Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Работа №29688

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы140
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
460
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………..………………………………………32
Глава 1. Теоретические аспекты социально-экономического программирования
1.1. Программирование: понятие, элементы и виды
программ…………………………………………………………………………….6
1.2. Особенности и принципы социально-экономического программирования на
региональном уровне………………………………………………………………14
1.3 Система управления социально-экономическим развитием региона……..22
Глава 2. Практические аспекты анализа эффективности социально-экономических программ………………………………………….………………34
2.1 Сравнительная характеристика подходов и методик оценки социально-экономического программирования на региональном
уровне……………………………………………………………………………….35
2.2. Анализ эффективности программы «Развитие транспортной системы» на
2014-2022 гг. в Республике Татарстан………………………………..…………...46
2.3. Анализ эффективности программы «Развитие здравоохранения Республики
Татарстан до 2020 года»……………………………………………………………68
Глава 3. Направления совершенствования социально-экономического
программирования …………………………………………………………………94
3.1 Анализ международного опыта управления программированием и его
оценкой………………………………………………………………………...……95
3.2 Рекомендации по совершенствованию управления и оценивания социально-экономического программирования регионов Российской
Федерации……………………………………………………………..……..……108
Заключение…………….…………………………………………………..………116
Cписок использованной литературы …………...……………………………….120
Приложение………………………………………………………………...……...128

Для каждого государства в современном обществе одной из главных
задач является обеспечение его устойчивого социально-экономического
развития, а меры по повышению эффективности управления государственными
расходами становятся все более актуальными в условиях замедления роста
государственных доходов. Одним из инструментов, который позволяет
добиться этого, является программно-целевое планирование и управление.
В России с 2010 года началось обсуждение перехода на программноцелевое управление и планирование, что, по словам В.В. Путина (в 2010 году
Председатель Правительства РФ), «…позволяет увязать деятельность каждого
федерального органа исполнительной власти с приоритетами,
зафиксированными в программных документах. Каждый государственный
рубль должен быть нацелен на конечный результат»1. С 2014 года в России
осуществляется полный переход на программный бюджет.
В майских указах 2018 г. В.В. Путин отметил, что приоритетные
программы (проекты) являются наиболее эффективным инструментом
достижения «прорывного научно-технологического и социальноэкономического развития Российской Федерации, увеличения численности
населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных
условий для их проживания, а также условий и возможностей для
самореализации и раскрытия таланта каждого человека»2. Согласно
национальным целям Правительство РФ должно разработать или
скорректировать вместе с органами государственной власти субъектов РФ и
представить до 1 октября 2018 г. для рассмотрения на заседании Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
приоритетным проектам национальные проекты (программы) по приоритетным
направлениям, в которые входят программы «Развитие здравоохранения» и
1
Выступление В.В. Путина на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития РФ 14.05.2014.
[Электронный ресурс] // URL: http://premier.gov.ru/events/news/10586
2
Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года» [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 Дата обращения:12.05.2018.4
«Развитие транспортной системы». Кроме того, Правительству РФ поручено
ежегодно, при формировании проекта федерального бюджета, предусматривать
в приоритетном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета на
реализацию национальных проектов (программ) и обеспечить направление в
приоритетном порядке дополнительных доходов федерального бюджета,
образующихся в ходе его исполнения, на их реализацию. В связи с
вышеизложенным, тема выпускной квалификационной работы является
актуальной и востребованной.
Целью выпускной квалификационной работы является выработка
рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим
развитием регионов в России на основе оценки реализации социальноэкономических программ в Республике Татарстан.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Изучить сущность социально-экономического программирования в
Российской Федерации.
2. Выявить особенности социально-экономического
программирования на региональном уровне.
3. Исследовать систему управления социально-экономическим
развитием регионов Российской Федерации.
4. Сравнить подходы и методики оценки социально-экономического
программирования.
5. Провести анализ эффективности социально-экономических
программ в Республике Татарстан.
6. Рассмотреть международный опыт государственного управления
социально-экономическим программированием и его оценкой.
7. Выявить существующие проблемы государственного управления
социально-экономическим программированием и его оценкой.
8. Разработать и предложить направления совершенствования
социально-экономического программирования в субъектах Российской
Федерации.5
Объектом исследования данной работы является государственное
управление социально-экономическим программированием региона.
Предметом исследования являются программы социальноэкономического развития Республики Татарстан.
