Рецепция исторического и мифологического женских образов в европейской культуре Нового времени (на примере Афродиты и Клеопатры)
|
Введение 3
Глава I. Истоки образов Афродиты и Клеопатры 12
I.I. Образ Афродиты в древнегреческой литературной традиции и изобразительной традиции 12
1.11. Клеопатра в древнеримских сочинениях и на античных изображениях 28
Глава II. Трансформация образов Афродиты и Клеопатры в искусстве Нового времени 41
II. I. Изменение образа Афродиты в изобразительном искусстве Возрождения и Нового времени 41
11.11. Образ Клеопатры в живописи эпохи Возрождения и Нового времени 53
Заключение 64
Список использованных источников и литературы
Глава I. Истоки образов Афродиты и Клеопатры 12
I.I. Образ Афродиты в древнегреческой литературной традиции и изобразительной традиции 12
1.11. Клеопатра в древнеримских сочинениях и на античных изображениях 28
Глава II. Трансформация образов Афродиты и Клеопатры в искусстве Нового времени 41
II. I. Изменение образа Афродиты в изобразительном искусстве Возрождения и Нового времени 41
11.11. Образ Клеопатры в живописи эпохи Возрождения и Нового времени 53
Заключение 64
Список использованных источников и литературы
Античность для европейской культуры всегда была неиссякаемым источником вдохновения, поводом осмысления и переосмысления собственной идентичности, особенно начиная с эпохи Возрождения. Основой подобных процессов становилось, зачастую, обращение к античным персонажам, которые постепенно превращались в некие образы-символы, определявшие европейское понимание тех или иных сторон человеческой натуры. Исследование процессов становления такого рода образов позволяет проникнуть в суть мировоззрения той или иной эпохи, выделить специфику тех оснований, на которых базируется ее культура.
Ключевыми образами-символами, отражающими понимание в различные периоды европейской истории сущности женского начала, концепций любви и красоты стали образы греческой богини Афродиты и египетской царицы Клеопатры. На основании анализа трансформаций образов этих женщин, можно выявить также различия в восприятии мифологических и исторических женских образов в античности и в Новое время. Огромный материал здесь дает изобразительное искусство, поскольку именно в визуальных текстах наглядно и ярко проявляются как малейшие изменения восприятия, так и закономерности этих изменений.
Выбор именно Афродиты и Клеопатры не случаен. Во-первых, они являлись крайне популярными персонажами в изобразительном искусстве, как Античности, так и Нового времени. Во-вторых, их образы выражают близкие идеи (Афродита - богиня красоты и любви, а Клеопатра образ- символ - красоты и женственности), что дает возможность проведения между ними сравнения. В-третьих, у них обеих нет канонических портретных изображений, что давало огромные возможности для интерпретаций их образов. В-четвертых, их образы амбивалентны, они не имеют чёткой характеристики и психологического портрета, если Афродит в принципе существует две, в абсолютно противоположных воплощениях; то Клеопатра предстает перед нами то могущественной и самоотверженной царицей, то куртизанкой.
Объектом нашего исследования являются: античные образы в культуре Нового времени.
Предмет: Античные женские образы в европейской культуре на примере Афродиты и Клеопатры.
Цель: проследить формирование в античности и трансформацию в Новое время образов Афродиты и Клеопатры.
Задачи:
• Реконструировать мифологическую биографию Афродиты в древнегреческой литературной традиции и проследить особенности репрезентации образа Афродиты в искусстве Древней Греции.
• Представить образ Клеопатры по древнеримским письменным источникам и выявить особенности ее изображения в искусстве античности.
• Проследить трансформацию образа Афродиты в изобразительном искусстве эпохи Возрождения и Нового времени.
• Выявить ключевые аспекты трансформации образа Клеопатры в европейском искусстве Возрождения и Нового времени.
Хронологические рамки нашего исследования - XV-XIX вв. - не совсем совпадают с принятыми в науке рамками Нового времени, это объясняется тем, что развитие культуры и социально-экономической сферы не всегда совпадают по времени и темпам . То есть, новая культура, зародилась и расцвела раньше, чем начался период, условно именуемый Новым временем. Поэтому нижняя граница нашей работы - Эпоха Возрождения, а верхняя - модерн, который не стремится больше облечь идею в конкретную форму и подражать природе, как это было в искусстве классики, начиная, тем самым, и новую главу в осмыслении образов наших персонажей.
