Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экологическое воспитание дошкольников в детском саду

Работа №29682

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы133
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
765
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…...…9
1.1. Сущностные характеристики понятия «экологическое воспитание».........9
1.2. Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………27
1.3 Методы и формы экологического воспитания детей старшего
дошкольного возраста..………………………………………………………….33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I….……………………………………………………..42
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………44
2.1. Организация и методики исследования…………………………………...44
2.2. Исследования уровня экологической воспитанности у детей старшего
дошкольного возраста ………………..................................................................50
2.3. Реализация формирующей программы по экологическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста…………………....................................56
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
экологическому воспитанию детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………………...62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II………………………………………………………..72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….80
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность проблемы исследования. Важным условием развития
современного общества является необходимость формирования
экологического сознания, экологической культуры граждан России, что
позволит осуществлять практическую деятельность людей, соотнося ее с
законами природы, сменить утилитарно-потребительский подход к природе
на признание ее само ценности и встать на позицию научно-сбалансированного взаимодействия с ней. Данная позиция позволит избежать
проблем глобального кризиса экологии, климатических катаклизм и мировых
проблем экологии.
Экологическому воспитанию уделяется все больше внимания на всех
уровнях образования. Человека, наделенного экологической культурой,
отличает умение достичь гармонии как со своим внутренним, так и с внешним
миром. В детские годы это умение формируется за счет специальных знаний,
развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической
деятельности, формирование нравственных ценностей. К этим ценностям
относятся чувство ответственности за природу и жизни во всех её проявлениях,
внутренняя убеждённость в необходимости защиты природы. В этих условиях
возрастает роль школы в становлении экологической культуры среди
населения, которую можно рассматривать как необходимый элемент в жизни
общества. Данная позиция подтверждается такими документами как Закон РФ
«Об образовании» и «Об охране окружающей природной среды»,
правительственным документом «Национальная стратегия экологического
образования Российской Федерации» и др.
Первыми представителями педагогической науки, уделившими внимание воспитанию ребёнка в тесной связи с природой, были итальянские
гуманисты.
Впервые роль природы в нравственно-экологическом развитии ребёнка
раскрыли великие педагоги прошлого: А. Гумбольдт [7], Ф.В.А. Дистервег4
[10], Я.А. Коменский[14], И.Г. Песталоцци [14], Ж.-Ж. Руссо[14] и др.
Основные положения концепции экологического образования и
воспитания учащихся разработаны в ряде исследований: А.Н. Захлебного
[12], И.Т. Суравегиной [38]. Так, И.Д. Зверевым [13] определены цель и
задачи, принципы и перспективы экологического воспитания и образования
школьников. Система и содержание природоохранного образования в ДОУ и
педагогические условия реализации этой системы исследованы А.Н.
Захлебным [12].
В исследованиях И.Т. Гайсина [5], В.Н. Дикого [11], Е.М. Кудрявцевой
[19], А.В. Миронова [24] и др. рассматриваются вопросы экологического
воспитания детей в единстве с нравственным и эстетическим воспитанием.
Проблемам воспитания любви к природе и бережного отношения к ней
дошкольников посвящены исследования В.М. Минаевой [23], С.Е. Крыловой
[20], М.Н. Сарыбекова [32], И.В. Цветковой [47] и др.
Формирование знаний в экологическом воспитании – не самоцель. Они
– необходимое условие воспитания осознанно-бережного отношения к
природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам
рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что
ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других
живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для
них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто
испытывает в этом потребность. Он способен откликаться на красивое и
некрасивое в окружающем мире, адекватно оценивать свое отношение и
отношение окружающих людей к социальной среде.
Исследованиями также доказано, что старшие дошкольники способны
овладеть умениями и навыками разнообразной деятельности, имеющей
экологически ориентированный характер осознанно-бережного отношения к
объектам растительного и животного мира.
Все перечисленные работы вносят серьёзный вклад в рассмотрение5
проблемы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Педагогической наукой накоплен большой опыт по воспитанию основ
экологического воспитания подрастающего поколения. Однако, развитие
современного российского общества требует пересмотра некоторых основ
экологического воспитания детей, постоянного обновления форм и методов
воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, направленных на
экологическое воспитание, в связи с тем, что современные реалии требуют
совершенствования процесса экологического воспитания, особенно это
касается детей старшего дошкольного возраста, так как на них оказывается
большое влияние со стороны СМИ, ситуации, происходящей в России, в
мире в целом. Нами выявлено противоречие межу потребностью общества в
экологически воспитанных людях с высоким уровнем экологической
воспитанности и недостаточной разработанностью форм и методов
экологического воспитания.
