Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Моделирование и оптимизация бизнес-процессов как фактор развития промышленного предприятия

Работа №29739

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы127
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы моделирования и оптимизации бизнес-процессов 7
1.1. Основные понятия и определения бизнес-процессов 7
1.2. Классификация бизнес-процессов на производственном предприятии 12
1.3. Нотации моделирования бизнес-процессов 15
2. Анализ хозяйственной деятельности АО "ПОЗиС" и его бизнес-процессов 34
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2. Выбор бизнес-процесса для оптимизации 50
3. Оптимизация бизнес-процессов на АО "ПОЗиС" 61
3.1. Рекомендации по оптимизации бизнес-процесса 61
3.2. Внедрение и реализация мероприятий по оптимизации бизнес-процесса 68
Заключение 76
Список использованных источников 81
Приложения


21 век начался с различных финансовых и экономических потрясений, вызванных недееспособностью экономический моделей, принятых еще в прошлом столетии. Непостоянство внешней среды, выраженное в экономических кризисах, экологических катастрофах, изменений в законодательстве, колебаний курсов валют, приводит к развитию жесткой конкуренции. Крупные игроки рынка постоянно находятся в поиске различных способов монополизации рынка. Иногда уже сформированные бизнес-модели вытесняются новыми проектами.
Борьба за материальные ресурсы в прошлом столетии сменяется борьбой за интеллектуальный капитал и оперативную информацию. Наиболее важной проблемой для современных предприятий и организаций является поиск квалифицированных управленцев. От них требуется грамотная организация деятельности организации, что в будущем сможет вывести её на новый уровень. Таким образом изменяются, принятые в 20 веке подходы к управлению. Разделение труда по функциям, при раннее сформированной организационной структуре, сменяется на процессный подход к управлению, который основан на стратегических целях организации. Введение использования процессного подхода к управлению предполагает выделение бизнес-процессов.
Функциональное управление оказалось неэффективным для современных организаций. Процессный подход к управлению, в свою очередь, предполагает своевременное реагирование на изменения как внешней среды организации, так и внутренней. Благодаря наглядному представлению бизнес-процессов в графическом виде и их описанию появляется возможность своевременного выявления "узких мест" процесса, за счет чего можно предпринять меры по значительному сокращению времени на его выполнение и отведенному на принятие решений.
Актуализируется проблема сокращения упущенной выгоды промышленных предприятий, связанной с уменьшением времени реагирования на заказ, что требует разработки новых подходов к управлению процессом выполнения заказов. В этой связи развитие научных исследований по проблемам организации управления заказами предприятий, взаимодействия поставщиков и потребителей на принципах логистики является необходимым этапом решения сложных экономических задач, что во многом определяет актуальность темы исследования, требует разработки теоретических основ и практических рекомендаций по управлению заказами в логистических процессах с учетом особенностей деятельности предприятий.
На сегодняшний день в России тяжело найти предприятия, полностью ориентированные на процессное управление. Главной задачей современного менеджмента выступает поиск решений по безболезненному переходу от функционального управления к процессному.
В случае, если в организации уже используется процессный подход к управлению, то имеет место оптимизация бизнес-процессов. Оптимизация бизнес-процессов создает предпосылки для эффективного применения инновационных технологий менеджмента, маркетинга и информационных технологий. Такой механизм применим для любой сферы функционирования предприятия.
Исследование бизнес-процессов позволяет провести всесторонний анализ, взглянуть со всех точек зрения, увидеть то, что, возможно, не видят все работники предприятия, в том числе и руководство.
Идея исследования, описания и оптимизации бизнес-процессов является сигналом к тому, что для современного руководителя и всех работников предприятия необходимо четкое видение всей деятельности и, главное, ее конечного результата.
Что дает процессный подход в управлении? Он позволяет серьезным образом повысить конкурентоспособность и гибкость предприятия, сделать его более адекватным к изменениям на рынке, принципиально улучшить качество продуктов и услуг. Он заставляет устранить фрагментарность в работе, организационные и информационные разрывы, дублирование функций, нерациональное использование материальных и людских ресурсов, а также значительно сократить операционные издержки.
