ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ КАК ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
|
Введение 3
1. Теоретические основы изучения федеральных университетов в Российской
Федерации 7
1.1 Федеральные университеты и их роль в системе высшего образования 7
1.2 Нормативно-правовые и организационно-экономические механизмы
регулирования деятельности федеральных университетов 19
1.3 Зарубежный опыт позиционирования университетов в региональной
экономической системе 29
2. Анализ влияния федеральных университетов на социально-экономическое
развитие регионов Российской Федерации 40
2.1 Позиционирование федеральных университетов в мировом образовательном
пространстве 40
2.2 Оценка влияния федеральных университетов на социально-экономическое
развитие регионов Российской Федерации 56
3. Перспективы совершенствования деятельности федеральных университетов
для обеспечения социально-экономического развития регионов 80
3.1 Проблемы функционирования федеральных университетов и их влияния на
развитие регионов 80
3.2 Направления совершенствования деятельности федеральных
университетов 88
Заключение 93
Список использованных источников 98
Приложение
1. Теоретические основы изучения федеральных университетов в Российской
Федерации 7
1.1 Федеральные университеты и их роль в системе высшего образования 7
1.2 Нормативно-правовые и организационно-экономические механизмы
регулирования деятельности федеральных университетов 19
1.3 Зарубежный опыт позиционирования университетов в региональной
экономической системе 29
2. Анализ влияния федеральных университетов на социально-экономическое
развитие регионов Российской Федерации 40
2.1 Позиционирование федеральных университетов в мировом образовательном
пространстве 40
2.2 Оценка влияния федеральных университетов на социально-экономическое
развитие регионов Российской Федерации 56
3. Перспективы совершенствования деятельности федеральных университетов
для обеспечения социально-экономического развития регионов 80
3.1 Проблемы функционирования федеральных университетов и их влияния на
развитие регионов 80
3.2 Направления совершенствования деятельности федеральных
университетов 88
Заключение 93
Список использованных источников 98
Приложение
Федеральные университеты являются центрами науки и образования, которые не только осуществляют подготовку профессиональных кадров, но и, взаимодействуя с регионами и округами, влияют на их развитие.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что высшие учебные заведения, формируя профессиональных и конкурентоспособных специалистов, создают основу для развития региона. Вузы страны фокусируют свою направленность не только на формировании человеческого потенциала, но и на улучшение социальноэкономического положения субъекта, в котором они находятся.
Осуществляется это за счет совершенствования результатов деятельности федеральных университетов, которые отражаются на показателях региона. Непосредственно практическая значимость изучения данной темы заключается в отборе наиболее важных параметров университетов, упор на которые позволит оказать положительное воздействие на субъект Российской Федерации и способствовать развитию территории. Предлагаемые, по итогу исследования, направления совершенствования деятельности федеральных вузов позволят исключить существующие недостатки системы образования и перейти к этапу интеграции в международное образовательное пространство.
Целью данной работы являлось исследование федеральных университетов как центров социально-экономического развития регионов и разработка рекомендаций по стимулированию деятельности вузов. В качестве субъектов Российской Федерации исследовались Республика Татарстан, Красноярский край, Ростовская область, Республика Саха и Архангельская область.
Для достижения указанной цели ставились следующие задачи:
• Изучить федеральные университеты и определить их роль в системе высшего образования;
• Рассмотреть нормативно-правовые и организационноэкономические механизмы регулирования деятельности федеральных университетов;
• Изучить зарубежный опыт позиционирования университетов в региональной экономической системе;
• Исследовать позиции федеральных университетов в мировом образовательном пространстве;
• Оценить влияние федеральных университетов на социальноэкономическое развитие регионов Российской Федерации;
• Определить проблемы функционирования федеральных университетов и их влияния на развитие регионов;
• Предложить направления совершенствования деятельности федеральных университетов.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являлись следующие федеральные университеты: Казанский федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет, Северо-восточный федеральный университет и Северный (Арктический) федеральный университет. Предмет работы - управленческие отношения, складывающиеся в процессе управления федеральными университетами и их регионами. Деятельность вузов рассматривалась в период с 2010 по 2017 гг. и составлялся прогноз на 2018 год.