Источниковую базу работы составляет комплекс письменных и визуальных текстов, на основе которых мы рассматриваем изменения в отношение к образам Афродиты и Клеопатры.
К первой группе относятся древнегреческие и древнеримские письменные источники, соответственно, упоминающие Афродиту и Клеопатру.
Источников, которые можно отнести в данной группы большое количество, однако, мы останавливаемся лишь на тех произведениях, которые являются знаковыми для того или иного периода становления образов богини и царицы, а также дают представление о направлениях трансформации данных образов.
Первые литературные памятниками, дошедшие до нас и повествующие об Афродите, являются поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада» , а так же «Теогония» Гесиода и так называемый «эпический цикл» . На основании данных источниках можно проследить первоначальный этап становления образа Афродиты, еще хтонической богини. Произведения таких авторов как Апулей , Овидий , Страбон , Сенека , Плутарх , мы увидим классический образ олимпийской богини. А в трагедии Еврипида «Андромаха» богиня предстает перед читателем не столько как олимпийское божество, сколько как чувство или внешняя красота. Помимо этого, большой интерес для нас представляет также диалог «Пир» Платона, в котором рассматривается античная концепция любви.
Если говорить об античных письменных источниках, в которых конструируется образ Клеопатры, то здесь, в первую очередь, необходимо отметить оды великих римских поэтов, современников - Еорация , Вергилия , Проперция . Именно в этих произведениях были заложены те негативные представления о египетской царице, которые в дальнейшем будут транслироваться из произведения в произведение. Среди подобного рода произведений необходимо выделить работы таких авторов, как Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» (ок. 46 н.э,- ок. 127н.э.);Иосиф Фливий «Иудейская война» (ок. 37 н.э. - ок. 100 н.э.); Еай Светоний «Жизнь двенадцати цезарей» (70 г. н.э. - после 122 г. н.э.), а именно книги «Божественный Юлий» и «Божественный Август»;Аппиан Александрийский «Еражданские войны» (ок. 95 г. н.э. - после 170 г. н.э.);Секст Аврелий Виктор «О знаменитых людях» (320 г. н.э. - 390 г. н.э.), где LXXXVI глава «Цдрица Клеопатра» непосредственно посвящена образу египетской царицы.
Ко второй группе источников относятся произведения изобразительного искусства, воплотившие образы Афродиты и Клеопатры. В этой группе выделяются две подгруппы: произведения античных мастеров и работы мастеров искусства Нового Времени.
К ключевым произведениям художественной культуры античности, демонстрирующим трансформацию образа Афродиты, относятся барельеф «Трон Людовизи» , отразивший изменения образа богини при переходе к ранней классике, скульптурные работы Апеллеса «Афродита Андиомена» , Алкмена «Афродита в садах» , в которых образ Афродиты становится всё более «человечным», что ознаменовывает переход к высокой классике, наивысшим выражением которой явилась обнаженная «Афродита Книдская» Праксителя. Произведениями искусства Нового Времени, наглядно продемонстрировавшими главные черты и ценности своих эпох, явились такие работы как: «Рождение Венеры» Боттичелли, «Спящая Венера» Джорджоне, «Венера, Вулкан и Марс» Якопо Тинторетто, «Венера перед зеркалом» Рубенса, «Венера вручает оружие Энею» Николы Пуссена.
Облик Клеопатры в древнеегипетском искусстве каноничен и воплощен через образ богини Исиды. Поэтому наиболее достоверное и реалистичное изображение великой царицы мы находим на монетах (александрийские монеты 47 - 46 гг. до н.э.) и в ее римских скульптурных портретах (бюст из Шершелл в Алжире), однако, данные изображения царицы не сходны между собой, из чего можно сделать вывод о том, что античность не дала нам сколь-нибудь достоверного портрета египетской царицы. Следствием чего стало огромное поле для интерпретации внешности Клеопатры художниками Нового времени. Наглядными тому примерами стали работы Джиованни Джампетрино «Смерть Клеопатры», Герард де Лересса «Пир Клеопатры» , Джованни Батиста Тьеполо «Пир Клеопатры» , Жан-Леон Жерома «Клеопатра перед Цезарем» , Александра Кабанеля «Клеопатра испытывает яды на заключённых» . Опять-таки мы остановили свой выбор на наиболее ярких и значимых произведениях, которые, на наш взгляд, наилучшим образом демонстрируют представления культуры той или иной эпохи о греческой богине любви и красоты и о самой, пожалуй, знаменитой египетской царице.
