Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ТРАНСПОРТА С ПОМОЩЬЮ ВЕБ-ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №29720

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информатика

Объем работы152
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
626
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ 10
1.1 Основные понятия транспортной отрасли 10
1.2 Мировая транспортная система 11
1.3 Общественный транспорт России 14
1.4 Проблема школьного транспорта в мире 19
Выводы по главе 1 25
2 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 26
2.1 Задача коммивояжера 26
2.1.1 Формулировка задачи коммивояжера 27
2.1.2 Методы решения задачи коммивояжера 30
2.2 Задача маршрутизации транспортных средств 34
2.2.1 Формулировка задачи маршрутизации транспортных средств 37
2.2.2 Разновидности задачи маршрутизации транспорта 38
2.3 Задача маршрутизации школьного транспорта 46
2.5 Реализация задачи маршрутизации школьного транспорта в Matlab 55
Выводы по главе 2 58
3 РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ТРАНСПОРТА С ПОМОЩЬЮ ВЕБ-ТЕХНОЛОГИЙ 60
3.1 Обоснование выбора среды разработки программного обеспечения 60
3.2 Структура данных 63
3.3 Руководство группы пользователей «Школа» 67
3.4 Руководство пользователя «Транспорт» 72
3.5 Руководство администратора системы 78
3.6 Руководство программиста 82
3.6.1 MVC модель разработки BitrixFramework 82
3.6.2 Требования к программному обеспечению 84
3.6.3 Файловая структура приложения 84
3.6.4 Права доступа 86
3.6.5 Компоненты системы 88
3.7 Оценка экономической эффективности программного обеспечения 107
Выводы по главе 3 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 116
ПРИЛОЖЕНИЕ А

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Основные общесистемные проблемы развития транспортной отрасли Российской Федерации состоят в следующем:
1. наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры;
2. недостаточный уровень доступности транспортных услуг и мобильности населения;
3. недостаточно высокое качество транспортных услуг;
4. низкий уровень экспорта транспортных услуг, в том числе использования транзитного потенциала;
5. недостаточный уровень обеспечения транспортной безопасности;
6. усиление негативного влияния транспорта на экологию.
Несмотря на активное применение информационных технологий, актуальность проблемы решения задачи маршрутизации транспорта в городских условиях не снижается с течением времени, поскольку практика выдвигает все более сложные задачи как по количеству оптимизируемых параметров, так и по количеству ограничений, учитываемых при ее решении.
Так, в настоящий момент существует проблема школьного транспорта. В крупнонаселенных городах России школьники самостоятельно добираются до места обучения. В малонаселенных пунктах обычно школа арендует или приобретает автобус для транспортировки учащихся. Для организации единого способа перевозки школьников от дома до места обучения предлагается создать новую отрасль транспортной инфраструктуры - школьный транспорт.
Для выделения новой отрасли транспортной инфраструктуры потребуется создать общий для всех школ города парк автобусов. Автобусы необходимо закрепить за крупными автотранспортными предприятиями, которые будут обслуживать транспортные средства, следить за техническим состоянием автобусов и обеспечивать безопасную транспортировку школьников. Маршруты будут формироваться с помощью информационной системы по заявкам учащихся.
Объектом диссертационного исследования является транспортная система России.
Предметом исследования работы являются методы и модели транспортной логики, а именно задача коммивояжера и задача маршрутизации транспортных средств.
Целью исследования является моделирование системы школьного транспорта для минимизации времени, проводимого школьниками в пути от дома до школы, и оптимизации парка транспортных средств, а также разработка информационно-аналитической системы на основании полученной модели. Это позволит выделить новую ветвь в транспортной инфраструктуре России.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Исследовать существующую транспортную систему России и мира;
2. Исследовать вопрос мирового школьного транспорта;
3. Проанализировать существующие модели транспортных систем;
4. Построить модели оптимизации времени и количества транспортных средств;
5. Спроектировать и разработать информационно-аналитическую систему с помощью веб-технологий.
Теоретической основой диссертационного исследования служат труды таких зарубежных и отечественных ученых, как Г.Динциг, Дж.Рамзер, Г.Кларк, Дж.Райт, Осман И., С.Лин, С.Нильссон, Т.Ральф, Лукинский В.С., Плетнева Н.Г., Трофимов Д., Швецов В.И., Перцовский А.К. и другие.
Методологической основой исследования являются модели и методы транспортной логистики.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в решении следующих вопросов:
1. Разработана новая модель, минимизирующая время, проведённое школьниками в пути, и учитывающая количество доступных автобусов для транспортировки школьников, вместимость автобуса, среднее время посадки одного школьника, количество остановок, входящих в маршрут автобуса и др.