При написании данной работы применялись общетеоретические методы, к которым относятся классификация, анализ и синтез, индукция и дедукция, а также практические методы, а именно сравнение и сопоставление. Непосредственно исследование проводилось на основе эконометрического расчета парной регрессии и построения уравнения для прогнозирования изменения показателей.
Теоретические основы изучения влияние федеральных университетов на социально-экономическое развитие регионов рассматривались многими авторами, в частности Аржановой И.В., Воровым А.Б., Жураковским В.М., Потаповой О.А., по мнению которых создание сети университетов такого типа обусловило значительный вклад в инновационное развитие экономики. Константинова А.В. в своей статье обозначила основу формирования взаимодействия федеральных вузов с государственными органами власти для повышения результативности деятельности университетов и развития регионов.
В ходе написание курсовой работы использовались следующие нормативно-правовые акты:
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный Закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
• Указ Президента РФ от 7 мая 2008 г. №716 «О федеральных университетах»;
• Распоряжения Правительства о создании федеральных университетов.
Также в качестве информационной базы работы были использованы отчеты о самообследовании федеральных университетов, отчеты Программ развития университетов, периодические издания, интернет-ресурсы, данные федеральной службы государственной статистики.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой три части, первая из которых включает в себя три параграфа, вторая и третья содержат два параграфа. Также составляющими данной работы являются введение и заключение. В конце работы представлены приложения.
В первой части раскрываются теоретические основы изучения федеральных университетов в Российской Федерации. Рассматриваются предпосылки создания и становление федеральных вузов, их специфика, особенности и отличия от других типов высших учебных заведений, миссия и цели. Также изучается нормативно-правовая и организационная база,
регулирующая и регламентирующая деятельность федеральных университетов.
Во второй части описываются результаты анализа влияния федеральных университетов на социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации. В частности исследуется зависимость приоритетных направлений вузов и регионов, в которых они расположены. Изучаются международные рейтинги университетов и позиции федеральных вузов в них. Посредством проведения эконометрического расчета парной регрессии определяются факторы деятельности университетов, имеющих сильную связь с индикаторами соответствующих регионов, строятся уравнения регрессии, на основе которых делается прогноз ожидаемого изменения показателей субъекта Российской Федерации.
В третьей части рассматриваются перспективы совершенствования деятельности федеральных университетов для обеспечения социальноэкономического развития регионов на основе выявленных проблем.
Проведение данного исследования представляет собой качественное изучение влияния деятельности федеральных университетов на социальноэкономическое развитие регионов, основанное на использовании официальных данных и применении прикладных методов оценки. Полученные результаты и предложенные рекомендации представляют практическую значимость и могут быть учтены в процессе совершенствования образовательной системы.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что высшие учебные заведения, формируя профессиональных и конкурентоспособных специалистов, создают основу для развития региона. Вузы страны фокусируют свою направленность не только на формировании человеческого потенциала, но и на улучшение социальноэкономического положения субъекта, в котором они находятся.
Осуществляется это за счет совершенствования результатов деятельности федеральных университетов, которые отражаются на показателях региона. Непосредственно практическая значимость изучения данной темы заключается в отборе наиболее важных параметров университетов, упор на которые позволит оказать положительное воздействие на субъект Российской Федерации и способствовать развитию территории. Предлагаемые, по итогу исследования, направления совершенствования деятельности федеральных вузов позволят исключить существующие недостатки системы образования и перейти к этапу интеграции в международное образовательное пространство.
Целью данной работы являлось исследование федеральных университетов как центров социально-экономического развития регионов и разработка рекомендаций по стимулированию деятельности вузов. В качестве субъектов Российской Федерации исследовались Республика Татарстан, Красноярский край, Ростовская область, Республика Саха и Архангельская область.
Для достижения указанной цели ставились следующие задачи:
• Изучить федеральные университеты и определить их роль в системе высшего образования;
• Рассмотреть нормативно-правовые и организационноэкономические механизмы регулирования деятельности федеральных университетов;
• Изучить зарубежный опыт позиционирования университетов в региональной экономической системе;
• Исследовать позиции федеральных университетов в мировом образовательном пространстве;
• Оценить влияние федеральных университетов на социальноэкономическое развитие регионов Российской Федерации;
• Определить проблемы функционирования федеральных университетов и их влияния на развитие регионов;
• Предложить направления совершенствования деятельности федеральных университетов.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являлись следующие федеральные университеты: Казанский федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет, Северо-восточный федеральный университет и Северный (Арктический) федеральный университет. Предмет работы - управленческие отношения, складывающиеся в процессе управления федеральными университетами и их регионами. Деятельность вузов рассматривалась в период с 2010 по 2017 гг. и составлялся прогноз на 2018 год.