Литература, на которую опирается данное исследование, мы разделили на 3 группы:
К первой группе относятся работы, в которых представлен анализ изучаемых нами произведений искусства. Данные работы, носят непосредственно искусствоведческий характер, на них мы опирались при работе с иллюстративным материалом. В первую очередь, здесь необходимо отметить это «Всеобщую историю искусств» в VI томах - монументальный труд советских историков искусства, представляющий собой историю живописи, графики, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства всех времен и народов, начиная первобытностью и заканчивая искусством середины XX века. Помимо этого, стоит отметить учебник «Культурология» Т.Г. Грушевицкой и А.П. Садохина , теоретический трактат «Основные понятия истории искусств» Г.Вельфлина, полезны были также работы Рене Менара: «Мифология в древнем и современном искусстве», «Мифы в искусстве старом и новом» , и особенно ценными стали для нас исследования отечественного искусствоведа и историка искусства Паолы Волковой .
Вторую группу составляют исследования, освещающие общеисторический и общекультурный аспекты развития тех или иных эпох, которые помогают сформировать представление о той обстановке, в которой происходили изменения или, напротив, консервировались образы Афродиты и Клеопатры. К наиболее важным работам в данной группе относится исследование А. И. Немировского «Эллада» , которое позволяет понять взгляды древних греков на мир и на место человека в нём, а также работа знаменитого отечественного философа и культуролога А. Ф. Лосева «Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения» , на страницах которой Алексей Фёдорович раскрывает специфику мировоззрения людей Ренессанса, гениев и титанов своего времени, своеобразие и исключительность эпохи. Помимо этого, в данную группу вошли работы таких исследователей как Дюби Ж. и Перро М и их пяти томный труд « История женщин на Западе».
К третьей группе относятся работы, непосредственно касающиеся конструирования образов Афродиты и Клеопатры в мифологии и истории. В исследование древнегреческой мифологии, и, в частности, формирование в ее контексте образа богини любви и красоты, большой вклад внес отечественный исследователь А.Ф. Лосев, работы которого «Античная мифология в её историческом развитии» и «Теогония и космогония» явились для нас ключевыми. Помимо этого необходимо отметить работу А.Ф. Косарева «Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость» , в которой исследуются общие законы, как развития природы, так и развития общества и мышления в период античности. Работ, посвященный становлению и развития образа Клеопатры (в связи с яркостью и неоднозначностью ее судьбы) огромное множество. Подобного рода работы носят самый различный характер: от работ слепо опирающихся на тексты античных авторов (Анри Гуссе «Знаменитые куртизанки древних веков» , критико-биографический очерк «Замечательные женщины с древнейших времен до наших дней» историка Л.Л.Иванова), до непосредственно исторических исследований, которые с разных позиций трактуют исторический и социокультурный образ Клеопатры, анализируют её поступки и составляют психологический портрет (Хьюз-Хэллет: «Клеопатра: правда, легенда, ложь» , Джоан Флетчер «Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой» , Майкл Грант «Клеопатра. Последняя из Птоломеев» ).
Работа состоит из двух глав, каждая из которых поделена на два параграфа, введения, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Методологической основой данной работы является принцип историзма. В работе использовались следующие методы исследования: метод системного анализа, искусствоведческий, историко-филологический, сравнительно-исторический, гендерный подход. Ключевыми же методологическим подходом к данной проблематике для нас явился взгляд на нее как на процесс рецепции античного наследия к культуре последующих эпох.
Рецепция античного наследия означает восприятие и включение в интеллектуальные и культурные практики в качестве неотъемлемой части социально-политических, исторических и культурных явлений античности . Рецепция так же может происходить и в отношении конкретных исторических и мифологических персонажей, как в наше случае. То есть, она может затрагивать любые сферы в зависимости от интереса исследователя, либо же художника, каждого кто обратился к античности, а любая информация в источнике может быть объектом рецепции. Человек обращается к прошлому, что бы создать образ этого прошлого, некого идеального отражения в его сознании, и включает этот образ в ткань современной культуры . Так, художники Ренессанса и Нового Времени, обращаясь к античным мотивам, ищут образцы прекрасного, эстетический идеал, показательные сюжеты и личности, всё то, что они хотели бы внести в свою эпоху.