2. Разработана информационно-аналитическая система для оптимизации существующей транспортной системы, позволяющая вести учет основных параметров и оптимизировать количество транспортных средств на маршруте и минимизировать время транспортировки.
Результаты работы опубликованы в 4 научных работах, в том числе статья в базе SCOPUS. Имеется 2 свидетельства о регистрации электронного ресурса Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование».
Магистерская диссертация включает в себя введение, три главы, заключение и приложения.
Первая глава раскрывает основные понятия транспортной отрасли. В главе приведен анализ транспортной инфраструктуры мира и России. Акцент сделан на общественном транспорте. В главе приводится опыт школьного транспорта в зарубежных странах.
Во второй главе проанализированы популярные методы транспортной логистики: задача коммивояжера, проблема маршрутизации транспорта в разных вариациях. Определены основные параметры, необходимые для построения модели для оптимизации маршрутизации школьного транспорта. В главе описана новая модель, использующая эти параметры, и определена система ограничений.
В третьей главе описана разработка автоматизированной системы для учета автобусов и школьников. Приведены инструкции для пользователей системы, имеющих разные права доступа к функционалу ИАС.
Практическая ценность диссертационного исследования заключается в возможности внедрения ее в городскую систему Набережных Челнов для оптимизации парка транспортных средств и безопасной и быстрой перевозки школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе диссертационного исследования была выявлена проблематика транспортной инфраструктуры России. Несмотря на большое разнообразие различных видов транспорта (автомобильный, водный, железнодорожный, трубопроводный и др.) одна отрасль осталась без внимания. Так, наиболее популярным общественным средством передвижения в России считается автобус (60% от общего количества пассажиропотока). Проблема наблюдается в отрасли школьного транспорта. В крупных населенных пунктах школьникам, которые живут далеко от места обучения, приходится самостоятельно добираться до школы.
Опыт школьного транспорта в мире велик. В Соединенных Штатах Америки школьный транспорт составляет около 60% от всех видов транспорта, в Великобритании проезд для детей во всем общественном транспорте до 11 лет - бесплатный, а для детей старше, если школа находится более чем в трех милях от дома, государство компенсирует затраты на транспорт, либо школа забирает детей на школьных автобусах.
Для организации единого способа транспортировки школьников от дома до мест обучения было предложено выделить школьный транспорт в отдельную ветвь транспортной инфраструктуры России. Транспортная инфраструктура подразумевает под собой совокупность всех отраслей и предприятий транспорта, которые выполняют перевозки и обеспечивают их обслуживание и выполнение. Следовательно, отрасль школьного транспорта должна обеспечивать безопасную и своевременную транспортировку школьников. Ответственными за перевозку школьников необходимо назначить автотранспортные компании города.
Вторая глава работы посвящена моделированию проблемы школьного транспорта с использованием математических методов. В ходе исследования были проанализированы различные модели: задача коммивояжера, задача маршрутизации транспорта VRP в различных вариациях. Данные задачи предназначены для определения маршрутов доставки груза и не учитывают специфику моделирования пассажироперевозок. Поэтому на основании выше представленных моделей построили новую, которая учитывает все параметры: множество всех автобусных остановок, на которых в автобус садится один или несколько школьников; переменная, принимающая значения 0 и 1 и определяющая остановку, на которой хотя бы один школьник садится в автобус; множество доступных автобусов, которые будут запущены по маршрутам; переменная, которая принимает значения 0 и 1, и определяет школу, в которая является конечным пунктом маршрута; количество доступных автобусов для транспортировки школьников; время в пути; общее количество автобусных остановок; вместимость автобуса; среднее время посадки одного школьника; количество школьников на остановке; количество остановок, входящих в маршрут автобуса; порядковый номер остановки, входящей в маршрут автобуса. С использованием этих параметров была построена целевая функция, минимизирующая время, которое школьники проводят в пути. Построенная модель гарантирует, что общее количество школьников, которых необходимо забрать с остановок, не превышает количество мест в автобусе; что все школьники совершили посадку в автобус; в каждом автобусе ехал минимум один школьник. Разработанная модель положена в основу информационно-аналитической системы.