При написании данной работы применялись общетеоретические методы, к которым относятся классификация, анализ и синтез, индукция и дедукция, а также практические методы, а именно сравнение и сопоставление. Непосредственно исследование проводилось на основе эконометрического расчета парной регрессии и построения уравнения для прогнозирования изменения показателей.
Теоретические основы изучения влияние федеральных университетов на социально-экономическое развитие регионов рассматривались многими авторами, в частности Аржановой И.В., Воровым А.Б., Жураковским В.М., Потаповой О.А., по мнению которых создание сети университетов такого типа обусловило значительный вклад в инновационное развитие экономики. Константинова А.В. в своей статье обозначила основу формирования взаимодействия федеральных вузов с государственными органами власти для повышения результативности деятельности университетов и развития регионов.
В ходе написание курсовой работы использовались следующие нормативно-правовые акты:
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный Закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
• Указ Президента РФ от 7 мая 2008 г. №716 «О федеральных университетах»;
• Распоряжения Правительства о создании федеральных университетов.
Также в качестве информационной базы работы были использованы отчеты о самообследовании федеральных университетов, отчеты Программ развития университетов, периодические издания, интернет-ресурсы, данные федеральной службы государственной статистики.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой три части, первая из которых включает в себя три параграфа, вторая и третья содержат два параграфа. Также составляющими данной работы являются введение и заключение. В конце работы представлены приложения.
В первой части раскрываются теоретические основы изучения федеральных университетов в Российской Федерации. Рассматриваются предпосылки создания и становление федеральных вузов, их специфика, особенности и отличия от других типов высших учебных заведений, миссия и цели. Также изучается нормативно-правовая и организационная база,
регулирующая и регламентирующая деятельность федеральных университетов.
Во второй части описываются результаты анализа влияния федеральных университетов на социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации. В частности исследуется зависимость приоритетных направлений вузов и регионов, в которых они расположены. Изучаются международные рейтинги университетов и позиции федеральных вузов в них. Посредством проведения эконометрического расчета парной регрессии определяются факторы деятельности университетов, имеющих сильную связь с индикаторами соответствующих регионов, строятся уравнения регрессии, на основе которых делается прогноз ожидаемого изменения показателей субъекта Российской Федерации.
В третьей части рассматриваются перспективы совершенствования деятельности федеральных университетов для обеспечения социальноэкономического развития регионов на основе выявленных проблем.
Проведение данного исследования представляет собой качественное изучение влияния деятельности федеральных университетов на социальноэкономическое развитие регионов, основанное на использовании официальных данных и применении прикладных методов оценки. Полученные результаты и предложенные рекомендации представляют практическую значимость и могут быть учтены в процессе совершенствования образовательной системы.
Современная система образования трансформирует традиционное понимание предназначения высших образовательных учреждений. Созданные в 2006 году первые федеральные университеты стали отправной точкой начала реформирования образовательной системы. В задачи федеральных вузов не только стало входить обучение и подготовка профессиональных специалистов, в которых заинтересован рынок труда, но и развитие науки, формирование исследовательской базы, становление инновационного производства через взаимодействие с субъектами рыночной экономики, промышленным сектором, интеграцию и взаимодействие с зарубежными научными школами. Осуществляя весь названный набор задач, федеральные вузы стали субъектами экономики, оказывающими влияние на регион. Их распределение по территории страны связано с выгодным территориальным расположением каждого из федеральных округов, их стратегической важностью для страны и в целях максимального охвата территории Российской Федерации для стимулирования равномерного регионального развития. В частности именно влияние федеральных университетов на социально-экономическое развитие регионов и рассматривалось в рамках представленной выпускной квалификационной работы.
В подготовительной части работы была поставлена цель, которая заключалась в исследовании федеральных университетов как центров социально-экономического развития регионов и разработке рекомендаций по стимулированию деятельности вузов.
