Введение 3
1. Теоретические основы ценообразования в стратегии выхода на
внешний рынок
8
1.1. Понятие и виды международных ценовых стратегий 8
1.2. Функции и роль ценообразования в стратегии выхода на внешний
рынок
19
1.3. Подходы к ценообразованию в экспортной деятельности
организаций
25
2. Анализ внешней и внутренней среды организации как фактор
ценообразования в стратегии выхода на внешние рынки (на
примере ООО «Вамин Татарстан»)
38
2.1. Анализ внутренней среды предприятия и его финансовохозяйственной деятельности
38
2.2. Исследование факторов, влияющих на формирование цены на
внешнем и внутреннем рынке
45
2.3. Механизм ценообразования экспортной продукции ООО «Вамин
Татарстан»
51
3. Направления совершенствования инструментов ценообразования
в экспортной стратегии ООО «Вамин Татарстан»
59
3.1. Анализ и влияние внешних факторов на зарубежном рынке в
ценовой стратегии выхода ООО «Вамин Татарстан»
59
3.2. SWOT и PEST- анализ 70
3.3. Разработка стратегии ценообразования в рамках стратегии
выхода на внешние рынки
79
Заключение 90
Список использованных источников 110
Приложения 118
Актуальность темы исследования. Актуальность темы выпускной
квалификационной работы заключается в следующем. По данным ООН, к 2050
году численность населения Земли достигнет 9 млрд. человек, поэтому
острейшим вопросом дальнейшего глобального развития станет проблема
продовольственной безопасности. На мировом рынке доля отечественного
производства занимает только 6% производства молока, 3% говядины.
Производительность труда в 8–10 раз меньше, чем в Канаде и Китае [14, c.78].
Сейчас негативные экономические тенденции оказывают давление на развитие
нашей страны. В то же время данная ситуация дает возможность раскрыть
внутренние резервы роста, в том числе в области сельского хозяйства, и в
частности в молочной отрасли. Молочное животноводство является
доминирующей отраслью сельскохозяйственного производства. Это
обусловлено тем, что крупный рогатый скот дает более 99% молока и около
50% говядины – наиболее важных животноводческих продуктов питания
населения. Увеличение производства и качества продуктов молочного
животноводства – проблема актуальная проблема, которая имеет большое
значение в экономике России. В связи с этим развитию этой отрасли придается
большое народнохозяйственное значение, что подтверждается реализацией
приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного
комплекса России», в котором сделаны установки на развитие молочного
животноводства, увеличение объемов качественных отечественных продуктов
питания на внутреннем рынке и формирование экспортного потенциала
предприятий отрасли.
Актуальность настоящего исследования состоит в разработке стратегии
ценообразования, позволяющее расширить рынки сбыта молочных
предприятий на внешних рынках. Особенно важным этот вопрос становится
для региональных предприятий, работающих в условиях жесткой конкуренции.
Именно здесь особенно остро ощущается необходимость освоения методов4
стратегического маркетинга и их применение во внешнеэкономической
деятельности, что становится критическим условием проникновения на
зарубежные рынки и завоевания там определенной рыночной доли.
В условиях рыночной конкуренции финансовый успех предприятия
зависит от правильного выбора стратегии ценообразования. На формирование
цены влияет множество факторов - экономических, геополитических и прочих.
Каждая организация вне зависимости от своей деятельности проводит
исследование внутреннего или внешнего рынка цен своего сегмента.
Важность ценообразования в современной макро- и микроэкономической
жизни требует основательного и глубоко анализа всех связанных с этим
процессом факторов и проблем. Ценообразование является сложным
механизмом, который состоит из целого ряда определенных аспектов, и нельзя
руководствоваться только расчетом прибыли и издержек.
Степень разработанности темы. Для написания магистерского
исследования использовалась научная литература таких авторов как: Д.Р.
Белоусова, С.Батчикова, Дж.Вильсона, К.Друри, Л.Данченок, П.Дойль, А.
Зайкин, А.А. Константинов, И.В. Липсица, Н.Л. Маренкова, С.Никитин, А.С.
Сидоренко Труды по процессам формирования цены принадлежат таким
авторам как В.В. Леонтьев, С.С. Шаталин, А.К. Осипов, М.Н. Малыш, И.Н.