Работа состоит из введения, трех глав, списка использованных
источников (71 источник), 4 приложений. В первой главе рассмотрены
теоретические вопросы социально-экономического программирования: понятие
программ, основные виды программ, система управления. Во второй главе
рассматриваются практические аспекты анализа эффективности социальноэкономических программ на примере Республики Татарстан. В третьей главе
описаны современные подходы к управлению государственными программами
и оценке их реализации в таких странах, как США, Канада и Австралия.
Формулируются предложения по использованию зарубежного опыта
управления и оценивания государственных программ в субъектах Российской
Федерации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В Российской Федерации активно происходят экономические
преобразования, которые выделяют в числе наиболее значимых задач
разработку и реализацию эффективной социально-экономической политики,
которая в свою очередь требует корректировки управления развитием
территории на всех уровнях. Одним из инструментов, который позволяет
добиться этого, является программно-целевое планирование и управление.
Целевая программа - это документ, в котором отражаются цель и
комплекс производственных, научно-исследовательских, организационнохозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных
на решение наиболее эффективным путем экономических проблем и
увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Региональная целевая программа определяется как совокупность
мероприятий и инвестиционных проектов, направленных на достижение
конкретных целевых установок экономико-социального, экологического
характера, которые должны быть согласованы органами государственной
власти всех уровней, финансируемые частично или полностью из
соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации.
Оценка государственных программ является одним из способов для ее
решения. Оценивание госпрограмм является инструментом, который
позволяет получить картину о ходе выполнения программ и помогает
получить информацию для принятия решений относительно дальнейшей
реализации программ.
В Республике Татарстан действует 29 программ, из которых для
анализа были выбраны два: «Развитие транспортной системы» и «Развитие
здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года». По обеим
анализируемым программам обнаружено множество нарушений в составе
логики программы и не соблюдается принцип Домино. Несмотря на это, в
Республике Татарстан стремятся выработать единый подход и выстроить
полноценную логику программ и в отчетах наблюдаются попытки118
сопоставить цели, задачи, мероприятия и целевые индикаторы. Однако, на
данный момент, не хватает реальной объективной оценки достаточности
объема предусмотренных мероприятий, соответствия целевых индикаторам
поставленным целям и задачам, а также соответствие предписанных
подпрограмм задачам самой программы. Оценка эффективности реализации
программ не производится.
При процессе реализации любого проекта или программы
целесообразно учитывать уже накопленный опыт. Это открывает
возможности для того, чтобы избежать типичных ошибок и, одновременно,
интегрировать в процессы управления наиболее успешные подходы,
доказавшие свою эффективность на практике. Не смотря на то, что в нашей
стране уже официально принята методология оценивания эффективности
реализации программ (пусть она и не работает на данный момент), анализ
лучших практик может повысить эффективность управления.
В работе был проанализирован опыт управления и оценивания
программ таких ведущих зарубежных стран как США, Канада и Австралия,
который показал, что общим подходом во всех этих странах является
использование логических моделей. Данный инструмент описывает
стратегию или логику реализации программы: как использование ресурсов
поможет достичь конечных целей программы.
При этом в зарубежных странах выделяется 2 основных вида
отслеживания прогресса реализации программ: оценка реализации программ
(мониторинг) и оценка программы. Оценка реализации программы – это
«продолжающийся на протяжении всего срока реализации программы
мониторинг и отчет о достигнутых результатах программы в сравнении с
запланированными целями», то есть это отслеживание степени достижения
целей программы, сравнение фактических и запланированных целей,
показателей программы, мониторинг реализации программы. Оценивание
программ – это систематическое изучение с использованием
исследовательских методов для сбора и анализа данных для оценки того,119
насколько хорошо программа осуществляется и почему. Оценивание
позволяет отвечать на специфические вопросы о реализации программы,
может фокусироваться как на процессах, так и на результатах программы, это
глубокое погружение в изучение процессов программы.
В России на сегодняшний день происходит совмещение двух видов
оценивания – мониторинг совмещен с оценкой эффективности программ
(согласно методике). При этом эффективность программы рассчитывается
как интегрированный показатель – оценивается эффективность
использования бюджетных средств (сравнивается планируемый и реальный
уровень затрат) результативность основных мероприятий, целей
подпрограмм и программы.
Подход, предлагаемый в работе требует использования логической
модели при разработке и оценивании программ, с усилением контроля и
повышением мотивации к объективной оценке эффективности реализации.