Для теоретического изучения предназначения федеральных университетов были изучены предпосылки для их создания, процесс формирования, основная цель и миссия федеральных вузов, а также их специфику и отличия от других типов университетов. Особенностью федеральных университетов было определено то, что они представляют собой интегрированные образовательные учреждения, объединенные по региональному и отраслевому признакам, создаваемые для укрепления конкурентоспособности всех регионов страны, в том числе в области науки и образования. Также были рассмотрены нормативно-правовые и организационные акты, регулирующие и регламентирующие деятельность университетов, в том числе и локальные акты, обеспечивающие функционирование внутренней среды высших учебных заведений. В процессе изучения международного опыта позиционирования университетов в региональной экономической системе были изучены зарубежные статьи, описывающие специфику функционирования вузов других стран. Было определено, что за рубежом университеты являются полноправными участниками экономических отношений, получающими прибыль от создания каких-либо продуктов, принимая активное участие в развитии отрасли промышленности, взаимодействуя с различными предприятиями и компаниями, являющимися потребителями производимого интеллектуального труда. Это является отличительной чертой российского образования, которое только находится на этапе трансформации.
В настоящее время, в соответствии с результатами, полученными в ходе выполнения работы, федеральные университеты активно реализуют поставленную перед ними цель повышения конкурентоспособности регионов за счет укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Это подтверждается исследованием приоритетных направлений деятельности вузов и развитых отраслей региона. Каждый из рассмотренных университетов ориентируется на имеющиеся на территории субъекта ресурсы и разрабатывает перспективные методы их использования для формирования конкурентоспособности субъекта.
Непосредственно конкурентоспособными федеральные университеты должны быть не только в рамках страны, но и за рубежом. Для совершенствования такого показателя Министерством образования и науки России был разработан Проект 5-100, предполагающий повышение престижности российского высшего образования и попадание пяти университетов в сотню лучших вузов мира по мнению авторитетных международных рейтингов. Исследование показало, что в рейтинге THE Times Higher представлено четыре федеральных университета: Казанский, Уральский, Южный и Сибирский, наилучшая позиция в котором в 2017/18 году была закреплена за КФУ - 401-500. В рейтинге QS, за исключением названных, в ранжирование включен Дальневосточный университет; наивысшую строчку занял Уральский вуз - 412, а из исследуемых в рамках данной работы Казанский федеральный университет - 439 место. Стоит отметить, что в рассмотренном шанхайском рейтинге ARWU ни один из федеральных вузов не представлен. Таким образом, процесс попадания в сотню лучших затрудняется, несмотря на имеющуюся положительную тенденцию улучшения высшими учебными заведениями своих позиций. Среди всех вузов изучаемого типа, признанным, согласно Национальному рейтингу, является Казанский федеральный университет, занимающий 12 строчку в топе; аутсайдером данного ранжирования представлен Крымский университет, из рассмотренных в выпускной квалификационной работе - Северный (Арктический) вуз.
Кроме стандартных обобщенных рейтингов, исследовались предметные, соответствующих рейтинговых агентств. Оказалось, что позиции федеральных университетов по областям науки значительно выше обобщенных интегральных значений. В рейтинге THE представлен только Казанский вуз, в котором наиболее успешным является направление «Экономика и бизнес». В QS рейтинге исследуются как КФУ, так и УрФУ, первый из которых занимает наилучшие позиции в области лингвистики, второй - математики. В изученных российских рейтингах конкурируют между собой также два обозначенных университета.
Позиции федеральных университетов обусловлены реализуемой ими деятельностью, которая не только оказывает влияние на учитываемые при ранжировании параметры, но и на региональное развитие. Чтобы доказать это была выдвинута гипотеза, согласно которой «Федеральные университеты оказывают сильное влияние на социально-экономическое развитие региона, в котором они находятся». Для определения воздействия деятельности вузов на субъект, были отобраны зависимые параметры - индикаторы регионального развития, и независимые - показатели деятельности федеральных университетов. С использованием расчета парной регрессии было определено, что результаты деятельности университетов имеют сильную связь во всех регионах с ВРП и средней заработной платой. В частности в Республике Татарстан проявилась полиноминальная зависимость, при которой сильная связь между валовым продуктом наблюдается с показателями доходов и объемов от научно-исследовательских работ, а между заработной платой - с объемом НИР, доходами от внебюджетной деятельности и числом малых инновационных предприятий. В Красноярском крае аналогично предыдущему региону сильнее проявилась полиноминальная зависимость ВРП и средней заработной платой с численностью обучающихся и объемом НИР. В Ростовской области с региональными индикаторами имеют высокую связь численность аспирантов и объем научно-исследовательских работ, а также на ВРП - доходы от НИОКР, на заработную плату - МИП, выраженную зависимостью полиноминального типа. Для Архангельской области связь имеется для ВРП и средней заработной платой между факторами числа аспирантов, количества патентов и объема НИР. Исключительным является Республика Саха, в которой сильнее других с валовым продуктом показала себя экспоненциальная связь с параметрами числа аспирантов, патентов и разработок; со средней заработной платой - количество патентов, разработок и инновационных предприятий. Таким образом, гипотеза была подтверждена, а с использованием ожидаемых значений показателей сильной связи был построен прогноз изменения региональных показателей на 2018 год.