Успешное внедрение процессного подхода — непростая задача. Здесь принципиально важно использовать профессиональные инструментальные средства, позволяющие описывать и анализировать бизнес-процессы, делать их более прозрачными и управляемыми. Практика внедрения процессного подхода показывает, что большинство компаний, начавших внедрение процессного управления, останавливаются на стадиях описания и автоматизации бизнеспроцессов. Но для полноценного внедрения процессного подхода требуется организовать цикл управления бизнес-процессами. В этом цикле: процессы должны быть структурированы, описаны и регламентированы; процессы необходимо реализовать в информационных системах; необходим контроль и анализ процессов: нужно контролировать точность их выполнения, рассчитывать значения показателей эффективности и соотносить их с плановыми значениями; процессы требуют регулярного совершенствования. Таким образом, для внедрения процессного управления важно не только описывать и автоматизировать бизнес-процессы, но и создавать инструменты их контроля и анализа, после чего на основании собранной информации переходить к полноценному их совершенствованию.
Таким образом, можно утверждать, что выбранная тема для выпускной квалификационной работы - моделирование и оптимизация бизнес-процессов как фактор развития промышленного предприятия является актуальной.
Объектом исследования дипломной работы является ведущее машиностроительное предприятие России, единственный в ГК "Ростех" и Республике Татарстан производитель крупной бытовой техники и высокотехнологичного медицинского холодильного оборудования Акционерное общество "Производственное объединение "Завод имени Серго" ( сокращенное наименование на русском языке - АО "ПОЗиС" ).
Предметом исследования является описание, рассмотрение основных характеристик и особенностей построения бизнес-процессов на АО "ПОЗиС".
Целью моей дипломной работы является описание и разработка мероприятий по оптимизации бизнес-процессов на АО "ПОЗиС".
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) определить особенности организационно-экономической характеристики предприятия;
б) проанализировать технико-экономические показатели деятельности предприятия;
в) выбрать и описать бизнес-процесс;
г) составить рекомендации по его оптимизации;
д) описать оптимизированный бизнес-процесс.
Структура дипломной работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы.
В данной дипломной работе используются следующие методы: общенаучные, а именно анализ и синтез; специальные ( системно-структурные и экономико-статистические).
Эмпирической базой написания работы являются законодательные и нормативные документы по вопросам описания бизнес-процессов, труды отечественных и зарубежных авторов по теме работы, материалы периодической печати, информационно-аналитические обзоры, материалы собственных исследований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях рыночных отношений успешность функционирования предприятия напрямую зависит не только от существующих на нем технологий управления производственно-хозяйственной деятельностью, но и от эффективного управления товарно-материальными потоками с момента закупки материальных ресурсов до поставки готовой продукции потребителю.
В развивающейся рыночной среде современные подходы к управлению материальными потоками дают возможность оптимизировать процессы товародвижения от материального обеспечения до сбыта готовой продукции.
Для выявления "узких мест" в управлении материальными потоками имеет место применение процессного подхода к управлению. "Узкие места" можно охарактеризовать как наиболее "неустойчивые" ситуации, возникающие в ходе функционирования бизнес-процесса. "Неустойчивость" выражается в возможных потерях информации и ее неверной трактовке. "Неустойчивость" также может возникнуть в следствие слишком большого количества владельцев процесса, а также исходящей и входящей информации. Для устранения так называемых "узких мест" в организации проводится разработка инструкции, специальных документов и регламентов.
Организации, находясь в постоянной конкуренции, вынуждены молниеносно реагировать на изменения рыночной среды, а также принимать верные решения. Благодаря чему успешные предприятия осваивают инновационные подходы к управлению. Для обозначения объектов моделирования управления используется термин "бизнес-процесс". Использование методик моделирования и описания бизнес-процессов на предприятии является одним из наиболее эффективных инструментов по повышению результативности бизнеса. Благодаря применению информационных технологий в рамках моделирования бизнес-процессов значительно повысилась производительность труда и качество услуг в таких областях как, к примеру, логистика и бухгалтерия.
Современные менеджеры склонны утверждать, что основные резервы по повышению эффективности бизнеса лежат в области оптимизации бизнес - процессов. Так, на АО "ПОЗиС" также используется процессный подход к управлению. В целях повышения эффективности уже существующих и описанных бизнес-процессов проводятся мероприятия по выявлению "узких мест", а далее на основе этих мероприятий появляется возможность оптимизации бизнес процессов и внедрение мер по исключению "узких мест" в них.
