть видит в городском сообществе, прежде всего, партнера и основной ресурс развития
Для изучения городской среды нами был использован краеведческий метод с применением ментальных карт, который позволяет выявить городские доминанты в восприятии горожан, определить те из них, что составляют образ города и построить обобщенную карту города, существующего в их памяти. Метод ментальных карт был использован для исследования экологических и социальных аспектов города Казань среди школьников разных возрастов в городе Казани и городе Зеленодольск.
Данная методика позволила получить адекватную информацию, как и чем живет город, что привлекательно для маленьких горожан, каков образ города, какие из объектов его составляют, а какие «выпадают» из поля зрения, позволяет отмечать, какие его элементы наиболее ценятся не только учащимися разных возрастов, но и гостями и горожанами города.
Использование полученных данных дает понять, что физическая среда неразрывна с ментальной, залог гармоничной комфортной среды, учитывающей приоритеты потребностей человека в пространстве.
Новая эра городской жизни основывается на том, что большая часть событий, происходящих в городах, связана со свободным временем и отдыхом, что является залогом повышения качества жизни человека и увеличения ее продолжительности. В тех городах, где происходит улучшение социальной составляющей жизни, можно наблюдать и рост экономики. Для достижения стратегических целей развития городу необходимо создавать комфортную городскую среду, благоприятную для проживания горожан и жителей. Таким образом, социальные, экономические и экологические аспекты урбанизированных территорий из «вспомогательного состава» переходят в лидирующие конкурентные преимущества городской экономики.



1. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный документ] / Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ: в редакции Федерального закона от 22 октября 2014 года. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gskrf стр.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный документ / Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ: в редакции Федерального закона от 14 октября 2014 года. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_169814
3. Об утверждении методики оценки качества городской среды проживания [Электронный документ] / приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 371. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_152268/?frame=1
Книги, монографии
7. Бобылев С.Н. Рациональное природопользование и природный капитал в контексте "зеленой" экономики / С.Н. Бобылев // Рациональное природопользование: традиции и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, МГУ, 23-24 ноября 2012 г.; под общ. ред. проф. М.В. Слипенчука. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. - 16-17 с.
8. Бюро градостроительных и ландшафтных проектов Archi [Электронный ресурс] / Набережная в Торонто по проекту бюро West 8. - Режим доступа: https://archi.ru/architects/worldstudios/37/west-8
9. Гакаев, Р. А. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала / Р. А. Гакаев, Т. Ш. Хадаев // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2015. — 5-8 с.
10. Гакаев, Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии / Р. А. Гакаев, М. Ю. Нуцулханова, С. С. Авхадов // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2015. — 1-5 с.
11. Гейл, Я. Города для людей / Я. Гейл. [перевод с английского: А. Токтонов]. - М.: Крост, 2012.
12. Глазычев, В.Л., Егоров, М.М., Ильина, Т.В. и др. Городская среда. Технология развития: Настольная книга. / В.Л. Глазычев, М.М. Егоров, Т.В. Ильина и др. - М.: Изд-во «Ладья», 1995. - 240 с.
13. Глебова, А. В. Безбарьерная среда. Анализ зарубежного опыта / А. В. Глебова // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В. Г. Шухова. - 2014. - 144-148 с.
14. Группа компаний «Диалог» [Электронный ресурс] / Свойства умного города. - Режим доступа: http://dialog-e.ru/market-news/373/
15. Ильина, И. Н. Качество городской среды как фактор устойчивого
развития муниципальных образований [Электронный ресурс] /
Имущественные отношения в РФ. - 2015. №5 (164). Режим доступа:
111
https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-gorodskoy-sredy-kak-faktor-
ustoychivogo-razvitiya-munitsipalnyh-obrazovaniy
16. Информационно-разговорная радиостанция «Эхо Москвы» [Электронный ресурс] / Разрушение исторической застройки на ул. Артема Айдинова г. Казань. - Режим доступа: https://echo.msk.ru/blog/varlamov_i/1982768- echo/
17. Каркавин, М.В. Факторы, условия и тенденции стратегического социально-экономического развития малых и средних городов / М.В. Каркавин. - Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8-3. - 694-697 с.
18. Лаппо, Г. М. География городов: Учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов. / Г.М. Лаппо - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 480 с.
19. Методические рекомендации по реализации проектов. - М.: Strelka Press, совместно с НКО «Фонд развития моногородов», 2017. - 40 с.
20. Перцик, Е.Н.. Геоурбанистика: учебник для студ. высш. учеб. Заведений / Е.Н. Перцик. - М.: Академия, 2009. - 432 с.
21. Пивоваров, Ю.Л. Основы геоурбанистики: урбанизация и городские системы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Л. Пивоваров. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 232 с.
22. Пивоваров, Ю.Л. Урбанизация России в XX веке: представления и реальность / Ю.Л. Пивоваров // Общественные науки и современность. - 2001. № 6. 101 с.
23. Ратцель, Ф. Политическая география / Ф. Ратцель. [в изложении Л. Синицкого]. - СПб.: Питер, 2007.
24. Санноф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов / Пер. с англ.; ред.: Н. Снигирева, Д. Смирнов. - Вологда: Проектная группа 8, 2015. - 170 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