По итогу проделанной работы были сформулированы проблемы, в частности к ним относятся: дифференциация темпов развития федеральных университетов, необъективность критериев оценивания вузов в рейтингах, простота методик и отобранных индикаторов оценивания результативности университетов, низкое количество действующих малых инновационных предприятий и др. Для совершенствования недостатков были предложены рекомендации, основанные на заимствовании опыта наиболее успешных университетов, пересмотр и дополнение индикаторов оценки в рейтингах, интеграция в мировое научное сообщество, развитие международного сотрудничества и взаимодействия.
Таким образом, были достигнуты цели и задачи, поставленные в части введения, сделан вывод на основании приведенных статистических данных и данных из отчетов университетов, выявлены проблемы и предложены рекомендации.
Реализуя основную цель федеральных университетов - повышение конкурентоспособности региона и округа и развивая направления деятельности вузов, будет обеспечиваться положительное влияние на социально-экономическое развитие регионов.
В подготовительной части работы была поставлена цель, которая заключалась в исследовании федеральных университетов как центров социально-экономического развития регионов и разработке рекомендаций по стимулированию деятельности вузов.
Для теоретического изучения предназначения федеральных университетов были изучены предпосылки для их создания, процесс формирования, основная цель и миссия федеральных вузов, а также их специфику и отличия от других типов университетов. Особенностью федеральных университетов было определено то, что они представляют собой интегрированные образовательные учреждения, объединенные по региональному и отраслевому признакам, создаваемые для укрепления конкурентоспособности всех регионов страны, в том числе в области науки и образования. Также были рассмотрены нормативно-правовые и организационные акты, регулирующие и регламентирующие деятельность университетов, в том числе и локальные акты, обеспечивающие функционирование внутренней среды высших учебных заведений. В процессе изучения международного опыта позиционирования университетов в региональной экономической системе были изучены зарубежные статьи, описывающие специфику функционирования вузов других стран. Было определено, что за рубежом университеты являются полноправными участниками экономических отношений, получающими прибыль от создания каких-либо продуктов, принимая активное участие в развитии отрасли промышленности, взаимодействуя с различными предприятиями и компаниями, являющимися потребителями производимого интеллектуального труда. Это является отличительной чертой российского образования, которое только находится на этапе трансформации.
В настоящее время, в соответствии с результатами, полученными в ходе выполнения работы, федеральные университеты активно реализуют поставленную перед ними цель повышения конкурентоспособности регионов за счет укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Это подтверждается исследованием приоритетных направлений деятельности вузов и развитых отраслей региона. Каждый из рассмотренных университетов ориентируется на имеющиеся на территории субъекта ресурсы и разрабатывает перспективные методы их использования для формирования конкурентоспособности субъекта.
Непосредственно конкурентоспособными федеральные университеты должны быть не только в рамках страны, но и за рубежом. Для совершенствования такого показателя Министерством образования и науки России был разработан Проект 5-100, предполагающий повышение престижности российского высшего образования и попадание пяти университетов в сотню лучших вузов мира по мнению авторитетных международных рейтингов. Исследование показало, что в рейтинге THE Times Higher представлено четыре федеральных университета: Казанский, Уральский, Южный и Сибирский, наилучшая позиция в котором в 2017/18 году была закреплена за КФУ - 401-500. В рейтинге QS, за исключением названных, в ранжирование включен Дальневосточный университет; наивысшую строчку занял Уральский вуз - 412, а из исследуемых в рамках данной работы Казанский федеральный университет - 439 место. Стоит отметить, что в рассмотренном шанхайском рейтинге ARWU ни один из федеральных вузов не представлен. Таким образом, процесс попадания в сотню лучших затрудняется, несмотря на имеющуюся положительную тенденцию улучшения высшими учебными заведениями своих позиций. Среди всех вузов изучаемого типа, признанным, согласно Национальному рейтингу, является Казанский федеральный университет, занимающий 12 строчку в топе; аутсайдером данного ранжирования представлен Крымский университет, из рассмотренных в выпускной квалификационной работе - Северный (Арктический) вуз.
