Введение 3
1. Теоретические основы изучения федеральных университетов в Российской
Федерации 7
1.1 Федеральные университеты и их роль в системе высшего образования 7
1.2 Нормативно-правовые и организационно-экономические механизмы
регулирования деятельности федеральных университетов 19
1.3 Зарубежный опыт позиционирования университетов в региональной
экономической системе 29
2. Анализ влияния федеральных университетов на социально-экономическое
развитие регионов Российской Федерации 40
2.1 Позиционирование федеральных университетов в мировом образовательном
пространстве 40
2.2 Оценка влияния федеральных университетов на социально-экономическое
развитие регионов Российской Федерации 56
3. Перспективы совершенствования деятельности федеральных университетов
для обеспечения социально-экономического развития регионов 80
3.1 Проблемы функционирования федеральных университетов и их влияния на
развитие регионов 80
3.2 Направления совершенствования деятельности федеральных
университетов 88
Заключение 93
Список использованных источников 98
Приложение
Федеральные университеты являются центрами науки и образования, которые не только осуществляют подготовку профессиональных кадров, но и, взаимодействуя с регионами и округами, влияют на их развитие.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что высшие учебные заведения, формируя профессиональных и конкурентоспособных специалистов, создают основу для развития региона. Вузы страны фокусируют свою направленность не только на формировании человеческого потенциала, но и на улучшение социальноэкономического положения субъекта, в котором они находятся.
Осуществляется это за счет совершенствования результатов деятельности федеральных университетов, которые отражаются на показателях региона. Непосредственно практическая значимость изучения данной темы заключается в отборе наиболее важных параметров университетов, упор на которые позволит оказать положительное воздействие на субъект Российской Федерации и способствовать развитию территории. Предлагаемые, по итогу исследования, направления совершенствования деятельности федеральных вузов позволят исключить существующие недостатки системы образования и перейти к этапу интеграции в международное образовательное пространство.
Целью данной работы являлось исследование федеральных университетов как центров социально-экономического развития регионов и разработка рекомендаций по стимулированию деятельности вузов. В качестве субъектов Российской Федерации исследовались Республика Татарстан, Красноярский край, Ростовская область, Республика Саха и Архангельская область.
Для достижения указанной цели ставились следующие задачи:
• Изучить федеральные университеты и определить их роль в системе высшего образования;
• Рассмотреть нормативно-правовые и организационноэкономические механизмы регулирования деятельности федеральных университетов;
• Изучить зарубежный опыт позиционирования университетов в региональной экономической системе;
• Исследовать позиции федеральных университетов в мировом образовательном пространстве;
• Оценить влияние федеральных университетов на социальноэкономическое развитие регионов Российской Федерации;
• Определить проблемы функционирования федеральных университетов и их влияния на развитие регионов;
• Предложить направления совершенствования деятельности федеральных университетов.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являлись следующие федеральные университеты: Казанский федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет, Северо-восточный федеральный университет и Северный (Арктический) федеральный университет. Предмет работы - управленческие отношения, складывающиеся в процессе управления федеральными университетами и их регионами. Деятельность вузов рассматривалась в период с 2010 по 2017 гг. и составлялся прогноз на 2018 год.
При написании данной работы применялись общетеоретические методы, к которым относятся классификация, анализ и синтез, индукция и дедукция, а также практические методы, а именно сравнение и сопоставление. Непосредственно исследование проводилось на основе эконометрического расчета парной регрессии и построения уравнения для прогнозирования изменения показателей.
Теоретические основы изучения влияние федеральных университетов на социально-экономическое развитие регионов рассматривались многими авторами, в частности Аржановой И.В., Воровым А.Б., Жураковским В.М., Потаповой О.А., по мнению которых создание сети университетов такого типа обусловило значительный вклад в инновационное развитие экономики. Константинова А.В. в своей статье обозначила основу формирования взаимодействия федеральных вузов с государственными органами власти для повышения результативности деятельности университетов и развития регионов.
