Введение
Раздел I. Теоретико-методологические основы исследования национально-культурных автономий и профилактики социально-бытовых конфликтов ... 13
Раздел II. Функциональное и дисфункциональное взаимодействие институтов общества и государства с участием мигрантов в рамках управления
социально-бытовыми конфликтами 41
Раздел III. Деятельность национально-культурных автономий Республики Татарстан по профилактике социально-бытовых конфликтов для обеспечения
межэтнического мира и согласия 68
Заключение 98
Список использованной литературы 105
Приложения 111
Актуальность выпускной квалификационной работы. Выражение
«национально-культурная автономия» стало в России одним из ключевых
понятий, которые использовались политиками, чиновниками, учеными,
средствами массовой коммуникации по этнической тематике с конца XX
века. В 1996 г. был принят федеральный закон «О национально-культурной
автономии», этот термин присутствует в ряде других законов и прочих
нормативно-правовых актов федерального и регионального
уровней. Развитие национально-культурных автономий входит в качестве
одного из основных направлений деятельности государства в «Концепции
национальной политики Российской Федерации», где Республика Татарстан
не стала исключением.
Важным национально-культурные автономии остаются и по настоящее
время. Каждый год их значение вырастает. Вызвано это рядом преимуществ
данных общественных объединений, особенно для вступивших в них
этносов, так как данное общественное объединение – это форма
самоорганизации граждан одной национальности, их деятельность
реализуется на инициативе, заинтересованности и запросах самих граждан.
В первую очередь члены национально-культурных автономий могут
представлять свои национально-культурные интересы в органах
законодательной (представительной), исполнительной власти и органах
местного самоуправления, создавать средства массовой
и распространять информацию на национальном (родном) языке, следовать
национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать
художественные народные промыслы и ремесла, проводить мероприятия
и многое другое.
Одним из главных преимуществ деятельности данного общественного
объединения является консультирование органов власти и государственных
учреждений по вопросам связанным с развит4
и культур, а также проведение консультаци
что, в свою очередь, может предупреждать конфликтные ситуации.
Значительный вклад, вносимый национально-культурной автоном
как институтом, это профилактика, предотвращение конфликта на ранних
стадиях его развития. Деятельность национально-культурной автономии
состоит в своевременном распознавании, устранении, ослаблении
деструктивного потенциала. В Республике Татарстан насчитывается 38
национально-культурных автономий, из которых каждая вносит свой вклад в
профилактику конфликтов и поддерживает стабильную обстановку в ней в
целом.
Основной вид конфликтов, где национально-культурная автономия
выступает институтом профилактики, являются социально-бытовые. Данные
конфликты особенно значимы, так как социально-бытовые конфликты, это те
события и явления которые происходят в обычной и повседневной жизни
людей и характеризуются столкновением противоположно направленных
интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия, спонтанностью и
ситуативной обусловленностью общения между индивидами, группой
индивидов, высокой эмоциональной вовлеченностью, нечёткостью речевой
репрезентации субъектов взаимодействия, доминированием разговорной
лексики, востребованностью невербальных компонентов речевого поведения,
использованием ненормативной лексики.
Важность данной темы заключается в том, что национальнокультурные автономии как один из главных институтов профилактики в
Республике Татарстан должен проводить комплекс мероприятий,
использовать огромное количество методик для уменьшения
конфликтогенного потенциала в социально-бытовой сфере. Тесно
сотрудничать с другими институтами общества, проводить свою
деятельность комплексно. Особенно огромная ответственность как института
профилактики должны заниматься представители национально-культурных
автономий российского Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии, так5
как во многих социально-бытовых конфликтах участвуют мигранты из
данных регионов. В связи с этим, существует явная потребность научного
анализа феномена национально-культурной автономии в эффективности
профилактики социально-бытовых конфликтов.
Татарстан является одной из самых многонациональных республик
Российской Федерации, в ней действует большое количество национальнокультурных автономий, диаспор, их аналитическое изучение позволит
полностью раскрыть характер и сущность профилактической деятельности, в
особенности из российского Северного Кавказа, стран Закавказья и Средней
Азии.