Таким образом, выбранная нами тема исследования «Экологическое
воспитание дошкольников в детском саду» является значимой и актуальной.
Выше сказанное обозначило проблему исследования: каковы
содержание, формы и методы экологического воспитания детей старшего
дошкольного возраста?
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить
содержание, формы и методы экологического воспитания детей старшего
дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического воспитания детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание, формы и методы экологического
воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования: процесс экологического воспитания детей
старшего дошкольного возраста будет более эффективным и успешным,
если:6
- опираться на сущностные характеристики понятия «экологическое
воспитание»;
- учитывать возрастные особенности экологического воспитания детей
старшего дошкольного возраста;
- разработать и реализовать программу экологического воспитания
детей старшего дошкольного возраста «Маленький эколог».
Исходя из объекта, предмета, цели исследования мы ставим следующие
задачи исследования:
1. Раскрыть сущностные характеристики понятия «экологическое
воспитание».
2. Выявить возрастные особенности экологического воспитания детей
старшего дошкольного возраста.
3. Изучить методы и формы экологического воспитания детей старшего
дошкольного возраста.
4. В опытно-экспериментальной работе доказать эффективность
программы экологического воспитания детей старшего дошкольного
возраста «Маленький эколог».
Методологической основой исследования стали труды таких
исследователей, как А.Н. Захлебный [12], И.Т. Суравегина [38], И.Д. Зверев
[13], В.М. Минаева [23], С.Е. Крылова [20], М.Н. Сарыбекова [32], И.В.
Цветкова [47] и др.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы
следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психологической и педагогической
литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
- эмпирические методы: беседа, тестирование, рисуночная методика,
психолого-педагогический эксперимент;
- методы математической обработки данных.7
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное
исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего
вида «Светофорик» г. Буинска Буинского муниципального района
республики Татарстан. В эксперименте участвовали 24 ребенка старшего
дошкольного возраста.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных
условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ
проблемы в педагогической, психологической литературе по теме
исследования; определялся научный аппарат и база исследования;
подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась
проверка гипотезы исследования, апробировалась разработанная нами
программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
«Маленький эколог».
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и
обработка результатов исследования, формировались теоретические и
экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: в
исследовании разработана, апробирована на практике и доказана
эффективность программы экологического воспитания детей старшего
дошкольного возраста «Маленький эколог».
Практическая значимость исследования заключается в том, в
исследовании раскрыто понятие «экологическое воспитание», выявлены
эффективные формы и методы экологического воспитания детей старшего
дошкольного возраста, которые в совокупности нашли отражение в
программе «Маленький эколог», эффективность которой была доказана в
ходе опытно-экспериментальной работы. Материалы данной работы могут
использоваться в воспитательной работе дошкольных учреждений, в8
методических пособиях для воспитателей, для подготовки студентов к
прохождению практики в ДОУ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам,
заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования были сделаны следующие
выводы:
1.Проблема экологического воспитания детей являлась предметом
пристального внимания и в науке (Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо,
И.Г.Песталоцци, Ф.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.), и в
школьной практике.
2. «Экологическоеˎвоспитание»ˎрассматриваютˎкакˎцеленаправленноеˎ
воздействиеˎнаˎдуховноеˎразвитиеˎдетейˎиˎподростков,ˎнаˎформированиеˎуˎ
нихˎценностныхˎустановок,ˎособойˎморалиˎвзаимодействияˎсˎокружающейˎ
средой.ˎ
3. Результатом экологического воспитания является экологическая
воспитанность – экологическая воспитанность – это интегральное качество
индивидуальности в совокупности с системой качеств личности,
позволяющих человеку жить в гармонии с окружающей природной и
социальной средой, и его поведение, отвечающее принципам экологических
ценностей, которая в совокупности может быть представлена когнитивным,
мотивационно-ценностным и деятельностным компонентом.
3. Системная работа по экологическому воспитанию и образованию
детей старшего дошкольного возраста обязательно реализует свои задачи. В
сознании ребенка закрепляются знания об окружающем мире и понимание
природных явлений. Важно, чтобы в дошкольном возрасте в сознании
ребенка закрепилась достаточно полная информация о природных
закономерностях – экологических правилах.
