Введение................................................................................................................... 3
Раздел I. Теоретико-методологические основы исследования конфликтов в
лечебно-профилактических учреждениях.......................................................... 13
Раздел II. Способы урегулирования конфликтов в лечебно-профилактическом
учреждении ............................................................................................................ 32
Раздел III. Особенности и стратегии поведения пациента и медицинского
персонала в конфликте в лечебно-профилактических учреждениях г. Казани и
технологии их урегулирования............................................................................ 64
Заключение ............................................................................................................ 85
Список литературы ............................................................................................... 90
Приложения
Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что
конфликты в лечебно-профилактических учреждениях (далее ЛПУ) являются
неотъемлемой частью любой организации. Конфликт занимает одно из
важных мест в отношениях между людьми. Каждый человек представляет
собой выражение собственных ценностей, атрибутов, пристрастий и ролей.
Это является основой для уникальности человеческой личности, которая
выражается в поведении. Но в то же время каждый индивидуум
идентифицирует себя с различными группами на основе таких атрибутов как
раса, культура, религия, ценности, опыт и профессиональная роль. Столь
бесконечное разнообразие форм дает широкие возможности для конфликта.
Принятие существования конфликта дает нам понимание, что факт того,
что люди не согласны между собой, следует рассматривать как здоровую и
неотъемлемую часть человеческого взаимодействия. Не все разногласия
перерастают в ситуации, требующей вмешательства. Большинство
повседневных проблем решаются просто и легко, жизнь и работа вовлеченных
людей идет как обычно.
Применяя это понимание относительно конфликтов в системе
«медицинский специалист – пациент», вырисовывается интересная картина.
Если понимать здоровье не только как отсутствие болезни, но и более полно,
как состояние физического, умственного и социального благополучия, то
конфликт в ЛПУ воздействует на все данные три аспекта. И учитывая то, что
миссия медицинского учреждения в обеспечении специализированной и
высокотехнологичной медицинской помощи каждому, кто в этом нуждается,
одной из задач перед ЛПУ стоит урегулирование конфликтов внутри
организации.
Усилия по решению проблем в области здравоохранения значительно
варьируются, некоторым уделяется большее внимание со стороныправительства на макроуровне и со стороны ЛПУ на микроуровне, в то время
как другие остаются, в основном, незамеченными.
Если специалист по урегулированию конфликтов в ЛПУ будет обладать
хорошими навыками управления конфликтными ситуациями и средствами для
интеграции процессов сотрудничества в его деятельности изо дня в день, то
такое развитие навыков в управлении конфликтами может помочь ему в ходе
переговоров в сложных ситуациях. Изменение культуры поведения в сложной
ситуации в системе здравоохранении обеспечит больше заботы о пациентах,
врачах, медсестрах, административном персонале с меньшим количеством
ресурсов и повысит степень сотрудничества в сложных организациях.
Поэтому, изучение особенностей и технологий урегулирования конфликтов в
лечебно-профилактических учреждениях представляет исследовательский
интерес для автора данной работы
Степень разработанности темы.
Феномен урегулирования конфликтов в ЛПУ широко изучен в
зарубежной и отечественной науке. Исследования данного явления подробно
рассматривались в социологии, психологии, конфликтологии. Исходя из
определения проблематики диссертационного исследования, конфликтологию
как междисциплинарную науку интересуют особенности и технологии
урегулирования конфликтов и их частное применение на примере
медицинской организации.
В рамках психологических подходов к анализу конфликта
рассматриваются работы зарубежных специалистов А. Адлера, К. Хорни, А.
Бандура, К. Левина1. А. Адлер полагал, что когда человек не может
освободится от чувства неполноценности, то он вырабатывает в себе
симптомы болезни, тем самым совершая «уход в болезнь». К. Хорни не
1Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер - Академический проект, 2007 – 309
с. / Хорни К. Невротическая личность нашего времени / Перевод с английского и
примечания А. И. Фета // К. Хорни. – М., 2016 -186 с / Бандура А. Теория социального
научения / Перевод с английского под редакцией Чубарь Н. Н. // А. Бандура – Спб.:
«Евразия», 2001 – 352 с / Левин К. - Динамическая психология: Избранные труды / К. Левин
– М.: Смысл, 2001. – 572 ссчитает, что в то время как нормальный человек может успешно разрешать
конфликты, невротик справится с этим не может.