Для обеспечения перевозок школьников была разработана информационно-аналитическая система «Школьный транспорт», которая позволяет вести учет курсирующих по маршрутам автобусов, школьников, которым необходима транспортировка от дома до школы, остановок маршрутов, школ. Данная система призвана объединить различные структуры (автотранспортные компании, школы, управление образования города, исполнительный комитет города) и создать между ними единое информационное пространство по вопросам школьного транспорта. Система школьных перевозок относится к системотехническому комплексу, основная цель которого при эффективном взаимодействии транспорта и обслуживающего персонала сократить временные и ресурсные издержки, относящиеся к ее различным компонентам.
Разработанная система состоит из модулей, что позволяет разграничить права доступа между участниками системы (директора школ, модераторы и администратор).
Для разработанной системы был проведен расчет показателей экономической эффективности методом CashFlow. Анализ показал, что разработка информационно-аналитической системы эффективна и выгодна.
По результатам работы все поставленные цели и задачи решены.



1. Andersson, M., Lindroth, P., 2005 route optimization applied to school transports - a method combining column generation with greedy heuristics, department of mathematics chalmers university of technology and Goteborg university SE-41296, Sweden.
2. API Битрикс [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dev.1c- bitrix.ru/api help/
3. Denis M. Manumbu, Egbert Mujuni, Dmitry Kuznetsov. Mathematical Formulation Model for a School Bus Routing Problem with Small Instance Data. Mathematical Theory and Modeling. Vol.4, No.8, 2014.
4. G. Clarke and J. W. Wright, Scheduling of vehicles from a central depot to a number of delivery points, Oper Res 12 (1964), 568-581.
5. Gubar E., Merzlyakova J. D., Zubareva M. L. Сash flow optimization in ATMs network model. Contributions to Game Theory and Management. Vol 4. Eds. Leon A.
6. Gubar E., Zubareva M. Optimization of Encashment Routs in ATM Network. Contributions to game theory and management — Санкт-Петербург, — 2012. — Vol.5, — P. 121-127
7. Little J. D. C., Murty K. G., Sweeney D. W., and Karel C. An algorithm for the Traveling Salesman Problem // Operations Research. 1963. No. 11. P. 972-989.
8. Lysgaard J., Letchford A., Eglese R. A New Branch-and-Cut Algorithm for the Capacitated Vehicle Routing Problem. Aarhus School of Business, Denmark, 2003.
9. Nallusami R., Duraiswamy K., Dhanalaksmi R., Parthiban P. Optimization of Multiple Vehicle Routing Problems using approximation algorithms International Journal of Engineering Science and Technology, Vol.1(3), 2009, 129-135
10. P. Toth and D. Vigo (Editors), The vehicle routing problem. Siam Monographs on Discrete Mathematics and Applications, Philadelphia, PA, USA, 2001.
11. Park, J., Kim, B., 2010 the school bus routing problem: A review, European Journal of Operation Research, Vol. 202, 311-319.
12. Prins C., Prodhon C., Ruiz A., Soriano P., Calvo R.W. Solving the Capacitated LocationRouting Problem by a Cooperative Lagrangean Relaxation-Granular Tabu Search Heuristic. Transportation Science, Vol.41, No. 4, November 2007, pp. 470-483
13. Ralphs T.K., Kopman L., Pulleyblank W.R., Trotter L.E. On the Capacitated Vehicle Routing Problem. Mathematical Programming, 2003. P. 343-359.
14. Randolph W. Hall. Handbook of Transportation Science. — Springer, 2003.
15.Surekha P., Dr.Sumathi S. Solution To Multi-Depot Vehicle Routing Problem Using Genetic Algoritm. World Applied Programming. Vol (1). No (3). August 2011. 118-131
16. The School Bus Routing and Scheduling Problem with Transfers. Michael Bogl, Karl F. Doemer, Sophie N. Parragh. Wiley Periodicals, Inc.NETWORKS,Vol. 65(2), 180-203 2015
17. Битрикс. Курс Администратор. Базовый. [Электронный ресурс] - Режим доступа: - https://dev.1c-bitrix.ru/learning/course/index.php?COURSE ID=35
18. В. В. Скалецкий, Модификация метода ветвей и границ для решения последовательности задач, Автомат. и телемех., 1988, выпуск 4, 120-127с.
19. Гладков Л.А., Гладкова Н.В. Решение динамических транспортных задач на основе гибридных интеллектуальных методов и моделей // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2013. - № 7 (144). - C. 102-107.
20. Гибридный алгоритм решения транспортных задач с ограничением по времени. Л.А. Гладков, Н.В. Гладкова. Известия ЮФУ. Технические науки. Тагангрог. 2015.