4. Нами выявлены такие формы и методы экологического воспитания
дошкольников, как игра, наблюдение, совместная деятельность со взрослым,
практическое взаимодействие с растениями и животными.
5. Как показал констатирующий эксперимент, уровень когнитивного
компонента детей старшего дошкольного возраста оставляет желать лучшего.77
Только 12,5% детей обладают высоким уровнем, 25% детей имеют средний
уровень сформированности когнитивного компонента, 62,5% испытуемых
имеют низкий уровень сформированности когнитивного компонента
экологической воспитанности.
6. В исследуемой группе высокий уровень мотивационно-ценностного
компонента составляет лишь 16,7%, средний уровень – 29,1% испытуемых,
низкий уровень – 54,2% испытуемых. Это позволило нам сделать вывод о
том, что отношение детей к природе носит в основном пассивносозерцательный и потребительской характер.
В группе испытуемых до эксперимента преобладают практический и
прагматический тип мотивации взаимодействия с природными объектами.
7. Доминирующим в группе детей старшего дошкольного возраста
является низкий уровень сформированности деятельностного компонента
экологической воспитанности и составляет 70,8%. Средний уровень
сформированности деятельностного компонента в группе испытуемых
составляет 16,7%.
Высокий уровень сформированности деятельностного компонента
экологической воспитанности был диагностирован у 12,5% испытуемых.
Таким образом, для детей старшего дошкольного возраста до
проведения формирующего эксперимента характерно: 96% детей любят
бывать на природе, но 56% из них стараются получить какую-то выгоду –
ловить рыбу, собирать грибы, ягоды; 48% детей ловят бабочек и других
насекомых, 52% детей не знают правила поведения на природе, из
оставшихся 48% детей не смотря на то, что знают некоторые правила
поведения, 29% из них – не соблюдаю эти правила.
Наиболее распространенным правилом дети называют – не жечь
костры, не ломать деревья. Из всей группы испытуемых всего 5 человек
читают книги о природе, растениях (21%), у 25% детей нет домашних
животных. 33% детей ходят в походы на природу, 45% детей смотрят78
телепередачи о животных, растениях. Дети практически не участвуют в
работе на участке (всего 12% детей участвуют).
8. В группе до эксперимента доминирует низкий уровень
сформированности экологической воспитанности и составляет 58,3%
испытуемых. Средний уровень диагностирован у 25% испытуемых, высокий
уровень сформированности экологической воспитанности выявлен у 16,7%
испытуемых.
9.Экспериментальная проверка эффективности программы «Юный
эколог» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного
возраста позволила нам сделать вывод о достаточной ее эффективности. Мы
получили достоверные данные того, что разработанная программа
способствуют повышению экологической воспитанности, уровня
экологической культуры и изменению типа мотивации взаимодействия с
природными объектами у детей старшего дошкольного возраста.
10. На контрольном этапе исследованиях в уровнях сформированности
когнитивного компонента экологической воспитанности произошли
существенные изменения. Так высокий уровень повысился с 12,5% до 29,1%
(изменения на 16,6%), средний уровень повысился с 25% до 50% (изменения
на 25%), низкий уровень понизился с 62,5% до 20,9% (изменения на 41,6%).
11. В уровнях сформированности мотивационно-ценностного
компонента экологической воспитанности после проведения
экспериментальной работы также произошли изменения: высокий уровень
сформированности мотивационно-ценностного компонента повысился с
16,7% до 33,3% (изменения на 16,6%), средний уровень повысился с 29,1%
до 54,2% (изменения на 25,1%), низкий уровень понизился с 54,2% до 12,5%
(изменения на 41,7%).
12. В группе детей в уровнях сформированности деятельностного
компонента экологической воспитанности произошли существенные
изменения: высокий уровень повысился с 12,5% до 29,1% (изменения на79
16,6%), средний уровень повысился с 16,7% до 54,2% (изменения на 37,5%),
низкий уровень понизился с 70,8% до 16,7% (изменения на 54,1%).
13. В уровнях сформированности экологической воспитанности
произошли существенные изменения: высокий уровень повысился с 16,7% до
33,3% (изменения на 16,6%), средний уровень повысился с 25% до 58,3%
(изменения на 33,3%), средний уровень понизился с 58,3% до 8,4%
(изменения на 49,9%).