Невозможность объяснения всего многообразия конфликтных явлений,
исходя только из внутриличностных причин, привела к появлению
психологических теорий, которые сосредоточили свое внимание на
ситуационных и поведенческих закономерностях человеческой жизни. Такое
изучение поведенческих факторов нашло отражение в работах бихевиориста
30–50-х гг. XX в. А. Бандуры, который выдвинул теорию социального
научения. Когнитивистский подход предполагает рассмотрение внешней
ситуации с позиции исследуемого субъекта, берет свое начало в теории
психологического поля К. Левина.
В рамках социологических подходов происходило рассмотрение
конфликта в определенной системе взглядов на природу общества, его
устройство и развитие. В данной работе были проанализированы
исследования Р. Дарендорфа, Л. Козера, Дж. Бертона2. Р. Дарендорф
рассматривает конфликты как обязательный элемент общественной жизни,
которые, будучи источниками инноваций, способствуют постоянному
развитию социума. Л. Козер утверждает, что конфликт способствует
поддержанию общественного порядка, а также отметил, что любой системе
присущ дисбаланс. Дж. Бертон обосновывает причину конфликта на основе
дефицита важного ресурса.
В дальнейшем социологическая мысль стала углублять понимание
причин конфликтов именно в системе здравоохранения, в данном направлении
выделяются работы Э. Фридсона, И. Гоффмана, Т. Парсонса3. Э. Фридсон
2Светлов В. А. Семенов В.А. Конфликтология / В. А. Светлов, В.А. Семенов. – Спб.: Питер,
2011 – С.36. / Козер Л. Функции социального конфликта / Перевод с англ. О. А. Назаровой
// Л. Козер. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 208 с. / Conflict
Resolution in the Setting of Professional Medicine [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.derangedphysiology.com/main/required-reading/communication-andethics/Chapter%201.2.4/conflict-resolution-setting-professional-medicine, свободный. –
Проверено (30.10.2017)
3Казун А.П. Тактики взаимодействия российских адвокатов с правоохранительной
системой: между кооперацией и противостоянием / А.П. Казун // Pravo [Электронныйпроанализировал медицинские профессии и ввел понятие доверие как важный
атрибут власти врача. И. Гоффман, в рамках символического
интеракционизма, рассуждал что больные ведут себя определенным образом
в силу определенных ожиданий от них. Его мысль продолжил Т. Парсонс, и
выдвинул теорию, что лечение происходит на основе взаимодействия «роли
больного» и «роли врача».
В работе были достигнуты все задачи, а именно: рассмотрены
теоретико-методологические подходы к исследованию конфликтов в лечебнопрофилактическом учреждении; проанализированы признаки, формы
проявления и способы урегулирования конфликтов в лечебнопрофилактическом учреждении; выявлены стратегии урегулирования
конфликтов и их эффективность применения, а также методики и техники
урегулирования конфликтов в лечебно-профилактическом учреждении;
составлены рекомендации по профилактике конфликтов в лечебнопрофилактическом учреждении.
Конфликт был предметом изучения со времен древних цивилизаций, и
всегда существовали дискуссии о том какую роль несет конфликт в обществе
- конструктивную или деструктивную. С тех пор возникло немало концепций
объясняющий причины и генезис конфликта. Автором диссертационной
работы были изучены теоретико-методологические аспекты изучения
конфликтов в лечебно-профилактическом учреждении с точки зрения
психологических и социологических наук. Наиболее полезной концепций
представляются исследования Ц.А. Шамликашвили, президента Научнометодического центра медиации и права. Она со своими сотрудниками
выдвинула гипотезу, что конфликтность взаимоотношений в системе
«медицинский работник – пациент» происходит на основе смены
коммуникационных моделей отношений с патерналисткой (где врач дает
указание больному поступить именно так, а не иначе) на интерпретационную
(врач беседует с больным, разъясняя суть заболевания). В настоящее время
пациент требует от медицинского сотрудника демонстрации понимания его
проблемы, то есть более партнерского к себе отношения. Данная потребность
не всегда реализуется, что и приводит к конфликту в лечебнопрофилактическом учреждении.Для специалистов, регулирующих конфликты в сфере здравоохранения,
важно иметь возможность определять конфликт и знать, как быстро и
эффективно решать основные проблемы в позитивном ключе. Урегулирование
конфликта положительным образом может привести к значительному
улучшению профессиональных и личных отношений.
Компетентный специалист в области урегулирования конфликтов в
сфере здравоохранения сможет справиться с трудными людьми и
напряженными ситуациями с дипломатией и тактом. Если возможно, ему
требуется выбрать оптимальную стратегию урегулирования конфликта, так
как медицинский работник должен видеть свое преимущество в
сотрудничестве с пациентом. Крайне важно выявить истинные интересы
сторон и действовать в соответствии с этим. Не стоит забывать, что создание
безопасной и нейтральной среды служит хорошим фундаментом успешного
урегулировании конфликтов. Качественное оказание услуги может спасти
отношения, время и ресурсы, одновременно улучшая качество оказания
медицинской помощи.