Ключевыми образами-символами, отражающими понимание в различные периоды европейской истории сущности женского начала, концепций любви и красоты стали образы греческой богини Афродиты и египетской царицы Клеопатры. На основании анализа трансформаций образов этих женщин, можно выявить также различия в восприятии мифологических и исторических женских образов в античности и в Новое время. Огромный материал здесь дает изобразительное искусство, поскольку именно в визуальных текстах наглядно и ярко проявляются как малейшие изменения восприятия, так и закономерности этих изменений.
Выбор именно Афродиты и Клеопатры не случаен. Во-первых, они являлись крайне популярными персонажами в изобразительном искусстве, как Античности, так и Нового времени. Во-вторых, их образы выражают близкие идеи (Афродита - богиня красоты и любви, а Клеопатра образ- символ - красоты и женственности), что дает возможность проведения между ними сравнения. В-третьих, у них обеих нет канонических портретных изображений, что давало огромные возможности для интерпретаций их образов. В-четвертых, их образы амбивалентны, они не имеют чёткой характеристики и психологического портрета, если Афродит в принципе существует две, в абсолютно противоположных воплощениях; то Клеопатра предстает перед нами то могущественной и самоотверженной царицей, то куртизанкой.
Объектом нашего исследования являются: античные образы в культуре Нового времени.
Предмет: Античные женские образы в европейской культуре на примере Афродиты и Клеопатры.
Цель: проследить формирование в античности и трансформацию в Новое время образов Афродиты и Клеопатры.
Задачи:
• Реконструировать мифологическую биографию Афродиты в древнегреческой литературной традиции и проследить особенности репрезентации образа Афродиты в искусстве Древней Греции.
• Представить образ Клеопатры по древнеримским письменным источникам и выявить особенности ее изображения в искусстве античности.
• Проследить трансформацию образа Афродиты в изобразительном искусстве эпохи Возрождения и Нового времени.
• Выявить ключевые аспекты трансформации образа Клеопатры в европейском искусстве Возрождения и Нового времени.
Хронологические рамки нашего исследования - XV-XIX вв. - не совсем совпадают с принятыми в науке рамками Нового времени, это объясняется тем, что развитие культуры и социально-экономической сферы не всегда совпадают по времени и темпам . То есть, новая культура, зародилась и расцвела раньше, чем начался период, условно именуемый Новым временем. Поэтому нижняя граница нашей работы - Эпоха Возрождения, а верхняя - модерн, который не стремится больше облечь идею в конкретную форму и подражать природе, как это было в искусстве классики, начиная, тем самым, и новую главу в осмыслении образов наших персонажей.
Источниковую базу работы составляет комплекс письменных и визуальных текстов, на основе которых мы рассматриваем изменения в отношение к образам Афродиты и Клеопатры.
К первой группе относятся древнегреческие и древнеримские письменные источники, соответственно, упоминающие Афродиту и Клеопатру.
Источников, которые можно отнести в данной группы большое количество, однако, мы останавливаемся лишь на тех произведениях, которые являются знаковыми для того или иного периода становления образов богини и царицы, а также дают представление о направлениях трансформации данных образов.
Первые литературные памятниками, дошедшие до нас и повествующие об Афродите, являются поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада» , а так же «Теогония» Гесиода и так называемый «эпический цикл» . На основании данных источниках можно проследить первоначальный этап становления образа Афродиты, еще хтонической богини. Произведения таких авторов как Апулей , Овидий , Страбон , Сенека , Плутарх , мы увидим классический образ олимпийской богини. А в трагедии Еврипида «Андромаха» богиня предстает перед читателем не столько как олимпийское божество, сколько как чувство или внешняя красота. Помимо этого, большой интерес для нас представляет также диалог «Пир» Платона, в котором рассматривается античная концепция любви.