Программы должны разрабатываться таким образом, чтобы основные
мероприятия в совокупности были направлены на достижение показателей
подпрограммы; показатели подпрограммы в совокупности должны быть
направлены на достижение показателей госпрограммы. Для возможности
оценивания результативности, эффективности и проведения анализа
«затраты-эффективность» необходимо разрабатывать показатели
(индикаторы) для каждого из этих компонентов, которые будут
соответствовать им, а не указаны для формальности. Проведение Счетной
платы ежегодного подробного анализа, результаты которой будут давать
подробную оценку государственной политики, по которым реализуются
программы и расходуются бюджетные средства, с указанием подробных
рекомендаций. Рассмотреть возможность перераспределения бюджетных
средств от неэффективных к эффективным программам, а также
корректировать программы с учетом реального влияния оказываемых мер. И
в конечном счете, установить персональную ответственность среди
ответственных исполнителей программы.


Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете
на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» [Электронный ресурс] //
URL: http://minfin.ru/common/upload/library/2016/12/main/FZ415-
FZ_ot_191216.pdf..Дата обращения: 09.04.2018.
2. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов
Российской Федерации. Министерство регионального развития Российской
Федерации. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.minregion.ru/OpenFile.ashx/razv.doc?AttachID=184 Дата
обращения:10.04.2018.
3. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 «Об
утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности
государственных программ» [Электронный ресурс] // URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212747&fl
d=134&dst=100001,0&rnd=0.06514159837967659#0. Дата обращения:
09.04.2018
4. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 года № 588 «Об
утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности
государственных прог рамм Российской Федерации» [Электронный ресурс] //
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103481/, Дата
обращения 24.04.2018.
5. Указ Президента Российской Федерации от 08 сентября 2014 года
№612 «Об упразднении Министерства регионального развития Российской
Федерации». [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/38853
Дата обращения: 24.04.2018
6. Заключение Счетной палаты Республики Татарстан на Отчет об
исполнении бюджета Республики Татарстан за 2015 год [Электронный
ресурс] // URL:: http://minfin.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_599198.pdf Дата
обращения 23.05.2018121
7. Государственная программа «Развитие здравоохранения Республики
Татарстан до 2020 года» Электронный ресурс] //
URL:http://minzdrav.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_185598.pdf Дата обращения
23.05.2018
8. Отчет о реализации государственной программы «Развитие
здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года» за 2015 год
[Электронный ресурс] // URL: http://minzdrav.tatarstan.ru/rus/razvitiezdravoohraneniya.htm Дата обращения: 23.05.2018
9. Государственно-частное партнерство в России 2017-2018: текущее
состояние и тренды, рейтинг регионов, 2018. URL:
http://pppcenter.ru/assets/files/260418-rait.pdf Дата обращения: 12.05.2018.
10. Афанасьев М.П., Алехин Б.И., Кравченко А.И, и др. Технология
подготовки программного бюджета. // Финансовый журнал.2013. № 3 (5).
С.28-56.
11. Данилова И.В., Годовых А.С. Оценивание политик и программ в
системе государственного управления регионом: теоретические и
методические подходы // Вестник ЮУрГУ. 2013.10 Серия «Экономика и
менеджмент». т. 7, № 4, c. 9-19.
12. Ерофеева Т.П. Федеральные целевые программы: формирование и
реализация // Экономика и экономические науки, 2013, №2, С. 34.
13. Кушнарева И. В. Проблемы экономики России на региональном уровне
// Пространство экономики. 2010. № 4 – 2. [Электронный ресурс] // URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ekonomiki-rossii-na-regionalnomurovne
Дата обращения 22.04.2018.
14. Лукъяненко З.Б, Югова Н.В. Программно-целевой метод в
государственном управлении бюджетной сферой // ARS Administrandi, 2014
№2 с. 72-78.
15. Минченко О.С. Подходы к оценке целевых программ в российской
практике. // Вопросы управления, № 2 (2) декабрь 2014, с.16.122
16. Нерушай С. И. Формирование механизма регулирования регионального
потребительского рынка: Автореф… дис. канд. экон. наук. СпБ: МПРЭ РАН,
2010. C.20
17. Петрова Е.С. Целевые программы как метод государственного
регулирования развития регионов // Экономические науки, 2012 №2 с. 197
18. Понамаренко С. А., Хоружий В. И. Социально-экономические
подсистемы региональной экономики // УЭкС. 2014. № 35 [Электронный
ресурс] // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoekonomicheskiepodsistemy-regionalnoy-ekonomiki Дата обращения: 24.04.2018
19. Рисин И.Е. Стратегическое планирование социально-экономического
развития региона // Воронежский государственный университет // Воронеж:,
2014. – 176с.