В первом разделе дипломной работы были рассмотрены теоретические основы моделирования и оптимизации бизнес-процессов, а том числе были рассмотрены основные понятия и определения бизнес-процессов, а также была приведена их классификация на производственном предприятии, нотации моделирования бизнес-процессов.
Во втором разделе был проведен анализ хозяйственной деятельности АО "ПОЗиС" и его бизнес-процессов, а именно была изучена организационноэкономическая характеристика предприятия: был проведен анализ технико- экономических показателей деятельности АО "ПОЗиС" и был выбран бизнес - процесс для последующего описания и оптимизации.
По итогам второй главы можно сделать следующие выводы. АО "ПОЗиС" имеет линейно-функциональную организационную структуру аппарата управления, где вся полнота власти сосредоточена в руках линейного руководителя в лице генерального директора. В его подчинении находятся заместители по каждому функциональному направлению.
Проведенный во второй главе экономический анализ показал, что за 20152017 годы АО "ПОЗиС" имеет положительную динамику практически по всем анализируемым показателям. Так, рентабельность производства в 2017 году увеличилась на 1,0992, причиной ее увеличения может быть повышение качества продукции. Рентабельность продаж продукции основного назначения также возросла с 13,7% в 2016 году до 18,2% в 2017 году. Увеличение рентабельности активов связано с увеличением чистой прибыли. Анализ ликвидности баланса показал, что все неравенства ликвидности выполняются, таким образом баланс предприятия является абсолютно ликвидным. Так как ликвидность не является основной целью функционирования предприятия, на практике встречаются разные комбинации неравенств ликвидности. Из -за чего следовало также оценить ликвидность баланса по коэффициентам. Анализ платежеспособности АО "ПОЗиС" показал, что у предприятия имеется большой объем денежных средств, не участвующих в производственно -экономическом процессе. Высокое значение коэффициента промежуточной ликвидности свидетельствует о высокой платежеспособности АО "ПОЗиС". Также следует отметить, что данное предприятие способно покрыть долгосрочные и краткосрочные обязательства.
Для описания и дальнейшей оптимизации был выбран бизнес-процесс "Работа склада комплектующих". Для подробного ознакомления с ним была изучена планировка склада на каждом из трех этажей.
Моделирование логистического бизнес-процесса в состояниях "как есть" и "будущее состояние" проводилось в графическом редакторе Microsoft Visio при использовании шаблонов моделей наиболее распространенных нотаций моделирования бизнес-процессов. Описание графических моделей бизнес - процессов проводилось также словесно.
В ходе описания бизнес-процесса в состоянии "как есть" и анализе планировки склада были выявлены "узкие места" работы склада, о которых рассказывается в третьей главе.
Был проведен анализ работы склада на 14 стандартных принципов логистики. Из 14 требуемых пункта на складе выполняется лишь 3, что составляет 21,4% из требуемых 100%. Среди положительных моментов следует отметить, что на АО "ПОЗиС" структура завода ориентирована на производство и логистику, а именно имеются короткие маршруты поставки,сокращение транспортировки и движение транспорта по заводу; на складе организована подходящая тара для комплектующих; на складе малогабаритная тара хранится на полках с роликами, а крупногабаритная на тележках.
Среди наиболее проблемных мест текущего состояния работы склада можно выделить: отсутствие зоны приемки и выдачи ТМЦ на склад; отсутствие изолятора брака и некорректный учет бракованных ТМЦ; недостаточное количество стеллажей для хранения гофрокоробов, меди, ПКИ (3 этаж); отсутствие стандартизации работы склада; отсутствие косметического ремонта (освещение, ПОС).
Для решения данных проблем предполагается организация закупки дополнительного стеллажа для гофрокартона, закупка стеллажей для склада меди, приобретение поломоечной машины и пылесоса . Также предполагается провести следующие мероприятия:
а) ремонтно-монтажные работы третьего этажа склада (косметический ремонт, освещение и т.д.);
б) подбор и приобретение оборудования склада (стеллажи,
поломоечная машина, грузоподъемные механизмы, пылесос и тд.);
в) размещение комплектующих ХП на стеллажах согласно схем складирования;
г) определить и организовать зоны приемки и выгрузки;
д) визуализация зон хранения, приемо-выдачи, карантина;
е) стандартизация процесса работы склада;
ж) внедрение системы штрих-кодирования.