Степень научной разработанности.
Тема разработана в некоторых аспектах научным сообществом,
теоретиками практиками, в особенности в работе применены следующие их
аспекты.
Основателем структурно-функционального направления является Т.
Парсонс1. Теория Парсона исследует индивида и его основные действия в
обществе, взаимодействия между главными субъектами. Следующий учёный,
внесший вклад в развитие структурного функционализма является Р.
Мертон2. Огромное значение он вкладывал в функциональность структурных
элементов в системе.
Учёный, который внес, решающий вклад в исследование структурнофункционального подхода в конфликтологии, является Л. А. Козер3. Им
были разработаны определение социального конфликта, модель позитивнофункционального конфликта, в которой он говорит о преодолении
отрицательного отношения структурно-функционального анализа к
1Парсонс Т. Система современных обществ // Пер. с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева;
Научн. ред. перевода М.С. Ковалева. - М.: Аспект-Пресс, 1997
2Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. — М.: ACT: ACT
МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.
3См.: Л. Козер. Функции социального конфликта. Перевод с анг. О.А. Назаровой. – М.,
2000.6
конфликту. Отмечал стабилизирующую роль в поддержании динамического
равновесия социальной системы.
Среди отечественных авторов необходимо выделить С. С. Фролова1
один из исследователей, который посвятил свои труды социологии
организации, а именно применение, рассмотрение её деятельности через
призму структурно-функционального подхода.
П. В. Магданов2 указывал на важность употребления подхода к
управлению в организации. Проанализировал существующие проблемы
применения структурно-функционального подхода в практической
деятельности организаций.
Обобщенный вариант новой институциональной теории был
разработан исследователем Д. Нортом3. Её важность заключается в широкой
концепции институтов и институциональной динамики, в которой
рассматриваются общие закономерности развития человеческого общества.
Дж. Марч4 и Й. Олсен5 дали определение институтов, общее для всех
вариантов неоинституционализма. Основные ими единицы анализа
рассматриваются следующие, правила, порядки, нормы и значения институт.
В современном мире национально-культурная автономия стала одним
из самых главных институтов поддержания межэтнического мира и согласия.
Данный институт регулирует взаимодействия мигрантов и принимающего
сообщества, является посредником между институтом гражданского
общества и государства, основываясь в первую очередь для решения какойлибо проблемы. Республика Татарстан является модельным регионом
построения национальных отношений, так как в нём мало возникает
конфликтов на межэтнической почве. В основном эти конфликты происходят
в социально-бытовой сфере, а именно в повседневной жизни. С данными
конфликтами сталкиваются абсолютно все люди в процессе
жизнедеятельности. Социально-бытовой конфликт обладает разрушительной
силой. Часто участниками конфликта выступают мигранты, участие данной
группы из социально-бытового конфликта может перерасти в
межэтнический. Именно национально-культурная автономия становится
субъектом профилактики социально-бытовых конфликтов в Республике
Татарстан. Данная работы была посвящена исследованию профилактической
деятельности национально-культурных автономий российского Северного
Кавказа, стран Закавказья и средней Азии социально-бытовых конфликтов.
Все поставленные задачи перед автором выпускной
квалификационной работы были изучены, исследованы и проанализированы.
Первоначально, нами были изучены теоретико-методологические
основы исследования профилактики социально-бытовых конфликтов и
национально-культурных автономий с помощью структурнофункционального и неоинституционального подхода. Данные подходы были
взяты в комплексе, так как они полностью взаимодополняют друг друга.
Структурно-функциональное построение деятельности организации и
описание его через призму социально-бытовых конфликтов органично99
объединяется с неоинституциональным характером рассмотрения поведения
членов деятельности национально-культурной автономии.
Для выведения термина социально-бытовых конфликтов, мы
рассмотрели сущность социального и бытового конфликта, данные
определения поспособствовали созданию собственного определения,
которому придерживались на протяжении всего исследования.