Таким образом, проведенное исследование показывает существенную
динамику в уровнях сформированности экологической воспитанности детей
возраста, что доказывает эффективность проведенной нами работы, что
подтверждено методами математической обработки данных.
Мы можем сказать, что разработанная нами программа «Юный эколог»
по экологическому воспитанию детей способствует развитию позитивного
отношения к природе, обеспечивает дошкольников системой экологических
знаний, способствует развитию экологического сознания личности,
формированию культуры чувств (сочувствие, сопереживание, чувство
патриотизма и др.), стимулирует формированию культуры экологически
оправданного поведения и т.д. Гипотеза исследования подтвердилась.


Ахметшина Л.Р. Педагогические условия повышения качества
экологической образованности детей старшего дошкольного возраста:
автореф. на соиск. степ.канд. пед. н./Л.Р.Ахметшина. – Казань, 2002. – 24 с.
2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической
культуры младших школьников /Г.В. Буковская. – М.: Владос, 2012. – 300 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте:
монография / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 284 c.
4. Вербицкий А.А. Основы концепции непрерывного
экологического образования: монография / А.А. Вербицкий. – М.:
Педагогика. 2010. – 42 с.
5. Гайсин И.Т. Традиционное природопользование: Учебнометодическое пособие / И.Т. Гайсин. – Казань: КФУ, 2014. – 16с.
6. Глазачев С.Н. Экология: учебная книга / С.Н. Глазачев // Экология
и жизнь. – 2007. – № 6. – С. 2-3
7. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / перевод с
немецкого. – М.: Изд. Группа «Прогресс», 2010. – 136 с.
8. Данилов-Данильян В.И. и др. Окружающая среда между прошлым и
будущим: Мир и Россия: опыт эколого-экономического анализа / В.И.
Данилов-Данильян и др. // Зеленый мир. – 2010. – № 23-25
9. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и
подростков: учебное пособие / Н.С. Дежникова, Л.Ю.Иванова и др. – М.:
Эксмо, 2010. – 220 с.
10. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в
обучении / Народное образование. – 1998.- № 7. – С.55-67.
11. Дикий В.Н. Нравственное воспитание подростков в процессе
общения с природой. Автореф. канд. пед. наук /В.Н. Дикий. – М., 1984. –17 с.
12. Захлебный В.Н. Экологическое образование в столичном
мегаполисе: содержание регионального компонента. Экологическое81
образование: эколого-культурные традиции и инновации: материалы научнопрактической конференции / В.Н. Захлебный. – М.: МИОО, 2006. – 239 с.
13. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе:
пособие для учителя / И.Д. Зверев. – М.: Академия, 2009. – 300 с.
14. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г.
Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989. –700 с.
15. Кашлев С.С. Педагогическая диагностика экологической культуры
учащихся: пособие для учителя / С.С. Кашлев, С.Н. Глазачев. – М.: Эксмо,
2010. – 180 с.
16. Кашлев С.С. Интерактивные методы эколого-педагогической
деятельности: учебно-методическое пособие для учителей / С.С. Кашлев. –
М.: ТетраСистемс, 2015. – 110 с.
17. Коган М.С. На природу с классом! Праздники, игры, затеи летом
и осенью / М.С. Коган. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.
18. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб.пособие
для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. –
М.: Эгвес, 2015. – 110 с.
19. Кудрявцева М.Н. Экологическое воспитание: цели, задачи,
сущность: географические исследования в Саратовском государственном
университете: сборник научных трудов / сост. М.Н. Кудрявцева. – Саратов:
Изд-во Саратовского университета, 2008. – С. 212-216
20. Крылов С. Е. Экологическое воспитание на уроках физической
культуры в школе. Теория и практика физической культуры / С.Е. Крылов. –
1984. – № 5. – С.34-39
21. Лескова С.В. Формирование экологической культуры / С.В.
Лескова // Начальная школа. – 2013. – №7. – С.56-61
22. Мазур И.И. Путь к экологической культуре / И.И. Мазур, О.Н.
Козлова, С.Н. Глазачев. – М.: Эгвес, 2011. – 100 с.
23. Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальных классах:82
пособие для учителя. – Мн.: Народный свет, 1987. – 112 с.