Герчикова, В.Д. Гончарова, Н.В. Киреенко и др. Проблемы ценообразования на
внешних рынках исследовались в публикациях Г.А. Васильевой, А.А,
Деминой, О.П. Матвеевой и других. Ряд ученых экономистов исследовали
вопросы теоретического характера в области ценообразования относительно
производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Особенности
ценообразования на внешних рынках изучены недостаточно. В теоретическом
плане необходимо дальнейшее исследование принципов ценообразования на
внешнем рынке, в методическом – особенностей ценообразования конкретных
видов продукции, в частности молочной, в практическом – повышение
эффективности продаж на внутреннем и внешнем рынках, раскрытии
экспортного потенциала предприятий. Требуется разработка эффективных5
стратегий ценообразования компаний с учетом выхода на внешние рынки.
Необходимость решения названных и связанных с ними задач определяет
актуальность данного исследования.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является
деятельность ООО «Вамин Татарстан» и экономические взаимосвязи,
возникающие в процессе реализации стратегии выхода предприятия на
внешний рынок.
Предметом исследования выступают методы ценообразования в условиях
выхода предприятия на внешние рынки.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка
практических рекомендаций по применению инструментов ценообразования в
экспортной стратегии на примере производителя молочной продукции ООО
«Вамин Татарстан».
Для решения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- изучить теоретические основы ценообразования в стратегии выхода на
внешние рынки;
- проанализировать факторы внешней и внутренней среды компании с
целью развития экспорта на примере молочной продукции;
- исследовать инструменты ценообразования и определить их роль в
экспортной стратегии ООО «Вамин Татарстан»;
- разработать схему разработки стратегии выхода предприятия на
внешние рынки с учетом механизма ценообразования.
Методами исследования выступали анализ и синтез, индукция и
дедукция, анализ статистических данных, методы эмпирического анализа и
другие методы исследования. В исследовании также использованы
общеизвестные научные методы как научная абстракция, обобщение,
горизонтальное и вертикальное сравнение, способы цепных подстановок,
абсолютных и относительных разниц и т.п.
В первой главе рассмотрены теоретические основы ценообразования, в
частности изучены понятие и виды международных стратегий, обозначены6
функции и роль ценообразования в стратегии выхода на внешний рынок;
изучены подходы к ценообразованию в экспортной деятельности организаций.
Во второй главе проведен анализ внешней и внутренней среды
организации как фактора ценообразования в стратегии выхода на внешние
рынки на примере молочной продукции, также проанализированы внешние
факторы внутренней среды ценообразования в стратегии выхода на внешние
рынки.
В третьей главе проанализированы возможности ООО «Вамин
Татарстан» по выходу на внешние рынки, в том числе с учетом результатов
SWOT и PEST анализа внешнеэкономической деятельности, и предложен
алгоритм разработки ценовой стратегии выхода на внешние рынки.
Теоретической и методологической основой исследования послужили
разработки зарубежных и отечественных авторов в области стратегического
управления, международного бизнеса, теории ценообразования.
Информационной базой магистерской диссертации являются
федеральные законы и нормативно-правовые акты, информационноаналитические и статистические материалы о развитии нефтехимической
молочной отрасли, научные работы, статьи и публикации, а также монографии
и ресурсы сети Интернет по теме исследования.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующем:
- уточнено определение понятия «международная ценовая стратегия»;
- представлена систематизация подходов к классификации основных
видов международных ценовых стратегий;
- предложен усовершенствованный подход к формированию цены на
молочную продукцию предприятия при выходе на внешние рынки, который
позволяет проанализировать и оценить конкурентные позиции предприятия в
среде зарубежных конкурентов.
- по результатам SWOT и PEST-анализа, а также анализа конкурентов и
продуктовой стратегии предложена стратегия ценообразования экспорта ООО
«Вамин Татарстан»;7
- выявлены особенности зарубежных рынков молочной отрасли и даны
рекомендации по учету специфики зарубежных рынков в стратегии выхода на
внешние рынки.
В выпускной квалификационной работе предложены методические
рекомендации по реализации стратегии ценообразования, позволяющие
определить успешность стратегии проникновения на внешние рынки молочной
отрасли внешних рынков.