В бизнес-процессе "А-1" следует отказаться от дежурных кладовщиц, из- за чего ТС с грузом будут прибыть только с 7:20 до 16:00, если ТС прибудут в ночное время, то будут ждать до 7:20. Процесс отгрузки ТМЦ требует определения места приема и передачи ТМЦ. Процесс получение сопроводительных документов будет оптимизирован посредством внедрения системы штрих-кодирования. Также будет определено и организовано постоянное место хранения ТМЦ согласно минимуму и максимуму.
Бизнес-процесс "А-2" будет оптимизирован внедрением штрих- кодирования. Ввод данных в систему Галактика станет менее трудоемким благодаря частичному облегчению с переводов на штрих-кодирование.
Для проведения оптимизации бизнес-процесса "А-3" необходимо регламентировать время подачи заявок и отгрузки ТМЦ в подразделения, также следует организовать процесс выдачи и отгрузки согласно описанию будущего состояния работы склада.
В бизнес - процессе "Получение брака" необходимо регламентировать время приемка бракованных ТМЦ с подразделений, а также организовать место хранения брака для последующей транспортировки.
Бизнес-процессы "А-5" и "А-6" останутся без изменений.
После составления модели оптимизированного бизнес процесса "работа склада комплектующих" было предложено составление регламента, устанавливающего порядок реализации бизнес-процесса.
Благодаря проведенной оптимизации бизнес-процессов работы склада комплектующих, удалось снизить трудовые и материальные затраты. Также был получен дополнительный экономический эффект благодаря снижению использования энергоресурсов и отключения отопления на неиспользуемых площадях, который составил 3,877 млн. рублей.



1. Госстандарт. ГОСТ Р ИСО 9001-96. Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. - М.: ИПК «Издательство стандартов», 1997.
Учебники, учебные пособия и материалы
2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / В. И. Стражев, Л. А. Богдановская, О. Ф. Мигун и др.; под общ. ред. В. И. Стражева. -
5- е изд., перераб. и доп. - Мн.: Высш. шк., 2013. - 480 с.
3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие; под общ. ред. Л. Л. Ермолович. - Мн.: Интерпресссервис; Экоперспектива, 2011. - 576 с.
4. Анализ хозяйственной деятельности: курс лекций. Часть II / В. И. Герасимова, Г. Л. Харевич. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015. - 380с.
5. Бауэрсокс, Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок / Д.Бауэрсокс, Д. Клосс. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес»,2010. -640 с.
6. Бахтизин, В. В., Глухова, Л. А. Технология разработки программного обеспечения : учеб, пособие. Минск : Б ГУ ИР, 2010.
7. Бобков, Л.В. Бизнес-планирование: учебник; под ред. проф. Т.Г. Попадюк, проф. В. Я. Горфинкеля. - М.: ИнФРА-М, 2013. - 296.с.
8. Варзунов, А.В., Торосян, Е. К. , Сажнева, Л.П. Анализ и управление бизнес-процессами: учебное пособие. - СПб: Университет ИТМО, 2016. - 112 с.
9. Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Эдвардс Деминг ; пер. с англ. - 5-е изд. - М.: Альпина Паблишер,2012. - 419 с.
10. Гаджинский, А.М. Логистика / А.М. Гаджинский. - М.: Дашков и К, 2012. - 484 с.
11. Гегфарова, И. Ю. Внедрение автоматизированных систем: практика и перспективы. —Нальчик: Изд. КБГУ, 2008. —34 с.
12. Грузинов, В. П. Экономика предприятия и предпринимательства. - М.: Сорт, 2014. - 290 с.
13. Дыбская, В.В. Управление складированием в цепях поставок. -М.: Альфа-Пресс, 2009. - 720с.
14. Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы. Регламентация и управление /В.Г. Елиферов, В. В. Репин. - М.: ИД "ИНФРА-М", 2009. - 320 с.
15. Елиферов, В. Г., Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М., 2008.
16. Зайцев, Н. Л. Экономика промышленности предприятия: учебник для ВУЗов. - 3-е изд. - перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 355 с.