Если говорить об античных письменных источниках, в которых конструируется образ Клеопатры, то здесь, в первую очередь, необходимо отметить оды великих римских поэтов, современников - Еорация , Вергилия , Проперция . Именно в этих произведениях были заложены те негативные представления о египетской царице, которые в дальнейшем будут транслироваться из произведения в произведение. Среди подобного рода произведений необходимо выделить работы таких авторов, как Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» (ок. 46 н.э,- ок. 127н.э.);Иосиф Фливий «Иудейская война» (ок. 37 н.э. - ок. 100 н.э.); Еай Светоний «Жизнь двенадцати цезарей» (70 г. н.э. - после 122 г. н.э.), а именно книги «Божественный Юлий» и «Божественный Август»;Аппиан Александрийский «Еражданские войны» (ок. 95 г. н.э. - после 170 г. н.э.);Секст Аврелий Виктор «О знаменитых людях» (320 г. н.э. - 390 г. н.э.), где LXXXVI глава «Цдрица Клеопатра» непосредственно посвящена образу египетской царицы.
Ко второй группе источников относятся произведения изобразительного искусства, воплотившие образы Афродиты и Клеопатры. В этой группе выделяются две подгруппы: произведения античных мастеров и работы мастеров искусства Нового Времени.
К ключевым произведениям художественной культуры античности, демонстрирующим трансформацию образа Афродиты, относятся барельеф «Трон Людовизи» , отразивший изменения образа богини при переходе к ранней классике, скульптурные работы Апеллеса «Афродита Андиомена» , Алкмена «Афродита в садах» , в которых образ Афродиты становится всё более «человечным», что ознаменовывает переход к высокой классике, наивысшим выражением которой явилась обнаженная «Афродита Книдская» Праксителя. Произведениями искусства Нового Времени, наглядно продемонстрировавшими главные черты и ценности своих эпох, явились такие работы как: «Рождение Венеры» Боттичелли, «Спящая Венера» Джорджоне, «Венера, Вулкан и Марс» Якопо Тинторетто, «Венера перед зеркалом» Рубенса, «Венера вручает оружие Энею» Николы Пуссена.
Облик Клеопатры в древнеегипетском искусстве каноничен и воплощен через образ богини Исиды. Поэтому наиболее достоверное и реалистичное изображение великой царицы мы находим на монетах (александрийские монеты 47 - 46 гг. до н.э.) и в ее римских скульптурных портретах (бюст из Шершелл в Алжире), однако, данные изображения царицы не сходны между собой, из чего можно сделать вывод о том, что античность не дала нам сколь-нибудь достоверного портрета египетской царицы. Следствием чего стало огромное поле для интерпретации внешности Клеопатры художниками Нового времени. Наглядными тому примерами стали работы Джиованни Джампетрино «Смерть Клеопатры», Герард де Лересса «Пир Клеопатры» , Джованни Батиста Тьеполо «Пир Клеопатры» , Жан-Леон Жерома «Клеопатра перед Цезарем» , Александра Кабанеля «Клеопатра испытывает яды на заключённых» . Опять-таки мы остановили свой выбор на наиболее ярких и значимых произведениях, которые, на наш взгляд, наилучшим образом демонстрируют представления культуры той или иной эпохи о греческой богине любви и красоты и о самой, пожалуй, знаменитой египетской царице.
Литература, на которую опирается данное исследование, мы разделили на 3 группы:
К первой группе относятся работы, в которых представлен анализ изучаемых нами произведений искусства. Данные работы, носят непосредственно искусствоведческий характер, на них мы опирались при работе с иллюстративным материалом. В первую очередь, здесь необходимо отметить это «Всеобщую историю искусств» в VI томах - монументальный труд советских историков искусства, представляющий собой историю живописи, графики, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства всех времен и народов, начиная первобытностью и заканчивая искусством середины XX века. Помимо этого, стоит отметить учебник «Культурология» Т.Г. Грушевицкой и А.П. Садохина , теоретический трактат «Основные понятия истории искусств» Г.Вельфлина, полезны были также работы Рене Менара: «Мифология в древнем и современном искусстве», «Мифы в искусстве старом и новом» , и особенно ценными стали для нас исследования отечественного искусствоведа и историка искусства Паолы Волковой .