Теоретическая значимость работы выражается в систематизации
подходов к классификации видов международных ценовых стратегий, методов
ценообразования на внешних рынках и разработке рекомендаций
использованию механизмов ценообразования в стратегии при выходе на
внешние рынки в целях обеспечения конкурентоспособности продукции.
Практическая значимость работы заключается в разработке предложений
в области ценообразования в стратегии предприятия ООО «Вамин Татарстан»
по выходу на новые внешние рынки.
Цели и задачи исследования обусловили структуру работы, которая
состоит из введения, основной части, включающей три главы, вывода, списка
использованной литературы и приложений.
Ценовые стратегии представляют формирование и реализацию
ценообразования предприятия, обеспечивающей достижение поставленной
цели на конкретном рынке в определенном периоде, а также и в
прогнозируемом будущем. Ценовые стратегии являются неотъемлемой частью
стратегий предприятия. Правильно разработанная ценовая стратегия одной из
гарантий успеха на рынке. Решение вопроса требует выбора модели
ценообразования, характеризующей особенности стратегии выхода на внешние
рынки.
Международная стратегия политики цен подразумевает реализацию
процессов ценообразования, связанных с выходом на международные рынки.
Международные ценовые стратегии также разнообразны, что объясняется
большим количеством рыночных возможностей, в которых может работать
организация на внешних рынках. Исходя из анализа вышеизложенного, на наш
взгляд, ценовая стратегия должна пониматься как механизм, в котором должны
быть четко обозначены количественные и качественные параметры, на которые
оказывают воздействие внутренние факторы, и переменные параметры,
обуславливаемые внутренней средой, обуславливающие формирование цены.
Ценовая стратегия является частью общей стратегии предприятия и влияет на
ценовую политику.
В ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи и
получены результаты, имеющие научную новизну.
1. Уточнено определение понятия «международная ценовая стратегия»;
Международную ценовую стратегию можно определить как совокупность
взаимосвязанных согласованных элементов, определяющих в долгосрочной
перспективе формирование рыночной цены на реализуемый товар в интересах
обеспечения сбыта на внешнем рынке и достижения финансовой устойчивости
организации и ее конкурентоспобности. Согласно избранной международной
ценовой стратегии принимаются наиболее важные решения, влекущие за собой91
долговременные последствия для развития организации на внешнем рынке в
долгосрочной перспективе. Международное ценообразование представляет
собой сложный механизм установления политики цен на внешнем рынке в
целях выживания фирмы на международном рынке и получении максимальной
прибыли. Различают несколько видов международных ценовых стратегий.
Разработка ценообразования производится с учётом как внешних, так и
внутренних факторов развития фирмы. Роль ценообразования как важного
элемента в стратегии выхода на внешний рынок можно раскрыть через
реализацию следующих функций.
1.Обеспечение функционирования организации.
2. Инструмент максимизации объемов прибыли.
3.Инструмент увеличения сбыта. Фирмы, преследуя эту цель считают, что
увеличение объёмов сбыта приводит к уменьшению издержек на единицу
продукции и на этой основе к увеличению прибыли.
4.Достижение лидерства рынке в условиях ценовой конкуренции.
Международные стратегия ценообразования должна способствовать
достижению целей предприятия, которые делятся на три группы: финансовые,
основанные на прибыли; сбытовые, основанные на целях интенсификации или
экстенсификации сбыта и ситуационные.
Ценообразование представляет собой процесс формирования уровней,
структуры и динамики цен, образующих единую систему в целях обеспечения
общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые
соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном
периоде времени.
Анализ литературы показывает, что ценообразование на продукцию
сельхозпроизводства не эффективно. Цены на промышленные товары гораздо
выше, чем продукция сельхозпроизводства, особенно высоки энергозатраты.