В ходе написание курсовой работы использовались следующие нормативно-правовые акты:
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный Закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
• Указ Президента РФ от 7 мая 2008 г. №716 «О федеральных университетах»;
• Распоряжения Правительства о создании федеральных университетов.
Также в качестве информационной базы работы были использованы отчеты о самообследовании федеральных университетов, отчеты Программ развития университетов, периодические издания, интернет-ресурсы, данные федеральной службы государственной статистики.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой три части, первая из которых включает в себя три параграфа, вторая и третья содержат два параграфа. Также составляющими данной работы являются введение и заключение. В конце работы представлены приложения.
В первой части раскрываются теоретические основы изучения федеральных университетов в Российской Федерации. Рассматриваются предпосылки создания и становление федеральных вузов, их специфика, особенности и отличия от других типов высших учебных заведений, миссия и цели. Также изучается нормативно-правовая и организационная база,
регулирующая и регламентирующая деятельность федеральных университетов.
Во второй части описываются результаты анализа влияния федеральных университетов на социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации. В частности исследуется зависимость приоритетных направлений вузов и регионов, в которых они расположены. Изучаются международные рейтинги университетов и позиции федеральных вузов в них. Посредством проведения эконометрического расчета парной регрессии определяются факторы деятельности университетов, имеющих сильную связь с индикаторами соответствующих регионов, строятся уравнения регрессии, на основе которых делается прогноз ожидаемого изменения показателей субъекта Российской Федерации.
В третьей части рассматриваются перспективы совершенствования деятельности федеральных университетов для обеспечения социальноэкономического развития регионов на основе выявленных проблем.
Проведение данного исследования представляет собой качественное изучение влияния деятельности федеральных университетов на социальноэкономическое развитие регионов, основанное на использовании официальных данных и применении прикладных методов оценки. Полученные результаты и предложенные рекомендации представляют практическую значимость и могут быть учтены в процессе совершенствования образовательной системы.
Современная система образования трансформирует традиционное понимание предназначения высших образовательных учреждений. Созданные в 2006 году первые федеральные университеты стали отправной точкой начала реформирования образовательной системы. В задачи федеральных вузов не только стало входить обучение и подготовка профессиональных специалистов, в которых заинтересован рынок труда, но и развитие науки, формирование исследовательской базы, становление инновационного производства через взаимодействие с субъектами рыночной экономики, промышленным сектором, интеграцию и взаимодействие с зарубежными научными школами. Осуществляя весь названный набор задач, федеральные вузы стали субъектами экономики, оказывающими влияние на регион. Их распределение по территории страны связано с выгодным территориальным расположением каждого из федеральных округов, их стратегической важностью для страны и в целях максимального охвата территории Российской Федерации для стимулирования равномерного регионального развития. В частности именно влияние федеральных университетов на социально-экономическое развитие регионов и рассматривалось в рамках представленной выпускной квалификационной работы.
В подготовительной части работы была поставлена цель, которая заключалась в исследовании федеральных университетов как центров социально-экономического развития регионов и разработке рекомендаций по стимулированию деятельности вузов.
Для теоретического изучения предназначения федеральных университетов были изучены предпосылки для их создания, процесс формирования, основная цель и миссия федеральных вузов, а также их специфику и отличия от других типов университетов. Особенностью федеральных университетов было определено то, что они представляют собой интегрированные образовательные учреждения, объединенные по региональному и отраслевому признакам, создаваемые для укрепления конкурентоспособности всех регионов страны, в том числе в области науки и образования. Также были рассмотрены нормативно-правовые и организационные акты, регулирующие и регламентирующие деятельность университетов, в том числе и локальные акты, обеспечивающие функционирование внутренней среды высших учебных заведений. В процессе изучения международного опыта позиционирования университетов в региональной экономической системе были изучены зарубежные статьи, описывающие специфику функционирования вузов других стран. Было определено, что за рубежом университеты являются полноправными участниками экономических отношений, получающими прибыль от создания каких-либо продуктов, принимая активное участие в развитии отрасли промышленности, взаимодействуя с различными предприятиями и компаниями, являющимися потребителями производимого интеллектуального труда. Это является отличительной чертой российского образования, которое только находится на этапе трансформации.