21. Емельянова Т.С. Эвристические и метаэвристические методы решения динамической транспортной задачи // Перспективные информационные технологии и интеллектуаль-ные системы. - 2007. - № 3 (31). - С. 33-43.
22. Емельянова Т.С. Анализ методов решения нелинейных транспортных задач // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. - 2007. - № 1 (29). - С. 38-49.
23.Задача коммивояжера: улучшенная нижняя граница в методе ветвей и границ. Костюк Ю.Л. - Вычислительные методы в дискретной математике - 2013 - №4(22).
24.Задача маршрутизации транспорта. Трофимов Д., Федуков А. СПб. 2006.
25. Кажаров А.А., Курейчик В.М. Классификация и критерии оптимизации задачи маршрутизации автотранспорта // Сборник трудов VII Международной научно-практической конференции "Интегрированные модели и мягкие вычисления в искусственном интел-лекте". Т. 2. - М.: Физматлит, 2013. - C. 879-886.
26. Курейчик В.М., Кажаров А.А. Муравьиные алгоритмы для решения транспортных задач // Известия РАН. Теория и системы управления. - 2010. - № 1. - C. 32-45.
27. Лубенцова В.С. Математические модели и методы в логистике: учеб. пособ. / Лубенцова В.С. Под редакцией В.П. Радченко. - Самара. Самар. гос. техн. ун-т, 2008. - 157 с.: ил.
28. Лычко С. К., Мосиенко Н. Л. Общественный транспорт в практиках мобильности: повседневные маршруты горожан // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 5. С. 256—273.
29. Математические модели, используемые в системе оптимизации доставки товаров автотранспортом «Диспетчер». Смирнов М.И., Хайруллин Р.З. институт прикладной математики имени М.В.Келдыша РАН. - 2002, 12с.
30. Математическое моделирование транспортных потоков. Швецов В.И. Институт системного анализа РАН, М.: 2003.
31. Математическая модель задачи выбора рациональных маршрутов в системе управления транспортировки готовой продукции. Рассадникова Е.Ю., Коханчиков Л.А. Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5
32. Модификация метода ветвей и границ для решения задачи размещения производительных сил. Юхименко Б.И. Информационные и математические методы моделирования. - 2014 - №3 (том 4).
33. Модификация метода ветвей и границ для поиска оптимального решения задачи одномерной упаковки прямоугольно-ориентированной структуры. Месягутов М.А. Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2010 - №3.
34. Мотова А.В. Построение математической модели для решения проблемы школьного транспорта /Мотова А.В. //«VIV Камские чтения»: всероссийская научно-практическая конференция. (2017; Набережные Челны). Все- рос. научн.-практ. конф. «VIV Камские чтения», 21 апреля 2017 г. [Текст]: сб-к док. / ред. кол. С.В. Дмитриев [и др.]; под ред. д-ра техн. наук Л.А. Симоновой. - Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр Набережночелнин- ского института КФУ, 2017.
35. Мотова А.В., Гареева Г.А., Лысанов Д.М. ОБЗОР МЕТОДОВ
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЕРА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО МАРШРУТА ШКОЛЬНОГО ТРАНСПОРТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(60). URL:
https://sibac,info/archive/technic/1(60).pdf
36.Особенности и новые подходы к решению динамических транспортных задач с ограничением по времени. Гладков Л.А., Гладкова Н.В. Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012.
37. Перцовский А.К. Адаптивные модели и алгоритмы маршрутизации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ф.-м. наук (05.13.18) / Перцовский Александр Константинович СПб, 2013 - 16с.
38. Построение инкассаторских маршрутов в сети с несколькими филиалами банка. Губар Е.А., Платонова В.А.
39. Построение математической модели для решения проблемы школьного транспорта. Мотова А.В. Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (31 мая 2017 года), Том II - Кемерово: За- пСибНЦ, 2017 - 339-342с
40. Приближенные алгоритмы для NP-трудных задач. А.В. Кононов, П.А. Кононова. Новосибирск. - 2014.
41. Сбалансированная эвристика для решения задачи маршрутизации транспорта с учетом грузоподъемности. Костюк Ю.Л., Пожидаев М.С. Вестник Томского государственного университета.- 2010 - №3(12).
42. Сравнительный анализ методов решения задачи коммивояжера для выбора маршрута прокладки кабеля сети кольцевой архитектуры. Гараба И.В. Молодежный научно-технический вестник - 2013 -№ 11
43. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.05.2018)
44. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014.
45. Филин Е.А., Dupas R. Маршрутизация автотранспорта (VRP - Vehicleroutingproblem). - Саров: СарФТИ, 2003.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