Кроме стандартных обобщенных рейтингов, исследовались предметные, соответствующих рейтинговых агентств. Оказалось, что позиции федеральных университетов по областям науки значительно выше обобщенных интегральных значений. В рейтинге THE представлен только Казанский вуз, в котором наиболее успешным является направление «Экономика и бизнес». В QS рейтинге исследуются как КФУ, так и УрФУ, первый из которых занимает наилучшие позиции в области лингвистики, второй - математики. В изученных российских рейтингах конкурируют между собой также два обозначенных университета.
Позиции федеральных университетов обусловлены реализуемой ими деятельностью, которая не только оказывает влияние на учитываемые при ранжировании параметры, но и на региональное развитие. Чтобы доказать это была выдвинута гипотеза, согласно которой «Федеральные университеты оказывают сильное влияние на социально-экономическое развитие региона, в котором они находятся». Для определения воздействия деятельности вузов на субъект, были отобраны зависимые параметры - индикаторы регионального развития, и независимые - показатели деятельности федеральных университетов. С использованием расчета парной регрессии было определено, что результаты деятельности университетов имеют сильную связь во всех регионах с ВРП и средней заработной платой. В частности в Республике Татарстан проявилась полиноминальная зависимость, при которой сильная связь между валовым продуктом наблюдается с показателями доходов и объемов от научно-исследовательских работ, а между заработной платой - с объемом НИР, доходами от внебюджетной деятельности и числом малых инновационных предприятий. В Красноярском крае аналогично предыдущему региону сильнее проявилась полиноминальная зависимость ВРП и средней заработной платой с численностью обучающихся и объемом НИР. В Ростовской области с региональными индикаторами имеют высокую связь численность аспирантов и объем научно-исследовательских работ, а также на ВРП - доходы от НИОКР, на заработную плату - МИП, выраженную зависимостью полиноминального типа. Для Архангельской области связь имеется для ВРП и средней заработной платой между факторами числа аспирантов, количества патентов и объема НИР. Исключительным является Республика Саха, в которой сильнее других с валовым продуктом показала себя экспоненциальная связь с параметрами числа аспирантов, патентов и разработок; со средней заработной платой - количество патентов, разработок и инновационных предприятий. Таким образом, гипотеза была подтверждена, а с использованием ожидаемых значений показателей сильной связи был построен прогноз изменения региональных показателей на 2018 год.
По итогу проделанной работы были сформулированы проблемы, в частности к ним относятся: дифференциация темпов развития федеральных университетов, необъективность критериев оценивания вузов в рейтингах, простота методик и отобранных индикаторов оценивания результативности университетов, низкое количество действующих малых инновационных предприятий и др. Для совершенствования недостатков были предложены рекомендации, основанные на заимствовании опыта наиболее успешных университетов, пересмотр и дополнение индикаторов оценки в рейтингах, интеграция в мировое научное сообщество, развитие международного сотрудничества и взаимодействия.
Таким образом, были достигнуты цели и задачи, поставленные в части введения, сделан вывод на основании приведенных статистических данных и данных из отчетов университетов, выявлены проблемы и предложены рекомендации.
Реализуя основную цель федеральных университетов - повышение конкурентоспособности региона и округа и развивая направления деятельности вузов, будет обеспечиваться положительное влияние на социально-экономическое развитие регионов.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ НА СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Оценка влияния уровня налогообложения малого бизнеса на социально-экономическое развитие экономики и доходы бюджета Томской области
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2017 - Преодоление дифференциации социально-экономического развития регионов России (Региональная экономика и управление, Московский технологический институт)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - Роль органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона (Российский новый университет (РосНОУ))
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - Географическая структура местного самоуправления в России как фактор социально-экономического развития
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021