В настоящее время, в соответствии с результатами, полученными в ходе выполнения работы, федеральные университеты активно реализуют поставленную перед ними цель повышения конкурентоспособности регионов за счет укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Это подтверждается исследованием приоритетных направлений деятельности вузов и развитых отраслей региона. Каждый из рассмотренных университетов ориентируется на имеющиеся на территории субъекта ресурсы и разрабатывает перспективные методы их использования для формирования конкурентоспособности субъекта.
Непосредственно конкурентоспособными федеральные университеты должны быть не только в рамках страны, но и за рубежом. Для совершенствования такого показателя Министерством образования и науки России был разработан Проект 5-100, предполагающий повышение престижности российского высшего образования и попадание пяти университетов в сотню лучших вузов мира по мнению авторитетных международных рейтингов. Исследование показало, что в рейтинге THE Times Higher представлено четыре федеральных университета: Казанский, Уральский, Южный и Сибирский, наилучшая позиция в котором в 2017/18 году была закреплена за КФУ - 401-500. В рейтинге QS, за исключением названных, в ранжирование включен Дальневосточный университет; наивысшую строчку занял Уральский вуз - 412, а из исследуемых в рамках данной работы Казанский федеральный университет - 439 место. Стоит отметить, что в рассмотренном шанхайском рейтинге ARWU ни один из федеральных вузов не представлен. Таким образом, процесс попадания в сотню лучших затрудняется, несмотря на имеющуюся положительную тенденцию улучшения высшими учебными заведениями своих позиций. Среди всех вузов изучаемого типа, признанным, согласно Национальному рейтингу, является Казанский федеральный университет, занимающий 12 строчку в топе; аутсайдером данного ранжирования представлен Крымский университет, из рассмотренных в выпускной квалификационной работе - Северный (Арктический) вуз.
Кроме стандартных обобщенных рейтингов, исследовались предметные, соответствующих рейтинговых агентств. Оказалось, что позиции федеральных университетов по областям науки значительно выше обобщенных интегральных значений. В рейтинге THE представлен только Казанский вуз, в котором наиболее успешным является направление «Экономика и бизнес». В QS рейтинге исследуются как КФУ, так и УрФУ, первый из которых занимает наилучшие позиции в области лингвистики, второй - математики. В изученных российских рейтингах конкурируют между собой также два обозначенных университета.
Позиции федеральных университетов обусловлены реализуемой ими деятельностью, которая не только оказывает влияние на учитываемые при ранжировании параметры, но и на региональное развитие. Чтобы доказать это была выдвинута гипотеза, согласно которой «Федеральные университеты оказывают сильное влияние на социально-экономическое развитие региона, в котором они находятся». Для определения воздействия деятельности вузов на субъект, были отобраны зависимые параметры - индикаторы регионального развития, и независимые - показатели деятельности федеральных университетов. С использованием расчета парной регрессии было определено, что результаты деятельности университетов имеют сильную связь во всех регионах с ВРП и средней заработной платой. В частности в Республике Татарстан проявилась полиноминальная зависимость, при которой сильная связь между валовым продуктом наблюдается с показателями доходов и объемов от научно-исследовательских работ, а между заработной платой - с объемом НИР, доходами от внебюджетной деятельности и числом малых инновационных предприятий. В Красноярском крае аналогично предыдущему региону сильнее проявилась полиноминальная зависимость ВРП и средней заработной платой с численностью обучающихся и объемом НИР. В Ростовской области с региональными индикаторами имеют высокую связь численность аспирантов и объем научно-исследовательских работ, а также на ВРП - доходы от НИОКР, на заработную плату - МИП, выраженную зависимостью полиноминального типа. Для Архангельской области связь имеется для ВРП и средней заработной платой между факторами числа аспирантов, количества патентов и объема НИР. Исключительным является Республика Саха, в которой сильнее других с валовым продуктом показала себя экспоненциальная связь с параметрами числа аспирантов, патентов и разработок; со средней заработной платой - количество патентов, разработок и инновационных предприятий. Таким образом, гипотеза была подтверждена, а с использованием ожидаемых значений показателей сильной связи был построен прогноз изменения региональных показателей на 2018 год.