24. Миронов А.В. Содержание экологического образования будущего
учителя / А.В. Миронов. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2009. – 219 с.
25. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования
детей: учебное пособие / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2015. – 222 с.
26. Пазова Р.И. Экологическая культура – основа экологического
образования / Р.И. Пазова // Вестник Пятигорского государственного
лингвистического университета. – 2009. – № 2. – С. 88-91
27. Пазова Р.И. Формирование экологической культуры младших
школьников средства абазинской народной педагогики: диссертация канд.
пед. наук / Р.И. Пазова. – Пятигорск, 2010. – 148 с.
28. Плешаков А.А. Экология для младших школьников /А.А.
Плешаков. – М.: Просвещение, 2010. – 156 с.
29. Ряднова С.А. Формирование экологической культуры младших
школьников средствами рекреативно-оздоровительных технологий:
диссертация канд.пед.наук /С.А. Ряднова. – Тамбов, 2008. – 150 с.
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Питер, 2012.
– 720 с.
31. Савина Е.А. Внеурочная познавательная деятельность как фактор
развития воспитательной системы образовательного учреждения:
диссертация канд. пед. наук / Е.А. Савина. – Ярославль, 2006. – 256 с.
32. Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров М.К. Словарь науки.
Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории:
учебное пособие / М.Н. Сарыбеков, М.К.Сыдыкназаров. — Алма-Ата:
ТРИУМФ-Т, 2008. – 504 с.
33. Сафаргалина З.Г. Формирование экологической культуры
сельских школьников средствами музыкального искусства: диссертация канд.
пед. наук / З.Г. Сафаргалина. – Казань, 2009. – 143 с.
34. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе:83
учебное пособие для студ. сред.пед. заведений / Л.П. Симонова. – М.: Эксмо,
2010. – 354 с.
35. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы,
технологии: учебник для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / С.А.
Смирнов и др. – М.: Варгус, 2013. – 300 с.
36. Сотникова Н.Н. Теория и практика инновационного развития
дополнительного эколого-биологического образования детей: монография /
Н.Н. Сотникова. – М.: Сфера, 2007. – 150 с.
37. Стратегии развития экологического образования в РФ
[Электронный ресурс] // Режим доступа: rudocs.exdat.com›docs/index-
241410.html
38. Суравегина И.Т. Экологическое образование в школе / И.Т.
Суравегина, В.М. Сенкевич, Т.В. Кучер. – М.: Советская педагогика, 1990.– №
12. – С.78-82
39. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников
на межпредметной основе / Т.И. Тарасова. – М.: Начальная школа, 2010.– №
10. – С.22-28
40. Торохова Е.П. Пути повышения эффективности экологического
образования учащихся / Е.П. Торохова. – М.: Начальная школа, 2004. – №12. –
С.60-64
41. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования [Электронный ресурс]. Приказ Минобрнауки
России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. №
1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 // Режим доступа http://минобрнауки РФ
42. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
[Электронный ресурс] от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ // Режимдоступа:
http://минобрнауки РФ
43. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»
[Электронный ресурс] от 10 июля 2001 года N93-ФЗ // Режим доступа:84
rudocs.exdat.com›docs/index-241410.html
44. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
45. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учебное
пособие / Ю.Л. Хотунцев. – М.: Эксмо, 2004. – 134 с.
46. Хохлова Е.В. Теория и практика формирования экологической
культуры младших школьников (на материале сельской школы) / Е.В.
Хохлова. – Ставрополь: Сервисшкола, 2011. – 221 с.
47. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников:
теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова. – М.: Педагогическое
общество России, 2010. – 176 с.
48. Шапошникова И.А. Внеурочная деятельность по формированию
единого экологического пространства /И.А.Шапошникова // Биология. – 2012,
№13. – С.101-107
49. Щербаков Ю.И. Психолого-педагогические основы
формирования экологической культуры в современных образовательных
организациях // Мир науки, культуры, образование: междунар. науч. журнал. –
Горно-Алтайск, 2014. – 356 с.
50. Экологическая культура и образование: опыт России и
Белоруссии / под ред. С.Н. Глазачева, В.И. Данилова-Данильяна, Н.Н.
Мазура, В.Ф. Логинова. – М.: Сфера, 2010. – 120 с.
51. Экологическое образование населения России до 2010 г.: Проект
концепции. – М., 1996.
52. Эльконин Д.Б. Избранные

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