Социально-бытовые конфликты – это противоречия, столкновения,
преступный умысел, складывающийся в отношениях между людьми,
социальными группами, общества в целом, которые характеризуются
столкновениями противоположно направленных интересов, целей, позиций;
субъекты взаимодействия для достижения результата, который бы их
удовлетворял, используют конфликтогенные коммуникативные стратегии;
конфликт протекает в определённом деструктивном эмоциональном фоне на
повседневном, бытовом уровне. Разграничили данное понятие с такими
терминами как, криминальные конфликты, этно-бытовые и межэтническими.
Деятельность по профилактике социально-бытовых конфликтов
выявили, что является сложным процессом. В целях обеспечения
эффективности данной деятельности управленцы должны создать такую
среду в повседневности, чтобы нравственно-психологическая атмосфера
исключала бы возможность возникновения агрессивных действий, ведущих к
тяжелому конфликту. Выяснили, что профилактика конфликта не
соотносится с понятием противодействия.
В данной работе мы придерживались инструменталистского подхода к
понятию этничности. Так, как выше было указано, что субъекты социальнобытовых конфликтов всегда пытаются достичь определённых целей,
преследуя свои интересы. Этничность в данных конфликтах будем
рассматриваться как инструмент их достижения.
Для определения нормативно-правого статуса были рассмотрены
основные законодательные акты в Российской Федерации и по Республике
Татарстан. Сделали вывод о том, что данный статус общественного100
объединения осуществляется в рамках Федеральных законов, концепций
национальной политики, подзаконных актах как государства, так и регионов,
в том числе Республики Татарстан.
Далее, исследовали функциональное и дисфункциональное
взаимодействие с институтами общества и государства в рамках управления
социально-бытовыми конфликтами с участием мигрантов.
Под функциональным взаимодействием рассматривали деятельность
социального института, которая позволяет обеспечить быстрое и
комплексное взаимодействие между людьми для достижения общих целей,
способствует сохранению стабильности и интересам общества.
Дисфункциональное взаимодействие полностью будет противоположно
функциональному взаимодействию, взаимодействие людей будет носить
деструктивный характер или ни к чему не приводящие действия.
Институт семьи закладывает основы толерантного отношения к другим
нациям, в социально-бытовой сфере отношения будут складываться именно в
заложенных рамках воспитания в семье. Система образования вносит
существенный вклад в интеграцию общества, толерантное отношение и в
изучении культур других народов. Задача государства, как основного
источника безопасности своих граждан, входит осуществление необходимых
для этого функций, таких как предотвращение и устранение социальных
конфликтов.
Там где политические и общественные переплетаются, появляются
своего рода институты, организации в которых участники различных
этнических групп представляют свои интересы, в рамках того субъекта и
территории где они проживают. Один из таких институтов является
национально-культурная автономия.
Изучили сложный путь становления национально-культурной
автономии в современном обществе как субъекта управления социальнобытовыми конфликтами. С точки зрения эволюции форм деятельности101
организации, юридически-правового поля, отношений между властями
различных уровней и национально-культурной автономии и многое другое.
На сегодняшний момент существует тесное сотрудничество органов
государственной власти с национально-культурными объединениями.
Процесс включения национально-культурной автономии в «Стратегию
государственной национальной политики РФ» идёт в активном обсуждении,
также мы считаем, что необходимо национально-культурную автономию
закрепить в данной Стратегии, как института конфликторазрешения не
только этнических конфликтов, но и социально-бытовых конфликтов с
участием мигрантов для поддержания стабильной обстановки в российских
регионах.
Далее, нами была изучена деятельность национально-культурных
автономий российского Северного Кавказа, стран Закавказья и Средней Азии
в Республике Татарстан в профилактике социально-бытовых конфликтов для
сохранения межэтнического мира и согласия при помощи
полуформализованного интервью.
Большинство гипотез, составленных в программе исследования,
подтвердились полностью, несколько были частично верифицированы.