По итогу проделанной работы были сформулированы проблемы, в частности к ним относятся: дифференциация темпов развития федеральных университетов, необъективность критериев оценивания вузов в рейтингах, простота методик и отобранных индикаторов оценивания результативности университетов, низкое количество действующих малых инновационных предприятий и др. Для совершенствования недостатков были предложены рекомендации, основанные на заимствовании опыта наиболее успешных университетов, пересмотр и дополнение индикаторов оценки в рейтингах, интеграция в мировое научное сообщество, развитие международного сотрудничества и взаимодействия.
Таким образом, были достигнуты цели и задачи, поставленные в части введения, сделан вывод на основании приведенных статистических данных и данных из отчетов университетов, выявлены проблемы и предложены рекомендации.
Реализуя основную цель федеральных университетов - повышение конкурентоспособности региона и округа и развивая направления деятельности вузов, будет обеспечиваться положительное влияние на социально-экономическое развитие регионов.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета №5976 (303), 31.12.2012
2. Федеральный закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.09.2013 г. №253-ФЗ // Российская газета №6194 (218), 30.09.2013
3. Федеральный закон «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» от 10.11.2009 г. №259-ФЗ // Российская газета №5038 (214), 13.11.2009
4. Указ Президента Российской Федерации «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов от 21.10.2015г. №1226 // Российская газета №3908 (0), 25.10.2005
5. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7.05.2012 г. №599 // Российская газета №5775 (102), 9.05.2012
6. Указ Президента РФ «О федеральных университетах» от 7 мая 2008 г. №716 // Собрание законодательства Российской Федерации №19, 2008
7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. №204 // Российская газета №75601 (97), 9.09.2018
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.11.2006 №1518-р «О создании государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» // Собрание законодательства Российской Федерации №47, 2006
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.11.2006 №1616-р «О Южном федеральном университете» // Собрание законодательства Российской Федерации №48, 2006
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.08.2014 №1465-р «О создании Крымского федерального университета имени
B. И.Вернадского» // Собрание законодательства Российской Федерации №33, 2014
11. Аржанова И.В., Воров А.Б., Жураковский В.М. Опыт развития научно-инновационного потенциала федеральных и национальных исследовательских университетов // Университетское управление: практика и анализ. - 2015. - №3. - С.37-44
12. Ивойлова И. В автономном плавании. Федеральные университеты получат статус автономных учреждений // Российская газета. - 2009. - №4849 (0)
13. Константинова А.В. «Типологии и модели университетов в российской системе высшего профессионального образования» // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. - № 8(10). - М., Изд. «МЦНО», 2017. - с. 16-22
14. Миролюбова Т.В., Суханова П.А. Зарубежный опыт развития инновационной инфраструктуры университетов в региональных инновационных системах // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1 (часть 1) - С. 215-220
15. Мысина М.Н. Практика создания благотворительных фондов в сфере образования: зарубежный опыт и российские реалии // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №1-2. - С. 397-399
16. Потапова О.А. Анализ качества инновационной среды федеральных университетов: региональный аспект // Горизонты экономики. - 2017. - №4. - C. 112-117
17. Чучалин А.И. Образовательные стандарты ведущих российских вузов // Высшее образование в России. - 2015. - №4. - С.14-25
18. Шкатулла В. И. Основы правовых знаний: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — С. 304
19. Официальный сайт Казанского (Приволжского) федерального
университета // Приоритетные направления [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://kpfu.ru/prioritetnye-napravleniya (дата обращения 2.03.2018)
20. Официальный сайт Сибирского федерального университета // СФУ в проекте 5-100 [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://about.sfu- kras.ru/5top100 (дата обращения 2.03.2018)
21. Официальный сайт Южного федерального университета // Об университете [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=UNI/main/M (дата обращения 2.03.2018)