Для снижения цен возможно применение льготного кредитования, выдачи
кредитов сельхозпроизводителям с минимально низкими процентными
ставками, минимальными для этого вида производителей должны быть и92
налоговые ставки. В России отсутствует единая система формирования на
молоко, при закупке молока каждый переработчик устанавливает закупочную
цену исходя из личных интересов. Цена на молоко - сырье формируется путем
нескольких подходов. В одном случае цену на молоко-сырье устанавливают
переработчики молока, но такой расклад не выгоден
сельхозтоваропроизводителям, при установлении цены их интересы во
внимание не берутся. Есть способ установления цены, когда учитывается
качество продукта. Существуют нормы, определяющие, каким должно быть
молоко - сырье. Последний вариант установления цены на молоко - сырье более
выгоден для работников сельскохозяйственной отрасли. Ведь если оценивают
качество их работы, а следовательно продукции, то значит и учитывают их
интересы. Таким образом, производить хорошую продукцию становится
выгодно и сельхозтоваропроизводителям. Как известно, определяя уровень
цены на конкретном зарубежном рынке, предприятие исходит из общих целей
ценовой политики.
В работе также представлена систематизация подходов к классификации
основных видов международных ценовых стратегий. Мы обосновали роль
ценообразования в стратегии выхода на внешние рынки, которая выявляется в
реализации следующих функций.
1. Достижение определенного уровня объема продаж на рынке.
2. Сохранение доли рынка.
3. Завоевание максимально возможной доли рынка.
4. Достижение определенного уровня рентабельности инвестиций.
5. Получение определенного уровня прибыли.
6. Завоевание верхнего сегмента рынка.
7. Соответствие ценам конкурентов.
Методы ценообразования в экспортной деятельности представляют собой
процесс формирования цен под воздействием определенных факторов. Обзор
научной литературы по темы исследования позволяет выделить и
проанализировать ряд следующих положений. Методика ценообразования в93
стратегии выхода на внешний рынок представляет собой совокупность правил,
принципов и методов формирования структуры и динамики цен.
К инструментам ценообразования можно отнести использование
совокупности методов ценообразования направленных на достижение
определенных целей. Во-первых, устранение конкурентных компаний с рынка
определенного продукта. Во - вторых, принятие защитных условий от
аналогичных действий конкурентов по отношению к нашей компании. В -
третьих, внедрение и развитие дистрибьюторского канала сбыта. В - четвертых,
создание у потребителей образа высокого качества продукции и устойчивости
предприятия. В - пятых, поощрение потребителей, осуществляющих крупные
закупки продукции. В - шестых, использование демпинга для проникновения на
рынок сбыта.
В работе предложен усовершенствованный подход к формированию цены
на молочную продукцию предприятия при выходе на внешние рынки, который
позволяет проанализировать и оценить конкурентные позиции предприятия в
среде зарубежных конкурентов (на примере ООО «Вамин –Татарстан»).
Производимая продукция холдинга: молоко жидкое обработанное,
сметана и жидкие сливки, кисломолочная продукция, творог и сырковотворожные изделия, масло коровье, сыр, молочные продукты сгущенные и
прочие молочные продукты, сельскохозяйственное сырье.
В последний анализируемый период предприятие не работает на внешнем
рынке, но стратегией развития предусмотрен экспорт основной продукции на
зарубежные рынки, в том числе, в связи с этим планируется сертификация
молочно-перерабатывающих заводов по международным стандартам
менеджмента качества труда и производства. В этих целях, поставлена задача
разработать адаптивную модель ценообразования, которая будет являться
частью стратегии выхода на внешний рынки с целью экспорта продукции
общества «Вамин Татарстан».
Рынок молочной продукции в России характеризуется олигопольными
процессами (Группы компаний Danone, Юнимилк и др.). Таким образом, мы94
можем утверждать, что необходимо учитывать все факторы внешней среды, в
которых функционирует ООО «Вамин Татарстан». Цены на продукцию должны
устанавливаться рыночным методом после тщательного маркетингового
исследования рынка с учетом всех рыночных факторов. К примеру, если это
новая уникальная продукция, пользующаяся повышенным спросом,
применяется метод «снятия сливок». Если типичная продукция – то ориентация
на лидера, либо применение метода ценообразования с ориентацией на цены
конкурентов.
Сетевая бизнес-структура молочной индустрии или молочный кластер
может стать инструментом стратегического развития отрасли региона,
способного обеспечить пищевую безопасность, занятость населения, спрос, как
на молоко-сырье, так и на готовую продукцию налаженные, стабильные,
взаимовыгодные связи с соседними регионами, и может стать ведущей
стратегией управления социальными рисками, которые вызывают действия
олигополистов. Решение оптимизации деятельности необходимо искать не
только внутри организации за счет традиционных инструментов, но и за счет
выстраивания новых структур кластерного типа между участниками сектора
региона, что повысит уровень конкуренции среды между региональными
игроками молочной индустрии.
Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. – М.:
Центр экономики и маркетинга, 2001. – 425 с.
2. Асланов Т.А. Управление продажами, управление компанией, маркетинг,
PR, 2016 г. – 105 с.
3. Akerlof, G. The Market for “Lemons”: Quality Uncertainty and the Market
Mechanism / G. Akerlof // The Quarterly Journal of Economics. – V. 84,
August 1970. – P. 488-500.
4. Акмаева, Р.И. Стратегическое планирование и стратегический
менеджмент / Р.И. Акмаева. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 208 с.
5. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / Под
ред. В.И. Стражева. - Мн.: Высшая школа, 2013. – 238 с.
Апчерч А. Управленческий учет: принципы и практика: пер. с англ. / Под
ред. Я.В. Соколова, И.А. Смирновой. – М.: Финансы и статистика, 2014. –
952 с.
6. Андреева О. Н. Обоснование направлений повышения эффективности
молокоперерабатывающих предприятий // Вестник Томского
государственного университета. Сер.: Эконо мика. 2014. № 4. С. 46–51.
7. Баканов Н.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности.
- М.: Финансы и статистика, 2015.
8. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять
капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2015.- 384 с.
9. Бодрова Е. Г. Повышение эффективно-ти производства молочной
продукции путем оптимизации используемых ресурсов (на при-ере
молокоперерабатывающих предприятий Челябинской области) : дис. …
канд. экон. наук. Челябинск : Б.и., 2009. 122 с.111
10.Важенин С.Г., Берсенев В.Л., Важенина И.С., Татаркин А.И.
Территориальная конкуренция в экономическом пространстве. —
Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. — 540 с.
11.Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и
статистика, 2014. - 799 с.
12.Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов.
– М.: ЗАО «Финстатинформ», 2013. – 533с.
13.Ветров А.А. Операционный аудит-анализ. - М.: Перспектива, 2014. -120 с.
Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 2014.
14.Волкова, Т.С. Использование концепции отраслевой цепочки ценности в
управлении затратами молочной промышленности / Т.С. Волкова //
Управленческий учет. – 2013. – № 11. – С. 12-22.
15.Гладких Игорь Валентинович - канд. экон. наук, доцент, СанктПетербургский государственный университет, Вестник С.-Петерб. ун-та.
Сер. Менеджмент. 2013. Вып. 1
16.Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: учебное пособие –
М.: Финансы и статистика, 2015. – 208 с.
17.Давыдова О. А., Иванов С. А. Основ- ные методы оценки
производственного потен- циала в молочном скотоводстве // Материалы
LIII междунар. науч.-техн. конф. «Достижения науки –
агропромышленному производству» / под редакцией П. Г. Свечникова.
Челябинск : ЧГАА, 2014. С. 110–115.
18.Данченок Л. Ценовая политика фирм / Л. Данченок // Человек и труд. –
2017. - №1. – С. 70-71.
19.Динамика объемов производства сырого молока и молочной продукции в
Российской Федерации [Электронный ресурс] / Национальный союз
производителей молока. – Режим доступа: http://www.
souzmoloko.ru/news/rinok-moloka/rinok-moloka_3372.html
20.Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. — СПб.-М. —
Харьков-Минск: Питер, 2013. — 584 с.112
21.Доктрина продовольственной безопасности РФ [Электронный ресурс] /
Министерство сельского хозяйства РФ. – Режим доступа: www.mcx.ru.
22.Долгова И. М. Тенденции развития рын- ка молока и молочной
продукции в РФ // Эко- номика и предпринимательство. 2014. № 9(50). С.
953–958.
23.Друри К. Управленческий учет для бизнес – решений: учебник / Пер.с
англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 655 с.
24.Зайкин А. Маркетинг в розничной торговле: Каналы сбыта // Маркетинг в
России и за рубежом. – 2015. - №5. – С.66.
25.Индекс эффективности логистики: разрыв сохраняется [Электронный
ресурс] / Всемирный банк, 20.03.2014. – Режим доступа:
http://www.worldbank.org/ru/news/pressrelease/2014/03/20/logisticsperformance-index-gap-persists.