Основной акцент руководителей национально-культурных автономий
российского Северного Кавказа, стран Закавказья и Средней Азии в
профилактической деятельности направлен в такие сферы повседневной
жизни, где больше всего мигранты сталкиваются с проблемами.
Проведя мониторинг мероприятий, указанных на сайте Ассамблеи
народов Татарстана и Дома Дружбы Народов, и методов профилактики
социально-бытовых конфликтов руководителями национально-культурных
автономий российского Северного Кавказа, стран Закавказья и Средней Азии
из них мало направлено на принимающее население. Таким образом,
гипотеза верифицирована частично, так как экспертами было указано
несколько конфликтных случаев, кейсов проявления недовольства со102
стороны принимающего сообщества. Особенно в жилых комплексах,
образовательных учреждениях.
Исследователь отдельно изучил компетенцию руководителей
национально-культурных автономий российского Северного Кавказа, стран
Закавказья и Средней Азии в проведении профилактики социально-бытовых
конфликтов в Республике Татарстан. Большинство руководителей имеют
базовые знания о конфликтах, интересуются данной проблематикой через
средства массовой коммуникации и периодические издания, могут отличить
между собой профилактику конфликта от предупреждения, урегулирования и
разрешения. Имеют огромный жизненный опыт, используя его в решении
проблемных задач. Выдели главные качества, которыми должен обладать
руководитель национально-культурной автономии: терпение, отзывчивость;
коммуникабельность, широкое мировоззрение, жизненный опыт
справедливость, психологическая устойчивость, трезвость, понимание сути
ситуации, принимать решения обдуманно, иметь грамотный подход в любой
ситуации, любовь к своему народу, знания об особенностях своего народа.
Большинство этих качеств должны присутствовать, быть выработанными
любым руководителем. С моделируемой задачей руководители справились,
отметили, что первоначально необходимо выявить причины конфликта и его
стороны, затем определить на какой стадии конфликт и найти пути его
решения. Ведут комплексный подход, используя много методов для ведения
профилактической деятельности. Руководители национально-культурных
автономий российского Северного Кавказа, стран Закавказья и Средней Азии
обладают средним уровнем компетенции в проведении профилактических
мер социально-бытовых конфликтов.
Большинство опрошенных экспертов согласились с утверждением, что
именно национально-культурные автономии российского Северного Кавказа,
Закавказья и Средней Азии являются субъектом профилактики социальнобытовых конфликтов в Республике Татарстан.10
Российской Федерации «О национально-культурной автономии»
от 17.06.1994 № № - 74 ФЗ // с изм. и допол. в ред. от 04.11.2014
2. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»
от 19.05.1995 № № 82-ФЗ // с изм. и допол. в ред. от 08.03.2015
3. Закон РТ от 12 мая 2003 г. № 15-ЗРТ «О национальнокультурных автономиях в Республике Татарстан» / [Электронный ресурс] // -
:http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1622238, свободный.-
Проверено (31.05.2018)
4. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666
«О Стратегии государственной национальной политики Российской
Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://base.garant.ru/70284810/, свободный. – Проверено 1.12.2017.
Литература
1. Волкова О. С. Коммуникативная провокация как стратегия
деструктивного поведения в бытовом конфликте // Вестник Волгоградского
государственного университета. 2014. №5. С.49 - 55
2. Габдрахманова Г.Ф Социокультурная адаптация беженцев и
вынужденных переселенцев в Республике Татарстан. К.: Институт истории
АН РТ, 2003.
3. Гаджиев Х. А. Политические институты: институциональный и
неоинституциональный подход // ВЛАСТЬ. 2015. №7. С. 134 – 140.
4. Л. Козер. Функции социального конфликта. Перевод с анг. О.А.
Назаровой. – М., 2000. – 208 с.
5. См.: Кораблёва Г. Б. Социальные институты и социальные
организации: особенности взаимодействия. – ЕкБ., 2009. – С. 112
6. Кряклина Т. Ф. Общественная инициатива как основа создания и
институционализации национально-культурных объединений в Российской106
Федерации // Институт общественной инициативы в Российской Федерации.