22. Официальный сайт Северного (Арктического) федерального университета // Приоритетные направления исследований [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: https://narfu.ru/science/research/directions/ (дата обращения 2.03.2018)
23. Официальный сайт Северо-восточного федерального университета
// Основные научные направления СВФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-
struktura/universitet/nauka/Napr_nir_SVFU/ (дата обращения 2.03.2018)
24. Официальный сайт Федеральный портал Российское образование // Вузы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.edu.ru/vuz/federal (дата обращения 1.12.2017)
25. Официальный сайт Правовая Россия // Информация Минобрнауки РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://lawru.info/dok/2009/03/01/n248840.htm (дата обращения 1.12.2017)
26. Официальный сайт Проекта 5-100 // О проекте [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: https://5top100.ru/about/more-about/ (дата обращения 3.12.2017)
27. Национальный рейтинг университетов // Новости рейтингов вузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://unirating.ru/news.asp?lnt=7&id=914 (дата обращения 3.03.2018)
28. Официальный сайт рейтингового агентства Эксперт // Рейтинги,
рэнкинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL:
https://raexpert. ru/rankings/vuz/vuz_2016/vuz_reputation_2016 (дата обращения
3.03.2018)
29. Официальный сайт аналитического центра Эксперт // Рейтинги и
обзоры [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL:
http: //www. acexpert.ru/analytics/ratings/predmetniy-reyting-nauchnoy- produktivnosti-vuzov--.html (дата обращения 3.03.2018)
30. Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики // Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL:
http://cbsd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/cat alog/doc_1138623506156 (дата обращения 15.01.2018)
31. Национальный рейтинг университетов // Сводный рейтинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL:
http://unirating.ru/rating_common.asp (дата обращения 3.03.2018)
32. A.Bramwell, D.A.Wolfe. Universities and regional economic development: The entrepreneurial University of Waterloo // Technovation, Volume 26, Issue 4, April 2006, Pages 518-533
33. P.D’Este, P.Patel. University-industry linkages in the UK: What are the factors underlying the variety of interactions with industry? // Research Policy, Volume 36, Issue 9, November 2007, Pages 1295-1313
34. P.D'Este, M.Perkmann. Why do academics engage with industry? The entrepreneurial university and individual motivations // The Journal of Technology Transfer, June 2011, Volume 36, Issue 3, pp 316-339
35. A.Geuna, L.J.J Nesta. University patenting and its effects on academic research: The emerging European evidence // Research Policy, Volume 35, Issue 6, July 2006, Pages 790-807
36. M.Perkmann и K.Walsh. University-industry relationships and open innovation: Towards a research agenda // International Journal of Management Reviews 9, 2007, Pages 259-280
37. E.Rasmussen, O.Moen, M.Gulbrandsen. Initiatives to promote
commercialization of university knowledge // Technovation, Volume 26, Issue 4, April 2006, Pages 518-533
38. J.G.Thursby, S.Kemp. Growth and productive efficiency of university intellectual property licensing // Research Policy, Volume 31, Issue 1, January 2002, Pages 109-124
39. Academic Ranking of World Universities // Ranking [Электронный
ресурс]. - Режим доступа. - URL:
http://www.shanghairanking.com/arwu2017.htmlARWU2016.html (дата обращения
3.03.2018)
40. The World university ranking // Rankings [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university- rankings/2018/world-ranking#! /page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/ cols/statsl (дата обращения 3.03.2018)
41. The World university ranking // Rankings by subject [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: https://www.timeshighereducation.com/world- university-rankings/by-subject (дата обращения 3.03.2018)
42. QS World university rankings // Rankings [Электронный ресурс]. -
Режим доступа. - URL: https://www.topuniversities.com/qs-world-university- rankingsuniversity-rankings/world-university-rankings/2016 (дата обращения 3.03.2018)
43. QS World university rankings // QS World University Rankings by Subject [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: https://www.topuniversities.com/qs-world-university-rankingssubject-rankings/2018 (дата обращения 3.03.2018)