Вторую группу составляют исследования, освещающие общеисторический и общекультурный аспекты развития тех или иных эпох, которые помогают сформировать представление о той обстановке, в которой происходили изменения или, напротив, консервировались образы Афродиты и Клеопатры. К наиболее важным работам в данной группе относится исследование А. И. Немировского «Эллада» , которое позволяет понять взгляды древних греков на мир и на место человека в нём, а также работа знаменитого отечественного философа и культуролога А. Ф. Лосева «Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения» , на страницах которой Алексей Фёдорович раскрывает специфику мировоззрения людей Ренессанса, гениев и титанов своего времени, своеобразие и исключительность эпохи. Помимо этого, в данную группу вошли работы таких исследователей как Дюби Ж. и Перро М и их пяти томный труд « История женщин на Западе».
К третьей группе относятся работы, непосредственно касающиеся конструирования образов Афродиты и Клеопатры в мифологии и истории. В исследование древнегреческой мифологии, и, в частности, формирование в ее контексте образа богини любви и красоты, большой вклад внес отечественный исследователь А.Ф. Лосев, работы которого «Античная мифология в её историческом развитии» и «Теогония и космогония» явились для нас ключевыми. Помимо этого необходимо отметить работу А.Ф. Косарева «Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость» , в которой исследуются общие законы, как развития природы, так и развития общества и мышления в период античности. Работ, посвященный становлению и развития образа Клеопатры (в связи с яркостью и неоднозначностью ее судьбы) огромное множество. Подобного рода работы носят самый различный характер: от работ слепо опирающихся на тексты античных авторов (Анри Гуссе «Знаменитые куртизанки древних веков» , критико-биографический очерк «Замечательные женщины с древнейших времен до наших дней» историка Л.Л.Иванова), до непосредственно исторических исследований, которые с разных позиций трактуют исторический и социокультурный образ Клеопатры, анализируют её поступки и составляют психологический портрет (Хьюз-Хэллет: «Клеопатра: правда, легенда, ложь» , Джоан Флетчер «Клеопатра Великая. Женщина, стоящая за легендой» , Майкл Грант «Клеопатра. Последняя из Птоломеев» ).
Работа состоит из двух глав, каждая из которых поделена на два параграфа, введения, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Методологической основой данной работы является принцип историзма. В работе использовались следующие методы исследования: метод системного анализа, искусствоведческий, историко-филологический, сравнительно-исторический, гендерный подход. Ключевыми же методологическим подходом к данной проблематике для нас явился взгляд на нее как на процесс рецепции античного наследия к культуре последующих эпох.
Рецепция античного наследия означает восприятие и включение в интеллектуальные и культурные практики в качестве неотъемлемой части социально-политических, исторических и культурных явлений античности . Рецепция так же может происходить и в отношении конкретных исторических и мифологических персонажей, как в наше случае. То есть, она может затрагивать любые сферы в зависимости от интереса исследователя, либо же художника, каждого кто обратился к античности, а любая информация в источнике может быть объектом рецепции. Человек обращается к прошлому, что бы создать образ этого прошлого, некого идеального отражения в его сознании, и включает этот образ в ткань современной культуры . Так, художники Ренессанса и Нового Времени, обращаясь к античным мотивам, ищут образцы прекрасного, эстетический идеал, показательные сюжеты и личности, всё то, что они хотели бы внести в свою эпоху.
На основании проделанной работы мы пришли к следующим выводам.
Афродита в письменных источниках античности прошла путь от сильного хтонического божества, дочери Урана и Реи, к классической олимпийской богине, рожденной от Зевса, и до некого идеала, абстрактно выражающего такие категории, как любовь и красота. Наслаивание друг на друга смыслов, придававшихся богине, привело к формированию ее амбивалентного образа, на что указывают, помимо прочего, наличие двух Афродит - Пандемос и Урании, и эпиклесы богини: Меланида (чёрная, мрачная), Андрофонос (губительница людей) и Сосандра (спасающая людей), Морфа (дающая красоту), Гетерия (покровительница гетер). Подобная ситуация во многом связана с изначальной неоднозначность и дальнейшими изменениями, которые происходили в трактовке понятия «любовь», олицетворяемого богиней.