26.Ковалёв В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор
инвестиций. Анализ отчётности. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 432
с.
27.Ковалев В.В., Соколов Я.В. Основы управленческого учета. – СПб.: Лист,
2013. – 318 с.
28.Кондратова И.Г. Основы управленческого учета. – М.: Финансы и
статистика, 2014. – 328 с.
29.Константинов А.А. Анализ конкурентоспособности организации //
Экономическое развитие России. - №6. - 2016. – С.32.
30.Луговой В.А. Учет затрат на производство и реализацию продукции
(работ, услуг): Методика и практикум. - М.: Финансы и статистика, 2015
г. -144 с. (библиотека бухгалтера).
31.Минаков И. А. Повышение конкурентоспособности
сельскохозяйственной продукции // Вестник МичГАУ. 2012. № 1. Ч. 2. С.
48–53.
32.Нечестное молоко [Электронный ресурс] // Интерфакс-Россия. – Режим
доступа: http://www.interfaxrussia.ru/print.asp?id=737871&type=view113
33.Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет. – М.: УРСС, 2014.
– 368 с.
34.Осташевский С. М. Необходимость импортозамещения для современной
экономики РФ // Вестник ЮУрГУ. Сер. : Экономика и менеджмент. 2015.
Т. 9. № 3. С. 28–33.
35.Павлова Л.Н. Финансы предприятий. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2015. - 639
с.
36.Панкратова Д. Ю. Повышение эффек- тивности функционирования АПК
Челябинской области за счет развития сельскохозяйственной кредитной
потребительской кооперации // Вест- ник ЧГАА. 2014. Т. 67/2. С. 11–16.
37.Петруня, Н.Г. Планирование цепочек поставок для
молокоперерабатывающих предприятий [Электронный ресурс] / Н.Г.
Петруня // Переработка молока. – Режим доступа: http://www.milkbranch.
ru/publ/view/347.html
38.Полешкина, И.О. Механизмы господдержки молочного сектора в
Европейском союзе и возможность их адаптации в условиях России /
И.О. Полешкина // Международный сельскохозяйственный журнал. –
2014. – № 4. – С. 60-63.
39.Полешкина, И.О. Особенности конкуренции на рынке молока в России /
И.О. Полешкина // Экономика сельскохозяйственных и
перерабатывающих предприятий. – 2015. – № 8. – С. 24-29.
40.Попов, В.Н. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие / В.Н.
Попов, В.С. Касьянов, И.П. Савченко; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н.
Попова. – М.: КНОРУС, 2007. – 304 с.
41.Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого
результата и обеспечить его устойчи- вость / М. Портер. – М.: Альпина
Бизнес Букс, 2005. – 715 c.
42.Практикум по финансовому менеджменту: учебно-деловые ситуации,
задачи и решения. /Под ред. Стояновой Е.С. - М.: Перспектива, 2013. -
160 с.114
43.Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. -
Мн.: Высшая школа, 2014. - 309 с.
44.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного
предприятия. - Минск: Новое знание, 2015. - 688 с.
45.Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М.: Финансы и
статистика, 2013. – 304 с.
46.Сергеев, В.И. Логистика и управление цепями поставок – антикризисные
инструменты менедж мента / В.И. Сергеев // Логистика и управление
цепями поставок. – 2015. – № 1 (66). – С. 9-23.
47.Смирнова Н. А. Порядок определения дефицита средств в
сельскохозяйственных ор- ганизациях // Вопросы образования и науки:
те- оретический и методический аспекты : сб. науч. тр. по матер.
междунар. заоч. науч.-практ. кон- ференции : в 7 частях. 2012. С. 105–107.
Балабайкин В. Ф., Иванов С. А. Разработка стратегий устойчивого
развития пред- приятий АПК Челябинской области // Известия
Международной академии аграрного образования. 2015. № 23. С. 40–43.
48.Сток, Дж. Р. Стратегическое управление логистикой: пер. с 4-го англ. изд.
/ Дж. Р. Сток, Д.М. Ламберт. – М.: ИНФРА-М, 2005.
49.Стратег.ру http://stra.teg.ru/lenta/ innovation.
50.С