17. Зиндер, Е. З. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг. Системы управления базами данных. - 1996. - № 1. - 55-67.
18. Ильин, А. И. Управление предприятием. - Мн.: Высшая школа, 2011. - 275 с.
19. Кожекин, Г. Я., Мисербиева, С. Г. Маркетинг предприятия: учебное пособие / Г. Я. Кожекин, С. Г. Мисербиева. - Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2014. - 240 с.
20. Модели и методы теории логистики: учебное пособие. 2-е изд. / под ред. В.С. Лукинского.- СПб: Питер.2008.-448 с.
21. Ойхман, Е.Г., Попов, Э. М. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 333.
22. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес- процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 544 с.
23. Рубцов, С. В. Уточнение понятия "бизнес-процесс" // Менеджмент в России и за рубежом / Рубцов С. В. - 2001. - No 6 с. 26 -33.
24. Фролова, Л. В. Формирование бизнес-модели предприятия Ф 91; учебник/ Л. В. Фролова, Е. С. Кравченко - К.: Центр учебной литературы, 2012. - 384 с.
25. Функциональное моделирование на базе стандарта IDEF0: метод.указания/ Д.Ю.Киселев, Ю.В. Киселев, А.В. Вавилин. - Самара: изд. СГАУ,2014.-20с.
26. Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе/ М. Хаммер, Д. Чампи. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 288 с.
27. Цуканова, О. А. Методология и инструментарий моделирования бизнес - процессов: учебное пособие-СПб.: Университет ИТМО, 2015. -100 с.
28. Шагеев, Р. М. Учебник для вузов. - 1-е изд., изм. - М.: Издательство Издательская группа - ИНФРА-М, 2014. - 572 с.
29. Шрайбфер, Д. Эффективное управление запасами. - М.: Альпинба Бизнес Букс, 2005. - 304 с.
30. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч.1: учебное пособие / А. С. Головачев. - Минск: высш. шк., 2012. - 447 с.
31. Экономика предприятия: учебное пособие / А. И. Ильин, В. И. Станкевич, Л. А. Лобан и др.; под общ. ред. А. И. Ильина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Новое знание, 2015. - 698 с.
32. Экономика предприятия: учебное пособие / Г. З. Суша. - М.: Новое издание, 2013. - 384 с.
33. Экономика предприятия: учебное пособие для студентов технических специальностей / И. М. Бабук. - Мн.: «ИВЦ Минфина», 2015. - 327 с.
34. Экономика труда: учебное пособие / Л. П. Владимирова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2012. - 300 с.
35. Davenport, T. H., Short J. E. The New Industrial Engineering: Information Technology and Business Process Redesign//Sloan Management Review, 1990, (Summer), 11-27.
36. ISO/IEC. Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем (ISO/IEC TR 15504-CMM). - М.: Книга и Бизнес, 2001. - 348.
37. Porter, M. E., Millar V. E. How Information Gives You Competitive Advantage/Harvard Business Review, 1985, 85, (July-August), 149-160.
38. TeleManagement Forum. Telecom Operations Map. Evaluation Version 2.1. - Morristown, NJ: TMForum, 2000a. — 82.
Электронные ресурсы
39. Инструментарий ARIS Методы Версия 8.1, 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.aris.com.
40. Материалы официального сайта групп компаний "современные технологии управления" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.businessstudio.ru/
41. Журнал о системах электронного документооборота (СЭД) . Крымская, Н. Управление бизнес-процессами и информацией предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ecm-journal.ru/
42. Официальный сайт АО «Производственное Объединение «Завод имени Серго» (POZIS) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pozis.ru/
43. Материалы официального сайта Проджектимо [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://projectimo.ru/biznes-processy/notaciya-epc.html
44. Материалы образовательной социальной сети KazEdu [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kazedu.kz/
45. Маклаков С. В. BPwin и ERwin: CASE-средства для разработки информационных систем. Электронный учебник [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.natahaus.ru/
46. Материалы официального сайта консалтинговой компании "Ключевые решения" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.krconsult.org/
47. Материалы официального сайта «Директор по персоналу» -практический журнал по управлению человеческими ресурсами [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.hr-director.ru/ocenka
48. Новостная лента Госкорпорации Ростех [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rostec.ru/news/4519337


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