20. Столяров О.И., Полищук К.В. Совершенствование использования
программно-целевого метода для решения проблем развития
регионов//Труды Института системного анализа Российской академии наук:
Электронный научный журнал .- 2013.-№ 34.
21. Шеховцева Л. С. Стратегическое целеполагание регионального
развития: междисциплинарный подход // Экономический вестник
Ростовского государственного университета. 2013. Том 4, №3. С. 134-139.
22. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного
подхода. – М.: Наука, 1973
23. Душин, С.Е. Моделирование систем управления: учебное пособие для
вузов / С.Е. Душин. – М.: Студент, 2012., C. 348
24. Жуковский А.И., Васильев С.В. Разработка, реализация и оценка
региональных целевых программ. Учебник – М.: «ДИАЛОГ», 2012. – 175с.
25. Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка. М.,
2007. С. 28.
26. Кузьмин А., Кошелева Н. Оценка как функция управления программой.
Оценка программ: методология и практика. / Под ред. А.И. Кузьмина, Р.
О'Салливан, Н.А. Кошелевой. – М.: Издательство «Престо-РК», 2009. 15 21c.123
27. Райзберг Б.А., Лобко А.Г., Программно-целевое планирование и
управление: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С.426
28. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. М., Инфра-М, 1997,
350 с.
29. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной
экономики: учеб. пособие. М., 2007.С. 77.
30. Официальный сайт Министерства экономического развития.
Электронный ресурс] //
URL:http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategterplanning/komplstplan
ning/strategstplanning/index Дата обращения 24.04.2018.
31. Официальный сайт Office of Management and Budget. GPRA
modernization act of 2010. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.whitehouse.gov/omb/performance/gprm-act Дата обращения:
1.06.2018.
32. Официальный сайт Правительства Республики Татарстан
[Электронный ресурс] // URL: http://prav.tatarstan.ru/ministries.htm Дата
обращения: 22.04.2018.
33. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
[Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru Дата обращения: 12.03.2018
34. Портал государственных программ Российской Федерации
[Электронный ресурс] // URL: https://programs.gov.ru/Portal/ Дата обращения:
20.04.2018
35. Программирование регионального развития. [Электронный ресурс] //
URL: http://laboureconomics.ru/regioneconomics/106-programming Дата
обращения: 08.04.2018.
36. Системы Консультант Плюс [Электронный ресурс] // URL:
http://www.consultant.ru/ Дата обращения: 18.04.2018.
37. Типовой порядок разработки, реализации и оценки эффективности
государственных программ субъекта Российской Федерации и методические124
рекомендации к нему [Электронный ресурс] // URL:
https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=120201 Дата обращения: 01.06.2018.
38. Auditing of Efficiency. Office of the Auditor General of Canada. October
1995. [Электронный ресурс] // URL: http://www.oagbvg.gc.ca/internet/docs/auditing_of_efficiency.pdf Дата обращения: 02.05.2018.
39. Cooksy, L. J., Gill, P.,&Kelly, P. A. (2001). The program logic model as an
integrative framework for a multimethod evaluation. Evaluation and Program
Planning, 24, 119-128.
40. Designing Evaluations: 2012 Revision (Supersedes Pemd-10.1.4). Gao-12-
208G. [Электронный ресурс] // URL: http://www.gao.gov/products/GAO-12-
208G. Дата обращения: 29.04.2018.
41. Enhancing Program Performance with Logic Models, University of
Wisconsin-Extension, Feb. 2003. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.uwex.edu/ces/pdande/evaluation/pdf/lmcourseall.pdf Дата
обращения: 02.05.2018.
42. GPRA Modernization Act Provides Opportunities to Help Address Fiscal,
Performance, and Management Challenges. Highlights of GAO-11-466T, a report
to the Committee on the Budget, U.S. Senate. March 6, 2011. [Электронный
ресурс] // URL: http://www.gao.gov/new.items/d11466t.pdf Дата обращения:
1.06.2018.
43. John B. Gilmour. Implementing OMB’s Program Assessment Rating Tool:
Meeting the Challenges of Performance-Based Budgeting. Performance
management and budgeting: how government can learn from experience / edited
by F. Stevens Redburn, Robert J. Shea, and Terry F. Buss. M.E. 2007.
44. Lee McCormack. Performance Budgeting in Canada. OECD Journal on
Budgeting – Volume 7 – No. 4. 2007. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.oecd.org/canada/43411424.pdf Дата обращения: 1.06.2018.
45. Lee, L. J., & Sampson, J. F. (19

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