2015. С. 135 - 147
7. Лукки Е. В. Институт необходимой обороны в бытовых
конфликтах // развитие современной науки: теоретические и прикладные
аспекты. 2016. С. 185 - 186
8. Магданов П. В. Интеграция структурно-функционального и
программно-целевого подходов к управлению // ARS ADMINISTRANDI.
2010. С. 5-15
9. Роберт Мертон / Социальная теория и социальная структура. —
М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.
10. Норт Д. Институты, институциональные изменения и
функционирование экономики. – М.: Фонд экономической книги «Начала»,
1997.- С. 20.
11. Р.М. Нуреев. Теория общественного выбора. – М., 2003. - С. 66
12. Парсонс Т. О социальных системах. – М.: Академический проект,
2002. – С. 721 – 722
13. Парсонс Т. Система современных обществ // Пер. с англ. Л.А.
Седова, А.Д. Ковалева; Научн. ред. перевода М.С. Ковалева. - М.: АспектПресс, 1997
14. Певнева И. В. Национальные особенности проявления
коммуникативных стратегий в бытовых ситуациях конфликта //
Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008. №1-1. С. 135 – 139
15. Роговая А. В. Роль национально-культурной автономии и
национально-культурных общественных организаций этнических групп в
региональном социуме // Социология и общество. 2016. С. 135 - 136
16. Титова Т.А Этнические меньшинства в Татарстане: теории,
стратегии и практики межэтнического взаимодействия. 2-е изд. К.: Казань,
редакционно - издательский центр, 2011.107
17. Третьякова В.С. Конфликт глазами лингвиста //
Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии.
– Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2000. – С. 127-140
18. Трофимов Е. Н. Национально-культурная автономия: от идеи к
реализации // Этносоциология. 2008. С. 91 - 99
19. Трушников. Конфликтология. – Т., 2009. – С.448
20. Фролов С. С. Социология организаций. – М., 2001. – С. 384
21. А.А.Чубур Введение в этнологию (конспекты лекционного
курса). 2010. С. 5
Диссертации и авторефераты:
1. Асуханов Ю.У. Институт национально-культурной автономии в
Российской Федерации: политико-правовые аспекты становления и развития:
дис. канд. полит. наук. М., 2005.
2. Герасимова О.Е. Национально-культурная автономия как форма
самоопределения нации: дис. канд. полит. наук. – СПб , 2007
3. Притулина О.В. Конституционно-правовой статус национальнокультурных автономий в субъектах Российской Федерации, находящихся в
пределах Южного федерального округа: дис.канд. юрид. наук. М., 2009
4. Ульянищев П.В. Автономия как конституционно-правовая
гарантия прав народов в многонациональном государстве: автореферат
дис.канд. юрид. наук. М., 2009.
Интернет-источники
1. Ассамблея народов Татарстана: из истории [Электронный ресурс]
– Режим доступа: http://addnt.ru/assembly, свободный. – Проверено
(29.11.2017)
2. Веблен Т. Теория праздного класса / [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5890/5899, свободный. –
Проверено 21.11.2017.108
3. Всероссийский форум национального единства [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://adm-urla.ru/vserossijskijforum-nacionalnogoedinstva/, свободный. – Проверено 1.12.2017.
4. Глотов М. Социальный институт: определение, структура,
классификация / [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/data/793/915/1217/2-Glotov_13-20.pdf, свободный. –
Проверено 21.11.2017.
5. Дворецкая Г. Социальные институты, их виды и функции /
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://banauka.ru/3845.html,
свободный. – Проверено 21.11.2017.
6. Диаспора и понятие «родина» / [Электронный ресурс] // - Режим
доступа:
http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/lekcii2/lekcii/n42_diaspor.html,
свободный.- Проверено (15.11.2016)
7. Дом дружбы народов Татарстана. Виртуальный тур
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://addnt.ru/house, свободный. –
Проверено (29.11.2017).