В подобном положении оказалась и Клеопатра. Однако двоякость в трактовке античными авторами ее образа объясняется, в большей степени, не социокультурными, а политическими факторами. Уже при жизни царицы, стараниями ее противника Октавиана Августа и его соратников поэтов складывается представление о Клеопатре как «fatalemonstrum». Подобное представление достигает апогея уже после ее смерти. Помимо этого, негативный оттенок образу Клеопатры придали и тогдашние представления римлян о востоке и восточном менталитете. Таким образом, складывается неоднозначный образ египетской царицы. С одной стороны, она - сексуальная и привлекательная женщина, которая красотой и распутством увлекла в свои сети благочестивых римских деятелей. С другой стороны, Клеопатра - умная и расчетливая царица, которая своей хитростью и обаянием «поработила» великих мужей - Цезаря и Марка Антония.
В итоге, уже в античности сформировались двойственные образы и Афродиты и Клеопатры, что, в купе с отсутствием канонических, общепринятых их изображений, дало художникам Нового Времени огромный простор для творческих интерпретаций.
Эпоха Возрождения, вернувшая античность европейской культурной традиции, стала важным этапом в трансформации образа Клеопатры. Царица как чудовищная женщина навсегда исчезает из изобразительной культуры Нового Времени. Клеопатра предстает перед нами чистой и прекрасной, в момент её трагического самоубийства, что отражает дух эпохи с его антропоцентризмом. Афродита так же представлена в своей чистой и безупречной божественной сущности - в сущности Урании. Однако в процессе трансформации социокультурных представлений о любви и телесности, уже в эпоху барокко возникает иной образ. В изображениях Афродиты сливается воедино телесная чувственность и высокая духовность, Небесная Афродита объединилась с Земной. Так же, с приходом на смену возрожденческим идеалам человека барочного интереса к разным сторонам личности, изменяются и визуальные трактовки образа богини. Теперь она может изображаться не только как юная дева, но и как взрослая женщина, поскольку даже божественная красота, подвластна времени, мимолетна.
На рубеже XVIII—XIX, в связи с наполеоновскими походами в Египет, Европа переживает период «египтомании». Художники стремятся к исторической достоверности своих работ, обращают, в частности, внимание на быт и традиции египтян времен правления Клеопатры. Меняются и сюжеты, в которых в этот период явно прослеживается интерес и в то же время непонимание чужой культуры. Чуждое вызывает опаску. И в этой связи Клеопатра предстает как таинственная, необузданная и жестокая царица Востока. В подобном контексте выстраивается противопоставление Востока и Запада, образами-символами которого становятся, отчасти, Клеопатра и Афродита соответственно.
В итоге, необходимо отметить, что, несмотря на амбивалентность образов и Афродиты и Клеопатры и тот факт, что Афродита в своей ипостаси Пандемос (Народная) является олицетворением плотской любви, блуда и порока, последняя никогда не воспринималась в европейской художественной культуре так негативно, как это было с Клеопатрой. Обе они являлись символами красоты, но Клеопатра красоты жестокой, драматичной, смертельно опасной, тогда как Афродита - символ красоты светлой и нежной. Одно из объяснений этого факта - это различное происхождение данных женских образов - мифологическое и историческое. Если Афродита - это мифологический персонаж, который по природе своей не мог совершить каких-либо реальных негативных поступков и существовал, по большому счету, лишь в идеальном пространстве художественной культуры, то Клеопатра - это реальная историческая личность, которая, по некоторым представлениям, покусилась на Западный мир, и представляла в связи с этим реальную опасность, причем, опасность, в основе которой лежала именно ее чарующая красота. При этом, если Афродита изначально олицетворяла категории любви и красоты, но образу Клеопатры красоту, в какой-то мере навязали, иначе нельзя было объяснить ее политические успехи. Таким образом, мы видим, что трактовки близких по значению исторического и мифологического образа женщины исходят из разных предпосылок и, в итоге, значительно разнятся.
Афродита в письменных источниках античности прошла путь от сильного хтонического божества, дочери Урана и Реи, к классической олимпийской богине, рожденной от Зевса, и до некого идеала, абстрактно выражающего такие категории, как любовь и красота. Наслаивание друг на друга смыслов, придававшихся богине, привело к формированию ее амбивалентного образа, на что указывают, помимо прочего, наличие двух Афродит - Пандемос и Урании, и эпиклесы богини: Меланида (чёрная, мрачная), Андрофонос (губительница людей) и Сосандра (спасающая людей), Морфа (дающая красоту), Гетерия (покровительница гетер). Подобная ситуация во многом связана с изначальной неоднозначность и дальнейшими изменениями, которые происходили в трактовке понятия «любовь», олицетворяемого богиней.