По результатам анализа было выделено 11 способов урегулирования
конфликтов в сфере здравоохранения. Исследовательский интерес автора в
данной работе согласно цели диссертации (определение на основе
теоретического и прикладного анализа стратегий и технологий
урегулирования конфликтов и специфики их применения в лечебнопрофилактическом учреждении) представляет применение таких механизмов
по урегулированию конфликтов как обращение к руководителю лечебнопрофилактического учреждения или другому уполномоченному лицу и
переговоры между сторонами.
С целью выявления стратегий поведения пациентов и специфики их
применения в урегулировании конфликтов в лечебно-профилактическом
учреждении ГАУЗ «Клиническая больница № 2» г. Казани было проведено
собственное эмпирическое исследование. Его объектом выступила ГАУЗ
«Клиническая больница № 2» г. Казани. В исследовании применена известнаяметодика К. Томаса и Р. Килмена, исследовавшие стратегии урегулирования
конфликта.
По результатам исследования было установлено, что пациенты
придерживаются стратегии компромисса (28 %), затем сотрудничества (20 %).
12% больных считают, что им важны в споре полная победа над оппонентом
и постепенное затухание конфликта без участия сторон интересна для 14 %.
10% полагают необходимым удовлетворение интересов оппонента. В оценке
стратегий поведения оппонента респонденты выделяют конкуренцию (22%).
Остальные стратегии применяются в среднем одинаково: избегание – 17%,
приспособление – 15%, компромисс – 14%. Таким образом, выявляется
интересная закономерность, состоящая в том, что пациенты склонны
оценивать чужие действия чаще всего с деструктивной стороны, тогда же как
сами пробуют конструктивно урегулировать конфликт. Вторым аспектом
стоит отметить, что респонденты считают, что другие стратегии поведения в
конфликте (приспособление, уклонение, сотрудничество, компромисс)
используются также часто, как и конкуренция.
По результатам анкетирования видно, что пациенту сложно оценить
действия другой стороны однозначно и понять какой же позиции
придерживается персонал при урегулировании конфликта, и поэтому
медицинскому персоналу чрезвычайно важно осознать общность интересов.
Позиции - это то, чего хотят люди; интересы - почему они этого хотят. Одним
из главных препятствий на пути урегулирования конфликтов является
тенденция сосредоточиться на позициях, которые могут быть
непримиримыми, а не на основополагающих интересах, а ведь такой интерес
есть – излечение больного. Исходя из ответов респондентов, больной в
конфликтах в системе «пациент – медицинский персонал» бывает готов
урегулировать спор с помощью стратегии сотрудничества, если вторая
сторона будет к этому открыта, и сложная ситуация может разрешиться
взаимоприемлемым решением. Из этого следует, что обучение персонала
«открытости» к пациенту приведет к положительным результатам вобеспечении уровня качества оказания медицинской помощи, учитывая также
то, что пациенты и медицинский персонал чаще всего урегулируют конфликт
самостоятельно, либо с привлечением уполномоченного лица ЛПУ.
С целью исследовать и определить методы и технологии профилактики
и урегулирования конфликтов на основе профессиональной деятельности
сотрудников медицинских учреждений г. Казани. Для изучения бы применен
метод экспертной оценки. Экспертами в этом исследовании выступят
специалисты в области конфликторазрешения в ЛПУ.
Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (ред.
от 11.01.2017) "Об утверждении Правил обязательного медицинского
страхования" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19998) //
Консультант [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111285/, свободный. –
Проверено (1.11.2017).
Книги одного автора.
2. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер - Академический
проект, 2007 – 309 с.
3. Бандура А. Теория социального научения / Перевод с английского
под редакцией Чубарь Н. Н. // А. Бандура – Спб.: «Евразия», 2001 – 352 с.
4. Гофман И. Ритуал взаимодействия. Очерки поведения лицом к
лицу / Пер. с англ.; под ред. Н.Н. Богомоловой, Д.А. Леонтьева // И. Гофман.
— М.: Смысл, 2009. — 319 с.
5. Козер Л. Функции социального конфликта / Перевод с англ. О. А.
Назаровой // Л. Козер. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.
— 208 с.
6. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / К. Левин
– М.: Смысл, 2001. – 572 с.
7. Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В. Ф. Чесноковой и
С. А. Белановского // Т. Парсонс. — М.: Академический Проект, 2002. — 832
с.
8. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / Перевод с
английского и примечания А. И. Фета // К. Хорни. – М., 2016 -186 с.
Книги двух или трех авторов.9. Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Новые способы и
приемы профилактики и разрешения конфликтов / А. Я. Анцупов, А.И.
Шипилов. –М., 2009 – 509 с.
10. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология:
методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. — М.:
Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с: ил.
11. Руженков В.А., Чернева Я.А. Медицинская конфликтология / В.А.
Руженков, Я.А. Чернева - Белгород, 2011. – 143 с.
12. Светлов В. А. Семенов В.А. Конфликтология / В. А. Светлов, В.А.
Семенов. – Спб.: Питер, 2011 – 352 с.
13. Фишер Р., Юри У.., Переговоры без поражения. Гарвардский
метод / Т.Новикова // Р. Фишер, У. Юри. - Манн, Иванов и Фербер, 2018 г. –
272 с.
14. Thomas K. W., Kilmann R. H., Thomas-Kilmann Conflict Mode
Instrument / K. W. Thomas, R. H. Kilmann. - CPP, Incorporated, 2007. – 16 p.
Описание диссертация и авторефератов
15. Волчанский М.Е. Социология конфликта в медицине: дисс. … дра соц.наук (14.00.52 – социология медицины) / М. Е Волчанский. - Волгоград.
– 2007. – 345 с.
Статьи из журналов.
16. Аллахвердова О. В., Медиация как способ анализа субъектнобытийного поля конфликта / О. В. Аллахвердова // ЧЕЛОВЕК.
СООБЩЕСТВО. УПРАВЛЕНИЕ, 2012, №2. – С. 47-53.
17. Ермолаева Е.В. Конфликты и стрессы в работе медицинских
сестер / Е.В. Ермолаева // Бюллетень медицинских интернет-конференций.
2015. Т. 5. № 2. - С. 7818. Ерофеев С.В., Жаров В.В. Конфликт между пациентом и
медицинским персоналом: анализ и предупреждение / С.В.Ерофеев,
В.В.Жаров // Медицинское право, 2003, № 1. – С. 22-24.
19. Лудупова Е.Ю. Врачебные ошибки. Литературный обзор / Е.Ю.
Лудупова // Вестник Росздравнадзора, 2016. - №02. — 84 с.
20. Трендафилов Т., Медико-педагогические задачи для
медицинского специалиста при обслуживании в больнице / Т.Трендафилов //
АСКЛЕПИЙ X (XXIX), 2015, №1. – С. 41-44.
21. Шамликашвили Ц.А., Островский А.Н., Сильницкая А.С.,
Кабанова Е.В. Внедрение системы эффективного предупреждения и
разрешения конфликтов в практику российского здравоохранения как ответ на
вызов времени: основные задачи и пути их решения / Ц.А Шамликашвили.,
А.Н. Островский, А.С. Сильницкая, Е.В Кабанова // Социология медицины,
2015. -N 2. -С.19-24.
22. Shin J.-H. Developing constructive and proactive conflict management
strategies in healthcare / J.-H. Shin // Journal Of Communication In Healthcare, 2(1).
- С. 78-94.
Интернет-источники
23. «Абирег» проверяет информацию о разгромном аудите липецкого
фонда медстрахования // Агентство бизнес информации [Электронный ресурс]
– Режим доступа: http://www.abireg.ru/print/n_65939.html, свободный. –
Проверено (1.04.2017).
24. Врач — это источник повышенной опасности // Национальный
союз региональных объединений частной системы здравоохранения
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.privatmed.ru/article/1610/302/, свободный. – Проверено (1.11.2017).
25. Диалог с Уполномоченным. Защита медико-социальных прав //
Уполномоченный по правам человека [Электронный ресурс] – Режимдоступа:http://ombudsmanrf.org/news/done/view/dialog_s_upolnomochennym_za
shhita_medikosocialnykh_prav, свободный. – Проверено (1.11.2017).
26. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации за 2016 год. // Омбудсмен [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://ombudsmanrf.org/content/doclad2016, свободный. – Проверено
(1.11.2017).
27. Казун А.П. Тактики взаимодействия российских адвокатов с
правоохранительной системой: между кооперацией и противостоянием / А.П.
Казун // Pravo [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://pravo.ru/store/doc/doc/Doklad_advokats_reduced.pdf, свободный. –
Проверено (1.04.2018).
28. Клиническая больница № 2 [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://klb2.ru/, свободный. – Проверено (1.11.2017).