В подобном положении оказалась и Клеопатра. Однако двоякость в трактовке античными авторами ее образа объясняется, в большей степени, не социокультурными, а политическими факторами. Уже при жизни царицы, стараниями ее противника Октавиана Августа и его соратников поэтов складывается представление о Клеопатре как «fatalemonstrum». Подобное представление достигает апогея уже после ее смерти. Помимо этого, негативный оттенок образу Клеопатры придали и тогдашние представления римлян о востоке и восточном менталитете. Таким образом, складывается неоднозначный образ египетской царицы. С одной стороны, она - сексуальная и привлекательная женщина, которая красотой и распутством увлекла в свои сети благочестивых римских деятелей. С другой стороны, Клеопатра - умная и расчетливая царица, которая своей хитростью и обаянием «поработила» великих мужей - Цезаря и Марка Антония.
В итоге, уже в античности сформировались двойственные образы и Афродиты и Клеопатры, что, в купе с отсутствием канонических, общепринятых их изображений, дало художникам Нового Времени огромный простор для творческих интерпретаций.
Эпоха Возрождения, вернувшая античность европейской культурной традиции, стала важным этапом в трансформации образа Клеопатры. Царица как чудовищная женщина навсегда исчезает из изобразительной культуры Нового Времени. Клеопатра предстает перед нами чистой и прекрасной, в момент её трагического самоубийства, что отражает дух эпохи с его антропоцентризмом. Афродита так же представлена в своей чистой и безупречной божественной сущности - в сущности Урании. Однако в процессе трансформации социокультурных представлений о любви и телесности, уже в эпоху барокко возникает иной образ. В изображениях Афродиты сливается воедино телесная чувственность и высокая духовность, Небесная Афродита объединилась с Земной. Так же, с приходом на смену возрожденческим идеалам человека барочного интереса к разным сторонам личности, изменяются и визуальные трактовки образа богини. Теперь она может изображаться не только как юная дева, но и как взрослая женщина, поскольку даже божественная красота, подвластна времени, мимолетна.
На рубеже XVIII—XIX, в связи с наполеоновскими походами в Египет, Европа переживает период «египтомании». Художники стремятся к исторической достоверности своих работ, обращают, в частности, внимание на быт и традиции египтян времен правления Клеопатры. Меняются и сюжеты, в которых в этот период явно прослеживается интерес и в то же время непонимание чужой культуры. Чуждое вызывает опаску. И в этой связи Клеопатра предстает как таинственная, необузданная и жестокая царица Востока. В подобном контексте выстраивается противопоставление Востока и Запада, образами-символами которого становятся, отчасти, Клеопатра и Афродита соответственно.
В итоге, необходимо отметить, что, несмотря на амбивалентность образов и Афродиты и Клеопатры и тот факт, что Афродита в своей ипостаси Пандемос (Народная) является олицетворением плотской любви, блуда и порока, последняя никогда не воспринималась в европейской художественной культуре так негативно, как это было с Клеопатрой. Обе они являлись символами красоты, но Клеопатра красоты жестокой, драматичной, смертельно опасной, тогда как Афродита - символ красоты светлой и нежной. Одно из объяснений этого факта - это различное происхождение данных женских образов - мифологическое и историческое. Если Афродита - это мифологический персонаж, который по природе своей не мог совершить каких-либо реальных негативных поступков и существовал, по большому счету, лишь в идеальном пространстве художественной культуры, то Клеопатра - это реальная историческая личность, которая, по некоторым представлениям, покусилась на Западный мир, и представляла в связи с этим реальную опасность, причем, опасность, в основе которой лежала именно ее чарующая красота. При этом, если Афродита изначально олицетворяла категории любви и красоты, но образу Клеопатры красоту, в какой-то мере навязали, иначе нельзя было объяснить ее политические успехи. Таким образом, мы видим, что трактовки близких по значению исторического и мифологического образа женщины исходят из разных предпосылок и, в итоге, значительно разнятся.



